Проект "Волшебный мир бисера"
проект (5 класс) на тему

Неркаги Александра Прокопьевна

Работа с бисером и плетение вязаными нитками относится к древним видам рукоделия. Изделия, выполненные из бисера и плетение вязаными нитками разнообразные по форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения свидетельствуют о природном таланте, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран.

Народы Севера используют бисер как основной и дополнительный материал в рукодельных работах. Изготавливают кошельки, косметички, узоры, которыми декорируют одежду, обувь, мужские пояса т.д. для бисерного орнамента используются в основном техника низания «в крестик», вышивка по разному материалу, сетчатое плетение. В этих бисерных работах находят отражения узоры, встречающиеся в изделиях, выполненных из сукна, меха. Узоров применяющих в бисером рукоделии – великое множество. Они состоят из орнаментов, сочетания самых разнообразных геометрических, растительных и животных элементов. Каждый элемент орнамента является символом. Система символов в дохристианский период складывалась у наших предков в результате поклонения силам и явлениям природы: солнцу, ветру, огню, воде которые отождествлялись с божествами. Все элементы орнаментов, как правило, несли обережный смысл: с их помощью люди стремились защитить себя от злых духов, сглаза, порчи, болезни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_bisera.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  

«Волшебный мир бисера»

Кружок «Мастерица»

Возраст обучающихся: 10-13 лет

Научный руководитель:

Неркаги Александра Прокопьевна

Паспорт проекта

Название проекта

«Волшебный мир бисера»

Аннотация проекта

Проект «Волшебный мир бисера»  создан в рамках модели основного и дополнительного образования и  внеурочной деятельности

Фамилия, имя, отчество ответственного за предоставление творческого (интеллектуального) отчета по реализации проекта

Неркаги Александра Прокопьевна

Период реализации проекта (дата начала – дата окончания)

01.09.2016 – 30.05.2019

Основные цели и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей и личностных качеств воспитанников посредством занятия бисероплетением.

Задачи проекта:

В воспитании:

  • формировать у воспитанников общечеловеческие ценности: Жизнь, Здоровье, Добро, Родина, Успех, Труд, Познание, Человек, Творчество, Семья;
  • прививать интерес к культурному наследию своей Родины;
  • воспитывать культуру общения в коллективе.

В развитии:

  • способствовать творческому развитию личности ребенка;
  • развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;
  • развивать у детей моторные навыки, образное мышление, фантазию;
  • формировать эстетический и художественный вкус.

В обучении:

  • познакомить детей с историей возникновения и развития искусства бисероплетения;
  • обучить современным технологиям бисерного плетения, основам композиции и цветовидения.

Пояснительная записка к проекту

Работа с бисером и плетение вязаными нитками относится к древним видам рукоделия. Изделия, выполненные из бисера и плетение вязаными нитками разнообразные по форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения свидетельствуют о природном таланте, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран.

Народы Севера используют бисер как основной и дополнительный материал в рукодельных работах. Изготавливают кошельки, косметички, узоры, которыми декорируют одежду, обувь, мужские пояса т.д. для бисерного орнамента используются в основном техника низания «в крестик», вышивка по разному материалу, сетчатое плетение. В этих бисерных работах находят отражения узоры, встречающиеся в изделиях, выполненных из сукна, меха. Узоров применяющих в бисером рукоделии – великое множество. Они состоят из орнаментов, сочетания самых разнообразных геометрических, растительных и животных элементов. Каждый элемент орнамента является символом. Система символов в дохристианский период складывалась у наших предков в результате поклонения силам и явлениям природы: солнцу, ветру, огню, воде которые отождествлялись с божествами. Все элементы орнаментов, как правило, несли обережный смысл: с их помощью люди стремились защитить себя от злых духов, сглаза, порчи, болезни.

Актуальность  данного проекта заключается в том, что в настоящее время  утрачивают свою значимость подарки, сделанные своими руками. Многие  не умеют их делать или   предпочитают  купить готовое изделие. Но  финансовые возможности  не всегда позволяют это сделать. А изделия из бисера всегда модны и  актуальны. В магазинах они стоят очень дорого, но если  изготовить  самому, то можно сэкономить свой бюджет.

