Программа "Мы и дорога"
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovani_pdd.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 28.08.2016 | Утверждена приказом МАОУСОШ № 11 от 29.08.2016 № 275 |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мы и дорога»
Срок реализации – 1 год
для учащихся младшего школьного возраста (6-8 лет)
Автор:
Тимофеева Людмила Алексеевна
Тамбов
2016
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Учреждение | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» |
Полное название программы | «Мы и дорога» |
Сведения об авторе | |
Ф.И.О., должность | Чеботарева Нина Михайловна учитель начальных классов |
Сведения о программе | |
Нормативная база | Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»; Устав МАОУ СОШ № 11 |
Область применения | дополнительное образование |
Направленность | социально-педагогическая |
Тип программы | авторская |
Вид программы | образовательная |
Возраст обучающихся по программе | 6-8 лет |
Продолжительность обучения | 1 год |
Рецензенты и авторы отзывов | Трунов Д.В., директор ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» |
Заключение методического совета | Протокол заседания от 28.08.2016 № 1 |
Пояснительная записка
Охрана жизни и здоровья детей - это приоритетная задача как государства в целом, так и каждой образовательной организации в частности. Обществу сегодня необходима система образования, обеспечивающая детей навыками безопасного поведения в разных сферах жизни.
Показатели статистики дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием детей и подростков в Тамбовской области, по-прежнему, остаются высокими. В более чем половине случаев пострадавшими в ДТП оказываются дети, являющиеся активными участниками дорожного движения (пешеходами, пассажирами, велосипедистами). Анализ случаев детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ) в Тамбовской области показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся зачастую не обладают навыками поведения в транспорте, на дороге, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствия нарушения правил дорожного движения (далее - ПДД). В связи с этим в настоящее время к числу наиболее актуальных относится проблема детского дорожно-транспортного травматизма.
Решение этой проблемы предполагает формирование у учащихся системы устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения ПДД, их практической отработки во всех видах деятельности. Общеобразовательные школы являются основными звеньями системы формирования у школьников необходимых знаний, умений и навыков безопасного и правопослушного поведения. Важно, чтобы работа в этом направлении была систематической, только в этом случае она будет иметь результат.
Однако, на сегодняшний день, нет отдельного предмета, посвященного ПДД, на изучение правил дорожного движения в рамках основ безопасности жизнедеятельности в учебных программах отводится в среднем 14 часов в год. С другой стороны в настоящее время организационные формы профилактики ДДТТ и методическое обеспечение данного направления работы зачастую не соответствуют современным требованиям. Профилактические мероприятия по ПДД нередко проводятся формально, стихийно и безсистемно. Не всегда учитываются возрастные и психофизиологические особенности поведения детей и подростков в дорожной среде. А это в свою очередь значительно влияет на результат работы. Создание данной программы позволяет устранить указанные недостатки. Поэтому большая роль в области профилактики ДДТТ отводится дополнительному образованию учащихся. Необходимо отметить, что в рамках дополнительной общеразвивающей программы представляется возможным устранить существующие противоречия между необходимостью системной работы по профилактике ДДТТ и спецификой учебных планов, образовательных программ начального общего образования.
Этим обусловлена актуальность, практическая значимость и необходимость введения дополнительной общеразвивающей программы «Внимание! Дорога!»
Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость использования данной программы в начальной школе.
Специфика программы заключается в том, что наряду с изучением ПДД, она ориентирована на многостороннее видение дорожно-транспортной ситуации, позволяет детям получить представление о социальной роли и ответственности участников дорожного движения за обеспечение безопасности дорожного движения. Программа базируется на системно-деятельностном подходе. Приоритетом в ней становится собственная деятельность школьника, создание и организация условий, инициирующих детское действие. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция педагога носит лишь направляющий и корректирующий характер. За счет этого происходит не механическое заучивание правил, а формирование навыков безопасного поведения в дорожной среде.
Отличительной чертой от других программ является то, что формирование универсальных учебных действий осуществляется в проектной деятельности. Учебный проект является одной из форм познавательной деятельности учащихся в рамках данной программы. В программе реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности учащихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности.
