Сборник лабораторных работ по определению качества продуктов питания «Еда – наш друг, еда – наш враг»
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка содержит цикл лабораторных работ по определению качество продуктов питания. Для их выполнения не требуются глубокие знания по химии и специальное дорогостоящее оборудование. Вам понадобится любая кислота, щелочь, соль, этиловый спирт, йод, лакмусовая бумага. Из оборудования – пробирки, спиртовка, чашки Петри, фарфоровые чашки, стеклянные палочки. Лабораторные работы просты в выполнении с ними могут справятся и ребята 5-6 класса. Результаты, полученные в ходе лабораторных работ, пригодятся в повседневной жизни и ребятам и их родителям при выборе продуктов питания в магазинах.
Методическая разработка позволит расширить кругозор учащихся, поможет им овладеть навыками самостоятельной работы, сформирует умение анализировать информационные источники и делать выводы, а также повысит интерес к такому предмету как – химия.
Материал методической разработки может быть использован, педагогами дополнительного образования и учителями химии и биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornye_raboty.doc | 557 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Станция юных натуралистов»
Методическая разработка
Сборник лабораторных работ по определению качества продуктов питания
«Еда - наш друг, еда – наш враг»
(для учителей биологии и химии)
Составитель: Журавлева Маргарита Александровна
методист
г.Смоленск
2014 год
Аннотация
Данная методическая разработка содержит цикл лабораторных работ по определению качество продуктов питания. Для их выполнения не требуются глубокие знания по химии и специальное дорогостоящее оборудование. Вам понадобится любая кислота, щелочь, соль, этиловый спирт, йод, лакмусовая бумага. Из оборудования – пробирки, спиртовка, чашки Петри, фарфоровые чашки, стеклянные палочки. Лабораторные работы просты в выполнении с ними могут справятся и ребята 5-6 класса. Результаты, полученные в ходе лабораторных работ, пригодятся в повседневной жизни и ребятам и их родителям при выборе продуктов питания в магазинах.
Методическая разработка позволит расширить кругозор учащихся, поможет им овладеть навыками самостоятельной работы, сформирует умение анализировать информационные источники и делать выводы, а также повысит интерес к такому предмету как – химия.
Материал методической разработки может быть использован, педагогами дополнительного образования и учителями химии и биологии.
Пояснительная записка
Школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется его образ жизни, включая тип питания.
Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, с частым употреблением фаст-фуда, злоупотреблением чипсами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей. Ведь не каждый школьник, да и родитель знает, чем вредны вкусовые добавки, консерванты, красители и как они могут отразиться на здоровье школьника. И вообще каждый школьник, да и взрослый человек хочет покупать качественные и полезные для здоровья продукты питания.
А как же выбрать качественные и полезные продукты питания? Хорош ли магазинный мед? Зачем в молоко добавляют крахмал и салициловую кислоту? Можно ли есть чипсы на завтрак? На все эти и другие вопросы поможет ответить данная методическая разработка.
Лабораторная работа №1
«Оценка качества продуктов питания по информации, указанной на этикетке»
Цель: оценить качество продуктов питания по информации, указанной на этикетке.
Оборудование: упаковки от продуктов.
Ход работы
Теоретическая часть
Большая часть информации о составе продукта, условиях хранения, и срока годности должна быть указана на этикетке товара. Там же помещается и штрих-код. Штрих-код – это ряд вертикальных черных и белых полос, под которыми расположено 13 цифр. Первые 3 цифры это страна-производитель. Следующие 4 код предприятия-изготовителя, еще 5 –наименование товара и его свойства (цвет, масса, размер..). Последняя цифра – контрольная.
Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах:
8+0+2+7+0+1=18
2. Полученную сумму умножить на 3:
18x3=54
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры:
4+2+0+4+0+0=10
4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3:
54+10=64
5. Отбросим предпоследнюю цифру :
получим 4
6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:
10-4=6
Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно.
Коды стран-производителей
Код | Страна производитель |
00-09 | США, Канада |
300-370 | Франция |
380 | Болгария |
383 | Словения |
385 | Хорватия |
400-440 | Германия |
460-469 | Россия |
481 | Беларусь |
471 | Тайвань |
474 | Эстония |
475 | Латвия |
477 | Литва |
482 | Украина |
570 | Дания |
599 | Венгрия |
690 | Китай |
590 | Польша |
800-830 | Италия |
450-490 | Япония |
859 | Чехия |
869 | Турция |
900-919 | Австрия |
В продукты питания часто вводят различные добавки, которые придают им определенный вкус, цвет, запах, и другие товарные признаки.
