Авторская Образовательная Программа дополнительного образования курса "Археология"
рабочая программа (9 класс) на тему

Сапожников Юрий Александрович

 Школьные музеи, как важнейшую составную часть регионального компонента учебного плана общеобразовательной школы, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественного образования и культуры. Участвуя в деятельности школьных музеев, педагоги и учащиеся, помимо решения задач совершенствования методов обучения и воспитания, вносят свой вклад в дело собирания и сохранения объектов культурно-исторического наследия родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr-ma_arheologiya_modif.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                       Министерство образования и науки Республики Адыгея

           Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

                                       образования детей Республики Адыгея

                     «Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея»

                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                         Директор РЦДОД

                                                                                                   _____________  А.И. Кленов

                                                                                                   «____» __________ 2015 г.

                                                                                                      Принята на заседании

                                                                                                     Педагогического совета

                                                                                                            Протокол № ______

                                                                                                       от «____» сентября 2015 г.

                ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

                                          ПРОГРАММА

                        Учебного объединения (кружка) учащихся

                                             АРХЕОЛОГИЯ

        Направленность                                                        туристско-краеведческая

        Срок реализации Программы                                 2 года

        Вид Программы                                                        модифицированная, авторская

        Возраст обучающихся                                              12-16 лет

                                                                                   Программу разработал

                                                                                            Педагог дополнительного

                                                                                                                   образования: Сапожников

                                                                                                         Юрий  Александрович

        

                                                         

                                                         с. Красногвардейское

                                                                    2015

                                                   

                                                Пояснительная записка

 Школьные музеи, как важнейшую составную часть регионального компонента учебного плана общеобразовательной школы, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественного образования и культуры. Участвуя в деятельности школьных музеев, педагоги и учащиеся, помимо решения задач совершенствования методов обучения и воспитания, вносят свой вклад в дело собирания и сохранения объектов культурно-исторического наследия родного края.

Направленность программы – туристско-краеведческая.

Актуальность программы – приобщение и знакомство с основами археологии, изучение непосредственных остатков человеческой деятельности в древности дает возможность реконструировать не только их экономическую историю и духовную культуру, но и в целом процесс исторического развития.

Новизна программы заключается в выявлении и собирании источников об археологических памятниках природы, истории и культуры своего района и региона проживания.

Практическая значимость программы состоит в привитии и усвоении учащимися навыков поисково-исследовательской работы.

Педагогическая целесообразность – в углублении и расширении знаний на основе углубленного изучения истории родного края, его археологического прошлого.

Связь программы с уже существующими программами. Дополнительная образовательная программа «Археология» составлена с учетом материала других программ краеведческой направленности.

Вид программы – модифицированная.

Цель программы:

 - знакомство школьников с древнейшими периодами нашей истории, с процессом

 возникновения жизни на Земле, становления человечества, формирование у них материалистического мировоззрения и  приобретение навыков практической научно-исследовательской работы, воспитание патриотизма и  гражданственности, социальной ответственности, любви  к своей Отчизне и уважительного отношения к другим народам;

Задачи программы:

Обучающие

- на основе имеющихся базовых знаний по истории, научить применять их для решения      познавательных и практических задач;

- научить навыкам практической научно-исследовательской работы;

Развивающие

- развить интерес детей к предмету;

- приобщить их к углубленному изучению исторического прошлого родного края по вещественным источникам;

- развивать умения получать, сопоставлять и анализировать необходимую информацию из  разнообразных источников;

Воспитывающие

- воспитать у них материалистическое мировоззрение;

- воспитать чувства патриотизма, гражданственности и социальной ответственности, любви к своей Отчизне и уважительного отношения к другим народам.

Приобщение детей к работе способствует развитию историзма их мышления, знакомству с основами   археологии,  полевой работой археологов, топографии и туризма.

Отличительной особенностью данной программы, является организация занятий археологией, что вырабатывает у детей трудолюбие, приучает к усидчивости и дисциплинированности при работе с музейными экспонатами, способствует развитию их аналитического мышления, дает дополнительные знания по истории и культуре народов нашей Родины.

Этапы реализации программы – программа рассчитана на постоянное усложнение материала, усвоение его в период перехода от одного уровня к другому, в их преемственности и взаимосвязи.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 12-17 лет.

