"Пространство взаимопонимания" (Конспект занятия)
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Федорова Татьяна Васильевна

В основе  занятия – ролевая игра «Пространство взаимопонимания». Ведущий предлагает участникам занятия принять активное участие в работе, чтобы на практике понять насколько важно развивать умения взаимодействовать, но и развивать наблюдательность, воображение, внимательность через игру, а так же  научиться координировать свои действия в группе и прийти к  осознанию каждым участником своей роли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

 «Пространство взаимопонимания»

(Конспект занятия)

Федорова Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования МБУО ДО «ЦДТ» пгт. Яя

Цель: развитие умения взаимодействовать сообща через ролевую игру. 

Задачи:

 - научить создавать благоприятную атмосферу в группе;

- развивать наблюдательность, воображение, внимательность;

-формировать умения координировать свои действия в группе.

Оборудование: (перечисляем все, что нужно для проведения занятия): свободное помещение

Ход занятия:

Организационная часть: 5 мин.

     Добрый день, участники занятия «Пространство взаимопонимания!» Чтобы начать нашу работу, давайте познакомимся. Предлагаю всем поделиться на первый и второй, чтобы встать в два круга (внутренний и внешний круг становится лицом друг к другу). Ваша задача познакомиться, поделиться настроением. Через несколько минут делаем шаг вправо и говорим уже о любимом блюде, музыкальной группе, любимом предмете.
Теоретическая часть.5 мин.

     Важность проведения ролевых игр объясняется тем, что – это метод, при котором участники игры с помощью проигрывания определенных ролей в свободной от риска ситуации обнаруживают свои значимые черты поведения, с помощью друг друга и самостоятельно критически анализируют их, обучаются более эффективному способу поведения и тренируются в его совершенствовании. Одним из лучших способов организации активного общения детей считается деловая, или ролевая игра. В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях. Известный психолог Л.С. Выготский объяснял игру как «царство произвольности, свободы и воображения», где за счет оперирования чистыми значениями и смыслами создаются «мнимые ситуации» и происходит «иллюзорная реализация нереализуемых желаний». В игре осуществляется психологическая адаптация учащихся друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.

Практическая часть.30 мин.

Игра «Кинг-Конг и белая женщина»
Игра способствует: созданию благоприятной атмосферы в группе; развитию ловкости, быстроты реакции; развитию умений договариваться и действовать совместно
.

Материалы и оборудование: подушка или другой мягкий предмет, мел. 
Игровая площадка:  спортивном зале.
Количество участников: до 7 игроков. 
Время проведения игры: 15 минут.
Описание игры:
В начале игры ведущий распределяет среди участников следующие роли: «Кинг-Конг»

 (1 человек) и «население» (все остальные игроки).После распределения ролей ведущий говорит, что «Кинг-Конг» похитил «белую (черную, желтую…) женщину», так как влюбился в нее. После чего ведущий объясняет участникам, как можно освободить пленницу. «Кинг-Конг» становится в центр круга диаметром 2 метра, кладет возле своих ног «белую женщину» (в качестве «белой женщины» может выступать подушка или другой мягкий предмет). Выходить за границы круга «Кинг-Конгу» нельзя. Остальные участники располагаются за кругом. Чтобы спасти «белую женщину», кто-либо из «населения» должен дотронуться до нее, одновременно избегая прикосновения руки «Кинг-Конга». Если «Кинг-Конг» дотронулся рукой до игрока, то участник выбывает из игры.
Игра заканчивается в двух случаях:

«Белая женщина» освобождена: один из участников смог избежать прикосновений рук «Кинг-Конга» и дотронуться до «белой женщины».

«Кинг-Конг» не побежден: т.е. он смог дотронуться до каждого участника.

Игра «Ралли роботов»

Игра способствует: созданию благоприятной атмосферы; развитию смекалки.

Игровая площадка: игра должна проходить в помещении, обеспечивающем достаточное количество пространства для движения, но не позволяющем игрокам далеко удаляться друг от друга. Если игра проходит на улице, то необходимо четко обозначить границы игровой площадки. 
Количество участников: до 30 игроков. 
Время проведения игры: 20-25 минут.
Описание игры. 
Игра проходит в два этапа.

