Методическая разработка "Руки в русском народном танце"
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка предлагается в помощь хореографам при изучении русского народного танца. В ней представлены позиции рук в русском танце, положения рук в русском танце, расположение танцующих и положение рук в парных плясках, расположение танцующих и положения рук в массовых танцах. К каждому положению даны иллюстрации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_ruki_v_russkom_tantse.docx | 506.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Красненского района
Методическая разработка
«Руки в русском народном танце»
Разработала: педагог доп. образования
МБУ ДО «Дом детского творчества»
Дёшина Инна Николаевна
Красное-2018
Движения рук в русских одиночных плясках не являются точно установленными. Девушка или юноша пляшут, импровизируя; также и движения рук изменяются в зависимости от музыки, творческой индивидуальности и желания танцующего. Важно только, чтобы эти движения соответствовали по характеру содержанию танца и музыки. Если девичий танец плавный, спокойный, то девушка плывет, как «лебедушка», медленно поднимает руки вперед, плавно раскрывает их в стороны, затем закругляет, кладет их сбоку на талию. В руках девушка часто держит платочек, которым взмахивает над головой, поводит из стороны в сторону или вызывает на танец другую девушку или юношу. В более быстрых русских плясках, когда девушка выбивает дробь и старается сплясать лучше других, она может пройтись, или «подбоченившись», или невысоко раскрывая руки в стороны, или скрещивая их на груди и т. д.
У юношей руки также свободны в движениях: иногда они просто опущены вниз или спокойно лежат сбоку на талии, иногда они широко раскрыты в стороны, что придает танцу характер необычайной широты, величественности. Иногда движения рук более быстрые, руки часто переходят из одного положения в другое. Такие движения, как дробь, притопы, присядки, подскоки, иногда сочетаются в пляске с хлопками в ладоши и с «хлопушками», т. е. ударами ладонью то по ноге выше колена, то по подошве или голенищу сапога, иногда по плечу.
В кадрилях, «Шестерах», «Восьмерах» и т. д. положения и движения рук определенные, установленные, они находятся в строгом соответствии с фигурами, ходами, а главное, с характером и содержанием танца. Однако в этих танцах в каждой местности-области, а иногда районе - имеются своеобразные особенности в движениях рук.
В массовых парных танцах юноша обычно находится с левой стороны от девушки. Правой рукой юноша чаще всего держит левую руку девушки, причем обе руки либо опущены вниз, либо подняты невысоко вперед. В старину не было принято, чтобы юноша держал девушку за талию, однако теперь в танцах типа кадрили такое расположение танцующих возможно.
В хороводах исполнители обычно держатся за руки, или опустив их вниз, или подняв вверх, или протянув вперед, или раскрыв в стороны. В массовых фигурах и переходах расположение танцующих и положения рук еще более разнообразны. Из них наиболее распространены: «корзиночка», где исполнители, стоя лицом в круг, держатся за руки, скрещенные спереди через одного; «воротца», где двое исполнителей поднимают соединенные руки вверх, а остальные проходят в эти воротца; «звездочка», где исполнители, стоя в круг в затылок друг другу, соединяются в центре правыми или левыми руками.
Позиции рук в русском танце.
Исходная позиция 1-я позиция 2-я позиция 3-я позиция
Позиции рук в русском танце.
Исходная позиция. Обе руки свободно по бокам опущены вниз, кисти направлены ладонями или к корпусу, или вперед.
1-я позиция. Обе руки подняты вперед, локти свободны, кисти направлены ладонями вверх.
2-я позиция. Обе руки широко раскрыты в стороны, локти не напряжены, кисти направлены ладонями вверх и слегка вперед.
3-я позиция. В чистом виде 3-я позиция не характерна для русских танцев. В женском танце обе руки исполнительницы иногда поднимаются в 3-ю позицию, когда девушка обыгрывает платок, держа его двумя руками за концы. В сценическом русском танце руки девушки иногда проводятся через 3-ю позицию, раскрываясь в стороны. Значительно чаще поднимается в 3-ю позицию одна рука, тогда как другая находится в ином положении.
Положения рук в русском танце.
