Классификация отклоняющегося поведения.
статья по теме

Иванова  Наталья Анатольевна

Материал к пед.совету "Отклоняющееся поведение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классификация отклоняющегося поведения.

Разумеется, поведение ребенка может в большей или меньшей степени отклоняться от нормального. Незначительные отклонения есть у всех детей. В различные периоды жизни у детей появляется или исчезает стремление к отклоняющемуся поведению. Специалисты говорят даже о наличии сензитивных, т. е. наиболее благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения, периодов. Если это так, то педагог профессионально должен научиться распознавать, насколько проявляющиеся отклонения опасны для каждого ученика. Пройдут ли детские шалости бесследно с возрастом или оставят метку на всю жизнь? Не разовьется ли невинная шалость сначала в негативизм, потом в грубость и дерзость, а закончится правонарушением?

С детьми не приходилось бы «воевать» и воспитание их не представляло бы никаких трудностей, если бы влечения, желания, направление мыслей и чувств детей всегда совпадали с устремлениями их воспитателей. Именно несовпадение между детским «хочется» и взрослым «нужно» заставляет педагогов изыскивать средства для преодоления возникающих трудностей. Если педагог хочет с честью и успехом разрешить стоящие перед ним воспитательные задачи, необходимо понять происхождение разных видов детского непослушания и в зависимости от этого выбрать средства для их преодоления.

Разобраться, с чем в каждом конкретном случае имеет дело учитель, поможет классификация отклоняющегося поведения. В ней в единстве представлены причины, цели, состояния, видимые формы аномального поведения. Дети с одинаковыми нарушениями относятся к общим группам коррекции, для которых составляются целенаправленные методики коррекционного воздействия.

Наиболее очевидной является характеристика отклоняющегося поведения по уровням и содержанию. Нарушения - от слабых, почти незаметных, не выходящих из нормы, до сильных, граничащих с серьезными нарушениями - легко различает каждый учитель. По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей девиантное поведение подразделяется на следующие уровни:

  1. Непослушание (шалость, озорство, проступок),
  2. негативизм,
  3. упрямство,
  4. капризы,
  5. своеволие,
  6. грубость, дерзость,
  7. агрессивность,
  8. недисциплинированность,
  9. ложь (лживость)
  10. правонарушения.

1. Непослушание - наиболее распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.

  1. Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностью шалости являются ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

  1. Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. И в нем проявляются выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

  1. Проступок - это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Чаще всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.

Причины:

• Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний).
• Нарушение этики общения (неосторожно сказанное, слово) и норм поведения.
Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку.
• Непедагогичные методы воспитания.
• Недостаток родительского внимания.
• Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями.
• Преобладание наказаний над поощрениями

Воспитательные методы и приемы

• Не ругать, не читать нотаций часто.
• Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением.
• Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки.
• Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса.
• Проявлять любовь и внимание

2. Детский негативизм (от лат. nego - отрицаю) проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Бывает:

  1. активным - когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются.
  2. и пассивным - это один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия.

По длительности проявления негативизм бывает устойчивым (длится долго) и эпизодическим (проявляется лишь временами).

Причины:

  1. педагогические ошибки,
  2. неуважительное отношение к личности ребенка.

Родители, предъявляя требования к ребенку, не всегда учитывают его психическое состояние: перегруженность впечатлениями, переутомление, аффективные переживания, вызывающие заторможенность. Словесное воздействие в этих случаях теряет свою обычную силу: ребенок не реагирует на слова, тем более на окрик, раздражение, угрозу и т. п.
В отдельных случаях негативизм проявляется как протест против несправедливости взрослых или как реакция на обиду. Чаще всего это случается, когда ребенка повседневно балуют, заласкивают, а потом к нему вдруг предъявляют строгие требования. Даже справедливые и не очень высокие требования в таких случаях вызывают у ребенка обиду.
Встречаются более сложные случаи детского негативизма, относящиеся к ранним стадиям дошкольного и школьного возраста. Эти состояния обычно относят к кризисным в развитии ребенка, вызванным нарушением соответствия между сложившимся типом отношений и возможностями детей. Поведение ребенка в это время рассматривается как психологическая защита. Впрочем, защитный характер имеют и все другие разновидности негативизма.

