Программа для обучающихся 5-11 классов по физической культуре на основе силового фитнеса – атлетической гимнастики.
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Программа для обучающихся 5-11 классов по физической культуре на основе силового фитнеса – атлетической гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
silovoj_fitnes.docx | 96.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя общеобразовательная школа с углубленным обучением отдельных предметов № 1393 «ШКОЛА РОСТ»
________________________________________________________________________
Программа для обучающихся 5-11 классов по физической культуре
на основе силового фитнеса – атлетической гимнастики.
- Пояснительная записка.
Программа по предмету "Физическая культура" на основе силового фитнеса для обучающихся 6-11 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Пр. № 1089 Минобразования РФ от 5 марта 2004), отвечает положениям Закона "Об образовании" в части духовно-нравственного развития учащихся, основными положениями Концепции содержания образования школьников в области физической культуры (2001), Федерального закона «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г.
№ 329-ФЗ, в котором отмечается, что организация физического воспитания в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ (гл.3 ст. 28. п.2.). Содержание программы основано на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации:
- требования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре» основного общего образования (ГОС и ФГОС);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
- Поручение Президента Российской Федерации от 02.10.2007 г. №ПР-1766 «О развитии физической культуры и спорта в образовательных учреждениях России»;
- Положение «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года» в отношении модернизации системы физического воспитания детей, подростков, молодежи, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 года №1101-ф.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. №889
- Методические рекомендации при подготовке учебных программ по предмету «Физическая культура» приказ Министерства образования и науки России от 29 июля 2011 г. №1560;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
В основу содержания программного материала лег многолетний опыт ведущих учителей, передовых тренеров, методистов, инструкторов и специалистов в области физического воспитания, широко использованы методические рекомендации по содержанию и методике обучения элементам силового фитнес на уроках физической культуры Федерации Тяжёлой атлетики России. При разработке и составлении содержания программы учитывались потребности современного российского общества в физически развитом, дееспособном и здоровом подрастающем поколении.
Целью учебной программы для обучающихся 6-11 классов по физической культуре на основе элементов силового фитнеса является - формирование разносторонне физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, оптимизации трудовой деятельности, умеющей использовать ценности физической культуры и в частности средств силового фитнеса для укрепления и сохранения собственного здоровья, организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, целостном развитии физических и психических качеств, морально волевых качеств, социализации и адаптации школьников к современным требованиям и условиям жизни российского общества.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением поставленных образовательных задач:
- освоение базовых знаний и общих представлений о физической культуре, их истории и современном развитии, значении в жизни человека, роли в укреплении и сохранении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений, формирование культуры движения, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами различных видов силового фитнеса;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, эстетическому и нравственному воспитанию, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников, данная программа в своем содержании направлена:
- на реализацию принципа вариативности, который заложен в планировании учебного материала в соответствии возрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал или помещение приспособленное для занятий, тренажерный зал, инвентарь, оборудование, стадион, спортивно - игровые площадки), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- реализацию принципа достаточности сообразности, определяющего распределение содержания учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся 6-11 классов;
- соблюдению дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые отражены в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного освоения, переноса учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе в самостоятельной и соревновательной деятельности;
- расширение меж предметных связей, ориентирующих учителя физической культуры во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования обучающимися освоенных знаний, способов и физических упражнений силового фитнеса в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортивно - оздоровительной деятельности.
- Общая характеристика учебного курса.
Структура и содержание учебного курса включают в предлагаемой программе двигательную деятельность с выделением соответствующих учебных разделов: «Основы знаний физической культуры» (информативный компонент). «Способы физкультурной деятельности» и «Физическое совершенствование» (операционный компонент). «Ценностные ориентации» (мотивационный компонент).
Содержание раздела «Основы знаний физической культуры» разработано в соответствии с основными направлениями познавательной активности воспитанников, знаний о человеке (психолого-педагогические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносятся с представлениями о структуре организации деятельности, её исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное развитие воспитанников, их всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья.
Можно выделить четыре типа занятий:
1) занятия смешанного типа;
2) теоретические занятия;
3) практические занятия;
4) контрольно-учетные занятия.
Согласно программе, на начальном этапе, преимущественно, осваивают различные способы выполнения комплексов упражнений с предметами и без предметов, направленные на развитие гибкости, координации, силы, быстроты и выносливости, формирование правильной осанки. Важной особенностью содержания обучения является освоение учащимися навыков страховки и самостраховки, умения самостоятельной организации и проведения занятий. В учебном материале для занимающихся 12–18 лет увеличивается удельный вес физических упражнений повышенной сложности, прикладных физических упражнений с использованием спортивного инвентаря и оборудования. Овладение учебным материалом из практических тем программы сочетается с освоением учебных знаний и способов двигательной деятельности. Программа предусматривает возможность использования фронтального, группового, индивидуального методов тренировки. В основы знаний по физической культуре включены разделы по санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и технике безопасности.
Возраст детей, участвующих в реализации авторской дополнительной образовательной программы - 12 - 18 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы - 5 лет.
Учебная программа и учебный план рассчитаны на 34 недель в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия не должна превышать: в первый год обучения одного академического часа три раза в неделю, на следующих этапах обучения двух академических часов при менее чем двухразовых тренировочных занятиях в неделю.
Расписание учебно-тренировочных занятий составляется учителем физической культуры.
Два раза в год осенью и весной проводятся контрольные испытания по общей физической и специальной физической подготовке с анализом результатов тестов.
В программе физического воспитания по курсу «атлетическая гимнастика» применяются следующие методы физического воспитания:
На 1 этапе в основном применяется круговая тренировка и повторный метод
- Круговая тренировка – позволяет самостоятельно выполнять упражнения на снарядах и тренажёрах с индивидуальной дозированной нагрузкой.
- Повторный метод – для развития силовой выносливости и скоростно-силовых качеств
На 2 этапе в качестве разминки применяется круговая тренировка, а в основной части занятия в зависимости от поставленных целей и задач используется повторный и повторно-серийный метод тренировки.
- Повторно-серийный метод – дифференцированное воздействие на отстающие группы мышц с учётом индивидуальных возможностей.