Состав группы – постоянный в течение учебного года или переменный во время каникул.

Особенности набора детей – набор в группу свободный.

Количество обучающихся – по годам обучения :

1-й год обучения  -  15 человек.

2-й год обучения – 10-12 человек.

Срок реализации дополнительной образовательной программы:

 - продолжительность образовательной деятельности 2 года.

Форма обучения - очная.

Формы и режим занятия:

Основные формы организации образовательного процесса по программе:

- индивидуальные и групповые занятия;

- практические и теоретические;

- учебно-исследовательские

- практические - реставрационные

Выбор формы занятий зависит от темы, сложности, а так же от особенности контингента обучающихся.

Режим занятий:

Количество часов - 324 час.

Количество занятий в неделю - 9 час( по 3 часа-раза в неделю)

Система отслеживания и оценивания результатов обучения  детей по данной программе:

Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения:

Обучающиеся должны знать:

- основные термины  в археологии и туризме;

-археологическое прошлое страны;

- историческое и биологическое прошлое «малой родины»;

- историю археологических памятников родного края и  населенного пункта;

- основы начальной туристской подготовки;

- элементы начальной топографической подготовки;

- правила поведения в походе и экспедиции;

- способы ориентирования с компасам;

 - начальные сведения о возможных травмах и заболеваниях в походе, экспедиции;

- историю музейного дела в России:

- правила работы с музейными экспонатами и документами;

-технологию подготовки и проведения экскурсии в школе.

Обучающиеся должны уметь:

- сопоставлять и анализировать археологическую информацию из разнообразных источников;

- применять полученные знания по истории родного края для решения познавательных и практических задач;

- моделировать и макетировать археологические предметы;

- описывать экскурсию, поход, экспедицию;

- самостоятельно работать с источниками и документами;

-выполнять требования по технике безопасности на занятиях, во время походов, экспедиции и экскурсий;

- обращаться с туристским снаряжением;

- технику и тактику туризма, ориентирования и краеведения в объеме программы первого года обучения.

К концу второго года обучения

 Обучающиеся должны знать:

 -историю археологической науки;

 -геологическое прошлое Земли;

           - основы нумизматики;

 - особенности архитектурных стилей;

 -методику археологических раскопок;

- правила организации археологической экспедиции;

- технику и тактику туристской подготовки.

 Обучающиеся должны уметь:

-применять знания по археологии для решения практических работ;

-различать достоинства монет разных эпох;

-выявлять и сопоставлять архитектурные стили;

-владеть методами и способами реставрационных работ;

-подготовить и организовать археологическую экспедицию

-технику и тактику туризма, ориентирования и краеведения в объеме программы второго года обучения

 Способы учёта знаний, умений:

- практикумы;

- зачёты;

- участие в краеведческих чтениях, районных и республиканских, краеведческих, исследовательских  конкурсах, олимпиадах и  научно- практических конференциях.

Формы работы:

- теоретическая  (лекции, теоретические занятия, исследования);

- практическая (формирование музейных коллекций, реставрация;

 - реконструкция и восстановление экспонатов);

 -проектная (изучение методической литературы, сборников и опыта работы подготовка карт, терминологических словарей конференции и экскурсии);

 - научно-исследовательская  (поиск, исследование и изучение  археологических находок, их классификация и систематизация);  

 -туристская (организация походов и научно-поисковых  экспедиций)    

При работе по данному плану детьми приобретаются следующие умения и навыки:

•        поисковая творческая работа;

•        структурирование, анализ и синтез информации;

•        интеграция информации из разных отраслей знания;

•        умение исследовать имеющуюся информацию и творчески ее применить;

•        умение самостоятельно работать и организовывать себя;

•        умение работать в группе;

•        умение выступать перед аудиторией в качестве лектора или экскурсовода.

Критерии отслеживания образовательного уровня обучающихся.

Система оценки результатов уровневая: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Критерии оценки:

Высокий уровень

- воспитанник  хорошо знает теоретические основы по соответствующей теме и самостоятельно реализует полученные знания в практической деятельности.

Средний уровень

- воспитанник знает теоретические основы по соответствующей теме, но нуждается в помощи при реализации полученных знаний в практической деятельности.

