"Волшебные пальчики" (курс художественной лепки)
рабочая программа на тему

Черновалова  Елена Александровна

Внеурочная деятельность "Волшебные пальчики"  (курс художественной лепки) 1-4 классы. Программа расчитана на 4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lepka.zip1.47 МБ
Файл programma_lepka.docx53.99 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с.Ния Усть-Кутского р-на Иркутской обл.

Внеурочная деятельность «Волшебные пальчики»

(курс художественной лепки)

из опыта работы

учитель ИЗО и черчения

Черновалова Е.А.

Усть-Кут 2017

«ФГОС: опыт, практики, перспективы»

 Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет призваны обеспечить достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В этих условиях возрастает  роль внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого ребенка. Ведь основное образование направлено  на социализацию детей, формирование социально-адаптированной личности. Дополнительное же образование - на индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности. Главные ориентиры основного образования - общечеловеческий опыт познания, изучение чужого творчества, общекультурного и научного опыта, освоение «правильных образцов», преобладание теории над практикой; где преобладает мыслительное познание, вербально-логическая деятельность.

Главные ориентиры дополнительного образования - личный опыт практической деятельности ребёнка, освоение конкретно-практического опыта, создание собственных образцов, преобладание практики над теорией, самодеятельность. И здесь ребёнок является уже творцом. И деятельность преобладает конкретно-практическая, имеющая эмоционально-образное наполнение, что способствует разностороннему, творческому, целостному, в том числе нравственному и эстетическому развитию.

Поэтому в качестве  обобщения опыта  мы предлагаем вашему вниманию работу внеурочной деятельности общекультурного направления. Это курс художественной лепки  «Волшебные пальчики. В нашей школе  используется  оптимизационная модель, т.е  в реализации внеурочной деятельности  по всем направлениям принимают участие педагогические работники школы.

   В 1 –х классах на родительских собраниях педагоги, ведущие тот или иной курс, готовят выступление перед родителями с выставкой, презентациями, своего рода рекламой внеурочной деятельности по своему направлению.

  Теперь к вопросу  том, почему мы ежегодно с 2011 года, года введения ФГОС,  предлагаем родителям  и детям курс художественной лепки  «Волшебные пальчики».

    Практически  каждый год в  первом классе каждый учитель сталкивается с проблемой,  когда  некоторым первоклассникам очень сложно дается  письмо.

 Ежегодно в школе проводится диагностика готовности будущих  первоклассников к школьному обучению. И выясняется, что у многих детей плохо, или даже очень плохо, развита мелкая моторика. Дети не умеют  ориентироваться  на листе бумаги; плохо сформировано пространственное представлений «вправо», «влево», «вверх», «вниз», дети плохо видят клетку или строчку,  можно сказать, у детей плохо развита связь «глаз-рука». А ведь именно мелкая моторика играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом, чтением, речью, нарушение которых является причиной школьной дезадаптации, приводит к снижению учебной мотивации, а иногда возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Поступая в школу, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают серьезные затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми школьной программы и возникает необходимость в  подготовке руки ребенка к систематическому письму, в  формировании элементарных специфических графических  навыках письма.

И тогда мы обратились к известному всем педагогам утверждению  В.А Сухомлинского, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Мы провели заседание методического объединения учителей начальных классов, обсудили этот вопрос и  решили, что тех двух часов , которые отводятся в учебном плане на изобразительное искусство и технологию явно недостаточно, чтобы решить проблему . Так появился курс художественной лепки «Волшебные пальчики».Введением этого курса мы решатся  несколько  задач: создаются  возможности для самореализации и творческого развития ребенка, снимается    умственную усталость детей, решатся проблему освоения письма первоклассниками, у них формируется пространственное воображение, воспитывается усидчивость, внимание, воображение, точность и координация.

Почему лепка?         

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Лепка в силу своей специфики является эффективным средством познания объемно-пространственных форм действительности – важного фактора в общем развитии ребенка. Если учесть, что в первые четыре года обучения в школе у детей окончательно формируются мелкие мышцы рук, идет интенсивное развитие речи, развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление. Причем ребенок, придя в школу, владеет лишь наглядно-образным, а кто-то и предметно-действенным образом мышления, уже к четвёртому классу должен уметь мыслить абстрактно. С приходом в школу, резко возрастает нагрузка на левое полушарие (математика, чтение, письмо правой рукой). Начинается сильный дисбаланс полушарий. Детям нужно помогать развивать обе руки. Если во время ручного труда в школе чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время занятий лепки одинаково развиваются обе руки, в лепке две руки работают синхронно, и, что важно, координируется работа двух полушарий.  Именно по этому,  занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Работа с материалами лепки, учащиеся расширяют круг знаний о свойствах материалов, овладевают полезными техническими навыками.

