Развитие музыкального образования учащихся МОБУ СОШ №27 ГО "Город Якутск" в условиях дополнительного образования
методическая разработка по музыке
Выволнение задач проекта "Музыка для всех" в год 8-летия со дня начала проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие музыкального образования учащихся | 55.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкального образования учащихся МОБУ СОШ № 27 ГО «Город Якутск» в условиях дополнительного образования
Выполнение задач проекта «Музыка для всех»
В МОБУ СОШ № 27 г.Якутска
художественно-эстетического направления
(в год 100-летия ЯАССР в 2022 году исполняется 8 лет со дня начала проекта)
В Концепции проекта «Музыка для всех» в 2013 году были обозначены основные направления деятельности:
- раннего обучения основам игры на музыкальных инструментах - увеличения объема учебных часов по предмету «Музыка» до 3 часов в неделю в I-IV классах, до 2 часов в неделю в V-IX классах с учетом ФГОС (внеурочной деятельности); - расширение музыкального образования и обучения детей на музыкальных инструментах, благодаря: - организации в экспериментальном порядке в разных городах и улусах Якутии интегрированных образовательных учреждений среднего общего и дополнительного (по типу ДМШ музыкального образования для всех учащихся); - внедрению мирового опыта массового музыкального образования, в том числе: - создание школьных хоров, оркестров духовых и народных инструментов во всех учреждениях общего среднего образования республики согласно имеющемуся отечественному и зарубежному опыту; - организации школьных оркестровых коллективов по образцу оркестра русских народных инструментов (Кемеровская область) с использованием групповых форм обучения и привлечением старших учащихся к занятиям с младшими. 2. Обеспечение качества обучения и художественного уровня деятельности в рамках проекта «Музыка для всех» путем: - систематической переподготовки на современном научном уровне всех учителей музыки общеобразовательных школ республики (на базе СВФУ и других образовательных учреждений Министерства образования РС(Я): - непрерывного самообразования учителей музыки: - обеспечение постоянной методической помощи преподавателям-музыкантам всех уровней, участвующих в проекте, в том числе путем организации для них творческих школ, мастер-классов, курсов повышения квалификации и других мероприятий на постоянной основе: - создание условий для совершенствования материальной базы во всех его формах, включая прежде всего, приобретение и ремонт музыкальных инструментов и т.д. | Реализация проекта «Музыка для всех» в школе № 27: внедрено внедрено внедрено МОБУ СОШ № 27 получила статус школы художественно-эстетического направления в 2014 году. Созданы хоровые и оркестровые коллективы, в 2014 году Создан оркестр народных инструментов в 2015 году Учителя музыки и педагоги дополнительного образования постоянно повышают свой профессиональный уровень на различных курсах повышения квалификации, все имеют высшую категорию профессиональной деятельности. Работают над различными темами самообразования, проводят мастер-классы, методические семинары, методические марафоны, курсы повышения квалификации для начинающих педагогов. Создана материальная база, имеются 2 кабинета музыки, актовый зал, приобретены и ремонтируются музыкальные инструменты. |
- Анализ уровня обученности учащихся проекта
Исследование проводится (в рамках Республиканского проекта «Музыка для всех» к 8 –летию реализации проекта – завершающий этап):
1. Среди учащихся 8 классов, обучающихся и обучавшихся музыкальной грамоте в разные годы, в классах поющих – в хоровых коллективах школы – Хор «Звукоряд» - 8 а, и посещающих уроки и кружки музыки (учителя музыки Милославская Татьяна Анатольевна, Тароева Лариса Александровна);
2. Среди учащихся 9, 10, 11 классов, посещающих занятия оркестра народных инструментов (руководители Козлова Наталья Викторовна, Козлов Алексей Геннадьевич).
В школе ведется анализ уровня обученности учащихся по классам и предметам, а так же по учителям в сравнении за несколько лет. В Концепции выделено влияние музыки на развитие математических способностей. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов. Поэтому были исследованы уровень обученности, и приведены средние баллы по годам в разноуровневых классах (в том числе музыкальном 8 а) по учебному предмету Математика (учитель Петрова У.Г.):
6 а – 2019-2020 уч.г.
