Сценарий тематического дня к 400-летию изобретения телескопа
методическая разработка по астрономии по теме
Сценарий единого тематического дня к 400-летию изобретения телескопа, особенность которого в том, что учащиеся в этот день получают информацию о событии на всех предметах. Такое событие запоминается на долго.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptolemey_galiley_teleskop._postanovka.doc | 235.5 КБ |
ptolemey_galiley_teleskop.ppt | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Наверное, каждый из вас теплой летней ночью или морозным зимним вечером устремлял свой взгляд ввысь… Всех нас интересовало и приводило в восхищение ночное небо, усыпанное множеством звёзд. Кто не любит подолгу стоять на открытом месте и, запрокинув голову, рассматривать этот бездонный мир. Таинственное мерцание звезд на черном бархате всегда манит и очаровывает и юного проказника, и мудрого старца. Что там в этой таинственной глубине? Почему зажигаются звезды?
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Так писал о звездах В. В. Маяковский – ярко, эмоционально, возвышенно.
Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде.
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом, как перо, огне,
Так я в сей бездне углублён,
Теряюсь, мысльми утомлен!
А эти строки принадлежат перу Михайло Васильевича Ломоносова. Серьезный ученый, он и к звездам относился серьезно, как к предмету научного исследования. М.В. Ломоносов смог объяснить природу полярных сияний и кометных хвостов, открыл атмосферу на планете Венера.
Сколько звезд сияет в ночи?
В ясную безлунную ночь, когда ничто не мешает наблюдению, человек с острым зрением увидит на небосводе не более двух тысяч мерцающих точечек. В городах общее число видимых звезд уменьшается в десятки и даже сотни раз из – за мощного освещения. В бинокль или небольшой любительский телескоп видны 100 миллионов звезд.
Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездной Вселенной? С глубокой древности человек задумывался над этими вопросами, стремился понять и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем. Какие красивые сказания о звездах дошли до нас из Древней Греции, Египта от индейцев майя. В прошлом жизнь людей, их верования, рассказываемые истории были тесно связаны с небом. Наши предки видели знаки космического порядка в сияющих небесных огнях и пытались составить по ним картину Вселенной. Недаром еще в древней Греции Вселенную называли Космосом, а это слово первоначально означало “порядок” и “красота”.
А теперь вспомним одну из легенд. (Рассказ о Персее на фоне мультипликации «ПЕРСЕЙ»).
Древнегреческий ученый Пифагор поставил в центр мира шарообразную Землю, которая вращалась вокруг невидимой оси. Все небесные тела были прикреплены к хрустальным сферам, и ему казалось, что он слышит их музыку.
Звучит музыка (Дидье Маруани и ансамбль Спейс).
В Древней Греции на горе Олимп, где поселились боги и поныне здравствует дочь Зевса и Мнемозины, Урания — муза астрономии. Атрибуты её — небесный глобус и циркуль. Какими же были люди, беззаветно служившие ей?
Учащиеся рассказывают о знаменитых ученых и об эволюции их взглядов
Клавдий Птолемей попытался создать теорию видимого движения Солнца, Луны и планет. По теории Птолемея:
1) Земля неподвижна и находится в центре мира;
2) планеты вращаются по строго круговым орбитам;
3) движение планет равномерно.
Главное сочинение Птолемея «Математический синтаксис в 13 книгах» или, как его назвали позже арабы, «Альмагест» («Величайшее»). «Альмагест» - это настоящая энциклопедия античной астрономии. В этой книге Птолемей сделал то, что не удавалось сделать ни одному из его предшественников. Он разработал метод, пользуясь которым можно было рассчитать положение той или другой планеты на любой наперед заданный момент времени. Это ему далось нелегко.
Николай Коперник стал одним из создателей новой астрономии и научного мировоззрения. На памятнике Н. Копернику в Варшаве высечена надпись: "Он остановил Солнце и сдвинул Землю". Книга Коперника, вышедшая в год его смерти, в 1543 году, носила скромное название: «О вращении небесных сфер». Но это было полное ниспровержение Аристотеля взгляда на мир. Сложная махина полых прозрачных хрустальных сфер отошла в прошлое. С этого времени началась новая эпоха в нашем понимании Вселенной. Продолжается она и поныне.