 Помимо того, что лепка развивает ребенка физически, лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов. Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения,  в процессе творчества дети часто общаются, разговаривают, обмениваясь мнениями, друг с другом, делятся ощущениями. Такой способ совместной деятельности способствует развитию речевых, коммуникативных навыков, умению вербально выражать свои чувства, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Так же, как было сказано ранее, из всех видов детского творчества максимально стимулировать развитие творческих способностей у детей способно либо рисование, либо лепка. И кое в чем лепка оказывает на ребенка даже лучшее воздействие, так как здесь задействовано развитие, я повторюсь, мелкой моторики.  Поэтому богатое воображение, творческий подход к решению поставленной задачи, формирование эстетического вкуса,  развитие чувства прекрасного и умение его понимать во всем  многообразии - это тоже является и целью и следствием занятий художественной лепкой.

Еще один важный воспитательный момент. Занятия лепкой  помогает воспитанию и  развитию  таких свойств личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Почему выбрана глина в качестве рабочего материала? 

Основным материалом на моих занятиях является глина, хотя другие материалы, пластилин, гипс, тоже не исключены. Я  предпочитаю работать с глиной с младшими школьниками,  потому что пластилин хуже поддается обработке, его долго приходится разминать, как бы разогревать в руках прежде, чем что-либо вылепить, к тому же он со временем теряет форму .

По своим качествам глина – удивительный материал, который одновременно обладает целым рядом преимуществ. С ней легко работать, в отличии от других материалов- это самый послушный податливый материал, способный воспроизвести необходимое и самое разнообразное количество пластичных эффектов,  она принимает любую форму, ее можно смешивать с водой, взбивать, бросать. Для работы с глиной не требуется особенная подготовка.

Программа по художественной лепке «Волшебные пальчики» рассчитана на младших школьников, на 1-4 классы.

Срок реализации программы – 4 года, соответственно.  Программа состоит из 4 разделов:

  1. Мир живой природы. (33 часа, 1 класс) Слайды
  2. Мир народного искусства. (34 часа, 2 класс)
  3. Мир русской народной сказки. (34 часа, 3 класс)
  4. Мир моих фантазий. (34 часа, 3-4 класс)

Хочется сказать, что занятия  по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим миром.  Например, если мы лепим цветок, то говорим о том какие бывают цветы, дети вспоминают те, которые знают и  знакомятся с новыми. Если это лепка по теме народных  промыслов,  знакомимся с особенностями того, или иного промысла России. Если лепим по мотивам русских сказок, говорим о сказках. Вспоминаем сюжет, персонажей.  Таким образом, занятия не являются оторванными от жизненного опыта ребенка, а наоборот встраиваются в систему его знаний и опыта, расширяя его.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям, что углубляет интерес к лепке.

Отсева практически не происходит. Конечно, во 2-3 классах дети окончательно определяются с выбором, некоторые выбирают внеурочную деятельность спортивной направленности, но большинство до 4 класса занимаются художественной лепкой.

Лепка из глины настолько увлекательное занятие, что каждому ребенку придется по душе. Самые маленькие ученики, 1 класс,  начинают с азов  –учимся простым видам лепки, катать шарики,  колбаски, делать плитки и вырезать на них узоры, лепить фрукты, овощи, подсвечники и прочие несложные фигуры. А вот дети постарше обучаются уже более сложным тонкостям лепки: они мастерят фигуры животных, группы животных,

фантазийных существ.
      В 4 классе мы начинаем использовать гипс. Сначала делаем небольшие рельефы, учимся отливать формы из гипса и с помощью форм изготавливать гипсовые слепки.

ПОКАЗ

(Гипсовые формы, слепки.)

 

Конечно есть и трудности. Это прежде всего  отсутствие специального помещения, мастерской, из за маленьких размеров школы. Поэтому занятия проводятся в обычных кабинетах, где у детей есть клеенки, рабочая одежда, фартуки, налокотники. А так же отсутствие специального оборудования, которое могло бы расширить возможности наших занятий, это – гончарный круг и муфельная печь.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творческое мышление, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. Скульптура и  лепка, на мой взгляд,   открывает большие возможности для развития детского творчества и личности ребенка в целом.



Предварительный просмотр:

             МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

                   ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ИРКУТСКОЙ  ОБЛАСТИ

                                                     МОУ  СОШ  с. НИЯ

                                                                                               

                                                                                          «Утверждаю»

                                                                                          Директор МОУ СОШ с. Ния

                                                                                          ______________Л.Г. Кичий

                                                                                          «______»_________20__г.

Адаптированная программа

«Художественная лепка»

художественно – эстетической направленности

для 1 – 4 классов

сроки реализации 4 года обучения

                                                                   Учитель изобразительного искусства и черчения

                                                                   Черновалова Елена Александровна

Пояснительная записка.

