Москва современная.
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Данная программа составлена на основе воспитательных задач на 2017/18 учебный год, а именно: воспитание чувства патриотизма, формирование общечеловеческих ценностей, нравственных ценностей, толерантности к другим, стремления к компромиссу, воспитание чувства гражданственности, стремление к самопознанию, а также на основе семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskva_sovremennaya_36.docx | 67.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 842»
«РАССМОТРЕНО» на педагогическим совете Протокол №__5__ от «_20_» __июня__ 2017 г. | «СОГЛАСОВАНО» Председатель методического объединения учителей естественно-научного цикла __________________Т.С. Сахарова «___» ______________ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ «Школа № 842»
__________ А.Ю.Лукьянов «___» ___________ 2017 г |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
« Москва современная »
Уровень программы: ознакомительный.
Направленность: Туристско-краеведческая
Срок реализации: 1 год
Часов в неделю: 1
Возраст обучающихся: 14-16 лет
Форма занятий: групповая
Педагог дополнительного образования:
Сычева И.А.
Москва, 2017г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе воспитательных задач на 2017/18 учебный год, а именно: воспитание чувства патриотизма, формирование общечеловеческих ценностей, нравственных ценностей, толерантности к другим, стремления к компромиссу, воспитание чувства гражданственности, стремление к самопознанию, а также на основе семейного воспитания.
Программа разработана и на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.
Это:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (2010 г.) закрепил направление на преобразование школьной системы. Кроме базового образования, особое значение приобретает образование, реализующееся за счёт внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Москва современная» рассчитан на работу с детьми среднего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. Он посвящен знакомству учеников с историей и современной жизнью столицы нашего государства.
ЦЕЛЬ внеурочной деятельности курса состоит в подведении детей к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- сформировать у школьников представление о Москве;
- пробудить интерес к прошлому и настоящему города;
- приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем;
- воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры;
- раскрытие доступных для понимания учащимися связей, существующих в большом городе — природа и планировка города, местоположение города и его влияние на рост и развитие, природа и занятия жителей, обычаи и традиции предков и современная культура;
- создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;
- воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич;
- воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
- повышение общей культуры и эрудиции школьников;
- развитие наблюдательности, речи, общего кругозора школьников
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ:
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно - ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа внеурочной деятельности «Москва современная» рассчитана на учащихся 5-9 классов средней школы.
В современных условиях жизни российского общества воспитание стало главным социальным и государственным приоритетом. В современном обществе обнаруживается дефицит нравственности и культуры, по словам нового министра образования РФ. Москва, сердце России, является немым свидетелем того, что создано нашими предками. Причём это касается не только истории как таковой, но и множества важнейших событий мировой истории. Кроме чисто исторической ценности, Москва – отличный образец искусства. Эстетика Москвы располагает к длительному созерцанию всех бесконечных красот этого великолепного памятника, по сути включающего в себя целый ряд объектов, каждый из которых заслуживает предельно внимательного исследования.
Для необходимого воспитательного воздействия необходимо показать детям, что существует мир, полный духовных нравственных идей, творчества, культуры.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов: "Окружающий мир", "Литературное чтение", "Изобразительное искусство". Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники в значительной мере повышает эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы.
Содержание курса внеурочной деятельности « Москва Современная» составляют разделы: «Природа Москвы», «Москва — главный город земли русской», «Как жили наши предки».
Разнообразие содержания курса предполагает использование разных форм, методов и средств обучения.
Методы обучения | Формы организации деятельности учащихся | Виды деятельности: |
Словесный: | 1. Групповые 2. Коллективные 3. Индивидуальные | 1. Игровая 2 Познавательная 3. Проблемно-ценностное общение |
рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы. | ||
Наглядный: | ||
применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств. | ||
Игровой: | ||
создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход. | ||
Исследовательский: | ||
выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия. | ||
Проектный: | ||
работа учащихся над индивидуальным краеведческим проектом | ||
Формы проведения занятий: | ||
- викторины; - экскурсии в музеи; - просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом; - подготовка сообщений, презентационных материалов. |
В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следующие КОМПЕТЕНЦИИ:
- высокий уровень знаний по москвоведению и предметам эстетического цикла;
- формирование исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;
- умение анализировать и оформлять полученные знания;
- социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;
- развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.
Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы.
