Конспект открытого занятия «Эксперименты в поэзии» (литературная гостиная) педагога д. о. МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр» Абдуллиной Альбины Айтмухаметовны
план-конспект на тему
Цель: Привитие интереса к экспериментальной (комбинаторной) поэзии, знакомство с логогрифами.
Задачи: Вырабатывать умение слушать, читать и понимать поэтическое слово,
развивать эстетический вкус, развивать творческие способности в стихосложении.
В ходе занятия дети знакомятся с разновидностями слов-логогрифов,
логогрифами - стихами, основанными на построчном убывании начальных звуков,
а также с родом шарады, для решения которой нужно отыскать загаданное слово и
образовать от него новые слова путем выбрасывания отдельных слогов или букв.
В завершение занятия ребята сами пробуют сочинить четверостишия с заданными рифмами или с логогрифами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Эксперименты в поэзии. Логогрифы" | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия «Эксперименты в поэзии»
(литературная гостиная)
педагога д. о. МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»
Абдуллиной Альбины Айтмухаметовны
Цель: Привитие интереса к экспериментальной (комбинаторной) поэзии.
Задачи: Вырабатывать умение слушать, читать и понимать поэтическое слово, развивать эстетический вкус, развивать творческие способности в стихосложении.
Методы:
1. Объяснительно-иллюстративный -
1.1. рассказ;
1.2. выразительное чтение стихотворений.
2. Демонстрационный -
2.1. обращение к материалам презентации «Эксперименты в поэзии»;
2.2. книжная выставка с примерами экспериментальной (комбинаторной) поэзии.
3. Практический, экспериментальный.
Оборудование:
- тетради;
- выставка книг и периодической литературы;
- ММП;
- фоновое музыкальное сопровождение.
Время проведения – 07 апреля 2017 года, 16.00 – 16.45.
Место проведения – музыкальный зал.
Участники – учащиеся творческого объединения «Проба пера», 1 группа.
Ход занятия:
Слайд 1
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, любители поэзии!
Сегодня мы собрались в литературной гостиной, чтобы поговорить о поэзии, о стихах, о волшебной силе звуков, которые, сочетаясь необычным способом, способны удивлять, восхищать, поражать нас. Мы будем говорить не только о красоте звуков, стихов, но и, как обычно, о технике стихотворчества.
Для начала разговора проведём небольшую языковую разминку - вспомним скороговорки. Слайд 2
1. Вступительное слово хозяйки гостиной. Слайд 3
А теперь перейдём на лирический лад. Говорить прозой о поэзии трудно потому, что стихи воспринимаются сердцем, чувствами, так же, как музыка, а попробуйте сказать о музыке!
Слушая музыку или читая стихи, каждый по-своему ощущает красоту, каждому они говорят о своем и по-своему, каждый находит и любит в стихах что-то своё, необходимое его внутреннему миру. А любовь к поэзии, к музыке, вообще к искусству – естественная потребность человеческой души.
Поэзия, как музыка и живопись, как всякое великое искусство, существовала и будет существовать вечно, помогая каждому человеку отвечать на бесконечно многие жизненные вопросы, делить с ним печаль, радость, раздумья и трепет, сомнения, озабоченность и восторг.
Жизнь многообразна и всегда индивидуальна. Каждый день всходит солнце, каждый день поют птицы, каждый день смеются дети, но всё и всегда-особо. Всякий раз привычное открывается неожиданной стороной, озаряет тебя первозданностью чувств.
Истинная поэзия оттого и бессмертна, что способна распахивать сердца навстречу прекрасному.
2. Выразительное чтение детьми любимых стихотворений.
Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас поделились с нами любимыми стихотворениями, прочли слушателям их со сцены.
Учащиеся читают стихи по своему выбору.
3. Об экспериментах в поэзии. Слайд 4
Как мы договаривались, мы будем говорить не только о красоте звуков, стихов, но и о технике стихотворчества.
ЛОГОГРИФ (от греч. logos - слово и griphos - сеть) – фраза или стихи, основанные на построчном убывании начальных звуков.
Идеальный логогриф современной поэтессы Ольги Анисимовой:
Усталая
стала я.
Талая.
Алая.
Лая?
А?.. Я?..
Я.
Логогрифы, или «Как ель садится на мель»
Логогриф в переводе с греческого по другой версии означает «словесная загадка» (logos — слово, grifos — загадка). Это род шарады, для решения которой нужно отыскать загаданное слово и образовать от него новые слова путем выбрасывания отдельных слогов или букв. Логогрифы используются в поэзии. Стихи-логогрифы Татьяны Нужиной:
СОЧИНИТЕЛЬ Слайд 5
Мечтал он СОЧИНИТЬ,
И перья ОЧИНИТЬ,
Но ручку стал ЧИНИТЬ —
Утратил мыслИ НИТЬ.
ПОХЛЕБКА Слайд 6
Похлебка ГУСТА,
Помазал УСТА,
Считал до СТА —
На вкус — не ТА!
ТУРИСТ Слайд 7
Смотрел в КОСТЕР,
Дым едок, ОСТЕР,
Я ноги СТЕР,
Глаза лишь ТЕР.
ТЕМА ДЛЯ ОДЫ Слайд 8
Серьезный ПОВОД —
Укусил ОВОД,
Вблизи ВОД —
Тема для ОД.
