Классификация видов отклоняющегося поведения
презентация урока для интерактивной доски на тему
Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, в которых устойчиво проявляются отклонения от социальных норм.
Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_vidov_otklonyayushchegosya_povedeniya.pptx | 98.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т ри основных подхода классификации поведенческих отклонений социально-правовой , клинический психологический .
Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, в которых устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа.
Социальные отклонения корыстной направленности - действия , проступки и правонарушения, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду: х ищение в зятки к ражи мошенничество и т.д .
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом) невербальный характер (физическое воздействие), то есть в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.
Отклонения социально-пассивного типа - стремление к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, игровая увлеченность, погружающие в мир искусственных иллюзий и разрушающие психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции – самоубийство (суицид).
Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев: – вид нарушаемой нормы; – психологические цели поведения и его мотивация; – результаты данного поведения и ущерб им причиняемый; – индивидуально-стилевые характеристики поведения.
В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг , выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные ( например, употребление наркотиков ), позитивные ( например, социальное творчество ) и социально-нейтральные (например, попрошайничество). Ц. П. Короленко и Т. А. Донских объединяют все поведенческие девиации в две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Змановская Е.В. классифицирует поведенческие отклонения, на основании таких критериев, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.
В соответствии с перечисленными критериями она выделяет три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное ( делинквентное ) поведение , - асоциальное (аморальное) поведение , - аутодеструктивное ( саморазрушительное ) поведение.
Антисоциальное ( делинквентное ) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством . У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.
Асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм , эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование , татуировки). У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество). Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.
Аутодеструктивное ( саморазрушительное поведение) – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, зависимое поведение - пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.). Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями . Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции : наркозависимое поведение, самопорезы , компьютерную зависимость, пищевые аддикции , реже – суицидальное поведение. В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция мало характерна.
То есть, различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси «деструктивное поведение», с двумя противоположными направлениями – на себя или на других . В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к ПМПК Отклоняющееся поведение подростка
Данные материалы помогнут провести педсовет, ПМПК, семинар классных руководителе по проболеме "Отклоняющееся поведение подростков"!...
Классификация отклоняющегося поведения.
Материал к пед.совету "Отклоняющееся поведение"...
Сексуально-отклоняющееся поведение воспитанников. Рекомендации воспитателям.
Материал содедержит информацию о сексуально-отклоняющемся поведении воспитанников, сексуальных девиациях. Вы найдете рекомендации, которые могут помочь, если в своей работе Вам приходиться сталкиватьс...
обществознание 8 класс "Отклоняющееся поведение"
Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение" по учебнику Л.Н. Боголюбова...
Влияние недостатков речи на проявление отклоняющегося поведения
Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качест...
Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.
Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...
Взаимодействие с обучающимися различных категорий, в том числе, с различными видами отклоняющегося поведения
Учет индивидуальных особенностей необходим при работе с детьми различных категорий...