Всё начинается со школьной скамьи
проект на тему

Митрохина Эльвира Борисовна

Проект по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vsyo_nachinaetsya_so_shkolnoy_skami.docx618.07 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало – Ненецкий автономный округC:\Users\install\Pictures\фоны\GB061.JPGC:\Users\install\Pictures\фоны\GB061.JPG

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Салемальская школа – интернат имени Володи Солдатова»

ул. Новая 12 , с. Салемал, Ямальский район, ЯНАО, 629709, тел. (34996) 2-30-10, факс (34996) 2-31-00

Р/С 40204810900000000013, БИК 047182000, РКЦ  Салехард  г. Салехард,

ИНН:/КПП 8909000965 / 890901001  ОКПО 43131735 ОГРН   1028900508757

электронный адрес: School–Salemal@rambler.ru

Районный заочный конкурс творческих работ

«Педагог мой друг и наставник»

Номинация для педагогов

 Проект педагогической направленности

 по профориентационной работе

C:\Users\install\Desktop\Фото к семинару\Тане\_DSC2867.JPG

C:\Users\install\Desktop\page.jpg

C:\Users\install\Desktop\Фото к семинару\Тане\_DSC3356.JPG

                                                            Автор – составитель:

                                                                               Митрохина Эльвира Борисовна,

                                           воспитатель

2015 г.

Практико-ориентированный проект

1.Паспорт

Название проекта: «Все начинается со школьной скамьи»

Авторы-разработчики:

Митрохина Э.Б., воспитатель

Исполнители проекта

Педагогические работники школы-интерната

Цель проекта

Создать адаптированную систему (модель) работы с младшими  школьниками по организации профессиональной ориентации на педагогические  специальности

Задачи проекта

Для реализации цели предусмотрено реализация следующих задач:

1. Образовательные: 

-закрепление знаний детей о различных видах профессий;

-формирование эмоциональной заинтересованности в практической деятельности (игровой и трудовой).

2. Развивающие: 

-формирование у младших школьников интереса  к трудовой деятельности работников школы – педагогов;

-развитие у учеников психических процессов:  внимания, мышления, памяти, восприятия и т.д.

3. Воспитывающие: 

-воспитание у ребят личностных качеств: доброты, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, толерантности, умения и желания работать в коллективе;

-воспитание умения слушать и слышать окружающих людей, быть чутким и внимательным к окружающим.

4.Привлечение родительской общественности, социума села в качестве организаторов и активных участников мероприятий проекта.

5.Создание условий для непрерывности и преемственности процесса воспитания на всех этапах жизнедеятельности человека («Образование через всю жизнь»).

Срок реализации проекта:

2014-2015 учебный год

Участники

Администрация, педагогический коллектив школы-интерната, ученический коллектив 1-4 классов, родительская общественность, социальные партнёры школы-интерната

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

1.Мотивация учащихся на выбор педагогических специальностей.

2.Успешная адаптация и социализация школьников.

3.Рост уровня учебной мотивации школьников.

4.Организация эффективного межведомственного взаимодействия с социальными партнерами по вопросу организации комплекса профориентационных мероприятий.

5.Повышение статуса педагога образовательной организации.

6. Транслируемость достигнутых результатов (возможность и актуальность публикации) деятельности в учебно-воспитательный процесс других общеобразовательных организаций

2.  Содержание основных разделов проекта

Пункт проекта

Содержание

1

Название проекта

«Все начинается со школьной скамьи»

2

Авторы-разработчики

Митрохина Э.Б., воспитатель

3

Обоснование актуальности

С самого раннего детства, каждый мечтает о своей будущей профессии. В Едином тарифно-квалификационном справочнике насчитывается более 7 тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Считается, что в мире их около 40 тысяч.

Но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них - экономист, юрист, программист, менеджер и т.д. В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе. В своей жизни  мы не можем обойтись без учителей, врачей, портных и так далее.

Профессия учитель одна из важных на сегодняшний день на Ямале.

Ирина Кенсориновна Сидорова, директор департамента образования ЯНАО сообщила корреспонденту ИА «Север-Пресс», что сегодня на Ямале по-прежнему не хватает молодых учителей и воспитателей, но ситуация начала меняться к лучшему. Наиболее ощутим недостаток специалистов в дошкольном образовании, что связано с интенсивным строительством детских садов. Их ввод, особенно в 2012-2013 годах, поставил департамент образования  перед острой проблемой дефицита педагогов дошкольного образования. Если говорить о школах, то, по словам главы ведомства, есть дефицит преподавателей иностранных языков и информатики. «Эти специалисты чаще всего находят себе место в других отраслях экономики с более высокой заработной платой», - подчеркнула Ирина Кенсориновна Сидорова.

