РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Родной край»
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему

Тюняева Мария Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Родной край»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnoy_kray.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВСХОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛНАЯ ШКОЛА»

ФИЛИАЛ д. Ключики

Рассмотрено                                                           Утверждаю

зам. директора по ВР_______ Н.Г. Аушева             директор __________ А.В. Егоров

«___» _______________ 2016г                                         «___» _______________2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Родной край»

Разработано

учителем географии Тюняевой М.В.

первой квалификационной категорией.

2016-2017 учебный год.


Все дни и дали вглубь вбирая,

Страна родная, полон я

Тем, что от края и до края

Ты вся – моя, моя, моя!

А. Твардовский

Пояснительная записка

Элективные курсы призваны удовлетворить запрос к образовательному учреждению со стороны личности и местных сообществ. В контексте профильного обучения они реализуют компенсаторную функцию и являются объектом, позволяющим организовать регулярную процедуру выбора: избыточный список элективных курсов, рассчитанных на полугодие, формируется заново и предлагается учащимся для выбора в начале каждого полугодия. Процедура выбора, обеспеченная педагогическим консультированием, позволят сформировать один из результатов обучения на старшей ступени: готовность делать ответственный выбор.

Будучи тесно связанным с основным, обязательным программным материалом, данный курс обладает определенной содержательной автоматичностью и не предполагает  тесной связи с программой какого- либо класса. Это дает возможность свободного включения курса в учебный процесс на различных этапах географического образования.

Данная программа рассчитана на 34 часа, является предпрофильной и предназначена для учеников девятого класса независимо от профиля обучения. В данной программе учтены и обобщены результаты исследований последних десятилетий, освещены в свете современных представлений особенности развития природных процессов, представлены и новые разделы, посвященные экологическому состоянию территории области и охране природы.В существующих учебных программах природе Смоленской области уделяется не достаточное внимание. Казалось бы, ничего нового, интересного эта тема не дает школьникам. Но традиционный взгляд на эту проблему выделяет однобокость такой трактовки: показываются только выигрышные черты географического положения, а проблемы природопользования не достаточно освещены. Данная программа может служить примером того, какой разносторонней может быть трактовка природа и проблемы природопользования любой территории. Работа с детьми ведется в основном в диалоговом режиме.

Целью данной программы является:

Формирование у учеников интереса к изучению природы Смоленской области к проблемам природопользования, умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания. В программе  нашел отражение деятельностный, личностно-ориентированный подход, который, прежде всего, проявляется в установке на формирование у школьников потребности и способности личностно- значимой, творческой деятельности.

Курс ориентирован на решение следующих задач:

  • формирование умений и способов деятельности для решения практических задач в географии Смоленской области.
  • формирование познавательного интереса у учащихся к природе Смоленской области.
  • развитие у учащихся творческих способностей.

Общеучебные знания и умения, которые учащиеся приобретут в курсе изучения  данной программы «край наш Смоленский».

Учащиеся в течение учебного года по данной программе изучат подробное и относительно равномерное освещение всех компонентов природной среды Смоленской области, экологическое состояние территории области и охрану природы. Отработают навыки по ориентированию на местности. Приобретут знания об особенностях природы Смоленской области, о влиянии географического положения на природу, быт и хозяйственную деятельность человека, о влиянии природы, размеров территории на уровень развития экономики страны.

Организуя учебный процесс по географии Смоленской области в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии Смоленской области формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, подробное изучение истории возникновения своего края, воспитание патриотизма  учащихся, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • наблюдать и описывать явления, анализируя данные различных карт;
  • выдвигать гипотезы и доказывать (или опровергать) их;
  • делать выводы.

Настоящие педагоги всегда озабочены не просто передачей имеющегося опыта, накопленных знаний, но и развитием творческого потенциала своих учеников, их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы нормы, образовательного стандарта, создать условия для успешного развития тех, кто способен не только к воспроизводящей, но и творческой деятельности.