Первый этап. Участники стоят парами, один участник является «роботом», другой – «профессором». «Робот» включается нажатием кнопки («профессор» дотрагивается ладонью головы «робота»). «Робот» начинает движение вперед. Прикоснувшись к правому плечу «робота», «профессор» поворачивает его на 90 градусов направо, к левому плечу – на 90 градусов налево. Остановить «робота» можно положив ладонь на его плечо. «Профессор», идя позади «робота», руководит им так, чтобы предохранить его от разрушения, или поломки, потому что «робот», дойдя до препятствия, продолжает движение на одном месте. 
Ведущий придумывает задания, которые все участники должны выполнить одновременно. Например, поставить «роботов» в круг, построить их в одну шеренгу и т.д. После выполнения задания игроки в парах меняются ролями.
Второй этап. Участники делятся на группы по 3 человека. В этом случае «профессор» управляет двумя «роботами», которые стоят, соприкасаясь спинами. «Профессор» включает их, разделяя вертикальными движениями руки сверху вниз между спинами. Когда «роботы» включены, они начинают двигаться в разные стороны. Изменение направления наступает в момент, когда «профессор» повернет голову «робота» направо или налево. «Роботы» выключаются, когда встретятся лицом к лицу. Столкнувшись с препятствием, они продолжают движение на одном месте. «Профессор» не может управлять одним «роботом» два раза подряд, ему необходимо управлять ими поочередно.
Ведущий также придумывает задания, которые игроки выполняют одновременно. После выполнения задания участники в «тройках» меняются ролями.

Игра «Квадрат»

Игра способствует: созданию благоприятной атмосферы; развитию внимательности; развитию умения координировать свои действия в группе.

Игровая площадка: любое помещение, позволяющее свободно двигаться участникам. Игра может проходить и на улице.

Количество участников: до 40 игроков. Количество участников должно обязательно делиться на четыре.

Время проведения игры: 5-10 минут.

Описание игры. 

В начале игры группа делится на четыре команды с равным количеством человек. Затем все команды образуют один четырехугольник (одна команда – это одна сторона), становясь плечом к плечу, лицом вовнутрь квадрата. В центр квадрата становится ведущий и поднимает свою правую руку вверх. Он просит участников запомнить свое месторасположение по отношению к его правой руке. 
Далее ведущий поворачивается, например, на 90 градусов. Задача каждой команды – как можно быстрее стать в исходную позицию по отношению к правой руке ведущего, сохраняя последовательность расположения участников в команде. Затем ведущий поворачивается снова и т.д.

Игра «Телохранители и звезда»

Игра способствует:

созданию благоприятной атмосферы.

Игровая площадка: любое помещение, позволяющее свободно двигаться участникам. Игра может проходить и на улице.

Количество участников: до 30 игроков.

Время проведения игры: 10-15 минут.

Описание игры. 

В начале игры ведущий делит участников на команды по 7-8 игроков, в которых затем распределяются следующие роли: один из участников игры становится знаменитой личностью («звездой»), второй – «фанат», а остальные – «телохранителями».
«Звезда» занимает место в центре круга, который образуют «телохранители», держась за руки и стоя лицом вовнутрь круга. Они стараются не допустить того, чтобы «фанат», находящийся вне круга, смог дотронуться до «звезды». 
Если «фанат» дотронулся до «звезды», то участникам предлагается поменяться ролями или

выбрать на эти роли других игроков. Все команды играют одновременно.

 Игра «Ку»

Игра способствует: созданию благоприятной атмосферы.

Игровая площадка: игра может проходить в помещении, обеспечивающем свободное движение всех участников. Если игра проходит на улице, то необходимо четко обозначить границы игровой площадки.

Количество участников: до 20 игроков.

Время проведения игры: 5 минут.

Описание игры. 

Выбирается один участник, который будет играть роль «Ку». «Ку» на протяжении всей игры молчит. Все участники закрывают глаза (если есть косынки, то завязывают глаза) и начинают двигаться в хаотическом порядке по комнате. То же самое делает и «Ку». 
Сталкиваясь, участники приветствуют друг друга словом «ку». Обменявшись приветствиями, они продолжают самостоятельное движение дальше. 
Если один из двух встретившихся участников не ответит на приветствие, значит, он и является «Ку». Все, не получившие ответа на приветствие, автоматически становятся «Ку». Они берут «Ку» за руку и дальше продолжают игру молча, двигаясь вместе с «Ку». 
Любой участник, столкнувшись с уже цепочкой «Ку», должен найти ее последнее звено и присоединиться к ней. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не наткнутся на «Ку».

Игра «Семья Майер»

Игра способствует: созданию благоприятной атмосферы.

Материалы и оборудование: стулья, карточки по количеству участников.

Игровая площадка: игра может проходить как на улице, так и в помещении, которое должно обеспечивать свободное передвижение игроков.

Количество участников: от 12 до 24 игроков. Количество участников обязательно должно делиться на четыре.

Время проведения игры: 10-15 минут.

Описание игры. 

В начале игры выставляют стулья по количеству образуемых семей спинками внутрь круга (один стул для одной семьи).Участникам раздаются карточки, на которых обозначены роли членов семьи. Семья состоит из четырех человек: отца, матери, сына и дочери. Например, отец Майер (Кнолле, Шульц, Тонн), мать Майер, сын Майер, дочь Майер и т.д.
По сигналу ведущего участники ходят по аудитории и обмениваются карточками (карточки держат обратной стороной вверх). По сигналу «Семья!», участникам необходимо прочитать надпись на своей карточке, собраться семьями и сесть на один из стульев следующим образом: первым садится отец, за ним – мать, потом – сын, и, наконец, дочь (участники садятся на колени друг друга). Побеждает семья, которая первая выполнила задание. Игру можно повторить, начав ее с обмена карточками.