Пищевы́е доба́вки — вещества, добавляемые в продукты питания для придания им желаемых свойств, например, определённого аромата (ароматизаторы), цвета (красители), длительности хранения (консерванты), вкуса, консистенции.
Пищевые добавки делят на:
Е100 - Е182 - красители;
Е200 и далее - консерванты;
Е300 и далее - антиокислители;
Е400 и далее - стабилизаторы консистенции;
Е500 и далее, Е1000 - эмульгаторы;
Е600 и далее - усилители вкуса и аромата;
Е700 - Е800 - запасные индексы;
Е900 и далее - глазирующие агенты, улучшители хлеба.
Пищевая добавка | Вредное | Пищевая добавка | Вредное | Пищевая добавка | Вредное | Пищевая добавка | Вредное |
Е 102 | О! | Е 180 | О! | Е 280 | Р | Е 463 | РХ |
Условные обозначения вредных воздействий добавок:
О! — опасный
ОО!! — очень опасный
(З) — запрещенный
РК — вызывает кишечные расстройства
РД — нарушает артериальное давление
С — сыпь
Р — ракообразующий
РЖ — вызывает расстройство желудка
Х — холестерин
П — подозрительный
ВК — вреден для кожи
Практическая часть
1.Начернить в тетради таблицу:
Показатели | Результаты экспертизы |
Информация на этикетке: - наименование предприятия изготовителя, его адрес - наименование товара, его масса - состав - калорийность - дата изготовления - обозначения ГОСТа или ТУ - срок годности и условия хранения - наличие консервантов и пищевых добавок - страна производитель (по штрих-коду) - подлинность штрих-кода - группа пищевых добавок и консервантов |
2. Возьмите упаковку какого-либо продукта и проведите экспертизу его качества по пунктам указанным в таблице. В графе «Результаты экспертизы» поставьте знак «+» если показатель есть, или «-» если показателя нет.
3. Сделайте вывод о качестве исследуемого вами продукта.
Лабораторная работа №2
«Определение качества меда»
Цель: определить качество меда.
Оборудование: различные образцы меда, вода, йод, фильтровальная бумага, соляная кислота.
Ход работы
Теоретическая часть
Мед образуется после переработки нектара цветов. Цвет меда зависит от источника нектара. Клеверный, липовый, луговой меды - светлые, а многотравный - темнее. При хранении, а особенно при высокой температуре, мед темнеет. Мед улучшает состав крови, повышает иммунитет, является мощным источником энергии, предохраняет организм от преждевременного старения.
Прополис (уза, пчелиный клей, смола) представляет собой смолистое клейкое вещество зеленовато-бурого, темно-зеленого или коричневого цвета, горького (жгучего) вкуса с приятным бальзамическим запахом. Источником прополиса являются смолистые вещества, собираемые пчелами с различных растений.
Натуральный мед имеет однородный состав, запах очень приятный.
Натуральный мед засахаривается. При последующем нагревании натуральный мед опять становится тягучим и прозрачным.
При переливании натуральный мед течет, узкой струйкой. Если имеет примесь сахара, то смесь вытекает по каплям.
Если шариковой ручкой провести черту на листе бумаги, смазанной медом, то след от ручки не растекается, а в меде с добавками – растекается.
Цвет натурального меда очень разнообразен: от грязно-белого до почти коричневого.
Практическая часть
1. Взять один из образцов меда и оценить его качество по физическим свойствам. Перелить мед и посмотреть как он струиться. Провести шариковой ручкой черту на листе бумаги, смазанной медом и посмотреть растекается мед или нет. Отметить цвет меда.
2. Оценить качество меда по химическим свойствам.
Растворить ½ чайной ложки в 100 мл воды и оставьте раствор на 2-3 минуты. Мед без примесей образует мутный раствор без осадка. При наличии примесей на дне виден осадок
Добавьте к 10 мл полученного раствора несколько капель йода. Если мед не содержит примесей крахмала, то раствор не окрашивается в синий цвет. Если содержит – то окрасится.