К наиболее педагогически оправданным средствам предупреждения и преодоления негативизма следует отнести:

  1. доброжелательные отношения в семье,
  2.  чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка,
  3. устранение случаев несправедливости,
  4. разумная требовательность и уважительная форма обращения к ребенку в процессе взаимодействия.

3. Упрямство - поведение ребенка, близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.

Причины:

• Нарушение взаимоотношений родителей с ребёнком.
• Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации.
• Игнорирование интересов и потребностей ребенка.
• Утверждение родительского авторитета силой

Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие проявления переходят в хроническое состояние, то в воспитании возникают существенные проблемы.

Воспитательные методы и приемы

• Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение.
• Не унижать ребенка.
• Не применять принуждения.
• Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время,
• Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка.
• Контролировать себя и свои действия

4. Капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения.

Причины:

• Неосторожно сказанные слова членов семьи,
• Отсутствие требовательности со стороны взрослых.
• Отрицательная реакция родителей на капризы.
• болезненное состояние.
• Чрезмерная родительская любовь.
• Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка.
• Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка.
• Перевозбуждение нервной системы ребенка

Воспитательные методы и приемы

  1. Разумно организовать режим дня ребенка.
    • Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в семье.
    • Проявлять умеренную требовательность.
    • Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей.
    • Соблюдать режим сна, питания и т. д.
    Устранять источник впечатлений.
    • Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность).
    • Проявлять спокойствие и равнодушие в момент каприза.
    • Избегать угроз, упреков, насилия, физических наказаний.
    • Спокойно и ласково поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя.
    • Проявлять любовь

5. Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства.

  1. Распространенной ошибкой учителей и родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше волю ребенка, способность к инициативным, самостоятельным действиям. А потом удивляются, почему это их сын, в отличие от родителей, получился таким «стадным», так легко «впутывается» в различные неблаговидные компании.
    Первое детское «Я — сам!» — уже сигнал родителям о необходимости уважительного отношения к этой пусть еще слабенькой, только еще зарождающейся личности.

Причиной своеволия чаще всего бывает:

  1. неправильное воспитание,
  2. избалованность,
  3.  эгоизм ребенка,
  4. потакание его прихотям,
  5. непоследовательность в требованиях к нему.
    При отсутствии эффективного педагогического влияния своеволие может стать чертой характера, а ребенок — дезорганизатором деятельности учащихся и учителя.

Основной путь профилактики и преодоления своеволия:

  1. создание благоприятных условий в среде, окружающей ребенка,
  2.  обстановки доброжелательности, доверия,
  3. а также преодоление педагогических ошибок, допущенных ранее.
    Однако наиболее важным средством воспитания послушания, а также преодоления своеволия следует считать
     создание атмосферы делового сотрудничества, такой обстановки, в которой не травмируются психика младшего школьника, его нервная система, происходит активизация положительного фонда личности ребенка, культивирование коллективистских начал в его нравственном сознании.

6. Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание.

Нередко причинами грубости выступают

  1. несдержанность,
  2. слабоволие,
  3. неумение ребенка владеть собой
  4. Неудовлетворение потребностей ребенка.
  5.  Оскорбление.
  6. Применение принуждений и наказаний.
  7. Нарушение этики взаимоотношений и общения.
  8. Несправедливое отношение к ребенку.
  9. Состояние болезни

Воспитательные методы и приемы

•Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка.

• Не наказывать.

• Оставлять на время в покое.

•Отвлекать ребенка от того, что становится причиной гнева

7. Агрессивность - действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим. Проявляется как гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи.

 Причины:

• Авторитарный стиль воспитания.
• Деформация системы ценностей членов семьи.
• Упущения в нравственном воспитании детей.
• Подражание героям кино- и видеофильмов.
• Чувства голода и усталости.
• Чрезмерное количество ограничений по отно шению к ребенку.
• Стремление самоутвердиться

Воспитательные методы и приемы

• Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения.
• Вовлекать в межличностные отношения.
• Учить понимать переживания других; отождествлять себя с Другим человеком, менять свое мнение и позицию, сопоставляя их с мнениями и позициями других людей для пре одоления эгоизма.
• Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье.
• Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка.
• Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей.
• Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка,
• Проявлять любовь

8. Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов:

  1. незлостной (к  незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость);
  2. злостной (более опасными являются злостные нарушения дисциплины.  Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющийся характер).