Актуальность. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человека. Развитие детского творчества в начальной школе является актуальной проблемой современного образования, которая может эффективно решаться через занятия детьми изобразительной деятельностью.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творческое мышление, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. Скульптура и лепка открывает большие возможности для развития детского творчества и личности ребенка в целом.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка и скульптура так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формируют эстетические вкусы, развивают чувство прекрасного и умение его понимать во всем  многообразии.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Поэтому в младшем школьном возрасте важно развивать механизмы необходимые для успешного овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития ручной умелости.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование и аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Скульптура и лепка открывают большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.

Занятия  по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, с обучением родному языку, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям, что углубляет интерес к лепке.

Цели программы:

  1. образовательные:
  1. освоение системы знаний по художественной лепке;
  2. расширение кругозора.
  1. развивающие:
  1. развитие познавательных интересов через ознакомление с художественной лепкой, декоративно-прикладным искусством, скульптурой;
  2. раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развития памяти, мышления, внимания, волевых процессов;
  1. воспитательные:
  1. воспитание уважения к духовным и нравственным ценностям, к культуре русского народа, народов России и народов других стран;
  2. воспитание культуры труда;

Задачи:

1) образовательные:

  1. обучить основным техническим приемам и способам работы с разными пластическими материалами (глиной, пластилином, гипсом);
  2. обучить основам композиции в скульптуре;
  3. познакомить с народными промыслами России: Филимоново, Дымково, Опошня;
  4. познакомить с мировыми произведениями скульптуры;
  5. научить создавать законченное произведение по собственному замыслу и эскизу.

2) развивающие:

  1.  развивать ручную умелость;
  2. развивать образное мышление, воображение, память, внимание, наблюдательность, эмоциональную сферу;
  3. формировать художественный вкус
  4. развивать умение планировать свою деятельность, предвидеть ее результат.
  5. активизировать имеющийся опыт на основе знаний об окружающем мире, применяя их на практике;
  6. развивать опыт  творческой деятельности в создании новых форм, образцов, стимулирование поиска новых решений в создании композиций.

3) воспитательные:

  1. воспитывать уважение к родной культуре, через знакомство с декоративно-прикладным искусством;
  2. воспитывать уважение к культурам других народов, через знакомство с искусством других стран;
  3. приобщать к труду через освоение деятельности;
  4. воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
  5. воспитывать стремление к самостоятельности;
  6. воспитывать терпение, старательность, аккуратность;
  7. воспитывать уважение к труду других детей;
  8. воспитывать самоуважение за результат своей деятельности.

Сроки реализации программы. Данная программа рассчитана на 4 года, для учащихся 1-4 классов. Программа состоит из 4 разделов:

  1. Мир живой природы. (33 часа, 1 класс)
  2. Мир народного искусства. (34 часа, 2 класс)
  3. Мир русской народной сказки. (34 часа, 3 класс)
  4. Мир моих фантазий. (34 часа, 34 класс)

Режим занятий. Занятия по данной программе проходят  1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты обучения.

К концу первого года обучения дети будут:

  •  иметь представление о декоративно–прикладном искусстве и, в частности о керамике;
  • знать оборудование, необходимое для художественной лепки, и основные понятия технологии (глина, состав глины, цвета глины, кисти, краски, роспись, обжиг), технику безопасности;
  • знать основные технические приемы работы с пластилином;
    уметь работать в материале пластическим способом лепки,  размин глины, применять основные технические приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание и др.);
  • уметь выстраивать многофигурные композиции.
  • знать основы композиции в скульптуре;
  • знать народные промыслы России.

Независимо от предметного содержания у обучаемых должны формироваться общетрудовые знания, умения и способы деятельности. Школьниками должны быть усвоены знания о процессе труда и выработаны первоначальные умения по его практической реализации.

Это:

  •  планирование и организация рабочего места;
  • рациональное размещение инструментов и материалов;
  •  распределение рабочего времени;
  •  соблюдение последовательности технологических операций под руководством учителя и по технологической  карте;
  • контроль за ходом деятельности;
  •  соотнесение результатов деятельности с образцом;
  •  осуществление сотрудничества при коллективной  работе;
  •  соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, и правил личной гигиены;
  • выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности исполнения;
  • выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы;
  • осуществлять наблюдения  и исследования свойств различных материалов;
  • комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;
  • выбирать необходимые материалы и инструменты;
  • оценивать процессы и результат своего труда;
  •  выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты

Требования к уровню подготовки выпускников

1. Овладеть всеми начальными технологиями лепки.

2. Иметь общее представление об историческом развитии декоративного искусства, лепки.

3. Знать начальные принципы композиции.

4.Уметь грамотно строить эскизы простейших форм, точно воплощать их в изделие.

5. Составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой.

6. Изготавливать различные тематические аппликации.

7.Составлять орнаменты и лепить посуду.

8. Иллюстрировать сказки.

9. Иметь представление об общих особенностях народных промыслов России.

10. Изготавливать игрушки, украшения к праздникам.

11. Изготавливать поделки и рисовать на них элементы хохломского и гжельского узора.

