Программа ОДНК Народов России
рабочая программа (5 класс) на тему
Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnk_narodov_rossii_programma.docx | 51.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
Программа внеурочной деятельности
«Наши традиции»
на 2017-2018 учебный год
по курсу
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 класс
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Абучова Майрам Мамедгасановна
Всего часов на учебный год: 35
Количество часов в неделю: 1
2017 год
- Пояснительная записка
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует программе курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5 класс / авт.- сост. А.Н. Сахарова. 6-е издание, – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016.
Характеристика и цели предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.
На основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предполагается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
В связи с необходимостью реализации очерченных Стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
2. Содержание программы соответствует возрастным особенностям учащихся: объемы учебного материала не превышают максимальное количество часов, выделенное на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе; предусматривает актуализацию межпредметных связей с такими предметами, как история, обществознание и литература; имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации. Материал курса носит поликультурный характер, отражает многообразие и единство современного мира, культур народов мира и России.
Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосий Печерские. Киево-Печерская лавра. Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.
Православие в Московской Руси. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь - оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.
Православие при царях и императорах России. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «Не суди, да не судим будешь».
От Советской России до современности. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность Русской Церкви во имя Отечества в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм – обязательное качество православного христианина. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости.
Православие в традициях русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православная вера – основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.
Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония – образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии – Всероссийский день семьи, любви и верности. История ислама в России.Проникновение ислама в Россию. Поход войск Арабского халифата на Дербент. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах – наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и других ханствах. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.
Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.
Дом и семья в исламе. Семья – домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.
Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве.
Иудаизм в СССР и современной России. Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского союза и Великая Отечественная война. Трагедия холокоста. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие – основная черта иудея.
Появление и развитие буддизма в России. Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул – буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул – памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Дуган – буддийский храм у бурят. Дацан – буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ – буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев – выдающийся лидер российских буддистов.
Буддизм в СССР и современной России. Революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.
Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц – важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса – сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве – основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам – праздничная мистерия.
Обобщающий урок. Резерв
Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля «Основы религиозных культур народов России»
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
- формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Учебно-методический комплекс:
- Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров, Р. М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016.
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения: школьная
По продолжительности: академический час (40 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная
3. Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование тем, уроков | Кол-во часов | Дата План/факт |
1 | Введение | 1 | |
2 | Величие многонациональной российской культуры | 1 | |
3 | Роль религии в развитии культуры | 1 | |
4 | Православие в Древней Руси | 1 | |
5 | Празднование Масленицы | 1 | |
6 | Православие в Московской Руси | 1 | |
7 | Поучения митрополита Алексия | 1 | |
8 | Православие при царях и императорах России | 1 | |
9 | От Советской России до современности | 1 | |
10 | Православие в традициях русского народа | 1 | |
11 | Культурное наследие христианской Руси | 1 | |
12 | Дом и семья в православии | 1 | |
13 | В труде – красота человека | 1 | |
14 | Семья – хранитель духовных ценностей | 1 | |
15 | «Плод добрых трудов славен» | 1 | |
16 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | 1 | |
17 | История ислама в России | 1 | |
