Методическая разработка - Защита в баскетболе
методическая разработка на тему

Батин Олег Владимирович

Действия баскетболистов в защите занимают приблизительно 50% игрового времени. И в современном баскетболе во многом определяют итоговый результат. Многие специалисты считают, что игра команды в баскетболе должна строиться от обороны. Именно защитные действия являются той основой, на которой строится вся игра команды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._zashchita_v_basketbole.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………....1

  1. Личная защита…………………………………………………………..4
  2. Эффективные действия игроков в защите…………………………….8

Заключение……………………………………………………………...10

Список литературы……………………………………………………..11

ВВЕДЕНИЕ

Действия баскетболистов в защите занимают приблизительно 50% игрового времени. И в современном баскетболе во многом определяют итоговый результат. Многие специалисты считают, что игра команды в баскетболе должна строиться от обороны. Именно защитные действия являются той основой, на которой строится вся игра команды.  Действия защитника в баскетболе в разных ситуациях можно подразделить на 12 позиций:

1) Защита против дриблёра, ведущего мяч к вашему кольцу.

2) Защита против игрока, закончившего ведение и стремящегося сделать либо бросок по кольцу, либо передачу.

3) Защита против нападающего в 5-6 м от щита, но не использовавшего ведение.

4) Действия защитников в численном меньшинстве.

5) Действия двух защитников против трех нападающих.

6) Действия трех защитников против четырех нападающих.

7) Действия защитников при заслонах.

8) Защита против заслона сзади.

9) Защита проскальзыванием.

10) Групповой отбор мяча двумя защитниками.

11) Защита против первой передачи в контратаку.

12) Борьба с нападающим в углах площадки.

Тактика защиты строится на индивидуальных, групповых и командных действиях, которые в свою очередь представлены несколькими разновидностями. В то же время, тактика защиты базируется на двух основных системах игры - личной и зонной. При личной защите каждый защитник прикрепляется к определенному игроку нападения. В случае успешного применения нападающими заслонов важно, чтобы защитники были готовы поменяться подопечными и не оставили противника неприкрытым.

Другие принципы лежат в основе зонной защиты, в которой каждый игрок отвечает за охрану определенного участка площадки на подступах к своей корзине и противодействует в нем любому игроку противника. Кроме того, если необходимо, он должен помочь партнеру в соседней зоне.

Выбор защиты зависит от способностей баскетболистов, избранной тактики и сложившейся в игре ситуации. Можно применять принципы личной или зонной защиты или комбинировать те и другие.

Защита может быть пассивна или оказывать активное давление на соперника. При пассивной защите команда охраняет ближайшие подступы к корзине, разрешая противнику выполнять дальние броски. При активной защите команда стремиться отобрать мяч у нападающих и помешать выполнению бросков.

Защита, распространяющая принципы активной игры на всю площадку получила название прессинг. Защитники действуют активно даже за пределами дистанции возможных бросков. Активное давление оказывается на противника сразу же, как только он овладеет мячом.

В младшем возрасте основным видом защиты является личная, именно ее мы и рассмотрим дальше.

  1. ЛИЧНАЯ ЗАЩИТА

Обучение детей личной защите начинается с момента начала их занятий баскетболом (Корягин В. М.,1994). К 13-14 годам дети уже достаточно хорошо владеют этой системой защиты, далее они закрепляют свои навыки, как защитника – стойку, умение держать дистанцию от нападающего, выбирать правильную позицию и так далее. При личной защите каждый из игроков-защитников отвечает за определенного игрока нападения.

            Виды упражнений для обучения и совершенствования личной защиты в детском баскетболе в основном включают в себя:

  1. Обучение защитной стойке, выбору правильной позиции в защите относительно нападающего  и перемещению в защитной стойке.

Стойка баскетболиста в защите — это наиболее рациональное положение звеньев тела игрока для маневренных защитных действий, позволяющее эффективно препятствовать атакующим намерениям нападающего.

Защитник должен находиться в устойчивом положении на слегка согнутых ногах и быть готовым затруднить выход нападающего на удобную позицию для атаки корзины и получения мяча. Внимательно следя за своим подопечным, защищающий игрок должен держать в поле зрения мяч и других игроков соперника.