Джордано Бруно создал свою естественно-философскую картину бесконечной изотропной Вселенной с множеством обитаемых планетных миров. Бруно высказал догадки, что и Солнце, и звезды вращаются вокруг своих осей, а в Солнечной системе, кроме известных уже планет существуют и другие, пока еще не открытые. Джордано Бруно активно боролся с католической церковью. На месте его сожжения в Риме на памятнике высечена надпись "От столетия, которое он предвидел".
Демонстрация отрывка из документального фильма «Галилей. Рождение звезды / Galileo. A star is born (2006)»
Инсценировка отрывка из пьесы Бертольда Брехта «Галилео Галилей»
Галилей (умывается). Поставь молоко на стол, но не тронь там ни одной книги.
Андрея. Мать говорит, что нужно заплатить молочнику, а то он скоро будет описывать круг вокруг нашего дома, господин Галилей.
Галилей. Нужно говорить: "описывать окружность", Андреа.
Андреа. Как вам угодно. Если мы не заплатим, он и опишет окружность вокруг нас, господин Галилей.
Галилей. А вот судебный исполнитель господин Камбионе идет прямо к нам и при этом избирает... какое он избирает расстояние между двумя точками?
Андреа (ухмыляясь). Кратчайшее.
Галилей. Хорошо! У меня есть кое-что для тебя. Погляди там, за звездными таблицами.
Андреа Что это такое?
Галилей. Это астролябия - такая штука, которая изображает, как планеты и звезды движутся вокруг Земли. Так думали в старину.
Андреа. Что значит - так думали?
Галилей. Давай, исследуем это. Прежде всего, опиши, что видишь.
Андреа. Посередине находится маленький шар...
Галилей. Это Земля.
Андреа. А вокруг него, одно над другим, кольца.
Галилей. Сколько их?
Андреа. Восемь.
Галилей. Это кристаллические сферы.
Андреа. На этих кольцах приделаны шары.
Галилей. Это планеты и звезды.
Андреа. Тут полоски, а на них написаны слова.
Галилей. Какие слова?
Андреа. Названия звезд.
Галилей. Например?
Андреа. Самый нижний шар это Луна, тут так и написано. А над ним - Солнце.
Галилей. А теперь двигай Солнце.
Андреа (вращает кольца). Красиво получается.
Галилей (вытираясь). Да, и я ощутил то же, когда впервые увидел эту штуку. Некоторые чувствуют это. Стены, и кольца, и неподвижность! Две тысячи лет кряду люди верили, что и Солнце и все небесные тела вращаются вокруг нашей Земли.
Андреа. Но пейте же молоко, ведь скоро опять придет кто-нибудь.
Галилей. А ты хорошо понял то, о чем я тебе говорил вчера?
Андреа. О чем же? Об этом, как его, Кипернике, у которого все вертится?
Галилей. Да.
Андреа. Нет, не понял. И как я могу понять? Это же очень трудно, а мне еще только в октябре будет одиннадцать.
Галилей. Вот я как раз хочу, чтобы и ты это понял. Чтобы все понимали. Поэтому я и работаю и покупаю дорогие книги, вместо того чтобы платить молочнику.
Андреа. Но я же сам вижу, что Солнце вечером здесь, а утром там. Как же оно может стоять на месте? Никак не может!
Галилей. Ты видишь? Что ты видишь? Ничего ты не видишь. Ты только глазеешь. А глазеть - не значит видеть. (Ставит железный умывальник посреди комнаты.) Это пусть будет Солнце. Садись.
Андреа садится на стул, Галилей становится за ним.
Где Солнце: справа или слева?
Андреа. Слева.
Галилей. А когда оно будет справа?
Андреа. Когда вы его перенесете направо, конечно же!
Галилей. Нет. Не только так. (Подымает Андреа вместе со стулом и поворачивает его на 180o.) Где теперь Солнце?
Андреа. Справа.
