План работы кружка "Юный фенолог"
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему
Программа и план работы кружка "Юный фенолог" для 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_kruzhok_yunyy_fenolog.docx | 56.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пригорьевская средняя школа»
Рассмотрена Руководитель ММО ______ Макарова Е.Н. Протокол от 27.08.2016г. № 1 | Согласована Зам. директора по УВР ______ Крутова Е.Н. 27.08.2016г | Утверждена приказом МБОУ «Пригорьевская средняя школа» Приказ №165 от 31.08.16 |
Рабочая программа кружка
«Юный фенолог»
5 - 7 класс
(34 часа)
Составитель программы: учитель географии и биологии высшей категории
Макарова Елена Николаевна
ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета
28.08.2016 протокол № 1
2016 - 2017 учебный год
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ФЕНОЛОГ»
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Среди отличительных особенностей программы кружка можно назвать следующие:
- Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Добавлен раздел изучения особенностей природы Саратовской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
.Нормативная база программы
Программа «Юный исследователь природы» разработана с учетом положений и
нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Распоряжение Администрации Смоленской области от 23. 09. 2014 № 1293- р/адм
«О концепции развития системы духовно- нравственного воспитания детей и
молодежи в культурно – образовательной среде Смоленской области»;
- Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 г.
- Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998 г.;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 г.;
Цели:
- формирование у учащихся научного представления о явлениях и процессах в живой природе;
- приобщение к практической натуралистической деятельности широкого познавательного характера;
- повышение уровня экологической культуры обучающихся;
- формирование практических природоохранных умений и навыков;
- расширение у школьников биологического кругозора.
Задачи:.
Образовательные:
- углубить и расширить знания по биологии и вооружить практическими знаниями, навыками школьников;
- содействовать глубокому и прочному усвоению учащимися учебных программ по естествознанию;
- обеспечивать накопление многолетней фенологической информации, необходимой для решения научно – практических задач природопользования;
- дать школьникам теоретические основы, необходимые для проведения наблюдений в природе и обобщения полученных данных;
- проводить практические занятия – фенологические экскурсии, позволяющие научиться устанавливать связь между фазами развития деревьев кустарников и травянистых растений, а также позволяющие выявить причины сроков сезонных изменений;
Воспитательные:
- привить у учащихся любовь, интерес и бережное отношение к природе;
- научить учеников анализировать наблюдаемые явления, выявлять причинно – следственные связи;
- воспитание у детей культуры труда;
- воспитание научного мировоззрения;
Развивающие:
- развитие основ системного экологического мышления;
- развитие нравственной культуры личности;
- развитие эстетического восприятия природы.
Основные идеи программы: многообразие и целостность природы, единство природы и человека. Взаимосвязь объектов, явлений и процессов природы.
Направленность программы: эколого – краеведческая. Изложение материала предполагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом – от простого к сложному.
В своей фенологической и природоохранительной работе мы определили четыре направления по которым необходимо проводить исследования и обучения, связанные с природными особенностями нашей местности.:
1. Выявление и охрана объектов неживой и живой природы.
2. Охрана водоемов, колодца очень важна в связи с тем, что они являются источником питьевой и бытовой воды населенного пункта.
3. Охрана растительности, особенно редких и исчезающих видов растений (напримерландыша, ветреницы дубравной и ветреницы лютичной).
4. Изучение и охрана животного мира (аисты, журавли).
Работу отдельных занятий рекомендуется проводить на местности с изучением ее особенностей. Изучение сопровождается работой с литературными источниками, картами, данными статистики, а также полевыми экскурсиями с фиксацией данных в специальных блокнотах. Ведь активная экологическая позиция формируется у обучающихся, если он сам участвует в исследовательской работе. Ребята имеют реальную возможность приобщиться к исследовательской общественно – полезной деятельности. Они выявляют источники загрязнения и их влияние на живые организмы и т.д. Такая работа помогает понять многогранность взаимодействия человека с окружающей природой.
III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ожидаемые результаты реализации программы
Программа объединяет теоретический, практический, творческий и контрольно –
итоговый учебный материал.
В процессе освоения программы «Юный исследователь природы» планируется достижение
учащимися результатов личностного, предметного и метапредметного характера.
Личностные результаты:
1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы;
2. Формирование уважительного отношения к чужому мнению;
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной
отзывчивости, понимания, сопереживания;
5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результата, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
4. Формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности;
5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами;
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
7. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Фенология – наука о сезонных изменениях в жизни природы. Фенология как наука, история развития
Многообразие природы
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь. Отличие живой природы от неживой.
Вода в природе. Распределение влаги в течение сезонов. Значение воды для растений. Проблемы пресной воды. Охрана вод и борьба с загрязнением
Воздух. Значение чистоты воздуха для растений, животных, человека.
Почва - источник питательных веществ для растений. Отличие почвы от горной породы
Древесно – кустарниковая растительность: видовое разнообразие.
