Программа театрального кружка кукол " Затейники"
рабочая программа на тему
Цель: Создать условия, способствующие развитию интеллектуальных творческих качеств учащихся на основе индивидуального подхода, развивать способности детей средствами театрального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kukol_1.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида
ст-цы Родниковской Краснодарского края
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 29 августа 2014 года
Председатель педсовета
_________
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Театрального кружка кукол «Затейники»
Количество часов: 272
Уровень: базовый
Воспитатель: Афонина Н.Н.
Рабочая программа авторская.
Согласовано
заместитель директора по ВР
________________________
01 сентября 2014 года
Пояснительная записка.
Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить.
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.
Театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости.
Однако нельзя рассматривать театр кукол только как развлечение. Очень важно показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Для осуществления этой цели кукольный театр обладает большими возможностями.
Занимаясь таким видом театральной деятельности как кукольный театр, ребенок может воспитать в себе творческие и человеческие качества. Дети – самые лучшие актеры, поскольку они непосредственны, активны, эмоциональны. Необходимо не только научить их владеть куклой, как сценическим партнером, но и голосом, мимикой, т.е. выразительными средствами актера. Кукольное театральное искусство позволяет заниматься этим осознанно.
Одной из основных задач педагога является обеспечение социализации обучающихся, формирование общей культуры личности, инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, а также акцентировать внимание каждого учащегося на его успехах в процессе обучения.
Работая на сценической площадке, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем.
Кроме того, участие в создании самих кукол, декораций и представления в целом позволяет приобрести дополнительные практические навыки в обращении с различными инструментами и материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа.
В ходе мероприятия идет активная пропаганда литературы не только художественной, но и по рукоделию и искусству, после чего дети мастерят кукол своими руками и становятся активными участниками самого спектакля.
Вышеописанное доказывает новизну, актуальность, педагогическую целесообразность программы по кукольной театрализации детских художественных произведений.
Кружок « Театр кукол «Затейники» рассчитан на учащихся младших и средних классов. Возраст детей: 3-6 классы.
Цель:
Создать условия, способствующие развитию интеллектуальных творческих качеств учащихся, на основе индивидуального подхода, развивать способности детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- Создавать условия для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр.
- Создавать предпосылки к выявлению, развитию индивидуальных способностей у детей и совершенствованию их в практике работы с куклами.
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных. Обучать основам актерского творчества и развитие памяти, внимания, воображения, мышления посредством кукольного театра.
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности и организация содержательного досуга.
Методы и формы работы.
- Постоянно действующая форма групповая.
- Эпизодическая – массовый сбор (при демонстрации спектакля различным аудиториям).
- Парная работа (при репетиции эпизодов спектакля).
- Индивидуальная (консультации, беседы).
- Театрализованные игры.
- Посещение библиотеки, театра.
- Тренинги, этюды.
- Слушание.
- Коллективная творческая деятельность и др.
- Этюды с куклами – индивидуальные, коллективные.
- Работа со скороговорками, текстом.
Педагогические принципы
Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, в школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.
Основные компоненты | Способы распознавания |
Мотивы и ценности | Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой. |
Знания | Об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер). |
Умения | Делать куклы, работать с куклой над ширмой. |
Доминантные качества личности | Приобретение необходимых личностных качеств. |
Организация процесса.
В кружок принимаются дети, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 14 человек. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Дети поделены на две группы. Занятия начинаются со 2 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 8 часов
в неделю ( С каждой группой по 4 часа в неделю). Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, а также возможностей учреждения. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучать историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказок, праздников.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.
Ожидаемый результат.
Учащиеся должны знать:
- Историю развития кукольного театра.
- Виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.)
- Материалы для изготовления кукол, инструменты и приспособления.
- Виды кукол (петрушечные, тростевые, марионетки)
- Подготовка ширмы.
Учащиеся должны уметь:
- Подобрать материалы для ремонта кукол и декораций.
- Управлять петрушечной куклой.
- Работать над созданием образа куклы в спектакле – голос, тембр, манера речи.
- Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства: интонацию, мимику, жест.
- Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства.
- Выступать перед родителями, товарищами, малышами с инсценировками.
- Подготовить ширму к спектаклю.
Формы подведения итогов реализации программы.
Овладение техникой управления перчаточными куклами.
Показ кукольных спектаклей узкому кругу знакомых зрителей.
Положительная динамика в формировании коммуникативных, нравственных качеств детей.
Подготовка кукольного спектакля, выступления с премьерой перед различными по составу аудиториями.
Участие на школьных праздниках, в смотрах, конкурсах, фестивалях.
Раскрытие творческого потенциала воспитанников.
Оборудование и инструменты:
Куклы – Петрушки.
Ширма. Оформление.
Декорации.
Для изготовления кукол: бумага, клей, пластилин, водоэмульсионная краска.
Для раскрашивания кукол: краски, кисточки, лак.
Для оформления кукол: Ткань, мех, нитки для волос, ленты, картон.
Музыкальное сопровождение.
Таблица тематического распределения количества часов.
№ п/п | Содержание, разделы | Количество часов |
1 | Вводная часть | 14 |
2 | Этюды на выражение основных эмоций. Дикция. | 13 |
3 | Кукольный спектакль «Айболит и осень» | 26 |
4 | Кукольный спектакль «Разбойник Огонь» | 23 |
5 | Сценка о маме | 21 |
6 | Кукольный спектакль «Сказка о ёлке» | 31 |
7 | Кукольный спектакль « Если хочешь насладиться, значит надо потрудиться» | 32 |
8 | Сценка «Семейный торт» | 10 |
9 | Кукольный спектакль «Принцесса на горошине» | 27 |
10 | Кукольный спектакль « Живи, родник» | 19 |
11 | Кукольный спектакль « Как колобок счастье искал» | 40 |
12 | Показ спектаклей. | 10 |
13 | Просмотр мультфильмов | 6 |
итого | 276 |
Карманенко Т.Н. «Кукольный театр»
Емельяненко О. «Сценарии кукольных спектаклей»
Михайлова М.А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы»
Ярославль, 2002.
Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе»
Поляк Л. «Театр сказок» СПБ. 2001.
Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Творческий центр «Сфера» Москва, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа театрального кружка "Театр + Риторика"
Программа «Театр + Риторика» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при ...
Рабочая программа театрального кружка"Огни сцены".
В программе перечислены мероприятия запланированные на определённый период времени.Программа может служить как дополнение к любой внеурочной работе по литературе или кружка....
Методическая разработка образовательной программы театрального кружка «Театр здоровье»
Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром сегодня и в будущем....
Программа театрального кружка
Является худоственно-эстетической общекультурной по форме организации кружковой, расчитанной на один год. Возраст школьников от 8 до 16 лет.(2-11класс)...
Рабочая программа Театрального кружка «Зодиак»
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления: театральное искусство составлена на основе авторско-составительской программы «Зодиак»....
Программа театрального кружка "Театральная карусель"
Материла для преподавателя ДО....
Программа театрального кружка Театральная карусель"
Программа кружка ДОО...