18 | Ислам в современной России | 1 | |
19 | Культура ислама | 1 | |
20 | Дом и семья в исламе | 1 | |
21 | Появление и развитие иудаизма в России | 1 | |
22 | Иудаизм в СССР и современной России | 1 | |
23 | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа | 1 | |
24 | Появление и развитие буддизма в России | 1 | |
25 | Буддизм в СССР и современной России | 1 | |
26 | Буддизм в культуре и традициях народов России. | 1 | |
27 | Человек – творец и носитель культуры | 1 | |
28 | Как сохранить духовные ценности | 1 | |
29 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | 1 | |
30 | Хранить память предков | 1 | |
31 | Бережное отношение к природе | 1 | |
32 | Сочинение на теме: «Обычаи и традиции моей семьи» | 1 | |
33 | Защита творческих проектов | 1 | |
34 | Защита творческих проектов | 1 | |
35 | Обобщающий урок | 1 |
4. Предполагаемые результаты
№ п\п | Название раздела | Кол-во часов | Результат обучения | Оборудование |
1 | Введение | 1 | Характеризовать традиционные религии России, как источник духовного богатства для каждого россиянина. | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
2 | Православие в Древней Руси | 1 | Раскрывать на конкретных примерах взаимовлияние Крещения Руси и дохристианских традиций русского народа. Пояснять значение Киева для православных России. Характеризовать, выявлять особенности русского монашества. Составлять характеристику деятельности религиозных деятелей: Митрополит Иларион, Антоний и Феодосий Печерские, Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал. | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
3 | Православие в Московской Руси | 1 | Характеризовать значение монгольского нашествия для развития православия на Руси: Митрополит Петр; Русская Церковь и Золотая Орда; Русская Православная Церковь – оплот единства русских земель; Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Митрополит Алексий и его заветы православным. Пояснять значение Флорентийской унии, для дальнейшего развития православия на Руси и его отношений с католической церковью. Установление автокефалии Русской Церкви. Раскрывать основной смысл понятий «иосифляне» и «нестяжатели» (отношение христианина к богатству). Осуществлять поиск информации для сообщений. Составлять характеристики деятельности личностей (изучаемой темы) по заданному плану и в свободной форме. | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
4 | Православие при царях и императорах России | 1 | Раскрывать особенности развития православия в регламентируемый период: учреждение в России патриаршества; митрополит Филипп и царь Иван Грозный; гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Характеризовать особенности отношений царской власти и церкви: стремление царской власти ограничить влияние Церкви; Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон; ликвидация патриаршества при Петре I; ограничение церковного землевладения Екатериной II. Раскрывать роль церкви в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «Не суди, да не судим будешь». Осуществлять поиск информации для сообщений. Составлять характеристики деятельности личностей (изучаемой темы) по заданному плану и в свободной форме. | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
5 | От Советской России до современности | 1 | Характеризовать особенности отношений советской власти и Церкви: революция и гонения на Церковь; восстановление патриаршества. Раскрывать роль Русской Церкви во имя Отечества в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм – обязательное качество православного христианина. Характеризовать отношения власти Новой России Церкви: крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь; Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Осуществлять поиск информации для сообщений. Составлять характеристики деятельности личностей (изучаемой темы) по заданному плану и в свободной форме. | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
6 | Православие в традициях русского народа | 1 | Характеризовать влияние православия на традиции русского народа: православие в повседневной жизни русского человека; крещение и крестные родители; именины; обряд отпевания усопшего; традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православная вера – основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина. Осуществлять поиск информации для сообщений. Составлять характеристики деятельности личностей (изучаемой темы) по заданному плану и в свободной форме. | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
7 | Дом и семья в православии | 1 | Характеризовать влияние православия на семейные традиции: почитание дома у православных; красный угол и забота о нем хозяев дома; почитание брака и семьи у православных; любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония – образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии – Всероссийский день семьи, любви и верности. Осуществлять поиск информации для сообщений. Составлять характеристики деятельности личностей (изучаемой темы) по заданному плану и в свободной форме. | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
8 | История ислама в России | 1 | Знать и раскрывать пути появления ислама в России: проникновение ислама; появление ислама в Среднем Поволжье; посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Рассказывать о путях вхождения мусульманских народов в состав России. Характеризовать отношения властей к представителям ислама: терпимость русского правительства по отношению к исламу, появление в России мусульманских организаций и медресе; «Союз мусульман»; борьба с исламом в СССР. Осуществлять поиск информации для сообщений. Составлять характеристики деятельности личностей (изучаемой темы) по заданному плану и в свободной форме | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