№ | Класс | Период | Кол-во уч-ся | Оценки | н/а | осв. | % кач. | % усп. | СОУ | |||
"5" | "4" | "3" | "2" | |||||||||
| ||||||||||||
1 | 6а | 1 четверть | 25 | 2 | 10 | 10 | 3 |
|
| 48,0 | 88,0 | 49,9 |
2 четверть | 25 | 1 | 11 | 11 | 2 |
|
| 48,0 | 92,0 | 49,3 | ||
3 четверть | 25 | 2 | 12 | 9 | 2 |
|
| 56,0 | 92,0 | 53,0 | ||
4 четверть | 25 | 2 | 10 | 12 | 1 |
|
| 48,0 | 96,0 | 51,5 | ||
Годовая | 25 | 2 | 11 | 11 | 1 |
|
| 52,0 | 96,0 | 52,6 | ||
Итоговая | 25 | 2 | 11 | 11 | 1 |
|
| 52,0 | 96,0 | 52,6 | ||
|
7а – 2010-2021 уч.г.
№ | Класс | Период | Кол-во уч-ся | Оценки | н/а | осв. | % кач. | % усп. | СОУ | |||
"5" | "4" | "3" | "2" | |||||||||
| ||||||||||||
1 | 7а | 1 четверть | 23 |
| 11 | 12 |
|
|
| 47,8 | 100,0 | 49,4 |
2 четверть | 24 | 4 | 11 | 9 |
|
|
| 62,5 | 100,0 | 59,5 | ||
3 четверть | 24 | 3 | 7 | 13 | 1 |
|
| 41,7 | 95,8 | 51,3 | ||
4 четверть | 24 | 1 | 7 | 13 | 3 |
|
| 33,3 | 87,5 | 44,3 | ||
Годовая | 24 | 2 | 10 | 12 |
|
|
| 50,0 | 100,0 | 53,0 |
Выводы: в музыкальном классе – 8 а – по математике ( % успеваемости – в 6 кл – 96%, в 7 кл. -100%, % качества – 52% и 50%, а СОУ (степень обученности учащихся) – 52,6% и 53 %) - успеваемость, качество и СОУ - находятся на достаточно высоком уровне, средний балл по математике – на достаточном уровне, средний балл по всем предметам 8а музыкального класса – выше, чем в параллельных классах
Средний балл по предмету за учебный период
Предмет: Математика В 6 а кл
6а | 6б | 6в | 6г | ||||||||
Математика | 3,44 | 3,68 | 3,58 | 3,55 | |||||||
Ср. балл по всем предметам | 4,12 | 4,02 | 3,8 | 3,86 | |||||||
Учебный год: 2020/2021 | |||||||||||
Предмет: Алгебра | |||||||||||
| 7а | 7б | 7в | 7г | |||||||
Алгебра | 3,48 | 4 | 3,75 | 3,81 | |||||||
Ср. балл по всем предметам | 4,18 | 4,09 | 3,88 | 3,95 |
Учебный год: 2019/2020
Средний балл по всем предметам 8а музыкального класса
Ежегодно проводится мониторинг оценки качества образования по музыке и художественно-эстетическому воспитанию в школе
II. Мониторинг оценки качества образования
Критерии | Показатели оценки качества | Значения показателей по годам | |||||||
Единица измерения | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021-2022 1 четверть | |||
1.Сроки реализации программы | Этапы 1-2 этапы: 2016-2019 гг 3 этап: сентябрь 2020 – июнь 2022 гг | год | 1-2 этап | 1 -2 этап | 1 -2 этап | 1 -2 этап | 3 этап | 3 этап | |
2.Учебно-воспитательный процесс осуществляемый администрацией | Общее кол-во часов (распределить по часам) | час. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
3. Уровень учебных достижений (оценка)
| успеваемость учащихся реализующих образовательную программу | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
успеваемость обучающихся по школе (в целом) | % | 99 | 99 | 98,3 | 98 | 98 | 99 | ||
качество знаний обучающихся по школе (в целом) | % | 51 | 38 | 39 | 36 | 44 | 56 | ||
кол-во уч-ся, оставленных на повторный год обучения | чел | 3 | 1 | 5 | 11 | 2 | 2 | ||
Оценка индивидуальных достижений обучающихся по предмету математика | % чел | 57,5 | 61 | 62,5 | 62,7 | 59 | 62 | ||
Доля детей проявивших личный интерес к занятиям музыки | % чел | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||
Удовлетворенность учащихся | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||
4. Уровень освоения стандарта | Доля выпускников от общего числа получивших аттестат без троек | % чел | 43 | 33 | 50 | 50 | 52 | 51 | |
Доля выпускников от общего числа получивших аттестат (свидетельство) | % чел | 100 | 100 | 96 | 100 | 100 | 100 | ||
5. Уровень вне учебных достижений | Доля учащихся, участвующих в научно-исследовательской и проектной деятельности в республике | чел | 80 | 80 | 80 | 80 | 106 | 92 | |
Доля участников в районных конкурсах, соревнованиях | чел | 13 | 161 | 234 | 128 | 128 | 250 | ||
Доля участников во всероссийских олимпиадах, конкурсах | чел | 321 | 495 | 384 | 322 | 210 | 280 | ||
Доля победителей в региональных конкурсах | чел | 4 | 4 | 3 | 5 | 5 | 8 | ||
6. Здоровье школьников | Доля обучающихся, занимающихся в кружках, секциях | чел | 760 | 899 | 878 | 877 | 1050 | 1162 | |
Доля несовершеннолетних, совершивших преступления | чел | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | ||
7. Развитие учительского потенциала | Доля учителей музыки имеющих ВО | чел | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Соотношение численности преподавателей 1-й и высшей категории | чел | Высшее - 2 | Высшее - 2 | Высшее - 2 | Высшее - 2 | Высшее - 2 | Высшее- 2 | ||
Доля учителей музыки, принимающих участие в профессиональных конкурсах, грантах различного уровня | чел | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации от общей численности педагогических работников ОУ | чел | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
- Анализ уровня воспитанности и эстетической культуры
При изучении организации внеурочной воспитательной работы и уровня воспитанности и уровня эстетической культуры учащихся используются следующие методы:
- Изучение документации (планов, дневников классных руководителей, отчетов);
- Наблюдение за учащимися и учителями;
- Тематические проверки (посещение уроков, занятий, кружков, клубов);
- Достижения учащихся и творческих коллективов школы.