Если образовался осадок, отфильтруйте его. Капните несколько капель на осадок кислоты (соляной). Если наблюдается вспенивание, то в мед добавлен мел.
3. Сделайте вывод о качестве меда.
Лабораторная работа №3
«Определение содержания витамина С в овощах и фруктах»
Цель: определить содержание витамина С в разных овощах и фруктах.
Оборудование: различные овощи и фрукты, йод, вода, крахмальный клейстер.
Ход работы
Теоретическая часть
Витамины участвуют во всех биохимических и физиологических процессах как важнейшие регуляторы жизнедеятельности. В организме человека витамины не образуются или образуются в недостаточных количествах. Витамины поступают в организм с пищей и требуются в ничтожных количествах, составляющих миллиграммы.
Основными источниками витаминов являются растения, в которых они содержатся, или вещества, которые уже в самом организме превращаются в витамины.
Витамины представляют собой группу разнообразных по строению химических веществ, принимающих участие во многих реакциях клеточного метаболизма. Они не являются структурными компонентами живой материи и не используются в качестве источников энергии.
Витамины – это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Они должны поступать постоянно.
Витамины делят на :
1. Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.
2. Жирорастворимые – А, D, Е, К.
Потребность взрослого человека в витамине С соответствует 50-100мг аскорбиновой кислоты в день.
Витамин С (аскорбиновая кислота) играет важную роль в окислительно-восстановительных процессах организма, в клеточном дыхании. Без него не усваивается железо, нарушается проницаемость сосудистой стенки. Аскорбиновая кислота участвует в синтезе гормонов надпочечников, способствует нормальной деятельности иммунной системы, является активным антиоксидантом и предотвращает образование злокачественных опухолей.
Если витамина С не хватает в организме, то человек быстро утомляется, ощущает упадок сил, худеет. Появляются кровоизлияния на коже, кровоточат десны, чаще появляются боли в мышцах, суставах и так далее.
Практическая часть
- Спиртовой раствор йода (аптечный) развести водой до цвета крепкого чая.
- Добавьте к раствору крахмального клейстера спиртовой раствор йода до получения синего окрашивания.
- К раствору сока добавьте по каплям йодированный раствор крахмального клейстера. Наблюдаем изменение окраски в течении 1 мин.
- Если раствор йода не обесцветился, значит в этом соке аскорбиновой кислоты очень мала.
- Повторите опыт с различными свежими соками и с прокипяченными. Заделать вывод в каких овощах и фруктах содержится больше витамина С.
Лабораторная работа №4
«Определение качества молока»
“Определение степени разбавленности молока водой”
Цель: определить степень разбавленности разных проб молока водой.
Оборудование: разные пробы молока, этиловый спирт.
Ход работы
Теоретическая часть
Хорошее цельное молоко, полученное от здоровой коровы - это однородная жидкость, белого или слегка желтоватого цвета. Белый цвет с желтоватым оттенком и непрозрачность молока вызваны наличием в нём растворенных соединений казеина с фосфорнокальциевыми солями и находящегося в эмульгированном состоянии жира. Обезжиренное молоко имеет слегка голубоватый оттенок. Свежее молоко немного сладковатого вкуса. Жир придает молоку особую нежность, напротив, добавление воды – водянистый привкус. Довольно часто натуральное молоко разбавляют водой, снимают с него сливки или добавляют химические примеси.
Практическая часть
- В пробирку наливают одну объёмную часть молока и две части чистого этилового спирта, и полученную смесь взбалтывают в течение 30 секунд, после чего быстро выливают на стеклянное прозрачное блюдечко, поставленное на тёмном фоне. Если молоко не разбавлено водой, то по истечении 5 –7 секунд, иногда даже раньше, в жидкости вылитой на блюдечко, появятся хлопья (выделившийся из спиртовой сыворотки казеин). Если же хлопья появятся спустя значительно больший промежуток времени, значит, молоко разбавлено водой, притом тем в большем количестве, чем более требуется времени для появления хлопьев.
Молоко разбавлено:
на 20 % (по объёму) – хлопья появляются спустя 30 секунд;
на 40 % - хлопья появляются спустя 30 минут;
на 50 % - хлопья появляются 40 минут.
- Сделайте вывод о степени разбавленности молока водой.
