План работы кружка "Юный фенолог"
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Елена Николаевна Макарова. Пригоры

Программа и план работы кружка "Юный фенолог" для 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_kruzhok_yunyy_fenolog.docx56.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пригорьевская средняя школа»

Рассмотрена

Руководитель ММО ______   Макарова Е.Н. Протокол от 27.08.2016г. № 1Макарова

Согласована

Зам. директора по УВРКрутова

______     Крутова Е.Н.

27.08.2016г

Утверждена

приказом МБОУ «Пригорьевская средняя школа»  Приказ №165 от 31.08.16

                                                                   

                             

                                                         

 

                                                                         

Рабочая программа кружка

«Юный фенолог»

5 - 7 класс

(34 часа)

                                                                                                                                                       

                                                                               

                                                                                                                                                     

                                                                                                                  Составитель программы:                                                                                             учитель географии и биологии высшей категории                                                                                  

                                                                                         Макарова Елена Николаевна                                          

                                                                                                               

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

28.08.2016 протокол № 1

2016  -  2017  учебный год

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ФЕНОЛОГ»

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Среди отличительных особенностей программы кружка можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Саратовской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

.Нормативная база программы

Программа  «Юный исследователь природы» разработана с учетом положений и

нормативных документов:

-  Федеральный закон от 29.12.2012.  № 273  –  ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

-  Распоряжение Администрации Смоленской области от 23. 09. 2014 № 1293-  р/адм

«О концепции развития системы духовно-  нравственного воспитания детей и

молодежи в культурно – образовательной среде Смоленской области»;

-  Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 г.

- Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998 г.;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 г.;

Цели:

- формирование у учащихся научного представления о явлениях и процессах в живой природе;

- приобщение к практической натуралистической деятельности широкого познавательного характера;

- повышение уровня экологической культуры обучающихся;

- формирование  практических природоохранных умений и навыков;

- расширение у школьников биологического кругозора.

Задачи:.

Образовательные:

  • углубить и расширить знания по биологии и вооружить практическими знаниями, навыками школьников;
  • содействовать глубокому и прочному усвоению учащимися учебных программ по естествознанию;
  • обеспечивать накопление многолетней фенологической информации, необходимой для решения научно – практических задач природопользования;
  • дать школьникам теоретические основы, необходимые для проведения наблюдений в природе и обобщения полученных данных;
  • проводить практические занятия – фенологические экскурсии, позволяющие научиться устанавливать связь между фазами развития деревьев кустарников и травянистых растений, а также позволяющие выявить причины сроков сезонных изменений;

            Воспитательные:

  • привить у учащихся любовь, интерес и бережное отношение к природе;
  • научить учеников анализировать наблюдаемые явления, выявлять причинно – следственные связи;
  •  воспитание у детей культуры труда;
  • воспитание научного мировоззрения;

            Развивающие:

  • развитие основ системного экологического мышления;
  • развитие нравственной культуры личности;
  • развитие эстетического восприятия природы.

Основные идеи программы: многообразие и целостность природы, единство природы и человека. Взаимосвязь объектов, явлений  и процессов природы.

Направленность программы:  эколого – краеведческая. Изложение материала предполагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом – от простого к сложному.

В своей фенологической и природоохранительной работе мы определили четыре направления по которым необходимо проводить исследования и обучения, связанные с природными особенностями нашей местности.:

1. Выявление и охрана объектов неживой и живой природы.

2. Охрана водоемов, колодца очень важна в связи с тем, что они являются источником питьевой и бытовой воды населенного пункта.

3. Охрана  растительности, особенно редких и исчезающих видов растений (напримерландыша, ветреницы дубравной и ветреницы лютичной).

4. Изучение и охрана животного мира (аисты, журавли).

Работу отдельных занятий рекомендуется проводить на местности с изучением ее особенностей. Изучение сопровождается работой с литературными источниками, картами, данными статистики, а также полевыми экскурсиями с фиксацией данных в специальных блокнотах. Ведь активная экологическая позиция формируется у обучающихся, если он сам участвует в исследовательской работе. Ребята имеют реальную возможность приобщиться к исследовательской общественно – полезной деятельности. Они выявляют источники загрязнения и их влияние на живые организмы и т.д. Такая работа помогает понять многогранность взаимодействия человека с окружающей природой.

III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ожидаемые результаты реализации программы

Программа объединяет теоретический, практический, творческий и контрольно  –

итоговый учебный материал.

В процессе освоения программы «Юный исследователь природы» планируется достижение

учащимися результатов личностного, предметного и метапредметного характера.