Галилей. А оно двигалось?
Андреа. Нет.
Галилей. А что же двигалось?
Андреа. Я двигался.
Галилей (орет). Чепуха! Дурень! Стул двигался!
Андреа. Но и я вместе со стулом!
Галилей. Разумеется. Стул - это Земля. А ты на ней.
Андреа. Но это же неправильно. Стул, на котором я сидел, вы только боком повернули (показывает рукой), а не переворачивали. Вот так. Не то я упал бы, и это факт. Почему вы не переворачивали стул? Потому что тогда было бы доказано, что я свалился бы и с Земли тоже, если бы она вертелась. Вот видите как.
Галилей. Но ведь я же тебе доказал...
Андреа. А сегодня ночью я думал и понял, что если бы Земля так вертелась, то я всю ночь висел бы головой вниз. И это факт.
Галилей (берет со стола яблоко). Так вот это Земля.
Андреа. Не берите вы всегда такие примеры, господин Галилей. Так вам всегда удастся.
Галилей (кладет яблоко на место). Хорошо.
Андреа. С примерами всегда можно доказать, если хитер. Но ведь я же не могу таскать на стуле свою мать, как вы меня. Видите, какой это плохой пример. Ну а что, если яблоко - Земля? Это же ничего не значит.
Галилей (смеясь). Да ведь ты же не хочешь знать.
Андреа. Возьмите его опять. Как же это получается, что я ночью не вишу вниз головой?
Галилей. А вот так: вот это Земля, а вот стоишь ты (отламывает от полена щепку и втыкает ее в яблоко), и вот Земля вертится.
Андреа. А я вишу вниз головой.
Галилей. Почему же? Посмотри внимательней! Где голова?
Андреа (показывает на яблоко). Здесь. Внизу.
Галилей. Что? (Поворачивает яблоко в обратную сторону.) Разве она не на том же самом месте? Разве ноги твои по-прежнему не ниже головы? Разве, когда я поворачиваю, ты стоишь так? (Вынимает щепку и переворачивает ее.)
Андреа. Нет. Но почему же я не замечаю, как Земля повернулась?
Галилей. Потому что ты сам вращаешься вместе с ней! И ты, и воздух над тобой, и все, что есть на шаре.
Андрей. А почему же мы видим, что ходит Солнце?
Галилей (снова поворачивая яблоко с щепкой). Под собой ты видишь Землю, она не изменяется, она всегда внизу, и для тебя она не движется. А теперь погляди, что над тобой. Вот сейчас лампа над твоей головой. А сейчас, когда я повернул - что сейчас над твоей головой, что сейчас сверху?
Андреа (поворачивая голову вслед за его движениями). Печка.
Галилей. А где лампа?
Андреа. Внизу.
Галилей. Вот то-то оно и есть...
Андpea. Вот это здорово! Ну, теперь уж моя мама удивится.
Галилео Галилей был жизнерадостным и увлеченным человеком. Круг его интересов был весьма широк. Он преподавал математику и увлекался физикой. Проводя многочисленные физические опыты, он опровергал или подтверждал многие гипотезы. Его исследования не прекращались ни на минуту, даже свирепствующая в то время страшная эпидемия чумы не смогла остановить его.
Он открыл равноускоренное движение тел, изучал законы всемирного тяготения, занимался измерением времени, ведь тогда же не было таких привычных для нас часов. Галилей изобрел замечательный пропорциональный циркуль, посредством которого можно без всяких математических знаний проводить любые линии, вычислять сложные проценты с капитала, воспроизводить планы земельных участков в уменьшенных или увеличенных масштабах и вычислять тяжесть пушечных ядер. И, наконец, изобрел телескоп.
«Надеюсь, вы заметили, что с помощью подзорной трубы этого прибора во время войны мы сможем распознать число и вооружение вражеских кораблей за целых два часа до того, как они увидят нас. Так что мы сумеем, установив силы противника, заблаговременно решить - преследовать его, нападать или обращаться в бегство.
