Конспект открытого занятия «Эксперименты в поэзии» (литературная гостиная) педагога д. о. МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр» Абдуллиной Альбины Айтмухаметовны
план-конспект на тему

Абдуллина Альбина Айтмухаметовна

 

Цель: Привитие интереса к экспериментальной (комбинаторной) поэзии, знакомство с логогрифами.

 

Задачи: Вырабатывать умение слушать, читать и понимать поэтическое слово,

развивать эстетический вкус, развивать творческие способности в стихосложении.

 

В ходе занятия дети знакомятся с разновидностями слов-логогрифов,

логогрифами - стихами, основанными на построчном убывании начальных звуков, 

а также с родом шарады, для решения которой нужно отыскать загаданное слово и

образовать от него новые слова путем выбрасывания отдельных слогов или букв. 

В завершение занятия ребята сами пробуют сочинить четверостишия с заданными рифмами или с логогрифами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Эксперименты в поэзии»

(литературная гостиная)

педагога д. о. МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»

Абдуллиной Альбины Айтмухаметовны

Цель: Привитие интереса к экспериментальной (комбинаторной) поэзии.

Задачи: Вырабатывать умение слушать, читать и понимать поэтическое слово, развивать эстетический вкус, развивать творческие способности в стихосложении.

Методы:

1. Объяснительно-иллюстративный -

1.1. рассказ;

1.2. выразительное чтение стихотворений.

2. Демонстрационный -

2.1. обращение к материалам презентации «Эксперименты в поэзии»;

2.2. книжная выставка с примерами экспериментальной (комбинаторной) поэзии.

3. Практический, экспериментальный.

Оборудование:

- тетради;

- выставка книг и периодической литературы;

- ММП;

- фоновое музыкальное сопровождение.

Время проведения – 07 апреля 2017 года, 16.00 – 16.45.

Место проведения – музыкальный зал.

Участники – учащиеся творческого объединения «Проба пера», 1 группа.

Ход занятия:

Слайд 1

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, любители поэзии!

Сегодня мы собрались в литературной гостиной, чтобы поговорить о поэзии, о стихах, о волшебной силе звуков, которые, сочетаясь необычным способом, способны удивлять, восхищать, поражать нас. Мы будем говорить не только о красоте звуков, стихов, но и, как обычно, о технике стихотворчества.

Для начала разговора проведём небольшую языковую разминку - вспомним скороговорки. Слайд 2

1. Вступительное слово хозяйки гостиной. Слайд 3

А теперь перейдём на лирический лад. Говорить прозой о поэзии трудно потому, что стихи воспринимаются сердцем, чувствами, так же, как музыка, а попробуйте сказать о музыке!

Слушая музыку или читая стихи, каждый по-своему ощущает красоту, каждому они говорят о своем и по-своему, каждый находит и любит в стихах что-то своё, необходимое его внутреннему миру. А любовь к поэзии, к музыке, вообще к искусству – естественная потребность человеческой души.

Поэзия, как музыка и живопись, как всякое великое искусство, существовала и будет существовать вечно, помогая каждому человеку отвечать на бесконечно многие жизненные вопросы, делить с ним печаль, радость, раздумья и трепет, сомнения, озабоченность и восторг.

Жизнь многообразна и всегда индивидуальна. Каждый день всходит солнце, каждый день поют птицы, каждый день смеются дети, но всё и всегда-особо. Всякий раз привычное открывается неожиданной стороной, озаряет тебя первозданностью чувств.

Истинная поэзия оттого и бессмертна, что способна распахивать сердца навстречу прекрасному.

2. Выразительное чтение детьми любимых стихотворений.

Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас поделились с нами любимыми стихотворениями, прочли слушателям их со сцены.

Учащиеся читают стихи по своему выбору.

3. Об экспериментах в поэзии. Слайд 4

Как мы договаривались, мы будем говорить не только о красоте звуков, стихов, но и о технике стихотворчества.

ЛОГОГРИФ (от греч. logos - слово и griphos - сеть) – фраза или стихи, основанные на построчном убывании начальных звуков.

Идеальный логогриф современной поэтессы Ольги Анисимовой: 

       Усталая

       стала я.

       Талая.

       Алая.

       Лая?

       А?.. Я?..

       Я.

Логогрифы, или «Как ель садится на мель»

Логогриф в переводе с греческого по другой версии означает «словесная загадка» (logos — слово, grifos — загадка). Это род шарады, для решения которой нужно отыскать загаданное слово и образовать от него новые слова путем выбрасывания отдельных слогов или букв. Логогрифы используются в поэзии. Стихи-логогрифы Татьяны Нужиной:

СОЧИНИТЕЛЬ Слайд 5

Мечтал он СОЧИНИТЬ,

И перья ОЧИНИТЬ,

Но ручку стал ЧИНИТЬ —

Утратил мыслИ НИТЬ.

ПОХЛЕБКА Слайд 6

Похлебка ГУСТА,

Помазал УСТА,

Считал до СТА —

На вкус — не ТА!

ТУРИСТ Слайд 7

Смотрел в КОСТЕР,

Дым едок, ОСТЕР,

Я ноги СТЕР,

Глаза лишь ТЕР.

ТЕМА ДЛЯ ОДЫ Слайд 8

Серьезный ПОВОД —

Укусил ОВОД,

Вблизи ВОД —

Тема для ОД.

