Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
рабочая программа на тему
Художественная направленность общеразвивающей программы по хореографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_programma_chumak_n.v._horeografiya_programma.doc | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи имени. И.Х. Садыкова»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Принята на заседании педагогического совета от «_____»____________2017 г. Протокол № ______________ | Утверждаю: Директор МБУ ДО ДТДиМ _________________Р.Н. Салихзянов «_____»____________2017 г. |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Хореография»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Чумак Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
отдела «Художественно-эстетическое развитие»
г. Нижнекамск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка …………………………………………………. 3-15
- Учебный план
- года обучения ……………………………………………………. 15
- года обучения ……………………………………………………. 18
- года обучения …………………………………………………….21-22
- Содержание учебного плана ……………………………………………
- года обучения ……………………………………………………. 16-17
- года обучения …………………………………………………….19-20
- года обучения …………………………………………………….22-23
- Методическое, дидактическое и материально-техническое
- обеспечение реализации программы …………………………………... 23-27
- Список литературы ……………………………………………………… 27-28
- Приложение – календарный учебный график ………………………….29-46
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Хореография» относится к художественной направленности.
Отличительная особенность программы состоит в том, что учит детей мыслить, чувствовать и переживать эмоции без помощи речи, средствами движения и мимики. Данная программа по хореографическому искусству рассчитана на воспитание детей в танцевальном коллективе, т.к. это имеет важное значение для развития и формирования у обучающихся целостного представления о хореографическом искусстве, и ее связи с музыкой, ритмом и движением.
Актуальность и педагогическая целесообразность. Танцевальное искусство всегда занимало значительное место в любой культуре, в любом обществе. Первые элементы танца рожденные, еще в древности являлись основой хореографического искусства. Хореография имеет 4 раздела: а) азбука музыкального движения; б) народный танец; в) классический танец; г) бытовой или бальный танец.
Первый раздел включает коллективно-порядковые и ритмические упражнения, с целью музыкально-ритмического развития учащихся. На первом году обучения они строятся на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит непосредственно на элементах танцевальных движений.
Народный танец включает в себя разнохарактерность исполнения танцев разных народов. Здесь детям дается представление об национальных особенностях плясок - от спокойных до темпераментных, от обрядово-игровых до военно-полевых, от сюжетно-сказочных до бытовых. Положение рук, головы и корпуса так же у каждой народности имеет свои отличительные значения.
Классический танец - это система четко обработанных движений у станка и на середине. Здесь нет ничего лишнего и случайного. Упражнение строится по степени усложнения от простого к сложному. Способствует развитию координации движений и укрепления мышц спины, ног и рук.
Бытовой или бальный танец. На первом году обучения бытового танца, дети должны изучить постановку корпуса, головы, рук и ног. Педагог должен развивать у них хорошую координацию, музыкальность, выразительность и точность исполнения. Так же педагог должен объяснить отличие позиций рук и ног в историко-бытовом танце от классического танца и отличие танцевального шага от бытового.
На первом году обучения обязательно вводят партерную гимнастику (в переводе с французского - это упражнение на полу). Партерная гимнастика направлена на закрепление мышц спины, гибкость позвоночника, укрепление пресса и выворотности стоп.
Для дополнительного физического развития вводятся элементы современной хореографии.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве, которые даются детям с использованием инновационных методов (видеосъемка, интерактивная доска, презентации и др.). Дополнением к этим методам является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца
Урок хореографии строится по определенному типу:
а) Поклон.
б) Разминка у станка.
в) Экзерсис у станка.
г) Прыжки.
д) Этюды на середине.
е) Движение танца.
ж) Поклон.
Во время каждого занятия дети учатся слушать музыку и чувствовать ритм. Это дает развитию координации и музыкальности. Занятие танцевальным искусством способствует развитию выразительности и воображению, танцевальности и подвижности, легкости и координации. На уроках уч-ся укрепляют опорно-двигательную, сердечно-сосудистую и дыхательную систему.
Программа составлена с учетом национально-регионального компонента и профилактики здорового образа жизни, а также включения авторского тематического образовательного модуля «Дорожная безопасность», рассчитанный на 6 часов.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: способствовать развитию выразительности и воображения, подвижности, легкости и координации через искусство танца.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
обучающие:
- научить учащихсяся слушать музыку, ритм и темп;
- привить двигательные навыки;
- научить напрягать мышцы и работать ими;
- научить ориентироваться в пространстве.
- научить отражать окружающий мир в танце;
- обучение воспитанников умению прослушивать сложных произведений;
- подготовка выступлений в концертных программах.
- разучивание сложных этюдов, комбинаций;
развивающие:
- развитие координации движений;
- развитие у учащихся навыков и умений к импровизации;
- развитие природных задатков и способностей детей, способствующих успеху в освоении танцевального искусства;
- развитие эстетического и художественного вкуса;
- развитие образного мышления;
- развитие гибкости, танцевального шага, прыжка, ритмичности, эластичности мышц, музыкальности, сообразительности, координации, танцевальности;
- развитие активности, коммуникабельности, познавательного интереса;
- развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности;
воспитательные:
-воспитать любовь к танцевальному искусству;
- развить художественные, физические способности обучающихся;
- раскрыть индивидуальные способности по хореографии;
- воспитать чувство ответственности;
- привить чувство коллективизма, взаимопомощи;
- воспитать патриотическое чувство к традициям и культуре своего народа и уважение к культуре других национальностей.