- Беседы, анкеты, интервью, отзывы и т. д.
- Проведение аналитических срезов, анкет, тестов, что позволяет в динамике отследить становление учащихся, занимавшихся музыкой в течение 8 лет.
Проведено социально-психологическое исследование в следующих классах, в том числе - 8 а (музыкальном) и оркестре народных инструментов:
Выявление уровня воспитанности (приложение 3)
8а | 0,83 |
8б | 0,69375 |
8в | 0,716827 |
8г | 0,686328 |
оркестр | 0,91023 |
Выявление уровня эстетической культуры по самооценке учащихся (приложение 4)
низкий | средний | высокий | |
8а музыкальный (хор «Звукоряд») | 4 | 10 | 6 |
8б | 4 | 10 | 3 |
8в | 7 | 9 | 1 |
8г | 7 | 9 | 1 |
(9, 10, 11 кл.) оркестр народных инструментов | 1 | 6 | 12 |
Выводы: В музыкальном 8 а классе и оркестре народных инструментов по самооценкам учащихся можно сделать следующие выводы, что в этих классах уровень воспитанности и уровень эстетической культуры выше, чем в обычных классах: наблюдается устойчивая и положительная динамика в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. Ежегодно проводится оценка качества художественно-эстетического воспитания в школе, проводятся мониторинговые исследования, и в год завершения эксперимента по проекту «Музыка для всех» за 8 лет, мы пришли к такому выводу, что дополнительное образование художественной направленности оказывает огромное влияние на повышение обученности, воспитанности, на эстетическую культуру учащихся, на развитие личности:
- Уровень учебных достижений (оценка) высокий: успеваемость учащихся реализующих образовательную программу 100%, доля детей проявивших личный интерес к занятиям музыки и художественной направленности – 100%,
удовлетворенность учащихся – 100%.
- Уровень освоения стандарта высокий– 100%, доля выпускников от общего числа получивших аттестат без троек – 51%.
- Уровень вне учебных достижений высокий: доля учащихся, участвующих в научно-исследовательской и проектной деятельности в республике – 92 чел,
доля участников в городских конкурсах, соревнованиях – 43% от общего числа учащихся школы, доля участников во всероссийских олимпиадах, конкурсах – 24%, доля победителей в региональных конкурсах – 23%.
Скрябина Ирина Львовна, старший методист,
кандидат педагогических наук,
учитель высшей категории,
Отличник образования РС(Я),
Почетный работник общего образования РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого мышления детей в условиях дополнительного образования детей
Понятие «творческое мышление»охватываетмыслительныепроцессы, приводящиек получению решений, созданию необычныхи оригинальных идей, обобщений, теорий, а такжехудожественных форм.У многих из нас творчес...
"Социализация и развитие детей-инвалидов в условиях дополнительного образования"
В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные псих...
СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Государственная политика в области традиционной художественной культуры, к сожалению, пока не дает основания говорить, что этот уникальный вид культурной деятельности имеет устойчивую и эффективную за...
Развитие научно-технического творчества в условиях дополнительного образования по Саратовской области
На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу ...
Социально-креативное развитие ребенка в условиях дополнительного образования
Статья для дополнительного образования художественной направленности....
«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»
ВЫПУСНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»...
«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация
laquo;Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация...