Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности студии «Пластилиновая сказка» Для детей от 8 до 11 лет.
рабочая программа на тему
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
студии «Пластилиновая сказка»
Для детей от 8до 11 лет.
Срок реализации программы -2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinovaya_skazka.docx | 35.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества г. Покров»
РЕКОМЕНДОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Методическим советом Директор МБУДО ЦРТДиЮ
г. Покров
МБУДО ЦРТДиЮ г. Покров __________________ С.В.Куликова
Протокол № ___ «___»________20__ г. Приказ № _____ «___» __20___г.
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
студии «Пластилиновая сказка»
Для детей от 8до 11 лет.
Срок реализации программы -2 года.
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Исаева Наталья Владимировна
г. Покров
2018 г.
Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, поэтому был организован кружок художественной направленности «Пластилиновая сказка» - основной идей которого является выполнение объемных изделий из пластилина и рисование картин пластилином - пластилинография. Программа рассчитана на младших школьников, возраст которых 8-11лет, и учитывает их психолого-педагогические особенности.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.
Педагогическая целесообразность программы «Пластилиновая сказка» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Техника работы с пластилином хороша тем, что она доступна детям разного школьного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а это в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности.
В данной программе используются несколько видов техники лепки из пластилина.
- Объемная лепка: делится на три вида (конструктивный, пластический комбинированный,). Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной формы.
- «Пластилинография» - именно этот вид работы позволяет ребенку оттачивать высокое художественное мастерство, самостоятельно вводить новшества в искусство лепки, развивать выявленный талант. Пластилин в силу своих свойств (мягкости, пластичности, легкости в применении) позволяет ребенку создавать настоящие шедевры. Авторская разработка раздела «Пластилинография» развивает координацию рук и моторику,доступна в выполнении и позволяет в каждом ребенке воспитывать уверенность в своих силах.
- Мозаика. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, «налепами» - отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков.
- Обратная аппликация - это аппликация из пластилина, выполненная на прозрачной поверхности (стекло, пластик). Вся работа выполняется с изнаночной стороны. При этом на лицевой стороне получается удивительный рисунок, напоминающий картинку, написанную красками.
Занятия по программе представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:
1.Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.
2.Развитию творческих способностей.
3.Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения и развития. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
4.Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.
5.Работа с пластилином так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению. Одним из несомненных достоинств занятий является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). В результате успешного овладения работы с пластилином - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
Рекомендуется использовать при работе твердые крупы, бисер, семена арбуза, тыквы и т.п.
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности- индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции– сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности- решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Цель программы: создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся
Основные задачи программы:
1.Развитие художественного вкуса, чувства композиции; творческих способности.
2. Развитие мелкой моторики и координации движений рук.
3Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.
4. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.
5. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Сроки реализации образовательной программы «Пластилиновая сказка» 2 год.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
1.Учитель для ученика, а не ученик для учителя.
2. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
3. Учёт психофизических особенностей детей.
4.Создание атмосферы успеха.
Формы организации учебной деятельности:
1.групповая;
2.выставка;
3 творческий конкурс.
Структура занятий:
1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (пальчиковая гимнастика).
2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
3. Заключительная часть: подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции, выставка работ.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед обучающимся ставятся определённые задачи.
Этап № 1. Подготовительный
Задачи:
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап № 2. Основной
Задачи:
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца.
- Научиться аккуратно выполнять свои работы.
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
- Научиться действовать по образцу.
- Научиться действовать по словесному указанию.
Этап № 3. Итоговый
Задачи:
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Тематика занятий отражена в трех направлениях:
- изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;
- изучение основ перспективной грамоты (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет)
- создание сказочного мира, сказочных образов.
Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи:
- выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10/15 см)
- одной темы многократно и поэтапно;
- нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии 1 год обучения.