Причины:

• Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний).
• Нарушение этики общения (неосторожно сказанное, слово) и норм поведения.

Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку.
• Непедагогичные методы воспитания.
• Недостаток родительского внимания.
• Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями.
• Преобладание наказаний над поощрениями

Воспитательные методы и приемы

  1. Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка,

• Не ругать, не читать нотаций часто.
• Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением.
• Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки.
• Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса.
• Проявлять любовь и внимание

  1. Ложь (лживость) - намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности. В зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в силу разных причин.

Причины:

  1. Мечта добиться признания, похвалы своих достоинств.

• Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых.

•Желание доказать свое превосходство над кем-то.

• Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь.

• Способ защититься от неприятностей со стороны друзей.

•Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей.

• Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе.

•Приспособление.

• Симуляция болезни

Воспитательные методы и приемы

  1. Избегать запретов и наказаний.

• Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование ее результатами.

• Исключать из методов семейного воспитания запугивание.

• Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку.

• Не лгать

  1. Правонарушения. В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать значительные противоправные действия, нарушения и даже преступления - хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, бандитские налеты, грабежи. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы. Перешагнув границы дозволенного, потерявшие контроль над собой, малолетние преступники становятся особенно дерзкими. Для профилактики правонарушений и борьбы с ними используются специальные методы. С ними вы сможете ознакомиться, посетив детскую комнату милиции в своем районе.

Причины:

•Стремление укрепить свое положение (ста-

тус) в коллективе ровесников.

•Месть родителям за невнимание, недостаток

любви к нему.

• Способ компенсации за свою безрадостную

жизнь в детском учреждении.

• Способ самоутверждения в жизни.

•Выполнение требований взрослых

Воспитательные методы и приемы

• Не устраивать публичных судилищ над ребенком дошкольного возраста

  1. Не вешать ребенку ярлыков, тем самым унижая его достоинство.

• Не вспоминать о правонарушениях в случае, если это вызывает гнев.

• Не предрекать будущее.

• Не применять физическое наказание

Начиная с младшего школьного возраста, одним из ведущих направлений в профилактике и преодолении отклоняющегося поведения отдельных учащихся является воспитание волевого поведения, в организации которого решающая роль принадлежит нравственной мотивации. Волевое поведение, являющееся управляемым и целенаправленным, в отличие от отклоняющегося, характеризуется достаточно определенным следованием к цели и преодолением препятствий на пути к ней.

Особое внимание учителям начальных классов целесообразно уделять организации работы по воспитанию гуманистической устойчивости личности младшего школьника, которая становится неподвластной отрицательным влияниям и предрасположенной к нравственному развитию и самовоспитанию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отклоняющееся поведение в младшем школьном возрасте Педагогический совет МОУ СОШ №1, г.Данилов

Слайд 2

Классификация отклоняющегося поведения по уровням и содержанию Непослушание (шалость, озорство, проступок), Негативизм, Упрямство, Капризы, Своеволие, Грубость, дерзость, Агрессивность, Недисциплинированность, Ложь (лживость), Правонарушения.

Слайд 3

1. Непослушание - форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения. шалость озорство проступок

Слайд 4

Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенность шалости - ее положительный тон , переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

Слайд 5

Озорство - представляет собой эпизод в поведении ребенка, где проявляются выдумка, инициатива, активность. Особенность озорства - озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

Слайд 6

Проступок - это уже социально опасное явление . Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Чаще всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.

Слайд 7

Причины непослушания: Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний). Нарушение этики общения и норм поведения. Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку. Непедагогичные методы воспитания. Недостаток родительского внимания. Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями. Преобладание наказаний над поощрениями.

Слайд 8

Воспитательные методы и приемы при непослушании: Не ругать, не читать нотаций часто. Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением. Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки. Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса. Проявлять любовь и внимание.

Слайд 9

2. Детский негативизм - немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Активный негативизм – когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются. Пассивный негативизм – это один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия. По длительности: Устойчивый (длится долго), Эпизодический (проявляется лишь временами).