Нам не хватает своего рода точных часов на небе - путеводителя для навигации. Так вот у меня есть все основания считать, что с помощью этой подзорной трубы можно отчетливо наблюдать известные созвездия, которые совершают строго закономерные движения. Новые звездные карты могут сэкономить в мореплавании миллионы.» - примерно так говорил Галилей сильным мира сего о своем изобретении.
Подзорную трубу изобрели в Голландии. А один его из учеников привез её Галилею, эту диковинную трубу, которую продавали в Амстердаме на каждом углу. Футляр из зеленой кожи и две линзы: одна двояко выпуклая, а другая двояко вогнутая. Одна увеличивает, а другая уменьшает. Каждый человек, конечно, подумает, что они друг друга должны уравнивать. Неверно! Сквозь эту штуку было все видно увеличенным в три раза…, но искаженным. Галилей смог не только устранить этот недостаток и усилить увеличение, но и направить её в небо.
Демонстрация отрывка из документального фильма «Галилей. Рождение звезды / Galileo. A star is born (2006)»
Кусок дерева всего-то метр длиной, два кусочка стекла. Но 400 лет назад один взгляд в небо через это изделие изменил мир. Это была самая звездная ночь ученого Галилея.
Изобретение телескопа Галилео Галилеем в 1610 году открыло новую эру в астрономии. Г. Галилей открыл горы, моря и кратеры на Луне, 4 наиболее крупных спутника Юпитера, наблюдал пятна на Солнце, фазы Венеры, кольца Сатурна, множество звезд во Млечном пути и даже Нептун. Венецианский Совет дожей вообще закупил у Галилея целую партию. А ученому присвоил пожизненное звание профессора с окладом в 1000 флоринов в год. Короли и принцы прочих стран писали ученому письма с просьбой открыть для них какую-нибудь звезду и назвать в их честь. После этого становится неудивительным тот факт, что сугубо научные изыскания Галилея обратились в моду для богатых и знатных людей Европы. Иметь свой собственный телескоп стало тем же, чем теперь стал компьютер - просто должен быть в доме. Словом, первые годы работы Галилея с телескопом принесли ему одни только пироги и пышки. Синяки и шишки он получит потом, спустя 20 лет.
Когда ученый разглядит еще и фазы Луны, ему придется стать на колени, Галилей отречется от своих взглядов, проживет под домашним арестом 9 лет и умрет тяжело больным и ослепшим.
И ни один из просвещенных государей Европы, коротавших свой досуг сидя за телескопом, за ученого не заступился. Но никакое добро не проходит в нашем мире безнаказанно и в конце жизни Галилео всё-таки заставили публично отречься от своих взглядов и засадили под домашний арест. Он умер в нищете и нужде, успев написать в одном из своих писем что "Церковь не должна разбираться в устройстве Небес, лишь указывать путь на Небеса".
До Галилео споры о том, что и как устроено на небесах решались просто: достаточно было заглянуть в Библию, из которой сразу было понятно, что Земля погрязла в грехе, а на Небесах - всё отлично, райские кущи, идеальная симметрия и нерушимый порядок. Тех, кто начинал говорить что-то обратное, обычно просто жгли на кострах, как еретиков. Лучше всего нам это известно на примере Джордано Бруно.
Теории Галилея были подвергнуты осмеянию.
Инсценировка отрывка из пьесы Бертольда Брехта «Галилео Галилей»
Первый ученый (кривляясь). У меня кружится голова. Земля вертится слишком быстро. Позвольте мне опереться на вас, - профессор. (Делает вид, что шатается, и хватается за одного из ученых.)
Второй ученый (подражая ему). Да, она сегодня опять совершенно пьяна, старуха Земля.
Третий ученый Держитесь, держитесь! Мы скатываемся. Держитесь же!
Первый ученый Второй Венера совсем скособочилась. Я вижу только половину ее. Караул!
Все сбиваются в кучу, хохоча; ведут себя так, словно они на палубе корабля и пытаются удержаться.
Второй ученый Только бы нас не бросило на Луну! Братья, ведь там горы с отвратительно острыми вершинами!
Третий ученый. А ты отталкивайся от них ногой.