На занятиях рукоделия раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Проводится работа по расширению знаний и умений детей при разработке изделий, технического кругозора, развитие умственных способностей и физических сил. В практической деятельности у детей воспитывается любовь к труду, уважение к людям труда, деловитость, организованность, культура труда, чувство коллективизма.

Воспитанники способны осваивать приемы работы с бисером и плетение вязаными нитками. При помощи занятий дети овладевают элементарными навыками ручной работы, развивается мелкая моторика рук.

В рамках проекта предполагается реализация образовательной программы «Бисеринка».  Занятия проводятся в кружке «Мастерица». В реализации данной дополнительной образовательной программы  участвуют воспитанники начальной школы и среднего звена.

В этом возрасте формируется представление о труде и его необходимости, воспитывается культура труда и формируется рациональное планирование работы. Следует обратить внимание детей на организацию рабочего места и разумное использование материалов. Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности труда и охране здоровью.

Программа «Бисеринка» рассчитана на 2 года обучения,144 часа. По 1 учебному часу (занятие 40 минут) 1 раз в неделю.

На практических занятиях дети учатся пользоваться материалами, инструментами, получают навыки изготовления бисерных изделий, получают знания о видах бисера, его разнообразие. Также используются книги по бисерному рукоделию, в которых представлены различные изделия, схемы, подробно объясняющие способы плетения и сборки различных изделий. Книги пополняют знания детей полезными сведениями о различных видах украшений, о технике их использования.

Реализация программного материала предполагает широкий выбор педагогом форм организации и типов занятий. В процессе преподавания основ трудового обучения возможны занятия: занятие-образ на заданную тему.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Режим работы кружка должен быть согласован с режимом работы интерната, для регулярного посещения воспитанниками кружковых занятий.

Формы подведения итогов по проекту «Волшебный мир бисера»

С целью выявления степени освоения программы ребёнком, корректировки учебного процесса после изучения каждого раздела программы проводятся контрольные занятия в форме занятий-конкурсов, игр, викторин, праздников-сюрпризов, совместных занятий-мероприятий с родителями. Систематически организуются выставки работ детей, награждение лучших  воспитанников творческого объединения по различным номинациям.

Предусмотрено проектом подведение итогов  учебно-воспитательной работы и анализ творческих достижений воспитанников по участию в фестивалях, выставках, конкурсах по декоративно-прикладному творчеству.

Предполагаемые и ожидаемые результаты по реализации проекта

Первый год

Ожидаемые результаты

метод

методика

1.

Воспитанник будет знать:

- краткие сведения из истории возникновения и развития искусства бисероплетения;

- правила техники безопасности и правила пользования инструментами;

- основные приёмы плетения плоских и объёмных фигур на проволоке и леске;

- условные обозначения предлагаемых педагогом схем;

- основы композиции цвета, элементарные приёмы изменения предметного цвета при взаимодействии различного бисера в изделии

Беседа, тестирование

Беседа, инструктаж

Наблюдение

Контрольный срез

Наблюдение

Анализ работ

«Фигурки из бисера» (Белов А.В.)

2.

Воспитанник будет уметь:

-выполнять основные приёмы плетения плоских и объёмных фигур на проволоке и леске;

- правильно пользоваться рабочими инструментами (ножницы, иголки);

- сортировать бисер по форме, цвету и размеру;

- самостоятельно делать сборку изделий в единую композицию;

- завязывать узелок с использованием последней бусинки;

- делать застёжки в виде петельки и бусинки

Анализ работ

Наблюдение

Наблюдение

Контрольный срез

Наблюдение

Анализ работ

Оказывает помощь сверстникам и взрослым

Участвует в совместной трудовой деятельности

Аккуратен при выполнении работы

Доводит начатое дело до конца

Испытывает потребность в получении новых знаний

Добросовестно выполняет поручения и задания

Проявляет усидчивость и трудолюбие

Внимателен к другим людям

Опрос

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

опросник

«Личностный рост» (Кулешов И.В.)

опросник «Личностный рост» (Кулешов И.В.)

«Размышление о жизненном опыте» (Рожкова М.И.)

Второй год

Ожидаемые результаты

метод

методика

Воспитанник будет знать:

-  технику ажурного и «мозаичного» плетения;

- усложнённые варианты параллельного и  объёмного низания

Беседа

Анализ работ

Контрольный срез наблюдение

«Фигурки из бисера» (Белов А.В.)