9 | Ислам в современной России | 1 | Характеризовать влияние ислама на традиции народов России; мусульманские организации в современной России; роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе. Осуществлять поиск информации для сообщений. Составлять характеристики деятельности личностей (изучаемой темы) по заданному плану и в свободной форме. | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
10 | Дом и семья в исламе | 1 | Характеризовать влияние мусульманства на семейные традиции: семья – домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях. Осуществлять поиск информации для сообщений. Составлять характеристики деятельности личностей (изучаемой темы) по заданному плану и в свободной форме. | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
11 | Появление и развитие иудаизма в России | 1 | Раскрывать и характеризовать особенности появления и развития иудаизма в России: иудейские общины в Древней Руси; расселение иудеев на западных землях Российской империи; их отношения с властями; религиозное образование у иудее; ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве. Осуществлять поиск информации для сообщений. Составлять характеристики деятельности личностей (изучаемой темы) по заданному плану и в свободной форме | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
12 | Иудаизм в СССР и современной России | 1 | Характеризовать и раскрывать особенности существования иудаизма на территории России в советский период и в современной России: революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев; репрессии против них в СССР; иудеи Советского союза и Великая Отечественная война; трагедия холокоста. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе. Осуществлять поиск информации для сообщений. Составлять характеристики деятельности личностей (изучаемой темы) по заданному плану и в свободной форме. | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
13 | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа | 1 | Раскрывать роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Осуществлять поиск информации для сообщений. Составлять характеристики деятельности личностей (изучаемой темы) по заданному плану и в свободной форме. | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
14 | Появление и развитие буддизма в России | 1 | Раскрывать и характеризовать особенности появления и развития буддизма в России: Тибетский буддизм; Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета. Распространение тибетского буддизма в России. Описывать особенности распространения буддизма на территории России: принятие буддизма калмыками. Хурул – буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул – памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Дуган – буддийский храм у бурят. Дацан – буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ – буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев – выдающийся лидер российских буддистов. Осуществлять поиск информации для сообщений. Составлять характеристики деятельности личностей (изучаемой темы) по заданному плану и в свободной форме. | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
15 | Буддизм в СССР и современной России | 1 | Характеризовать особенности становления буддизма в СССР и современной России: революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым; гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему. Осуществлять поиск информации для сообщений. Составлять характеристики деятельности личностей (изучаемой темы) по заданному плану и в свободной форме. | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
16 | Буддизм в культуре и традициях народов России. | 1 | Характеризовать влияние буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц – важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса – сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве – основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам – праздничная мистерия. Осуществлять поиск информации для сообщений. Составлять характеристики деятельности личностей (изучаемой темы) по заданному плану и в свободной форме. | Учебник; методические рекомендации к учебнику. Проектор и интерактивная доска. |
5. Формы и виды контроля: защита творческих проектов.
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения: компьютер, интерактивна доска, принтер, индивидуальные карточки с заданиями.
7. Контрольно-измерительные материалы:
Тема 1: Православие в Древней Руси.
Выберите правильные ответы
1. В каком году крестили Русь?
А 987 В. 988
Б. 986 Г. 989
2. Как звали князя, который крестил Русь?
А. Игорь В. Владимир
Б. Олег Г. Святослав
3.Откуда на Русь пришло христианство?
А. Египта В. Византии
Б. Индии Г. Китая
4. В каком городе был основан первый монастырь?
А. Киев В. Москва
Б. Новгород Г. Владимир
5. Как звали первого митрополита?
А. Петр В. Алексий
Б. Иов Г. Иларион
6. В каком году наша страна и Русская Православная Церковь праздновали тысячелетие крещение Руси?
А 1987 В. 1988
Б. 1986 Г. 1989
7. Какое государство является родиной Иисуса Христа?
А. Египет В. Византии
Б. Индия Г. Палестина
8. В каком месте возник Киево – Печорский монастырь?
А. сражения Владимира с кочевниками В. пещер
Б. сбора дани Г. княжеских хором
9. Какие языческие праздники остались на Руси после крещения?
А именины В. Яблочный Спас
Б. масленица Г. Иван Купала
10. Кто такой игумен?