Слайд 10

Причины негативизма: Педагогические ошибки - взрослые, предъявляя требования к ребенку, не всегда учитывают его психическое состояние: перегруженность впечатлениями, переутомление, аффективные переживания, вызывающие заторможенность. Словесное воздействие в этих случаях теряет свою обычную силу: ребенок не реагирует на слова, тем более на окрик, раздражение, угрозу. Неуважительное отношение к личности ребенка - негативизм проявляется как протест против несправедливости взрослых или как реакция на обиду.

Слайд 11

Воспитательные методы и приемы при негативизме: Доброжелательные отношения в семье, классе, Чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, Устранение случаев несправедливости, Разумная требовательность и уважительная форма обращения к ребенку в процессе взаимодействия.

Слайд 12

3. Упрямство - это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей . Опасность упрямства – порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости .

Слайд 13

Причины упрямства: Нарушение взаимоотношений взрослого с ребёнком. Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации. Игнорирование интересов и потребностей ребенка. Утверждение родительского авторитета силой

Слайд 14

Воспитательные методы и приемы при упрямстве: Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение. Не унижать ребенка. Не применять принуждения. Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время. Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка. Контролировать себя и свои действия.

Слайд 15

4. Капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в раздражительности, недовольстве, плаче, двигательном перевозбуждении.

Слайд 16

Причины капризов: • Неосторожно сказанные слова членов семьи, • Отсутствие требовательности со стороны взрослых. • Отрицательная реакция родителей на капризы. • Болезненное состояние. • Чрезмерная родительская любовь. • Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка. • Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка. • Перевозбуждение нервной системы ребенка

Слайд 17

Воспитательные методы и приемы Разумно организовать режим дня ребенка, соблюдать режим сна, питания и т. д. Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в семье. Проявлять умеренную требовательность . Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей . Устранять источник впечатлений . Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность). Проявлять спокойствие и равнодушие в момент каприза. Избегать угроз, упреков, насилия, физических наказаний . Спокойно и ласково поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя, проявлять любовь.

Слайд 18

5. Своеволие - возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства. Распространенная ошибка учителей и родителей - чрезмерная, неадекватная сила преодоления своеволия , в результате чего не только подавляется своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожается в самом зародыше воля ребенка, способность к инициативным, самостоятельным действиям .

Слайд 19

Причины своеволия: Неправильное воспитание, Избалованность, Эгоизм ребенка, Потакание его прихотям, Непоследовательность в требованиях к нему.

Слайд 20

Воспитательные методы и приемы при своеволии: Создание такой обстановки в среде ребенка, в которой не травмируются психика младшего школьника, его нервная система, происходит активизация положительного фонда личности ребенка, культивирование коллективистских начал в его нравственном сознании. Создание обстановки доброжелательности , доверия, Преодоление педагогических ошибок , допущенных ранее, Создание атмосферы делового сотрудничества.

Слайд 21

6. Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым - возникают как результат неправильной реализации ребенком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание.

Слайд 22

Причины грубости: Несдержанность, Слабоволие, Неумение ребенка владеть собой, Неудовлетворение потребностей ребенка, Оскорбление, Применение принуждений и наказаний, Нарушение этики взаимоотношений и общения, Несправедливое отношение к ребенку, Состояние болезни.

Слайд 23

Воспитательные методы и приемы при грубости: • Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка. • Не наказывать. • Оставлять на время в покое. • Отвлекать ребенка от того, что становится причиной гнева.

Слайд 24

7. Агрессивность - действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим . Проявляется как гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи.

Слайд 25

Причины агрессивности: Авторитарный стиль воспитания. Деформация системы ценностей членов семьи. Упущения в нравственном воспитании детей. Подражание героям кино- и видеофильмов. Чувства голода и усталости. Чрезмерное количество ограничений по отношению к ребенку. Стремление самоутвердиться.

Слайд 26

Воспитательные методы и приемы агрессивности: Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения . Вовлекать в межличностные отношения. Учить понимать переживания других людей Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка. Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей. Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка. Проявлять любовь.

Слайд 27

8. Недисциплинированность незлостная (к ней ведут озорство, шалость); злостная (более опасная.) Уже не ситуативная и имеет повторяющийся характер.

Слайд 28

Причины недисциплинированности : Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний). Нарушение этики общения и норм поведения. Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку. Непедагогичные методы воспитания. Недостаток родительского внимания. Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и взрослым. Преобладание наказаний над поощрениями.