12. Иметь навык самостоятельной работы «от эскиза до модели».

13. Изготавливать украшения, поделки бытового назначения.

14. Изготавливать из пластилина  поделки по замыслу.

Способы проверки ожидаемых результатов:

            Два раза в год во всех группах отслеживается личностный рост ребёнка по следующим параметрам:

• усвоение знаний по базовым темам программы;

• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;

• развитие художественного вкуса;

•формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Используются следующие формы проверки:

• анализ;

• игра-конкурс;

• викторина;

выставка.

Методы проверки:

• наблюдение;

• тестирование;

• анкетирование;

• опрос.

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме итоговой выставки или конкурса.

Результаты фиксируются по следующим параметрам:

• усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;

• личностный рост, развитие общительности, работоспособности;

• формирование художественно-эстетического вкуса;

• участие в выставках, конкурсах.

Результаты освоения программы определяются по трём уровням:

• высокий;

• средний;

• низкий.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1 год обучения

Тема

Количество часов

1 раздел.   Мир живой природы.

33

1.1.

Введение. Инструктаж. Знакомство с пластическим материалом – глиной.

1

1.2.

Раскатывание, скатывание глины круговыми и прямыми движениями.

2

1.3.

Сплющивание и соединение отдельных частей.

2

1.4.

Цветы. Защипывание краев формы кончиками пальцев.

1

1.5.

Медвежонок. Лепка из нескольких отдельных частей.

2

1.6.

Овощи. Передача формы простого предмета. Вытягивание.

2

1.7.

Фрукты. Сглаживание поверхности.

1

1.8.

Щенок. Оттягивание части от основной формы.

3

1.9.

Лошадка. Примазывание. Присоединение части.

3

1.10.

Вдавливание. Изготовление полой формы.

1

1.11.

Рыбка. Работа со стекой.

2

1.12.

Медведь с бочонком мёда. Композиция из двух предметов.

3

1.13.

Кошка с котятами. Композиция из 3 фигур.

3

1.14.

Знакомство с пластическим материалом – пластилином.

1

1.15.

Домашние животные. Лепка животных по памяти.

2

1.16.

Цветы. Рисование пластилином.

1

1.17.

Павлин. Выразительность образа.

1

1.18.

Лебеди. Передача динамики движения.

2

                ИТОГО

33

Содержание программы.

Название темы

Основные узловые моменты

Вид деятельности

1.1.

Введение. Инструктаж. Знакомство с пластическим материалом – глиной.

Лепка. Керамика. Глина, глиняные изделия. Состав глины, цвета глины. Обжиг.

Беседа. Сообщение новых знаний - путешествие по истории развития керамики.

1.2.

Раскатывание, скатывание глины круговыми и прямыми движениями.

Способы обработки глины. Размин глины. Раскатывание, скатывание. Объем. Форма отдельной части. Шар, цилиндр.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа

1.3.

Сплющивание и соединение отдельных частей.

Сплющивание. Соединение частей. Часть, целое.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

1.4.

Цветы. Защипывание краев формы кончиками пальцев.

Разнообразие мира цветов. Части цветка. Защипывание глины. Стилизация сложных природных форм.

Сказка о цветах. Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

1.5.

Медвежонок. Лепка из нескольких отдельных частей.

Упрощение природных  форм. Конструктивные приемы в лепке.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Практическая работа.

1.6.

Овощи. Передача формы простого предмета. Вытягивание. Лепка с натуры.

Разнообразие овощей, их польза. Нахождение геометрических форм в природных. Геометрические фигура и тело. Вытягивание из простых геометричеких тел более сложных форм. Натура. Лепка с натуры.

Викторина «Полезные овощи». Беда. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

1.7.

Фрукты. Сглаживание поверхности.

Разнообразие фруктов, их польза. Поверхность тела, фактура. Сглаживание. Проработка мелких деталей.

Игра – конкурс «Ах эти фрукты». Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

1.8.

Щенок. Оттягивание части от основной формы.

Животные. Пропорции животных. Фигура животного в покое. Характер животного. Пластический способ лепки. Приём – оттягивание. Лепка фигуры из целого куска глины.

Беседа. Работа с дидактическим материалом. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

1.9.

Лошадка. Примазывание. Присоединение части.

Лошадь в жизни человека. Изображения лошади в искусстве. Пропорции лошади. Особенности строения лошади. Примазывание. Присоединение отдельной части к фигуре. Изображение движения.

Беседа. Виртуальная экскурсия по музеям мира. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

1.10.

Вдавливание. Изготовление полой формы.

Прием – вдавливание. Полая форма. Полые формы в природе. Гончарные изделия.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Практическая работа.

1.11.

Рыбка. Работа со стекой.

Разнообразие мира рыб. Особенности строения рыбы. Стека. Формы стек. Приемы декорирования изделия при помощи стек.

Познавательная игра «Золотая рыбка». Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

1.12.