- воспитать эстетическую, творчески грамотную личность;
научить любить окружающий воспитанника мир.
Группы в хореографическом коллективе комплектуются по следующим возрастным категориям:
а) младшая - 7-9 лет.
б) средняя - 10-12 лет.
в) старшая-13-15 лет.
Недельная нагрузка на группу 2 года обучения 4 часа (2 занятия по 2 часа в неделю, 144 часа в год), 3и более года обучения - 6 часов (2 занятия по 3 часа в неделю, 216 часов в год). Расписание составляется с учетом смены обучения в школе, возрастных и индивидуальных особенностей. Занятия проводятся на базе школы. Кол-во уч-ся: 15 человек в группе.
Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки.
На предметном уровне.
К концу первого года обучения обучающиеся должны
знать:
- знать термины классического танца, позиции рук и ног;
- знать названия основных элементов народных танцев: русского, белорусского, украинского, татарского;
- основы музыкальной грамоты: темп, ритм, акцент, размер (2/4, 3/4, 4/4);
- требования ПДД для пешеходов;
- правила поведения в маршрутном транспорте, на остановках, при посадке в транспорт и выходе из него, правила перехода дороги;
- требования к движению велосипедистов;
- где можно играть и кататься на роликах и скейтбордах.
уметь:
- уметь выполнять движения классического танца;
- уметь танцевать 2-3 танцевальных этюда;
- выполнять гимнастические упражнения под музыку различного характера, темпа
- выполнять основные элементы народных танцев;
- простукивать и прохлопывать ритмический рисунок;
- оценивать и анализировать свое поведение в дорожном движении;
- применять свои знания ПДД в различных дорожных ситуациях;
- определять безопасные места для игр, езды на велосипеде, роликах и т.п.;
- выполнять правила езды на велосипеде и перевозки людей и грузов;
- пользоваться маршрутным и другими видами транспорта в качестве пассажира.
На личностном уровне
- проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений;
- проявлять силу воли, упорство в достижении цели;
- владеть навыками работы в группе;
- понимать ценность здоровья;
- уметь принимать себя как ответственного и уверенного в себе человека.
На метапредметном уровне
- выделять главное;
- понимать творческую задачу;
- работать с дополнительной литературой, разными источниками информации;
- соблюдать последовательность;
- работать индивидуально, в группе;
- оформлять результаты деятельности;
- представлять выполненную работу.
На предметном уровне
К концу второго года обучения обучающиеся должны
знать:
- знать правила постановки рук, группировки пальцев в народном танце;
- знать подготовительные движения рук, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию;
- освоить простейшие элементы народного танца у станка и танцевальные
элементы на середине зала;
- знать названия элементов классического танца;
- знать в народных танцах следующие движения: переменные ходы, припадания, притопы, дроби;
- требования ПДД для пешеходов;
- правила поведения в маршрутном транспорте, на остановках, при посадке в транспорт и выходе из него, правила перехода дороги;
- требования к движению велосипедистов;
- где можно играть и кататься на роликах и скейтбордах.
уметь:
- справляться с несложными танцевальными комбинациями;
- приобрести навыки актерской выразительности: уметь изобразить в танцевальном шаге повадки зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном состоянии (веселый котенок, грустная птица и т.д.);
- уметь танцевать 2 народных танца различного характера;
- правильно двигаться в такт музыке, сохраняя красивую осанку;
- чувствовать характер музыки и в соответствии с этим уметь передать настроение;
- уметь правильно исполнять присядочные движения и хлопушки;
- оценивать и анализировать свое поведение в дорожном движении;
- применять свои знания ПДД в различных дорожных ситуациях;
- определять безопасные места для игр, езды на велосипеде, роликах и т.п.;
- выполнять правила езды на велосипеде и перевозки людей и грузов;
- пользоваться маршрутным и другими видами транспорта в качестве пассажира.
На личностном уровне
- проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений;
- проявлять силу воли, упорство в достижении цели;
- владеть навыками работы в группе;
- понимать ценность здоровья;
- уметь принимать себя как ответственного и уверенного в себе человека.
На метапредметном уровне
- выделять главное;
- понимать творческую задачу;
- работать с дополнительной литературой, разными источниками информации;
- соблюдать последовательность;
- работать индивидуально, в группе;
- оформлять результаты деятельности;
- представлять выполненную работу.
На предметном уровне
К концу третьего года обучения обучающиеся должны
знать:
- новые направления, виды и жанры хореографии;
- классические термины;
- историю создания танцев народов мира;
- лучшие образы хореографического, музыкального искусства;
- требования ПДД для пешеходов;
- правила поведения в маршрутном транспорте, на остановках, при посадке в транспорт и выходе из него, правила перехода дороги;
- требования к движению велосипедистов;
- где можно играть и кататься на роликах и скейтбордах.
