Декламационный материал для обучающихся младших классов ДШИ
методическая разработка на тему

Столярчук Галина Анатольевна

Декламационный материал содержит забавные стихи разных авторов и методические пояснения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deklamatsionnaya_tablitsa.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Декламационный материал для обучающихся младших классов

Разработчик:

Преподаватель фортепиано

Столярчук Галина Анатольевна

п/п

Декламационный материал

Методическое назначение

Автор

1

Как-то в лодке плыли нотки

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ,

А за лодкой, вслед за лодкой

Тихо плыли караси

"Что за чудная погодка"

Говорили караси,

Но не слышали их в лодке

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Песни в лодке распевали

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ,

А под лодкой танцевали

Озорные караси.

Раскачалась сильно лодка

И пошла нырком на дно,

Караси спасали нотки

СИ, ЛЯ, СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО.

Пальчиковая гимнастика, закрепление навыка non legato, изучение гаммы до мажор.

Н. Кончаловская

2

Там, где СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА, ЛЯ -

Там басовая земля.

ДО – граница меж двух стран

Вот какой почет ей дан!

МИ, СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА –

На линеечках сидят.

ЛЯ, ДО, МИ, СОЛЬ, СИ –

К ноте ДО скорей неси!

РЕ, ФА, ЛЯ, ДО, МИ –

Те в окошечки глядят.

Освоение названия ноти их расположение на нотоносцах.

Н. Кончаловская

3

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали – НОТНЫЙ СТАН,

И на нем все ноты-точки

Разместили по местам.

Освоение нотной грамоты.

Н. Кончаловская

4

С ноты ДО урок начнется,

Но линеек только пять,

И для ноты ДО придется

Нам линейку добавлять.

И для ноты ЛЯ добавим –

Сверху мы ее поставим

Освоение нотной грамоты.

Н. Кончаловская

5

У рояля много клавиш!

Ты их все звучать заставишь.

В крайних слева бас гудит,

Будто он всегда сердит.

В крайних справа звук высок, Будто птичий голосок.

В средних клавишах как раз

Тот же голос что у нас

Знакомство с регистрами.

Н. Кончаловская

6

Ветерок игриво

Листьями звенит,

Плавно и красиво

Музыка звучит.

Отрабатывается плавность в игре легато

И. Перфильева

7

Нежно песенку пою

Очень музыку люблю.

Исполнение dolce - нежно

И. Перфильева

8

Баю, баю, баю, бай

Спи, мышонок, засыпай.

В характере колыбельной

И. Перфильева

9

Он помощник нам отличный,

Мы зовем его – КЛЮЧ СОЛЬ,

Все нам скажет ключ

            Скрипичный-

Нотной азбуки король!

Знакомство с скрипичным ключом

Н. Кончаловская

10

Ключ теперь нам нужен новый,

И ему нужна строка,

Чтоб имела ключ басовый

Наша левая рука

Знакомство с басовым ключом

Н. Кончаловская

11

Ты басы запомни точно

СОЛЬ, СИ, РЕ, ФА, ЛЯ – построчно

Между ля и до, ми, соль

Си – над всеми как король

Знакомство с басовым ключом

И. Перфильева

12

Этот домик, видишь, новый.

Называется басовый.

В нем на разной высоте

Разместились нотки все

Соль – на первой, ля чуть выше

Си – вторая, до – повыше

Ре – на третьей, ми – повыше

На четвертой фа услышим

Соль повыше, ля – на пятой,

Си над всеми. Вот занятно.

Мы освоим ключ басовый

И этюд сыграем новый.

Освоение нот в басовом ключе

И. Перфильева

13

Справа есть у нас ключ соль –

Нотной азбуки "король",

А КЛЮЧ ФА пусть будет слева,

Нечто вроде королевы.

Знакомство с ключами

Н. Кончаловская

14

Чтоб играли две руки,

Нужны ноты в две строки.

Строчки для обеих рук

Свяжет слева гнутый лук.

Нам его запомнить надо.

Он зовется – АККОЛАДОЙ.

В верхней - правая хозяйка,

В нижней – левая рука.

Написание нот для двух рук.

Н. Кончаловская

15

Цапля важная прошла

И лягушку не нашла

А с лягушкой лягушонок,

Он расплакался спросонок.

Отработка legato в скачках на октаву, терцию

И. Перфильева

16

Если нота белая,

Это нота целая.

Разделим ноту целую

На половинки белые,

Палочкой отметив

Чтоб с той не спутать этих.

В каждой ноте половинке

По две черных четвертинки.

В каждой четвертушке

По две восьмушки.

Знакомство с длительностями.

Н. Кончаловская

17

Пианино и рояль

С виду спутаешь едва ль,

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трехэтажный дом!

Пой под музыку, пляши –

Инструменты хороши!

Их нетрудно различать,

Но попробуй-ка сыграть

Сразу скажешь: "До чего же

Меж собой они похожи!"

Лишь дотронешься до клавиш –

Сразу их звенеть заставишь

А педаль нажмешь ногой –

Станет звук совсем другой.

Все – и взрослые и дети –

Инструменты любят эти.

Только знай: у них давно

Есть название одно,

Не забудь: фортепиано

Произносится оно.

Форте – это значит громко, -

Заучи, не будь лентяй.

А пиано значит тихо, -

Ты, дружок, запоминай.

