Программа интеллектуального объединения учащихся "Физика в задачах
рабочая программа (10 класс) на тему

Галалюк (Мазарчук) Виолетта Владимировна

Программа разработана для учащихся 10 классов и позволяет углубить знания по физике благодаря решению задач повышенного и высокого уровня сложности по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fizika_v_zadachah_10_klass.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная гимназия № 6»

«Рассмотрено»

на заседании научной кафедры
________________________
________________________
Протокол № ___

от __»___________200___г.

Руководитель НК

_____________ (_________)

«Согласовано»


заместитель директора по УВР
_____________/______________/
     «___»____________20____г.

«Утверждаю»


приказ № ___
от «__»__________200___г.
директор
____________/В.А Уткин


ПРОГРАММА

творческого объединения учащихся 10-ых классов

«Физика в задачах»

на 2011 - 2012 учебный год

Составитель:

Галалюк Виолетта Владимировна,

учитель физики

высшей квалификационной категории

 









г. Архангельск
2012 год


Пояснительная записка

Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных школьников, создания условий для их развития и наиболее целесообразного использования их способностей.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Олимпиады являются традиционной, устойчивой и популярной формой работы с одаренными детьми. Эта форма образования позволяет детям соревноваться с самими собою, последовательно продвигаясь к достижению желаемого уровня вне контекста школьных отметок. Олимпиады организуются во всех районах и городах страны. В настоящее время в России проводятся школьные, городские, областные и, наконец, республиканские олимпиады по физике.

Олимпиадные задания отличаются от «обычных» задач по многим параметрам. Условия задач оригинальны и требуют нестандартного мышления и высокого уровня эрудиции.

1-й тип задач использует условный мир идеализированных моделей: материальных точек, невесомых и нерастяжимых нитей, идеальных индуктивностей и емкостей и т. Д.

Кроме хорошего знания законов физики, нужно еще знать маленькие хитрости, проявлять изобретательность и смекалку, умение выбрать нетривиальный способ рассуждения, отказавшись от решения «в лоб», которое или нерационально, или вообще невозможно при использовании школьного математического аппарата.

2-й тип — это задачи, приближенные к практике, родившиеся под влиянием физического эксперимента, при наблюдении явлений природы и т. П. В таких задачах рассматриваются реальные физические объекты. Зачастую такие задачи носят оценочный характер. По существу, они являются небольшими физическими исследованиями, прообразом научного поиска. Для решения таких задач необходимо хорошо ориентироваться в исследуемом явлении.

3-й тип — экспериментальные задания. Экспериментальное задание предполагает несколько способов его выполнения, необходимо провести анализ каждого их них, оценить точность полученных результатов и выбрать оптимальный способ. Выполнение данного типа заданий требует хорошо ориентироваться в научных методах познания.

Подготовка к олимпиадам и участие в них воспитывают у учащихся научное мировоззрение, развивают определённые навыки, которые позволяют более качественно и продуктивно заниматься учебным трудом на всех ступенях обучения:

  • умение работать в коллективе
  • умение самостоятельно повышать свой образовательный уровень
  • способность быстро осваивать новые технологии и осуществлять исследовательскую деятельность
  • умение правильно распределять свое время, выделять главное и второстепенное
  • умение работать с научной литературой
  • ответственное отношение к результатам своего труда
  •  критическая самооценка.

Основная  цель данного курса состоит в приобщении к интеллектуальной деятельности как можно большего количества школьников, оказание помощи в развитии их талантов, расширении их представления о том, чем занимаются современные научные лаборатории, вовлечении ребят в научно-исследовательскую деятельность.

Для реализации данной цели в рамках данного курса ставятся следующие  задачи:

  • развитие логического мышления учащихся
  • обучение основным методам и подходам решения олимпиадных задач
  • развитие знаний учащихся об основных методах научного познания, необходимых для реализации исследовательской деятельности по физике (наблюдении, измерении, моделировании, анализе, эксперименте)
  • развитие познавательного интереса к изучению физики

Занимаясь в рамках данной программы, учащиеся должны знать:

  • особенности решения олимпиадных задач по физике;
  • сущность основных методов научного познания, необходимых для реализации  учебных исследований по физике (наблюдения, измерения, моделирования, анализа, эксперимента), а также понимать диалектическую связь между ними.

Школьники также должны уметь:

  • находить пути решения олимпиадных задач на пройденные темы;
  • уметь решать поставленные перед ними практические задачи.

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

1

Типы физических задач

2

Правила и приемы решения физических задач

3

Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению)

4

Равноускоренное движение

5

Динамика материальной точки. Поступательное движение

6

Динамика вращательного движения

7

Статика.

8

Механика жидкостей и газов. Гидростатика

9

Импульс тела. Энергия тела. Законы сохранения импульса и энергии

10

Закон всемирного тяготения

11

Колебания. Волны. Звук

Список литературы

  1. Горшковский В. Польские физические задачи. – М.: Мир, 1982.
  2. Шаскальская М.П. Сборник избранных задач по физике. – М.: Наука, 1967.
  3. Зубов В.Г., Шальнов В.П. Задачи по физике. – М.: Наука, 1975
  4. Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Наука, 1977
  5. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11 – М.: Просвещение, 2011
  6. Методическая подборка олимпиадных заданий прошлых лет
  7. Мякишев Г.Я,  Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10. – М.: Просвещение, 2009.
  8. Мякишев Г.Я,  Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 11. – М.: Просвещение, 2009.
  9. Глазунов А.Т., Кабардин О.Ф., Малинин А.Н., под редакцией Пинского А.А. Физика. Учебное пособие для 11 кл. школ и классов с углубленным изучением физики. – М.: Просвещение, 1995
  10. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е., под редакцией Пинского А.А. Физика. Учебное пособие для 10 кл. школ и классов с углубленным изучением физики. – М.: Просвещение, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»

Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических  задач  с параме...

Интеллектуальная викторина «Решение филологических задач».

Учебный предмет:      русский язык.Уровень образования школьников.     Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие  образ...

Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень

Пояснительная записка.   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...

Программа интеллектуального объединения учащихся "В мире сложных задач"

Программа разработана для учащихся 8 класса и нацелена на углубленное изучение физики через решение экспериментальныъ олимпиадных задач...

Рабочая программа детского объединения "Физика в задачах" дополнительного образования

   Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.  ...