Игра «Зоопарк»

Игра способствует: созданию благоприятной атмосферы.

      Игровая площадка: игра может проходить на улице или в помещении.

Количество участников: до 20 игроков.

Время проведения игры: 10-15 минут.

Описание игры. 

Участники становятся, образуя круг. Ведущий показывает, как необходимо изображать то, что находится в «зоопарке». Каждое животное (либо предмет) изображают три игрока. 
Слон: «центральный» участник (здесь и далее так именуется игрок, который стоит вторым в «тройке» изображающих) правой рукой держится за нос, а левую просовывает через образовавшийся круг, так, чтобы получившаяся фигура напоминала хобот слона. Игроки, стоящие по обе стороны, руками изображают уши слона (одна рука находится на уровне

головы, а вторая – на уровне пояса). 

Жираф: «центральный» участник поднимает руки вверх, а рядом стоящие игроки, дотрагиваясь руками до «туловища жирафа» сверху вниз, говорят: «пятнышки, пятнышки». 
Уточка: «центральный» участник поднимает руки согнутые в локтях перед собой, а ладони кладутся одна на другую. В процессе показа уточки верхняя ладонь поднимается и опускается, изображая клюв. Рядом стоящие участники имитируют движение хвостика,

делая вращательные движения тазом. 

Пальма: «центральный» участник поднимает руки вверх, рядом стоящие игроки также поднимают руки вверх, но слегка наклоняются в разные стороны. 
Тостер: «центральный» участник стоит прямо, а два участника берутся за руки, так чтобы «центральный» игрок оказался между руками. Во время показа «центральный» участник

прыгает, изображая тост в тостере.

Миксер: «центральный» участник поднимает руки вверх и разводит их в стороны. Рядом стоящие игроки вращаются вокруг своей оси, изображая венчики миксера. 
Игра начинается после разучивания всех фигур животных и предметов. ведущий показывает на участника, который будет центром фигуры и называет животного, которое необходимо показать. Если кто-то из участников ошибся, то становится ведущим.

Игра «Джунгли»

Игра способствует: созданию благоприятной атмосферы.

Материалы и оборудование: стулья.

Игровая площадка: игра может проходить как на улице, так и в помещении.

Количество участников: до 20 игроков.

Продолжительность игры: 4-5 минут.

Описание игры.
Участники игры делятся на четыре группы: «змеи», «львы», «обезьяны» и «охотники». Каждой из них соответствуют определенные жесты и звуки. 
Ведущий просит:

«змей» пошипеть и одной рукой сделать волнообразные движения вперед;

«львов» зарычать и двумя руками имитировать пасть зверя;

«обезьян» издать вопли «о! о! о! о!» и почесать макушку головы;

«охотников» изобразить руками ружье и произнести звуки, похожие на выстрелы.

Каждая группа выбирает себе лидера, который садится впереди, и будет передавать ход. 
Начинает игру любая группа (например, «змеи»), показывая свои жесты и произнося звуки (5 секунд). Затем лидер группы начинает показывать жесты и звуки той группы, которой он хочет передать ход. Таким образом, все группы по очереди показывают свои жесты и издают звуки. В конце игры ведущий может попросить, чтобы все группы одновременно показали

свои жесты и издали соответствующие звуки.

Заключительная часть: 5 мин.

      Ведущий предлагает каждому высказать свое мнение по теме занятия. (Обсуждение)

В каждой группе, в разное время, на разных этапах могут быть получены разные результаты. Естественно, выбранный комплект игр зависит от цели, от возраста участников и их подготовки. Ведь умение работать в группе, не каждому дано, это качество надо развивать. И делать это интереснее через ролевую игру! Спасибо всем за работу!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

• Учебная деятельность - пространство для воспитания. Воспитательный потенциал учебного занятия

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Предмет «География», благодаря своей специфике, предоставляет широкие возможности для воспитания обу...

Методическая разработка психологического занятия "Стратегия жизненного пространства"

Психологическое занятие с элементами тренинга личностного роста по формированию позитивной "Я-концепции" старшеклассников....

занятий с детьми дошкольного возраста по развитию моторных навыков и ориентировки в пространстве

Данное календарно-тематическое планирование по развитию моторных навыков и ориентировке в пространстве составлено для дошкольников с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского ...

Конспект интегрированного занятия по развитию ориентировки в пространстве и коллективному конструированию для средней группы детей с нарушением зрения.

На интегрированном занятии дети с нарушением зрения обучаются ориентировке в пространстве и коллективному конструированию....

Мастер-класс по работе в пространстве города. Пример внеаудиторного занятия "Как образуется пространство площади".

Работа в пространстве города предусматривает использование внеаудиторных методик, позволяющих организовать непсоредственное взаимодействие учителя и учащихся в городской и музейной среде.  Воспол...