Разнообразие игровых ситуаций диктует существование нескольких разновидностей стоек. Их различие заключается в расположении и работе ног и рук. В технике защиты выделяют три вида стоек: стойка с параллельной постановкой стоп (параллельная); стойка с выставленной вперед ногой и закрытая стойка.

Стойка с выставленной вперед ногой применяется при держании игрока с мячом, когда необходимо помешать ему сделать бросок или пройти под щит. Игрок располагается, как правило, между нападающим и щитом. Одну почти выпрямленную ногу он выставляет вперед с постановкой стопы прямо (носком вперед), одноименную руку вытягивает вверх вперед, предупреждая ожидаемый бросок. Стоящая сзади нога акцентирование согнута и ставится с разворотом стопы носком наружу, а одноименную ей руку выставляет в сторону вниз, чтобы помешать ведению мяча в направлении, наиболее опасном для корзины. Масса тела располагается преимущественно на стоящей сзади ноге. Голова поднята, взгляд направлен вперед. Спина прямая.

Угол наклона туловища вперед и степень сгибания ног взаимосвязаны и определяются игровой ситуацией. Так, например, при опеке нападающего, овладевшего мячом на дальних подступах к корзине (на периметре трехочковой линии), защитник сильно наклоняется вперед и далеко вперед вытягивает одноименную с впередистоящей ногой руку. Таким образом, находясь максимально близко по отношению к сопернику, чтобы активно противодействовать любым его атакующим действиям, защищающийся игрок в то же время располагается максимально далеко по отношению к его центру тяжести, чтобы иметь пространство и время для пресечения внезапного скоростного прохода нападающего. В другой ситуации, когда соперник только что закончил ведение, защитник, максимально приблизившись к нему, полностью выпрямляется и, активно размахивая руками, мешает нападающему прицельно бросить или выполнить точную передачу своему партнеру.

Стойка со ступнями на одной линии (параллельная стойка). Применяется для опеки нападающего с мячом или без мяча вдали от щита, когда нет непосредственной угрозы атаки и взятия корзины, а также при сопровождении перемещения соперника поперек площадки. Когда защитник опекает нападающего с мячом, готовящегося к броску в прыжке со средней дистанции, он сближается с опасным соперником в так называемой параллельной стойке и вытягивает руку к мячу, стремясь затруднить нападающему вынос мяча вверх для прицеливания.

Характерными для параллельной стойки являются расположение ног ступнями на одной линии чуть шире плеч с разворотом носками наружу и выставление в стороны вниз незначительно согнутых в локтях рук. Масса тела равномерно распределена на обе согнутые ноги. Туловище слегка подано вперед. Положение головы и спины выпрямленное.

Передвижения. Направление и характер передвижения защитника, как правило, зависят от действий нападающего. Поэтому защитник всегда должен сохранять положение равновесия и быть готовым передвигаться в любом направлении, все время, изменяя направления бега в стороны, вперед, назад (часто спиной вперед), управлять скоростью своего передвижения в момент противодействия, а также соперников, наращивая скорость на коротком отрезке дистанции, обеспечивая сокращенный тормозной путь и резкую остановку.

На современном этапе развития игры наблюдается тенденция активизации защитных действий. Она, в частности, проявляется в том, что игроки команд, использующие активные формы борьбы, стремятся перехватить инициативу у нападающих при переходе к защитным действиям. При искусном использовании разновидностей стоек и передвижений в защите становится возможным диктовать (провоцировать) развитие атаки в нужном направлении, чтобы разрушить ее благодаря агрессивным индивидуальным действиям, наигранным групповым и командным взаимодействиям. Следовательно, можно говорить о некотором смещении акцентов в игре защитника: не противодействие в ответ на действие нападающего, а упреждающее защитное действие, вынуждающее нападающего сыграть определенным образом.

Специфическими в арсенале техники защитника являются передвижения приставными шагами и так называемый скрестный шаг-скачок.