Первый ученый Не смотрите вниз! Я страдаю головокружением. Меня мутит.
Второй ученый Мутит? Не может быть! Кто осмелится мутить воду в "Коллегиуме Романум"?!
Взрыв хохота. Наступает тишина.
Демонстрация отрывка из документального фильма «Галилей. Рождение звезды / Galileo. A star is born (2006)»
Галилей не позволил даже чуме помешать своим наблюдениям. Но не мог себе позволить, чтобы его поджаривали на костре, как окорок. Галилео Галилей отрекается от своего учения о вращении Земли по требованию инквизиции 22 июня 1633 года:
"Я, Галилей, учитель математики и физики во Флоренции, отрекаюсь оттого, что я утверждал: что Солнце является центром вселенной и неподвижно на своем месте и что Земля не является центром и не является неподвижной. Я отрекаюсь от этого, отвергаю и проклинаю с чистым сердцем и нелицемерной верою все эти заблуждения и ереси, равно как и все заблуждения и любое иное мнение, которое противоречит святой церкви".
Но ничто не могло поколебать его уверенности в своей правоте. В историю вошла его фраза, брошенная вполголоса, после отречения: "А все-таки она вертится".
Учащиеся читают стихи.
1ученик:
Век XVII. Италия. Утверждения древних учителей,
Подверг смелой критике Галилео Галилей!
Аристотеля и Птолемея во взглядах косных
О том, что в пространствах космоса звездных
Центральное место Земля занимает,
Упрекал Галилей! Ниспровергая
Ошибки древние и заблуждения,
От них отказался он без сожаления!
Ученье Коперника он защищал!
2ученик:
Когда к телескопу впервые я встал,
То был изумлен я устройством Вселенной!
Как много светил и планет! Несомненно,
Земля – лишь одно из космических тел!
И я в восхищенье на небо глядел!
Я понял тогда, что не догмы нужны
Науке! Ей мысли абстрактной важны
Гипотезы смелые, мысли полет!
Где мысль не пытлива, знанье там не живет!
Гипотезы следствие – научные предположения,
Новые факты и, - в их подтверждение, -
Опытов новых успехи и муки!
Проверка Гипотез – вот путь науки!
3ученик:
Так все-таки движется Земля или нет?!
Дал Аристотель отрицательный ответ.
Но гипотеза смелая вперед увела
Галилея! Она, не скупясь, принесла
Ему светоч истины и познания!
За это платил он великим страданием!…
4ученик:
Была инквизиция раздражена:
Наука и истина ей не нужна!
И вот: учение Коперника запрещено!
Как быть Галилею?…Осталось одно:
Писать сел я книгу, а в ней диалог
Двух мировоззрений столкнуть я смог!
Доводы Птолемея и Аристотеля я опроверг.
За то отомстил мне XVII век!
5ученик:
По приказу разгневанного Римского Папы
Над больным Галилеем, - старым и слабым, -
Был начат процесс! Были люты угрозы!
И бедный старик, утирающий слезы,
Формально отрекся от взглядов своих!…
Но светоч науки горящий не стих!
Ученье Коперника в мире жило
И к нам драгоценным наследством дошло!
Рукописи Галилея инквизиция жгла,
Но знания свет погубить не смогла!
Ученики Галилея с любовью и заботой
Спасли для потомков Учителя работы!
6ученик:
И вот: на Земле XXI век!
К тебе обращаюсь я, человек!
Пытливость ума ты над догмой возвысь!
Гипотезы строй! К новым знаньям стремись!
И пусть на прекраснейшей из планет
Всегда торжествует Знания свет!!!
Впрочем, прогресс было уже не остановить. В тот год, когда Галилео Галилей умер, родился Исаак Ньютон, определивший на 250 лет видение человечеством Вселенной, а также придумавший рефлекторный телескоп, разрешающая способность которого была намного больше, нежели у изобретения Галилео. Именно по этой технологии, сооружаются оптические телескопы и по сей день.