Формы и методы работы:

Разработанный элективный курс по географии Смоленской области рассчитан на 34 часа: лекции – 30 часов, практическая работа- 3часа, семинар-1 час.

Формы контроля - тест, исследовательская работа, защита проекта.

Примерные темы рефератов:

Геология и полезные ископаемые Смоленской области;

Проблемы рационального использования природных ресурсов Смоленской области;

Заповедники Смоленской области.

Темы практических работ:

  1. Изменение климата за последнее столетие.
  2. Современное использование и санитарное состояние подземных вод.
  3. Изменение лугов и оценка их состояния.

Содержание программы

  1. Введение.(1ч.)

Краткая история изучения природы Смоленской области.

Научно исследовательская работа, проводившаяся на территории Смоленской области в первой половине 19в. А.Дитмар, П.Шестаков, А. Энгельгарт, В.Докучаев, Д.Анучин и т.д.-ученые внесшие вклад в изучение и исследование природы Смоленской области.Новое направление в изучении природы области- ландшафтное.

2.Климат и климатические ресурсы Смоленской области.(6ч.)

Смоленская обл. расположена в западной подобласти атлантическо-континетальной  климатической области отличается умеренно континентальным климатом. Основные особенности климата области определяют два фактора - солнечная радиация и циркуляция атмосферы. Влияние этих факторов на подстилающую поверхность.

3.Внутренние воды Смоленской области.(6ч.)

Общая характеристика рек. Основные реки области. Общая характеристика озер, водохранилищ. Болота Смоленской области и их использование. Влияние подземных вод на экзогенные процессы.

4.Лесная и луговая  растительность Смоленской области. (7ч.)

Выделяют две группы деления лесов: леса зеленой зоны, эксплуатационные леса. Данные о лесистости территории области за последние 200 лет. Формирование современной флоры Смоленской области.

Характеристика и классификация основных типов леса.

Изменение лугов под воздействием человека

5.Животный мир Смоленской области. (5ч.)

Причины формирования животного мира Смоленской области. Разнообразие и своеобразие животного мира области. Животные занесенные в Красную книгу.

6.Почвенный покров  области. (2 ч.)

Особенности распространения почв на территории области. Современное состояние почв и пути повышения их плодородия.

7.Экологическое состояние  территории области. (4 ч.)

Изучение основных этапов  изменения экологического состояния области. Истощение природных ресурсов области. Здоровье населения и санитарно-гигиеническое состояние мест его проживания.

8.Охрана природы. (3 ч.)

Сохранение генофонда растений и животных. Сохранение природных условий, благопририятных для жизнедеятельности человека.

Семинар, подведение итогов, защита проекта.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название раздела,

темы

Всего

часов

В том числе

Лекция

Практическая работа

Семинар

1

Введение. Краткая история изучения природы Смоленской области

1

1

2

Климат и климатические ресурсы Смоленской области

6

5

1

3

Внутренние воды Смоленской области

6

5

1

4

Лесная и луговая  растительность Смоленской области

7

6

1

5

Животный мир Смоленской области

5

5

6

Почвенный покров  области

2

2

7

Экологическое состояние  территории области

4

3

8

Охрана природы

3

2

1

Итого

34

30

3

1


КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№П/П

Наименование

Кол-во часов

Практическая работа

Дата планируемая

Дата

Факти-

ческая

1.

Введение.

-Краткая история изучения природы Смоленской области.

1ч.

2.

-Климат и климатические ресурсы Смоленской области (6ч.)

1

-Характеристика климата по сезонам года.

1

-Условия подстилающей поверхности.

1

Пр.р №1 «Изменение климата за последнее столетие»

-Солнечная радиация

1

-Агроклиматические ресурсы

1

- Опасные и неблагоприятные явления природы.

1

3.

-Внутренние воды Смоленской области

Обзорная лекция(6ч.)

1

-Реки Смоленской области, общая характеристика рек.

1

- Общая характеристика озер.

1

- Общая характеристика водохранилищ, прудов, родников области.

