Самоменеджмент (дисциплинированность, ответственность, самомотивация)
план-конспект на тему

Занятие с элементами тренинга для педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_obshcheniya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для педагогов

Тема: Самоменеджмент (дисциплинированность, ответственность, самомотивация)

Цель: содействовать развитию у педагогов стремления к совершенствованию, активизация у педагогов осознанных усилий, направленных на развитие самодисциплинированности и ответственности.

Содержание

Участ-

ники

Примечание

1

Вводная часть

1. Упр. «Шестерка» 

Очень простая и веселая игра, помогающая участникам потренировать внимание и сообразительность. Все игроки встают в круг. Каждый участник группы (начиная с ведущего) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три... Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков.

«Ежедневно мы ставим себе цель. Мы двигаемся каждый день, каждый шаг ведет к их достижению. Выстраиваем планы. Уточняем условия».

1.Упр. «Моя цель». «Давайте попробуем назвать цели сегодняшнего дня».  (озвучивают цели по желанию).

«Для достижения цели все равно надо что-то делать, а эффект скорее всего не будет моментальным. И вот, в какой-то момент мы готовы бросить все, мы теряем веру в себя. Нам не хватает побудительного мотива, чтобы дойти до нужного результата. Мы все реже и реже делаем нужные шаги и все чаще занимаемся другими делами. При этом мы все больше корим себя за отступление от цели и все меньше хотите достигать ее и дальше. А при том, мы понимаем, что цель важна для нас и актуальной останется до тех пор, пока мы ее не достигнем.

Мы сегодня будем говорить о том, что должно помогать нам в достижении наших целей, о самодисциплине, ответственности, самомотивации»

Общ. круг

Общ. круг

2

Основная часть.

Вед. «Известно, что в основе деятельности человека лежат определенные способности к труду, которые раскрываются понятиями дееспособности и работоспособности.

Дееспособность (физиологическая) – способность человека к различным, качественно разнородным видам труда: от простейших его видов (землекоп, дровосек) до более сложных, например водитель, токарь, еще более сложных (геодезист, наладчик аппаратуры), и совсем сложных: конструктор, инженер, программист, экономист, менеджер. Дееспособность проявляется в развитии и освоении различных видов физической и умственной деятельности, в различном сочетании этих видов труда.

Работоспособность способность человека выполнять точно специфическую работу в течение длительного времени без снижения ее качества и уровня производительности труда. Учитывая разные уровни физической и психической тренированности людей к профессиональной (специальной) деятельности, следует понимать и разный уровень работоспособности. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, психологической настроенности, физической силы, чувства ответственности и сознательного отношения к делу, от взаимоотношений работника с окружающими его людьми. Таким образом, на работоспособность оказывают влияние следующие факторы:

  1. рефлекс цели – как заранее осмысленный результат его будущей работы;
  2. мотивы – повод, побудительные причины;
  3. эмоции – чувства, переживания.

Мы поговорим об одном из факторов – мотивации.

Мотивация сама по себе не обеспечивает успеха в любой деятельности, в том числе и педагогической. Но добиться чего-либо без собственной заинтересованности данной деятельностью невозможно. Прежде всего, нужно попытаться найти ответы на следующие вопросы:

·      -какие условия необходимо создавать самим для мотивированного поведения;

 - как, несмотря на психологические, умственные и физические перегрузки, быть постоянно в тонусе;

·     - как вовремя заметить и решить проблемы с собственной мотивацией на работе;

·      -как организовать трудовой процесс таким образом, чтобы собственный энтузиазм не угасал, несмотря на любые внешние факторы.

  1. Упр. «Копилка мотиваторов». Каждый на листе бумаги пишет самомотиватор (побудительную причину, повод), который помогает ему организовать свою деятельность так, чтобы достичь цели. Листы с мотивами складываются в коробочку, затем зачитываются.

Вывод: мотивация – вещь непостоянная и зависит от многих факторов, с разной силой влияющих на нее.