На 3 этапе в качестве разминки применяется круговая тренировка, а в основной части занятия в зависимости от поставленных целей и задач используется повторно-серийный метод тренировки, метод интервальной работы с интенсивностью 70- 85% от максимума и метод работы с весами 95-100% от максимума. На этом этапе целесообразно использовать упражнения с изолированной направленностью, т.е. конкретно на определённую мышцу, и в дальнейшем предполагается повторяемость этого упражнения на последующей ступени обучения, но уже в усложнённом виде. Этим ступеням, а следовательно и решению задач, присущи соответствующие методы обучения, виды деятельности учащихся и конечно определённые возрастные периоды.
Ожидаемый результат к моменту завершения курса обучающиеся должны знать:
- историю развития атлетизма в России;
- правила страховки и самостраховки;
- санитарно-гигиенические требования;
- гигиену, закаливание, режим дня, питание;
- роль физической культуры в укреплении и закаливании человека;
- краткие сведения о строении и функциях организма;
- об анатомическом строении человека;
- как сформировать осанку с помощью отягощений;
- физиологию спортивной тренировки;
- основы методики силовой подготовки;
- методику планирования самостоятельных занятий;
- врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи при травмах;
- влияние различных факторов на проявление силы мышц;
- оборудование мест занятий и инвентарь.
Должны уметь:
- составить и выполнять комплексы утренней гимнастики;
- выполнять комплексы упражнений, целенаправленно воздействующих на формирование осанки;
- технично выполнять упражнения из атлетической гимнастики.
Развитие качеств личности:
- воспитать стремление к здоровому образу жизни;
- повысить общую и специальную выносливость обучающихся;
- развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- Контрольные тесты и упражнения проводятся всего учебного - тренировочного годового цикла 2 раза в год,
- Соревнования школьного, районного уровня.
Формы и способы фиксации результатов:
- дневник достижений учащихся.
- Содержание курса
Знания о физической культуре.
История физической культуры. История олимпийского движения в России и её выдающиеся спортсмены, олимпийцы. История развития атлетической гимнастики (силового фитнеса) в мире и России. Классификация видовсилового фитнеса. Современные тенденции в силовом фитнесе. Современное олимпийское и физкультурно-массовые движения, история возникновения и развития, место и роль в мировой культуре, социальная направленность и формы организации, ценностные ориентиры и идеалы. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Физическая культура и спорт (основные понятия). Физическая подготовка и её базовые основы, формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств и развитие физических способностей. Физические качества - общие и специфические признаки, связь с психическими процессами и функциональными возможностями. Характеристика физических качеств силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, общие основы их воспитания (регулярность и систематичность, доступность и индивидуальность, постепенность и непрерывность). Организационные основы самостоятельных форм занятий физической культурой, их эффективность, особенности планирования, регулирования и контроля. Педагогические гигиенические и эстетические требования к их проведению; профилактика негативных эмоций и нервных срывов во время занятий. Направления силового фитнеса. Виды силового фитнеса. Определение функционального тренинга и функционального упражнения.
Физическая культура человека. Роль и значение физической культуры и спорта в профилактике заболеваний укреплении здоровья, поддержания репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия. Основы организации двигательного режима в течении дня, недели, месяца. Характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от индивидуальных особенностей организма половой принадлежности, состояния самочувствия. Основы техники безопасности и профилактики травматизма при организации и проведении спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятия, а также индивидуальных, самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом. Восстановительные мероприятия. Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания) причины их возникновения, пагубное влияние на организм человека, его здоровье и здоровье его детей, основы профилактики средствами физической культуры.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление комплексов с учетом индивидуальных особенностей организма, с учетом цели и задач. Составление плана самостоятельного занятия физическими упражнениями. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация активного отдыха средствами физической культуры.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка выполнения технических элементов и движений, способы выявления и устранения типичных и нетипичных ошибок в технике выполнения упражнений и комплексов. Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью элементарных функциональных проб.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий (игры, конкурсы, эстафеты) с привлечением сверстников на спортивных площадках и в спортивных залах.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений по коррекции нарушений осанки, комплексы для поддержания массы тела и коррекции фигуры, восстановительные мероприятия (массаж, банные процедуры). Оздоровительные формы занятий в режиме дня и учебной недели.
Спортивно-оздоровительная деятельность на основе видов фитнеса:
Составление самостоятельных комплексов. Функциональная тренировка (тренинг): выполнять общеразвивающие упражнения для мышц верхних конечностей: поднимание и опускание рук – вперёд, вверх, в стороны, круговые движения в различных плоскостях, сгибание и разгибание из различных исходных положений; для туловища - повороты, наклоны из различных исходных положений; для мышц нижних конечностей - сгибание и разгибание ног в коленных и голеностопных суставах, маховые движения, круговые движения в голеностопных и тазобедренном суставах. Выполнение упражнения из лёгкой атлетики для воспитания выносливости и развития координации - ходьба с изменением скорости и длинны шага; различные виды ходьбы (на носках; высоким, перекатом с пятки на носок; пружинистым шагом; с подскоками, с имитацией перешагивания через барьеры), чередование ходьбы и бега. Бег с изменением скорости и направления движения по сигналу учителя, спиной вперёд, приставными шагами, челночный бег. Выполнять упражнения для развития равновесия, гибкости и ловкости. Выполнять упражнения на развитие силы (силовой выносливости), на мышцы нижних и верхних конечностей (одно суставные и многосуставные); на группы мышц туловища (спины, груди, живота, ягодиц) с использованием сопротивления собственного веса, гантелей, штанги, тренажеров, мед. болов, в различных исходных положениях - стоя, сидя, лежа. Выполнять комплексы и комбинации упражнений - приседания и жимы, стоя, выпады и жимы, стоя, наклоны и тяги в наклоне и стоя; выходы в упоры: упор-присев, упор - лёжа; перемещения из положения упор лёжа. Составление комплексов и комбинаций из изученных упражнений.
- Нормативная часть
В настоящей программе выделены пять лет обучения атлетической гимнастикой.
Максимальный состав группы не должен превышать 20 человек с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебных занятиях. Возраст занимающихся в группах 12-18 лет.
Критерий оценки деятельности первого года обучения: стабильность состава занимающихся и посещаемость занятий; динамика индивидуальных показателей развития физических качеств; уровень освоения знаний гигиены и самоконтроля. Зачисляются учащиеся, достигшие 12-ти летнего возраста, желающие заниматься атлетической гимнастикой, имеющие допуск к занятиям врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники атлетической гимнастики, выполнение контрольных нормативов. Группа формируются из здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку, выполняющих нормативы по общей физической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на эти этапы осуществляется при условии положительной динамики прироста специальных показателей. Учебная программа рассчитана на пятилетний период обучения.
