Программа интеллектуального объединения учащихся "Физика в задачах
рабочая программа (10 класс) на тему
Программа разработана для учащихся 10 классов и позволяет углубить знания по физике благодаря решению задач повышенного и высокого уровня сложности по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fizika_v_zadachah_10_klass.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная гимназия № 6»
«Рассмотрено» на заседании научной кафедры от __»___________200___г. Руководитель НК _____________ (_________) | «Согласовано»
| «Утверждаю»
|
ПРОГРАММА
творческого объединения учащихся 10-ых классов
«Физика в задачах»
на 2011 - 2012 учебный год
Составитель: Галалюк Виолетта Владимировна, учитель физики высшей квалификационной категории |
г. Архангельск
2012 год
Пояснительная записка
Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных школьников, создания условий для их развития и наиболее целесообразного использования их способностей.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
Олимпиады являются традиционной, устойчивой и популярной формой работы с одаренными детьми. Эта форма образования позволяет детям соревноваться с самими собою, последовательно продвигаясь к достижению желаемого уровня вне контекста школьных отметок. Олимпиады организуются во всех районах и городах страны. В настоящее время в России проводятся школьные, городские, областные и, наконец, республиканские олимпиады по физике.
Олимпиадные задания отличаются от «обычных» задач по многим параметрам. Условия задач оригинальны и требуют нестандартного мышления и высокого уровня эрудиции.
1-й тип задач использует условный мир идеализированных моделей: материальных точек, невесомых и нерастяжимых нитей, идеальных индуктивностей и емкостей и т. Д.
Кроме хорошего знания законов физики, нужно еще знать маленькие хитрости, проявлять изобретательность и смекалку, умение выбрать нетривиальный способ рассуждения, отказавшись от решения «в лоб», которое или нерационально, или вообще невозможно при использовании школьного математического аппарата.
2-й тип — это задачи, приближенные к практике, родившиеся под влиянием физического эксперимента, при наблюдении явлений природы и т. П. В таких задачах рассматриваются реальные физические объекты. Зачастую такие задачи носят оценочный характер. По существу, они являются небольшими физическими исследованиями, прообразом научного поиска. Для решения таких задач необходимо хорошо ориентироваться в исследуемом явлении.
3-й тип — экспериментальные задания. Экспериментальное задание предполагает несколько способов его выполнения, необходимо провести анализ каждого их них, оценить точность полученных результатов и выбрать оптимальный способ. Выполнение данного типа заданий требует хорошо ориентироваться в научных методах познания.
Подготовка к олимпиадам и участие в них воспитывают у учащихся научное мировоззрение, развивают определённые навыки, которые позволяют более качественно и продуктивно заниматься учебным трудом на всех ступенях обучения:
- умение работать в коллективе
- умение самостоятельно повышать свой образовательный уровень
- способность быстро осваивать новые технологии и осуществлять исследовательскую деятельность
- умение правильно распределять свое время, выделять главное и второстепенное
- умение работать с научной литературой
- ответственное отношение к результатам своего труда
- критическая самооценка.
Основная цель данного курса состоит в приобщении к интеллектуальной деятельности как можно большего количества школьников, оказание помощи в развитии их талантов, расширении их представления о том, чем занимаются современные научные лаборатории, вовлечении ребят в научно-исследовательскую деятельность.
Для реализации данной цели в рамках данного курса ставятся следующие задачи:
- развитие логического мышления учащихся
- обучение основным методам и подходам решения олимпиадных задач
- развитие знаний учащихся об основных методах научного познания, необходимых для реализации исследовательской деятельности по физике (наблюдении, измерении, моделировании, анализе, эксперименте)
- развитие познавательного интереса к изучению физики
Занимаясь в рамках данной программы, учащиеся должны знать:
- особенности решения олимпиадных задач по физике;
- сущность основных методов научного познания, необходимых для реализации учебных исследований по физике (наблюдения, измерения, моделирования, анализа, эксперимента), а также понимать диалектическую связь между ними.
Школьники также должны уметь:
- находить пути решения олимпиадных задач на пройденные темы;
- уметь решать поставленные перед ними практические задачи.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия |
1 | Типы физических задач |
2 | Правила и приемы решения физических задач |
3 | Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) |
4 | Равноускоренное движение |
5 | Динамика материальной точки. Поступательное движение |
6 | Динамика вращательного движения |
7 | Статика. |
8 | Механика жидкостей и газов. Гидростатика |
9 | Импульс тела. Энергия тела. Законы сохранения импульса и энергии |
10 | Закон всемирного тяготения |
11 | Колебания. Волны. Звук |
Список литературы
- Горшковский В. Польские физические задачи. – М.: Мир, 1982.
- Шаскальская М.П. Сборник избранных задач по физике. – М.: Наука, 1967.
- Зубов В.Г., Шальнов В.П. Задачи по физике. – М.: Наука, 1975
- Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Наука, 1977
- Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11 – М.: Просвещение, 2011
- Методическая подборка олимпиадных заданий прошлых лет
- Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10. – М.: Просвещение, 2009.
- Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 11. – М.: Просвещение, 2009.
- Глазунов А.Т., Кабардин О.Ф., Малинин А.Н., под редакцией Пинского А.А. Физика. Учебное пособие для 11 кл. школ и классов с углубленным изучением физики. – М.: Просвещение, 1995
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е., под редакцией Пинского А.А. Физика. Учебное пособие для 10 кл. школ и классов с углубленным изучением физики. – М.: Просвещение, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»
Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических задач с параме...
Интеллектуальная викторина «Решение филологических задач».
Учебный предмет: русский язык.Уровень образования школьников. Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие образ...
Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень
Пояснительная записка. В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...
Программа интеллектуального объединения учащихся "В мире сложных задач"
Программа разработана для учащихся 8 класса и нацелена на углубленное изучение физики через решение экспериментальныъ олимпиадных задач...
Рабочая программа детского объединения "Физика в задачах" дополнительного образования
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Решаем биологические задачи» по интеллектуальному направлению для обучающихся 10-11 класса
Курс «Решаем биологические задачи» является предметным по содержанию, предназначен для учеников 10 – 11 класса, желающих повысить свой уровень знаний по биологии. Д...