Классный час "Ответственность и дисциплинированность"
классный час (10 класс) на тему
Проблема дисциплины и ответственности в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ответственность и дисциплинированность | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Ответственность и дисциплинированность»
Подготовила: Дегтяренко А.В
Актуальность: Одним из основных условий организации любой деятельности является обязательное достижение успеха в ее осуществлении обучающимися. Нужно следить за тем, чтобы обучающийся выполнял задание в срок и до конца, приучать к тому, чтобы он сам учился планировать и контролировать свою деятельность. При этом следует обращать внимание на воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, настойчивости в выполнении поручений, в подготовке домашнего задания. Необходимо стремиться к тому, чтобы обучающиеся переживали чувство ответственности за результаты своей работы перед взрослыми и друг другом.
Проблема дисциплины и ответственности в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Ученики стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность преподавателей, которые понимали, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности обучающихся. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы дисциплины и ответственности в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.
Цель: способствовать развитию у студентов чувства ответственности и дисциплинированности;
Задачи:
- содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
- помочь учащимся осмыслить и значительно расширить понятие об ответственности и соблюдения учебной дисциплины
- формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;
- развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.
Ход мероприятия
Доброе день! Начиная наше занятие, давайте обратимся к латинской поговорке «Perasperaadastra» («Через тернии к звездам»). Как вы понимаете это высказывание? Как вы понимаете слова «звезды», «тернии»? (Звезды – это цель, к которой стремится человек: семья, карьера, уважение в обществе, хорошие условия жизни и т. д.).
- Наша жизнь – это лестница, которую необходимо пройти, чтобы добиться чего-либо, дойти до своей звезды. Пройти каждую ступеньку. А к какой звезде мы с вами идем сейчас? (знания, образование, диплом)
Все мы хотим добиться в жизни успеха. Но для этого вам необходимо быть успешным человеком. Давайте вместе составим портрет успешного человека. Перечислите, пожалуйста, качества, которыми должен обладать успешный человек:
- организованность,
- исполнительность,
- ответственность,
- коммуникабельность,
- честность,
- искренность,
- трудолюбие и пр.
- целеустремлённость,
- самостоятельность,
- пунктуальность,
- толерантность,
- аккуратность,
- инициативность
А может ли человек быть ответственным, не соблюдая при этом дисциплину? Почему?
Да, действительно понятия «ответственность» и «дисциплина» неразрывны между собой.
Сформулируйте тему нашего классного часа.
Тема «Ответственность и дисциплинированность»
В условиях рынка не только каждый отдельный человек, но и предприятие в целом, не сможет достичь успехов в конкуренции, если в трудовом коллективе не будет установлена дисциплина, которая основывается на коллективной и личной заинтересованности работников в высоких конечных результатах деятельности.
- Что такое дисциплина? (Обсуждения учащихся).
Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, который отвечает нормам и правилам морали.
- Вы нарушаете дисциплину?
- Дисциплина должна стать необходимым условием нормальной жизни коллектива, внутренней потребностью каждого, создаваться и поддерживаться всеми учениками.
Вы понимаете, что необходимо соблюдать дисциплину, но нарушаете правила поведения на уроках, переменах, на общественных мероприятиях.
- Ребята еще есть такое понятие как самодисциплина. Это не только соблюдать правила поведения, но и большая, трудная работа над собой.
Самодисциплина подобна мышцам. Чем больше вы тренируетесь, тем сильнее становитесь. Чем меньше вы развиваете её, тем слабее становитесь. Основной метод развития самодисциплины состоит в решении задач, которые вы можете успешно выполнить.
- Групповая работа: Каждая группа получает задание. Поставьте перед собой и запишите задачу и план ваших действий, чтобы успешно решить эту задачу.
- Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам на подготовку домашнего задания по всем предметам нужно затрачивать 3 часа.
Задача.
Действия
- Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам нужно самим без помощи других вставать утром в нужное время.
Задача.
Действия
- Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам нужно по математике за полугодие получить пять.
Задача.
Действия
- Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам на каждом уроке соблюдать дисциплину.
Задача.
Действия
Обсуждение результатов работы в группах.