Методические условия реализации программы
Для реализации программы атлетической гимнастики необходимо наличие специализированного спортивного зала и его современное материально-техническое обеспечение. Учебно-тренировочные занятия строятся по общепринятой схеме. Не следует занятия проводить очень напряжённо, часто сдерживать и предъявлять к занимающимся такие же требования в отношении дисциплины как и к взрослым. Надо стремиться, чтобы учащиеся чувствовали удовлетворение от занятий и стремились прийти на них снова. В то же время нельзя допускать разболтанности и непослушания.
Необходимо помнить, что основная задача учащихся – учиться. Занятия же атлетической гимнастикой должны не только укреплять здоровье и физически развивать, но и помогать в учёбе и трудовой деятельности.
При проведении практических занятий, помимо решения основной задачи, необходимо обязательно включать разнообразные упражнения по общей и специальной физической подготовке. Задачи ставить соответствующие их физического развития и технической подготовленности. Занятия общей и специальной подготовкой должны обеспечить необходимый уровень физических качеств: силы, быстроты, ловкости, а в дальнейшем силовой и общей выносливости, при этом важно обратить внимание при выполнении упражнений на умение расслабляться, не закрепощать те мышечные группы, которые в данном движении участия не принимают. Такие навыки создадут условия для формирования правильной техники выполнения упражнений.
Занятия общей физической подготовкой должны быть направлены, прежде всего, на общее физическое развитие, на развитие физических способностей, которые необходимы для всестороннего повышения функциональных возможностей организма, обогащаясь тем самым разнообразными навыками – как сходными с навыками избранного вида спорта, так и отличными от них. Всё это создаёт предпосылки для совершенствования в избранном виде спорта.
Занятия по общей физической подготовке проводятся на протяжении всего года. Удельный вес таких занятий зависит от времени года и периода тренировки.
Тренер-преподаватель атлетической гимнастики должен уметь правильно оценивать нагрузку, которую испытывают учащиеся. Вовремя заметить признаки переутомления и своевременно предотвратить чрезмерное перенапряжение, так как, под влиянием азарта, стремясь не отстать от товарищей, ребята часто выполняют непосильные для себя упражнения, заставляют себя показывать хорошие результаты вопреки сильному утомлению, за счёт мобилизации всех сил, что нередко может привести к вредным последствиям.
Критерий оценки величины отягощения Таблица № 1
Величина единовременной нагрузки (вес снаряда) | Число возможных повторений в 1 подход |
Предельный - 100% | 1 |
Околопредельный - 87% | 2-3 |
Большой - 75% | 4-7 |
Умеренно большой - 62% | 8-12 |
Средний - 50% | 13-18 |
Малый - 37% | 19-25 |
Очень малый - менее 25% | свыше 25 |
Нормирование нагрузки определяется степенью снижения работоспособности после тренировочных занятий (чем больше времени потребуется на восстановление работоспособности, тем большее воздействие на организм оказывает та или иная нагрузка). Необходимо также помнить, что каждое упражнение, направленное на развитие какого- либо двигательного качества (силы, быстрой силы, ловкости, гибкости, силовой и общей выносливости) оставляет за собой след различной продолжительности в виде изменяющейся работоспособности. Нагрузка должна определяться на основе реакции организма, возникающей после тренировочных занятий или продолжительности восстановления работоспособности к данной нагрузке, например:
к малым нагрузкам можно отнести те упражнения, после которых восстановление работоспособности к данной работе наступает в этот же день (силовые упражнения с малыми весами и в малом объёме, упражнения на развитие гибкости, координации, спортивные игры учебного характера, непродолжительный спокойный бег, изучение элементов техники);
к средним нагрузкам следует отнести те упражнения, после которых восстановление работоспособности к данной работе наступает на следующий день (силовые упражнения в среднем объёме);
к большим нагрузкам следует отнести те упражнения, после которых восстановление работоспособности наступает не ранее второго дня (силовые упражнения большого объёма и высокой интенсивности);
к предельным нагрузкам следует отнести те упражнения, после которых восстановление работоспособности наступает не ранее, чем через 3-4 дня, участие в соревнованиях. Такие нагрузки могут быть не чаще одного раза в 3-4 недели;
к чрезмерным нагрузкам относятся такие нагрузки, после которых на следующий день наблюдается общая вялость, сонливость, наблюдаются объективные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Применение таких нагрузок нецелесообразно и вредно для здоровья.
При проведении занятий атлетической гимнастикой педагог должен знать объективные и субъективные показатели утомляемости занимающихся и уметь ее определять, руководствуясь существующими критериями. Для решения задачи правильного дозирования нагрузок, а также повышения качества тренировочного процесса большое значение имеет хорошо организованный контроль и учёт. Он способствует определению наиболее эффективной методики тренировки и выявлению отрицательных и положительных сторон её, что позволит своевременно внести необходимые поправки в план занятий. Контроль осуществляют руководитель занятий (педагогический контроль), врач (врачебный контроль) и сам занимающийся атлетической гимнастикой (самоконтроль).
Методика занятий
Установить размеры своего тела, его пропорции, тип сложения. Это поможет извлекать большую пользу из тренировок, подбирать комплексы упражнений. Перечислим средства, позволяющие стать здоровым, сильным, мускулистым и всесторонне развитым: обыкновенная штанга, набор гирь и гантели, скакалки, стойки для приседания, гимнастическая лестница (стенка), беговые и прыжковые упражнения. Предлагаемые комплексы упражнений с отягощениями помогут в тренировке и развитии силы.
Необходимый инвентарь для проведения занятий «Атлетическая гимнастика»:
- Силовые комплексы
- Гантели
- Штанга весом до 120 кг. (со съемными блинами)
- Штанга с изогнутым грифом
- Ремни тяжелоатлетов
- Скакалки
- Гимнастическая стенка
- Скамья
- Тренажер для мышц спины и пресса
- Стойка со скамьей для жима от груди
- Стойка для гантелей
- Беговые дорожки
- Коврики
- Календарно-тематическое планирование
Общие требования к организации учебной работы
На основании нормативной части программы разработаны планы подготовки учебных групп с учетом имеющихся условий.
В основу комплектования учебных групп (см. таблицу № 2) положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления мастерства (выполнение нормативов, среднего стажа занятий, возраста занимающихся).