Программа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста.
Общеразвивающая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Она базируется на следующих принципах:
- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом психологических возрастных особенностей детей 6–8 лет;
- личностно-ориентированная направленность курса (актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка);
- деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности;
- использование в образовательном процессе психолого-педагогических техник (тренинги, ролевые игры, практикумы и др.), способствующих формированию внутренней мотивации у ребенка осознанной необходимости безопасного поведения на дороге;
- целостность и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной, волевой и деятельностной составляющих личности.
Данная образовательная программа носит социально-педагогическую направленность: создаются условия для социальной практики ребенка в реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
В результате прохождения программного материала учащийся:
знает элементы дороги и их назначение, правила перехода проезжей части, правила поведения участников дорожного движения, виды пешеходных переходов, значение сигналов светофора, значение дорожной разметки, дорожных знаков, правила пользования общественным транспортом, обязанности пешехода, пассажира, велосипедиста;
умеет определять место безопасного перехода проезжей части, идти по тротуару и обочине в соответствии с правилами, выбирать безопасный маршрут по дороге в школу, к друзьям, в магазин; определять безопасные места для игр, ориентироваться на дороге;
владеет навыками безопасного движения как пешеход, велосипедист, пассажир, предвидения опасной дорожной ситуации, на улице осторожен, дисциплинирован.
В соответствии с этим цель данной программы: приобретение младшими школьниками теоретических знаний и формирование у них устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, их подготовки к агитационной, пропагандистской, информационной деятельности по безопасности дорожного движения.
В ходе её достижения решаются следующие задачи:
- Обучающие:
- Формирование у учащихся устойчивых знаний, умений и навыков в сфере безопасности дорожного движения,
- Формирование самоконтроля и самоорганизации поведения учащихся в дорожной среде
- Расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах,
- Формирование знаний о регулировании движения пешеходов, транспортных средств, велосипедистов на дорогах;
- Освоение младшими школьниками терминологии, используемой в дорожном движении, способствующее осознанному использованию и усвоению основ безопасного поведения на улицах и дорогах;
- Воспитательные:
- Формирование культуры участника дорожного движения
- Воспитание отрицательного отношения к нарушителям ПДД
- Формирование сознательного и ответственного отношения к своей безопасности на дороге
- Развивающие:
- Развитие навыков безопасного поведения на дороге
- Развитие умения предвидеть скрытую опасность на дороге
- Развитие внимания, воображения, мышления, речи, памяти учащихся
Решению поставленных задач способствует то, что программа построена на последовательном прохождении материала на основе поочередного изучения тем. Такая структура предполагает постепенное расширение и более глубокое усвоение материала.
Образовательный процесс осуществляется в виде обучения детей теоретическим знаниям, самостоятельной творческой работы детей, практической отработки умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр и специальных упражнений.
В структуре данной программы выделяются следующие основные разделы:
- Раздел 1. «Колеса истории»
- Раздел 2. «Участники дорожного движения»
- Раздел 3. «Дорога»
- Раздел 4. «Транспорт»
- Раздел 5. «Регулирование дорожного движения»
- Раздел 6. «Опасности на дороге»
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, сценических действ (мини-спектакль, акция и т.д.), игр, викторин, квестов, практикумов, экскурсий, акций по пропаганде ПДД с участием агит-бригад, организацию учебных проектов.
При изучении курса для учащихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, преимущественно при выполнении творческих заданий, тренировочных упражнений, учебных проектов.
Диагностика личностного развития учащихся осуществляется путем сравнения и анализа выполняемых упражнений, итогового анализа полученных умений и навыков учащихся за период обучения.
Виды и формы контроля освоения программы:
- текущий (опрос, проблемно-поисковые задания, контрольное упражнение, тестирование, участие в выставках, презентациях и др. мероприятиях);
- итоговый (в конце учебного года проводится итоговое занятие в форме квеста «Внимание! Дорога!»).
Программа общим объемом 72 часа изучается в течение 1 года, предназначена для детей в возрасте 6-8 лет.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Реализация данной программы может быть организована за счет свободных часов вариативной части базисного учебного плана или в процессе внеурочной работы в рамках дополнительного образования детей.