Месяц | № | Общая тема. | Тема занятия | Вид лепки | часы | ||
Т | П | В | |||||
Сентябрь | 1 | Вводное занятие | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности беседа «Что такое лепка?» | Лепка по замыслу. | 2 | 0 | 2 |
2 | Осень | «Подарки осени» | объемная | 0.5 | 1.5 | 2 | |
3 | «Осенние дерево» | объемная | 0 | 2 | 2 | ||
4 | Герберы | пластилинография | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
Октябрь | 5 | Насекомые | Муравьи | объемная | 0. | 2 | 2 |
6 | Бабочки | мозаика | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
7 | Паук в паутине | пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
8 | Божья коровка | пластилинография | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
Ноябрь | 9 | Домашние животные | Собачка | объемная | 0 | 2 | 2 |
10 | Петух | объемная | 0. | 2 | 2 | ||
11 | Лошадь | мозаика | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
12 | Хвостатики | объёмная | 0 | 2 | 2 | ||
Декабрь | 13 | Дикие животные | Зайка | объемная | 0 | 2 | 2 |
14 | Ежик и одуванчик | мозаика | 0 | 2 | 2 | ||
15 | Зебры на поляне | пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
16 | Жираф | пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
Январь | 17 | Птицы | Совушка в шляпе | пластилинография | 0 | 2 | 2 |
18 | Синичка | объемная | 0 | 2 | 2 | ||
19 | Попугайчики | мозаика | 0 | 2 | 2 | ||
20 | Птицы зимой | пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
Февраль | 21 | Человек | Гном | объемная | 0 | 2 | 2 |
22 | Кукла | обратная аппликация | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
23 | Солдат | объемная | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
24 | Богатырь | пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
Март | 25 | В мире сказок | Там ступа с бабою-ягой, идет бредёт сама собой. | объемная | 0 | 2 | 2 |
26 | Репка | пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
27 | Колобок | мозаика | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
28 | Жар- птица | пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
Апрель | 29 | Подводный мир | Аквариум | обратная аппликация | 0.5 | 1.5 | 2 |
30 | Удивительные рыбки | Объемная | 0 | 2 | 2 | ||
31 | Морское дно | пластилинография | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
32 | Веселый краб | пластилинография | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
Май | 33 | Коллективная | Пруд | объемная +пластилинография | 0.5 | 1.5 | 2 |
34 | Улица города | объемная+пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
35 | С высоты птичьего полета | пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
36 | Город мечты | Объёмная | 0 | 2 | 2 | ||
Июнь | 37 | Народные промыслы | Удивительная дымка | пластилинография | 0 | 2 | 2 |
38 | Золотая хохлома | пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
39 | Дымковская барышня на бутылке | Объёмная | 0 | 2 | 2 | ||
40 | По замыслу | пластилинография+объемная | 0 | 2 | 2 |
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии 2 год обучения.
Месяц | № | Общая тема. | Тема занятия | Вид лепки | часы | ||
Т | П | В | |||||
Сентябрь | 1 | Вводное занятие | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности беседа | Лепка по замыслу. | 2 | 0 | 2 |
2 | Мультфильмы | Царевна лягушка | объемная | 0.5 | 1.5 | 2 | |
3 | Три Богатыря | объемная | 0 | 2 | 2 | ||
4 | Змей -Горыныч | пластилинография | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
Октябрь | 5 | Времена года | Краски осени | пластилинография | 0. | 2 | 2 |
6 | Зима, зима кругом | мозаика | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
7 | Первые подснежники | объемная + пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
8 | Белая береза под моим окном | пластилинография | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
Ноябрь | 9 | Птицы | Розовый фламинго | обратная аппликация | 0 | 2 | 2 |
10 | Пингвины на льдине | Пластилинография+ объемная | 0. | 2 | 2 | ||
11 | Аист на крыше | пластилинография+ объемная | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
12 | Дятел – санитар леса | объемная | 0 | 2 | 2 | ||
Декабрь | 13 | Новый год | Дед Мороз у елки | пластилинография+ объемная | 0 | 2 | 2 |
14 | Пингвин и снеговик на льдине | объёмная | 0 | 2 | 2 | ||