уметь:
- выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
- контролировать и координировать своё тело;
- сопереживать и чувствовать музыку;
- держаться на сцене выразительно;
- ритмично двигаться в соответствии с образом танца;
- выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
- сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку;
- оценивать и анализировать свое поведение в дорожном движении;
- применять свои знания ПДД в различных дорожных ситуациях;
- определять безопасные места для игр, езды на велосипеде, роликах и т.п.;
- выполнять правила езды на велосипеде и перевозки людей и грузов;
- пользоваться маршрутным и другими видами транспорта в качестве пассажира.
На личностном уровне
- проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений;
- проявлять силу воли, упорство в достижении цели;
- владеть навыками работы в группе;
- понимать ценность здоровья;
- уметь принимать себя как ответственного и уверенного в себе человека.
На метапредметном уровне
- выделять главное;
- понимать творческую задачу;
- работать с дополнительной литературой, разными источниками информации;
- соблюдать последовательность;
- работать индивидуально, в группе;
- оформлять результаты деятельности;
- представлять выполненную работу.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговыми мероприятиями по выявлению результатов освоения программы являются: контрольное занятие. Проводится два раза в год. На занятие выносится весь пройденный материал: экзерсис, упражнения партерной гимнастики, учебные приемы, танцевальные комбинации, самостоятельные работы. Дети должны показать владение техникой, стилем исполнения, уметь обозначать характер композиции, знать теоретический материал, терминологию.
Открытое занятие включает в себя элементы занятия-концерта. Проводится в конце учебного года для родителей. В основном, используется в группах, которые не задействованы в концертном репертуаре. Помогает выявить степень подготовки детей, прививает умение «работать на публику», что является особенностью показательных выступлений и позже помогает в концертной деятельности и спектаклях. В открытом занятии применяются интерактивные технологии обучения: проектная, игровая.
Концертная деятельность показывает уровень творческого мастерства, ибо реакция зрителей является внешней экспертизой результативности творческого развития детей.
Критериями выполнения программы служат:
- высокая посещаемость обучающимися занятий;
- активный интерес детей к танцевальному искусству;
- проявление сплоченности коллектива;
- результативное участие в конкурсах и фестивалях различных уровней.
Формой оценки качества знаний, умений и навыков, учитывая возраст обучающихся, являются:
- показательные выступления;
- концерты;
- конкурсы и фестивали;
- тестирование;
- диагностирование.
Качество знаний, умений и навыков анализируется по следующим критериям:
- качество выполнения элементов в танце;
- синхронность и техника исполнения;
- развитие навыков;
- применение изученного материала;
- умение чётко выполнять танец;
- развитие творческих навыков.
За период обучения в хореографическом коллективе учащиеся получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется диагностикой два раза в год.
Для этой цели промежуточный контроль – участие в концертах, фестивалях, конкурсах и итоговый контроль.
Этапы педагогического контроля
II год обучения
Тема | Знания | Умения | ||
Элементы клас- сического танца | Вводное занятие. Разучивание позиций, тел, рук, повороты головы. Работа над корпусом. Знакомство с танцевальным бегом и видами всех беговых движений. Препарасьен (поклон). Знакомство со станком (экзерсис). Как правильно держаться за станок. | Умение правильно показать позиции ног, рук. Умение держать корпус. Правильно выполнять движения под музыку. Правильно исполнять танцевальный бег и шаг с носка. Спина прямая, осанка вытянутая. Правильно выполнять препарасьен (поклон). | ||
Demi - plie no I позиции лицом к станку | Перевод названия движения. Правило исполнения. | Сохраняя прямую спину и удерживая пятки на полу, исполнить упругое приседание. Колени в сторону. | ||
Вattement tendu по I поз., лицом к станку в сторону, после усвоения -вперед и назад. | Правильный перевод терминологии. Правило исполнения. | Сильно вытягивать колено и носок стопы. Сохранять выворотность обеих ног. Подтянуть бедро. Корпус сильно вытянут. | ||
Вattement jete по I поз., лицом к станку. | Терминология. Правило исполнения. | Правильное движение сильно вытянутой ногой. Бросок исполняется сильно вытянутой стопой. | ||
Rond de jan рarter no I поз. по точкам. | Терминология. Правило исполнения. | Умение правильно исполнять движение по 1 поз. Умение держать бедро и корпус. | ||
Аdagio | Терминология. Правило исполнения | Умение держать корпус во время движения. Сильные мышцы ног. Умение держать ногу на высоте не менее 90° | ||
Jnand battement tendu | Терминология. Правило исполнения | Умение исполнять бросок сильно вытянутой и выворотной ногой на высоту не менее 120° | ||
Перегибы Корпуса. Наклоны разучиваются лицом к станку по I поз. | Правила исполнения. Возможные ошибки. | Сохранять квадрат плеч и бедер. | ||