Данная программа рекомендуется для использования в деятельности педагогам дополнительного образования, преподавателям курса ОБЖ, классным руководителям, учителям начальных классов и всем заинтересованным лицам.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теоретических | практических | ||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Входной контроль | 1 | 1 | ||
Раздел 1 «Колеса истории» | ||||
История возникновения и развития дорог | 1 | 1 | ||
От самодвижущейся повозки до современного автомобиля | 1 | 1 | ||
Из истории правил дорожного движения | 1 | 1 | ||
Обобщающее занятие | 2 | 2 | ||
Раздел 2 «Участники дорожного движения» | ||||
Я-пешеход | 2 | 1 | 1 | |
Я-пассажир | 3 | 1 | 2 | |
Я-велосипедист | 2 | 1 | 1 | |
Кто они, водители? | 1 | 1 | ||
Пешеходы, пассажиры, водители, велосипедисты. Кто и где нарушает ПДД? | 1 | 1 | ||
«Кто чаще нарушает ПДД? | 3 | 3 | ||
Обобщающее занятие | 3 | 1 | 2 | |
Контрольное занятие | 1 | 1 | ||
Раздел 3 «Дорога» | ||||
Понятие «дорога», элементы дороги. Как переходить дорогу? | 3 | 1 | 2 | |
Перекресток | 1 | 1 | ||
Мои дороги | 3 | 3 | ||
Культура поведения на дороге | 1 | 1 | ||
Безопасная дорога в школу | 2 | 1 | 1 | |
Обобщающее занятие | 1 | 1 | ||
Контрольное занятие | 1 | 1 | ||
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | всего | всего | ||
Раздел 4 «Транспорт» | ||||
Понятие «транспорт». Какой бывает транспорт? | 1 | 1 | ||
Транспорт нашего города | 3 | 3 | ||
Обобщающее занятие | 2 | 2 | ||
Контрольное занятие | 1 | 1 | ||
Раздел 5 «Регулирование дорожного движения» | ||||
Пешеходный переход | 2 | 1 | 1 | |
Светофор – мой помощник | 2 | 1 | 1 | |
О чем говорят дорожные знаки? | 2 | 1 | 1 | |
Внимание! Дорога! | 3 | 3 | ||
Контрольное занятие | 1 | 1 | ||
Раздел 6 Опасности на дороге | ||||
Какой транспорт самый опасный? | 2 | 1 | 1 | |
Какой сезон самый опасный? | 2 | 1 | 1 | |
Какой перекресток самый опасный? | 2 | 1 | 1 | |
Темное время суток | 2 | 1 | 1 | |
Обобщающее занятие | 3 | 1 | 2 | |
Итоговое занятие | 5 | 5 | ||
Резервное занятие | 4 | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 72 | 22 | 50 |
Содержание программы
Вводное занятие
Теория
Знакомство с учащимися. Введение в программу курса: для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения, цели и задачи обучения, содержание курса, выявление интересов, пожеланий детей по данному курсу. Проведение инструктажа по технике безопасности.
Входной контроль
Практика
Диагностика уровня знаний по ПДД, сформированности практических навыков применения ПДД. Тестирование.
Раздел 1
«Колеса истории»
История возникновения и развития дорог
Теория
Что такое дорога? Как возникли дороги? Римские дороги. История появления тротуаров. Роль дорог в развитии транспорта. Как появилось право- и левостороннее движение. Дороги в России.
От самодвижущейся повозки до современного автомобиля
Теория
История создания первых автомобилей, их изобретатели. Паровые, электрические и бензиновые автомобили. Эволюция автомобилей. Транспорт города сегодня: численность, структура (автомобили, автобусы, троллейбусы). Значение и роль автомобильного транспорта.
Из истории правил дорожного движения
Теория
Требования, предъявляемые к движению транспорта и пешеходов. Правила дорожного движения – единый нормативный акт, устанавливающий порядок движения на всей территории страны. Из истории Правил дорожного движения: «дорожные» акты на Руси; правила движения в г.Москве (1812 г.). Первые известные попытки упорядочить городское движение (Древний Рим, Великобритания, Франция, США). Венская конвенция о дорожном движении.
