Исследовательская работа "Мир театральных кукол"
учебно-методический материал на тему
Актуальность: В наше время все меньше людей ходит в театр, предпочитая телевидение и Интернет. Проводя исследование, мы хотим призвать сверстников с почтение относиться к такому древнему искусству, как театр.
Гаснет свет, поднимается занавес — и начинается сказка. Волшебство и чудеса. На сцене оживают куклы. Дети завороженно наблюдают за движением маленьких героев. Сколько труда и фантазии кто-то приложил к этим великолепным игрушечным актёрам!
До того, как актёр начнёт репетировать новую роль с куклой, она должна «родиться». Как же появляется то живое существо, которое ходит и разговаривает в кукольном спектакле? А можно ли сделать театральную куклу самим? Сложно ли это?
Этими вопросами задались мы, приступая к исследовательской работе.
Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются театральные куклы, а само исследование мы решили назвать «Мир театральных кукол». Выбранная тема на наш взгляд, интересна и очень актуальна.
Именно театр кукол, а не «кукольный театр». Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» обижает кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий», «игрушечный», поэтому будем говорить корректно: «театр кукол».
Почему мы выбрали эту тему? От взрослых часто слышим фразу: «Весь мир театр» (В.Шекспир), у Омара Хайяма есть строки:
" Мы – послушные куклы в руках у творца.
Это сказано мною не ради словца.
Нас по сцене всевышний на ниточках водит
И пихает в сундук, доведя до конца".
Вот уже 2 год в нашей школе, МБОУ Жуковской СОШ № 1 им. Б.В.Белявского, работает театральный кружок от МБУ ДО Жуковского районного ЦДТ. В этом творческом объединении мы учимся работать с куклами, ставим этюды, сценки, есть опыт постановки спектаклей. Другие ребята скептически относятся к нашему увлечению, считая, что театр морально устарел. Так ли это? Мы решили доказать обратное ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа "Мир театральный кукол" | 39.33 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЖУКОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Жуковский районный Центр детского творчества
242700, г. Жуковка, ул. Смоленская, 4а; тел. 3-13-52
Исх. №_____ от ___ _______ 20___ г.
Авторы:
обучающиеся (3 класс)
творческого объединения
«Театр кукол «Петрушка»
(2 год обучения)
МБУ ДО Жуковского районного ЦДТ
Бруев Влад, Курашова Алина,
Кафанова Алёна
г. Жуковка
2017 г.
Исследовательская работа «Мир театральных кукол»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………2
Тема исследования……………………………………..3
Результаты опроса ………………..……………………3
Магия театра кукол………….…………………………4
История театра кукол……………………………………4
Театр кукол в России…………………….………………5
Классификация кукол………………….………………...5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: В наше время все меньше людей ходит в театр, предпочитая телевидение и Интернет. Проводя исследование, мы хотим призвать сверстников с почтение относиться к такому древнему искусству, как театр.
Гаснет свет, поднимается занавес — и начинается сказка. Волшебство и чудеса. На сцене оживают куклы. Дети завороженно наблюдают за движением маленьких героев. Сколько труда и фантазии кто-то приложил к этим великолепным игрушечным актёрам!
До того, как актёр начнёт репетировать новую роль с куклой, она должна «родиться». Как же появляется то живое существо, которое ходит и разговаривает в кукольном спектакле? А можно ли сделать театральную куклу самим? Сложно ли это?
Этими вопросами задались мы, приступая к исследовательской работе.
Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются театральные куклы, а само исследование мы решили назвать «Мир театральных кукол». Выбранная тема на наш взгляд, интересна и очень актуальна.
Именно театр кукол, а не «кукольный театр». Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» обижает кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий», «игрушечный», поэтому будем говорить корректно: «театр кукол».
Почему мы выбрали эту тему? От взрослых часто слышим фразу: «Весь мир театр» (В.Шекспир), у Омара Хайяма есть строки:
" Мы – послушные куклы в руках у творца.