Растяжка. Упр-я для развития широкого танцевального шага. | Техника безопасности. Возможные ошибки. | Использовать упражнение так, чтобы мышцы растягивались равномерно. | ||
Прыжки: jotte по I, II,VI поз. Шажман де пье по VI поз. | Правила исполнения. Возможные ошибки. | При выполнении прыжков plie на пружинить, пятки от пола не отрывать, корпус сильно вытянут. | ||
Итоговое занятие. Проверка знаний учащихся. | Перевод терминологии. Правило исполнения. | Выполнить все упражнения точно соблюдая правила. |
III год обучения
Тема | Знания | Умения |
Demi plie лицом к станку в различном хар-ре . Demi plie одной рукой за станок по I, II, V поз. | Релеве. Движение plie очень медленное. Разогрев стоп. Правильное исполнения. | Не делать завалы на большие пальцы. Ноги и спина предельно вытянуты. На plie колени сильно в стороны, пятки на полу. |
Battement tendu одной рукой за станок по V поз. М/р 2ч. | Правильно соответствовать терминологии. | Бросок исполняется четкий и острый на полу. Бедро не уходит за носок. |
Battement jete no V поз.М/р 2ч. | Правильно соответствовать терминологии. | Бросок ноги идет на воздух 45°. Нога сильно вытянута. Корпус натянут. Голова работает по ходу движения ноги. |
Rond de jan parter (andeor и andedan) исп. по I поз. М/р 2ч. | Правильное исполнение. Перевод терминологии. | Умение правильно исполнять движение ногой по кругу. |
Battemenl frappe. М/р 2ч. | Перевод терминологии. Правило исполнения. Правило исполнения препарасьена. | Правильно исполнить бросок ноги на 45°. Кудипье четко исполняется у ноги. Колено в стороне. |
Battement fondu. М/р 4ч. | Перевод терминологии. Правило исполнения. | Движение с ноги исполнять очень широко, на plie перейти одновременно с кудипье. Бедро подтягивать на верх. Нога открытая на 90° или 120° |
Tan lie. М/р Зч. | Перевод терминологии. Правило исполнения. | Умение держать ногу мышцами на 90° в стороне. |
Adajio. М/р 4ч. | Правило исполнения. | Умение работать сильно вытянутой ногой на 120°. |
Jrand battement tendu jete. М/р 2ч. | Перевод терминологии. | Бросок исполняется сильно вытянутой ногой на 120° и выше. |
Растяжка. М/р 4ч. | Исполняется на равномерное разогревание мышц тазобедренного и голеностопного сустава. | |
Прыжки: cotte, шажман де пье, глисеад | Правило исполнения. | На прыжках корпус предельно вытянуть. На ногах не сидеть. Пятки не отрывать. Как можно выше прыгнуть. |
VII год обучения
Тема | Знания | Умения |
Demi plie. | Усложнение комбинации введение движений с разных комбинаций. Правила соблюдаются. | Постановка корпуса. Сильные стопы. Вытянутая спина. |
Battement tendu. | Правило исполнения. Комбинация Bat. tendu в сочетании с plie, jete. | Следить за мышцами спины. Движение исполняется резко с остановкой. |
Battement lete. | Комбинация усложняется элементами других движений. | Следить за ногой и ступнями. Корпус предельно вытянут. |
Rond de jan parter | Правило исполнения соблюдаются. | Следить, чтобы движение ногой было не размазанным. |
Battemenl fondu. | Соблюсти правила. | Работа ноги идет очень высоко. Точное кудипье. |
Battemebt frappe. | Идет в комбинации с другими движениями. | Четкие удары ноги об ногу. |
Tan lie. | Правило исполнения. | Сильно вытянутая нога. Высота ноги 90е и выше. |
Adajio. | Правило исполнения. | Плавное движение ногой на 120°. |
Jrand battement jete. | Правило исполнения. | Сильные взмахи на 90° и выше. |
Прыжки на середине sotte, asamble, dlissad. | Правило исполнения. | Прыжок исполняется на высоте, plie проходим не пружиня ноги. |
Поклон. | Правило исполнения. | Ноги в V поз. Сильно вывернуть. Голова следует за впереди стоящей ногой. |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН II ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Организационное занятие | 2 | 2 | ___ | Опрос, анкетирование. |
2. | Азбука музыкального движения | 14 | 4 | 10 | Устный опрос, тестирование, анкетирование |
3. | Элементы классического танца | 28 | 4 | 24 | Практическая работа, просмотр, |
4. | Элементы современного танца | 28 | 5 | 23 | самостоятельная работа. |
5. | Элементы народно-сценического танца | 18 | 2 | 16 | Практическая работа, просмотр, самостоятельная работа. |
6. | Элементы историко-бытового танца | 8 | 2 | 6 | практическая работа, просмотр, задания, самостоятельная работа. |
7. | Танцевальная импровизация | 36 | 6 | 30 | Практическая работа, задания, самостоятельная работа, творческий показ. |
8. | Постановка танцев и репетиционная работа | 2 | 1 | 1 | Практическая работа, просмотр, самостоятельная работа, итоговое выступление. |
9. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Концерт |
10. | Тематический образовательный модуль «ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» | 6 | 2 | 4 | Самостоятельная проверочная работа |
ИТОГО: | 144 ч. | 28 ч. | 116 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1.Организационное занятие
Теория. Цели, задачи, содержание и форма занятий. Расписание занятий. Оформление класса. Внешний вид. Беседа с родителями. Организация групп по возрастам, знакомство.
Тема 2. Азбука музыкального движения
Теория. Мелодия и движение. Темп. Музыкальные размеры. Контрастная музыка. Такт и затакт.
Практика. Музыкально-пространственные упражнения. Танцевальные шаги.
Тема 3. Элементы классического танца.
Теория. Основные термины.