Обобщающее занятие
Практика
Повторение пройденного материала раздела. Викторина. Творческая работа – рисунок «Старинная дорога. Старинный транспорт». Составление альбома «Колеса истории» из рисунков учащихся. Презентация составленного альбома (для учащихся параллели)
Раздел 2
«Участники дорожного движения»
Я-пешеход
Теория
Кто такой пешеход? Где и как должен двигаться пешеход (тротуар, обочина, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, проезжая часть)? Как правильно переходит проезжую часть? Что запрещено пешеходу?
Практика
Разбор дорожно-транспортных ситуаций мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности». Игры-ситуации «Я иду по дорожке», «Я перехожу дорогу» по отработке навыков безопасного поведения пешеходов на тротуаре и проезжей части.
Я-пассажир
Теория
Кто такой пассажир? Какой бывает общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, такси). Что такое «остановка» и как себя вести на остановке. Правила поведения в общественном транспорте. Правила перевозки детей в автомобиле.
Практика
Разбор дорожно-транспортных ситуаций мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности». Игра-ситуация «Я еду в автобусе» по отработке навыков безопасного поведения пассажиров. Создание листовки для родителей «Я еду в автомобиле».
Я-велосипедист
Теория
Велосипед – транспортное средство. Основные правила безопасности при передвижении на велосипеде. Техническое состояние велосипеда (исправные тормоза, звуковые сигналы, световые сигналы, соответствие росту и весу велосипедиста). Где и как можно кататься на велосипеде?
Практика
Практикум «Обследование технического состояния велосипеда». Игра «Найди ошибку».
Кто они, водители?
Теория
Кто такой водитель? Что нужно знать и уметь, чтобы стать водителем? Особенности работы водителя. Мои родители – водители.
Пешеходы, пассажиры, водители, велосипедисты.
Кто и где нарушает ПДД?
Практика
Экскурсия по микрорайону. Наблюдение за участниками дорожного движения, анализ дорожных ситуаций. Выявление «нарушителей» и тех, кто все делает правильно.
Кто чаще нарушает ПДД?
Практика
Учебный проект. Этапы: целеполагание, погружение в проект. Проблемный вопрос «Кто чаще нарушает ПДД?». Планирование деятельности. Творческие группы (1 группа – изучение материалов газет, журналов, ТВпередач – мини-эссе; 2 группа – интервью с родителями, учащимися, педагогами, 3 группа – фоторепортаж с улиц микрорайона.) Результат – портрет «нарушителя»; портрет «образцового участника дорожного движения». Листовка «Вредные советы», Защита проектов.
Обобщающее занятие
Теория
Повторение пройденного материала раздела. Подведение итогов учебного проекта и обсуждение увиденного во время экскурсии.
Практика
Составление из мини-плакатов учебного проекта большого плаката «Вредные советы». Презентация результатов учебных проектов перед учащимися параллели.
Контрольное занятие
Практика.
Интерактивная викторина.
Раздел 3
«Дорога»
Понятие «дорога», элементы дороги
Теория
Что такое дорога? Элементы дороги, их назначение. Кто движется по дороге? Как переходить дорогу? Правила безопасного поведения.
Практика
Занятие-практикум в коридоре школы с дорожной разметкой – моделирование дорожных ситуаций. Игра на внимание по картинкам (на слайдах).
Перекресток.
Практика
Экскурсия. Виды перекрестков. Особенности перехода дороги на перекрестке. Наблюдение за дорожными ситуациями. Систематизация знаний о дороге и её частях. Отработка ПДД.
Наши дороги
Практика
Учебный проект. Целеполагание, погружение в проект. Проблемный вопрос: «Какая дорога самая безопасная?». Планирование деятельности. Самостоятельная работа учащихся. Результат: рисунок «Самая лучшая дорога», «рассказ дороги о себе». Защита проектов.
Культура поведения на дороге
Практика
Что такое транспортная культура, её элементы. Особенности поведения и движения по дороге и вне её: улица, двор, тротуар, парковка, дорога). Игра на внимание по картинкам (на слайдах), игра-имитация дорожных ситуаций.