Низкий уровень

- воспитанник недостаточно усвоил теоретические основы по соответствующей теме, практическую деятельность может осуществлять только под чьим-либо руководством.

Механизм отслеживания образовательного уровня:

- тесты, творческие задания, оформленные стенды или экспозиции  ( после каждого раздела программы).

- анкетирование, наблюдение (в течение года).

- анализ, творческие выставки, экспозиции, летописи, воспоминаний (1-е и 2-е полугодие).

Результатом выполнения программы для обучающихся является создание музея о своем населенном пункте, а значит и о друзьях, их родителях и земляках. Процессом поиска и радостью находок  воспитанник может делиться на краеведческих конференциях обучающихся республики. Педагог получит возможность отслеживать туристские и краеведческие достижения своих воспитанников.

Подведение итогов: - промежуточная аттестация  после первого года обучения;

-итоговая аттестация  после второго года обучения.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

объединения «Археология»

первый год обучения

 НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ

ВСЕГО

КОЛИЧЕСТВОЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Краеведение. Понятие об археологии. Археология как наука.

9

9

2.

Место археологии среди исторических наук.

9

9

3.

Методика археологических работ.

14

9

5

4.

Древний каменный век (палеолит).

3

3

5.

Неолитические поселения и могильники Кавказа.

18

15

3

6.

Энеолит.

3

3

7.

Бронзовый век на территории Кавказа.

3

3

8.

Первые древние государства на Кавказе.

18

18

9.

Железный век на Северо-Западном Кавказе.

12

12

10

Причерноморье в античное время.

18

18

11

Племена Северо-Западного Кавказа в раннем железном веке.

12

12

12

Народы Кавказа в эпоху переселения народов.

18

18

13

Происхождение славян.

18

18

14

Материальная культура восточных славян.

18

18

15

Археологические памятники Древней Руси.

24

24

16

Археологические культуры и местные археологические памятники.

27

18

9

17

Моделирование и макетирование, археологический рисунок.

24

9

15

18

Основы туристско-экспедиционной работы.

49

15

34

19

Школа экскурсовода.

24

9

15

20

Подведение итогов года.

3

3

21

Промежуточная аттестация. Участие в Открытом Первенстве Республики Адыгея по туризму и краеведению.

Итого:

324

240

84

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                               ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 1. Краеведение. Понятие об археологии. Археология как наука.

Краеведение, ее место в исторической науке. Понятие археологии как отрасли исторической науки. Связь археологии и краеведения. Изменение характера археологии за последние десятилетия.

2.  Место археологии среди исторических наук.

Археология как основа исторических представлений и знаний о древнейшем прошлом человечества. Археология и этногенез. Археологические находки и их

значение для установления областей обитания племен и племенных союзов.

3. Методика археологических работ.

Полевая работа, особенности работы на размывах. Способы датировки археологических находок. Относительная и абсолютная хронология. Совершенствование хронологических исследований. Категория археологических памятников. Понятие об археологической культуре. Методика раскопок отдельных археологических памятников.

 Практические занятия. Составление археологических планов и чертежей, разрезов культурного слоя. Выход на полевые работы.

4. Древний каменный век (палеолит)

Периодизация палеолита. Флора и фауна палеолита. Палеолитические стоянки и человек палеолита. Орудия труда эпохи палеолита, техника их изготовления.

Палеолитические памятники Северо-Западного Кавказа.

5.  Неолитические поселения и могильники.

Люди неолита, виды их хозяйственной деятельности. Неолитические племена

Средней Азии и Кавказа. Стоянки неолита. Неолитическая материальная культура. Родовой строй. Способы датировки в неолите.

 Практические занятия. Посещение Национального музея Республики Адыгея, отдела археологии и обработка материалов датировки в неолите для музейных предметов.  

6. Энеолит.

Культуры первых земледельцев Северо-Западного Кавказа. Трипольская культура. Типы поселений. Керамическое производство. Орудия труда, украшения. Погребения трипольской культуры.

 7. Бронзовый век на территории Кавказа.

Древнейшие очаги металлургии бронзы, способы ее обработки. Бронзовый век Кавказа и Закавказья. Типы могильников, остатки поселений эпохи бронзы.