Исходя выше сказанного приобретает особую значимость профориентационная работа с детьми самого юного возраста, выстроенная по логической цепочке семья-детский сад-школа-ВУЗ и так далее. Как сейчас говорят – образование через всю жизнь. Нельзя при этом, не согласится, что профессия учитель начинается со школьной скамьи. Дети впитывают слова учителя, хотят быть на него похожими, конечно, при этом не последнюю роль играет и личность педагога, его умение зажечь ребенка интересным делом, прислушаться к его проблеме, стать, наконец, другом и товарищем.

Именно от учителя зависит дальнейшее самоопределение школьника – его путь в педагогическое образование, от того как он зарекомендует себя в глазах ученика, насколько творчески подойдет к процессу воспитания и обучения.  

Но ведь ни для кого не секрет, что поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка.  Именно в школе ребенок попадает в новые социальные условия, меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера, появляется чувство боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешной адаптации ребенка к школе. Именно в этот момент взрослый (учитель, воспитатель, родитель) находится рядом, создавая тем самым благоприятные условия для юных первооткрывателей, готовя плодородную почву для будущего успешного жизненного и профессионального пути ребенка.

На сегодняшний день учащимся нашей школы предложен комплекс профориентационных мероприятий. Это и курс по профориентации «Я и моя профессия», «Азбука профориентации», встречи с людьми разных профессий, фестивали, конкурсы и другие.

В 2014-2015 учебном году малыши выполнили проект «Все профессии нужны, все профессии важны» (стенд из пластилина о 17 различных профессиях), фото-экспозиция «Профессии моего села» и др. Это первые робкие шаги детей в профессию и задача взрослых сделать этот путь открытым и доступным для выбора, широким и многогранным

Цель проекта

Создать адаптированную систему (модель) работы с младшими  школьниками по организации профессиональной ориентации на педагогические  специальности

Задачи проекта

Для реализации цели предусмотрено реализация следующих задач:

1. Образовательные: 

-закрепление знаний детей о различных видах профессий;

-формирование эмоциональной заинтересованности в практической деятельности (игровой и трудовой).

2. Развивающие: 

-формирование у младших школьников интереса  к трудовой деятельности работников школы – педагогов;

-развитие у учеников психических процессов:  внимания, мышления, памяти, восприятия и т.д.

3. Воспитывающие: 

-воспитание у ребят личностных качеств: доброты, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, толерантности, умения и желания работать в коллективе;

-воспитание умения слушать и слышать окружающих людей, быть чутким и внимательным к окружающим.

4.Привлечение родительской общественности, социума села в качестве организаторов и активных участников мероприятий проекта.

5.Создание условий для непрерывности и преемственности процесса воспитания на всех этапах жизнедеятельности человека («Образование через всю жизнь»).

Диагностический инструментарий

1.Входящее, промежуточное и итоговое тестирование (мониторинг) по следующим направлениям:

-изучение интересов, склонностей младших школьников (наблюдение, беседа, опрос, анкетирование);

-изучение уровня учебной мотивации;

-изучение уровня адаптации учащихся; сформированности классного коллектива;

-материально-техническое оснащение образовательной организации различным оборудованием, материалами (дидактические игры, пособия и т.д.)

Отличительные особенности проекта от ранее существующих

Разнообразие представленных методов позволяет более творчески и познавательно осуществлять многоплановое воздействие на учащихся. Кроме того, это улучшает понимание и восприятие, так как многие из способов рассчитаны на развитие навыков работы в группе, что способствует лучшему воздействию между учащимися.

Изучено большое количество специальной литературы, подобран материал для реализации проекта с учетом возможностей школы.

Сроки реализации

2015-2016 учебный год

Этапы

1 этап

сентябрь-ноябрь

Аналитический этап 

Цель этапа:

-изучить передовой  опыт по   организации профориентационной работы с учащимися; условия, имеющиеся в школе;

- собрать, проанализировать и структурировать информацию об образовательных потребностях учащихся для создания алгоритмов оперативного и стратегического управления деятельностью по формированию готовности учащихся к осознанному выбору профессии;

-создать адаптированную систему (модель) работы с младшими  школьниками по организации профессиональной ориентации на педагогические  специальности.

2 этап

декабрь - апрель

Формирующий этап

Цель этапа: оказать содействие учащимся в решении проблемы «выбора», выстраивании собственной траектории развития в системе профориентационной работы, проводимой в школе.