Безопасная дорога в школу
Теория
Микрорайон школы. Транспорт в микрорайоне. Перекрестки микрорайона. Правила поведения по дороге в школу. Скрытые опасности.
Практика
Разработка и рисование схемы «Мой безопасный путь в школу». Анализ полученных схем, выявление скрытых опасностей.
Обобщающее занятие
Практика
Повторение пройденного материала раздела. Выставка рисунков учебного проекта. Презентация результатов учебных проектов перед учащимися параллели.
Игра «Дорога безопасности»
Контрольное занятие
Тестирование.
Раздел 4
«Транспорт»
Понятие «транспорт». Какой бывает транспорт?
Теория
Что такое транспортное средство? Для чего нужен транспорт. Виды транспорта. Опасность движущегося транспорта. Сигналы транспорта.
Транспорт нашего города
Практика
Учебный проект. Этапы: целеполагание, погружение в проект. Проблемный вопрос «какой транспорт можно увидеть на улицах города Тамбова?». Планирование деятельности. Творческие группы (1 группа – изучение материалов газет, журналов, ТВпередач – мини-эссе; 2 группа – интервью с родителями, учащимися, педагогами, 3 группа – фоторепортаж с улиц города.) Результат – плакат «Транспорт нашего города», игра «Дорожный крокодил»: участники группы загадывают другим группам транспорт, показывая загаданное без слов, лишь только жестами, мимикой, и позами, т.е пантомимой. Защита проектов.
Обобщающее занятие
Практика
Повторение пройденного материала раздела. Подготовка и демонстрация мини-спектакля «Приключения Колобка»
Контрольное занятие
Практика
Викторина
Раздел 5
«Регулирование дорожного движения»
Пешеходный переход.
Теория
Виды пешеходных переходов. Дорожный знак «пешеходный переход». Пешеходные переходы микрорайона.
Практика
Игра «Зебра переводит через дорогу». Занятие-практикум в коридоре школы с дорожной разметкой. Работа со схемой микрорайона: где и почему размещены пешеходные переходы, где нужен пешеходный переход.
Светофор – мой помощник.
Теория
История появления светофора. Виды светофоров. Назначение сигналов светофора. Правила перехода проезжей части со светофором.
Практика
Занятие-практикум в коридоре школы с дорожной разметкой и моделями светофоров – моделирование дорожных ситуаций. Игра на внимание по картинкам (на слайдах). Игра «Веселый светофор» (дети – пешеходы, дети-водители, дети - светофоры).
О чем говорят дорожные знаки?
Теория
История возникновения дорожных знаков. Группы дорожных знаков. Назначение дорожных знаков. Информация дорожных знаков «Пешеходный переход», «Внимание, дети», «Движение пешеходов запрещено», и др.
Практика
Игра «Поставь дорожный знак».
Обобщающее занятие
Практика
Повторение пройденного материала раздела. Подготовка и выступление Агит-бригады «Внимание! Дорога!»
Контрольное занятие
Практика
Тестирование
Раздел 6
Опасности на дороге
Какой транспорт самый опасный?
Теория
Скорость движения и тормозной путь автомобиля. Почему автомобиль нельзя сразу остановить? Самый опасный транспорт тот, который стоит. Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом.
Практика
Разбор дорожно-транспортных ситуаций мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности». Игра-практикум с использованием макета дороги и моделей транспорта и фигурок пешеходов по отработке навыков безопасного поведения.
Какой сезон самый опасный?
Теория
Основные опасности зимой, весной, летом, осенью. Правила безопасного поведения на дороге при резком изменении погодных условий.
Практика
Решение ситуационных задач. Анализ дорожных ситуаций видеороликов.
Создание памятки в творческих группах «Безопасность на дороге зимой/весной/осенью/летом».
Какой перекресток самый опасный?
Теория
Что такое перекресток? Движение транспорта и пешеходов на перекрестке. Почему на перекрестке нужно быть особенно внимательным? Какие перекрестки представляют наибольшую опасность?
Практика
Решение ситуационных задач. Занятие-практикум в коридоре школы с дорожной разметкой. Работа со схемой микрорайона: где есть перекрестки, какие у них особенности, скрытые опасности, как их переходить.