Это сказано мною не ради словца.
Нас по сцене всевышний на ниточках водит
И пихает в сундук, доведя до конца".
Вот уже 2 год в нашей школе, МБОУ Жуковской СОШ № 1 им. Б.В.Белявского, работает театральный кружок от МБУ ДО Жуковского районного ЦДТ. В этом творческом объединении мы учимся работать с куклами, ставим этюды, сценки, есть опыт постановки спектаклей. Другие ребята скептически относятся к нашему увлечению, считая, что театр морально устарел. Так ли это? Мы решили доказать обратное ...
Цели работы:
- Мы хотим узнать, какое место занимает театр кукол среди интересов наших сверстников.
- Нам интересно познакомиться с историей развития театра кукол.
- Изучить особенности различных видов кукол.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания ребят по теме «Мир театральных кукол»;
- вызвать у детей интерес к знакомству с историей тетра, с его особенностями, видами и традициями;
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к театру и драматизации;
- воспитывать у детей уважительное отношение к труду, результатам своего труда;
- воспитывать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание играть с театральными куклами различных систем;
Развивающие
Будем:
- развивать у сверстников устойчивый интерес к театрализованной деятельности, умение воспринимать художественное слово и понимать его значение;
- развивать зрительный, слуховой, речедвигательный аппарат;
- развивать артистизм и навыки сценического воплощения.
Выдвигаем гипотезу: театр кукол и сегодня остается любимым увлечением, он современен, актуален, интересен.
1.1.Тема исследования
Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Театр позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии. Спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Кукольный театр способствуют развитию мелкой моторики и координации рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, речь, увеличивают словарный запас. Занятия так же способствуют развитие мимики, подражательных навыков, навыков импровизации, стимулируют эмоциональное восприятие, развивать инициативу, фантазию.
Театр кукол — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой. Театры кукол различаются устройством кукол и системой их управления (марионетки, верховые куклы перчаточные, тростевые и др.)
1.2 Результаты опроса
Мы провели анкетирование в нашем классе и выявили интересы ребят: Из 28 ребят любимым увлечением назвали работу за компьютером 8 человек, 2 человека – любят собирать конструктор "Лего", 8 ребят просто гулять на улице, но что самое интересное 10 человек любят ставить спектакли. Это те ребята, кто посещает кружок «Театр кукол». Представления показали не только в классе, но для родителей и учащихся начальных классов школы. В общей сложности наши спектакли увидели более 90 человек. Мы поставили спектакли «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок ».
Увлеченность театром помогла нам поверить в собственные силы, сдружила и объединила моих одноклассников. Мы очень любим, ставить спектакли, разучивать роли, искать характер персонажа, выступать в роли актеров. Театр кукол обладает особой магией.
1.3.Магия театра кукол
Какой ребенок не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Вот тряпичная мягкая кукла, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой эмоциональных переживаний. С помощью такой куклы мы можем выразить все то, сто тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире.
Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Сказка открывает самые важные человеческие ценности. Она учит думать, оценивать поступки героев, усваивать правила поведения, развивает речь и память. Полумрак, кулисы, игра света и тени- все это создает магическую обстановку. Кукольный театр-это маленькая модель мира, которая является отражением настоящего мира взрослых. Неслучайно театр кукол со временем превратился в свою рода кладовую сокровищницу многих сюжетов. Ученые доказали, что сюжеты произведений «Король Лир», «Ромео и Джульетта», « Фауст» были известны задолго до Шекспира и Гете в представлениях кукольников
Кукольный театр - это творчество. Все дети любят смотреть спектакли. Нам нравится не только смотреть, но и самим участвовать в их постановке.
Вывод. Театр кукол – это волшебный мир - одна из самых великих моделей Человека и Человечества, формирует характер человека.
1.4. История театра кукол
Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, возили на колесницах, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища все больше становились похожими на театральные представления.