Практика. Упражнения по классическому танцу у станка: I, II, III позиция ног более выворотна, полуприсядание по I, II, III позициям, Battement tendu с I и III позиции вперед, в сторону, назад, затем это же с полуприсяданием, добиваясь выворотности,
Rond de jambe par terre с остановкой по IV и II позиции, Battement tendu jette – с I и III позиции вперед, в сторону, назад, Battement frappe – носком в пол, в сторону, вперед, Releve lent на 45° - вперед, в сторону, назад.
Упражнения на середине зала по классическому танцу:позиция рук: ( I, II, III позиция и три первых port de bras), Положение корпуса круа зе вперед, позы 1, 3 арабеска носком в пол, прыжки: сотте, по 1, 2, 3 позиции, па эшаппе, сисон сим поль, голе ссад с 3 позиции в 3, па де буре простое андеор, па польки, па галопа.
Тема 4.Элементы современного танца
Теория. Основные термины.
Практика. Упражнения по современному танцу на середине зала: I, II, III,IV позиция ног менее выворотна, полуприседания по I, II, III,IV позициям, battement tendu вперед, в сторону, назад, затем это же с полуприсяданием, battement tendu jette вперед, в сторону, назад, затем это же с прыжком,grand battement tendu с прыжком и поворотом.
Тема 5. Элементы народно-сценического танца.
Теория. Основные термины.
Практика. Упражнения по народно-сценическому танцу I, II, III позиция ног более выворотна, полуприсядание по I, II, III позициям, battement tendu с I и III позиции вперед, в сторону, назад, затем это же с полуприсяданием, добиваясь выворотности, battement tendu jette вперед, в сторону, назад , grand battement tendu вперед, в сторону, назад, затем это же с полуприсяданием.
Упражнения на середине зала: элементы движений в комбинациях в народном характере.
Тема 6.Элементы историко-бытового танца
Теория. Основные термины.
Практика. Упражнения по историко-бытовому танцу: позиция рук и три первых port de bras. Положение корпуса круа зе вперед, позы 1, 3 арабеска носком в пол, прыжки: сотте, по 1, 2, 3 позиции, па эшаппе, сисон сим поль, голе ссад с 3 позиции в 3, па де буре простое андеор, па польки, па галопа.
Тема 7. Танцевальная импровизация
Теория. Основные термины.
Практика. Упражнения на середине зала в свободной форме исполнения.
Тема 8. Постановка танцев и репетиционная работа.
Теория. Основные термины.
Практика. Ритмические рисунки в движении. Синхронное исполнение движений.
Тема 9.Итоговое занятие
Практика. Концерты
Тема 10. Тематический образовательный модуль «Дорожная безопасность»
Теория. Основные термины и понятия «Участники дорожного движения».
Практика.«Велосипед», «Водитель», «Пешеход», «Регулировщик», «Пассажир», «Транспортное средство», «Дорога», «Обочина», «Тротуар», «Полоса движения», «Проезжая часть», «Разделительная полоса», «Перекрёсток», «Пешеходный переход», Мы пешеходы. Где и как могут двигаться пешеходы. Обязанности при движении в установленных местах. Места, где разрешается переходить проезжую часть. Правила перехода в установленных местах. Что запрещается пешеходам. Разработка безопасного маршрута «Дом - УДО- дом». Использование световозвращающих элементов пешеходами.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН III ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Организационное занятие | 2 | 2 | ___ | Опрос, анкетирование. |
2. | Азбука музыкального движения | 20 | 4 | 16 | Устный опрос, тестирование, анкетирование |
3. | Элементы классического танца | 34 | 4 | 30 | Практическая работа, просмотр, |
4. | Элементы современного танца | 40 | 6 | 34 | самостоятельная работа. |
5. | Элементы народно-сценического танца | 26 | 4 | 22 | Практическая работа, просмотр, самостоятельная работа. |
6. | Элементы историко-бытового танца | 12 | 2 | 6 | практическая работа, просмотр, задания, самостоятельная работа. |
7. | Танцевальная импровизация | 40 | 4 | 36 | Практическая работа, задания, самостоятельная работа, творческий показ. |
8. | Постановка танцев и репетиционная работа | 30 | 4 | 26 | Практическая работа, просмотр, самостоятельная работа, итоговое выступление. |
9. | Итоговое занятие | 6 | - | 6 | Концерт |
10. | Тематический образовательный модуль «ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» | 6 | 2 | 4 | Самостоятельная проверочная работа |
ИТОГО: | 216 ч. | 32 ч. | 184 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА III ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Организационное занятие.
Теория. Цели, задачи, содержание и форма занятий. Реорганизация групп, расписание занятий. Подведение итогов прошедшего года обучения. Перспективный план работы группы. Оформление класса. Внешний вид. Беседа с родителями.
Тема 2. Азбука музыкального движения.
Теория. Мелодия и движение. Темп. Музыкальные размеры. Контрастная музыка. Такт и затакт.
Практика. Музыкально-пространственные упражнения. Темп.Музыкально-пространственные упражнения. Танцевальные шаги. Доли такта. Танцевальная музыка (выступление, заключение).
Тема 3. Элементы классического танца.
Теория. Основные термины.