Темное время суток
Теория
Опасности плохой видимости для водителя и пешехода. Особенности ночного зрения. Зрительные обманы. Необходимость светоотражающих элементов на одежде, портфелях (наклейки, ленты, значки). Правила перехода дороги в темное время суток.
Практика
Игровой практикум «Будь внимателен». Решение ситуационных задач. Разработка макета светоотражающей наклейки на портфель.
Обобщающее занятие
Практика
Повторение пройденного материала раздела. Презентация макетов светоотражающих наклеек для учащихся параллели. Мини-спектакль «Колобок уходит от опасностей»
Итоговое занятие
«Я знаю ПДД! Я выполняю ПДД»
Практика
Квест «Дорожный лабиринт». (этапы: «Пешеходный», «Говорящие знаки», «Загадочный», «Сказочный», «Велосипедный», «Опасный»)
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Название раздела, темы | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Вводное занятие | рассказ-беседа | словесный | |||
Входной контроль | беседа | словесный, методы контроля | вопросы для теста, карточки с ситуациями, бланки ответов | тестирование | |
Раздел 1. «Колеса истории» | |||||
История возникновения и развития дорог | рассказ-беседа | словесный, наглядный | наглядно-иллюстрационный материал | опрос | |
От самодвижущейся повозки до современного автомобиля | рассказ-беседа | словесный, наглядный | наглядно-иллюстрационный материал | опрос | |
Из истории правил дорожного движения | рассказ-беседа | словесный, наглядный | наглядно-иллюстрационный материал | опрос | |
Обобщающее занятие | творческая работа викторина | словесный, наглядный, самостоятельная работа | интерактивная викторина (ppt), наглядно-иллюстрационный материал, листы для рисования, краски, фломастеры, карандаши | опрос презентация книги «Колеса истории» | |
Раздел 2. «Участники дорожного движения» | |||||
Я-пешеход | рассказ-объяснение, беседа, игра-ситуация | словесный, наглядный, игровой | СD «Смешарики. Азбука безопасности», карточки с ситуациями, ПК, проектор, экран | опрос, тренировочное упражнение | |
Я-пассажир | рассказ-объяснение, беседа, игра-ситуация | словесный, наглядный, игровой | СD «Смешарики. Азбука безопасности», карточки с ситуациями, ПК, проектор, экран, листы, карандаши | опрос, тренировочное упражнение | |
Я-велосипедист | рассказ-объяснение, беседа, игра-ситуация | словесный, наглядный, игровой | велосипед, обучающая игра «ПДД» (Степпазл, 2015) | опрос, тренировочное упражнение | |
Кто они, водители? | рассказ-беседа | словесный, наглядный, | наглядно-иллюстрационный материал | опрос | |
Пешеходы, пассажиры, водители, велосипедисты. Кто и где нарушает ПДД? | экскурсия, рассказ-беседа | словесный, практический, наглядный, инструктаж | наглядно-иллюстрационный материал инструкция по ТБ | тренировочное упражнение | |
Кто чаще нарушает ПДД? | учебный проект | проектный | наглядно-иллюстрационный материал, карандаши, листы, фломастеры, | защита проекта | |
Обобщающее занятие | беседа, творческая работа | словесный, наглядный игровой | наглядно-иллюстрационный материал, мини-стенд, кнопки, клей, ПК, проектор, экран | презентация проекта выставка плакатов | |
Контрольное занятие | викторина | методы контроля | интерактивная викторина (ppt), наглядно-иллюстрационный материал | опрос | |
Раздел 3. «Дорога» | |||||
Понятие «дорога», элементы дороги | рассказ-беседа игра | словесный, наглядный, практический, игровой | наглядно-иллюстрационный материал | опрос, тренировочное упражнение | |
Перекресток | экскурсия, беседа | словесный, наглядный, практический, | наглядно-иллюстрационный материал, инструкция по ТБ | опрос | |
Наши дороги | учебный проект | проектный | наглядно-иллюстрационный материал, карандаши, листы, фломастеры, | защита проекта | |
Культура поведения на дороге | рассказ-беседа игра-практикум | словесный, наглядный, практический, | наглядно-иллюстрационный материал, | опрос | |