1-е положение
1-е положение. Обе руки, согнутые в локтях, лежат сбоку на талии, у девушек — кулачками, иногда ладонями; у юношей — чаще ладонями, иногда кулачками. Локти направлены в стороны. Это положение можно назвать «подбоченившись».
2-е положение
2-е положение. Руки скрещены на груди. У девушек руки или приближены к корпусу, или чуть отведены, правая рука находится под левой рукой, кисти зажаты в кулачок и спрятаны под локти противоположных рук. У юношей руки от корпуса отведены, локти направлены вперед, правая рука находится над левой рукой, кисти лежат ладонями на противоположных руках, выше локтя.
4-е положение
3-е положение (женское). Обе руки подняты невысоко в стороны и находятся между исходной и 2-й позицией, локти свободны, кисти направлены ладонями вперед. Иногда девушка в правой руке держит платочек.
4-е положение (женское). Правая рука, согнутая в локте, поднята от локтя вверх, локоть от корпуса отведен в сторону и направлен вниз, кисть, повернутая ладонью к зрителю, находится чуть выше правого плеча, пальцы согнуты и опущены к ладони. Левая рука свободно опущена вниз и от корпуса отведена.
Комбинированные положения
рук в русском танце.
5-е положение 6-е положение
5-е положение. Одна рука находится в 1-м положении, т. е. лежит кулачком сбоку на талии. Другая рука находится в исходной позиции, т. е. свободно опущена вниз.
6-е положение (женское). Правая рука находится в 3-й позиции, т. е. поднята вверх, часто с платочком. Левая рука находится в 1-м положении, т. е. лежит кулачком сбоку на талии.
Расположение танцующих и положения рук в русских парных танцах.
7-е положение. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения, юноша слева, девушка справа. Правой рукой юноша держит левую руку девушки, обе руки опущены вниз. Свободные руки лежат сбоку на талии или опущены вниз.
8-е положение
8 - е положение. Исполнители стоят рядом, лицом по ходу движения, юноша слева, девушка справа. Правой рукой юноша держит левую руку девушки; обе руки, согнутые в локтях, от локтя подняты вертикально вверх и приближены одна к другой, соединенные кисти находятся на уровне плеч, локти опущены вниз и приближены к корпусу. Свободные руки находятся или в исходной позиции, или в 1-м положении, т. е. лежат сбоку на талии.
9-е положение
9-е положение. Исполнители стоят на расстоянии крупного шага один от другого, лицом по ходу движения, юноша слева, девушка справа. Правой рукой юноша держит левую руку девушки; соединенные руки слегка подняты ниже уровня плеч. Свободные руки опущены вниз, т. е. находятся в исходной позиции или лежат сбоку на талии. Исполнители отклоняются друг от друга, но смотрят один на другого. В этом положении юноша и девушка могут: а) двигаться вперед, б) выполнять парное вращение: юноша переступает на месте, девушка обходит вокруг юноши. Подняв из этого положения соединенные руки вверх, исполнители могут выполнять вращение поодиночке, поочередно проходя под поднятыми руками, причем девушка делает поворот к юноше, т. е. влево, юноша делает поворот к девушке, т. е. вправо.
10-е положение. Исполнители стоят друг перед другом. Правой рукой юноша держит девушку за талию, левая рука девушки лежит на правом плече юноши. Левой рукой юноша держит правую руку девушки, соединенные руки вытянуты в сторону.
11-е положение. Исполнители стоят друг перед другом на расстоянии шага, держась за руки (правой за левую, левой за правую); соединенные руки слегка опущены вниз. Корпус и голова могут быть наклонены или направо, или налево. В этом положении возможно парное вращение.
12-е положение. Юноша и девушка стоят наискосок один от другого, правым плечом один к другому. Правые руки, согнутые в локтях, подняты вертикально вверх и от локтя до кисти соединены со стороны ладони. Кисти левых рук, соединенные, как при рукопожатии, находятся под локтями правых рук. Исполнители смотрят друг на друга. В «Уральской шестере» это положение называется «свечка».