Воспитанник получит навыки и умения:

- свободно пользоваться схемами из журналов, альбомов, буклетов;

- использовать в своей работе многокрасочную гамму цветов (холодные, теплые тона, ахроматические цвета);

- самостоятельно составлять различные по сложности композиции;

- чётко выполнять все приёмы бисероплетения, предусмотренные программой и умело использовать их в работе;

- свободно пользоваться терминами, предусмотренными программой;

- создавать собственные варианты украшений, фигурки на основе изученных приёмов

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Анализ работ

Анализ работ

Контрольный срез

Анализ работ

Целеустремлён, самостоятелен, проявляет инициативу

Уважительно относится к труду других людей

Стремится к творческому саморазвитию

Обладает оригинальным мышлением, богатым воображением

Опрос

Наблюдение

Наблюдение

Анализ работ

Наблюдение

Опросник «Личностный рост» Григорьева Д.В.

Результаты участия воспитанников в конкурсах:

Перечислить где дети участвовали или

Фотографии детских работ, грамоты дипломы

Список литературы

Для педагогов:

  1. Аполозева Л.М. Бисер. –   М., 2004.
  2. Артамонова Е.В. Бисероплетение. –  М., 2003.
  3. Артамонова Е.В. Украшения из бисера. –  М., 2000.
  4. Божко Л. Б. Бисер. Уроки мастерства. – СПб, 2002.
  5. Жукова О.Г. Бисерное рукоделие. –  М., 2008.
  6. Зайцева Л.В. Украшения из бисера. –  М., 2002.
  7. Исхакова Э.Ю. Плетение на леске. –  Ростов-на-Дону, 2004.
  8. Куликова Л.Г. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. –  М.,  2004.
  9.  Малена А.Н. Изделия из бисера: колье, серьги, игрушки. – М., 2001.
  10. Парамонова А.С. Примерная программа и методические рекомендации к курсу «Бисероплетение». –  МГПУ, 2006.
  11. Сидоренко С.В. Образовательная программа дополнительного образования детей» «Кудесница». –  Магнитогорск, 2008.
  12.  Юрова Е.С. Эпоха бисера в России. –  М., 2006.

Для воспитанников:

  1. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения. –  М., 2000.
  2. Гадаева Ю.В. Бисер Цветочки и фенечки. –  М., 2001.
  3. Лындина Ю.М. Украшения для девочки. –  М., 2001.
  4. Стародуб К.И. Плетение на проволоке. Сказочный мир бисера. Ростов-на-Дону, 2001.

Для родителей:

  1. Горина Г.С. Традиции вышивки в модном костюме. –  М., 2003.
  2. Зайцева Н.К. Бисерное рукоделие. –  М., 2000.
  3. Кораткова Л.Ю. Цветы из бисера. –  М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Саамская вышивка бисером.

Презентация по технике саамской вышивки. Подробное описание техники саамской вышивки,значения саамского орнамента, цвета, символов....

Творческий проект. Сакура.(Дерево из бисера) Презентация к проекту.

Одним из самых экономичных материалов в современно мире является бисер, он доступен практически всем. Чтобы изготавливать изделия из бисера не требуется специальная подготовка, а достаточно лишь...

ПРОГРАММА «Интеграция детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через включение в группу нормально развивающихся сверстников на занятиях по основам плетения из бисера»

Актуальностьпрограммы заключается в том, что она позволяет тренировать движения пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучш...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИСЕРА У ДЕТЕЙ, ОСВОИВШИХ ОСНОВНОЙ КУРС БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ.

В данном материале предложена методика изготовления колье в технике бисероплетения. Данное колье используется, как базовая модель. Путем использования предложенных схем ребенок сможет изготовить свое ...

Урок . Тема: "Украшение ожерелья пайетками, бисером, стеклярусом".

Ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Это большой и увлекательный мир творческих идей. Оригинальные укр...

Проект "Плетение из бисера"

 Содержание   Введение………………………………………………………….. Основная часть 1. Обоснование возникшей проблемы и её актуальность……… 1.Определение конкретной задачи и её формулировка………… 2.Схе...

Разработка урока "Чудеса из бисера" и презентация "Вышивка бисером"

Разработка урока и презентация, которая подробно рассказывает о видах бисера, программах, помогающих преобразовывать любой рисунок в схему для работы бисером....