Результат процесса мотивации – это сумма различных факторов. К ним относятся:

·        - собственное желание и стремление работать добросовестно, плодотворно и с полной внутренней отдачей (внутреннее побуждение, которое должно быть сильнее любых негативных внешних факторов);

·       - самоэффективность (нужно выстроить жизнь по собственному велению внутреннего голоса, стараясь полагаться  только на себя);

·      -   психологическая перспектива (она определяет, какие цели в жизни мы выбираем в зависимости от того или иного жизненного этапа);

·       -  наши эмоции (во время принятия жизненно важного решения они служат нашим «внутренним советчиком»).

Главный гарант успеха – способность мотивировать самого, т.е. сосредоточиться на привлекательных и интересных целях и поддерживать в себе мотивацию, добиваясь их.

2. Упр. «Кнут или пряник?» (практикум по самомотивации)

В нескольких словах опишите вашу обычную работу или домашнюю обязанность, которую вы считаете неинтересной и обременительной, и постоянно откладываете ее выполнение. Заполните первый или второй пункт бланка. (1 минута)

Подумайте хорошо, что Вы испытываете при этом. Закройте глаза и представьте все чувства, которые в Вас есть при воспоминании о работе/обязанности. Почему Вы не можете свыкнуться с этим делом, почему эта работа или домашняя обязанность Вам неприятна? Заполните 3 пункт бланка.

Как сейчас Вы могли бы мотивировать себя на выполнения этой работы/обязанности? Что бы смогло Вас убедить выполнить это сейчас? Не торопитесь, посидите в полной тишине, наедине со своими мыслями по данному вопросу. Эту деятельность я постоянно откладываю в долгий ящик, несмотря на то, что мне необходимо ее выполнить. - Настройте себя на положительный итог: ярко представьте выгоды от того, если Вы прямо сейчас сделаете это дело. Что Вы получите? Наверняка вы решите для себя еще одну еще одну очень важную проблему, вы приобретете дальнейшую свободу и сможете спокойно заниматься любимыми делами, вы заработаете больше денег, вы повысите свою эффективность и т.д.

-Уменьшите негатив от работы/обязанности. В этом нет ничего очень сложного, только подумайте – этим занимаются миллионы людей ежедневно и это не так уж и сложно. Если вы сейчас сядете и сделаете это, вы приобретете кучу выгод…в конце концов вы будете просто горды собой. Только подумайте – вечером, лежа в кровати и вспоминая события прошедшего дня, вы с гордостью сможете обнаружить, что день прожит на продуктивной волне. А если бы вы не сделали это – обязанность переносится на следующий день и так далее…приятно ли Вам от таких мыслей? Заполните 4 пункт бланка.

- Теперь немедленно приступайте к Вашей неприятной работе/обязанности. Разбейте ваше дело на маленькие кусочки.

Заполните 5 пункт бланка

Выполняя первый пункт плана ваша главная цель – достичь второго пункта!

Следуйте далее по списку явно представляя, какое удовлетворение Вам принесет осознание того, что вы себя победили и выполнили свое неприятное дело. Это простое упражнение на повышение самомотивации поможет Вам преодолеть лень и синдром “откладывания на потом”».

Обсуждение:

- Кто заполнял первый пункт бланка? Кто второй? (сравнили количество неприятной работы дома и в ДДТ)

- Кто готов поделиться секретами самомотивации?

«Естественно, мы сами и несем ответственность за то, чтобы контролировать выполнение цели, похвалить себя или подстегнуть. Значит, нам необходимы самодисциплина и способность похвалить себя.

Самодисциплина это способность заставить себя действовать независимо от вашего эмоционального состояния.

В развитии навыка самодисциплины важна поэтапность, то есть последовательное изменение нагрузки. Не нужно сразу взваливать на себя нереальную цель. Это также как, если Вы придете в спортзал и сразу возьмете на жим веса более 50 кг…это как минимум, будет выглядеть нелепо и ни к чему хорошему, кроме неудач и травм не приведет.