15 | Новогодний сувенир | Обратная аппликация | 0 | 2 | 2 | ||
16 | Новогодний сувенир | пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
Январь | 17 | Дикие животные | Панда на дереве. | пластилинография | 0 | 2 | 2 |
18 | Жираф заболел | объемная +пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
19 | Топают по Африке слоны, носорог и бегемоты | объемная +пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
20 | Топают по Африке слоны, носорог и бегемоты | объемная +пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
Февраль | 21 | Народные Промыслы | Жостовская роспись | пластилинография | 0 | 2 | 2 |
22 | Матрешка | пластилинография | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
23 | Натюрморт | Ваза и фрукты | пластилинография | 0.5 | 1.5 | 2 | |
24 | Чайная посуда | пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
Март | 25 | Деревенские мотивы | Чучело огородное | объемная | 0 | 2 | 2 |
26 | Домик в деревне | Пластилинография+ объёмная | 0 | 2 | 2 | ||
27 | Камин с огнем | обратная аппликация | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
28 | Подсолнухи | Пластилинографя +объёмная | 0 | 2 | 2 | ||
Апрель | 29 | Цирк | Клоун на арене | Объемная | 0.5 | 1.5 | 2 |
30 | Дрессированные собачки | обратная аппликация | 0 | 2 | 2 | ||
31 | Динозавры | Юрский период | Объёмная + пластилинография | 0.5 | 1.5 | 2 | |
32 | Юрский период | Объёмная + пластилинография | 0.5 | 1.5 | 2 | ||
Май | 33 | И всё о той весне | Есть такая профессия Родину защищать | объемная +пластилинография | 0.5 | 1.5 | 2 |
34 | У вечного огня | объемная+пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
35 | Подарок ветерану | обратная аппликация | 0 | 2 | 2 | ||
36 | Праздничный салют | пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
Июнь | 37 | Лето | Ромашки | пластилинография | 0 | 2 | 2 |
38 | Земляника" | пластилинография | 0 | 2 | 2 | ||
39 | Незабудки | обратная аппликация | 0 | 2 | 2 | ||
40 | Мир похож на цветной луг (коллективная работа детей) | пластилинография+объемная | 0 | 2 | 2 |
Материально-техническое обеспечение программы
Художественные средства:
- методические пособия и книги по пластилинографии;
- литературные произведения (тематические).
Наглядные средства:
- стенды (правила техники безопасности и др.);
- иллюстрационный тематический материал;
- демонстрационные работы и образцы в технике «пластилинография».
Технические средства:
- видео-аудио материалы;
- цифровой фотоаппарат;
- материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для пластилинографии: клеенки (или доски для работы с пластилином), набор стеков, спички или зубочистки, бусины, бисер, картон, цветная и бархатная бумага, природные материалы, художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты
Список используемой литературы
1. Е.Г. Дубовицкая« Жизнь удалась», издательство Феникс, 2008г.
2. Рони Орен« Секреты пластилина», 2010г.
3. Н.НЛ ебедева. « Лепим из пластилина"и т.д.
4. И.О.ШкицкаяАппликации из пластилина.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с.
5. О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сундучок"
Программа «Сундучок» имеет художественную напрвленнсть и предназначена для обучения детей декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»
Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...
Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности
Обобщение опыта работы...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности студии «Волшебная бумага»
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности студии "Волшебная бумага" для детей от 7до 12 лет. Срок реализации 2 года....
Развитие творческих способностей детей в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Моделирование из соломки»
Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях твор...
РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «СТУДИЯ ТВОРЧЕСТВА И ДИЗАЙНА» (базовый уровень)
РАБОЧАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «СТУДИЯ ТВОРЧЕСТВА И ДИЗАЙНА»(базовый уровень)...
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество и работа с природным материалом «Разноцветная сказка»
Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программехудожественной направленности «Декоративно-прикладное творчество и работа с природным материалом ...