1

-Современное использование и санитарное состояние подземных вод

1

Пр. р №2 «Современное использование и санитарное состояние подземных вод»

-Влияние подземных вод на экзогенные процессы.

1

4.

-Лесная и луговая  растительность Смоленской области (7ч.)

1

-Формирование современной флоры Смоленской области

1

-Лесорастительные районы Смоленской области

1

-Характеристика и классификация основных типов леса

1

Пр.р. №3 «Изменение лугов и оценка их состояния»

-Флора луга

1

-Изменение лугов под воздействием человека

1

- Распространение лугов и оценка их качества

1

5.

-Животный мир Смоленской области (5ч.)

1

-Позвоночные животные

1

-Рыбы, земноводные

1

-Пресмыкающиеся

1

-Птицы,млеккопитающие

1

6.

-Почвенный покров  области (2ч.)

1

-Особенности распространения почв на территории области, современное состояние почв и пути повышения их плодородия

1

7.

-Экологическое состояние  территории области (4ч.)

1

-Основные этапы в изменении экологического состояния

1

- Современные тенденции развития экологической обстановки и основные ее особенности

1

- Нарушение генетической целостности ландшафта

1

8.

-Проблемы охраны природы (3ч.)

1

-Сохранение генофонда растений и животных

1

-Сохранение природных условий, благоприятных для жизнидеятельности человека

1

Итоговый урок по курсу природа Смоленской области, семинар, защита проекта.

1

Итого: 34 ч.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

1.Евдокимов М.Ю. География Смоленской области:учебное пособие. 8–9 кл. –Издание четвертое ,переработанное и дополненное. Смоленск ,2000-с.

2.Маймусов Д.Ф. География Смоленской области.- Смоленск: Издательство «Московский рабочий» 1990.-112с.

3.Шкаликов В.А. Природа Смоленской области - Смоленск: Издательство «Универсум», 2001.- 424 с.,

4.География Смоленской области, учебное пособие./Под редакцией А.П. Котровского - Смоленск,2006.

5. К характеристике микроэлементного состава донных отложений Смоленской области. И.Ф. Грибовская, А.С. Кремень- Тр. Всесоюзного симпозиума. Т.2- Вильнюс,1970.

6.Земля Смоленская родная: Хрестоматия художественных материалов по географии Смоленщины.- Смоленск:1997.

7.Результаты рыбохозяйственного исследования озер Смоленской губернии летом 1925 г. Общая характеристика озер и состав ихтиофауны. М.А. Емельянов.- Смоленск, 1926.

8.Результаты и прикладные проблемы изучения водоемов замедленного водоема Смоленской области\\  Научно- практическая конференция « Проблемы разработки региональной модели устойчивого развития» . А.С. Кремень- Вып. 1- Смоленск 1997.

9.Озера Смоленской области. Комплексное и отраслевые географические исследования для целей народного хозяйства. А.С. Кремень.- Смоленск, 1977.

Список литературы для учащихся:

1.Край наш Смоленский. - Смоленск:1954.

2.Атлас Смоленская область.- ГУГК.

3. Растительный покров Смоленской области. Под редакцией Я.Я. Алексеев – Смоленск,1949.

4. Почвы Смоленской области. Д.Ф. Маймусов.- Смоленск 1992.

5.Красная книга Смоленской области.- Смоленск:СГПИ,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край»

  Программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край» является общекультурной модифицированной программой патриотической направленности, созданной на основ...

Программа дополнительного образования «Мой край (литературное краеведение)»

   Цель изучения литературы Воронежского края – способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать в...

рабочая программа дополнительного образования "Люби свой край

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаестественнонаучной направленности «Люби свой край»(базовый уровень)для детей 12-15 лет....

Рабочая программа дополнительного образования "Родное слово"

Программа кружка "Родное слово" направлена на подготовку учащихся 7-8 классов к итоговому собеседованию по русскому языку...

Рабочая программа Дополнительного образования детей «Экология родного края»

Направленность программы: общеинтеллектуальная / естественнонаучная.  Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо н...