Осенью 1609 г. Галилей направил созданную им зрительную трубу на небо и сделал первые телескопические наблюдения, открывшие новую и неожиданную картинку мира, удаленность звезд, сложность Млечного Пути, солнечные пятна, вращение Солнца, строение лунной поверхности.
"В России первые телескопы появились еще в 1614 г. В середине 17-го века телескоп можно было свободно купить в Москве в торговых рядах"
В ночь с 6 на 7 января 1610 года Галилей навел созданную им астрономическую трубу с 3-хкратным увеличением на небо. Эта дата считается официальной датой начала телескопической астрономии.
В том, как сильно она ошибалась, католическая церковь призналась еще в 1992 году, реабилитировав ученого. Но лишь в этом году, официально объявленном ООН Годом астрономии, церковь впервые за все эти годы отпраздновала его день рождения и отслужила специальную мессу, а также пообещала установить в садах Ватикана памятник знаменитому астроному, который научил нас всех смотреть правильно в небо.
Через 398 лет, 20-го декабря 2007 года 62-я Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 2009 год Международным годом астрономии. Резолюция была представлена Италией, родиной Галилео Галилея.
Все участники спектакля вместе исполняют песню
Звучит песня. Потомок, чти Учителей!
1. Потомок, чти Учителей!
Им честь - в учениках!
Вот к телескопу Галилей
Прильнул: глаза в слезах!
Бездонен космоса простор:
Кружение планет…
Ученый мысль свою простер
Туда, где вечен свет.
Припев:
Загадочна, вечна суть
Звезд и планет!
Ученого манит в путь
Истины свет!…
2. Ученый, средь клевет и мук
Тебе дано страдать,
Познав превыше всех наук –
Науку побеждать
И сна глупца,
И сплетен сор,
И суету времен.
Служить Науке до конца –
Вот истины Закон!
Припев:
Коперник сквозь века глядит,
Влюблено в небеса!
Созвездье Истины горит
В сияющих глазах!
Ведут Ученых на костер,
На плаху и в острог…
Но тот, кто к небу длань простер -
Вовеки с теми Бог.
Припев:
Потомок! Чти Учителей!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?
Открылась бездна, звёзд полна; Звездам числа нет, бездне дна. Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде. Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом, как перо, огне, Так я в сей бездне углублён, Теряюсь, мысльми утомлен! М. В. Ломоносов
Сколько звезд сияет в ночи?
Урания
Клавдий Птолемей
Николай Коперник
Джордано Бруно
Телескоп Галилея
Телескоп "Хаббл"
Генассамблея ООН провозгласила 2009 год Международным годом астрономии. Резолюция была представлена Италией, родиной Галилео Галилея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический урок к 150-летию П. Столыпина
Тематический урок к 150-летию П. Столыпина....
К 250- летию изобретения паровой машины
В презентации рассказываеися об истории создания паровой машины и истории города Барнаула. Рассказ об маршруте экскурсии по исорическим местам. разработанный студентами Алт ГТУ. Весь материал можно по...
250-летию изобретения парового двигателя И. И. Ползуновым
Классный час и презентация "К 250-летию изобретения парового двигателя И. И. Ползуновым" содержит биографию Ивана Ивановича Ползунова, историю изобретения "огненной машины" и рассказ о памяти о выдающ...
ПРАЗДНИЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ 1150-ЛЕТИЮ ГОРОДА СМОЛЕНСКА (Подготовительная группа)
ПРАЗДНИЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ 1150-ЛЕТИЮ ГОРОДА СМОЛЕНСКА (Подготовительная группа)...
Сценарий тематического урока, посвященного 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»
Сценарий тематического урока, посвященного 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»...
Сценарий тематического мероприятия, посвященного 75-летию снятия блокады Ленинграда
Содержательный и доступный для дошкольников литературно - музыкальный материал раскрывет тему Великой отечественной войны 1941-1945 года; тяжелые годы страданий и испытаний как детей...
Сценарий тематического мероприятия, посвященного 75-летию снятия блокады Ленинграда
Содержательный и доступный для дошкольников литературно - музыкальный материал раскрывет тему Великой отечественной войны 1941-1945 года; тяжелые годы страданий и испытаний как детей...