13-е положение
13-е положение. Исполнители стоят правым плечом друг к другу. Правые руки закруглены и переплетены в локтях, руки от локтя направлены вниз, кисти чуть зажаты в кулачок. Левые руки лежат сбоку на талии. Корпус исполнителей или прямой, или верхней частью отклонен в сторону; исполнители смотрят друг на друга. В таком положении очень часто выполняется парное вращение, которое в этом случае называется «крутка».
14-е положение а 14-е положение б
14-е положение. «Воротца». Исполнители, юноша и девушка, находящиеся на расстоянии шага один от другого, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя, таким образом, «воротца», в которые могут пройти другие исполнители. «Воротца» бывают нескольких видов:
а) Исполнители стоят лицом по ходу движения, на расстоянии шага друг от друга, юноша слева, девушка справа. Правой рукой юноша держит левую руку девушки, обе руки подняты вверх. Свободные руки или опущены, или лежат сбоку на талии. В таком положении исполнители пропускают в «воротца» пары, идущие навстречу. Повернувшись лицом в другую сторону и перехватившись другими руками (юноша левой, девушка правой), они образовывают «воротца», через которые пары двигаются в обратном направлении.
б) Исполнители стоят лицом друг к другу на расстоянии шага и держатся за руки: правой рукой за левую руку, левой за правую, соединенные руки подняты вверх.
15-е положение
15-е положение (тройное). Юноша находится посередине, две девушки по бокам. Юноша раскрыл обе руки за спинами девушек. Юноша правой рукой держит левую руку девушки, находящейся справа, причем ее рука от локтя лежит спереди на уровне талии, сомкнутые кисти находятся у правого бедра девушки. Левой рукой юноша держит правую руку девушки, находящейся слева, причем ее рука от локтя находится спереди на уровне талии, сомкнутые кисти - у левого бедра девушки. Свободные руки девушек опущены вниз.
Расположение танцующих и положения рук в массовых танцах.
16-е положение
16-е положение. Исполнители стоят рядом, боком друг к другу, держась за руки. Руки могут быть: 'а) опущены вниз, свободные в локтях, б) подняты вперед до уровня плеч, в) подняты вверх, вытянутые в локтях, г) подняты в стороны; в последнем случае исполнители стоят один от другого на расстоянии вытянутых рук.
17-е положение
17-е положение. «Корзиночка». Исполнители стоят рядом, боком друг к другу, лицом к зрителю или в круг и держатся спереди за руки, раскрытые в стороны, но не с исполнителем, стоящим рядом, а через одного справа и слева, так что руки спереди скрещены. Обычно это расположение применяется в парно-массовых танцах, где юноши и девушки в кругу стоят через одного. В таком случае юноши держатся за руки с юношами, девушки с девушками. Называется это положение «корзиночка».
18-е положение
18-е положение. «Звездочка». Исполнители стоят по кругу, в затылок друг за другом. Правые руки вытянуты в центр круга и соединены в кистях, левые руки лежат сбоку на талии. При повороте в другую сторону в центре соединяются левые руки, правые кладутся на талию.
19-е положение
19-е положение. Большая звездочка «Карусель».
Юноши соединяют в центре левые руки, образуя «звездочку». Свободные правые руки открыты в сторону. Девушки подают юношам левые руки, образуется «карусель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочная разработка по изучению русского народного танца
Это серия уроков (8 уроков) по изучению русского народного танца, рассчитанная на детей 12-13 -летнего возраста (6 класс). Основной целью серии уроков является приобщение подрастающего поколения к ...
«Хоровод – один из основных жанров русского народного танца»
Открытое занятие попредмету "Танец" (русский народный танец)...
Мастер – класс« ОБУЧЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.»
Цели и задачи мастер – класса: Образовательная: Формирование знаний об истории возникновения русского танца и специфики исполнения движений танца. Развивающая: Развитие интереса к традиционной та...
Изучение основ русского народного танца
Открытый урок по народному танцу детей 3-го года обучения...
Конспект занятия на тему: "Русские народные танцы".
конспект занятия...
«Игровые технологии в обучении детей русскому народному танцу»
Игра насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом. Это дает возможность использовать игру не только для развития личност...
Методическая разработка "Техника вращения в русском народном танце"
В данной методической разработке приведены примерные упражнения и вращения с методическими рекомендациями по исполнению....