Практика. Повторяется весь материал первого года обучения, но ускоряется темп исполнения. Упражнения даются в более сложных комбинациях,в которые введены повороты корпуса, головы и движения рук. Упражнения по классическому танцу у станка: I, II, IV позиция ног более выворотна, полуприсядание по I, II, IV позициям, battement tendu вперед, в сторону, назад, затем это же с полуприсяданием, добиваясь выворотности, rond de jambe parterre без остановок по позициям, battement tendu jette по позиции ,вперед,сторону,назад,battement frappe –в сторону,на воздух, releve lent на 45° - вперед, в сторону, назад, battement fondu вперед,в сторону ,назад, adajio в медленном темпе,grand battement jete вперед,в сторону,назад.
Тема 4. Элементы современного танца
Теория. Основные термины.
Практика. Упражнения по современному танцу на середине зала: I, II, III,IV позиция ног менее выворотна, полуприседания по I, II, III,IV позициям, battement tendu вперед, в сторону, назад, затем это же с полуприсяданием, battement tendu jette вперед, в сторону, назад, затем это же с прыжком,grand battement tendu с прыжком и поворотом. Повторяется весь материал первого года обучения, но ускоряется темп исполнения. Упражнения даются в более сложных комбинациях,в которые введены повороты корпуса, головы и движения рук.
Тема 5. Элементы народно-сценического танца.
Теория. Основные термины.
Практика. Упражнения по народно-сценическому танцу I, II, III позиция ног более выворотна, полуприсядание по I, II, III позициям, battement tendu с I и III позиции вперед, в сторону, назад, затем это же с полуприсяданием, добиваясь выворотности, battement tendu jette вперед, в сторону, назад , grand battement tendu вперед, в сторону, назад, затем это же с полуприсяданием.
Упражнения на середине зала: элементы движений в комбинациях в народном характере.
Тема 6.Элементы историко-бытового танца
Теория. Основные термины.
Практика. Упражнения по историко-бытовому танцу: позиция рук и три первых port de bras. Положение корпуса круа зе вперед, позы 1, 3 арабеска носком в пол, прыжки: сотте, по 1, 2, 3 позиции, па эшаппе, сисон сим поль, голе ссад с 3 позиции в 3, па де буре простое андеор, па польки, па галопа.
Тема 7. Танцевальная импровизация
Теория. Основные термины.
Практика. Упражнения на середине зала в свободной форме исполнения.
Тема 8. Постановка танцев и репетиционная работа.
Теория. Основные термины.
Практика. Ритмические рисунки в движении. Синхронное исполнение движений.
Тема 9.Итоговое занятие
Практика. Концерты
Тема 10. Тематический образовательный модуль «Дорожная безопасность»
Теория. Основные термины и понятия «Участники дорожного движения».
Практика.«Велосипед», «Водитель», «Пешеход», «Регулировщик», «Пассажир», «Транспортное средство», «Дорога», «Обочина», «Тротуар», «Полоса движения», «Проезжая часть», «Разделительная полоса», «Перекрёсток», «Пешеходный переход», Мы пешеходы. Где и как могут двигаться пешеходы. Обязанности при движении в установленных местах. Места, где разрешается переходить проезжую часть. Правила перехода в установленных местах. Что запрещается пешеходам. Разработка безопасного маршрута «Дом - УДО- дом». Использование световозвращающих элементов пешеходами.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН VII ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Организационное занятие | 2 | 2 | ___ | Опрос, анкетирование. |
2. | Азбука музыкального движения | 20 | 4 | 16 | Устный опрос, тестирование, анкетирование |
3. | Элементы классического танца | 34 | 4 | 30 | Практическая работа, просмотр, |
4. | Элементы современного танца | 40 | 6 | 34 | самостоятельная работа. |
5. | Партерная гимнастика, элементы акробатики | 38 | 4 | 34 | Практическая работа, задания, самостоятельная работа, творческий показ. |
6. | Танцевальная импровизация | 40 | 4 | 36 | Практическая работа, задания, самостоятельная работа, творческий показ. |
7. | Постановка танцев и репетиционная работа | 30 | 4 | 26 | Практическая работа, просмотр, самостоятельная работа, итоговое выступление. |
8. | Итоговое занятие | 6 | - | 6 | Концерт |
9. | Тематический образовательный модуль «ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» | 6 | 2 | 4 | Самостоятельная проверочная работа |
ИТОГО: | 216 ч. | 30 ч. | 186 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА VII ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Тема 1.Организационное занятие
Теория. Цели и задачи обучения. Реорганизация групп, расписание занятий. Подведение итогов прошедшего года обучения. Перспективный план работы группы.
Тема 2. Азбука музыкального движения.
Теория. Мелодия и движение. Темп. Музыкальные размеры. Контрастная музыка. Такт и затакт.
Практика. Музыкально-пространственные упражнения. Темп.Музыкально-пространственные упражнения. Танцевальные шаги. Доли такта. Танцевальная музыка (выступление, заключение). Динамические оттенки в музыке. Ритмические рисунки в движении. Темповые обозначения. Выразительные средства танца.
Тема 3. Элементы классического танца.
Теория. Основные термины.
Практика: Повторные упражнения пройденные за 1, 2 год обучения, но в более быстром темпе и вводится исполнения упражнения на полупальцах.
Дополнительное разучивание следующих упражнений у станка:bаtmаn пике по трем направлениям, bаtmаn fоndu на 45º по всем трем направлениям,rоnd де jаn онлер (адеор и андедан),bаtmаn довлюпе, на 90º по всем трем направлениям,aтетюд на 90º одной рукой за станок.
В комбинации aдажио могут быть введены пор де бра, поднимание на полупальцы и так далее.
При построении комбинации у станка не рекомендуется увлекаться сложным построением комбинации, так как необходимо отрабатывать предельную точность исполнения каждого упражнения. Упражнения на середине зала:поза экорте носком в пол,тан лие на 45º вперед и назад,поза IV акабеска носком в пол и на 45º,тур андеор и андедан с V, IV и II позиции.
Упражнения разученные у станка могут исполняться в положение эпольман, т.е. в положение круазе, эфассе, экорте.
Тема 4.Элементы современного танца
Теория. Основные термины.
Практика. Разминка в стиле «модерн»: упражнения для подвижности шейного отдела позвоночника. для пластичности мышц плечевого пояса и подвижности плечевых суставов, для подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья, для подвижности лучезапястного сустава, эластичности мышц кисти и предплечья,
для подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц
голени и стопы, для гибкости позвоночника, для подвижности тазобедренных суставов, эластичности мышц бедра, для подвижности коленных суставов.
Тема 5. Партерная гимнастика, элементы акробатики
Теория. Основные термины.
Практика. Упражнения на полу для эластичности мышц
голени и стопы, для гибкости позвоночника, для подвижности тазобедренных суставов, эластичности мышц бедра, для подвижности коленных суставов.
Тема 6. Танцевальная импровизация
Теория. Основные термины.
Практика. Развитие творческой инициативы детей, воображения, умения передать музыку и содержание образа движением, работа над синхронностью, образностью, характерностью исполнения, постановки соответствуют интересам детей, отражают в танцевальной форме круг жизненных явлений, включая мир природы, школы, героев литературы, популярных сказок и песен, постановки должны быть поучительного характера, развивающие любовь к природе, к растениям и животным, открывающие доброту, человечность, благородство и стойкость характера.
Тема 7. Постановка танцев и репетиционная работа
Теория. Основные термины.
Практика. Развитие творческой инициативы детей, воображения, умения передать музыку и содержание образа движением, работа над синхронностью, образностью, характерностью исполнения, постановки соответствуют интересам детей, отражают в танцевальной форме круг жизненных явлений, включая мир природы, школы, героев литературы, популярных сказок и песен, постановки должны быть поучительного характера, развивающие любовь к природе, к растениям и животным, открывающие доброту, человечность, благородство и стойкость характера.
Тема 8. Итоговое занятие
Практика. Закрепление умений и навыков танцевальной деятельности, проверочные контрольные уроки, обсуждаются перспективные планы на новый учебный год. Отчетный концерт.
Тема 9. Тематический образовательный модуль «Дорожная безопасность»
Теория. Основные термины и понятия «Участники дорожного движения».
Практика.«Велосипед», «Водитель», «Пешеход», «Регулировщик», «Пассажир», «Транспортное средство», «Дорога», «Обочина», «Тротуар», «Полоса движения», «Проезжая часть», «Разделительная полоса», «Перекрёсток», «Пешеходный переход», Мы пешеходы. Где и как могут двигаться пешеходы. Обязанности при движении в установленных местах. Места, где разрешается переходить проезжую часть. Правила перехода в установленных местах. Что запрещается пешеходам. Разработка безопасного маршрута «Дом - УДО- дом». Использование световозвращающих элементов пешеходами.
МЕТОДИЧЕСКОЕ, ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:
- постепенность в развитии природных способностей детей;
- строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
- систематичность и регулярность занятий;
- целенаправленность учебного процесса.
Программа состоит из отдельных тематических блоков, но в связи со спецификой обучения в хореографическом коллективе, границы их сглаживаются. На одном и том же занятии происходит изучение элементов классического танца (одновременно выполняются задачи физического и музыкального развития) и изучаются движения танца.
Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классического, народно-сценического, современного танца, что способствует развитию танцевальности учащихся.
Программа дана по годам обучения. На каждый год предлагается определенный минимум умений, навыков, сведений по хореографии.
Дидактическое обеспечение программы.
-методическая литература;
-художественная литература;
-методические разработки, журналы;
-материалы по мониторингу;
-дидактические пособия (схемы, иллюстрации...)
Материально-техническое обеспечение.
Для материально-технического обеспечения реализации образовательной программы дополнительного образования имеется:
- отдельный хореографический кабинет;
- комплект 3-х скамеек для сидения обучающихся;
- 2 хореографических станка с двумя ярусами;
- зеркала;
- 1 стол и 3 стула;
- музыкальная аппаратура;
- пианино для аккомпаниатора;
- коврики и маты для занятий;
- раздаточный материал (дидактические пособия, распечатки уроков);
- интернет
- ноутбук
- колонки (2 шт.)
- флеш-накопители (3 шт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Список литературы, используемой педагогом
1. Абчук, В. А. Правила удачи.— Л., 1986.
2. Артоболевский И., Кобринский А. Знакомьтесь, роботы! — М., 1979.
3.Безуглая, Г.А. «Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учебное пособие». Безуглая Г.А. / Г.А. Безуглая. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. - 876 c.