На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
Из археологических раскопок и исторических источников. Можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.
На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
Народному театру свойственны условность, минимализм декораций, простой традиционный сюжет. Кукольник часто был не только единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером, композитором, конферансье. Показы проходили не только в крупных городах, но и в отдаленных селах. Странствующий актер, снаряженный ширмой-будкой, приходил в деревню, собирал вокруг себя всю округу ,и закипали кукольные страсти. А так как зрителями были простые люди, то и герои и события, персонажи были понятны, узнаваемы. Сатиричным образам злого помещика, доктора шарлатана, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа. Главным героем этих ярмарочных представлений народных карнавалов, веселых народных игрищ был большеголовый, крючконосый, с горбом персонаж-шут: Пульчинелло (в Италии), Полишинель (во Франции), Панч (в Англии), Гансвурст (в Германии), Пикельгеринг (в Голландии), Вольте (в Бельгии), Коплеяк (в Польше), Василаке (в Румынии), Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй в России). В странах Востока и Азии схожим главным комедийным героем был Видушака (в Индии), Карагез (в Турции). Огромные его глаза смотрят то озорно, то весело, то сердито, то негодуя.
1.5. Театр кукол в России.
Летопись «русского кукольного театра начинается информацией о найденных археологом М.Рабиновичем керамических куклах 15 века, обнаруженных при раскопках в центре Москвы, принадлежали, видимо скоморохам и надевались на пальцы. Кто были эти скоморохи: пришельцы из Византии, русские потешники, или иноземные - неизвестно. Ясно одно: ими играли на потеху русскому народу в русской столице 15 века.
По просторам России бродило много странствующих актеров. В конце 19 века петрушечники объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант – тяжелую, до 30 килограммов, шарманку. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Жизнь бродячих актеров была очень тяжелой. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям.
В первой четверти 20 века стали создаваться профессиональные Театры кукол для детей и взрослых. На протяжении многих лет история кукольного российского театра тесно связана с именем Сергея Владимировича Образцова. Сергей Владимирович был прекрасным рассказчиком и обаятельным человеком. Все, кто знал его, говорили. Что слушать его было одно удовольствие. Государственный театр кукол открылся 16 сентября 1931года. В нем работало 12 человек, сейчас в нем работают 350 человек. Центральный театр кукол под руководством С.В.Образцова известен всему миру. Его спектакли «По щучьему велению» (1936год) идет и сейчас, «Волшебная лампа Аладдина(1940год) этот спектакль сыграли 1700 раз, «Король-олень»(1943года). «Необыкновенный концерт»(1946года) Этот спектакль был сыгран более 6000 раз и неизменно пользовался успехом. Театр показал этот спектакль всему миру.
Одним из самых ярких звезд театра был Зиновий Герд. В кукольном театре он проработал почти 40 лет. Умением как бы «влить свою кровь» в куклу он владел необычайно. Его необычайно красивый бархатистый голос и особая интонация завораживали зал, кукла не только оживала, но и «очеловечивалась»
Сейчас театр работает на Садовой - Самотечной улице. На фасаде здания часы с куклами размером 4 на 3 метра. В центре - циферблат с золотыми стрелками и золотыми цифрами. Вокруг циферблата размещены "домики", а в них - фигурки двенадцати сказочных животных. Так сорок лет назад у города появилась новая достопримечательность, каждый раз собиравшая в полдень толпы зрителей всех возрастов. Вряд ли какая-нибудь ещё вывеска, кроме образцовской, может гордиться использованием тех же материалов, из которых изготавливали детали реактивных самолётов.
Очень радостно думать, что искусство кукольного театра в России живо. Во многих городах успешно работают кукольные театры, залы их полны зрителей, там звучит счастливый смех детей. С1958 года регулярно устраиваются международные фестивали кукольников, что способствует об мену опытом.