Керамика эпохи бронзы. Виды хозяйственной деятельности эпохи бронзы.

 8. Первые древние государства на территории Кавказа.

Города – крепости. Техника каменного строительства. Ирригационные сооружения. Орудия труда. Вооружение, украшения, письменность. Виды хозяйственной деятельности. Религиозные представления.

 9. Железный век на Северо-Западном Кавказе.

Техника и организация железоделательного производства. Первые железные орудия труда и вооружение. Значение железа для человека. Качественный переворот хозяйственно-экономической деятельности. Кочевое скотоводство. Скифо-сарматский период. Курганные захоронения (царские курганы).

10.  Причерноморье в античное время.

История раскопок античных городов: Ольвия, Хесонес, Пантикапей, Фанагория.  Каменное строительство. Катакомбная культура. Орудия труда, предметы вооружения. Виды хозяйственной деятельности. Местные племена и их роль в  культуре причерноморских городов.

11. Племена Северо-Западного Кавказа в раннем железном веке.

Виды хозяйственной деятельности. Орудия труда и вооружение. Виды поселений.

Могильники. Предки народов, живущих ныне на Северо-Западном Кавказе, в раннем железном веке. Понятие об этногенезе. Топонимика. Особенности материальной культуры племен железного века Закавказья.                                                                                                                                            12.  Народы Кавказа в эпоху переселения народов.  Гунны, болгарские племена, аланский племенной союз. Типы поселений. Материальная культура. Бескурганные могильники и курганные погребения. Пути продвижения отдельных племен и народов. Хазария.

 13.Происхождение славян.

Индоевропейские группы народов. Анты и склавины. Ранние славяне в Западной

Европе. Расселение славянских племен. Западные восточные и южные славяне.

Образ жизни и занятия восточных славян. Земледельческая культура восточных

славян. Восточные славяне и их соседи.

14. Материальная культура восточных славян.

Орудия пашенного земледелия. Предметы вооружения, быта, ремесленное производство. Типы поселений. Выделение ремесел, появление племенных городов. Религия восточных славян. Язычество.

15. Археологические памятники Древней Руси.

Могильники Сунгиря и Владимира. Проторусы. Русы-бореалы. Русь Киевская.

Раскопки в Киеве. Дружинные могильники. Городища. Предметы материальной культуры восточных славян. Монументальные археологические памятники.

 16.  Археологические культуры и местные археологические памятники.

Понятие археологической культуры. Хронологические рамки  археологических культур. Относительная хронология. Археологические памятники Закавказья и Причерноморья.

Практические занятия.

Могильники и курганы. Памятники материальной культуры. Маршрутное обследование для выявления местных археологических  памятников района и республики.

 17. Моделирование и макетирование, археологический рисунок. 

Понятия моделирования и макетирования. Археологический рисунок. Реконструкция.

 Практические занятия

 Лабораторные работы с материалом музея. Реконструкция предметов для школьного музея.

18.Основы туристско-экспедиционной работы.

 Основы безопасности при проведении походов, экспедиций. Правила поведения во время туристских походов, экспедиции. Правила поведения в учебных и досуговых учреждениях, музеях.

Туристское снаряжение и  правила ухода за ним. Личное и групповое снаряжение. Туристские узлы и их назначение, основные способы страховки и самостраховки.

Туристская группа на экскурсии, в походе, экспедиции. Строй туристской группы. Ритм и темп движения. Взаимопомощь в туристской группе. Бивак, требования к бивакам, устройство и оборудование бивака.

 Понятие топографии. Топографическая карта. Узловые топографические знаки. Туристское и экспедиционное ориентирование. Азимут, компас, карта Движение по азимуту. Движение через промежуточные ориентиры.  Действия при потере ориентировки. Основные приемы доврачебной помощи.

Практические занятия.

Овладение навыками пользования  личного и группового снаряжения и применения его. Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Планирование и организация бивака на местности. Упражнения на запоминание условных знаков.

 Ориентирование по местным предметам. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Прохождение азимутальных отрезков.  Обработка результатов похода, экспедиции.

 19. Школа экскурсовода.

