Художественная одарённость, её выявление и развитие в рамках реализации общеобразовательных программ художественной направленности.
статья на тему

Филимонова Светлана Вячеславовна

Самая существенная задача - увидеть в признаках одаренности у детей то, что относится к свойствам возраста и является происходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться, развиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_odaryonnost.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная одарённость, её выявление и развитие в рамках реализации общеобразовательных программ художественной направленности.

Филимонова Светлана Вячеславовна, методист.

В современной психолого-педагогической литературе достаточно много статей, публикаций, затрагивающие тему одаренности детей. Главная сложность в понимании и оценке какой-либо одаренности. Необычные проявления ребенка могут быть чем-то временным, связанным только с определенной порой жизни. Самая существенная задача - увидеть в признаках одаренности у детей то, что относится к свойствам возраста и является происходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться, развиться.

Психолог В.С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок - иллюзии и реальность» пишет: «В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость - многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке».

Одаренность - есть совокупность задатков, определяющих пределы развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под воздействием воспитания и обучения.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии - деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.

Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. Наибольший интерес для нас представляет художественная одаренность.

Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности и др. Она развивается и поддерживается в кружках, студиях, гимназиях.

Художественные способности раньше других обнаруживают себя и имеют общие особенности, присущие одарённым детям:

• В творчестве выражают свои чувства или настроение.

• В работах отражают все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливаются» на изображении чего-то вполне удавшегося.

• Серьезно относятся к произведениям искусства, становятся вдумчивыми и очень серьезными, когда их внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж.

• Когда имеют свободное время, охотно занимаются творчеством (лепят, рисуют, чертят), комбинируют материалы и краски.

• Стремятся создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.

• Не робеют высказать собственное мнение о произведениях искусства, причем могут даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Проблеме одаренности уделяется повышенное внимание, но на деле оказывается, что выявление - это лишь первый шаг и важнейшая проблема заключается в другом, а именно в развитии способностей.

Разнообразие предложенных общеобразовательных программ художественной направленности дает каждому ребенку возможность заниматься и добиваться успехов в индивидуально выбранном направлении.

Каждый одаренный ребенок уникален по-своему. Поэтому учебный план должен учитывать как особенности одаренных детей в целом, так и индивидуальность каждого в отдельности.

Технология индивидуального подхода к одаренным детям мало чем отличается от обычной (Ковальчук Я.И.):

1. Определить уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности.

2. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.

3. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков.

4. Определить способы оценки успехов ребенка.

Сложность технологии индивидуального подхода к одаренным детям осложняется тем обстоятельством, что к ним не применимы определенные возрастные особенности, ведь каждый из них неповторим и находится на своей «возрастной» ступени, соответствующей уровню его развития.

Художественным творчеством могут заниматься лишь немногие одарённые дети, поэтому задача педагогов и психологов - рано и по возможности безошибочно выявить таких детей, а потом создавать для них самые благоприятные условия развития.

Можно выделить следующие психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно-одаренным детям:

· Обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития художественных способностей.

· Использовать в работе нетрадиционные материалы и техники.

· Обеспечить благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.

· Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.

Главное в обучении одаренных детей - это все-таки педагог. По большому счету, педагог для одаренных должен быть весьма неординарной личностью, и если не одаренным, то с довольно высоким уровнем развития способностей. Какие качества должны быть ему присущи?

· Важная составляющая личности педагога - творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения.

· Профессиональная компетентность. Все знать невозможно, но нужно к этому стремиться, нужно знать, где найти ответ на интересующий вопрос. Облегчает задачу то, что одаренным детям не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, необходимо заинтересовать их в поиске истины.

· Чуткость, чувствительность к переживаниям и потребностям других, что имеет особое значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.

· Способность к индивидуализации обучения. Педагог должен уметь различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять процесс обучения.

Можно выделить три формы организации обучения - групповая, коллективная и индивидуальная. Педагогу необходимо найти оптимальную форму работы, варьируя все возможные способы, ориентируясь на возможности группы в целом, а также на интересы каждого ребенка.

Главным результатом занятий являются детские работы, которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих проявлениях индивидуальности ребенка. Работы, выполненные по собственному замыслу, раскрывают их интересы и склонности.

Итогом нашей работы с одаренными детьми является позитивная динамика творческих достижений детей в городских, районных, окружных, Всероссийских и Международных конкурсах и выставках детского творчества, организация персональных выставок учащихся, успешная реализация творческого проекта «Рукодельный вернисаж».

         О.А. Куревина (кандидат философских наук, доцент) утверждает: «Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя». И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать - не упустить моменты рождения ГЕНИЯ.      

Литература:

1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.

2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

4. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.

5. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999. 

6. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сундучок"

Программа «Сундучок» имеет художественную напрвленнсть и предназначена для обучения  детей декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15...

Приобщение к основам художественной культуры Франции учащихся 8 класса в рамках реализации концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности.

Приобщение к основам художественной культуры Франции учащихся 8 класса в рамках реализации концепции духовно-нравственного развития личности....

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»

Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...

Развитие творческих способностей детей в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Моделирование из соломки»

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях твор...

Возможности развития гибких компетенций (Soft Skills) в рамках освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности

В настоящее время особую популярность приобретает деление компетенций на два вида: hard skills (жесткие компетенции/навыки) и soft skills (гибкие или мягкие компетенции/навыки). Тема актуальности разв...

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОДАРЁННОСТЬ. ЕЁ ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В данной статье речь пойдёт о проблемах диагностики художественной одарённости и о методах её выявления в рамках реализации программ дополнительного образования художественной направленности. Автор ст...