ИСТОК Слайд 9

Слетел ЛИСТОК

В реки ИСТОК,

Смотрю на СТОК,

Бьет счастья ТОК,

Все в жизни ОК!

Исходя из определения, можно сразу понять, что играть в логогрифы гораздо сложнее, чем в другие игры со словами. Попробуем разобрать разные варианты. Кстати, игру, когда логогрифы образуются путем добавления букв, иногда называют «Добавки». Естественно, то, что можно добавить в одном слове, в новом можно вычеркнуть, поэтому попытаемся свести все в одну таблицу, чтобы иметь наглядное представление, как образуются новые слова.

Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в начале слова:

Слайд 10

Анна — ванна

рот — крот

вал — овал

игры — тигры

том — атом

тес — утес

лен — клен

рубка — трубка

ров — кров

кол — укол

кит — скит

быт — сбыт

дача — удача

рань — грань

рис — ирис

ось — лось

тройка — стройка

лак — злак

арка — марка

осы — косы

ушки — пушки

омар — комар

топор — штопор

Волга — иволга

уха – муха

кран – экран

рама – драма

окот — рокот

Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в конце слова

Слайд 11

бал — балл

дол — долг

боб — бобр

хор — хорь

зуб — зубр

буря — бурят

пена — пенал

пыл — пыль

круп — крупа

сан — сани

рот — рота

фон — фонд

пар — парк

тир — тире

вол — волк

век — веко

трюм — трюмо

завод — заводь

ура — Урал

мы — мыс

туш — тушь

сон – сонм

Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в начале и в конце слова

Слайд 12

гол — угол – уголь

Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в середине слова

Слайд 13

роль — рояль

кант — канат

вена — весна

семя — семья

плот — пилот

дама — дамба

река — рейка

хор — хлор

пуд — пруд

банк — бланк

веер — ветер

пакт — пакет

кошки — крошки

каска — краска

орава — отрава

кот — крот

руль — рубль

пара — парта

ноша — юноша

кобра — кобура

сон – слон  

отава — отрава

А теперь немного о логогрифах, которые образуются путем прибавления слогов. Хотя чаще подобные прибавления слогами не являются, скорее даже новое слово появляется путем слияния двух других.

В начале слова Слайд 14

Дача — за+дача

ура — кон+ура

ода — бор+ода

В середине Слайд 15

уран — ураган

Слова-матрешки: к каждому новому слову добавляется одна буква Слайд 16

ель — мель — хмель

овцы — ловцы — пловцы

пол – полк – полка – Полкан

роза — гроза — угроза

мол — моль – мольба – мольберт

Некоторые авторы считают, что слова, образованные путем перестановки букв или слогов, тоже являются логогрифами. Хотя слова, образованные путем перестановки букв, называются анаграммами. Если переставляются слоги и образуется новое слово, то это тоже скорее разновидность анаграмм, чем логогрифов, где буквы именно добавляются или убираются.

4. Творческое задание: стихи-буриме или эссе «Слово о весне». Слайд 17

А давайте попробуем сами сочинить маленькие стихотворения. Чтобы стихи у нас получились ладные да складные, вспомните основные правила стихосложения. Кто скажет, что отличает стихотворную строку от прозы? (ритм и рифма)

Для рифм можно использовать логогрифы.

Задание: попробовать себя в творчестве!

5. Заключительное слово хозяйки гостиной.

Подведём итог занятия в нашей литературной гостиной. Чем мы сегодня занимались?  Какие новые для вас, необычные формы стихосложения вы сегодня узнали?

Я могу вам сказать, что их на самом деле намного больше, чем мы смогли охватить на сегодняшнем занятии.

Остаётся только удивляться разнообразию поэтических форм и изучать литературу, поэзию, стихию стихосложения и стиховедения.

Источники: OLEJNIKOVA.ru, http://www.stihi.ru/2006/01/27-1939.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Примы Игоря Кондратьевича «Введение в образовательную программу. Модель космической ракеты» .

формирование у детей интереса План - конспект открытого занятия, подготовленный для Областного этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"- Введение в образовательную программу " Начальное косм...

Конспект открытого занятия для педагогов «В гостях у дедушки Корнея»

Конспект открытого занятия для педагогов «В гостях у дедушки Корнея»...

План – конспект открытого занятия объединения «ВЯЗАНИЕ» ( Педагог дополнительного образования Кучерова Д.В.)

Открытое занятие было проведено в период аттестации на первую квалификационную категорию.  Тема. Создание кукольного театра на шпажке в технике вязания крючком из заготовленных деталей.Цель....

Конспект открытого занятия по риторике "Поэзия - великий дар"

Литературная гостиная "Поэзия - великий дар"...

"Английская поэзия" (литературная гостиная) . Сценарий мероприятия.

Внеклассное мероприятие, посвященное английской поэзии....

Конспект открытого занятия с детьми учителя-логопеда и педагога-психолога по теме "Пляжный футбол".

Конспект открытого занятия с детьми учителя-логопеда и педагога-психолога по теме "Пляжный футбол".Цели: Логопедическая: дефференциация звуков "Р" и "Л" в словах, предложениях, скороговорках.Психологи...

Конспект открытого занятия по строительному делу в 6 классе. Свойство цвета. Виды цветового спектра, применение водных колеров.

Цель:  закрепить знания о водных колерах, их составе, применении.Коррекционно-образовательные: ·         расширить знания обучающихся по технологии ...