Характеристика осеннего периода. Характерные свойства предметов и явлений природы. Разнообразие погоды. Влияние солнца на погоду. Осенние дожди.
Сбор листьев, семян, плодов деревьев, кустарников для сравнения и составления коллекций и зимней подкормки птиц.
Красота осеннего сезона. Желтый цвет - символ осени. Листопадный карнавал. Наблюдение золотых прядей в листве деревьев; составление букетов из сухих лис- тьев, веток, коряг: экскурсия - «Сезонные явления в природе осенью».
Ранняя осень. Золотая осень. Поздняя осень.
Ноябрь: «праздник синиц». Акция "Покормите птиц зимой". Участие в экологическом празднике «Синичкин день». Сбор семян и плодов деревьев и кустарников для зимней подкормки птиц. Подкормка зимующих птиц, наблюдение за ними.
В воздухе запорхали снежинки. Когда кончается осень? Природа зимой. 2 Экскурсия в дендропарк «Сезонные
Зимние портреты деревьев: ель, сосна, лиственница, береза, осина, дуб, клен, липа, тополь, ясень, ольха, рябина и т.д.
Где зимуют почки? Долгота дня и ночи.
Значение снегового покрова для растения. Свойства снега. Белая тропинка - следы на снегу.
Распознавание следов на снегу. Измерение снегового покрова
Распознание деревьев и кустарников в безлиственном состоянии.
Определение деревьев и кустарников в безлиственном состоянии, подкормка .
Птицы соседи. Птицы- гости
Знакомство по картинкам с зимующими птицами.
Подкормка зимующих птиц
Начало весны. Весеннее равноденствие. признаки наступления весны.
Привлечение птиц. Перелетные птицы Весенние голоса. Наблюдение за прилетом птиц
Весна света. Капельные часы. В лесу ранней весной.
Требования к скворечникам, дуплянкам. Изготовление и развешивание скворечников и дуплянок
Странное цветение. Ранние цветы. Малахитовая зелень. Ожил муравейник.
Экскурсия в природу с целью изучения весенних явлений, сезонных изменений в природе весной.
Наблюдение за цветением деревьев и кустарников, распусканием листьев
Природа, ее значение в жизни людей. Охрана природы как государственная задача. Вторая жизнь дерева. Лес - источник природных богатств. Деревянные постройки. Природные красители. Традиционные народные промыслы: резьба по дерезу, береста, плетение из луба и лыка, из ивового прута.
Анализ проделанной работы. Результаты и выводы. Задачи и перспективы на следующий год. .
IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | Сроки изучения |
| Вводное занятие | 1 | 7.09 |
I. | Многообразие природы | 4 | 14.09 – 5.10 |
II. | Сезоны года в природе. Осень | 8 | 12.10 – 7.12 |
III. | Сезоны года в природе. Зима | 8 | 14.12 – 8.02 |
IV. | Сезоны года в природе. Весна | 8 | 14.02- 12.04 |
V. | Охрана природы | 3 | 19.04- 16.05 |
VI. | Итоговое занятие | 2 | 23.05 |
| Итого. | 34 |
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ | Тема | Дата по плану | Дата факт | Аргумен-тация | ||||
Вводное занятие 1 час | ||||||||
1 | 1 | Вводное занятие Фенология как наука, история развития Правила поведения в природе Экскурсия «Осенняя сказка». | 7.09 | |||||
Многообразие природы 4 часа | ||||||||
2 | 1 | Живая и неживая природа. Их взаимосвязь. Отличие живой природы от неживой. Вода в природе. Распределение влаги в течение сезонов. Значение воды для растений. Проблемы пресной воды. Охрана вод и борьба с загрязнением | 14.09 | |||||
3 | 2 | Воздух. Значение чистоты воздуха для растений, животных, человека | 21.09 | |||||
4 | 3 | Почва - источник питательных веществ для растений. Отличие почвы от горной породы | 28.09 | |||||
5 | 4 | Древесно – кустарниковая растительность: видовое разнообразие | 5.10 | |||||
Сезоны года в природе. Осень 8 часов | 12.10 | |||||||
6 | 1 | Подготовка птиц к зиме. Операция «Корм для птиц» заготовка кормов для птичьих столовых: семян подсолнечника, дыни, арбуза, зерновых культур и т.д. | 12.10 | |||||
7 | 2 | Водоем осенью. | 19.10 | |||||
8 | 3 | Проблемы сохранения биоразнообразия области. Методы изучения биоразнообразия. Выделение фенофаз развития | 26.10 | |||||
9 | 4 | Ранняя осень. Золотая осень. Поздняя осень. | 9.11 | |||||
10 | 5 | Ноябрь: «праздник синиц». Акция "Покормите птиц зимой". | 16.11 | |||||
11 | 6 | Участие в экологическом празднике «Синичкин день». | 23.11 | |||||
12 | 7 | Сбор семян и плодов деревьев и кустарников для зимней подкормки птиц | 30.11 | |||||
13 | 8 | Подкормка зимующих птиц, наблюдение за ними | 7.12 | |||||
Сезоны года в природе. Зима 8 часов | ||||||||
14 | 1 | В воздухе запорхали снежинки. Когда кончается осень? Природа зимой. | 14.12 | |||||