Медведь с бочонком мёда. Композиция из двух предметов.

Композиция в скульптуре. Знакомство с многофигурными скульптурными композициями. Передача настроения, движения. Пластический способ лепки.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

1.13.

Кошка с котятами. Композиция из 3 фигур.

Анималистический жанр в искусстве. Животные в скульптуре. Композиция из 3 фигур. Фигура в покое. Фигура в динамике. Передача фактуры. Передача настроения. Работа по собственному эскизу.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Практическая работа.

1.14.

Знакомство с пластическим материалом – пластилином.

Пластилин: способы и приемы работы. Техника безопасности.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

1.15.

Домашние животные. Лепка животных по памяти.

Домашние животные,  какие они? Выполнение фигуры по памяти пластическим способом.

Беседа. Практическая работа.

1.16.

Цветы. Рисование пластилином.

Рисование пластилином на картоне. Использование цвета в работе.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

1.17.

Павлин. Выразительность образа.

Мир птиц. Сюжеты с птицами в декоративно прикладном искусстве. Использование цвета в объемной композиции.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с дидактическим материалом. Практическая работа.

1.18.

Лебеди. Передача динамики движения.

Выполнение многофигурной композиции с передачей движения. Проработка мелких деталей стекой.

Беседа. Практическая работа.

2 год обучения

Тема

Количество часов

2 раздел.   Мир народного искусства.

34

2.1.

Введение. Инструктаж. Знакомство с глиняной народной игрушкой.

1

2.2.

Филимоновская глиняная игрушка.

4

2.3.

Филимоновская роспись.

2

2.4.

Глиняная игрушка Опошни.

4

2.5.

Роспись опошнянской игрушки.

2

2.6.

Дымковская глиняная игрушка.

5

2.7.

Роспись дымковской игрушки.

2

2.8.

Моя фантазия. Изготовление игрушки по собственному эскизу.

3

2.9.

Изразец с растительным орнаментом.

2

2.10.

Изразец «Жар - птица»

2

2.11.

Роспись изразца.

2

2.12.

Чудо – изразец. Создание изразца по собственному эскизу.

3

2.13.

Роспись изразца.

2

                 ИТОГО

34

Содержание программы.

Название темы

Основные узловые моменты

Вид деятельности

2.1.

Введение. Инструктаж. Знакомство с глиняной народной игрушкой.

Декоративное искусство. Народные промыслы. Место игрушки в народных промыслах. Виды народных игрушек. Отражение культуры в народной игрушке.

Беседа. Сообщение новых знаний - путешествие по истории развития народных промыслов России.

2.2.

Филимоновская глиняная игрушка.

История филимоновской игрушка. Виды глины. Способ изготовления игрушки. Лепка игрушки из глины.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Практическая работа.

2.3.

Филимоновская роспись.

Особенности филимоновской росписи. Символика цвета. Техника росписи, инструменты и материалы. Роспись гуашью.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа

2.4.

Глиняная игрушка Опошни.

История опошнянской игрушки, ее отличительные черты. Лепка из глины.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Практическая работа.

2.5.

Роспись опошнянской игрушки.

Особенности росписи опошнянской игрушки. Свистульки. Роспись гуашью. Лакировка.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа

2.6.

Дымковская глиняная игрушка.

Дымково -  история. Традиционные герои дымковской игрушки. Барышни. Полкан. Петух. Лепка из глины.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Практическая работа.

2.7.

Роспись дымковской игрушки.

Особенности дымковской росписи. Орнамент и ритм. Грунтовка изделия. Роспись гуашью. Закрепление красок.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Викторина «по следам народных умельцев». Практическая работа.

2.8.

Моя фантазия. Изготовление игрушки по собственному эскизу.

Поисковая работа. Создание эскиза. Выразительность образа. Лепка из глины. Роспись гуашью.

Поисковая работа. Работа со словарями, энциклопедиями, художественной литературой. Самостоятельная работа над эскизом. Практическая работа.

2.9.

Изразец с растительным орнаментом.

Изразец. История изразца. Орнамент. Виды орнамента. Растительный орнамент. Налепы. Лепка из глины.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Работа с дидактическим материалом. Практическая работа.

2.10.

Изразец «Жар - птица»

Работа стекой. Прорабатывание мелких деталей. Лепка из глины.

Беседа. Игра «Волшебные птицы». Практическая работа.

2.11.

Роспись изразца.

Грунтовка изразца. Роспись изразца.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

2.12.

Чудо – изразец. Создание изразца по собственному эскизу.

Поисковая работа. Создание эскиза. Лаконичность и простота изображения. Лепка из глины.

Поисковая работа. Работа со словарями, энциклопедиями, художественной литературой. Самостоятельная работа над эскизом. Практическая работа.

2.13.

Роспись изразца.

Грунтовка. Ограниченность цветовой палитры. Роспись гуашью.

Беседа. Практическая работа.