ИСТОК Слайд 9
Слетел ЛИСТОК
В реки ИСТОК,
Смотрю на СТОК,
Бьет счастья ТОК,
Все в жизни ОК!
Исходя из определения, можно сразу понять, что играть в логогрифы гораздо сложнее, чем в другие игры со словами. Попробуем разобрать разные варианты. Кстати, игру, когда логогрифы образуются путем добавления букв, иногда называют «Добавки». Естественно, то, что можно добавить в одном слове, в новом можно вычеркнуть, поэтому попытаемся свести все в одну таблицу, чтобы иметь наглядное представление, как образуются новые слова.
Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в начале слова:
Слайд 10
Анна — ванна
рот — крот
вал — овал
игры — тигры
том — атом
тес — утес
лен — клен
рубка — трубка
ров — кров
кол — укол
кит — скит
быт — сбыт
дача — удача
рань — грань
рис — ирис
ось — лось
тройка — стройка
лак — злак
арка — марка
осы — косы
ушки — пушки
омар — комар
топор — штопор
Волга — иволга
уха – муха
кран – экран
рама – драма
окот — рокот
Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в конце слова
Слайд 11
бал — балл
дол — долг
боб — бобр
хор — хорь
зуб — зубр
буря — бурят
пена — пенал
пыл — пыль
круп — крупа
сан — сани
рот — рота
фон — фонд
пар — парк
тир — тире
вол — волк
век — веко
трюм — трюмо
завод — заводь
ура — Урал
мы — мыс
туш — тушь
сон – сонм
Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в начале и в конце слова
Слайд 12
гол — угол – уголь
Логогриф, образованный при помощи добавления буквы в середине слова
Слайд 13
роль — рояль
кант — канат
вена — весна
семя — семья
плот — пилот
дама — дамба
река — рейка
хор — хлор
пуд — пруд
банк — бланк
веер — ветер
пакт — пакет
кошки — крошки
каска — краска
орава — отрава
кот — крот
руль — рубль
пара — парта
ноша — юноша
кобра — кобура
сон – слон
отава — отрава
А теперь немного о логогрифах, которые образуются путем прибавления слогов. Хотя чаще подобные прибавления слогами не являются, скорее даже новое слово появляется путем слияния двух других.
В начале слова Слайд 14
Дача — за+дача
ура — кон+ура
ода — бор+ода
В середине Слайд 15
уран — ураган
Слова-матрешки: к каждому новому слову добавляется одна буква Слайд 16
ель — мель — хмель
овцы — ловцы — пловцы
пол – полк – полка – Полкан
роза — гроза — угроза
мол — моль – мольба – мольберт
Некоторые авторы считают, что слова, образованные путем перестановки букв или слогов, тоже являются логогрифами. Хотя слова, образованные путем перестановки букв, называются анаграммами. Если переставляются слоги и образуется новое слово, то это тоже скорее разновидность анаграмм, чем логогрифов, где буквы именно добавляются или убираются.
4. Творческое задание: стихи-буриме или эссе «Слово о весне». Слайд 17
А давайте попробуем сами сочинить маленькие стихотворения. Чтобы стихи у нас получились ладные да складные, вспомните основные правила стихосложения. Кто скажет, что отличает стихотворную строку от прозы? (ритм и рифма)
Для рифм можно использовать логогрифы.
Задание: попробовать себя в творчестве!
5. Заключительное слово хозяйки гостиной.
Подведём итог занятия в нашей литературной гостиной. Чем мы сегодня занимались? Какие новые для вас, необычные формы стихосложения вы сегодня узнали?
Я могу вам сказать, что их на самом деле намного больше, чем мы смогли охватить на сегодняшнем занятии.
Остаётся только удивляться разнообразию поэтических форм и изучать литературу, поэзию, стихию стихосложения и стиховедения.
Источники: OLEJNIKOVA.ru, http://www.stihi.ru/2006/01/27-1939.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Примы Игоря Кондратьевича «Введение в образовательную программу. Модель космической ракеты» .
формирование у детей интереса План - конспект открытого занятия, подготовленный для Областного этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"- Введение в образовательную программу " Начальное косм...
Конспект открытого занятия для педагогов «В гостях у дедушки Корнея»
Конспект открытого занятия для педагогов «В гостях у дедушки Корнея»...
План – конспект открытого занятия объединения «ВЯЗАНИЕ» ( Педагог дополнительного образования Кучерова Д.В.)
Открытое занятие было проведено в период аттестации на первую квалификационную категорию. Тема. Создание кукольного театра на шпажке в технике вязания крючком из заготовленных деталей.Цель....
Конспект открытого занятия по риторике "Поэзия - великий дар"
Литературная гостиная "Поэзия - великий дар"...
"Английская поэзия" (литературная гостиная) . Сценарий мероприятия.
Внеклассное мероприятие, посвященное английской поэзии....
Конспект открытого занятия с детьми учителя-логопеда и педагога-психолога по теме "Пляжный футбол".
Конспект открытого занятия с детьми учителя-логопеда и педагога-психолога по теме "Пляжный футбол".Цели: Логопедическая: дефференциация звуков "Р" и "Л" в словах, предложениях, скороговорках.Психологи...
Конспект открытого занятия по строительному делу в 6 классе. Свойство цвета. Виды цветового спектра, применение водных колеров.
Цель: закрепить знания о водных колерах, их составе, применении.Коррекционно-образовательные: · расширить знания обучающихся по технологии ...
- Мне нравится (1)