Увеличение недельной тренировочной нагрузки и перевод учащихся в следующие группы обучения обуславливаются стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке.
Планирование учебного материала на год Таблица № 2
Содержание программы | Количество занятий в неделю | ||
1 час | 2 часа | 3 часа | |
I.Теоретические сведения а) Физическая культура – важнейшая основа образа жизни. б) Правила поведения и техника безопасности на занятиях «атлетической гимнастики». в) Атлетическая гимнастика – как вид спорта. г) Основные приёмы контроля и самоконтроля. д) Личная гигиена. е) Способы психологической регуляции и саморегуляции. II.Физическая подготовка а) круговая тренировка для развития общей выносливости. б) специальная физическая подготовка способствующая развитию мышечной массы. в) специальные упражнения для развития силы мышц. г) специальная физическая подготовка с способствующая развитию рельефа мышц. д) специальные упражнения для развития гибкости. е) контрольные нормативы и тесты, соревнования. Итого за год | 3 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 35 9 8 7 6 3 2 38 | 5 1 1 1 1 1 1 75 22 16 14 14 6 3 76 | 5 1 1 1 1 1 1 109 24 24 24 24 8 5 114 |
Планирование учебного материала круговой тренировки Таблица № 3
№ занятия | Содержание программы | Количество занятий | Комплексы упражнений |
Теоретические сведения | |||
1 | а) правила поведения и техника безопасности на занятиях «атлетической гимнастики». Личная гигиена. | 1 | |
2 | б) основные приёмы контроля и самоконтроля. Страховка и самостраховка. | 1 | |
Физическая подготовка | |||
3; 8 | Круговая тренировка для развития всех мышц тела. | 2 | № 1 |
4; 9 | Круговая тренировка для развития мышц рук и ног. | 2 | № 2 |
5; 10 | Круговая тренировка для развития мышц спины и плечевого пояса. | 2 | № 3 |
6; 11 | Круговая тренировка для развития мышц груди, спины и плечевого пояса. | 2 | № 4 |
7; 12 | Круговая тренировка для развития мышц спины, рук, ног и брюшного «пресса». | 2 | № 5 |
13 | Способы психологической регуляции и саморегуляции. Контрольные тесты. | 1 | |
ИТОГО | 13 |
Планирование учебного материала по развитию мышечной массы Таблица № 4
№ занятия | Содержание программы | Количество занятий | Комплексы упражнений |
Физическая подготовка | |||
14; 19 | Специальная физическая подготовка для развития мышечной массы груди и рук (трицепс). | 2 | № 6 |
15; 20 | Специальная физическая подготовка для развития мышечной массы спины и рук (бицепс). | 2 | № 7 |
16; 21 | Специальная физическая подготовка для развития мышечной массы ног и плечевого пояса. | 2 | № 8 |
17; 22 | Специальная физическая подготовка для развития мышечной массы груди, спины, живота и рук (трицепс). | 2 | № 9 |
18; 23 | Специальная физическая подготовка для развития мышечной массы ног и рук (бицепс). | 2 | № 10 |
ИТОГО | 10 |
Планирование учебного материала по развитию силы мышц Таблица № 5
№ занятия | Содержание программы | Количество занятий | Комплексы упражнений |
Физическая подготовка | |||
24; 27 | Специальная физическая подготовка для развития силы мышц груди и рук (трицепс). | 2 | № 11 |
25; 28 | Специальная физическая подготовка для развития силы мышц ног, рук (бицепс) и плечевого пояса. | 2 | № 12 |
26; 29 | Специальная физическая подготовка для развития силы мышц спины. | 2 | № 13 |
30 | Контрольные тесты. | 1 | |
ИТОГО: | 7 |
Планирование учебного материала по развитию рельефа мышц Таблица № 6
№ занятия | Содержание программы | Количество занятий | Комплексы упражнений |
31 | Специальная физическая подготовка для развития рельефа мышц талии живота, спины и груди. | 1 | № 14 |
32 | Специальная физическая подготовка для развития рельефа мышц ног, спины и рук. | 1 | № 15 |
33 | Специальная физическая подготовка для развития рельефа мышц живота, груди и плечевого пояса. | 1 | № 16 |
34 | Специальная физическая подготовка для развития рельефа мышц рук, ног плечевого пояса и мышц живота. | 1 | № 17 |
ИТОГО: | 4 |
Контрольные нормативы Таблица № 7
по общей и специальной физической подготовке
№ п/п | Наименование упражнений | юноши 12-14 лет, 1 год обучения | юноши 15-18 лет, 1 год обучения | ||||
Уровень подготовленности | |||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | ||
1. | Подтягивание на перекладине (кол-во раз) | 1-5 | 6-10 | 10-20 > | 1-6 | 7-12 | 12-20 > |
2. | Прыжок в длину с места (см) | 135-165 | 166-185 | 185-205 > | 160-180 | 181-210 | 210-250 > |
3. | Жим штанги, лежа (кг х 1 раз)/ Сгибания и разгибания рук в упоре лежа | 10-20 | 21-40 | 41-60 > | 30-50 | 51-70 | 71-100 > |
4. | Подъём туловища из положения лежа (кол-во раз за 1 мин) | 22-32 | 33-38 | 39-44 | 25-36 | 37-42 | 43-49 |
5. | Приседания (кол-во раз за 1 мин) | 22-34 | 35-40 | 41-47 | 25-36 | 37-42 | 43-49 |
- Содержание образовательной программы
Теоретическая подготовка
- история развития атлетизма в России;
- правила безопасного поведения на занятиях атлетической гимнастики и занятиях другими видами спорта;
- санитарно-гигиенические нормы;
- физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями;
- основы анатомии опорно-двигательного аппарата;
- краткие сведения о строении и функциях организма;
- режим дня и личная гигиена;
- гигиена, закаливание, режим дня и питание;
- совершенствование осанки и атлетического телосложения с помощью отягощений;
- физиология спортивной тренировки;
- основы методики силовой подготовки;
- методика планирования самостоятельных занятий;
- врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи при травмах;
- места занятий, оборудование и инвентарь;
- влияние различных факторов на проявление силы мышц;
- воспитание в учащихся уважения к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь).
Физическая подготовка
Круговая тренировка. Комплексы № № 1; 2; 3; 4; 5. (Таблицы № 8 – 11).