С помощью художественно-эстетического воспитания у учащихся выстраивается целостная картина мира. Таким образом, через внеурочную деятельность посредством творческого развития происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
- проблемно-диалогическую технологию,
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
" Москва современная"
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): | приобретение школьниками знаний об истории и географии своего города через изучение его достопримечательностей; ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве. |
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): | развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего города, его прошлому и настоящему; истории своей школы, района. |
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): | приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической информации. |
При реализации дополнительной образовательной программы «Москва современная» конечным результатом занятий должно стать овладение основными знаниями и умениями:
Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: |
|
|
Место курса в учебном плане
Программа курса " Москва современная " рассчитана на учащихся 11-16лет. В 5-9 классах по 1 часу в неделю, 4 часа в месяц. За год: 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Взаимосвязь результатов (целей) освоения предмета можно системно представить в виде схемы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формированию мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; формирование основ российской и гражданской идентичности. У обучающегося будет формироваться: - чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности; - интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности. | |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности). | |
Регулятивные УУД Обучающийся научится: - планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей; - заниматься самостоятельным исследовательским поиском; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. | Познавательные УУД Обучающийся научится: - ориентироваться в музейной терминологии; - определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды; - составлять план поисково-исследовательского проекта; - находить и обрабатывать информацию; - анализировать объекты, выделять главное; - проектировать простую экспозицию; - комплектовать материал для выставки; - составлять текст экскурсии к выставке; - ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве | Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - описывать конкретные экспонаты и события; - правильно задавать вопросы респондентам; - договариваться, приходить к общему решению; - работать в группе; - высказывать суждения, аргументировать. |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА " Москва современная "
5-9 классы | ||
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Москва – наш город. | 1 |
2 | Большая Москва | 1 |
3 | Откуда пошла Москва | 1 |
4 | Наша древняя столица | 1 |
5 | Москва - всем городам мать | 1 |
6 | Наши предки москвичи | 1 |
7 | Городская символика | 1 |
8 | Парки. Усадьбы | 1 |
9 | Стены древнего Кремля | 1 |
10 | Прогулка по Кремлю | 1 |
11 | Памятники Соборной площади | 1 |
12 | Главная площадь Москвы | 1 |
13 | Мемориал в Александровском саду | 1 |
14 | Главная улица столицы | 1 |
15 | Московская архитектура | 1 |
16 | Московская мозаика | 1 |
17 | Московский транспорт | 1 |
18 | Московские реки | 1 |
19 | Московская природа | 1 |
20 | Московский зоопарк | 1 |
21 | Путешествие по Москве на машине времени | 1 |
22 | Московские музеи | 1 |
23 | Как жили москвичи раньше | 1 |
24 | Московские театры | 1 |
25 | Маленькие москвичи | 1 |
26 | Городская мозаика | 1 |
27 | Дорогая моя столица | 1 |
28 | План города | 1 |
29 | Округ, в котором живу | 1 |
30 | "Крепость внутри города" | 1 |
31 | "Белый город" | 1 |
32 | Прогулка по Бульварному кольцу | 1 |
33 | Садовое кольцо. Улицы-валы | 1 |
34 | Городская мозаика | 1 |
35 | На Крымском валу | 1 |
36 | Олимпиада "Что я знаю о Москве" | 1 |
Итого: | 36 |
ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ | ||||
Личностные результаты | Формирование следующих умений:
| |||
Метапредметные результаты | ||||
Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: | ||
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий на уроке. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации. - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. | - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | ||
Предметные результаты | Уметь определять своё отношение к миру:
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ | |
5-6 класс | |
учащиеся должны знать: | учащиеся должны уметь: |
– историю своего района; – роль опыта – как источника благосостояния людей; – символику Москвы (герб, флаг); – опасные участки района; – что такое город; – историю названия столицы; – основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые) и их роль в жизни человека; – основные памятники архитектуры Москвы; – народно-прикладное творчество Москвы; – башни и стены Кремля; – Красную площадь (историческую важность); – близлежащие улицы Москвы; – историю книгопечатания | – называть 5 -7 близлежащих улицы Москвы; – наблюдать, делать умозаключения; – пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы; – различать природные богатства; – различать некоторые древние и современные здания; – оценивать правильность поведения в природе; – оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ | |
6-7 класс | |
учащиеся должны знать: | учащиеся должны уметь: |
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ | |
7-9 класс | |
учащиеся должны знать: | учащиеся должны уметь: |
|
|
ФОРМЫ УЧЕТА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ:
Оценка внеурочной деятельности осуществляется комплексно, по нескольким параметрам: | ||
1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности: | ||
Критерии | Показатели | Приемы и методы изучения |
Вовлеченность учащихся в систему внеурочной деятельности | - Охват учащихся программой. - Сохранность контингента. - Сформированность активной позиции учащихся | 1. Анализ участия учащихся в изучении курса. 2. Педагогическое наблюдение. |
Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности | - Обеспеченность кадровыми ресурсами. - Обеспеченность информационно- технологическими ресурсами. - Обеспеченность финансовыми ресурсами. - Обеспеченность материально- техническими ресурсами | 1. Метод экспертной оценки. 2. Методы индивидуальной и групповой оценки 1. Анкетирование 2. Педагогическое наблюдение |
ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ | ||
Сформированность детского коллектива | -благоприятный психологический микроклимат; -уровень развития коллективных взаимоотношений | 1. Социометрия 2. Индекс групповой сплоченности. Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» |
Сформированность коммуникативной культуры учащихся | - Коммуникабельность. - Взаимодействие со сверстниками, педагогом | Методика выявления коммуникативных склонностей (по Р.В.Овчаровой) |
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА | ||
Эффективность работы факультатива | - Посещаемость, сохранность контингента. - Применение проектных и иных современных технологий, обеспечивающих деятельностный подход. - Участие учащихся в выставках, конкурсах, викторинах и т.п. | Анализ данных |
2. Продуктивность внеурочной деятельности: | ||
Продуктивность деятельности факультатива | - Уровень достижения ожидаемых результатов. - Достижения учащихся в выбранном виде внеурочной деятельности. - Рост мотивации к активной познавательной деятельности | 1.Анализ освоения учащимися программы курса. 2.Анализ содержания «портфеля достижений» 3.Анализ результатов участия детей в турнирных мероприятиях состязательного характера 4.Педагогическое наблюдение 5.Метод незаконченного предложения |
3. Удовлетворенность участников деятельности (учащихся, их родителей, педагога) ее организацией и результатами | ||
Удовлетворенность учащихся, их родителей, педагога | - Удовлетворенность школьников участием в работе факультатива. - Сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением ребенком внеурочных занятий. - Удовлетворенность педагога организацией и ресурсным обеспечением деятельности факультатива | 1. Тестирования 2. Беседа 3. Анкетирование 4. Цветопись 5. Метод незаконченного предложения |
4. Формы учета оценки планируемых результатов. | ||
Формы учета знаний, умений: | - педагогическое наблюдение; - тестирование; - тематический опрос; -результаты олимпиад; - рисуночные тесты; - подготовка проектов и их защита; - выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков); - анкетирование учеников | |
Цель: | выяснить, является ли и в какой степени воспитывающим данный вид внеурочной деятельности | |
Объекты: | личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога | |
Методы: | наблюдение, анкетирование, тестирование. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма. | |
Формы: | -проблемно-ценностное общение (этическая беседа); -дебаты; -тематический диспут; -проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
|
1.Используемая литература (книгопечатная продукция) | |
1. |
|
2. Печатные пособия | |
2. | Иллюстрации, тематические наборы картинок "Овощи", "Фрукты", "Одежда", "Транспорт", "Музыкальные инструменты", "Посуда" и т.п., альбомы, наборы открыток. |
3. Игры и другие пособия | |
3. | Настольная игра "Я шагаю по Москве"; плакаты с ребусами. |
4. Технические средства обучения | |
4 | ПК, мультимедийный проектор, принтер. |
5. | Интернет-ресурсы |
http://um.mos.ru/monuments/obelisk_u_kutuzovskoy_izby/ - узнай Москву Материалы официального сервера Правительства Москвы РУБРИКОН - информационно-энциклопедический проект компании "Русс портал" Символика районов города Москвы на сайте "Геральдика.ru" Усадьбоведение Сайт Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) Сайт Фонда возрождения русской усадьбы Дворянские усадьбы Москвы на сайте "Исторические усадьбы России" Сайт некоммерческого партнерства "Русская Усадьба". Музеи и достопримечательности Москвы Музеи Москвы в электронном каталоге музеев России Музей истории города Москвы Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева Музеи Московского Кремля Государственный Исторический музей Москвы Московский Кремль на рубеже тысячелетий Экскурсии по Кремлю на сайте электронного издательства КОМИНФО "Московский Кремль" Достопримечательности Москвы на сайте All-moscow.ru История Москвы Материалы по истории Москвы на сайте Открытой русской электронной библиотеки Проект "Москва историческая" с информационного сервера "Москва" СТАРАЯ МОСКВА - историко-культурный путеводитель История Москвы и Подмосковья с древнейших времен Каталог ресурсов "Московские уголки" с сайта Москва неофициальная Интернет проект "История Москвы" Страницы истории Москвы на сайте ИНФОКНИГА СТАРАЯ МОСКВА на сайте "Кулуаръ" История и география Москвы на географическом сайте агентства путешествий "Отдыхай!" Интересно о Москве Россия и Москва глазами иностранцев на сайте ПРАВОСЛАВИЕ.RU История гостеприимства на сайте PIR.RU Статьи о московских тайниках и кладах История Московского трамвая Сайт "ВСЯ МОСКВА на 1901 годъ" Союза Фамильных кланов Проекты по Москвоведению на сайте гимназии №1522 Электронный журнал «Женщина Москва». Миссия проекта — вернуть москвичам чувство Дома. Прогулки по Москве, виды Москвы и путеводители Метростроевцам всех поколений посвещается... Авторский проект Юрия Гридчина из Москвы Москва в фотографиях Вчера, Сегодня, Завтра.... Интереснейшая подборка видов Москвы - старых и современных Прогулки по Москве на Rambler-Москва Уникальное собрание видов Москвы на сайте СТАРАЯ МОСКВА. Москва. Путеводитель 1929 года Прогулки по Москве с сайта Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского Москва пешком под редакцией Натальи Невяжской Фотографии старой Москвы с сайта "Русь православная" О Москве на сайте "КиндерСюрприз" Неизвестная Москва и Историческая мозаика на сайте Андрея Дубовского Путеводитель по Москве на сайте Национального Географического общества Москва в сердце моем на сайте интернет-клуба СКРИН Немного о столице на ИНФОРМАЦИОННОМ ПОРТАЛЕ О РОССИИ Карты Москвы Старые карты Российской империи на сайте genealogia.ru Карты Москвы на сайте "Коллекция старинных карт территорий и городов России" Москва и окрестности из космоса - фотографии интернет-магазина космических снимков ИТЦ СканЭкс Москва православная СВЯТЫНИ СТАРОЙ МОСКВЫ в Интернет-журнале Сретенского монастыря ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ на сайте ПУТЕШЕСТВИЯ - БЛИЗКИЕ И ДАЛЁКИЕ Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. Сайт Храмы России, посвященный памяти Петра Георгиевича Паламарчука Архитектура Москвы «Архнадзор» - сайт, посвященный проблемам охраны исторической среды и нового проектирования в ее пределах Москомнаследие - официальный сайт Сайт MAPS (Московской Ассоциации Охраны Архитектурного Наследия) Электронная экскурсия: Москва Казакова История Москвы XVII века (архитектура и повседневность) Москва, которой нет. Сайт об утраченных архитектурных памятниках Москвы Архитектурно-краеведческая библиотека на сайте Русский город Памятники архитектуры Подмосковья Шедевры московской архитектуры с портала строительной индустрии Статьи о Москве в разделе "Архитектура, проектирование" на Tool.ru Архитектура московского модерна Электронные версии журналов Сайт "Основы православной культуры", созданный на основе материалов газеты "Воскресная школа" (Издательский дом "Первое сентября") Материалы журнала "Наука и жизнь" МОСКВА в журнале "НАУКА И ЖИЗНЬ" Рубрика "По Москве исторической" на новом сайте журнала "Наука и жизнь" Материалы журнала "Вокруг Света". Журнал "Московская перспектива" Рефераты на сайте журнала "Москвоведение" Природа и география Москвы Сайт "Малые реки Москвы" В поисках реки Голедянки- любительский исследовательский сайт Сайт "Московские парки" Сайт Московского городского управления лесами Информация с сайта "Состояние окружающей природной среды Москвы" Статьи по московскому и подмосковному краеведению Естественнонаучной библиотеки Московского общества испытателей природы Боевая слава столицы Военная история. Форты, крепости, памятные места Москвы и области Форты, крепости, памятные места Москвы и Московской области |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Центральный музей современной истории Москвы.
Экскурсия....
Особенности развития современной транспортной системы и транспортных услуг города Москвы
Круглый стол на тему:«Особенности развития современной транспортной системы и транспортных услуг города Москвы»24 октября 2014 года...
Лучшие практики по обеспечению обучения русскому языку и современные технологии популяризации русского языка представили на семинаре в Москве
Актуальные аспекты развития образования на русском языке и обучения русскому языку, а также технологии популяризации русского языка стали темами Всероссийского семинара, который прошел в Москве 4 дека...
Курс повышения квалификации в объеме 100 часов по теме: «Школа современного учителя истории», г. Москва, 20 сентября 2021 – 10 декабря 2021 г., регистрационный номер у-92269/б.
Курс повышения квалификации в объеме 100 часов по теме: «Школа современного учителя истории», г. Москва, 20 сентября 2021 – 10 декабря 2021 г., регистрационный номер у-92269/б....
Использование современных образовательных технологий как способ мотивации в процессе обучения английскому языку в ГБОУ "Школа №1367" города Москвы
Информационные технологии стремительно вошли в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовани...
«Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»
laquo;Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»...
Презентация «Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»
Презентация «Современный урок истории как способ повышения образовательных результатов (на примере урока истории по теме “Освобождение Москвы в 1612 г.”)»...