Программа театрального кружка кукол " Затейники"
рабочая программа на тему

Афонина Наталья Николаевна

 

 

Цель: Создать условия, способствующие развитию интеллектуальных творческих качеств учащихся на основе индивидуального подхода, развивать способности детей средствами театрального искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kukol_1.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида

ст-цы Родниковской Краснодарского края

          УТВЕРЖДЕНО

                                                                      решение педсовета протокол №1

          от 29  августа 2014  года

          Председатель педсовета

 _________    

                     подпись руководителя ОУ              Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                 Театрального кружка кукол «Затейники»

                                 Количество часов: 272                       

                                 Уровень:  базовый 

                                 Воспитатель: Афонина Н.Н.

                                                 Рабочая программа авторская.

                                                                                        Согласовано

                                                                                        заместитель директора по ВР

                                                                                        ________________________

                                                                                        01 сентября  2014  года

                        Пояснительная записка.

   Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить.

    Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

    Театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления  школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.  

    Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости.  

Однако нельзя рассматривать театр кукол только как развлечение. Очень важно показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Для осуществления этой цели кукольный театр обладает большими возможностями.

    Занимаясь таким видом театральной деятельности как кукольный театр, ребенок может воспитать в себе творческие и человеческие качества. Дети – самые лучшие актеры, поскольку они непосредственны, активны, эмоциональны. Необходимо не только научить их владеть куклой, как сценическим партнером, но и голосом, мимикой, т.е. выразительными средствами актера. Кукольное театральное искусство позволяет заниматься этим осознанно.

     Одной из основных задач педагога является обеспечение социализации обучающихся, формирование общей культуры личности, инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, а также  акцентировать внимание каждого учащегося на его успехах в процессе обучения. 

     Работая на сценической площадке, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем.

     Кроме того, участие в создании самих кукол, декораций и представления в целом позволяет приобрести  дополнительные практические навыки в обращении с различными инструментами и материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа. 

     В ходе мероприятия идет активная пропаганда литературы не только художественной, но и по рукоделию и искусству, после чего дети мастерят кукол своими руками и становятся активными участниками самого спектакля.

     Вышеописанное доказывает новизну, актуальность, педагогическую целесообразность программы по кукольной театрализации детских художественных произведений.

    Кружок « Театр кукол «Затейники» рассчитан на учащихся младших и средних классов. Возраст детей:   3-6 классы.

   Цель:

    Создать условия, способствующие развитию интеллектуальных творческих качеств учащихся, на основе индивидуального подхода, развивать способности детей средствами театрального искусства.

   Задачи:

  1. Создавать условия для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр.
  2. Создавать предпосылки  к выявлению, развитию индивидуальных способностей у детей и совершенствованию их в практике работы с куклами.
  3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных. Обучать основам актерского творчества и развитие памяти, внимания, воображения, мышления посредством кукольного театра.
  4.  Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  5. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 
  6. Развивать устойчивый интерес  к театрально-игровой деятельности и организация содержательного досуга.

                     Методы и формы  работы.

  1. Постоянно действующая форма групповая.
  2. Эпизодическая – массовый сбор (при демонстрации спектакля различным аудиториям).
  3. Парная работа (при репетиции эпизодов спектакля).
  4. Индивидуальная (консультации, беседы).
  5. Театрализованные игры.
  6. Посещение  библиотеки, театра.
  7. Тренинги, этюды.
  8. Слушание.
  9. Коллективная творческая деятельность и др.
  10.  Этюды с куклами – индивидуальные, коллективные.
  11.  Работа со скороговорками, текстом.

                     Педагогические принципы

Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, в школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.

Основные компоненты

Способы распознавания

Мотивы и ценности

Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой.

Знания

Об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер).

Умения

Делать куклы, работать с куклой над ширмой.

Доминантные качества личности

Приобретение необходимых личностных качеств.

                       Организация процесса.

В кружок принимаются дети, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 14 человек. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Дети поделены на две группы. Занятия начинаются со 2 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 8 часов

в неделю ( С каждой группой по 4 часа в неделю). Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, а также возможностей учреждения. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучать историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.

Программа  составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. 
2. «Изобразительная  деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказок, праздников.
3. «Развитие  речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок,  потешек. 
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.

                 Ожидаемый результат.

Учащиеся должны знать:

  1. Историю развития кукольного театра.
  2. Виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.)
  3. Материалы для изготовления кукол, инструменты и приспособления.
  4. Виды кукол (петрушечные, тростевые, марионетки)
  5. Подготовка ширмы.

 Учащиеся должны уметь:

  1. Подобрать материалы для ремонта кукол и декораций.
  2. Управлять петрушечной куклой.
  3. Работать над созданием образа куклы в спектакле – голос, тембр, манера речи.
  4. Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства: интонацию, мимику, жест.
  5. Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства.
  6. Выступать перед родителями, товарищами, малышами с инсценировками.
  7. Подготовить ширму к спектаклю.

Формы подведения итогов реализации программы.

Овладение техникой управления перчаточными куклами.

Показ кукольных спектаклей  узкому кругу знакомых зрителей.

Положительная динамика в формировании коммуникативных, нравственных качеств детей.

Подготовка  кукольного спектакля, выступления с премьерой перед различными по составу аудиториями.

Участие на школьных праздниках, в смотрах, конкурсах, фестивалях.

Раскрытие творческого потенциала воспитанников.

                 Оборудование и инструменты:

Куклы – Петрушки.

Ширма. Оформление.

Декорации.

Для изготовления кукол: бумага, клей, пластилин, водоэмульсионная краска.

Для раскрашивания кукол: краски, кисточки, лак.

Для оформления кукол: Ткань, мех, нитки для волос, ленты, картон.

Музыкальное сопровождение.

Таблица тематического распределения количества часов.

№ п/п

 Содержание, разделы

Количество часов

1

Вводная часть

           14

2

Этюды на выражение основных эмоций. Дикция.

           13

3

Кукольный спектакль «Айболит и осень»

           26

4

Кукольный спектакль «Разбойник Огонь»

           23

5

Сценка о маме

           21

6

Кукольный спектакль «Сказка о ёлке»

           31

7

Кукольный спектакль « Если хочешь насладиться, значит надо потрудиться»

           32

8

Сценка «Семейный торт»

           10

9

Кукольный спектакль «Принцесса на горошине»

           27

10

Кукольный спектакль « Живи, родник»

           19

11

Кукольный спектакль « Как колобок счастье искал»

           40

12

Показ спектаклей.

           10

13

Просмотр мультфильмов

           6

итого

276

                        Литература:

 Карманенко Т.Н.  «Кукольный театр»

Емельяненко О. «Сценарии кукольных спектаклей»

Михайлова М.А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы»

Ярославль, 2002.
Науменко Г.М.  «Фольклорный праздник в детском саду и школе»

Поляк Л. «Театр сказок»  СПБ. 2001.
Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Творческий центр «Сфера» Москва, 2007
   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа театрального кружка "Театр + Риторика"

Программа  «Театр + Риторика» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при ...

Рабочая программа театрального кружка"Огни сцены".

В программе перечислены мероприятия запланированные на определённый период времени.Программа может служить как дополнение к любой внеурочной работе по литературе или кружка....

Методическая разработка образовательной программы театрального кружка «Театр здоровье»

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром сегодня и в будущем....

Программа театрального кружка

Является худоственно-эстетической общекультурной по форме организации кружковой, расчитанной на один год. Возраст школьников от 8 до 16 лет.(2-11класс)...

Рабочая программа Театрального кружка «Зодиак»

Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления: театральное искусство составлена на основе авторско-составительской программы «Зодиак»....