А митрополит В. восприемник
Б. настоятель Г. монах
11. Кто назвал Киев «нашим русским Иерусалимом и Константинополем в одном лице»
А. Петр В. Алексий
Б. Кирилл Г. Илларион
12. Кто из русских князей произнёс слова «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло»?
А. Игорь В. Владимир Мономах
Б. Ярослав Мудрый Г. Святослав
13. В каком произведении Владимир Мономах завещал своим детям блюсти евангельские заветы, сделав их основой своей жизни?
А. Русская правда В. Правда Ярославичей
Б. Поучение детям Г. Домострой
Тема 2: Православие в Московской Руси.
Выберите правильные ответы:
1. В каком веке на Русь напали кочевники - монголы?
А. XI В. XII
Б. XIII Г. X
2. Как стало называться государство монголов – татар?
А. Королевство Венгрия В. Волжская Булгария
Б. Золотая Орда Г. Болгарское царство
3. При каком митрополите Москва стала центром православия?
А. Алексий В. Филипп
Б. Иов Г. Петр
4. С каким митрополитом московский князь Иван Данилович выстроил в Москве Успенский Собор?
А. Алексий В. Филипп
Б. Иов Г. Петр
5. Как звали митрополита, который помогал московскому князю Дмитрию Ивановичу укреплять княжескую власть и собирать русские земли в единое государство?
А. Алексий В. Филипп
Б. Иов Г. Петр
6. Кто является основателем Троицкого монастыря?
А. митрополит Алексий В. Нил Сорский
Б. Сергий Радонежский Г. князь Василий II
7. В каком году город Константинополь, центр всего православного мира, был взят турками?
А. 1452 В. 1453
Б. 1456 Г. 1454
8. В каком году Единая Христианская Церковь разделилась на православную и католическую?
А. 1053 В. 1054
Б. 1052 Г. 1055
9. Что такое уния?
А. самоуправление В. ополчение
Б. накопление богатства Г. объединение
10. Что такое автокефалия?
А. самоуправление В. ополчение
Б. красный угол в доме Г. объединение
11. После, какого события русские правители и простые люди стали верить в то, что Россия - главная защитница православия во всем мире?
А. нашествия монголо-татар на Русь
Б. после взятия Константинополя турками
В. после ареста князем Василий II митрополита - униата
Г. после основания православной епархии в городе Сарай
12. На что тратила Православная Церковь десятую часть собираемой с населения дани?
А. на завоевания монголов-татар
Б. на строительство храмов, монастырей
В. написание икон
Г. печатание книг
13. Кто выступал против того, чтобы монастыри владели каким – либо имуществом?
А. митрополит Алексий В. Нил Сорский
Б. Сергий Радонежский Г. князь Василий II
14. Как переводится слово «стяжать»?
А. самоуправление В. ополчение
Б. накопление богатства Г. объединение
15. Кто выступал против нестяжателей, считающий, что богатства Церкви нужны для того, чтобы она могла утверждать и расширять православную веру, строить храмы, бороться с теми, кто нарушает евангельские заповеди?
А. митрополит Алексий В. Нил Сорский
Б. Сергий Радонежский Г. Иосиф Волоцкий
Тема 2: Православие в Московской Руси.
Выберите правильные ответы:
1. В каком веке на Русь напали кочевники - монголы?
А. XI В. XII
Б. XIII Г. X
2. Как стало называться государство монголов – татар?
А. Королевство Венгрия В. Волжская Булгария
Б. Золотая Орда Г. Болгарское царство
3. При каком митрополите Москва стала центром православия?
А. Алексий В. Филипп
Б. Иов Г. Петр
4. С каким митрополитом московский князь Иван Данилович выстроил в Москве Успенский Собор?
А. Алексий В. Филипп
Б. Иов Г. Петр
5. Как звали митрополита, который помогал московскому князю Дмитрию Ивановичу укреплять княжескую власть и собирать русские земли в единое государство?