15 | 2 | Экскурсия «Сезонные изменения в природе зимой» | 21.12 | |||||
16 | 3 | Зимние портреты деревьев: ель, сосна, лиственница, береза, осина, дуб, клен, липа, тополь, ясень, ольха, рябина и т.д. | 29.12 | |||||
17 | 4 | Где зимуют почки? Долгота дня и ночи. Значение снегового покрова для растения. Свойства снега. Белая тропинка - следы на снегу. | 11.01 | |||||
18 | 5 | Распознавание следов на снегу. Измерение снегового покрова | 18.01 | |||||
19 | 6 | Маленький лесовод. Птицы соседи. Птицы-гости. Знакомство по картинкам с зимующими птицами. | 25.01 | |||||
20 | 7 | Подкормка зимующих птиц | 1.02 | |||||
21 | 8 | Лес в наших ощущениях: рассказы, стихи, загадки, музыка, зарисовка, поделки | 8.02 | |||||
Сезоны года в природе. Весна 8 часов | ||||||||
22 | 1 | Начало весны. Весеннее равноденствие. признаки наступления весны | 15.02 | |||||
23 | 2 | Связь между изменением в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных | 22.02 | |||||
24 | 3 | Привлечение птиц. Перелетные птицы Весенние голоса. Наблюдение за прилетом птиц. | 29.02 | |||||
25 | 4 | Весна света. Капельные часы. В лесу ранней весной | 7.03 | |||||
26 | 5 | Требования к скворечникам, дуплянкам. Изготовление и развешивание скворечников и дуплянок | 14.03 | |||||
27 | 6 | Странное цветение. Ранние цветы. Малахитовая зелень. Ожил муравейник. | 21.03 | |||||
28 | 7 | Экскурсия в природу с целью изучения весенних явлений, сезонных изменений в природе весной. | 5.04 | |||||
29 | 8 | Наблюдение за цветением деревьев и кустарников, распусканием листьев. | 12.04 | |||||
Охрана природы 3 | ||||||||
30 | 1 | Природа, ее значение в жизни людей | 19.04 | |||||
31 | 2 | Вторая жизнь дерева | 26.04 | |||||
32 | 3 | Охрана природы как государственная задача. | 16.05 | |||||
Итоговое занятие 1 | ||||||||
33 | 1 | Анализ проделанной работы. Результаты и выводы. Задачи и перспективы на следующий год. | 23.05 | Уплотн | ||||
34 | 2 | Итоговое занятие |
Основная литература
1. Афонькин С.Ю. Деревья – СПб.: «ББК», 2009.3. Большая иллюстрированная
энциклопедия.
2. Бомон Э., Гийоре М.Р. «Загадки природы»: - М, «Махаон», 2016
3. Бомон Э., Пимон М.Р. «Жизнь леса»: - М, «Махаон», 2016
4. Васильева Н.Ю. Растения Росии: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2012
5. Как живут растения. Библиотека школьника. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013
6. Самкова В. А. Открываем мир природы: - М., ООО «Русское слово», 2016
7. «Птицы», серия «Удивительный мир», М.: РОСМЭН, 2010
8. Энциклопедия «В мире птиц», М.: «Махаон», 2010
Дополнительная литература
1. Атлас природы. - Смоленск: Русич, 2010.
2. Детская энциклопедия "Мир растений". - Смоленск: Русич, 2012.
3. Дмитриев Ю., Кто в лесу живет и что в лесу растет. - Смоленск: Русич, 2011.
4. Шорыгина Т . А . , Деревья Какие они? - М . : Издательство ГНОМ и Д, 2012.
5. Шорыгина Т . А . , Какие месяцы в году? - М . : Издательство ГНОМ и Д, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)
Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...
Примерный план работы ШМО трудового, художественно- эстетического и физического воспитания на 2013 – 2014 учебный год. Примерный план работы ШМО трудового, художественно- эстетического и физического воспитания на 2013 – 2014 учебный год.
Примерный план работы ШМО трудового, художественно- эстетического и физического воспитанияна 2013 – 2014 учебный год....
План работы учебного кабинета и план самообразования
В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...
Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг
Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...
Адаптированные образовательные программы и КИМЫ по сельскохозяйственному труду, географии для коррекционной школы, план работы классного руководителя, план работы кабинета
Планирование по предмету сельскохозяйственный труд 6-9 класс, география 6-9 класс, контрольно-измерительные материфлы за год и по четвертям....
2016 г. Наставничество. План работы Школы молодого учителя, организация работы в соответствии с планом.
План совместной работы учителя -наставника и молодого специалиста на 2016-2017 учебный год. Целью работы Школы молодого учителя является повышение профессиональной компетентности молодых пе...
План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».
Изучение план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану; Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...