ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ОВЛАДЕНИЯ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
статья по теме
Доклад на научно-практическую конференцию:
Объект исследования: отношение учащихся колледжа к дисциплине.
Предмет исследования: взгляды педагога-новатора А.С. Макаренко на дисциплину.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетный опрос учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distsiplinirovannost_uchashchikhsya_kak_uslovie_ovladeniya_klyuchevymi_kompetentsiyami.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ОВЛАДЕНИЯ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
Т.И. Давыдова
преподаватель, колледж УУИЖТ
ИрГУПС
Объект исследования: отношение учащихся колледжа к дисциплине.
Предмет исследования: взгляды педагога-новатора А.С. Макаренко на дисциплину.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетный опрос учащихся.
В связи с введением новых образовательных стандартов в системе образования РФ осуществляется системный переход от традиционного формирования знаний, умений и навыков к формированию профессиональных компетенций.
Выпускник образовательного учреждения, обладающий только «некоторой суммой знаний и умений» уже не представляет для потенциального работодателя коммерческого интереса. Одними из составляющих профессиональных компетенций являются ключевые компетенции, которые подразделяются на ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.
Ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности.
Ключевые компетенции проявляются в комплексе действий. Выпускник образовательного учреждения должен:
1. уметь решать проблемы;
2. самостоятельно заниматься своим обучением.
3. уметь противостоять неуверенности и сложности;
4. занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
5. уметь сотрудничать и работать в группе;
6. нести ответственность;
7. уметь организовывать свою работу;
8. доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений
9. показывать стойкость перед трудностями
10. уметь находить новые решения
Перечисленный комплекс действий ключевых компетенций, может осуществить специалист только с формированными волевыми качествами, такими как, самостоятельность, инициативность, ответственность, организованность, дисциплинированность.
Перечисленные волевые качества являются личностными характеристиками, которые складываются под влиянием всего комплекса мер воспитательного и образовательного воздействия с учетом заложенного в личности потенциала, а также с учетом уже сформировавшихся свойств характера. В этой связи параллельно с обучением учащихся по современным методикам модульно-компетентностного подхода необходимо целенаправленно воспитывать их волевые качества. Отсутствие либо слабая сформированность этих качеств затруднит и понизит эффективность модульно-компетентностного подхода в обучении, которое основывается, прежде всего, на самостоятельном ответственном и активном участии самого студента.
Самостоятельность и ответственность как свойства личности являются составляющими дисциплинированного характера. Дисциплинированный характер можно формировать только тогда, когда у студентов присутствует полное понимание того, что такое дисциплина и для чего она нужна.
Для изучения понимания учащимися цели дисциплины, в колледже УУИЖТ был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 134 студента всех курсов обучения. Анкета включала в себя 4 вопроса. Первые два вопроса касались понятия дисциплины и цели ее соблюдения.
Согласно, опросу 17% респондентов под дисциплиной понимают банальное послушание, внешнюю привычку к соблюдению некоторых правил.
83% респондентов понимают правильно, что такое дисциплина. Дисциплина – это результат воспитательной работы, цель которой развитие самостоятельности и активности учащихся.
На вопрос: «С какой целью требуют соблюдение дисциплины в учебном заведении?» ответы были даны в похожей пропорции
13% - порядок, удобства, внешнее благополучие
87% - работоспособность студента и учебной группы, сосредоточение на учебе.
Данные результаты опроса, свидетельствует о том, что большинство студентов правильно понимают суть дисциплины. Правильное понимание цели дисциплины будет являться первым шагом на пути формирования дисциплинированности, как устойчивого качества личности.
Следующий вопрос: «Считаете ли вы себя дисциплинированным человеком?» был задан с целью охарактеризовывания учащихся себя как дисциплинированных или недисциплинированных студентов. На данный вопрос 46% респондентов ответили положительно, 3% респондентов ответили отрицательно, 51% ответили «иногда считаю себя дисциплинированным». Последний ответ занимает пограничное положение между «да» и «нет» и звучит неопределенно. К сожалению, как бы, наверное, не хотелось студентам, нельзя быть дисциплинированным иногда, или наполовину. Студенты так ответившие ставят под сомнение свою дисциплину. Иногда дисциплинированные студенты, это уже недисциплинированные студенты, поэтому данный результат опрошенных студентов, ответивших «иногда», необходимо отнести к отрицательному ответу. В результате процент отрицательных ответов составил 54% против 46% положительных ответов.