Безопасная дорога в школу | рассказ-беседа творческая работа | словесный, наглядный, практический, | наглядно-иллюстрационный материал, карандаши, листы, фломастеры, | выставка маршрутных листов | |
Обобщающее занятие | беседа творческая работа игра | словесный, наглядный, практический, | наглядно-иллюстрационный материал, карточки игры «Дорога безопасности» | презентация проекта | |
Контрольное занятие | игра-тест | методы контроля игровой | карточки игры «Ребусы по ПДД», картинки с дорожными ситуациями | тестирование | |
Раздел 4. «Транспорт» | |||||
Понятие «транспорт». Какой бывает транспорт? | рассказ-беседа | словесный, наглядный, игровой | наглядно-иллюстрационный материал | опрос | |
Транспорт нашего города | учебный проект | проектный игровой | наглядно-иллюстрационный материал, карандаши, листы, фломастеры, | защита проекта | |
Обобщающее занятие | беседа, творческая работа | словесный, наглядный, игровой, практический | наглядно-иллюстрационный материал, карандаши, листы, картон, краски, фломастеры, модели светофоров, карточки «Дорожные знаки», «Транспорт» | демонстрация мини-спектакля | |
Контрольное занятие | викторина | методы контроля | интерактивная викторина (ppt) | опрос | |
Раздел 5. «Регулирование дорожного движения» | |||||
Пешеходный переход | рассказ-беседа игра | словесный, наглядный, игровой | наглядно-иллюстрационный материал, схема микрорайона, карточки «Дорожные знаки», | опрос, тренировочное упражнение | |
Светофор – мой помощник. | рассказ-беседа игра | словесный, наглядный, игровой | наглядно-иллюстрационный материал, модели светофоров, карточки «Дорожные знаки», «Транспорт», картинки с дорожными ситуациями | опрос, тренировочное упражнение | |
О чем говорят дорожные знаки? | рассказ-беседа игра | словесный, наглядный, игровой | наглядно-иллюстрационный материал, схема микрорайона (или макет вымышленного района) карточки «Дорожные знаки», «Транспорт», или Обучающая игра «ПДД» (Степпазл, 2015) | опрос, тренировочное упражнение | |
Обобщающее занятие Агит-бригада «Внимание! Дорога!» | творческая работа | словесный, наглядный, практический | наглядно-иллюстрационный материал, рисунки (светофор, автомобили и т.д.), ПК, колонки | выступление с агит-бригадой | |
Контрольное занятие | тестирование | методы контроля | тестовые задания, задачи-ситуации | тестирование | |
Раздел 6. Опасности на дороге | |||||
Какой транспорт самый опасный? | беседа тренинг | словесный, наглядный, практический игровой | СD «Смешарики. Азбука безопасности», карточки с ситуациями; ПК, проектор, экран; макет дороги, модели транспорта, фигурки людей | опрос | |
Какой сезон самый опасный? | беседа тренинг | словесный, наглядный, практический | карточки с ситуационными задачами, ПК, проектор, экран | опрос | |
Какой перекресток самый опасный? | беседа тренинг | словесный, наглядный, практический | наглядно-иллюстрационный материал, схема микрорайона | опрос | |
Темное время суток | рассказ-объяснение игра | словесный, наглядный, игровой, практический | карточки с дорожными ситуациями, карандаши, листы, картон, краски, фломастеры, | тренировочное упражнение опрос | |
Обобщающее занятие | презентация мини-спектакль | словесный, наглядный, практический | Наглядно-иллюстрационный материал, карандаши, листы, картон, краски, фломастеры, модели светофоров, карточки «Дорожные знаки», «Транспорт», ПК, проектор, экран | Демонстрация мини-спектакля | |
Итоговое занятие «Я знаю ПДД! Я выполняю ПДД!» | образова-тельный квест | словесный, наглядный, практический, игровой | карточки с заданиями этапов, маршрутные листы, ПДД, эмблемы команд, схема лабиринта, наглядно-иллюстрационный материал | Образовате-льное путешествие |
Литература для педагога
- Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 [Электронный документ] / Официальный сайт Госавтоинспекции. URL: http://www.gibdd.ru/docs/pprf/314/
- Бабина Р.П. УМК. Окружающий мир. 1 класс. ПДД. Тесты. ФГОС. / Р.П.Бабина. – М.: Экзамен, 2015 – 48 с.