А. Алексий В. Филипп
Б. Иов Г. Петр
6. Кто является основателем Троицкого монастыря?
А. митрополит Алексий В. Нил Сорский
Б. Сергий Радонежский Г. князь Василий II
7. В каком году город Константинополь, центр всего православного мира, был взят турками?
А. 1452 В. 1453
Б. 1456 Г. 1454
8. В каком году Единая Христианская Церковь разделилась на православную и католическую?
А. 1053 В. 1054
Б. 1052 Г. 1055
9. Что такое уния?
А. самоуправление В. ополчение
Б. накопление богатства Г. объединение
10. Что такое автокефалия?
А. самоуправление В. ополчение
Б. красный угол в доме Г. объединение
11. После, какого события русские правители и простые люди стали верить в то, что Россия - главная защитница православия во всем мире?
А. нашествия монголо-татар на Русь
Б. после взятия Константинополя турками
В. после ареста князем Василий II митрополита - униата
Г. после основания православной епархии в городе Сарай
12. На что тратила Православная Церковь десятую часть собираемой с населения дани?
А. на завоевания монголов-татар
Б. на строительство храмов, монастырей
В. написание икон
Г. печатание книг
13. Кто выступал против того, чтобы монастыри владели каким – либо имуществом?
А. митрополит Алексий В. Нил Сорский
Б. Сергий Радонежский Г. князь Василий II
14. Как переводится слово «стяжать»?
А. самоуправление В. ополчение
Б. накопление богатства Г. объединение
15. Кто выступал против нестяжателей, считающий, что богатства Церкви нужны для того, чтобы она могла утверждать и расширять православную веру, строить храмы, бороться с теми, кто нарушает евангельские заповеди?
А. митрополит Алексий В. Нил Сорский
Б. Сергий Радонежский Г. Иосиф Волоцкий
Тема 4: От Советской России до современности
Выберите правильный ответ:
1. В каком году распалась Российская империя?
А. 1918 Б. 1916 В. 1917 Г. 1919
2. В результате, какого события была свергнута царская власть?
А. революции Б. реформы
В. выборов Г. контрреформы
3. После распада Российской империи возникло новое государство, как оно называлось?
А. СНГ Б. СССР
В. РСФСР Г. РФ
4. Кто руководил страной после революции?
А. революционеры-большевики Б. монархисты
В. партия октябристы Г. партия кадетов
5. Что такое атеизм?
А. отрицание веры в Бога Б. акт канонического общения
В. цент русского монашества Г. мощи святых
6. Во что превратили Соловецкий монастырь после революции?
А. школу Б. тюрьму
В. больницу Г. почту
7. Кто в 1917 году был избран патриархом?
А. Филипп Б. Алексий
В. Тихон Г. Никон
8. Какая профессия была у епископа Луки Войно-Ясенецкого?
А. хирург Б. почтальон
В. инженер Г. учитель
9. Кто сказал слова: « Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь ему»?
А. Филипп Б. Лука
В. Тихон Г. Никон
10. Кто сказал слова: «…С Божией помощью…развеет в прах фашистскую вражескую силу»?
А. Филипп Б. Лука
В. Сергий Г. Никон
11. Кто такой псаломщик?
А. митрополит Б. тот, кто читает Священное писание
В. инженер Г. учитель
12. В каком году советская власть разрешила провести выборы патриарха?
А. 1944 Б. 1945 В. 1943 Г. 1942
13. В каком году прекратилось гонение на церковь?
А. 1991 Б. 1990 В. 1992 Г. 1993
14. Что произошло в 2007 году?
А. революция Б. прекращено разделение православия
В. распад Российской империи Г. образование СССР
Тема 5: Православие в традициях русского народа.
Выберите правильные ответы
1. С какого возраста на Руси ребенка несли в церковь крестить?
А. 7 лет Б. 3 года В. 14 лет Г. от 7 дней
2. При крещении сколько раз происходит погружение в воду?
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
3. Кого называли восприемниками?