 3 год обучения

Тема

Количество часов

3 раздел.   Мир русских народных сказок.

34

3.1.

Введение. Инструктаж. Сказка Ложь, да в ней намек… Сказочная викторина.

1

3.2.

Сказочные животные в образе человека.

3

3.3.

Сказочные чудовища. Змей – Горыныч, Василиск.

3

3.4.

Пропорции лица человека.

3

3.5.

Пропорции фигуры человека.

1

3.6.

Человек в движении.

2

3.7.

Василиса Прекрасная.  Положительный женский образ в русских сказках.

3

3.8.

Иван – царевич. Положительный герой.

3

3.9.

Сказочные существа. Баба- Яга, Леший, домовой, Водяной.

4

3.10.

Гротеск в изображении человека.

3

3.11.

Барельеф. Сцена из сказки.

4

3.12.

Композиция Теремок, Гуси-лебеди. Коллективная работа.

4

                ИТОГО

34

Содержание программы.

Название темы

Основные узловые моменты

Вид деятельности

3.1.

Введение. Инструктаж. Сказка Ложь, да в ней намек… Сказочная викторина.

Положительные и отрицательные герои сказок.

Беседа. Сказочная викторина. Работа с иллюстрациями.

3.2.

Сказочные животные в образе человека.

Сказки про животных. Животные как люди. Выразительность образа сказочного животного. Лепка из глины. Передача фактуры.

Беседа. Сообщение новых знаний. Игра «Узнай по описанию». Работа с дидактическим материалом. Практическая работа.

3.3.

Сказочные чудовища. Змей – Горыныч, Василиск.

Выразительность и декоративность образов сказочных чудовищ. Проработка мелких элементов декора. Лепка из глины. Декоративная роспись.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Практическая работа.

3.4.

Пропорции лица человека.

Пропорции лица человека. Упрощенное геометрическое изображение лица.  Принцип от простого к сложному. Мимика. Выразительность. Рельеф в скульптуре. Барельеф. Лепка из глины барельефа лица человека.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Практическая работа.

3.5.

Пропорции фигуры человека.

Пропорции фигуры человека. Разница между плоским изображением и объемной фигурой. Лепка из пластилина на каркасе.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Практическая работа.

3.6.

Человек в движении.

Динамика. Движение. Схематичные наброски фигуры человека в движении. Лепка фигуры в разных позах. Лепка из пластилина.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Практическая работа.

3.7.

Василиса Прекрасная.  Положительный женский образ в русских сказках.

Положительные женские образы в русских сказках. Выразительность образа героя. Знакомство с творчеством В. Васнецова, Билибина, Маковского. Особенности  женской русской национальной одежды ее символичность. Лепка из пластилина. Использование цвета. Проработка стекой мелких деталей. Лепка из глины. Грунтовка. Роспись гуашью.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Работа с дидактическим материалом. Практическая работа.

3.8.

Иван – царевич. Положительный герой.

Положительный герой сказки. Выразительность образа героя. Особенности русского  мужского костюма. Лепка из глины. Грунтовка. Роспись гуашью.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Игра «Помоги герою найти свою сказку». Практическая работа.

3.9.

Сказочные существа. Баба- Яга, Леший, домовой, Водяной.

Мир сказочных существ русского фольклора. Приемы передачи выразительности образа. Лепка из пластилина.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Работа с дидактическим материалом. Практическая работа.

3.10.

Гротеск в изображении человека.

Комичные герои сказок. Гротеск в искусстве. Преувеличение характерных черт. Нарушение пропорций человеческого лица и фигуры. Лепка из пластилина.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Работа с дидактическим материалом. Практическая работа.

3.11.

Барельеф. Сцена из сказки.

Барельеф  из двух, трех  фигур. Выбор сюжета. Создание эскиза. Передача движения, выразительность образов героев. Лепка из пластилина.

Беседа. Сообщение новых знаний. Поисковая работа. Работа с художественной литературой. Самостоятельная работа по созданию эскиза барельефа. Практическая работа.

3.12.

Композиция «Теремок», «Гуси-лебеди». Коллективная работа.

Художественная композиция на тему сказок «Теремок», «Гуси – лебеди». Композиция размещения фигур. Соотношение размеров и пропорций фигур. Динамика композиции. Лепка из глины. Грунтовка. Роспись.

Беседа. Практическая работа.

4 год обучения

Тема

Количество часов

4 раздел.   Мир моих фантазий.

34

4.1.

Введение. Инструктаж. Знакомство с гипсовой скульптурой.

1

4.2.

Лепка простых форм из пластилина: сердечко, звезда, бабочка.

1

4.3.

Изготовление формы из гипса.

1

4.4.

Отливка фигуры из гипса.

1

4.5.

Любимый герой.  Лепка барельефа из пластилина.

2

4.6.

Изготовление формы барельефа из гипса.

1

4.7.

Отливка барельефа.

1

4.8.