Слайд 29

Воспитательные методы и приемы при недисциплинированности: Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка. Не ругать, не читать нотаций часто. Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением. Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки. Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса. Проявлять любовь и внимание

Слайд 30

9. Ложь (лживость) - намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности. В зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в силу разных причин.

Слайд 31

Причины лжи : Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых. Желание доказать свое превосходство над кем-то. Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь. Способ защититься от неприятностей со стороны друзей. Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей. Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе. Приспособление, симуляция болезни. Мечта добиться признания, похвалы своих достоинств.

Слайд 32

Воспитательные методы и приемы при лжи Избегать запретов и наказаний. Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование ее результатами. Исключать из методов семейного воспитания запугивание . Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку. Не лгать самим.

Слайд 33

10. Правонарушения . В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения . Они способны совершать значительные противоправные действия, нарушения и даже преступления – хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, бандитские налеты, грабежи. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы.

Слайд 34

Причины правонарушений: Стремление укрепить свое положение (статус) в коллективе ровесников. Месть родителям за невнимание, недостаток любви к нему. Способ компенсации за свою безрадостную жизнь в детском учреждении. Способ самоутверждения в жизни. Выполнение требований взрослых.

Слайд 35

Воспитательные методы и приемы при правонарушениях: Не устраивать публичных судилищ над ребенком. Не вешать ребенку ярлыков, тем самым унижая его достоинство. Не вспоминать о правонарушениях в случае, если это вызывает гнев. Не предрекать будущее. Не применять физическое наказание.

Слайд 36

Ведущие направления в профилактике и преодолении отклоняющегося поведения Воспитание волевого поведения , Воспитание гуманистической устойчивости личности младшего школьника.

Слайд 37

Использованные источники: http://www.tnata.ru/children-school http://www.narkotiki.ru http://lpn.21202s19.edusite.ru http://images.yandex.ru Подготовила классный руководитель 6-а класса Иванова Н.А.



Предварительный просмотр:

Анкета «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием ребенка?»

к родительскому собранию «Отклоняющееся поведение ребенка»

1. Сколько новых предметов у моего ребенка в этом году?

А) 4

Б) 3

В) 2

2. Знаю ли я преподавателей, работающих в классе?

А) знаю всех

Б) знаю половину

В) знаю лишь некоторые

   

  3. Сколько раз я просматриваю тетради и учебники ребенка ради интереса?

А) постоянно

Б) 1-2 раза в четверть

В) ни разу

4. Как я помогаю своему ребенку  в разрешении учебных проблем?

А) пойду к учителю

Б) пойду к завучу

В) заставлю более серьезно учить предмет

5. Знаю ли я об интересах своего ребенка?

А) да, знаю
Б) частично

В) догадываюсь

6. Знаю ли я друзей и знакомых своего ребенка?

А)да

Б) иногда

В) нет

Больше ответов:

А- вы знаете, что ребенок нуждается в вашей помощи, и она – своевременна!

Б – вас волнуют проблемы, но непостоянство контроля с вашей стороны может привести к определенным проблемам.

В – ребенку не хватает вашей помощи, вы и другие члены семьи должны ему помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к ПМПК Отклоняющееся поведение подростка

Данные материалы помогнут провести педсовет, ПМПК, семинар классных руководителе по проболеме "Отклоняющееся поведение подростков"!...

Сексуально-отклоняющееся поведение воспитанников. Рекомендации воспитателям.

Материал содедержит информацию о сексуально-отклоняющемся поведении воспитанников, сексуальных девиациях. Вы найдете рекомендации, которые могут помочь, если в своей работе Вам приходиться сталкиватьс...

обществознание 8 класс "Отклоняющееся поведение"

Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение" по учебнику Л.Н. Боголюбова...

Влияние недостатков речи на проявление отклоняющегося поведения

Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качест...

Причины формирования отклоняющегося поведения, результатом которого становится совершение правонарушения.

В презентации отражены причины совершаемых правонарушений, а также методы работы с трудными детьми по вопросу профилактики правонарушений...

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...

Классификация видов отклоняющегося поведения

Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, в которых устойчиво проявляются отклонения от социальных норм.Психологический подход основан на выделении социально-пс...