А. родителей ребенка Б. священника, который крестил ребенка
В. крёстных родителей Г. свидетели крещения ребёнка
4. Что относится к обязанностям восприемника?
А. воспитывать ребёнка в православной вере Б. отвечать на Страшном суде
В. молиться за них Г. их не было
5. Что такое именины?
А. день крещения Б. день рождения
6. При отпевании усопшего, о чём молились священники?
А. о даровании ему Царства Небесного Б. о прощении его грехов
7. В каком месяце справляют праздник «Преображение Господня» или Яблочный Спас?
А. январе Б. апреле В. октябрь Г. август
8. Как звали человека, который путешествуя по Индии, был ограблен и очень сожалел, об утрате христианских книг?
А. Феофан Грек Б. Митрополит Сергий В. Лука Войно-Ясенецкий Г. Афанасий Никитин
9. Кто сказал слова « Нет уз святее товарищества»?
А. Афанасий Никитин Б. Тарас Бульба
В. Лука Войно-Ясенецкий Г. Феофан Грек
10. Кто во времена Смутного времени, когда случился великий голод, продавал всё своё имущество и раздавал нуждающимся?
А. Афанасий Никитин Б. Ульяна Осорьина
В. Лука Войно-Ясенецкий Г. Феофан Грек
11. Как Вы понимаете пословицы:
А. «Бог да, Бог взял»
Б. «Все под Богом Ходим»
В. « Не в силе Бог, а в правде»
Г. «Бог в помощь»
Тема 6: Дом и семья в православии.
Выберите правильные ответы
1. При строительстве нового дома для чего приглашался священник?
А. избавиться от духов В. помочь в строительстве
Б. прочитать молитву Г. освятить жилище
2. Как называлось почетное место, где православные ставили иконы?
А. красный угол В. «малой церковью»
Б. домостроем Г. добродетелью
3. Как называлась книга, в которой были записаны правила православного христианина?
А. Русская правда В. Правда Ярославичей
Б. Поучение детям Г. Домострой
4. Каким днём знаменовалось создание новой семьи?
А. крещением В. исповедованием
Б. венчанием Г. причащением
5. Как называли крестьянскую семью?
А. красный угол В. «малой церковью»
Б. домостроем Г. добродетелью
6. Когда играли свадьбы?
А. на масленицу В. во время постов
Б. в Ивана Купала Г. в мясоед
7. Кого по «Домострою» должны были любить и слушаться, повиноваться и почитать, дети?
А. князя В. митрополита
Б. монаха Г. родителей
8. Когда в нашей стране празднуют Всероссийский день семьи, любви и верности?
А. 14 февраля В. 12 декабря
Б. 8 июля Г. 4 ноября
9. Кто является образцом супружеской любви и верности для православных?
А. Адам и Ева В. княгиня Ольга и Игорь
Б. Пётр и Феврония Г. Екатерина II и Пётр III
10. Почему заболел князь муромский Пётр?
А. его ранил змей В. его ранили кочевники
Б. кровь змея попала на его тело Г. отказался жениться
11. Что такое бортничество?
А. сбор дани В. сбор мёда
Б. пост Г. добродетель
12. Откуда была родом Феврония?
А. Великого Новгорода В. Киева
Б. Муромского княжества Г. Рязанской земли
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания....
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
программа "Игры народов России"
Программа внеурочной деятельности по физической культуре для учащихся 1-4 классов в рамках ФГОС....
Дополнительная образовательная программа "Культура народов России"
В современном мире, когда так обостряются национальные конфликты, стала актуальной проблема сохранения культурных, исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций....
программа ОДНК народов России
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» создана на основании авторской учебной программы комплексного учебного курса « Основы дух...
Программа ОДНК Народов России
Актуальность программы«Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой на своей земле….», – такой преамбулой начинается Конституция Российской Федер...
Познавательно- игровая программа «Музыка народов России»
Тема: Познавательно-игровая программа «Музыка народов России» (участники 9 отрядов).Цель мероприятия: формирование нравственных и патриотических качеств личности школьников....