«Кружковая работа по войлоковалянию в школе: знакомство детей с декоративно-прикладным искусством башкир».
статья (7 класс) на тему
Художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами декоративно-прикладного искусства - это актуальный, значимый аспект в деле воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кружковая работа по войлоковалянию в школе: знакомство детей с декоративно-прикладным искусством башкир».
Художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами декоративно-прикладного искусства - это актуальный, значимый аспект в деле воспитания.
Декоративно - прикладное искусство влияет на развитие творческого мышления. На необходимость преподавания декоративно-прикладного искусства указывал ещё в 20-гг. XX века психолог, педагог, искусствовед и художник А.В. Бакушинский. Этой проблеме посвящены работы педагогов и психологов: А.П. Усова, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной и др. Многочисленные исследователи детского творчества неоднократно указывали на то, что надо знакомить детей с народным искусством, пробуждая в душе ребёнка первые образные представления о родном крае, о его культуре.
Исследователь детского творчества Н.П. Сакулина убедительно доказывает преимущества развития графических навыков средствами народного искусства: «Знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи вызвали бурное развитие декоративных навыков у детей».
Одним из древнейших видов декоративного творчества башкир является войлоковаляние. Войлок… некогда этот материал был единственным видом текстиля не только для башкир, но и для многих народов особенно кочевых.
Материал из сбитой и скатанной шерсти, хорошо удерживающий тепло, к тому же достаточно влагостойкий, в быту находил разностороннее применение [2].
Войлок (англ. felt – покров, покрывало) – вид непряденного текстиля из натуральной шерсти. Сегодня этот один из самых старых, традиционных материалов вновь преобретает актуальность. Переживающее второе рождение в современном мире, во многом превращаясь в яркую форму художественного выражения, предоставляет педагогу неограниченные возможности не только для эстетического, но и для нравственного и трудового воспитания учащихся.
Занятия по войлоковалянию помогают становлению у детей художественного вкуса, приобретения навыков оценки произведений искусства. Кроме того, занятия развивают такие качества, как усидчивость, целеустремлённость, желание довести дело до конца [1].
Эти занятия развивают фантазию и воображение, технические навыки и изобретательность, композиционное мышление, чувство цветовой гармонии, формируют представление о роли искусства в жизни общества.
Что необходимо знать руководителю кружка по войлоковалянию?
Кружок – это добровольное объединение разновозрастных детей, проявляющих интерес к творческой работе в той или иной области художественной обработки материалов. Основная задача кружков – развитие художественных способностей детей в процессе обучения, формирование эстетических потребностей, воспитания интереса к искусству, понимания его роли в жизни народа.
Участники кружка должны быть примерно одного возраста. Это необходимо для того, что бы построить занятия соответственно с их возростными особенностями, определить методику проведения занятий, правильно спланировать время для теоритической и практической работы. Кружковые занятия должны строиться строго по задуманному плану, составленному на основе эстетических, педагогических, исторических знаний в художественной закономерности.
Большинство занятий в кружке расчитано на длительное время. Кроме того, в кружке значительно шире применяются различные техники и материалы для декоративно-изобразительной деятельности детей. На занятиях по войлоковалянию дети осваивают сухой, мокрый и комбинированный способы валяния.
Кружковая работа позволяет широко знакомить детей с поизведениями народных промыслов, с национальными особенностями культуры народов республики Башкортостан и в целом России.
Для кружковых занятий по войлоковалянию требуется просторное, светлое помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим требованиям. Должен быть свободный доступ воздуха, легко проветриваться. Освещение лучше ближе к естественному. Красивое оформление кабинета, чистота и порядок в нём всё это дисциплинирует детей, способствует повышению у них культуры труда и творческой активности.
Для обогощения знаний ребёнка о войлоковалянии следует обязательно использовать слайды, видеофильмы, мультфильмы, иллюстрации, наглядные пособия и многое другое. Эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребёнка эстетический вкус и имеют позновательную сторону.
Что касается оценки и анализа работ, необходимо учитывать возраст ребёнка, его способности. Критерий качества, свойства, признаки изучаемого объекта, дающие возможность судить о его состоянии и уровне развития. Показатели – это количественные и качественные характеристики сформированности каждого качества, свойства, признаки изучаемого объекта, дающие возможность судить о его состоянии и уровне развития.
Успех работы кружка во многом зависит от руководителя, от его увлечённости своим делом, хорошей организацией занятий, обеспечения необходимым материалом, важную роль играет регулярность занятий и их чётко спланированность. Перед планированием работы необходимо учитывать количество членов кружка, объём времени, тематику занятий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выстовок.
Кружковая работа играет важную роль в приобщении детей, прежде всего, в традиционном искусстве народно - художественных промыслов. Именно в условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы, это и является залогом формирования склонностей к определённой деятельности, в данном случае войлоковалянию.
Литература:
- Мартынов В.Н. Художественный образ //Юный художник, № 8 – 2002, 109 с.
- Шитова С.Н. - Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир. – Уфа: Китап, 2006. – 17 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному и художественному искусству "Золушка".
«Программа по декоративно– прикладному и художественному искусству «Золушка» (составитель: Тулупова О.В., педагог дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчества» ГО Саранск), 2002...
Программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному искусству «Сувенир»
Программа декоративно – прикладного творчества «Сувенир» относится к художественно-эстетической направленности, к образовательной области «декоративно – прикладное искусство». ...
Представление программы дополнительного образования детей по декоративно – прикладному искусству «Сувенир»
Защита образовательной программы...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.
творческая индивидуальность...
Патриотическое воспитание детей через декоративно - прикладное искусство
«Патриотическое воспитание детей через декоративно – прикладное творчество».Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого и...
Урок технологии в 6 классе " Знакомство с миром декоративно-прикладных искусств"
Урок технологии в 6 классе " Знакомство с миром декоративно-прикладных искусств"...
Перспективный план по самообразованию на тему: "Формирование творческих способностей детей посредством декоративно- прикладного искусства"
Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел; воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться п...