сценарий тематического концерта "Весеннее созвучие"
материал на тему

Столярчук Галина Анатольевна

Сценарий предназначен для ДШИ. Содержит блоки по отделениям: фортепианное, народное, отделение духовых инструментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _vesennee_sozvuchie.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий тематического концерта

«Весеннее созвучие»

Разработчик:

 Преподаватель фортепиано

Столярчук Галина Анатольевна

Вед1  Добрый день, дорогие друзья!

Вед2 Добрый день уважаемые поклонники юных талантов!  

Вед1 Сегодня зал  нашей школы гостеприимно распахнул свои двери, встречая всех желающих окунуться в прекрасный мир, мир Музыки!

Вед2 Мы очень надеемся, что прекрасная музыка в исполнение наших юных виртуозов сегодня никого не оставит равнодушным!

Вед1 мы все в ожидании чуда. Чуда, которое живет рядом с нами.

Вед 2 Это чудо нельзя потрогать, но можно увидеть и услышать! Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Оно имеет душу и сердце! Чудо, которое рождается здесь… И имя ему – Музыка!
 

Вед1 Стихия музыки – могучая стихия. Она чем непонятней, тем сильней
Глаза мои бездонные, сухие. Слезами наполняются при ней…
Она и невидна, и невесома. И мы ее в сердцах своих несем…
Мелодии всемирная истома, как соль в воде, растворена во всем…
Покинув поднебесья голубые, спустившись в мир земной, где шум и гам.
Все звуки музыки: летящие, живые. Звучат, поют и наполняют зал!!

Вед2 на сцене младший хор детской школы искусств

Вед1 Одно из прекраснейших изобретений человечества – это хор. Вот интересно, почему всем так нравится петь?

Вед2 Наверно, потому, что песни делают нашу жизнь интереснее и разнообразнее. Совместное пение дает человеку ощущение счастья.  

В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но и что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к единому делу.

Вед1 Музыка М Красева, слова по К. Чуковскому Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха»

Вед1 а вы знаете,что каждый человек от рождения наделен самым уникальным, абсолютно неповторимым инструментом.

Вед2 Каким?

Вед1 Голосом. Только не каждый может пользоваться им как инструментом — для этого необходимо иметь талант и огромное трудолюбие.

Вед2 Ах, голос! 
Как он чист, силён и ровен. 
Душа открыта настежь в нём 
Как он прекрасен, благороден, 
Что в сердце трепетно моём. 

Вед1 В. Беляев «Ангел» исполняют

Вед2 Чтоб нам общаться меж собою, с рожденья голос дарен нам.
Кричим, бормочем, шепчем, стонем – а проще перейти к словам.
А если слово ты затянешь, слегка повысив прежний тон,
Возникнет пенье и выходит, что каждый этим наделён.

Вед1 Но тут скрывается проблема, что ноты в песне верно брать, 
Дано не каждому и точно, тут нужно слухом обладать.
Слух есть у многих – это верно, и мы с той музыкой дружны,
Поём все хором, но немногим, таланты в пении нужны. 

Вед2 Музыка А. Варламова , слова М. Лермонтова, «Звон в ушах тихонько тает», исполняет

(блок ф-но)

Вед1 У любого музыкального инструмента существует своя неповторимая история возникновения, знать которую очень полезно и интересно.

Вед2 Королем музыкальных инструментов во всем мире признано фортепиано. Оно было удостоено этого звания из-за множества причин. Во-первых, за его диапазон тонов от низкой до верхней ноты, во вторых, за способность в одно время исполнять как аккомпанемент, так и мелодию Кроме этого, он является самым крупным по габаритам музыкальным инструментом.

Вед1 В 1709 г. итальянский мастер Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором звуки извлекались посредством ударов молоточков по струнам. На итальянском языке громко и тихо – «форте» и «пиано» соответственно. От этих слов и произошло название инструмента фортепиано. Предшественниками фортепиано считаются клавесин и клавикорд.

Вед2 Современные разновидности инструмента – это рояль и пианино. Рояль обычно используют для концертного исполнения. Пианино подходит для домашнего музицирования. Сейчас распространены электронные пианино. Они меньше по размерам и легче.

 Вед1 Когда этих клавиш коснѐтся рука,

То сразу исчезнут и грусть, и тоска.

В мир музыки, в светлую лѐгкую даль

Уносит нас с вами великий рояль.

Вед2 Для фортепиано написано наибольшее количество музыкальных произведений в различных жанрах, но одно из почетных мест принадлежит сонате. Сонаты писали и пишут многие композиторы, начиная с семнадцатого века и до наших дней.

Вед1 Тем, кто начинает учиться музыке, приходится иметь дело не с сонатами, а с сонатинами. В дословном переводе слово «сонатина» означает «маленькая соната». Она меньше сонаты по размерам, более проста по содержанию.

Вед2 И. Беркович Сонатина Исполняет

Вед1 Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы.


Вед2
Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальный образ, в котором 
воплощает те или иные творческие замыслы , то или иное жизненное содержание. 

Вед1  Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше, и весна милей,
Прощебечь с дороги нам привет скорей!

Вед2 Произведение, которое мы сейчас услышим, основывается на одном единственном образе — образе ласточки. Стремительные пассажи, быстрые и точные движения исполнителя наглядно и ярко демонстрируют характер смелой птицы.

Вед1 ф. Бургмюллер «Ласточка» исполняет


Вед1

В темном лесе есть избушка

Встала задом наперед.

В той избушке есть старушка

Бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза как плошки,

Словно огоньки горят.

Когти как у нашей кошки,

Дыбом волосы стоят.

Ох, и страшная какая

Наша бабушка Яга.

Не простая, костяная,

У нее была нога.

Вед2 Сказочный образ можно передать и в музыке. Композитор раскрывает сказочный образ злой колдуньи  музыкальными средствами выразительности- динамическими, ритмическими, мелодическими, тембровыми. 

Вед1 Громкая звучность простой и в тоже время яростной мелодии марша, злые пульсирующие ритмы, резкие звуковые “кляксы”, “повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчанье в самых глубоких басах, всё это и рисует образ злой колдуньи, то хромающей на костяной ноге, то летящей в своей ступе.

Вед2 Прослушайте музыкальное произведение, в котором  композитор

Хевелев музыкальными красками рисует образ Бабы-Яги.

Исполнит пьесу «Баба Яга»

Вед1 Генрих Вагнер – известный белорусский композитор ХХ в., автор опер, балетов, симфоний, концертов, произведений в других жанрах.

Вед2 Балетное творчество Генриха Вагнера представлено балетами «Подставная невеста» (1958) В балете показан быт провинциального городка Западной Белоруссии конца XIX в. Основной конфликт произведения – противопоставление мира богатеев и мира простых тружеников. Образ белорусского народа – крестьянских парней и девушек, – показан в балете с помощью лирических, танцевальных, хороводных и шуточных народных мелодий.

Вед 1 Ярким номером является  «Белорусская полька», которую вы сейчас услышите в исполнении

Вед1 Итальянское слово скерцо в переводе -- шутка. Издавна оно привилось в музыке 

для обозначения характера - живого, веселого, шутливого.

Вед2

 -сложная трехчастная структура,

 -характерный тематизм, опирающийся на резкие стаккатные звучания и  ритмические перебои;
 -прием противопоставления далеких регистров и тембров;
 -намеренный контраст между динамичным энергичным обликом обрамляющих частей и более статичной серединой;
 -быстрый темп и трехдольный метр. 

Этими выразительными приемами характеризуется скерцо.

Вед1 сейчас вы услышите два произведения этого жанра

И. Шамо «Скерцо»

Вед2 «Скерцо» композитора С. Смольянинова на тему песни В.П. Соловьева-Седого» «На солнечной поляночке» исполнит

вед1

На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр. И в этом его уникальность!

Вед2 Р. Хейф «У памятника герою»

Вед1 Фортепиано, как известно, один из самых популярных инструментов, а фортепианный дуэт или ансамбль – это вообще что-то «сверх королевское» в инструментальной музыке.

Вед2 Само слово «ансамбль» в переводе с французского означает «единство». Возникновение этого жанра связано с моментами дружеского общения или семейного музицирования. Возможно, поэтому так прекрасны музыкальные мысли, воплощённые в этих музыкальных произведениях. Зародился этот жанр в XVIII веке, а сейчас переживает необычайный взрыв популярности во всём мире. Музыку для фортепианных ансамблей писали почти все композиторы от Баха до современных композиторов.


Вед1 Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, развивает музыкальную грамотность.

Вед2 Сейчас на сцену выйдет фортепианный дуэт 

Вед 1 Полька. Её с удовольствием исполняют в своих концертах пианисты мирового уровня, концертмейстеры балетных классов, учащиеся музыкальных школ и просто любители хорошей музыки. Популярность этого произведения насчитывает вот уже более 100 лет.

Вед2 Дюбюк «Полька» исполняют

Блок гитара

Вед2

Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент —

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале.

 знаете, о каком инструменте идет речь? (Гитара)

Вед1 Одним из самых любимых людьми инструментов является гитара.
Гитара - инструмент многоликий. Одна их самых распространённых её ролей - музыкальное сопровождение песни.
Гитару можно услышать на сцене в руках у бардов или в руках гитаристов больших ансамблей, в обычных квартирах и во дворах.
Происхождение гитары теряется в веках. Точно не известно, когда же именно появилась на свет гитара. Уже в тринадцатом веке она была широко распространена в Испании.

Вед2 К началу девятнадцатого века уже была хорошо известна современная шестиструнная гитара - та, которую называют классической. Испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер.

Вед1 Разновидность гитары с семью струнами называется русской.

В 30-е годы XX в., когда стала развиваться звукоусилительная техника, появились электрогитары.

Вед2 Гитара – доступный музыкальный инструмент. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Причина этого – простая техника игры на гитаре: достаточно знать несколько аккордов и можно играть разные мелодии. Однако для классического исполнения прекрасных произведений нужно долго учиться.

Вед1 А.Диабелли. Этюд исполняет

Вед2 А.Иванов «Игровая»

Вед1 А это что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят,
Поют и на нее глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь иль шесть,
Ее достоинств нам не счесть.
Всем под нее легко поется,
Скажите, как она зовется? ... .

Отгадка (ответ): Гитара

Вед2 В.Баснер  «Романс»

(Блок баян)

 
Вед2      В один из июльских дней 1830 года Тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Восхищенный мастер сторговал у заморского купца «Диковинную штуку», не пожалев за неё сорока рублей. Привезя домой драгоценную покупку, Сизов решил попробовать сделать такую же. Так возникла первая тульская гармоника.

Вед1 

«Ну а где же баян?» – спросите вы. Первые гармони — это и есть прямые предшественники баяна. В сентябре 1907 года петербургский мастер Петр Стерлигов сконструировал гармонь.Он назвал свою гармонь баяном, чествуя Бояна – легендарного певца-сказителя древней Руси. Именно с 1907 года в России начинается история развития современного баяна.

Вед2 Инструмент очень универсален, на нем исполняют произведения композиторов прошлых эпох, а также музыку современных жанров: джаза, рока и техно. Сегодня все больше современных композиторов пишут для инструмента разные произведения: сонаты, концерты и оригинальные эстрадные пьесы.

Вед1 В.Бакланов этюд-картина «На ярмарке»

Вед2 А теперь отгадайте загадку

Унего рубашка в складку, любит он играть присядку.

Он и пляшет и поет — если в руки попадет.

Много пуговиц на нем с перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян. Голосистый мой  ….....

(Баян)

Вед1  

Й. Гайдн «Музыкальная тема»

Вед2  А вот веселый праздник, полька!

Здесь счет другой, Раз, два и только

Чтобы не кружилась голова, считаем мы: «Раз, два! Раз, два!»

Вед1 Н. Чайкин «Полька», исполняет

Вед2 Произведение талантливого детского композитора Виктора Григорьевича Бухвостова «Незабудка» написано в оригинале для одного инструмента так удобно и органично, что пользуется заслуженной популярностью. В переложении для двух инструментов партия первого баяна практически не изменина. Партия второго инструмента призвана дополнить и обогатить красками, окружить кружевами красивую, оригинальную мелодию, рассказывающую языком звуков о прекрасном и скромном цветке незабудке.

Вед1 В. Бухвостов переложение Е.Левина исполняет дуэт

Блок духовые инструменты

Вед1Однажды человек на берег вышел,
Морскую раковину подобрал,
Поднёс её он к уху и услышал
Шум волн: как будто бы за валом вал

Накатывает на песок прибрежный.
Задумался, находку покрутив,
В её отверстие подул он нежно
И услыхал приятный вдруг мотив.

Вед2 В дни праздников, в сражениях, в дороге…
С тех пор минуло много тысяч лет.
Изобретён из кости, глины, рога
Народом каждым свой был инструмент.

В  оркестре духовом великолепно,
Когда идёт торжественный парад.
И в залах, и в садах для нас волшебно
Мелодии воздушные звучат.

Вед1 Духовые инструменты - так называются музыкальные инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке.

Вед2 все они имеют одно общее качество: в отличие от клавишных и струнных инструментов они одноголосны. Каждый инструмент может исполнить только одну мелодию.

Вед1 Многие знают что музыкальные духовые инструменты  есть деревянные и медные, но какя разница между ними?

Вед2 Исторически сложилось что относили определённый инструмент к той или иной группе только по материла из которого изготовлен инструмент. Однако сегодня другое разделение, которое подразумевает не материал из которого изготовлен инструмент, а лишь способ извлечения звука.

Вед1 К деревянным духовым инструментам относятся флейта и блок-флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон и такие народные инструменты, как жалейка, свирель и зурна.

Вед2 К медным духовым инструментам относятся туба, валторна, труба, корнет, тромбон, геликон, фанфара.

