Формирование «информационной» культуры личности на уроках МХК
статья по мхк по теме
В статье говорится о том, что интенсивное развитие вычислительной техники обусловило формирование информационного пространства. Современные информационные технологии сделали возможным доступ каждого ученика к огромному количеству информации. Ученик сегодня вынужден адаптироваться к новым условиям существования – ускоряющемуся развитию технических возможностей и многократному увеличению количества доступной информации. Самым тревожным симптомом, характеризующим низкий уровень «информационной культуры» учеников, является то, что они не осознают своей некомпетентности в области «информационной» деятельности. Не представляют ценности специальных знаний и умений в области «информационного» самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, самообразовательной, досуговой и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_informacionnoy_kultury_lichnosti_na_urokah_mhk.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санькова Светлана Александровна
Учитель музыки и МХК
СОШ № 13, г. Нерюнгри РС(Я)
Формирование «информационной»
культуры личности на уроках МХК
Современное общество вступило в фазу активного информационного развития. Интенсивное развитие вычислительной техники обусловило формирование информационного пространства. Ученик сегодня вынужден адаптироваться к новым условиям существования – ускоряющемуся развитию технических возможностей и многократному увеличению количества доступной информации.
Методы и процедуры, при помощи которых учащиеся получают информацию, быстро изменяются. Ежедневно многие пользователи просматривают методом браузинга (с использованием программ Netscape или Internet Explorer и других) сети Web с целью отыскания более широкого круга источников информации, чем это было возможно в прошлом. Несмотря на изменение характера информации, пользовательского интерфейса и интерфейса передачи данных, становящихся все более совершенными, но и более сложными, остается открытым вопрос: как ученик может наиболее эффективно использовать возможности доступного ему инфопространства, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать для этого.
Успешное функционирование ученика в условиях быстро развивающегося «информационного» общества неразрывно связано с его способностью к учению и самообучению, со способностью найти, оценить и использовать информацию с применением всех доступных технологий, с его «информационной» грамотностью и культурой.
Поэтому очень важно уже с юных лет воспитывать у ребенка потребность в получении знаний, прививать ему новые навыки самостоятельного поиска и систематизации информации.
Современные информационные технологии сделали возможным доступ каждого ученика к огромному количеству информации. Но возможность обладания не есть обладание. Чтобы доступ к информации превратился в обладание информацией, ученик должен быть подготовлен сразу в двух направлениях:
- Владеть современными технологиями работы с информацией;
- Обладать определенными интеллектуальными качествами.
Поэтому необходимо:
- Поднимать уровень общей грамотности на более высокий уровень, чем традиционное умение читать и писать;
- Уделять внимание развитию интеллектуальных навыков боле высокого порядка, требующих аналитических способностей, оценочных, дедуктивных, которые позволят решать задачи, которые стоят перед обществом в настоящем и встанут в будущем.
Сегодня задача первостепенной важности – формирование «информационной культуры личности», прежде всего, подрастающего поколения. В школе учителя становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня «информационной культуры» у учащихся. Особое значение имеет проблема повышения «информационной культуры» и внедрения новых информационных технологий, обеспечивающих доступ ученика к сокровищам национальной и мировой «культуры».
Формы и методы работы по формированию «информационной культуры» у учащихся модернизируются в соответствии с требованиями времени. Основными из них являются уроки «информационной культуры», во время которых учащиеся обучаются поиску информации в электронных базах данных, Интернете, сайтах; рациональной работе с книгой, ориентации в структуре различных изданий, в том числе справочных. Также происходит обучение аналитико- синтетической переработке информации (составлению конспектов, докладов, обзоров, аннотаций, рефератов и т.п.).
Самым тревожным симптомом, характеризующим низкий уровень «информационной культуры» учеников, является то, что они не осознают своей некомпетентности в области «информационной» деятельности. Не представляют ценности специальных знаний и умений в области «информационного» самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, самообразовательной, досуговой и т. д.
Следует выделить элементы информационного поведения:
- Осознание необходимости информации и формулирование информационной цели;
- Поиск объекта, обладающего информационным ресурсом;
- Использование информационного ресурса.
Информационная потребность в своем примитивном виде (как потребность в новых впечатлениях) присуща всему живому. Осознание информационной потребности можно рассматривать как первый шаг на пути формирования «информационной культуры личности».
Среди качеств, составляющих «информационную культуру личности», с уверенностью можно выделить две группы:
- Предметно – операциональные:
- владение техническими средствами, помогающими выполнять операции с данными, представляющими информацию
- Интеллектуальные:
- Осознание информационных потребностей;
- Способность порождать смысл – формулировать мысли;
- Навыки системного анализа информационных объектов.