Лабораторная работа №5
“Определение посторонних примесей в молоке ”
Цель: определить присутствие посторонних примесей в молока.
Оборудование: разные пробы молока, синяя и красная лакмусовая бумага.
Ход работы
Теоретическая часть
Помимо разбавления молока водой к нему нередко подмешивают крахмал, гипс, мел, мыло, соду, известь и даже такие химические продукты, как борная и салициловая кислоты. Одни из этих веществ подмешиваются для придания снятому молоку виды цельного, неснятого; другие – для предохранения от быстрого скисания. В действительности подмешивание названных примесей не предохраняет молоко от скисания, а довольно часто служит источником отравлений или способствует усиленному размножению в молоке различных болезнетворных микроорганизмов.
Для определения химических примесей, характеризующихся щелочной, или наоборот, кислой реакцией, в молоке достаточно провести следующее испытание. Неснятое, цельное молоко обладает характерной двойной реакцией, выражающейся в том, что оно в одно и тоже время и несколько щелочное и кислое; вследствие этого, синяя лакмусовая бумажка, смоченная цельным молоком, слегка краснеет, а красная – слегка синеет.
Практическая часть
- Опустить в разные пробы молока по полоске синей лакмусовой бумажки.
- Опустить в другие пробы молока по полоске красной лакмусовой бумажке.
- Если в молоке есть избыток щёлочи, например, от примеси к нему соды, то красная лакмусовая бумажка сильно синеет, тогда, как синяя вполне сохраняет свои цвет.
- Если в молоке примешана кислота, например, борная или салициловая, то синяя лакмусовая бумажка, смоченная таким молоком, окрашивается в ярких красный цвет.
- Сделайте вывод о наличии в молоке посторонних примесей.
Лабораторная работа №6
“Определение качества сливочного масла”
«Определение присутствия маргарина в сливочном масле»
Цель: определить присутствие маргарина в разных пробах сливочного масла.
Оборудование: разные пробы масла, пробирки, спиртовка, чайная ложка, чашка Петри, раствор серной кислоты в спирте 1:2.
Ход работы
Теоретическая часть
При фальсификации (подделки) сливочного масла основной примесью, как правило, является маргарин (сочетание растительных жиров). Из многочисленных способов определения маргарина в масле в бытовых условиях могут служить следующие:
Практическая часть
- В пробирку положить небольшое количество масла, слегка нагревают сверху чтобы масло опустилось в низ, а затем осторожно нагревают на спиртовке до кипения. При этом масло темнеет, делается коричневым, выделяя позерки довольно спокойно, маргарин напротив, светлеет и кипит бурно, скачками как бы взрываясь.
- В пробирку наливают две части смеси приготовленные из двух частей спирта одной части концентрированной серной кислоты и одной части распушенного масла с расчетом чтобы они занимали около 1/3 пробирки. Затем всю эту смесь нагревают до кипения, а по охлаждению испытывают на запах: от чистого сливочного масла исходит приятный ананасовый запах, от маргарина – крайне неприятный запах.
- Небольшое количество масла разогревают в чайной ложке до появления паров, после чего осторожно сливают на поверхность горячей воды в чашке Петри. Если масло чистое то разойдется по поверхности воды тонким слоем, оно затем быстро разбивается на многочисленные мелкие капельки, которые тотчас же собираются у кроев чашки Петри.
Маргариновое масло покрывает поверхность воды сальным слоем, который разбивается на крупные капли не пристающие к краю стеклышка.
Сделайте вывод о присутствие маргарина в пробе масла.
Лабораторная работа №7
“Определение присутствия посторонних примесей в шоколаде»
Цель: определить присутствие посторонних примесей в шоколаде.
Оборудование: колба, спиртовой раствор йода, стеклянные палочки, водяная баня, электрическая плитка, горячая вода.
Ход работы
Теоретическая часть
Натуральный шоколад, чистый, без посторонних примесей, должен полностью распускаться как в воде, так и в молоке, не давая никакого осадка. При продолжительном кипении, выпаривании должна получаться рыхлая, но не клейкая или желатинообразная масса. Последнее наблюдается только в случае примеси к шоколаду мучнистых или крахмальных веществ.
Практическая часть
- В колбу налить 25 -30 мл. горячей воды, опустить небольшой кусочек шоколада и поставить колбу в водяную баню.