3 этап

май

Аналитико-диагностический этап

Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками образовательного процесса для выявления результатов деятельности.

4 этап

май

Контрольный этап 

Цель этапа: подвести итоги, наметить план работы на 2016-2017 учебный год

Ресурсное обеспечение

(состав участников проекта

Функциональные обязанности)

Директор:

-координация условий и хода реализации проекта.

Администрация школы

Зам. директора по УВР:

-корректировка УВП (разработка и внедрение в учебный процесс новых элективных курсов;

Зам. директора по МР:

-разработка, корректировка нормативно-правовой базы школы-интерната;

-методическое сопровождение участников программы;

-расширение сети межведомственного взаимодействия, заключение договоров о взаимодействии с социальными партнерами;

-связь с СМИ с целью привлечения внимания общественности.

Зам. директора по ИТ:

-размещение на официальном сайте школы различных информационных материалов по указанной тематике;

-проведение виртуальных экскурсий, телемостов между школой, социальными партнерами, др. заинтересованными лицами.

Зам. директора по ВР в школе и интернате:

-  заключение договоров о межведомственном взаимодействии с социальными партнерами;

-разработка базы учетно-отчетной документации по реализации задач программы;

-планирование внеурочной деятельности, системы дополнительного образования с учетом интересов, склонностей детей;

Учителя физической культуры:

-организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий школы;

-Классные руководители, воспитатели 1-4 классов:

 - профориентационная работа через среди учащихся через различные активные формы;

-вовлечение учащихся в систему дополнительного образования (с учетом выявленных интересов и склонностей);

- соцопрос участников;

Социально-психологическая служба:

 -разработка диагностического материала для отслеживания результатов реализации системы;

-разработка макетов мини-центров детской активности по профессиональной ориентации на профессии педагогической направленности, мобильных уголков по профориентации;

-оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи учащимся в решении проблемы «выбора», выстраивании собственной траектории профессионального развития;

- психолого-педагогическое сопровождение хода реализации проекта.

Медицинский работник:

- контроль состояния здоровья участников УВП;

-проведение комплекса профилактических и  оздоровительных процедур

Краткое описание основных мероприятий проекта

В ходе реализации проекта запланированы различные мероприятия, в качестве приоритетных можно выделить следующие:

-оборудование мини-центров детской активности по профессиональной ориентации на профессии педагогической направленности;

-создание в семьях мобильных уголков по профориентации;

-организация видео-экскурсий, телемостов с виртуальным музеем профессий  г. Санкт-Петербург;

-организация внеурочной деятельности, системы дополнительного образования с включением программ социально-педагогической направленности (например - «Педкласс») и др.

Все это дает возможность проводить индивидуальную или групповую работу с младшими школьниками по их интересам и предпочтениям, а также поло-ролевой социализации.

Предполагается подготовить данные мини-центры, мобильные уголки следующим образом:

-условно поделив их на 5 зон в соответствии с 5 типами профессий (человек-человек, человек-природа, человек-художественный образ, человек-техника, человек-знаковая система);

-разместить в данных зонах различное оборудование, дидактические материалы и т.д. с целью выявления предпочтений, интересов, склонностей детей;

-предусмотреть сменяемость материалов и оборудования данных зон на основе данных, полученных в ходе наблюдений за деятельностью детей;

-сформировать динамичные зоны (рекреации, холлы) определенной тематики, объединив тем самым детей по интересам;

-направить деятельность детской организации «Полярная звезда» на организацию и проведение игровых тематических программ для младших школьников, акцентируя их внимание на педагогических специальностях;

- нацелить ребенка на подготовку и презентацию мини-проекта «У меня растут года…» и т.д.

Ожидаемые результаты реализации программы

1.Мотивация учащихся на выбор педагогических специальностей.

2.Успешная адаптация и социализация школьников.

3.Рост уровня учебной мотивации учащихся.

4.Организация эффективного межведомственного взаимодействия с социальными партнерами по вопросу организации комплекса профориентационных мероприятий.

5.Повышение статуса педагога образовательной организации.

6.Транслируемость достигнутых результатов (возможность и актуальность публикации) деятельности в учебно-воспитательный процесс других общеобразовательных организаций

Ожидаемые продукты по итогам реализации программы

1.Адаптированная система (модель) работы с младшими  школьниками по организации профессиональной ориентации на педагогические  специальности.

2. Образовательные программы  дополнительного образования детей социально-педагогической направленности («Педкласс»).