 Например, если Вы  встаете с постели только в 8 утра, сможете ли вы вставать в 5 утра? Наверное, нет. Но смогли бы вы приучить себя вставать в 7:45 утра? Очень вероятно. И как только вы это сделаете, не могли бы вы увеличить свой прогресс до 7:30 или 7:15? Конечно!

А сейчас потренируемся в умении похвалить себя. На листочек выпишите что-то хорошее о себе. Писать можно о личных качествах или о  рабочих. Написать необходимо не менее 2 хороших качеств, пояснить почему.

Затем листочки передаются по кругу, каждый дописывает хорошие качества другого.

 Прочтите все, что Вам написали. Настроение улучшилось? Захотелось творить?

Теперь Вы понимаете, как важно хвалить себя? Каждый день, каждое действие должны быть отмечены похвалой самому себе. Заведите себе такую привычку и Вы заметите, как сильно продвинутся и все ваши дела.

Также, одним из способов похвалы может выступать материальное стимулирование: деньги, дорогие шоколадные конфеты, стакан шотландского односолодового виски, значок для коллекции. За каждое действие, направленное на достижение поставленной перед Вами цели, награждайте себя. Выберите то, что Вам по душе и по карману. Главное, если будете награждать себя алкоголем – не увлекаться.

А теперь, чтобы совсем войти во вкус похвалы самого себя, давайте создадим ритуал. Берем в руки материальную награду и с выражением говорим:«Награждается Иван Иваныч за то, что уверенно идет к достижению своей цели и вообще, за то, что он молодец и смету составил быстро и без ошибок, и жене посуду помыть помог, и умеет держать себя в руках…» Говорите все, что хотите, лишь бы только хорошее. И после этих слов  торжественно вручаем награду самому себе».

Инд. работа

Инд. работа

Инд.

Общ. круг

Приложение 2

Бланк в приложении 1

Лист бумаги каждому

Текст речи в приложении 3

3

Заключительная часть

 Педагогам предлагается по кругу показать на пальцах, исходя из 10-бальной системы оценки:

  • Их эмоциональную удовлетворенность от проведенного тренинга
  • Полезность информации и опыта с точки зрения возможности их практического применения.

Общ. круг

 

Составили: педагоги-психологи  ДДТ    Интер О.В., Кравцова С.Н.  

Приложение 1

СОБСТВЕННОЕ ЖЕЛАНИЕ

+

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ

+

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

+

НАШИ ЭМОЦИИ

МОТИВАЦИЯ

Приложение 2

1. На работе
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

2. Дома

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Почему вы не можете свыкнуться с этим делом? Запишите ответ:

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________
4. Если в итоге я выполняю эту работу/обязанность, что мне это дает?

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

5. Какой план выполнения Вашей работы/обязанности? Разбейте ваше дело на маленькие кусочки.

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

Приложение 3

«Награждается ______________________________________________________

                                                                   (кто)

    _________________________________________________________________

(чем)

за то, что ___________________________________________________________»

                                          (за что)

                                 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к родительскому собранию по теме «Ответственность и дисциплинированность детей».

В работе рассматриваются основные пути формирования в детях ответственности и дисциплинированности....

Воспитание дисциплинированности у школьников, как фактор становления коллектива

Теоретическое обоснование основной идеи педагогического опыта.          Тема: «Воспитание дисциплинированности у  школьников, как фактор становл...

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ОВЛАДЕНИЯ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

Доклад на научно-практическую конференцию:Объект исследования: отношение учащихся колледжа к дисциплине.Предмет исследования: взгляды педагога-новатора А.С. Макаренко на дисциплину.Методы исследования...

Акция «Дисциплинированный водитель»

Цель: Профилактика дорожно-транспортного травматизма в городе....

Диагностическая программа изучения уровня дисциплинированности воспитанников с ОВЗ

Данная программа предназначена для изучения уровня дисциплинированности воспитанников с ОВЗ....

Презентация диагностической программы изучение уровня дисциплинированности воспитанников с овз

Презентация предназначена для демонстрации диагностической программы изучения уровня дисциплинированности воспитанников с овз....

Классный час "Ответственность и дисциплинированность"

Проблема дисциплины и ответственности в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обо...