Круговая тренировка для развития всех мышц тела. Комплекс № 1 Таблица № 8
№ п/п | Содержание | Дозировка |
1. | Жим, штанги лежа на горизонтальной скамейке (хват средний). | 2 подхода по 10-12 повторений |
2. | Разводы гантелей лежа на горизонтальной скамейке. | 2х10-12 |
3. | Негативное подтягивание. | 2х10-12 |
4. | Тяга Т-штанги. | 2х10-12 |
5. | Тяга блока за голову на тренажере «Clasic». | 2х10-12 |
6. | Жим руками от груди тренажер на тренажере «Ваsiс». | 2х10-12 |
7. | Жим ногами «тележка». | 2х10-12 |
8. | Сгибание и разгибание ног на станке лёжа на тренажере «Clasic». | 2х10-12 |
9. | Подъем W-штанги на бицепс стоя. | 2х10-12 |
10. | Отжимание в упоре с отягощением на тренажёре «Витал». | 2х10-12 |
11. | Сгибание туловища на тренажере «джет» наклонная доска. | 2х20-25 |
12. | Разгибание туловища на тренажере «Витал» для мышц спины. | 2х12-15 |
Круговая тренировка для развития мышц рук и ног. Комплекс № 2 Таблица № 9
Количество повторений 10-12раз
Количество сетов 2-3
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1. | Тяга «тележка» лёжа | 1. | Стоя сгибание рук с EZ- штангой |
2. | Выпрямление ног тренажёр Basic» | 2. | Сгибание рук с гантелями стоя |
3. | Сгибание ног лёжа | 3. | Скамья «Скотта» |
4. | Сгибание рук со штангой | 4. | Французский жим сидя |
5. | Сгибание рук с гантелями сидя | 5. | Трицепс-блок стоя |
6. | Французский жим лёжа | 6. | Приседы со штангой на плечах |
7. | Трицепс-блок стоя | 7. | Тяга «тележка» лёжа |
8. | Отжимание в упоре с отягощение на тренажёре «Витал» | 8. | Выпрямление ног тренажёр «Basic» |
9. | Разведение рук с гантелями стоя в наклоне | 9. | Сгибание ног лёжа |
10. | Подъём туловища (тренажёр «Джет») | 10. | Подъём на носках со штангой на плечах |
11. | Подъём ног в висе на перекладине | 11. | Подъём туловища (тренажёр «Джет») |
Круговая тренировка для развития мышц для мышц груди, спины и плечевого пояса.
Комплекс № 3 Таблица № 9
Количество повторений 10-12раз
Количество сетов 2-3
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1. | Жим штанги, лёжа средним хватом | 1. | Негативное подтягивание с грузом |
2. | Разведение рук с гантелями лёжа | 2. | Тяга вертикального блока за голову |
3. | Жим штанги, лёжа под углом 45 градусов | 3. | Тяга Т-штанги стоя в наклоне |
4. | Бабочка» тренажёр «Alpha401» | 4. | Тяга горизонтального блока широким хватом к животу |
5. | Негативное подтягивание | 5. | Подъём туловища (тренажёр «Витал») |
6. | Тяга вертикального блока к груди | 6. | Жим штанги, лёжа широким хватом |
7. | Тяга Т-штанги лёжа | 7. | Жим гантелей лёжа под углом 45 градусов |
8. | Тяга горизонтального блока узким хватом животу | 8. | Разведение рук с гантелями лёжа под углом 45 градусов |
9. | Стоя в наклоне разведение рук с гантелями в стороны | 9. | Тяга штанги к подбородку |
10. | Стоя подъём рук с гантелями вперёд | 10. | Жим штанги из-за головы сидя |
11. | Подъём туловища (тренажёр «Витал») | 11. | Шраги |
12. | Подъём туловища (тренажёр «Джет») | 12. | Подъём ног (тренажёр «Джет») |
Круговая тренировка для развития мышц для мышц спины и плечевого пояса.
Комплекс № 4 Таблица № 10
Количество повторений 10-12раз
Количество сетов 2-3
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1. | Подтягивание с грузом | 1. | Толчок штанги, стоя от груди вверх |
2. | Тяга вертикального блока к груди | 2. | Жим штанги сидя от груди |
3. | Тяга горизонтального блока к животу | 3. | Жим от груди, сидя (тренажёр «Basic») |
4. | Тяга гири в наклоне к животу | 4. | «Бабочка» тренажёр «Alpha401» |
5. | Стоя, жим штанги от груди вверх | 5. | Тяга Т-штанги лёжа |
6. | Стоя в наклоне разведение рук с гантелями в стороны | 6. | Тяга вертикального блока к груди |
7. | Стоя подъём рук с гантелями вперёд | 7. | Тяга гири в наклоне к животу |
8. | Тяга штанги к подбородку | 8. | Разведение рук эспандерем |
9. | Шраги | 9. | Подъём туловища (тренажёр «Витал») |
10. | Подъём ног (тренажёр «Джет») | 10. | Подъём туловища (тренажёр «Джет») |
Круговая тренировка для развития всех мышцспины, рук, ног и брюшного «пресса».
Супер сет. Комплекс № 5Таблица № 11
№ п/п | Содержание | Дозировка |
1. | Подтягивание | 4хMAX |
2. | Жим ногами «тележка» | 4х10-12 |
3. | Поднятие туловища на скамье «Джет» | 4х за 1 мин |
Специальная подготовка. Комплексы №№ 6 - 10; 11 - 13; 14 - 17. (Таблицы № 12 – 23).
Специальная физическая подготовка для развития мышечной массы груди и рук (трицепс).
Комплекс № 6Таблица № 12
№ п/п | Содержание | Кол-во сетов | Кол-во повторений |
1. | Жим штанги на горизонтальной скамье | 5 | 14; 12; 10; 8; 6 |
2. | Жим штанги на наклонной скамье | 4 | 12; 10; 8; 6 |
3. | Жим гантелей на наклонной скамье | 4 | 12; 10; 8; 6 |
4. | Разводка гантелей на горизонтальной скамье | 4 | 12; 10; 8; 6 |
5. | Французский жим из-за головы стоя | 4 | 12; 10; 8; 6 |
6. | Жим гантелей из-за головы одной рукой сидя | 4 | 12; 10; 8; 6 |
7. | Трицепсовая тяга на блоке | 4 | 12; 10; 8; 6 |
8. | Трицепсовая тяга на блоке одной рукой | 4 | 12; 10; 8; 6 |
9. | Подъём туловища на римском стуле | 4 | 40 |
10. | Повороты с грифом сидя | 4 | 50 |
Специальная физическая подготовка для развития мышечной массы спины и рук (бицепс).
