Рабочая программа элективного курса "Культура русской речи"
рабочая программа (11 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Культура русской речи" для учащихся 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kultura_russkoy_rechi_10-11.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса «КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ» для учащихся 10 – 11 классов
Пояснительная записка
Элективный курс «Культура русской речи» предназначен для 10 – 11 классов средней школы и ориентирован на подготовку к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс средней школы, на самореализацию личности в дальнейшей профессиональной деятельности. Программа составлена на основе «Программ общеобразовательных учреждений «Литература, Русский язык» 10 – 11 классы. Элективные курсы по филологическому профилю» И.О.Шайтанова («Литература»), А.А.Мурашова, В.Ф.Русецкого («Русский язык») / М., Просвещение, 2013.
Значение и актуальность данного курса в современном школьном образовании определяется, с одной стороны, ключевой ролью речевой культуры в формировании мыслительной и общей культуры личности. А с другой – серьезным снижением уровня речевой культуры общества и внимания к проблемам нормативной речи. Это делает курс «Культура русской речи» актуальным в системе развития языковой (речевой) личности учащихся.
Цель курса – развитие речевой личности учащихся путем совершенствования нормативности и целесообразности их речи.
Задачи курса:
- ориентировать преподавание на интенсивную интеллектуальную работу культуры мышления;
- способствовать приобщению учащихся к национальным культурным традициям, вырабатывать отношение к собственной речи как к производной этой культуры;
- формировать отношение к языковой культуре как фактору утверждения и укрепления российской государственности;
- помогать становлению культуросообразной речевой личности, способной к самореализации в высказывании;
- воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм;
- способствовать формированию умения продуцировать и воспринимать целесообразные речевые структуры на основе норм языка.
Принципы, обеспечивающие преподавание курса:
- Научность: практикум и выполнение разных видов упражнений курса ориентированы на владение обширной теоретической базой.
- Системность: курс делится на блоки «Нормативность речи» и «Целесообразность речи».
- Культуросообразность: курс начинается с разъяснения значения культуры речи в жизни человека, в самореализации личности. Курс преподносится в контексте русской культурно-языковой традиции. Учителю необходимо воспитывать у учеников отрицательное отношение к элементам повседневного общения, выходящего за рамки нормативной речи, аргументировать суждения о недопустимости ненормативной лексики в речи нашего современника.
- Креативность: в основе преподавания-изучения курса находится педагогика творческого взаимодействия учителя и учеников
- диалогичность в работе над материалом;
- возможность речевого интерпретирования заданий в соответствии с их спецификой;
- чередование индивидуальной и групповой работы;
- творческий характер заданий, например, отредактировать текст, исправить ошибки.
При завершении курса учащиеся должны иметь следующие умения и навыки:
1.Строить речь в соответствии с языковыми нормами и качествами речи (точность, логичность, уместность), подчиняя сказанное требованиям этики и специфики ситуации.
2. Исправлять речевые ошибки и недочеты в устной и письменной речи, умея аргументировать свою позицию требованиями современного русского языка.
3.Уметь строить грамотный монолог и участвовать в диалоге.
4. Исключить из своей речи элементы ненормативной лексики и грамматики.
Учащиеся, освоившие курс, приобретут умение грамотно и целесообразно строить высказывание, устное и письменное, что обусловливает высокое качество жизни и возможность реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ»
в 10 классе на 2017-2018 учебный год
№ урока | Тема занятия | Дата проведения | Планируемые результаты обучения | Подготовка к ГИА (темы по кодификатору) | |||
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
1 | Понятие о культуре речи | Язык и речь. Языковая и речевая личность. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка. | Планирование. Извлечение необходимой информации из различных источников. Целеполагание, умение структурировать знания, владение монологической и диалогической речью. | Обогащение словарного запаса. | Речь. Культура и правильность речи. | ||
2 | Характеристика нормативных компонентов языка. | Культура речи как область лингвистики и неотъемлемый атрибут личности. | Целеполагание, умение структурировать знания, владение монологической и диалогической речью. | Этические, стилистические ошибки | |||
3 | Норма и ошибка в речи. | Культура речи и современное состояние русской речи. | Владение монологической и диалогической речью | Контроль культуры своей речи. | Обработка текста. Нормативность письменной речи. | ||
4 | Орфоэпические нормы русского языка. | Орфоэпия и фонетика – лингвистическая наука о звуковой стороне языка. Изменения в произношении слов, обусловленные динамичностью нормы. | Орфоэпические нормы. Фонетика. | ||||
5 | Фонетические явления, их роль в поддержании языковых норм. Аллитерация. Ассонанс. | Орфоэпические нормы. Постановка ударения в слове. | |||||
6 | Техника речи. Речевой аппарат. Темп речи, тембр, интонационно-выразительные возможности. Дикция. | ||||||
7 | Русская акцентология. Подвижность ударения в русском языке. | Ударение, его фонетические компоненты (ударение динамическое, музыкальное, количественное). Разноместность и подвижность ударения. Логическое ударение. Тенденции, намечающие акцентологические изменения. | Орфоэпические нормы. Постановка ударения в слове. Соблюдение норм. | ||||
8 | Практикум: Логическое ударение. Чтение стихотворения. | Сформированность навыков правильного, выразительного чтения стихотворения. Постановка логического ударения. | |||||
9 | Лексика русского языка. Лексические нормы. | Лексика русского языка. Лексические нормы. Приметы заимствований из разных языков. Судьба заимствованных слов. | Планирование. Извлекать необходимую информацию из различных источников | Лексические нормы. | |||
10 | Лексика ограниченного употребления. Лексика разговорная и просторечная. | Исторические модификации лексики: устаревшие слова и неологизмы. Окказионализмы. | Целесообразность использования лексики ограниченной сферы употребления в сочинении | ||||
11 | Практикум. Паронимия как проблема культуры речи. | Многозначность слова. Синонимия, омонимия, паронимия. Синонимы контекстные, стилистические, нейтральные. | Паронимические пары. | ||||
12 | Грамматическая правильность русской речи | Основные категории грамматики. Специфика употребления аббревиатур, образования форм степеней сравнения имен прилагательных. | Образование форм слова. Синтаксические нормы. | ||||
13. | Практикум. Грамматическая правильность русской речи. | Глагол и глагольные формы. Координированность деепричастия с подлежащим и сказуемым. | Образование форм слова. Синтаксические нормы. | ||||
14 | Стилистические нормы. Стили в русском языке. Невербальное общение. Формулы речевого этикета. | Средства художественной выразительности. Тропы, стилистические фигуры. Понятие о невербальном общении. | |||||
15 | Готовимся к ЕГЭ. Практикум. Речевые нормы и ошибки в сочинении на ЕГЭ. | Редактирование текста сочинения. Речевые, стилистические и этические ошибки. | |||||
16 | Готовимся к ЕГЭ. Нормы литературного языка. Работа с контрольно-измерительными материалами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса...
Рабочая программа элективного курса "Культура речи" 10-11 класс
В программе элективного курса "Культура речи"для 10-11 классов представлены планируемые результаты освоения курса, содержание тем курса и календарно-тематическое планирование.Цель курса закл...
Рабочая программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы русского языка"
Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса "Культура речи"
Рабочих программ по предметам в сети очень много, а вот элективных курсов нет, потому выкладываю то,что имею....
Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...