Системное мышление не условие, а суть «информационной культуры личности». Поэтому необходимо научить ученика воспринимать любой информационный продукт как систему. А чтобы понять систему, нужно исследовать ее структуру и способы взаимодействия структурных элементов.
В нашей школе созданы условия, для формирования «информационной культуры» у учащихся.
Использование компьютерных телекоммуникаций в учебном процессе позволяет реализовать идеи личностно – ориенированного обучения в школе, опережающего образования, демократизации системы обучения. Наиболее эффективной формой работы с ресурсами Интернета являются сетевые проекты. Анализ проектной деятельности показал, что она ориентирована на дополнительное или углубленное обучение.
В результате сотрудничества учителей по разным предметам: литература, история, география, НКЯ и МХК с учащимися 11 классов, в нашей школе был создан сайт «Республика САХА (Якутия)». Якутия стала родиной для многих учеников нашей школы. Сейчас мы переживаем большие сложности – бездуховность, безнравственность – основные критерии идеологии, которую нам навязывают с Запада. Из нас делают общество равноничтожных, легкоуправляемых. Человек выброшен в бездушную модель современного общества. И чтобы выстоять, нужно хорошо знать и понимать не только мировую культуру, но культуру своего народа. В жизни страны значительную роль играют не только экономические и социальные факторы, но и культурные. А культура охватывает очень много – и весь круг идей, и искусство, и нравственность. Ведь культура – живой процесс человеческой деятельности, поэтому важно не только создавать, но и сохранять накопленное веками. Нарушение преемственности культуры приводит к тяжелым последствиям. И сейчас особенно важно об этом помнить. Нам необходимо сохранить основы духовно- нравственного потенциала. Уберечь истинные ценности от разрушения. Сегодня часто можно видеть детей и подростков – равнодушных и пустых, эмоциональная глухота – самое характерное их качество; серые сочинения, убогая, стандартная речь, словарный запас ограничен. Наши дети не умеют говорить. Так как не могут чувствовать – они привыкли к тому, что мы, взрослые, пытаемся вложить в них знания – нужные и ненужные. Детям сложно разобраться в потоке информации, уловить связь эпох, стилей, потому что нет специальной подготовки для встречи с искусством.
Цель создания сайта - систематизировать разрозненную информацию о культурном наследии народов Якутии.
Теперь каждый ученик и учитель – предметник имеет возможность получить необходимую информацию из любого раздела сайта по интересующему его вопросу, и использовать ее на уроках и во внеурочной деятельности. Работа над каждым из разделов потребовала от создателей сайта знакомства с дополнительной литературой, биографическими источниками, умения систематизировать, оформлять и размещать материалы в информационном пространстве. Самостоятельная работа ученика по составлению таких программ – полный простор для творчества и возможность заинтересовать большее количество ребят предметами гуманитарного цикла.
Сайт «Республика САХА (Якутия) эффективно востребован в учебном процессе, так как создана среда, которой свойственно:
- Информативность (тематическая учебная информация является основой, на которой идет усвоение новых знаний и умений учащимися, просмотр и отбор материалов средств массовой коммуникации);
- Системность (выстраивание взаимосвязей между имеющимися знаниями и получением новой информацией);
- Ориентированность на социокультурные проблемы, помогающие дать учащимся представления о нравственных, эстетических, этических ценностях. При этом формирование понятий происходит на основе ассоциаций, обобщений, абстрагирования явлений и т. п.;
- Целенаправленность на комплексное рассмотрение информационных текстов (сообщений, презентаций и пр.) помогающих достижению цели учебного предмета;
- Демократичность, проявляющееся в личностно – ориентированном подходе на основе идей гуманизации педагогических отношений, а также оказании помощи в понимании себя и определении отношения к социокультурному окружению.
Литература:
- А.А.Журин. Художественные видеофильмы на уроках химии
- О.Ю.Гончарук. Разработка новых подходов к обучению химии через решение задач медиаобразования. Выступление на «Московском педагогическом марафоне учебных предметов», 10 апреля 2002г.
- А.А.Журин. Медиаобразование на уроках химии.
- Д.Ю.Добрынин, А.А.Журин. Интернет в обучении химии.
- А.А.Журин. Научно недостоверные сообщения средств массовой информации и обучение химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.
Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...
Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии
Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии...
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...
Современные технологии и методики эффективного усвоения материала на уроках информационной культуры личности.
Каждый педагог хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавани...
Информационная культура учащихся. Формирование информационной культуры у учащихся.
Проблема познавательной активности,этапы формирования познания учащихся,роль образовательного учреждения в формировании познания...
Обзор методической литературы «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»
Предлагаемый Вашему вниманию обзор методической литературы был проведён в рамках городской конференции руководителей детского чтения «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ И ОБРА...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики
В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...