Роспись барельефа.

 1

4.9.

Герой мультфильма. Лепка из пластилина.

2

4.10.

Изготовление формы из гипса.

1

4.11.

Отливка фигуры из гипса.

1

4.12.

Волшебница, фея. Лепка из пластилина

2

4.13.

Изготовление формы из гипса.

1

4.14.

Отливка фигуры из гипса.

1

4.15.

Пират, разбойник. Лепка из пластилина

3

4.16.

Изготовление формы из гипса.

1

4.17.

Отливка фигуры из гипса.

1

4.18.

Роспись фигуры.

1

4.19.

Создание двухфигурной композиции. Маша и медведь. Иван – царевич и серый волк.  Алёнушка и братец Иванушка.

3

4.20.

Изготовление формы из гипса.

1

4.21.

Отливка фигуры из глины.

1

4.22.

Роспись фигуры.

2

4.23.

Фантастический герой, которого придумал я. Лепка из пластилина.

2

4.24.

Изготовление формы из гипса.

1

4.25.

Отливка фигуры из глины.

1

                 ИТОГО

34

Содержание программы.

Название темы

Основные узловые моменты

Вид деятельности

4.1.

Введение. Инструктаж. Знакомство с гипсовой скульптурой.

Скульптура. Материалы скульптуры. Виды скульптуры. Знакомство с мировым наследием скульптуры. Знакомство с гипсовой скульптурой.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Виртуальная экскурсия по музеям мира.

4.2.

Лепка простых форм из пластилина: сердечко, звезда, бабочка.

Простые формы. Симметрия. Лепка из пластилина.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Практическая работа.

4.3.

Изготовление формы из гипса.

Техника безопасности работы с гипсом. Способы отливки формы из гипса. Подготовка гипса и инструментов. Черновая и чистовая формы. Технология снятия формы из гипса. Сушка формы.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

4.4.

Отливка фигуры из гипса.

Подготовка формы для отливки изделия. Способы обработки формы. Технология отливки изделия.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

4.5.

Любимый герой.  Лепка барельефа из пластилина.

Барельеф с одной фигурой из пластилина. Заглаживание.  

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Практическая работа.

4.6.

Изготовление формы барельефа из гипса.

Отливка чистовой формы барельефа. Сушка формы. Исправление возможных дефектов.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

4.7.

Отливка барельефа.

Подготовка формы для отливки изделия. Обработка формы. Отливка изделия. Сушка изделия.

Беседа. Практическая работа.

4.8.

Роспись барельефа.

Грунтовка барельефа. Роспись гуашевыми красками. Лакировка.

Беседа. Практическая работа.

4.9.

Герой мультфильма. Лепка из пластилина.

Лепка мультипликационного героя из пластилина по собственному эскизу. Проработка деталей стекой.

Беседа. Сообщение новых знаний. Викторина «Для тех, кто любит мультики». Работа с наглядными пособиями. Практическая работа.

4.10.

Изготовление формы из гипса.

Отливка чистовой формы фигуры. Возникновение замков при снятии формы. Сушка формы.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

4.11.

Отливка фигуры из гипса.

Подготовка формы для отливки изделия. Обработка формы. Отливка изделия. Сушка изделия.

Беседа. Практическая работа.

4.12.

Волшебница, фея. Лепка из пластилина

Создание собственного эскиза образа доброй волшебницы. Лепка фигуры из пластилина.

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Работа с дидактическим материалом. Практическая работа.

4.13.

Изготовление формы из гипса.

Отливка чистовой формы фигуры. Сушка формы.

Беседа. Практическая работа.

4.14.

Отливка фигуры из гипса.

Подготовка формы для отливки изделия. Обработка формы. Отливка изделия. Сушка изделия.

Беседа. Практическая работа.

4.15.

Пират, разбойник. Лепка из пластилина

Создание собственного эскиза образа пирата, разбойника. Выразительность образа. Лепка фигуры из пластилина.

Беседа. Сообщение новых знаний. Поисковая работа. Работа с литературой. Практическая работа.

4.16.

Изготовление формы из гипса.

Отливка чистовой формы фигуры.  Изготовление кожуха из гипса. Сушка формы.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

4.17.

Отливка фигуры из гипса.

Подготовка формы для отливки изделия. Обработка формы. Отливка изделия. Сушка изделия.

Беседа. Практическая работа.

4.18.

Тонировка фигуры.

Грунтовка изделия. Технология тонировки гипсовых изделий. Иды тонировки. Материалы для тонировки.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

4.19.

Создание двухфигурной композиции. Маша и медведь. Иван – царевич и серый волк.  Алёнушка и братец Иванушка.

Создание эскиза композиции из двух фигур. Композиционное объединение фигур. Лепка композиции из пластилина.  Выразительность образов. Передача фактуры.  

Беседа. Сообщение новых знаний. Работа с наглядными пособиями. Практическая работа.

4.20.

Изготовление формы из гипса.