В самодеятельности, особенно в школах театр кукол пользуется большой популярностью.
Кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети. Появляется все больше кукольных самодеятельных коллективов при школах, центрах детского творчества.
1.6. Классификация кукольных театров по видам кукол и способам их управления.
В современных кукольных театрах употребляются три основные системы кукол. Есть куклы, которые приводятся в движение нитками. Другая система кукол — это куклы, надевающиеся на руку, как перчатки. Третья система — это куклы на тростях.
В спектакле используются разные виды кукол. Куклы - артисты отличаются не только внешностью, но и устройством, или «анатомией».
Куклы на палец. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Таких малышек можно без труда взять с собой в путешествие.
Перчаточные. Иначе ее называют петрушечная, потому, что так устроен Петрушка. Итальянцы назвали их «бураттини» Указательный палец актера проходит в голову куклы, а большой и средний – в рукава костюм. Движения головы, рук осуществляются с помощью движений пальцев и кисти руки. Перчаточные куклы очень подвижны и выразительны.
Тростевые куклы. Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется «гапит». К рукам куклы прикреплены трости-палочки, которыми двигает кукловод. Большинство театров нашей страны, в том числе и Центральный театр кукол под руководством С.В. Образцова, в своей работе используют самые разнообразные тростевые куклы.
Марионетки-куклы, управляемые сверху нитями. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину - «вагу», где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к ее плечам, коленям, голове, локтям. Подтягивая нужные нити или поворачивая планки, актер заставляет куклу двигать руками и ногами. Эта очень древняя форма кукольных представлений достигла расцвета в 17-18веках в стране Италия. В это время у марионеток появляются свои маленькие театрики, сцены которых в точности повторяют сцены знаменитых театров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, балеты. Кукловоды достигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста. Один из почитателей театра марионеток писатель Стендаль насмешливо заметил, что неплохо бы танцовщикам знаменитого театра Ла Скала, гордящихся своим мастерством, посмотреть на изящество и грацию своих меленьких кукольных собратьев.
Рождается театральная кукла в голове режиссера — а появляется на свет — в бутафорском цехе. Свое появление на свет театральная кукла обязана большому количеству людей. Над сказочным персонажем трудится не один десяток человек. Пластилин, гипс, папье-маше, краски, ткань и трость — это и есть секрет настоящей театральной куклы. В руках актеров, чьи лица не видят зрители, маленькие театральные герои оживают.
Мы познакомились с толкованием понятий театр, сцена, спектакль из словаря С.И. Ожегова. Узнали высказывания известных писателей, прочитали стихи и сказки для детей о театре.
В нашем городе нет профессионального театра кукол, только кружки, но в г. Брянске есть Брянский театр кукол, который появился в 1972 году. Возглавлял его Афанасий Эстрин, а главным режиссером был Валерий Сахаров. Первый спектакль, который увидели юные зрители, назывался «Гусенок Дорофей» – яркая постановка по пьесе Нины Гернет. За время существования театра было поставлено более 200 спектаклей. В репертуаре не только представления для детей, есть также постановки для взрослой публики.
Традиционно театр устраивает благотворительные представления для детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей. Брянский театр кукол нужен и взрослому и маленькому зрителю, он любим всеми. Работа театра нацелена на формирование нравственного, эстетического и патриотического воспитания младшего поколения. Театр кукол – одно из основных звеньев, создающих Культуру и, несомненно, привносит в нее свой немалый вклад. Посещение театра кукол всей семьей – это всегда праздник… Сегодня Брянский областной театр кукол не только досуговое учреждение для детей. Это еще и культурный центр, способствующий развитию личности ребенка. При театре кукол работает исторический музей, где собраны декорации спектаклей. Педагоги театра проводят тематические занятия, на которых рассказывают о том, как создается кукольный спектакль, как делаются куклы и многое другое.