- Дождаться полного растворения шоколада, получится шоколадный отвар. К нему добавить несколько капель йода. Если шоколад размешан мучнистым или крахмальным веществом, то отвар окраситься в синий цвет, отвар чистого шоколада без примесей обкраситься в слегка зеленоватый цвет.
- Сделайте вывод о присутствие в пробе шоколада посторонних примесей.
Лабораторная работа №8
“Определение качества яиц”
Цель: оценить качество яиц.
Оборудование: пробы яиц, кривые ножницы, циркуль, линейка, чашка Петри, электрическая плитка, кастрюля.
Ход работы
Теоретическая часть
Яйца можно купить в свежем виде и в виде продуктов переработки: сухого яичного порошка, замороженного меланжа, замороженного белка и замороженного желтка. При проверке качества яиц прежде всего осматривают тару. На ящиках проверяют маркировку (вид и категорию яиц, наименование перерабатывающего предприятия, номер тары по прейскуранту цен и дату сортировки яиц). На каждом диетическом яйце проверяют штамп (месяц и число снесения яйца).
Практическая часть
- Внешний вид определяют путем осмотра отобранных для средней пробы яиц, отмечая цвет, загрязненность скорлупы, помятость, трещины, бой. Цвет скорлупы устанавливают при дневном освещении: он должен быть белый или коричневатый различных оттенков. Обращают внимание на загрязненность. Яйца загрязненные, а также мытые быстро портятся и поэтому хранению в предприятиях общественного питания не подлежат.
- Целостность скорлупы, устанавливают слабым постукиванием одного яйца о другое- надтреснутое яйцо издаёт дребезжащий звук.
- Запах сырого яйца определяют, помещая его в согнутую ладонь. Известковые яйца в отличие от яиц других видов имеют специфический запах хлора.
- Желточный индекс, или коэффициент сплющивания,- отношение высоты вылитого желтка к его диаметру- характеризует степень свежести яиц. Кривыми ножницами вырезают на скорлупе отверстие и осторожно выливают содержимое в чашку Петри; затем измеряют диаметр желтка циркулем, а высоту – микрометром. При выливании содержимого свежего яйца на ровную поверхность желток приобретает форму полушария, а у долго хранившихся яиц он оказывается приплюснутым. У свежих яиц индекс желтка больше, чем у долго хранившихся яиц. Разжижение желтка не влияет на пищевые достоинства яиц, но снижает их стойкость при хранении.
- Вкус и запах содержимого яйца определяют после пробной варки. Исследуемые яйца погружают в кипящую воду и в зависимости от температуры воды выдерживают в ней различное количество времени: при температуре 90⁰- 7 мин., при 80⁰- 8 мин., при 70⁰- 9 мин. Затем яйца опускают в воду комнатной температуры на 5-6 мин. Яйцо вскрывают с тупого конца и определяют запах воздушной камеры и производят опробование белка и желтка. При пробной варке легко распознать известковые яйца: скорлупа таких яиц лопается при 80⁰, а белок имеет щелочной привкус.
- Сделать вывод о качестве выданной пробы яиц.
Лабораторная работа №9
“Качественный анализ чипсов ”
Цель: провести качественный анализ и оценить калорийность чипсов.
Оборудование: разные виды чипсов, фильтровальная бумага, раствор перманганата калия, дистиллированная вода, пробирки, спиртовка, фильтровальная бумага, йод, графитовый стержень, нитрат серебра, азотная кислота, термометр.
Ход работы
Теоретическая часть
«Чипсы» (от англ. «chips» — ломтик, кусочек) следует понимать плоские по форме продукты, полученные отрезанием от целого. Сегодня для приготовления картофельных чипсов используют специальные сорта картофеля с низким содержанием сахара и диаметром клубней 3-4 см. Отобранный картофель моют, чистят и нагревают до 80 °С (при этом в нем экстрагируются восстанавливающие сахара и разрушаются ферменты). Затем картофель нарезают ломтиками и после удаления выделившегося на их поверхности крахмала обжаривают в растительном масле.
В настоящее время в мире достаточно распространены так называемые экструзионные технологии. Продукция, напоминающая чипсы, на самом деле готовится из пюре, для которого используют как картофельные полуфабрикаты, так и производные зерновых культур.