4.Вашкевич, Н. Н. «История хореографии». Н.Н. Вашкевич. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 873 c.
5. Гусев, Г.П. «Методика преподавания народного танца. Упражне-
ния у станка», Москва, ГИЦ «Владос», 2002.
6. Лодатко Е. А. Школьнику о вычислениях с микрокалькулятором.— М., 1985.
7.Никитин, В. Ю. «Мастерство хореографа в современном танце. Учебное пособие». В.Ю. Никитин. - М.: ГИТИС, 2011. - 472 c.
8. Пекелис В. Д. Маленькая энциклопедия о большой кибернетике.— М., 1983.
9. Смит, Л. «Танцы. Начальный курс», Минск, 2001.
10.Цорн, А. Я. «Грамматика танцевального искусства и хореографии» А.Я. 11.Цорн, А. - М.: Лань, Планета музыки, 2011. - 544 c.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
1.Богаткова, Л.Н. «Танцы для детей». М.: Государственное издательство Детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1995г.
2.Коркин В.П. «Акробатика». М.: Физкультура и спорт, 1983г.
3.«Пяти Па». Журнал о балете для детей. М.: «Студия «Антре», 2002-2005.
4.Современные и эстрадные танцы. Журнал. Фонд «Здоровье. Культура. Спорт»: 2002-2003.
5.Студия «Антре». Журнал о балете для детей. М.: «Студия «Антре», 2003-2012
6.Шереметьевская, Н. «Танец на эстраде». М.: Искусство, 2010.
Дополнительная литература, используемая педагогом
1.Ваганова, А.Я. «Основы классического танца» (Шестое издание). С.-Пб.: Лань, 1934.
2.Конорова, Е. «Танец и ритмика в начальной школе». М.: Муз-гиз, 1960 г.
3.Мэксин, Т., Мэксин, С. «Растягивайся и расслабляйся». М.: «Физкультура и спорт», 1993.
4.Никитин, В.Ю. «Модерн-джаз танец. Начало обучения». М.: ВЦХТ, 1998.
5.Никитин, В.Ю. «Модерн-джаз танец. Продолжение обучения». М.: ВЦХТ, 2001.
6.Никитин, В.Ю. «Модерн-джаз танец. Методика преподавания». М.: ВЦХТ, 2002.
7.Тонина, С.И. «Музыка и танец». М.: Искусство,1984.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарный учебный график на 1 год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол- во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 1 | 11.00-12.30 13.30-15.00 15.10-16.40 | Лекция, беседа, наблюдение. | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Составление расписания. Введение в образовательную программу. | Лицей 14 хорео-графический зал | Мини-тест на творческие способности. |
2 | Сентябрь | 6 | 11.00-12.30 13.30-15.00 15.10-16.40 | Беседа, практическая работа, музыкальный образ, упражнения, просмотр, задания, самостоятельная работа. | 2 | Ритмика: слух, чувство ритма, координация движений, эстетические чувства; зрительную и мышечную память, пространственную ориентировку. | Лицей 14 хорео-графический зал | Наблюдение. Задания. |
3 | Сентябрь | 8 | 11.00-12.30 13.30-15.00 15.10-16.40 | Беседа, практическая работа, просмотр, задания, самостоятельная работа. | 2 | Партерная гимнастика: упражнения для улучшения гибкости мышц тела, упражнения на расслабление, дыхательная гимнастика. | Лицей 14 хорео-графический зал | Наблюдение. Задания. |
4 | Сентябрь | 13 | 11.00-12.30 13.30-15.00 15.10-16.40 | Практическая работа, просмотр, задания, музыкальный образ, самостоятельная работа. | 2 | Эстрадный танец: постановка корпуса, позиции рук, ног. | Лицей 14 хорео-графический зал | Наблюдение. Задания. Просмотр. |
5 | Сентябрь | 15 | 11.00-12.30 13.30-15.00 15.10-16.40 | Беседа, практическая работа, просмотр, задания, самостоятельная работа. | 2 | Партерная гимнастика: упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника, упражнения на исправление недостатков осанки. | Лицей 14 хорео-графический зал | Наблюдение. Задания. Практическая работа. |
6 | Сентябрь | 20 | 11.00-12.30 13.30-15.00 15.10-16.40 | Беседа, практическая работа, музыкальный образ, упражнения, просмотр, задания, самостоятельная работа. | 2 | Ритмика: ритм, темп. | Лицей 14 хорео-графический зал | Наблюдение. Задания. |
7 | Сентябрь | 22 | 11.00-12.30 13.30-15.00 15.10-16.40 | Практическая работа, просмотр, задания, музыкальный образ, самостоятельная работа. | 2 | Элементы эстрадного танца: джаз-танец. | Лицей 14 хорео-графический зал | Наблюдение. Задания. Просмотр. |
1 год – 72 урока по 2 часа
2 -3 год – 72 урока по 3 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Графика, мультипликация и художественное творчество»
Программа анимационной деятельности ориентирована на потребность младших школьников в познавательной деятельности и опирается на различные виды технической, творческой и познавательной активност...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Программа Студия "Гончарное ремесло"
Программа Студия «Гончарное ремесло» посвящена сохранению и развитию искусства глиняных народных промыслов. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, при...
"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»
quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...