Если руки мыл под краном

Подходи к фортепиано!

Ну-ка кто там стал опять

Громко крышкою стучать?

Если крышка упадет

Больно пальчики прибьет.

Эти правила просты

Выполнять их должен ты!

Знакомство с инструментом, на котором играет пианист

Л. Хереско

18

Играть в ансамбле интересно,

Но вот настал и тот момент,

Когда ты сам сыграешь песни,

А к ним и аккомпанемент

Понятия "ансамбль", "аккомпанемент"

И. Перфильева

19

Когда над нотой видишь точку,

Играй отрывисто, вприскочку!

А ноты, связанные дужкой,

Играй все слитно – друг за дружкой!

Освоение legato, staccato

Н. Кончаловская

20

Упражнение играю,

Свои пальцы обучаю,

Надо их тренировать

На легато все играть

Стихи помогают понять назначение упражнений и необходимость тренировки пальцев

И. Перфильева

21

Не смотри на цифры хмуро

Поучи аппликатуру

Ты узнаешь очень скоро

Пальцы гаммы до мажора

Отработка смены позиции

И. Перфильева

22

Вот из темных вод

Поднимается с волною кашалот...

А вокруг тепло, светит солнышко

Стаи птичек летят в вышину...

Ночью звездочки, днем ни облачка,

Ветерок чуть колышет волну...

Но кашалоту все равно

Он уплывет опять на дно...

Знакомство с понятиями: звуки "низкие", "высокие"

Л. Хереско

23

Низко и гулко так глубоко,

Дальше повыше, играем светло

Вверх поднимаемся, как в облака,

Эта игра весела и легка.

Вниз опускаемся мы с высоты, звуки пониже прослушаешь ты,

Вот и внизу и конец игры. Все.

Знакомство с клавиатурой, регистрами

И. Перфильева

24

Знак диез, знак диез

Что он означает?

Этот знак, этот знак

Ноту повышает

Знак бемоль, знак бемоль

Что он означает?

Этот знак, этот знак

Ноту понижает

Знак бекар, знак бекар

Что он означает?

И диез и бемоль

Все он отменяет

Знакомство со знаками альтерации

Л. Хереско

25

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей

Первый палец – боковой –

Называется большой

Палец второй –

Указчик старательный, -

Не зря называют его

Указательный.

Третий твой палец –

Как раз посредине,

Поэтому средний

Дано ему имя

Палец четвертый

Зовут безымянный,

Неповоротливый он

И упрямый.

Совсем как в семье

Братец младший – любимец

По счету он пятый

Зовется мизинец.

Знакомство с пианистическим аппаратом

Л. Хереско

26

Слушай, слушай, различай

Звук короткий и протяжный, Чувство ритма развивай,

Это очень, очень важно!

Все вокруг для нас привычно,

Каждый звук для нас не нов.

Но послушай, как ритмично

Ходит маятник часов:

Тик-так, тик-так

Тик-так, тик-так!

Вот суворовцы шагают

По широкой мостовой,

Маршировке помогает

Барабанный четкий бой.

Ждет их доблесть, ждет их слава,

И глядит на них Москва.

Левой, правой, левой, правой...

Раз, два! Раз, два!

Раз, два! Раз, два!

Н. Кончаловская

27

Две латинских буквы тут, -

Эти буквы знать дают:

Эф – где громче,

Пэ – где тише,

Композитор так и пишет.

Знакомство с форте и пиано

Н. Кончаловская

28

В тетрадке ты заметку сделай,

У клавиш есть такой закон:

Меж черной и соседней белой

Различье в звуке – полутон.

От ДО до ДО всего семь нот,

Весь мир их гаммою зовет.

От ДО до ДО без лишних слов

По счету ровно шесть тонов.

Знакомство с гаммою

Н. Кончаловская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему «Развитие речи на татарском языке у русскоязычных обучающихся младших классов»

Мастер-класс на тему "Развитие речи на татарском языке у русскоязычных обучающихся младших классов" я провела среди педагогов, преподающих татарский язык в русских группах....

Развитие мелкой моторики руки обучающихся младших классов с использованием Су – Джок терапии

В материале представлены приемы для развития мелкой моторики детей с использованием терапии Су-Джок...

Методическая разработка "Гаммовый комплекс как основа технического развития и музыкально-теоретического мышления обучающихся младших классов фортепианного отделения".

Методическая разработка «Гаммовый комплекс как основа технического развития и теоретического мышления обучающихся младших классов фортепианного отделения»  посвящена традиционной теме  препо...

Методическая разработка на тему "Развитие технических навыков у обучающихся младших классов"

Методическая разработка направлена на обучение детей младшего возраста элементарным техническим навыкам игры на инструменте. Также имеется нотное приложение....

Теоретические аспекты физического воспитания обучающихся младших классов

Физическое воспитание влияет на умственное развитие школьников, они хорошо усваивают теоретические знания, развивают сообразительность, наблюдательность, вдумчивость, воспитывается интерес, сознательн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...

Сценарий праздника в рамках месячника патриотического воспитания для обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья обучающихся по 2 варианту АООП. «Мы сильные и смелые!»

Составители: Дурова О.Ф.Описание: школе грозит нашествие разных злодеев. Дети сначала тренируются отражать атаки – для этого с ними проводятся игры и конкурсы. Затем дети спасают школу от инопла...