Известный педагог В.А.Сухомлинский советовал обучающимся, как научиться властвовать собой, воспитывать самодисциплину: «Тебе не хочется подниматься в семь часов, разгневайся на себя, заведи будильник на шесть, поднимись с постели мгновенно, как только услышишь звонок. Сделай зарядку, умойся, оботри тело влажным полотенцем, пойди в сад, полей цветы, посмотри, как поднимается солнце, присмотрись, как пробуждается природа, потом сядь за книгу, почитай, потом рисуй… Ты убедишься, как это радостно – заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих влечений. Пусть не хочется отступит – ты почувствуешь себя хозяином своей воли…».
Наша основная задача сегодня, понять, как дисциплинированность помогает в работе, какие меры ответственности предусмотрены за её нарушение или виды поощрения, за её неукоснительное выполнение.
Предлагаю обратиться к тексту ст.189 Трудового Кодекса РФ (стр. 103 - 104) и узнать, что такое трудовая дисциплина и кто её устанавливает.
Трудовая дисциплина – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным администрацией предприятия в соответствии с ТК РФ.
Как вы думаете, почему в современных условиях значение трудовой дисциплины возрастает?
Обобщая ответы, педагог подчеркивает, что чем глубже разделение труда на производстве и сложнее оборудование, тем важнее слаженность в работе и соблюдение трудовой дисциплины.
Значение трудовой дисциплины в том, что она:
- способствует работе без брака,
- позволяет работнику проявлять инициативу,
- повышает производительность труда,
- обеспечивает охрану здоровья работников,
- способствует рациональному использованию рабочего времени каждого работника и всего трудового коллектива.
За образцовое выполнение трудовых обязанностей, и безупречную работу применяются поощрения.
Виды мер поощрения:
- объявление благодарности,
- выдача премии,
- награждение ценным подарком,
- награждение почетной грамотой,
- представление к званию лучшего по профессии и др.
- награждение орденами и медалями, почетными грамотами различных вышестоящих органов, нагрудными значками,
- присвоение почетных званий и званий лучшего работника по данной профессии.
За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, применяет дисциплинарные взыскания.
Виды дисциплинарных взысканий:
- замечание,
- осуждение,
- выговор или строгий выговор,
- снятие с должности,
- увольнение.
Вывод: Недисциплинированные люди относятся к выполнению своих обязанностей безответственно.
Давайте сначала разберемся с понятием «ответственность».
Ответственность - что это такое? Перед кем, чем и за что можно быть ответственным, почему, и куда эту ответственность надо нести? Ответственность – понятие с одной стороны, эфемерное, призрачное и нематериальное. С другой стороны, ответственность – очень даже материальная, тяжёлая штука, всем хорошо знакомая.
Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил.
Ответственность – это обязанность что-либо сделать и принятие последствий нарушения этого обязательства.
В словаре русского языка: «ответственность – обязанность, необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках и т.п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего либо». Ответственность: это определённость, надёжность, честность; это осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; это готовность действовать рационально для блага людей. Ответственность — это не вина, это уверенность.
Подберите однокоренные слова к слову ответственность(ответственность – ответ – отвечать).
Слово отвечать употребляется с предлогами: ЗА и ПЕРЕД
Теперь хотелось бы узнать, за что и перед кем (чем) вы сами отвечаете в своей жизни. Возьмите листочки бумаги и ,пока играет музыка, напишите, за что и перед кем в своей жизни вы несёте личную ответственность. (Я лично отвечаю за…, я отвечаю перед …)
Все мнения фиксируются на доске в виде кластера. Идёт обсуждение. Хором прочитываются все ответы.
Вывод: человек отвечает в первую очередь сам за себя: за своё здоровье. За свои поступки. За свою судьбу..
Перед кем нам приходится отвечать в своей жизни? ( Перед родителями, перед педагогами, перед законом, перед Родиной, перед своей совестью)
А теперь новое задание. Подберите всевозможные прилагательные-определения к слову «ответственность» ( Ответственность налоговая, административная, уголовная, юридическая, нравственная)
Какой вид ответственности стоит для человека на первом месте? Нравственная ответственность - самая важная. Если человек живёт в ладу с своей совестью, ему не придётся нести ни административную, ни уголовную ответственность.