Хорошая дисциплина является одним из важнейших условий успешного обучения и нравственного воспитания. В связи, с чем становится актуальным вопрос: «Как воспитать дисциплинированных учащихся, чтобы дисциплинированность стала составной частью их характера, а не просто чисто внешней привычкой к соблюдению некоторых правил.
Дисциплинированность является сложной чертой личности. Процесс ее формирования является комплексным, он требует длительной работы, воли и настойчивости со стороны педагогов, определенных усилий со стороны учащихся.
В наши дни среди педагогических работников существуют самые разные взгляды на методы воспитания дисциплинированности, некоторые из которых основываются на педагогических трудах Антона Семеновича Макаренко.
В данном докладе освещаются взгляды Макаренко на воспитание дисциплины, которой он отводил большую роль в формировании личности.
Педагог отмечал, что дисциплинированным человеком в обществе можно назвать только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение до конца, несмотря на трудности и неприятности. Таким образом, дисциплина в понимании Макаренко – это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и вдохновляет к новым победам и достижениям.
По мнению А.С. Макаренко основанием дисциплины является решительное требование соблюдения дисциплины без всяких теорий. Сущность своего педагогического опыта он определил в краткой формуле « как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Без систематических, строго продуманных требований педагога нельзя себе представить организацию учебной, трудовой и общественно полезной деятельности учащихся. Требования к учащимся должны быть едины и согласовываться с Правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения. Нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся глубоко осознали суть дисциплинарных требований учебного заведения и для этого вести систематическую работу по разъяснению сущности дисциплины.
Интересны суждения Макаренко по поводу формы высказывания требования. Требование по его взгляду должно быть «неломающееся и негнущееся» высказано решительно, искренне, открыто, убежденно без колеблющихся уговариваний. Данная форма высказывания продуктивна, поскольку при некоторой доле осознания учащимися того, что преподаватель все-таки прав, дает устойчивый эффект внушения.
Макаренко считал, что требование, высказанное в форме, не допускающее возражений, необходимо только на первое время в коллективе. Следствием такого требования вначале станет сознательная дисциплина некоторых учащихся из числа активистов. В дальнейшем необходимость поддерживать педагогу требование отпадет сама собой, так как требовать уже будет коллектив. Макаренко считал, что воспитать дисциплину можно только в случае воздействия на весь коллектив, который будет являться орудием формирования активной творческой личности.
Итоговым победным результатом коллективного требования должно стать требование свободной личности к самой себе.
Параллельно с требованиями к учащимся должно идти объяснение теории морали, но оно, ни в коем случае не должно подменять требования. «Там, где вы нашли случай теоретизировать, рассказать детям, что нужно сделать, там вы должны это сделать. Но там, где вы должны потребовать, вы никаких теорий не должны разводить, а должны требовать и добиваться выполнения ваших требований». Но только на одни теории морали рассчитывать нельзя, так как результат они дают чрезвычайно слабый. Поскольку, если учащимся упорно доказывать необходимость дисциплины словесно, то рано или поздно слова перестанут действовать. Воспитание дисциплины только при помощи рассуждений и убеждений может обратиться в бесконечные споры.
Учащимся постоянно необходимо разъяснять, что наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива, подчеркивать тесную связь дисциплинированности и успехов в будущей профессиональной деятельности и жизни в целом.
Вернемся к опросу мнений учащихся о дисциплине.
С целью определить насколько студенты осознают связь дисциплинированности и успешности личности, в анкету был включен следующий вопрос:
«Согласны ли вы с мнением, что дисциплинированный характер залог успешности человека в профессиональной деятельности и в жизни?»
57% учащихся ответили на это вопрос положительно
36% учащихся дали отрицательный ответ
7% частично согласны с данным мнением.