Организация школьного музея. Профиль и название музея. Права и обязанности актива школьного музея. Охрана труда и техника безопасности в фондовых и иных помещениях музея. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Технология коллективного проведения экскурсии в школьном музее по памятным местам района. Развитие творческой активности. Участие в организации и проведении конкурсов. Сбор и оформлений воспоминаний ветеранов

Практические занятия. Прослушивание экскурсий разных типов (по населенному пункту, в музее, по памятным местам).

 20. Подведение итогов года. Разбор деятельности каждого участника, его вклад в общее дело. Подведение итогов индивидуальных  проектов. Планы на следующий учебный год.

 21. Промежуточная аттестация.  Практические занятия.

 Участие в Открытом Первенстве Республики Адыгея по туризму и краеведению.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

объединения «Археология»

второй год обучения

П/П

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ

ВСЕГО

 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Археология, ее связь с другими науками.

9

9

2.

История археологической науки в России.

9

6

3

3.

Специализация археологии по времени, территории и методам работы.

9

6

3

4.

Геологические прошлое Земли.

9

9

5.

Палеоантропология и археология.

9

9

6.

Мезолит Кавказа.

3

3

7.

Археологические культуры древности.

12

6

6

8.

Археология Греции и Египта.

12

9

3

9.

Основы нумизматики.

12

9

3

10.

Архитектурные монументальные памятники.

18

12

6

11.

Древнерусская монументальная архитектура.

18

12

6

12.

Археологическая разведка.

18

6

12

13.

Археологические раскопки на территории Адыгеи.

18

12

6

14.

Методика археологических раскопок.

18

6

12

15.

Подготовка к весенне-летней археологической экспедиции.

51

12

39

16.

Основы туристско-экспедиционной работы.

60

15

45

17.

Школа экскурсовода.

33

9

24

18.

Итоговая аттестация.  Участие в Открытом Первенстве Республики Адыгея по туризму и краеведению.

Итого:

324

159

165

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 1. Археология, ее связь  с другими науками.

Археология и этнография. Археология и открытие новых письменных источников. Археология и антропология. Связь археологии с геологией и палеонтологией. Археология и история архитектуры. Археология и история техники. Археология и вспомогательные исторические дисциплины.

 2. История археологической науки в России.

Археология и музейное дело в России. Археологические учреждения в России.

Краеведческие и археологические музеи в России.

 Практические занятия. Охрана архитектурных памятников. Посещение архитектурных памятников района.

3. Специализация археологии по времени, территориям и методам работы.

Археология каменного века, античная археология, скифо-сарматская археология, средневековая археология, славянская археология.

Практические занятия. Археология Северо-Западного Кавказа. Экскурсия в Национальный музей Республики Адыгея.

4. Геологическое прошлое Земли.

Понятие о геологических эрах и периодах. Способы датировки геологических периодов. Палеонтология. Основные виды горных и осадочных пород. Окаменелости, их происхождение и виды. Ледниковый период. Разломы земной коры.

 5. Палеоантропология и археология.

Ископаемые предки человека, австралопитек, питекантроп, неандерталец, гейдельбергский человек. Гоминиды. Характеристика отдельных видов ископаемых гоминид. Явления атавизма. Реконструкция лица человека. Определение возраста человека. Труд и становление человека.

6. Мезолит Кавказа.

Стоянки и поселения в период мезолита. Мезолит Кавказа. Мезолитические погребения. Наскальные рисунки. Микролиты и вкладышевая техника. Первые изделия из глины.

 7. Археологические культуры древности.

Местные археологические памятники. Выходы на местные археологические памятники. Глазомерная съемка местных археологических памятников.

Практические занятия. Выходы на местные археологические памятники  района. Глазомерная съемка местных археологических памятников.

 8.  Археология Греции и Египта.

Памятники архаического периода. Крито-микенская культура. Грческая торговля и колонизация. Греческая скульптура и терракота. Поселения времени неолита и бронзы в долине Нила. Египетская письменность. Погребальные обряды. Храмы и пирамиды. Технические изобретения египтян. Египетская хронология. Практические занятия.

Виртуальная экскурсия по теме памятники архаического периода.

9. Основы нумизматики.

Понятие нумизматики. Нумизматика как отрасль исторической науки. Нумизматические археологические находки. История монетного дела. Монетное дело Востока. Деньги как исторический источник.