В чипсах содержатся как полезные для нашего организма (белки, углеводы и жиры), так и вредные вещества (ароматизаторы, канцерогены, опасные пищевые добавки). Они представляют опасность для нас, так как негативно воздействуют на наш организм и нарушают работу желудочно-кишечного тракта, в результате чего возникают острые боли в области живота.
Практическая часть
Качественное определение жиров
- Положите большой чипс на фильтровальную бумагу и согните ее пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удалите кусочки чипса с фильтровальной бумаги и посмотрите бумагу на свет. Заполняя пространство между волокнами бумаги, масло —уменьшает рассеяние света бумагой. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна.
Определение качества растительного масла в исследуемых образцах чипсов
- На жирные пятна образцов исследуемых чипсов необходимо поместить несколько капель бромной воды или раствора перманганата калия (КМnО4).
Растворы на образцах обесцветились в разной степени.
Номер образца | Степень обесцвечивания раствора |
№1 | Очень слабое |
№2 | Практически нет |
№3 | Слабое |
Вывод: обесцвечивание раствора перманганата калия говорит о наличии в продукте непредельных карбоновых кислот, являющихся показателем качества растительного масла, на котором обжаривали данные чипсы. Чем лучше обесцвечивание раствора, тем выше качество масла.
Приготовление водной вытяжки для качественного определения
растворимых компонентов
- Раскрошить 1-3 чипса (1 г) и перенесите крошки в пробирку. Добавить 15-20 мл дистиллированной воды и нагреть пробирку в пламени спиртовки. Профильтруйте образовавшуюся смесь. Фильтрат соберите и используйте для дальнейших исследований.
Качественное определение крахмала
- Налейте в пробирку 1-2 мл водной вытяжки и добавьте 2-3 капли 3 % спиртового раствора йода. Для сравнения капните раствором йода на сухой чипе. Отметьте разницу в наблюдаемых эффектах при проведении реакции в водном растворе и в твердой фазе. Если чипсы окрасились в фиолетовый цвет, это показывает на наличие в них крахмала.
Качественное определение катионов натрия
- Половину полученного фильтрата поместите в чашку для выпаривания и выпарите досуха. В сухой остаток погрузите графитовый стержень, который затем внесите в несветящееся пламя горелки. Физико-химического анализ, основан на использовании эффекта изменения окраски пламени, что объясняется наличием ионов натрия в фильтрате раствора чипсов.
Качественное определение хлорид-ионов
- Налейте в пробирку 1-2 мл водной вытяжки и добавьте 3-4 капли 5 %- раствора нитрата серебра, а затем 1-2 мл 0,1 М раствора азотной кислоты. Химический анализ показал выпадение белого творожистого осадка, который не растворяется в азотной кислоте, что свидетельствует о наличии в фильтрате хлорид ионов.
Определение калорийности продукта
- С помощью мерного цилиндра отмерьте 10 мл воды и налейте ее в широкую пробирку. Измерьте исходную температуру воды, а затем зажмите под углом пробирку с водой в штативе. Взвесьте большой чипс и подожгите его, держа под пробиркой с водой. (Если чипс потухнет, зажгите его снова.) Измерьте температуру воды после опыта и рассчитайте калорийность продукта по формуле:
Q = (С(воды) • m(воды) + С(стекла) • m(стекла)) • (t2 – t1),
где Q — калорийность чипса установленной вами массы; С — удельная теплоемкость веществ (вода и стекло); t1и t2 — начальная и конечная температуры тел, С(воды) = 4200 Дж/(кг-0С); С(стекла) = 840 Дж/(кг • °С).
- Сделайте вывод о качестве выданных образцов чипсов и об их калорийности, и о полезности для организма человека.
Лабораторная работа №10
“Составление рациона питания школьника”
Цель: составить рацион питания.
Оборудование: таблица с калорийностью продуктов.
Ход работы
Теоретическая часть
Рациональное питание - важнейшее условие сохранения здоровья, нормального роста и развития организма человека. Длительность промежутков между отдельными приемами пищи не должна превышать 3,5-4 часов. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4. Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
- 7-10 лет - 2400 ккал
- 14-17лет - 2600-3000ккал
- если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
В зависимости от возраста рекомендуемый рацион школьника будет отличаться по своему химическому составу (калорийность, количество белков, жиров, углеводов и др.) (см. таблицу).