Вед1 Труба – самый высокий по диапазону среди других медных духовых инструментов. Она может быть громкой, но способна и на тихий, мягкий звук. В духовом коллективе ей отводится солирующая роль, она исполняет мелодию. Широко применяют трубу и в джазовых ансамблях.

Вед1 В. Щелоков. «Сказка» исполняет

Вед2 Р. Свирский «Ноктюрн» исполняет

Вед2 Саксофон относится к группе деревянных духовых инструментов, хотя и сделан из металла. Этот инструмент не такой древний как, как другие духовые. Он появился всего 150 лет назад в Европе. Саксофон был изобретен бельгийским мастером по фамилии Сакс.

Вед1 Серебристый, бархатный, волшебный, магический - такими красивыми словами обычно описывают голос саксофона. Его певучий и сочный тембр зачаровывает с первых нот.

Вед2 Д. Шостакович «Романс» исполняет

Вед1 Хоровое искусство жанр синтетический. Оно воздействует на слушателя

одновременно словом и музыкальными средствами.Сочиняя музыку, композитор стремится отразить в ней характер, настроение, основную мысль текста.

Несколько десятков простых слов и 10-15 нот обычно диапазона человеческого голоса. Что из них можно сделать?

Вед2 Песню. Это один из прекраснейших творческих жанров, самый близкий, простой и понятный вид музыкального искусства. Вряд ли нужно говорить о том, какое огромное место занимают песни в жизни человека: веселые, грустные, быстрые, медленные. Песни – марши, песни-танцы; песни обо всем и про все, на все случаи жизни.

Вед1 старший хор нашей школы - это

творческий коллектив детей, которых объединяет любовь к музыке, к пению, к

искусству. Коллектив состоит из учащихся средних и старших классов  

Вед2 Участники хора познают самобытный склад российской музыкальной

культуры, изучают лучшие отечественные традиции вокально-хорового

исполнительства, на репетициях хора целенаправленно ведется вокально-

хоровое воспитание с одновременным решением задач музыкально-

эстетического развития.

Вед1 Музыка и слова Л. Марченко «Рассвет» Исполняет старший хор детской школы искусств.  

(заключение)

Вед1 Музыка дома и на концерте, 
Музыка в воздухе, музыка в сердце. 
Музыка так же, как небо огромна, 

Вед2 Музыка что-то напомнит негромко. 
Музыка дарит мгновенья беспечья, 
Музыка радует, музыка лечит, 
Музыка делает нас человечней. 

Вед1 Друзья, вот и подошел к концу наш замечательный концерт. мы благодарим Вас за ваши светящиеся радостью глаза, ваши улыбки, за ваши бурные овации. Мы уверены, что эта встреча, несомненно, отозвалась теплом в ваших сердцах. Мы не прощаемся, а говорим лишь… До новой встречи в волшебном мире музыкального искусства - искусства, в котором вечно процветают: добро, понимание, свет и любовь!

Вед2 мы всегда рады видеть вас в стенах нашей школы. Никогда не останавливайтесь на достигнутом, всегда стремитесь вперед, к новым вершинам и открытиям.

Всего Вам доброго!

(вместе ) До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического вечера для учащихся 9-11 классов «Войны священные страницы навеки в памяти людской»

Целью мероприятия является  углубление знаний учащихся о важнейших событиях  Великой Отечественной войны; - на примерах героизма советских людей формировать чувства патриотизма, гордости за...

Сценарий тематического вечера «Спасибо деду за Победу!»

Сценарий мероприятия, посвященного 70-летию Победы в Курской битве. Пояснительная записка Был 1943 год. Шло величайшее сражение па Курской дуге. И грохот его разносился по всей земле. Недаро...

Сценарий тематического дня к 400-летию изобретения телескопа

Сценарий единого тематического дня к 400-летию изобретения телескопа, особенность которого в том, что учащиеся в этот день получают информацию о событии на всех предметах. Такое событие запоминается н...

Сценарий тематического вечера "Минздрав предупреждает!"

По результатам опроса, проводившегося три  последних года, в нашей школе неуклонно растет число курящих детей. Считаем, что подобные мероприятия помогут некоторым ребятам осознать опасность...

Сценарий тематического концерта в детской школе искусств "Музыка для детей и взрослых"

Знакомство с творчеством и произведениями композиторов,которые писали музыку,которую любят и взрослые и дети,а также написанную специально для детей....

Сценарий тематического развлечения для детей третьего года обучения «Я - астраханец»

Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к стране, родному городу, семье, ЦДОД....

Сценарий тематического родительского собрания "Взаимодействие и общнение детей и родителей"

Сценарий тематического родительского собрания «Взаимодействие и общение детей и родителей»ЦелиИнформационное обеспечение родителей.Развитие педагогической культуры.Поддержание атмосферы сотрудничества...