Работа в группах :
А как безответственность может повлиять на вашу работу?
- Вы работаете водителем автобуса. Вам приходится каждое утро рано вставать и идти на работу. Иногда так хочется поспать, но вы прекрасно понимаете, что если вы не выйдете на работу или опоздаете, то … Как вы думаете, что тогда будет?
- Вы отвечаете за подготовку сельскохозяйственной техники к посевному сезону. Что будет, если вы безответственно отнеслись к проверке техники?
- Вы работаете трактористом на крестьянско-фермерском хозяйстве. Чтобы вовремя закончить посевной сезон вам приходится работать не только днем, но и ночью. Вы знаете, что надо торопиться, пока не начались ливневые дожди. А как вы думаете, что было бы, если бы вы сказали, что не хотите сейчас работать?
Безответственность, как раковая опухоль, разъедает общество, несет гибель людям. Причем на всем пространстве нашего бытия: от полетов космических кораблей, воздушных лайнеров и работы гигантских производств до …. увеселительных заведений и падающих с крыш домов на головы прохожим сосулек, что так же приводит к гибели людей и увечьям. Таково, к сожалению, наше нынешнее общество с его тотальной безответственностью. И мрачный ряд катастроф, виной которых «человеческий фактор», не заканчивается. На лицо бесстыдное игнорирование государственной, технологической и личной дисциплины, полное отсутствие ответственности за сотворение греха.
Создание благосостояния невозможно до тех пор, пока мы не осознаем, что только мы сами за все в ответе. Мы сами, а не государство, не обстоятельства, не партнер, не наше воспитание, не наше здоровье, не наша финансовая ситуация — ответственность всегда лежит на нас самих.
Представьте себе апельсин, что получится из него, если я аккуратно его выжму? "Глупый вопрос, — скажете вы, — естественно, апельсиновый сок". Правильно. А что будет из того же апельсина, если я его раздавлю? апельсиновый сок. А если я ударю им о стену? снова апельсиновый сок.
Апельсин не отвечает за то, что с ним происходит, но он отвечает за то, что из него выходит. Он отвечает всегда тем, что в нем есть.
Так же и мы ответственны за то, что в нас происходит,— за нашу позицию и за то, как мы реагируем на случившееся.
Быть ответственным — значит быть в состоянии дать ответ.
Степень самостоятельности, ответственности в выборе профессии, жизненного пути – свидетельство моральной и гражданской зрелости молодого человека. Каждый человек ответствен. Каждый человек должен. Есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произносишь, за друга.
Главное - человек должен взять ответственность на себя за все, что происходит с ним в жизни и перестать быть жертвой обстоятельства в своих представлениях и ощущениях действительности. А в профессиональной деятельности взять ответственность за результат своей деятельности на себя, не перекладывая ответственность на другого человека.
Ответственность — это когда человек отдает себе отчет, что все, что происходит в его жизни, его состояниях, его эмоциях, его событиях на работе и в личной жизни — это все результат, это все следствие его поступков, его действий, его способа смотреть на мир.
Тест
СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЕСТИ ДЕЛА?
Выберите в каждом из семи пунктов по одному определению ваших качеств более всего вам подходит.
Поставьте очки
а) - 4
б) - 3
в) - 2
г) - 1
1.ИНИЦИАТИВА
а) ищете дополнительные задания
б) находчивы, смекалисты при выполнении задания
в) выполняете необходимый объём без указания руководства
г) безынициативны, ждёте указаний
2.ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ
а) позитивное начало, дружелюбное отношение к людям
б) приятны в обхождении, вежливы
в) иногда с вами трудно работать
г) сварливы и некоммуникабельны
3.ЛИДЕРСТВО
а)сильны, внушаете уверенность и доверие
б) умело отдаёте эффективные приказы
в) ведущий
г) ведомый
4.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
а) проявляете ответственность при выполнении поручений
б) соглашаетесь с поручениями (хотя и не без протеста)
в) неохотно соглашаетесь с поручениями
г) уклоняетесь от любых поручений
5.ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ
а) обладаете даром убеждения, умением выстраивать факты в логическом порядке
б) способный организатор
в) средние организаторские способности
г) плохой организатор
6.РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
а) быстры и точны
б) основательны и осторожны, осмотрительны
г) быстры, но часто делаете ошибки
г) сомневаетесь и боязливы
7.УПОРСТВО
а) целеустремленны, не пасуете перед трудностями
б) предпринимаете постоянные усилия
в) средний уровень упорства и решимости
г) почти никакого упорства
После суммирования баллов определите оценку потенциальных возможностей.