Физиологические потребности детей школьного возраста в энергии и основных пищевых веществах
Возраст детей | Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки | Рекомендуемая величинапотребления белка, г/сутки | Рекомендуемая величина потребления жиров, г/сутки | Рекомендуемая величина потребления углеводов, г/сутки | |
общее количество | в том числе животного | ||||
6 лет (школьники) | 1900-2000 | 66-75 | 43-49 (65%) | 63-71 | 256-280 |
7-10 лет | 2100-2300 | 74-87 | 44-52 (60%) | 70-82 | 284-322 |
11-13 лет (мальчики) | 2400-2700 | 84-102 | 51-61 (60%) | 80-96 | 324-378 |
11-13 лет (девочки) | 2300-2500 | 81-94 | 49-56 (60%) | 77-89 | 311-350 |
14-17 лет (юноши) | 2800-3000 | 98-113 | 59-68 (60%) | 93-107 | 378-420 |
14-17 лет (девушки) | 2400-2600 | 84-98 | 50-59 (60%) | 80-92 | 339-384 |
Рекомендуется следующее распределение калорийности питания в течение суток: завтрак и ужин — по 25%, обед — 35 — 40%, полдник или школьный завтрак 10 — 15%.
Примерное меню школьника может выглядеть примерно так:
1-й завтрак: каша (овощное блюдо); кофе (чай, молоко).
2-й завтрак: яичное (творожное) блюдо; кофе (чай, молоко).
Обед: салат; первое блюдо; блюдо из мяса (птицы, рыбы); гарнир; напиток.
В качестве первого блюда ребенку-школьнику можно приготовить бульоны (куриный, мясной, рыбный); супы на этих бульонах, заправленные овощами, крупами, клецками, галушками; вегетарианские супы; супы молочные, фруктовые. Вторым блюдом могут быть котлеты, биточки, тефтели, различные тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей, всевозможные запеканки, запеченная рыба, птица, тушеное мясо, азу, гуляш, бефстроганов .
Полдник: кефир (молоко); печенье или хлебцы из цельных злаков; свежие фрукты.
Ужин: овощное (творожное) блюдо или каша; молоко (кефир).
Практическая часть
- Используя таблицу калорийности продуктов питания, составить примерное меню на день.
- Сделать вывод о значимости рационального питания для школьника.
Таблица содержания белков жиров и углеводов в продуктах питания на 100 г.
Список литературы:
- Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Экология и безопасность питания. – М.: «Экологический вестник России», 2015 год.
- Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. - М.: Химия, 2016 год.
- Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб.: Союз, 2014 год.
- Степанчук Н.А. Экология. 7-8 классы: практикум по экологии человека. – Волгоград: «Учитель», 2016 год.
- Еда – наш друг, еда – наш враг. Азбука здорового питания. Пер. с англ. СПб.: Ридерз Дайджест, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Содержание нитратов в продуктах питания"
Исследовательская работа выполнена в рамках элективного курса "Химия вокруг нас", "Моё здоровье в моих руках"...
Презентация исследовательской работы "Содержание нитратов в продуктах питания"
Презентация иллюстративно отражает содержание исследовательской работы Содержание нитатов в продуктах питания" (в связи с ограничениями размещения иформации на сайте презентация сокращена)...
методическая разработка занятия "Оценка качества продуктов питания"
Методическая разработка ориентирована на детей в возрасте 11-15лет. Цель: научиться проводить первичную экологическую оценку качества продуктов питания, оценивать безопасность их использования. В...
Внеклассное занятие по экологии Тема: «Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов»
Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье человека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего питания продукты – вот основ...
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ГАЗООБМЕН, ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА CO2» НА СОВРЕМЕННОМ ЛАБОРАТОРНОМ ХИМИЧЕСКОМ ОБОРУДОВАНИИ
Авторская разработка лабораторной работы...
Мастер- класс по теме "Проверка качества продуктов питания, необходимых для приготовления блинов"
Мастер - класс был показан на муниципальном конкурсе "Тайны успеха - 2023"...
Методическая разработка занятия в рамках работы «Точка Роста» « Определение кислотности продуктов питания ( фруктов)»
Данное занятие разработано в рамках работы «Точка Роста» и рассчитано на обучающихся 8-10 классов. В рамках занятия обучающиеся знакомятся со способами определения кислотности, методикой п...