Рабочая ппрограмма по внеурочной деятельности 1-4 класс "Введение в науку"
рабочая программа на тему
Данная рабочая программа подходит для проведения занятий по внеурочной деятельности в начальной школе с 1 по 4 класс.
В качестве метод.литературы для занятий подходит рабочая тетрадь А.И. Савенкова Рабочая тетрадь для младших школьников "Я - исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vvedenie_v_nauku.docx | 36.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Московская областная общеобразовательная школа-интернат естественно-математической направленности»
(ГОБУ «Физтех-лицей»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор М.Г. Машкова
сентября 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности _ «Введение в науку»_____________
_
для 1 _ класса
количество часов 34
для 2-4 _ классов
количество часов 68
Учитель: / Будникова Е.Т. /
Долгопрудный 2017
Пояснительная записка
Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
- Примерные основные образовательные программы общего основного образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Приказ министра образования Московской области от 22.05.2015 № 2704 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в плановом режиме в общеобразовательных организациях в Московской области»;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017 – 2018 учебный год;
- Учебного плана ГОБУ «Физтех-лицей» им. П.Л. Капицы на 2017-2018 учебный год.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2025 г. № 1/15).
Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Цель программы – Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Форма организации
Занятия проводятся 1 раз в неделю в первом классе и 2 раза в неделю в 2-4 классах в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города ( улицы, лес, достопримечательности и пр.).
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Личностные и метапредметные результаты
Личностные:
- формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Содержание курса. 1 класс (34 часа)
1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)
Виды исследовательских работ. Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно – исследовательская работа.
Учебные действия ученика:
■ иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
■ знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
■ уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
■ уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
■ владеть планированием и постановкой эксперимента
2. Этапы работы в процессе исследования (8 часов)
Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования. Практическая работа №1. Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, люди. Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет. Практическая работа № 2. Сбор информации по своей проблеме исследования. Практическая работа № 3. Способы обработки полученной информации. Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета. Практическая работа № 4. Представление отчета.
Учебные действия ученика:
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ определение объекта и предмета исследования;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ работать с библиотечными каталогами, справочными материалами;
■ собирать информацию по своей проблеме исследования;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
■ представлять результаты в форме отчета.
3. Оформление работы (10 часов)
Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Практическая работа № 5.Оформление и демонстрация работы. Зачетная работа.
Учебные действия ученика:
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
■ знать правила оформления учебно-исследовательской работы;
■ уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы;
■ отстаивать собственную точку зрения;
■ оформлять и демонстрировать работу.
4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (12 часов)
Подготовка к защите. Требование к докладу. Практическая работа № 6. Составление текста доклада. Культура выступления. Практическая работа № 7. Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом. Практическая работа № 8. Доклад по учебно-исследовательской работе. Зачетная работа.
Учебные действия ученика:
■ видеть проблемы;
■ знать требования к докладу;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Содержание курса. 2-4 классы (68 часов)
1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)
Виды исследовательских работ. Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно – исследовательская работа.
Учебные действия ученика:
■ иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
■ знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
■ уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
■ уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
■ владеть планированием и постановкой эксперимента
2. Этапы работы в процессе исследования (28 часов)
Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования. Практическая работа №1. Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, люди. Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет. Практическая работа № 2. Сбор информации по своей проблеме исследования. Практическая работа № 3. Способы обработки полученной информации. Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета. Практическая работа № 4. Представление отчета.
Учебные действия ученика:
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ определение объекта и предмета исследования;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ работать с библиотечными каталогами, справочными материалами;
■ собирать информацию по своей проблеме исследования;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
■ представлять результаты в форме отчета.
3. Оформление работы (10 часов)
Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Практическая работа № 5.Оформление и демонстрация работы. Зачетная работа.
Учебные действия ученика:
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
■ знать правила оформления учебно-исследовательской работы;
■ уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы;
■ отстаивать собственную точку зрения;
■ оформлять и демонстрировать работу.
4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (26 часов)
Подготовка к защите. Требование к докладу. Практическая работа № 6. Составление текста доклада. Культура выступления. Практическая работа № 7. Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом. Практическая работа № 8. Доклад по учебно-исследовательской работе. Зачетная работа.
Учебные действия ученика:
■ видеть проблемы;
■ знать требования к докладу;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Тематический план программы
Примерная программа составлена из расчета 34часа на учебный год, из них 17 часов приходится на практические занятия в 1 классе
№п/п | Раздел и тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Введение в исследовательскую деятельность | 4 | 2 | 2 |
2 | Этапы работы в процессе исследования | 8 | 4 | 4 |
3 | Оформление работы | 10 | 5 | 5 |
4 | Подготовка к защите учебно-исследовательской работы | 12 | 6 | 6 |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
Примерная программа составлена из расчета 68 часов на учебный год, из них 13 часов приходится на практические занятия в 2-4 классах
№п/п | Раздел и тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Введение в исследовательскую деятельность | 4 | 2 | 2 |
2 | Этапы работы в процессе исследования | 28 | 14 | 14 |
3 | Оформление работы | 10 | 5 | 5 |
4 | Подготовка к защите учебно-исследовательской работы | 26 | 12 | 14 |
Итого: | 68 | 11 | 13 |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Методические рекомендации.
- Презентации по проектам.
- Методические сборники по развитию исследовательской деятельности учащихся.
- Рекомендации по написанию научно- исследовательских работ. 5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2014. – (Стандарты второго поколения).
Список литературы основной и дополнительной
- Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2014. – 48с.
- Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2013.-№ 1. – С 105-107.
- Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2013 - № 1. – С. 102-105.
- Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.
Плакаты, презентации, дидактический материал
- Стенд « Наши исследовательские работы в картинках».
- Комплект презентаций.
- Компьютер, цветной телевизор, монитор, сканер, видеоплеер (учебное оборудование для учителя)
Интернет – ресурсы
- http://www.irsh.redu.ru/ — сайт журнала “Исследовательская работа школьников”
- http://www.researcher.ru/ — портал развития исследовательской деятельности учащихся.
- http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России”
- http://www.redu.ru/ - сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры протокол № . от « » 201__ г. Зав. кафедрой / | Согласовано Зам. директора по УВР / / « » __________ 201__ г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"
В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...
рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"
В программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 5 классов и является пропедевтическим ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе «Биология среди наук»
Цели: - помочь обучающимся убедиться в том, что биология - одна из самых интересных и важных наук, - познакомить их со смежными с биологией науками через ...