Отличные – 25-28
Очень хорошие – 21-24
Хорошие – 17-20
Средние – 13-16
Плохие – 12 и меньше
А в заключении, я хочу вам рассказать одну интересную историю:
Как-то раз один неудачник обратился с вопросом к успешному человеку:
– Мне постоянно не везет. Как ты думаешь, в чем причина?
В ответ успешный человек спросил:
– А в чем именно тебе не везет?
– Да во всем, – ответил неудачник. – Вот, например, вчера я опоздал на работу и получил от начальника выговор.
– А почему ты опоздал? – спросил успешный человек.
– Потому что вчера в пути на работу я попал в автомобильную пробку – ответил неудачник. И добавил: но я же в этом не виноват!
– Понятно, – сказал успешный человек, – в чем тебе еще не везет?
Неудачник подумал и говорит:
– Ну, еще я недавно разбил свою машину.
– А почему ты ее разбил, как ты думаешь? – спросил успешный человек.
– Потому что дорога была скользкая. И опять же, я в этом не виноват, мне просто как всегда не повезло – я же не знал, что внезапно ударит мороз и дорога обледенеет!
– Понятно, – сказал успешный человек. – В чем еще тебе не везет?
– Еще мне не везет в семейной жизни, потому что жена меня постоянно пилит.
– И в этом ты тоже не виноват? – спросил успешный человек.
– Конечно, не виноват! Разве я виноват, что у моей жены скверный характер?
– Всё понятно, – констатировал успешный человек, словно врач, который поставил диагноз.
– Что тебе понятно? – спросил неудачник.
– Понятно, что в своих неудачах ты прежде всего винишь обстоятельства, поэтому не стремишься к самосовершенствованию. До тех пор, пока ты не научишься принимать ответственность за свои поступки на себя, вместо того, чтобы перекладывать ее на других, ты так и останешься неудачником.
Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.
Рефлексия.
- В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.
- Перед вами лежат разноцветные звездочки. Выберите ту звездочку, которая соответствует вашему мнению.
1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать.
2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть…
3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил время.
- Подумайте дома, как бы вы назвали остальные ступеньки и сколько ступенек отделяет вас от заветной цели, от вашей звезды. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к родительскому собранию по теме «Ответственность и дисциплинированность детей».
В работе рассматриваются основные пути формирования в детях ответственности и дисциплинированности....
Воспитание дисциплинированности у школьников, как фактор становления коллектива
Теоретическое обоснование основной идеи педагогического опыта. Тема: «Воспитание дисциплинированности у школьников, как фактор становл...
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ОВЛАДЕНИЯ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
Доклад на научно-практическую конференцию:Объект исследования: отношение учащихся колледжа к дисциплине.Предмет исследования: взгляды педагога-новатора А.С. Макаренко на дисциплину.Методы исследования...
Акция «Дисциплинированный водитель»
Цель: Профилактика дорожно-транспортного травматизма в городе....
Диагностическая программа изучения уровня дисциплинированности воспитанников с ОВЗ
Данная программа предназначена для изучения уровня дисциплинированности воспитанников с ОВЗ....
Презентация диагностической программы изучение уровня дисциплинированности воспитанников с овз
Презентация предназначена для демонстрации диагностической программы изучения уровня дисциплинированности воспитанников с овз....
Развитие дисциплинированности младших подростков Курсовая работа по дисциплине «Педагогика»
Введение…………………………………………………………………...3Глава 1.Теоретические основы развития дисциплинированности подростков на уроках физической культуры ……………... 6...