Отрадно заметить, что большинство респондентов наблюдают тесную связь дисциплинированности и жизненных успехов, что, несомненно, означает их готовность к самовоспитанию этого качества.
Требование – необходимый элемент дисциплинированного коллектива, но не единственный. Кроме требования А.С. Макаренко выделял такие методы воспитания дисциплины, как наказание и поощрения.
Главный смысл наказания педагог видел в том, что оно должно « разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов. «Сущность наказания в том, что человек переживает то, что он осужден коллективом, зная, что он поступил неправильно, т.е. в наказании нет подавленности, а есть переживание ошибки. «Наказание - очень трудная вещь, оно требует от педагога огромного такта и осторожности»,- подчёркивал А.С.Макаренко.
О поощрениях Макаренко говорит крайне мало. Он отмечает, что поощрение как и наказание должно носить социальный характер. Макаренко был против каких-нибудь искусственных поощрений и излишних наград. Главная похвала - признание правильности действий ребенка, причем признание от лица коллектива. Лучшим поощрением, по его мнению, должна служить благодарность, объявленная приказом перед всем коллективом. Именно поэтому А.С.Макаренко советовал и педагогам, и в особенности родителям использовать поощрение нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. Вместе с тем Макаренко отстаивал необходимость выработки в коллективе определённых традиций, связанных с поощрением и наказанием.
В заключении хочу представить элементы логики дисциплины, выведенные А.С. Макаренко, которые он представлял своим воспитанникам как теоремы и аксиомы дисциплины:
Во-первых, дисциплина необходима коллективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;
Во-вторых, дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек развивался, чтобы воспитывал в себе умение преодолевать препятствия и совершать трудные
работы и подвиги, если к подвигам призовет жизнь;
В-третьих, в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива;
В-четвертых, дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива;
В-пятых, дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своем праве, путях и возможностях именно для каждой отдельной личности;
В-шестых, дисциплина проявляется не тогда, когда человек делает что-либо для
себя приятное, а тогда, когда человек делает что-нибудь более тяжелое,
неожиданное, требующее значительных напряжений. Это он делает потому, что убежден в необходимости и полезности этого дела для всего коллектива.
Эти простые положения должны быть известны всем учащимся как положения, совершенно не подлежащие сомнению. К их категорическому выражению нужно всегда возвращаться, как только в коллективе возникают тенденции, им противоположные.
Бытует мнение, что педагогика Макаренко устарела, что она была актуальна в эпоху, когда страна голодала, когда по подвалам прятались беспризорники, а жизнь в коммуне виделась как близкий идеал. Конечно, в наше время многое изменилось. Но если судить по-крупному, то его педагогика даже не сегодняшняя, а завтрашняя. Идеи Макаренко можно применять и сейчас с учетом современных реалий, поскольку основы его воспитания незыблемы и содержат идеи, которые человечество пронесло через все время своего существования.
Библиографический список
1. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // Вестник образования - Модернизация российского образования. - 2003.
2. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Политиздат, 1988.
3. Савин Н.В. Педагогика.- М.: Просвещение, 1978 .
4. Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций в условиях сельской школы"
Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и ...
Презентация "Использование ИКТ-технологий как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики"
Работа была представлена на Областной научно-практической конференции "Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся в условиях введения ...
Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС
Выступление на педагогическом совете школы по теме"Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями ФГОС"...
Взаимосвязь компетенции и квалификации.Ключевые компетенции.Условия возникновения ключевых компетенций.
Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований....
Виртуальный музей педагогического колледжа как условие формирования ключевых компетенций через организацию самостоятельной работы студентов.
Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность. Развитие этого качества приводит к развитию личности в целом. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется ...
Педагогический проект "Метод учебных проектов как условие формирования ключевых компетенций учащихся на уроках технологии
Цель педагогического проекта: систематизировать, методически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения технологии метода проектов для формирования ключевых компетенций учащихся ...
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
В условиях введения новых ФГОС использование технологии групповой работы на уроке становится необходимостью, так как групповая работа позволяет создать благоприятные условия для формирован...