Комплекс № 7Таблица № 13
№ п/п | Содержание | Кол-во сетов | Кол-во повторений |
1. | Подтягивание широким хватом к груди | 4 | 10 |
2. | Тяга Т-штанги в наклоне | 4 | 12; 10; 8; 6 |
3. | Тяга вертикального блока к груди | 4 | 12; 10; 8; 6 |
4. | Тяга горизонтального блока | 4 | 12; 10; 8; 6 |
5. | Подъём штанги на бицепс | 4 | 12; 10; 8; 6 |
6. | Сгибание рук со штангой на скамье Скотта | 4 | 12; 10; 8; 6 |
7. | Сгибание рук с гантелями на наклонной скамье | 4 | 12; 10; 8; 6 |
8. | Концентрированное сгибание одной руки с гантелью в наклоне | 4 | 12; 10; 8; 6 |
9. | Шраги со штангой за спиной | 4 | 12; 10; 10; 6 |
10. | Полные шраги с гантелям | 5 | 12; 10; 10; 8; 6 |
Специальная физическая подготовка для развития мышечной массы ног и плечевого пояса.
Комплекс № 8Таблица № 14
№ п/п | Содержание | Кол-во сетов | Кол-во повторений |
1. | Жим ногами на тренажёре «тележка» | 5 | 14;12;10;8;6 |
2. | Приседания со штангой на спине | 4 | 12;10;8;6 |
3. | Выпрямление ног на тренажёре « Basic» | 4 | 12;10;8;6 |
4. | Сгибание ног на тренажёре «Примус» | 4 | 12;10;8;6 |
5. | Жим штанги из-за головы сидя | 5 | 14;12;10;8;6 |
6. | Подъём гантелей в стороны сидя | 4 | 12;10;8;6 |
7. | Протяжка штанги к подбородку | 4 | 12;10;8;6 |
8. | Подъём гантелей в стороны в наклоне сидя | 4 | 12;10;8;6 |
9. | Жим икроножными на тренажёре «тележка» | 5 | 20-30 |
10. | Подъём на носки со штангой на плечах | 4 | 20-30 |
Специальная физическая подготовка для развития мышечной массы груди, спины, живота и рук (трицепс).
Комплекс № 9Таблица № 15
№ п/п | Содержание | Кол-во сетов | Кол-во повторений |
1. | Жим штанги на горизонтальной скамье | 5 | 14;12;10;8;6 |
2. | Жим гантелей на наклонной скамье | 4 | 12;10;8;6 |
3. | Разводка гантелей на горизонтальной скамье | 4 | 12;10;8;6 |
4. | Подтягивание широким хватом к груди | 4 | 14;12;10;8;6 |
5. | Становая тяга | 5 | 12;10;10;8;6 |
6. | Тяга вертикального блока к груди | 4 | 12;10;8;6 |
7. | Жим штанги узким хватом | 5 | 12;10;10;8 |
8. | Французский жим лёжа | 4 | 12;10;8;6 |
9. | Трицепсовая тяга на блоке | 4 | 12;10;10;8 |
10. | Подъём туловища на римском стуле | 6 | 40 |
11. | Гиперэкстензия | 4 | 15 |
12. | Полные шраги с гантелями | 4 | 10 |
Специальная физическая подготовка для развития мышечной массыног и рук (бицепс).
Комплекс № 10Таблица № 16
№ п/п | Содержание | Кол-во сетов | Кол-во повторений |
1. | Приседания со штангой на плечах | 5 | 14;12;10;8;6 |
2. | Выпрямление ног на тренажёре | 4 | 12;10;8;6 |
3. | Сгибание ног на тренажёре | 4 | 12;10;8;6 |
4. | Жим гантелей сидя | 5 | 14;12;10;8;6 |
5. | Жим штанги узким хватом с груди стоя | 4 | 12;10;8;6 |
6. | Подъём гантелей в стороны в наклоне | 4 | 12;10;8;6 |
7. | Подъём штанги на бицепс | 5 | 14;12;10;8;6 |
8. | Подъём штанги с EZ-грифом на скамье Скотта | 4 | 12;10;8;6 |
9. | Концентрированное сгибание одной руки | 4 | 12;10;8;6 |
10. | Повороты с грифом стоя в наклоне | 4 | 50 |
11. | Жим икроножными мышцами на тренажёре | 4 | 20-30 |
12. | Поднос ног к перекладине | 4 | 10 |
Специальная физическая подготовка для развития силы мышц груди и рук (трицепс).
Комплекс № 11Таблица № 17
№ п/п | Содержание | Дозировка |
1. | Жим лёжа | По силовой схеме |
2. | Жим на наклонной скамье | 5х6 |
3. | Трицепсовая тяга на блоке | 3х10 |
4. | Французский жим лёжа | 5х6 |
5. | Трицепсовый жим гантели одной рукой из-за головы | 4х8 |
Специальная физическая подготовка для развития силы мышц ног, рук (бицепс) и плечевого пояса.
Комплекс № 12Таблица № 18
№ п/п | Содержание | Дозировка |
1. | Приседание со штангой на спине | По силовой схеме |
2. | Жим ногами на тренажёре | 4х8 |
3. | Сгибание рук со штангой стоя | 6х5 |
4. | Жим штанги из-за головы сидя | 5х5 |
5. | Жим гантелей сидя | 5х8 |
Специальная физическая подготовка для развития силы мышц спины.
Комплекс № 13Таблица № 19
№ п/п | Содержание | Дозировка |
1. | Подтягивание широким хватом с отягощением | 5х6 |
2. | Тяга Т-штанги | 5х8 |
3. | Становая тяга | По силовой схеме |
Специальная физическая подготовка для развития рельефа мышц талии живота, спины и груди.
