Рабочая ппрограмма по внеурочной деятельности 1-4 класс "Введение в науку"
рабочая программа на тему

Будникова Екатерина Тимуровна

Данная рабочая программа подходит для проведения занятий по внеурочной деятельности в начальной школе с 1 по 4 класс.

В качестве метод.литературы для занятий подходит рабочая тетрадь А.И. Савенкова Рабочая тетрадь для младших школьников "Я - исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vvedenie_v_nauku.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Московская областная общеобразовательная школа-интернат естественно-математической направленности»

(ГОБУ «Физтех-лицей»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор                         М.Г. Машкова

                                   сентября 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности            _                «Введение в науку»_____________                          

 _                                                                                                        

для                 1   _         класса

количество часов         34         

для         2-4   _         классов

количество часов         68         

Учитель:                                         /        Будникова Е.Т.                        /

Долгопрудный 2017

Пояснительная записка

Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
  2. Примерные основные образовательные программы общего основного образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  5. Приказ министра образования Московской области от 22.05.2015 № 2704 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в плановом режиме в общеобразовательных организациях в Московской области»;
  6. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017 – 2018 учебный год;
  7. Учебного плана ГОБУ «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы на 2017-2018 учебный год.
  8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2025 г. № 1/15).

Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации  является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения  состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».  Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.

Цель программы – Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

ЗАДАЧИ:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Форма организации

      Занятия проводятся 1 раз в неделю в первом классе и 2 раза в неделю в 2-4 классах  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города ( улицы, лес, достопримечательности и пр.).  

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. 

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Личностные и метапредметные результаты

Личностные:

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные:

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Содержание   курса. 1 класс (34 часа)

1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)

Виды исследовательских работ. Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно – исследовательская работа.

Учебные действия ученика: 

■ иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

■ знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

■ уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

■ уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

■ владеть планированием и постановкой эксперимента

2. Этапы работы в процессе исследования (8 часов)

Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования. Практическая работа №1. Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, люди. Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет. Практическая работа № 2. Сбор информации по своей проблеме исследования. Практическая работа № 3. Способы обработки полученной информации. Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета. Практическая работа № 4. Представление отчета.

Учебные действия ученика:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ определение объекта и предмета исследования;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ работать с библиотечными каталогами, справочными материалами;

■ собирать информацию по своей проблеме исследования;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

■ представлять результаты в форме отчета.

3. Оформление работы (10 часов)

Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Практическая работа № 5.Оформление и демонстрация работы. Зачетная работа.

Учебные действия ученика:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

■ знать правила оформления учебно-исследовательской работы;

■ уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы;

■ отстаивать собственную точку зрения;

■ оформлять и демонстрировать работу.

4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (12 часов)

Подготовка к защите. Требование к докладу. Практическая работа № 6. Составление текста доклада. Культура выступления. Практическая работа № 7. Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом. Практическая работа № 8. Доклад по учебно-исследовательской работе. Зачетная работа.

Учебные действия ученика:

■ видеть проблемы;

■ знать требования к докладу;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Содержание курса. 2-4 классы (68 часов)

1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)

Виды исследовательских работ. Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно – исследовательская работа.

Учебные действия ученика: 

■ иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

■ знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

■ уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

■ уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

■ владеть планированием и постановкой эксперимента

2. Этапы работы в процессе исследования (28 часов)

Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования. Практическая работа №1. Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, люди. Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет. Практическая работа № 2. Сбор информации по своей проблеме исследования. Практическая работа № 3. Способы обработки полученной информации. Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета. Практическая работа № 4. Представление отчета.

Учебные действия ученика:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ определение объекта и предмета исследования;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ работать с библиотечными каталогами, справочными материалами;

■ собирать информацию по своей проблеме исследования;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

■ представлять результаты в форме отчета.

3. Оформление работы (10 часов)

Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Практическая работа № 5.Оформление и демонстрация работы. Зачетная работа.

Учебные действия ученика:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

■ знать правила оформления учебно-исследовательской работы;

■ уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы;

■ отстаивать собственную точку зрения;

■ оформлять и демонстрировать работу.

4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (26 часов)

Подготовка к защите. Требование к докладу. Практическая работа № 6. Составление текста доклада. Культура выступления. Практическая работа № 7. Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом. Практическая работа № 8. Доклад по учебно-исследовательской работе. Зачетная работа.

Учебные действия ученика:

■ видеть проблемы;

■ знать требования к докладу;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Тематический план программы

             Примерная программа составлена из расчета 34часа на учебный год, из них 17 часов приходится на практические занятия в 1 классе

п/п

Раздел и тема

Всего
часов

Теория

Практика

1

Введение в исследовательскую деятельность

4

2

2

2

Этапы работы в процессе исследования

8

4

4

3

Оформление работы

10

5

5

4

Подготовка к защите учебно-исследовательской работы

12

6

6

          Итого:

34

17

17

            

 Примерная программа составлена из расчета 68 часов на учебный год, из них 13 часов приходится на практические занятия в 2-4 классах

п/п

Раздел и тема

Всего
часов

Теория

Практика

1

Введение в исследовательскую деятельность

4

2

2

2

Этапы работы в процессе исследования

28

14

14

3

Оформление работы

10

5

5

4

Подготовка к защите учебно-исследовательской работы

26

12

14

          Итого:

68

11

13

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Методические рекомендации.
  2. Презентации по проектам.
  3. Методические сборники по развитию исследовательской деятельности учащихся.
  4. Рекомендации по написанию научно- исследовательских работ. 5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2014. – (Стандарты второго поколения).

Список литературы основной и дополнительной

  1. Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2014. – 48с.
  2. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2013.-№ 1. – С 105-107.
  3. Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2013 - № 1. – С. 102-105.
  4. Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.

Плакаты, презентации, дидактический материал

  1. Стенд « Наши исследовательские работы в картинках».
  2. Комплект презентаций.
  3. Компьютер, цветной телевизор, монитор, сканер, видеоплеер (учебное оборудование для учителя)

Интернет – ресурсы

  1. http://www.irsh.redu.ru/ — сайт журнала “Исследовательская работа школьников”
  2. http://www.researcher.ru/ — портал развития исследовательской деятельности учащихся.
  3. http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России”
  4. http://www.redu.ru/ - сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению на заседании кафедры

протокол №              . 

от «      »                          201__ г.

Зав. кафедрой                         /                        

Согласовано

Зам. директора по УВР

                           /                           /

«          » __________ 201__ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"

В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...

рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"

В  программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе

Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность»  предназначена для работы с учащимися 5 классов и является  пропедевтическим ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе «Биология среди наук»

Цели: -  помочь  обучающимся убедиться в том, что  биология - одна из самых интересных и важных наук, -   познакомить их со смежными с биологией науками  через ...