Отливка чистовой формы композиции. Изготовление кожуха. Сушка формы.

Беседа. Практическая работа.

4.21.

Отливка фигуры из глины.

Подготовка формы для отливки изделия. Приготовление глины для отливки. Технология отливки изделия из глины в гипсовой форме. Сушка изделия.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

4.22.

Роспись фигуры.

Грунтовка изделия, роспись гуашевыми красками. Лакировка.

Беседа. Сообщение новых знаний. Практическая работа.

4.23.

Фантастический герой, которого придумал я.

Создание собственного эскиза сказочного, фантастического героя. Цельность и выразительность образа. Лепка из пластилина.

Беседа. Самостоятельная поисковая работа. Практическая работа.

4.24.

Изготовление формы из гипса.

Отливка чистовой формы фигуры. Сушка формы. Изготовление кожуха.

Беседа. Практическая работа.

4.25.

Отливка фигуры из глины.

Подготовка формы для отливки изделия. Приготовление глины для отливки. Отливка изделия. Сушка изделия. Лакировка.

Беседа. Практическая работа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

   

  1. Горяинова О.В., Поделочные материалы: глина, воск, гипс, древесина. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005
  2.  Искусство, периодическое издание.
  3. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества., М.,2004
  4. Лепка из глины. Образовательная программа для детей 7-11 лет. Составитель Кубышева Е.Н.
  5. Михнюк Н.С., Изобразительной искусство в школе., Красноярск 1994
  6. Маркелова О.Н., Технология. Организация кружковой работы в школе., Волгоград, 2008
  7. Сувенир. Дополнительная образовательная программа. Составитель Егорова Е.В.
  8. Ростовцев Н.Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе.. М. 1980
  9.   Сокольникова Н.М., Краткий словарь художественных терминов.,   Обнинск, 2000.
  10.  Сокольникова Н.М., Основы композиции., Обнинск, 2000.
  11.  «Энциклопедия искусства», М., Аванта, 2003
  12. Ячменева В.В., Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М. 2003

     

 

Результаты усвоения учебного предмета

    Независимо от предметного содержания у обучаемых должны формироваться общетрудовые знания, умения и способы деятельности. Школьниками должны быть усвоены знания о процессе труда и выработаны первоначальные умения по его практической реализации.

Это:

- планирование и организация рабочего места;

- рациональное размещение инструментов и материалов;

- распределение рабочего времени;

- соблюдение последовательности технологических операций под руководством учителя и по технологической  карте;

- контроль за ходом деятельности;

- соотнесение результатов деятельности с образцом;

- осуществление сотрудничества при коллективной  работе;

- соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, и правил личной гигиены;

- выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности исполнения;

- выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы;

- осуществлять наблюдения  и исследования свойств различных материалов;

- комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;

- выбирать необходимые материалы и инструменты;

- оценивать процессы и результат своего труда;

- выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.

Требования к уровню подготовки

1. Овладеть всеми начальными технологиями лепки.

2. Иметь общее представление об историческом развитии декоративного искусства, лепки.

3. Знать начальные принципы композиции.

4.Уметь грамотно строить эскизы простейших форм, точно воплощать их в изделие.

5. Составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой.

6. Изготавливать различные тематические аппликации.

7.Составлять орнаменты и лепить посуду.

8. Иллюстрировать сказки.

9. Иметь представление об общих особенностях народных промыслов России.

10. Изготавливать игрушки, украшения к праздникам.

11. Изготавливать поделки и рисовать на них элементы хохломского и гжельского узора.

12. Иметь навык самостоятельной работы «от эскиза до модели».

13. Изготавливать украшения, поделки бытового назначения.

14. Изготавливать из пластилина  поделки по замыслу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Художественная лепка"

Соленое тесто и холодный фарфор обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и ...

Моя аттестация. Конспект занятия творческого объединения «Город мастеров» (для детей 5-7 лет) по теме: Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом (с использованием авторской дидактической сказки) «Сказка Волшебного леса».

Конспект занятия  творческого объединения «Город мастеров» (для детей 5-7 лет) по теме:Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом (с использованием авторской дидактической сказки) "Ск...

Рабочая программа кружковой работы "Художественная лепка"

Данная программа  создана с учетом личностного,  деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании  детей с ОВЗ.На за...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный мир лепки и аппликации»

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников...

План самообразования «Организация и осуществление обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в творческом объединении по художественной лепке из глины»

В условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образования» педагогу дополнительного образования предъявляются высокие профессиональн...

«Успех каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины. Условия успеха»

Данная работа представляет практические достижения профессиональной педагогической деятельности....

Сотрудничество с родителями, как важное условие успешности каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины

Представляю вашему вниманию собственный педагогический опыт сотрудничества с родителями. Считаю, что успешность каждого ребенка, в том числе и детей с ОВЗ во многом зависит от заинтересованности и акт...