- Добрая дорога детства [Электронный ресурс] / Интернет портал Всероссийской газеты // URL: http://www.dddgazeta.ru/
- Елжова Н.В. ПДД в начальной школе. Конспекты занятий по ознакомлению учащихся с ПДД. / Н.В.Елжова. – М.: Феникс, 2013. – 246 с.
- Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу. 1-4 классы. ФГОС. / В.И.Ковалько. – М.: Вако, 2015. – 192 с.
- Лабунько А.В. Лабунько Ю.В. ПДД для детей / А.В.Лабунько, Ю.В.Лабунько. – М.: Эксмо, 2014 – 170 с.
- «ПДД для школьников. Образовательная программа (CDpc)» / Электронное учебное пособие. - М.:1С, 2015;
- Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: Сборник методических рекомендаций / Центр общих проблем среднего образования ГНУ ИСМО РАО, под ред. А. А. Журина. — М. : Изд-во ИСМО РАО, 2006. — 160 с.
- Сборник материалов по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма в образовательных учреждениях Московского района Санкт-Петербурга / [сост. Т.С. Щетникова] — СПб: РОЦ БДД «Безопасный старт» ГБОУ ДОД ЦДЮТТ Московского района С-Петербурга, 2012. — 52 с.
- Тесты по ПДД для школьников начального звена. // Детский возраст. – 2015. - № 9. URL: http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/testyi-po-pdd-dlya-shkolnikov-s-otvetami.html
- Щуркова Н.Е. Педагогическая диагностика личностного развития младшего школьника. / Н.Е.Щуркова, - М.:Ювента, 2013 – 144 с.
Литература для учащихся
- Бабина Р.П. УМК. Окружающий мир. 1 класс. ПДД. Тесты. ФГОС. / Р.П. Бабина. – М.:Экзамен, 2015. – 48 с.
- Бабина Р.П. Азбука пешехода. 1 класс: рабочая тетрадь. / Р.П. Бабина. – М.: Мнемозина, 2004. – 50 с.
- Меркурьева А.А. ПДД для детей. / А.А. Меркурьева. – М.: Эксмо, 2016. – 176 с.
- «ПДД для школьников. Образовательная программа (CDpc)» / Электронное учебное пособие. - М.:1С, 2015;
- Смешарики. Потешки-ПДДшки. / [сост. И.И.Шевчук], - М.: Проф-Пресс, 2015 – 10 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы"
Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы", посвящен великому празднику Дню Победы. Данное мероприятие знакомит учащихся с поэзией Великой Отечественной войны; воспитывает патриотические чув...
сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!"
сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!".Работа интересна тем,что в неё вошли авторские работы учащихся:стихи,рассказы о родн...
Спортивно-массовое мероприятие «Дорогой памяти – дорогой отцов» посвященное 70-й годовщине контрнаступления в битве под Москвой
Внеклассное мероприятие проводится среди обучающихся в 8-11 классах. Для проведения соревнования среди 8,9 классов, целесообразно привлекать обучающихся в 10-11 классах....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Безопасность на дороге. Командовать дорогой буду я! Урок английского языка в 6 классе.
Урок закрепления и повторения материала по теме "Getting around" по УМК " Spotlight 6". Повторяется лексика и грамматика по теме, развиваются умения монологической и диалогич...
Урок литературы на тему «Вот они – нашей дороги строители!..». (По стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога».)
Данный урок построен по структуре ФГОС....
Конспект занятия с использованием ЭОР «История транспорта» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» раздел II. Правила дорожного движения для пешеходов. 3 занятие «История развития дороги».
Занятие проводится в течение 2 учебных часов для обучающихся возрастной группы 7-10 лет с использованием интерактивной доски для показа презентаций "История транспорта". В занятии представлена история...