Комплекс № 14Таблица № 20
№ п/п | Содержание | Дозировка |
1. | Подъёмы коленей к груди сидя | Суперсет |
2. | Концентрированные подъёмы туловища | 5х30-50 |
3. | Повороты туловища в наклоне с грифом | 4х50-100 |
4. | Разводка с гантелями на наклонной скамье | 5х15 |
5. | Жим штанги на наклонной скамье головой вниз | Суперсет |
6. | Сведение рук на эспандерах скрестно | 4х15 |
7. | Пуловер | 4х15 |
8. | Подтягивание широким хватом к груди | 4х15 |
9. | Тяга штанги к животу в наклоне | 5х15 |
10. | Тяга горизонтального блока | Суперсет |
11. | Подтягивание узким хватом | 4х15 |
12. | Подъём гантелей перед собой попеременно | Суперсет |
13. | Подъём гантелей в стороны стоя | 4х15 |
14. | Подъём гантелей в стороны в наклоне | 5х15 |
Специальная физическая подготовка для развития рельефа мышц ног, спины и рук.
Комплекс № 15
Таблица № 21
№ п/п | Содержание | Дозировка |
1. | Подъём ног в висе | Суперсет |
2. | Подъём туловища на римском стуле с поворотами | 5х20-30 |
3. | Стоя наклоны в сторону с гантелью | 5х30 |
4. | Приседание со штангой на груди | 5х15 |
5. | Выпрямление ног сидя | Суперсет |
6. | Сгибание ног лёжа | 5х15 |
7. | Становая тяга с выпрямленными ногами | Суперсет |
8. | Сгибание рук со штангой на скамье Скотта | 4х15 |
9. | Концентрированное сгибания с гантелью в наклоне | Суперсет |
10. | Сгибание на скамье Скотта с EZ-штангой,хват сверху | 5х15 |
11. | Трицепсовая тяга на блоке | Суперсет |
12. | Выпрямление рук с гантелью в наклоне | 5х15 |
13. | Голень стоя с штангой на плечах | 5х15 |
14. | Голень на станке сидя | 5х15 |
Специальная физическая подготовка для развития рельефа мышц живота, груди и плечевого пояса.
Комплекс № 16Таблица № 22
№ п/п | Содержание | Дозировка |
1. | Подъёмы коленей к груди сидя | Суперсет |
2. | Концентрированные подъёмы туловища | 5х30-50 |
3. | Повороты туловища в наклоне с грифом | 4х50-100 |
4. | Разводка с гантелями на наклонной скамье | 5х15 |
5. | Жим штанги на наклонной скамье головой вниз | Суперсет |
6. | «Бабочка» | 4х15 |
7. | Пуловер | 4х15 |
8. | Шраги | 4х15 |
9. | Полные шраги | 5х15 |
10. | Тяга горизонтального блока | Суперсет |
11. | Тяга гири к животу | 4х15 |
12. | Подъём гантелей перед собой попеременно | Суперсет |
13. | Подъём гантелей в стороны стоя | 4х15 |
14. | Подъём гантелей в стороны в наклоне | 5х15 |
15. | Тренажёр «Витал» | 5х15 |
16. | Тренажёр «Джет» | 5x15 |
Специальная физическая подготовка для развития рельефа мышцрук, ног плечевого пояса и мышц живота.
Комплекс № 17Таблица № 23
№ п/п | Содержание | Дозировка |
1. | Подъём ног в висе | Суперсет |
2. | Подъём туловища на римском стуле с поворотами | 5х20-30 |
3. | Стоя наклоны в сторону с гантель | 5х30 |
4. | Приседание со штангой на груди | 5х15 |
5. | Выпрямление ног сидя | Суперсет |
6. | Сгибание ног лёжа | 5х15 |
7. | Становая тяга с выпрямленными ногами | Суперсет |
8. | Сгибание рук со штангой на скамье Скотта | 4х15 |
9. | Концентрированное сгибания с гантелью в наклоне | Суперсет |
10. | Сгибание на скамье Скотта с EZ-штангой,хват сверху | 5х15 |
11. | Трицепсовая тяга на блоке | 5х15 |
12. | Выпрямление рук с гантелью в наклоне | 5х15 |
13. | Голень на станке стоя | Суперсет |
14. | Голень на станке сидя | 4х15 |
- Медико-педагогический и врачебный контроль.
В целях профилактики здоровья занимающихся, обеспечения высококачественного учебного процесса ведется постоянный педагогический и врачебный контроль. Для определения исходного уровня динамики общей физической подготовленности учащихся рекомендуется следующий комплекс контрольных упражнений: бег 30 м; прыжок в длину с места; упражнения на гибкость; подтягивание в висе лёжа.
Педагогический контроль включает показатели учебной и соревновательной деятельности (количество учебных занятий, соревновательных дней).
Основными задачами врачебного контроля в группах является контроль над состоянием здоровья, привитие гигиенических навыков и привычки неукоснительного выполнения рекомендации врача. Все это позволяет установить исходный уровень состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности.
- Воспитательная работа.
В данном разделе кратко отражаются основные средства, методы формы, приемы воспитательной работы, логической подготовки с учащимися.
Возрастание роли физической культуры как средство воспитания учащихся обуславливает повышение и требований к воспитательной работе. Важным условием успешной работы является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности учащихся. Главной задачей в занятиях с учащимися является воспитание высоких моральных качеств.
Важную роль в нравственном и эстетическом воспитании играет спортивная деятельность, представляющая большие возможности для воспитания этих качеств.
«Воспитание подрастающего поколения через атлетическую гимнастику» влечет за собой:
1) преодоление застенчивости и низкой самооценки, формирование правильной самооценки и достижение эмоциональной зрелости;
2) учит много работать для достижения поставленной цели;
3) осознать ответственность за свое здоровье в течение всей жизни;
4) развивается креативность мышления
5) развитие личной ответственности;
6) уважение к социальным нормам и требованиям;
7) дисциплинированность, собранность, надежность;
8) развитие физических умений, поддержание формы, развитие привычки здорового образа жизни;
9) правильное распределение времени.
Центральной фигурой в этой работе является учитель, который не ограничивает свои функции лишь руководством во время занятий и соревнований.
Успешность воспитания учащихся во многом определяется способностью учителя сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.
В целях эффективности воспитания преподавателю необходимо организовать тренировочный процесс так, чтобы постоянно ставить перед учащимися задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования.
Ведущее место в формировании нравственного сознания принадлежит методам убеждения (убеждение во всех случаях должны быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные аналогии, примеры). Методом нравственного воспитания является поощрение. Методом воспитания является и наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценки поступков и действий. Виды наказания разнообразны: замечание, устный выговор, разбор поступков в коллективе.
Коллектив является важным фактором нравственного и эстетического формирования личности учащегося. Занятия атлетической гимнастики способствуют развитию таких важных качеств личности ребенка, как: внимательность, точность, настойчивость, память, логическое мышление, инициативность, воображение, самостоятельность, коллективизм, сплоченность, дисциплинированность.