3.Информационные и методические сборники, буклеты, видеоролики, видеожурналы («О различных профессиях нашего села». «Моя профессия – учитель» и др.

4. Проектно-исследовательские работы учащихся.

5.Инновационные методики и технологии, используемые педагогами школы при организации в школе профориентационной работы.

6. Расширение сети социального партнерства, межведомственного взаимодействия

           

Перечень

мероприятий, направленных на развитие личности ребенка

Направление развития

Название мероприятия

Ответственные

Информационное

Информационный час: «Историческая справка о возникновении профессий».

Экскурсии.

Видеоролик  о различных

профессиях  нашего села.

Создание видеожурнала «Моя профессия – учитель» (краткая информация об учителях школы с размещением информации на сайте школы).

Музей «История нашей школы».

Создание педкласса.

Классные руководители 1-4 классов

Специалисты социально-психологической службы

Создание домашнего

уголка по профориентации

Социально - личностное

Изготовление атрибутов школьной жизни (мини-парты, школьная доска, стеллажи).

Озеленение уголка (какие домашние цветы необходимы для здоровья ученика).

Упражнения в составлении расписания уроков, графика дежурств.

Экспрессивный этюд «Учитель встречает ученика» (исценировки).

Составление правил поведения в школе.

Сюжетно-ролевые игры на школьную тематику

«Люди, которые всегда рядом».

Классные руководители 1-4 классов

Физическое

Знакомство учащихся с элементами здоровьесберегающих технологий:

«Пальчиковая гимнастика».

«Азбука здоровья».

Игры со спортивными игрушками (развитие физических качеств - ловкости, глазомера, быстроты).

Классные руководители 1-4 классов

Учителя физической кульутры

Познавательно - речевое

Информирование учащихся о профессии учитель:

просмотр  видеороликов, телепередач (м/ф  «Девочка в цирке», «Вовка в тридесятом царстве» и т.д.);

подбор иллюстрационных материалов о школе (систематизация, оформление папки);

подборка и чтение художественной литературы о школе («Лесная школа» М.А.Панфилова, рассказы Ушинского, знакомство с пословицами и поговорками о школе)

Классные руководители 1-4 классов

Специалисты социально-психологической службы

Художественно – эстетическое, декоративно-прикладное творчество

Лепка («Предметы, необходимые учителю»).

Аппликация («Букет учителю»).

Рисование на школьную тематику («Школа», «Я – учитель, ученик»).

Конструирование (изготовление тетрадей, блокнотов, альбомов)

Классные руководители 1-4 классов

Различные формы организации профориентационной работы, позволят, на наш взгляд, ребенку выявить свои интересы, склонности, возможности и в дальнейшем соотнести их с выбором дальнейшей профессии, в данном случае – педагогической.

Перейдя в среднее звено,  дети, заинтересованные в педагогической деятельности, начнут  делать акцент на предметы, необходимые им в дальнейшей профессиональной деятельности: математику, русский язык, информатику, биологию  и т.д.

Преобразование предметно-развивающего пространства и информационной среды посредством внесения атрибутики и элементов профориентационной направленности - залог успешности профориентационной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Все начинается со школьного звонка"

Материал для проведения первого урока нового учебного года - 1 сентября...

программа дополнительного образования "Гид со школьной скамьи"

Программа дополнительного образования детей «Гид со школьной скамьи» направлена на изучение главных достопримечательностей Санкт- Петербурга, его пригородов, на  детальное рассмотрение художестве...

Энергосбережение со школьной скамьи

Проблемы энергосбережения сегодня – одни из самых актуальных. Именно эффективное использование энергии позволит сократить ее расход, повысить энергетическую безопасность страны, повысить комфорт нашей...

внеклассное мероприятие по теме"От школьной скамьи- до успешного предпринимателя"

Данное мероприятие было направленно на развитие у школьников деловых качеств, приверженности делу и умения работать в команде, на совершенствование способностей, в которых заинтересованы сегодняшние р...

Проект "Со школьной скамьи наша жизнь начинается"

проект в рамках внеурочной деятельности...

От школьной скамьи до космических далей

Статья посвящённая Дню космонавтики и 105-летнему юбилею со дня рождения  бывшего выпускника школы Морозова В.В,который работал в КБ "Энергия" вместе с Королёвым С.П....

Методическая разработка "Инженеры будущего со школьной скамьи"

Методическая разработка  «Инженеры будущего со школьной скамьи» предназначена для реализации комплексной модели формирования в образовательной организации мотивирующей интерактивной с...