В нашем Жуковском районе Брянской области развивается театральное кукольное искусство при МБУ ДО Жуковском Центре детского творчества. В сентябре 2015 года к нам в класс вошёл руководитель театра кукол «Петрушка» Насонова Инна Игоревна по набору детей в свой кружок в ЦДТ. Она ознакомила нас с театральными куклами, рассказала нам, что занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, артистические способности, способствует развитию общительности. Из рассказа Инны Игоревны мы узнали о ростовых и перчаточных куклах.
Ростовые куклы представляют собой героев известных сказок, мультипликационных фильмов. Актеры, управляющие этими куклами, отличаются высоким профессионализмом и немалым опытом.
Инна Игоревна рассказала о том, что обучающиеся кружка играют свои спектакли в для обучающихся начальных классов городских образовательных организаций и дошкольных образовательных учреждений. Инна Игоревна уверена в том, что участвуя в театрализованных постановках, дети знакомятся с необычным театральным миром, театр оказывает большое и разностороннее влияние на личность ребёнка.
Заключение
Наше исследование помогло нам узнать много нового, познакомиться с интересными людьми. В ходе исследовательской работы наша гипотеза подтвердилась, интерес наших сверстников возрос к театральному искусству, мы познакомили их с историей театра, заинтересовали коллекцией театральных кукол, научили ребят создавать театральных кукол из простых материалов. А также, ответили на поставленные задачи.
Таким образом, разрешив задачи своего исследования, мы достигли поставленной цели. Кукольные театры не только приносят радость понимания искусства театра, но воспитывают художественный вкус, учат пониманию окружающего мира.
В результате исследовательской работы можно сделать выводы:
1.Посещение творческого объединения «Театр кукол «петрушка» вызвало интерес к незнакомому ранее искусству.
2. Играя «кукловодами» мы поняли, как на практике можно использовать куклы
3. Увлечение театром сплачивает коллектив, учит работать в группах, воспитывает ответственность за общее дело.
4. Занятия детей в кукольном театре развивают у них фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, развивают моторику рук и пальцев, двигательную активность ребёнка.
.
Перспектива работы: работу с театральными куклами мы решили продолжить. Следующий этап работы будет посвящён созданию театральной кукольной постановки с привлечением ребят нашего класса.
Список литературы
1. В.Х. Тутаюк «Театр кукол в начальной школе»
Издательство «Дрофа», 2002г.
2. Александр Лигусов «Театральная история России»
Издательство «Аванта+», 2008г
3. Энциклопедия Бориса Голдовского «Кукольный театр»
4.Журнал «Начальная школа»,№ 2,5 2007г., № 4, 2006г.
5. А.В.Ефимова «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах».
Из опыта работы. Москва, «Просвещение» 1988 г.
(стр. 162 Куклы на руку для самодеятельного театра, Петрушка);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 071501 Народное художественное творчество специализации «Театральное творчество» ( «Театр кукол»)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Код 071501 Народное ху...
Программа театрального кружка кукол " Затейники"
Цель: Создать условия, способствующие развитию интеллектуальных творческих качеств учащихся на основе индивидуального подхода, развивать способности детей средствами театрального искусства...
Опыт работы педагога дополнительного образования «Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования»
Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования....
Исследовательская работа "Мир театральных кукол"
искусству, как театр. Гаснет свет, поднимается занавес — и начинается сказка. Волшебство и чудеса. На сцене оживают куклы. Де...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МИР ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ»
Программа «Мир театральных кукол» позволяет детям раскрыть свои творческие способности, через создание куклы, развить воображение «расстраивая» вокруг созданной куклы сказочный...
Конспект занятия в кружке кукольный театр Тема « Знакомство с видами театральных кукол»
Методическая разработка занятия «Знакомство с видами театральных кукол». В методической разработке представлена информационная карта занятия, подробный к...
Презентация на тему "Виды театральных кукол"
Данная презентация разработана для ознакомления детей с видами театральных кукол....