- Психологическая подготовка.
Психологическая подготовка атлетов перед соревнованиями направлена на формирование свойств личности, позволяющих успешно выступить за счет адаптации к конкретным условиям вообще и к специфическим экстремальным условиям соревнований в частности. Психологическая подготовка здесь выступает как воспитательный и самовоспитательный процесс. Успешность воспитания во многом определяется способностью учителя повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.
Психологическая подготовка предусматривает формирование личности учащихся и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Учителю, работающему с учениками, следует использовать все имеющиеся средства психологического воздействия на детей для формирования психически уравновешенной личности.
Атлетическая гимнастика закаляет подростка как морально-психологически, так и физически, одновременно развивает в ребенке чувства «лидерства» и «коллективизма».
К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования, соревновательные ситуации. К методам словесного убеждения относятся: разъяснение, критика, одобрение, внушение, осуждение, примеры авторитетных людей.
- Организационно методические рекомендации
При построении учебного процесса есть необходимость ориентироваться на оптимальные возрастные группы, в пределах которых занимающиеся добиваются своих высших достижений. Как правило, способные учащиеся достигают первых успехов через 2-3 года. При этом надо иметь в виду, что наиболее высокие темпы прироста результатов впервые 2-3 года специализированной подготовки.
Весь процесс многолетних занятий в атлетической гимнастике включает множество приемов.
- Учебные занятия с атлетами не должны быть ориентированы на достижение впервые годы занятий высшего результата.
- Учебные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.
- В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный режим, хорошую организацию медико-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.
- Успешность подготовки атлетов является приобретенные умения и навыки, всестороннее развитие физических качеств, развитие функциональных возможностей организма.
- С возрастом и подготовленностью постепенно уменьшается удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес специальной физической подготовки. Из года в год неуклонно увеличивается рост общего объема тренировочной нагрузки.
- Необходимо учитывать особенности построения школьного учебного процесса в планировании занятий.
Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных учебных занятий и соревнований. На протяжении многих лет атлеты должны овладеть техникой и тактикой, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества.
Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физическую и умственную), создать надежные предпосылки к укреплению здоровья, необходимо заниматься не менее трёх часов в неделю, с учетом факторов, ограничивающих физическую нагрузку – отсутствие специфических двигательных навыков и адаптации к физическим нагрузкам.
Основная цель первого года обучения: обеспечение отбора по видам, физической и координационной готовности к простейшим упражнениям (общеразвивающим и специальным упражнениям используемых в подготовке атлетов).
Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физическую и умственную), создать надежные предпосылки к укреплению здоровья, необходимо заниматься не менее трёх часов в неделю, с учетом факторов, ограничивающих физическую нагрузку – отсутствие специфических двигательных навыков и адаптации к физическим нагрузкам.
- Заключение
Данная образовательная программа по атлетической гимнастике составлена на основе программы для школьных, внешкольных учреждений, спортивные кружки и секции. Утверждено управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ и рекомендовано для использования в системе дополнительного образования детей.
Образовательная программа по атлетической гимнастике способствует развитию у занимающихся кондиционных физических качеств: выносливость, сила, гибкость.
Программа направлена также на развитие оздоровительных, воспитательных и психических качеств, необходимых для развития личности. Это концентрация внимания, скорость мышления, память. Соревновательный опыт группы поддержки способствует приобретению навыков тактико-психологической деятельности с болельщиками, соперниками, конкурентами и т.д.
Образовательная программа предусматривает групповые, командные действия. В процессе групповых и командных действий воспитываются нравственные качества: чувство товарищества, чувство долга и ответственности перед командой. Атлеты учатся оценивать свою роль в команде, как в победе своей команды, за которую болеешь, так и в поражении. Умение анализировать причину поражения научит учащихся принятию правильного решения и разработке плана действия дальнейшей деятельности.
Программа позволит повысить интерес детей к занятиям атлетической гимнастике и поднимет их на более высокий спортивный уровень, что будет способствовать их дальнейшему психофизическому развитию и становлению в обществе.
Представленная образовательная программа обеспечивает базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся.
Программа может быть использована для работы с учащимися 12-18 лет.
Список литературы:
1. Вейдер Дж. Строительство тела по системе Дж. Вейдера. - М.: ФиС, 1991. - 112 с.
2. Ануров Л.В. Персональный тренер по бодибилдингу и фитнесу. Опыт работы с женскими группами атлетической гимнастики: программа учебного курса / Л.В. Ануров // АТЛЕТИЗ. – 1990. – № 10.
3. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи // Приложение к журналу «Внешкольник». – 2005. – № 7.
4. Гусев И.Е. Полный курс бодибилдинга от начинающих до профессионалов/ МН.: Харвест,2003. – 180с., ил.
5. Атлетическая гимнастика [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://www.diplom. – Дата доступа: 15.12.2007.
6. Физическая культура Лях В.И. 10-11 классов – М., 2011г..
7. Зайцева И. А. Фитнес-М., 2011г.
8. Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов. М., 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" на основе ритмической гимнастики 1-4 класс ФГОС
С введением третьего часа физической культуры во многих школах возникают проблемы, где и в какой форме этот час проводить. Проведение этого часа как урок "Ритмикки" может заинтересовать многих хореогр...
Рабочая программа по физической культуре на основе фитнес -аэробики 5-11 класс
Программа является своеобразным продолжением программы по ритмике. Работая по этой программе два года, хочу поделиться своими выводами. После 7- 8 класса необходимо отделять мальчиков от девочек...
Рабочая программа по физической культуре на основе фитнес - аэробики
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе программы О.Слуцкер по фитнес-аэробике для 8-11 классов. Данная программа составлена для 10 класса (3 часа в неделю)....
Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ
Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...
рабочая программа для обучающихся 7 класса по физической культуре
рабочая программа для обучающихся 7 класса по физической культуре, тематическое планирование...
Программа для обучающихся 5-6 и 7-8 классов по физической культуре на основе Фитнес – аэробики.
Учебный прцесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потробности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, целостном развитии физических и психических качеств, марально волевых ка...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИНОВАЦИОННЫХ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Фитнес-технологии–это современные комплексные физкультурно-оздоровительные направления и системы физических упражнений (ритмика, ритмическая гимнастика, аэробика и её разновидности, стретчинг, б...