 Практические занятия.

Сбор материала по нумизматическим археологическим находкам республики.

10. Архитектурные монументальные памятники.

Дольмены, менгиры, кромлехи. Архитектурные стили, приемы строительства.

Памятники архитектуры Греции, Вавилона, Римской империи, Руси. Романский стиль, готика.

 Практические занятия. Посещение музея АГУ, отдела археологии, встреча с археологом  Н.ГЛовпаче. Экскурсия по дольменам  Хаджоха Майкопского района.

11.Древнерусская монументальная архитектура.

Принципы и техника древнерусского деревянного зодчества. Техника каменного строительства Древней Руси. Стили древнерусской архитектуры домонгольского периода. Архитектурный декор. Архитектурная терминология.

 Практические занятия.  Составление словаря архитектурной терминологии.

 12. Археологическая разведка.

Геология и археология. Расположение однородных археологических памятников в сходных геологических условиях. Археологические памятники и речные размывы. Археологическая разведка и археологические карты. Сведения об археологических памятниках, опрос населения. Маршрутное обследование для выявления археологических памятников.

Практические занятия.

Сбор и обработка материалов об археологических памятниках, опрос населения. Маршрутное обследование для выявления археологических памятников.

13. Археологические раскопки на территории Адыгеи.

Уляпские погребальные курганы. Местные курганные захоронения. Археологические находки на размывах Тщикского водохранилище. Палеонтологические находки Юрского периода. Дольменная культура.

Практические занятия.

Экспедиция на размывах Тшикского водохранилище. Полевые работы  с выходом на местные курганные захоронения.

14.Методика археологических раскопок.

Раскопка древних поселений. Шурф, раскоп, стратиграфия. Перекопы, культурный слой. Могильный комплекс, особенности его раскопа. Коллективные погребения.

Практические занятия.

Методика раскопа монументальных памятников. Техника обмеров.

Составление археологических планов и чертежей, разрезов культурного слоя.

Система фиксации археологических находок. Охрана памятников истории.

 15. Подготовка к весенне-летней археологической экспедиции.

Топография. Составление карты маршрута. Туристское ориентирование. Навыки  ориентирования по солнцу и предметам местности, по компасу и карте.

16.Основы туристско-экспедиционной работы.

Инструкция по организации и проведению туристических походов. Виды походов, понятие «школьная экспедиция». Участники экспедиции. Права и обязанности участников похода. Распределение обязанностей в группе. Маршрутный лист и маршрутная книжка. Отчетная документация. Требования к отчету. Медицинские требования к участникам похода. Медицинская аптечка. Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при различных травмах. Основы топографии и ориентирования. Азимут. Движение по азимуту. Учет и хранение археологических материалов в полевых условиях.

Практические занятия.

Подбор экспедиционной группы. Разработка маршрута. Комплектование медицинской аптечки. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. Ориентирование по местным предметам.  Изготовление полевых документов учета и описания археологических материалов.

17. Школа экскурсовода.

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и археологического наследия музейными средствами. Виды экскурсии. Объекты экскурсии. Приемы подготовки экскурсии. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Подготовка и проведение экскурсии по населенному пункту и памятным местам. Объекты экскурсии по населенному пункту и памятным местам, их классификация. Особенности экскурсионной работы в школьном музее.

 Практические занятия:

 Заслушивание и обсуждение тематических экскурсий. Разработка текста экскурсии по выбранной теме. Проведение экскурсии по своему населенному пункту. Обсуждение и разбор экскурсии.

18. Итоговая аттестация.

Участие в Открытом Первенстве Республики Адыгея по туризму и краеведению.

                                     

                                            Методическое обеспечение программы.

  - методические разработки занятий:

- поурочные разработки

- учебно-методическая литература

Дидактический и лекционный материалы:

-  Основы Археологии, Лопатин В.А.: лекции

-  Вестник Археологии:  Майкоп, 1975-1985 г.г.

- Туманов В.Е.,  Школьный музей. ЦДЮТиК, 2003.

  - Экспозиции школьного музея

- Учебные презентации по Археологии

Перечень методических материалов:

- Чеучев Н.Ш.  Организация историко-краеведческой работы школы. Майкоп,1987.