Личностные результаты:

1.  Формирование целостного,  социально ориентированного  взгляда на мир  в его

органичном единстве и разнообразии природы;

2. Формирование уважительного отношения к чужому мнению;

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе

в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе;

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально  –  нравственной

отзывчивости, понимания, сопереживания;

5.  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации

к творческому труду, работе на результата, бережному отношению  к материальным и

духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

поиска средств ее осуществления;

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3.  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

4. Формирование умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности;

5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,

передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными

задачами;

6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

7. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Фенология – наука о сезонных изменениях в жизни природы. Фенология как наука, история развития

Многообразие природы

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь. Отличие живой природы от неживой.

Вода в природе. Распределение влаги в течение сезонов. Значение воды для растений. Проблемы пресной воды. Охрана вод и борьба с загрязнением

Воздух. Значение чистоты воздуха для растений, животных, человека.

Почва - источник питательных веществ для растений. Отличие почвы от горной породы

Древесно – кустарниковая растительность: видовое разнообразие.

Характеристика осеннего периода. Характерные свойства предметов и явлений природы. Разнообразие погоды. Влияние солнца на погоду. Осенние дожди.

Сбор листьев, семян, плодов деревьев, кустарников для сравнения и составления коллекций и зимней подкормки птиц.

Красота осеннего сезона. Желтый цвет - символ осени. Листопадный карнавал. Наблюдение золотых прядей в листве деревьев; составление букетов из сухих лис- тьев, веток, коряг: экскурсия - «Сезонные явления в природе осенью».

Ранняя осень. Золотая осень. Поздняя осень.

Ноябрь: «праздник синиц». Акция "Покормите птиц зимой". Участие в экологическом празднике «Синичкин день». Сбор семян и плодов деревьев и кустарников для зимней подкормки птиц. Подкормка зимующих птиц, наблюдение за ними.

В воздухе запорхали снежинки. Когда кончается осень? Природа зимой. 2 Экскурсия в дендропарк «Сезонные

Зимние портреты деревьев: ель, сосна, лиственница, береза, осина, дуб, клен, липа, тополь, ясень, ольха, рябина и т.д.

Где зимуют почки? Долгота дня и ночи.

Значение снегового покрова для растения. Свойства снега. Белая тропинка - следы на снегу.

Распознавание следов на снегу. Измерение снегового покрова

Распознание деревьев и кустарников в безлиственном состоянии.

Определение деревьев и кустарников в безлиственном состоянии, подкормка .

Птицы соседи. Птицы- гости

Знакомство по картинкам с зимующими птицами.

Подкормка зимующих птиц

Начало весны. Весеннее равноденствие. признаки наступления весны.

Привлечение птиц. Перелетные птицы Весенние голоса. Наблюдение за прилетом птиц

Весна света. Капельные часы. В лесу ранней весной.

Требования к скворечникам, дуплянкам. Изготовление и развешивание скворечников и дуплянок

Странное цветение. Ранние цветы. Малахитовая зелень. Ожил муравейник.

Экскурсия в природу с целью изучения весенних явлений, сезонных изменений в природе весной.

Наблюдение за цветением деревьев и кустарников, распусканием листьев

Природа, ее значение в жизни людей. Охрана природы как государственная задача. Вторая жизнь дерева. Лес - источник природных богатств. Деревянные постройки. Природные красители. Традиционные народные промыслы: резьба по дерезу, береста, плетение из луба и лыка, из ивового прута.

Анализ проделанной работы. Результаты и выводы. Задачи и перспективы на следующий год. .

IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

Сроки изучения

 

Вводное занятие

1

7.09

I.

Многообразие природы

4

14.09 – 5.10

II.

Сезоны года в природе. Осень

8

12.10 – 7.12

III.

Сезоны года в природе. Зима

8

14.12 – 8.02

IV.

Сезоны года в природе. Весна

8

14.02- 12.04

V.

Охрана природы

3

19.04- 16.05

VI.

Итоговое занятие

2

23.05

 

Итого.

34

VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№

Тема

Дата по плану

Дата  факт

Аргумен-тация

Вводное занятие 1 час

1

1

Вводное занятие Фенология как наука, история развития Правила поведения в природе Экскурсия «Осенняя сказка».

7.09

Многообразие природы 4 часа

2

1

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь. Отличие живой природы от неживой. Вода в природе. Распределение влаги в течение сезонов. Значение воды для растений. Проблемы пресной воды. Охрана вод и борьба с загрязнением

14.09

3

2

Воздух. Значение чистоты воздуха для растений, животных, человека

21.09

4

3

Почва - источник питательных веществ для растений. Отличие почвы от горной породы

28.09

5

4

  Древесно – кустарниковая растительность: видовое разнообразие

5.10

Сезоны года в природе. Осень 8 часов

12.10

6

1

Подготовка птиц к зиме. Операция «Корм для птиц» заготовка кормов для птичьих столовых: семян подсолнечника, дыни, арбуза, зерновых культур и т.д.

12.10

7

2

   Водоем осенью.

19.10

8

3

Проблемы сохранения биоразнообразия области. Методы изучения биоразнообразия. Выделение фенофаз развития 

26.10

9

4

Ранняя осень. Золотая осень. Поздняя осень.

9.11

10

5

Ноябрь: «праздник синиц».  Акция

"Покормите птиц зимой".  

16.11

11

6

Участие в экологическом празднике «Синичкин день».

23.11

12

7

Сбор семян и плодов деревьев и  кустарников для  зимней подкормки птиц

30.11

13

8

Подкормка зимующих птиц, наблюдение за ними

7.12

Сезоны года в природе. Зима 8 часов

14

1

В воздухе запорхали снежинки. Когда

кончается осень? Природа зимой.

14.12

15

2

Экскурсия «Сезонные изменения

в природе зимой»

21.12

16

3

Зимние портреты деревьев: ель, сосна,

лиственница, береза, осина, дуб, клен, липа, тополь, ясень, ольха, рябина и т.д.

29.12

17

4

Где зимуют почки? Долгота дня и ночи.      Значение снегового покрова для растения.

Свойства снега. Белая тропинка  -  следы на снегу.

11.01

18

5

Распознавание следов на снегу. Измерение

снегового покрова

18.01

19

6

Маленький лесовод. Птицы соседи. Птицы-гости. Знакомство по картинкам с  зимующими птицами.

25.01

20

7

Подкормка зимующих птиц

1.02

21

8

Лес в наших ощущениях: рассказы, стихи,

загадки, музыка, зарисовка, поделки

8.02

Сезоны года в природе. Весна 8 часов

22

1

Начало  весны. Весеннее равноденствие.

признаки наступления весны

15.02

23

2

Связь между изменением в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных

22.02

24

3

Привлечение птиц. Перелетные птицы

Весенние голоса.  Наблюдение за прилетом птиц.

29.02

25

4

Весна света. Капельные часы. В лесу

ранней весной

7.03

26

5

Требования к скворечникам, дуплянкам.

Изготовление и развешивание скворечников и дуплянок

14.03

27

6

Странное цветение. Ранние цветы.

Малахитовая зелень.  Ожил муравейник.

21.03

28

7

Экскурсия в природу с целью изучения

весенних явлений, сезонных изменений в

природе весной.

5.04

29

8

Наблюдение за цветением деревьев и кустарников, распусканием листьев.

12.04

Охрана природы 3

30

1

Природа, ее значение в жизни людей

19.04

31

2

Вторая жизнь дерева  

26.04

32

3

Охрана природы как  государственная задача.

16.05

Итоговое занятие 1

33

1

Анализ проделанной работы. Результаты и

выводы. Задачи и перспективы на следующий год.

23.05

Уплотн

34

2

Итоговое занятие

Основная литература

1. Афонькин С.Ю. Деревья – СПб.: «ББК», 2009.3. Большая иллюстрированная

энциклопедия.

2. Бомон Э., Гийоре М.Р. «Загадки природы»: - М, «Махаон», 2016

3. Бомон Э., Пимон М.Р. «Жизнь леса»: - М, «Махаон», 2016

4. Васильева Н.Ю. Растения Росии: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2012

5. Как живут растения. Библиотека школьника. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013

6. Самкова В. А. Открываем мир природы: - М., ООО «Русское слово», 2016

7.  «Птицы», серия «Удивительный мир», М.: РОСМЭН, 2010

8. Энциклопедия «В мире птиц», М.: «Махаон», 2010

Дополнительная литература

1. Атлас природы. - Смоленск: Русич, 2010.

2. Детская энциклопедия "Мир растений". - Смоленск: Русич, 2012.

3. Дмитриев Ю.,  Кто в лесу живет и что в лесу растет. - Смоленск: Русич, 2011.

4. Шорыгина Т . А . ,  Деревья Какие они? - М . :  Издательство ГНОМ и Д, 2012.

5. Шорыгина Т . А . ,  Какие месяцы в году? - М . :  Издательство ГНОМ и Д, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)

Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...

План работы учебного кабинета и план самообразования

В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...

Адаптированные образовательные программы и КИМЫ по сельскохозяйственному труду, географии для коррекционной школы, план работы классного руководителя, план работы кабинета

Планирование по предмету сельскохозяйственный труд 6-9 класс, география 6-9 класс, контрольно-измерительные материфлы за год и по четвертям....

2016 г. Наставничество. План работы Школы молодого учителя, организация работы в соответствии с планом.

План совместной работы учителя -наставника и молодого специалиста на  2016-2017 учебный год. Целью работы Школы молодого учителя является повышение профессиональной компетентности молодых пе...

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...