- Краеведение:  пособие для учителя/под ред.А.В.Даринского-М;1977

- Журнал регистрации музейных экспонатов.

- Журнал учета музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1. Наличие специальной и научно-методической   литературы (библиотечка)

2. Наличие помещения для проведения занятий с кружковцами.

3.Помещение и оборудование для экспонирования и хранения экспонатов.

4.Музейный актив из числа обучающихся и педагогов.                            

5.Музейная экспозиция.

6.Журналы регистрации музейных экспонатов.

7.Журналы учета музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

8.Устав музея, свидетельство о регистрации.

9.Технические средства обучения (видеопроектор, фильмоскоп и т.п.)

10.Интернет (желательно)

 

КРАТКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА

Авдусин Д.А.  Археология СССР.  М; Высшая школа, 1967.

Авдусин Д.А.  Археологические разведки и раскопки.  Изд-во МГУ, 1979.

Арциховский А.В. Основы археологии.  М; Госполитиздат,1954.

Вестник археологии.  Майкоп;  1972-1985 г.г.

Археологические открытия.  1975-1979 г.г. М; Наука.

Матюшин Г.А.  Археология в школе. М; Просвещение, 1964.

Блаватский В.Д.  Античная археология Сев. Причерноморья. М; Наука.1961.

Крупнов Е.И.  Древняя история Северного Кавказа. М; Изд-во АН СССР,1954.

Триста веков искусства. Сборник научных очерков. Изд-во Искусство,1976.

Греков Б.Д.  Киевская Русь. Учпедгиз, 1949.

Асов А.И.  Славянские руны и «Боянов гимн». М; «Вече», 2002.

Сокровище российских древностей. Описание Архангельского Московского

Собора. Репринтное издание. 18 в.

Историки античности в двух томах. Изд-во Правда, 1989.

Туманов В.Е.  Школьный музей. ЦДЮТиК, 2003.

Чеучев Н.Ш. Организация историко-краеведческой работы школы. Майкоп,1987.

Краеведение: пособие для учителя/под ред.А.В.Даринского-М;1977.

 

КРАТКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫДЛЯ КРУЖКОВЦЕВ

Алексеев В.П.  История первобытного общества. М; Наука, 1968.

Амальрик А.С.  В поисках исчезнувших цивилизаций. М; Наука, 1966.

Верестов В.  Меч в золотых ножнах. М; Детгиз, 1964.

Блаватский В.Д.  Открытие затонувшего мира. М; Наука, 1963.

Гуревич А.Я.  Походы викингов. М; Наука, 1966.

Гумилев Л.Н.  Открытие Хазарии, М; Наука, 1966.

Кацва Л.А., Юрганов А.Л.   История России 8-15 в.в. Учебник для 7 кл. М; 1996.

Горянов С.Г., Егоров А.А.  История России 9-18 в.в. Учебник для 8 кл. М; 1996.

История культуры Др.Руси/под ред. Б.А. Рыбакова. М; АН СССР, 1949.

Кузнецов В. А.  Аланские племена Северного Кавказа.– МИА 1962. № 106.

Ляпушкин И. И. Памятники салтовомаяцкой культуры в бассейне р. Дона.–МИА,1958, №62.

Магомедов М. Г.  Хазарские поселения в Дагестане. – СА, 1975, № 2.

Магомедов М. Г.  Древние центры Хазарии. – СА, 1975, № 3.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ;

  1.  http://arheologija.ru/ 
  2.  www.archeologia.ru/Library/Book/A
  3.  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/avd2/01.php
  4.  geocities.ws/yywumfy/16/956.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Путь к здоровью"

Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.Во все ...

Каратэ. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей

Образовательная программа дополнительного образования детей по содержанию является физкультурно-спортивной; по функциональному предназначению – специальной; по форме организации – индивидуально-ориент...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Школьный театр"

Данная программа дополнительного образования  детей имеет Сертификат  участия   в конкурсе авторских образовательных программ на базе Федерального института образования  (2012...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Квиллинг»

Знакомство с квиллингомТехники квиллингаХудожественное моделированиеСоставление композицийОформление работТворческий проектВыставки  работ, участие в конкурсах...