Приставные шаги используют как в параллельной стойке защитника при сопровождении игрока, так и в стойке с выставленной вперед ногой при перемещениях защитника в переднезаднем направлении для накрывания броска или противодействия проходу нападающего. Особенность передвижений приставными шагами заключается в том, что игрок передвигаться мягкими «кошачьими» шагами, без подпрыгиваний, на постоянно согнутых ногах приставным шагом, первый шаг делают ногой, ближайшей к направлению движения, второй шаг (приставной) должен быть скользящим. При этом нельзя скрещивать ноги и переставлять толчковую ногу за опорную, чтобы не снижать скорость и маневренность.

Скрестный шаг-скачок позволяет обороняющемуся игроку оперативно переместиться по площадке на небольшом расстоянии. Он используется для быстрой смены позиции в ответ на перемещение мяча или чтобы неожиданно преградить путь совершающему проход нападающему (без нарушения правила блокировки). Исполнению скрестного шага-скачка присущ взрывной характер движений. Прием выполняется невысоко над площадкой, без значительных колебаний положения общего центра тяжести. Защитник, находясь в параллельной стойке на согнутых ногах, мгновенно переносит массу тела на переднюю часть ближней к направлению перемещения стопы и мощно отталкивается в сторону. В безопорной фазе он совершает скрестное движение дальней к направлению скачка ногой. И, приземляясь на нее, быстро выставляет толчковую ногу, приходя в устойчивое и. п. (на согнутых ногах с параллельным расположением стоп). Не менее эффективно применение скрестного шага-скачка в движении, когда ему предшествуют передвижения защитника приставными шагами.

2) Обучение движению рук в защитной стойке.

3) Передвижения в защитной стойке с сопротивлением и без сопротивления.

4) Накрывание броска нападающего.

Защитник, имеющий некоторое преимущество перед нападающим в росте и в высоте прыжка, должен попытаться помешать вылету мяча из рук при броске. В момент противодействия броску рука защитника должна оказаться непосредственно у мяча. Тогда согнутую кисть накладывают на мяч сбоку сверху, и бросок выполнить не удается. Накрывание мяча при броске может осуществляться сзади, спереди и сбоку от нападающего.

Для эффективного выполнения приема защитнику требуется выбор правильной позиции, состояние стартовой готовности его ног и рук: своевременное выпрыгивание и владение достаточно высоким прыжком в сочетании с рациональным движением рук.

Реагировать на начало броска следует по резкому выпрямлению ног соперника в коленных суставах. Своевременно выполненный высокий прыжок позволяет защитнику опередить нападающего. Вытянув максимально вверх руку, он накладывает согнутую вперед кисть на мяч в момент его выпуска нападающим и тем самым накрывает бросок. Необходимо избегать замаха руки и ее опускания вперед.

5) Перемещение приставными шагами, контактно касаясь ближней к нападающему рукой его корпуса.

6) Обучение сменам при заслонах, проскальзыванию.

Только согласованные действия всех игроков команды в защите обеспечивают надежную защиту и создают основу для успешной игры в нападении. Для результативной и тактически грамотной игры в защите необходимы: хорошее владение техникой защитных приемов, определенный уровень развития физических качеств и определенный уровень развития личностных качеств игрока.

  1. ЭФФЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ИГРОКОВ В ЗАЩИТЕ

         Успех защитных действий в баскетболе определяют три составляющие:

  1.  Техническая

Здесь важны стойка, положение тела игрока, его позиция на площадке.

Правила защитника:

1) Всегда сохранять равновесие и защитную стойку.

2) Никогда не перекрещивать ног и не делать глубоких выпадов.

3) Играя против нападающего с мячом, удерживать взгляд на поясе соперника.

4) Не играть в защите с опущенными руками.

5) Не отрывать ног от пола, пока не убедишься, что соперник выпрыгнул для броска.

6) Быть постоянно готовым оказать помощь партнеру.

7) Никогда не отдыхать в защите.

8) При потере подопечного немедленно отступать назад к корзине, отыскать его и вновь выйти навстречу.

9) Переключаться на игрока с мячом, если он остался неприкрытым и угрожает корзине.

10) Постоянно подсказывать партнерам, с какой стороны можно оказать помощь.

11) В обороне всегда действовать наступательно, не бояться контактного наступления на нападающего, владеющего мячом. Стремиться выбить мяч, не дать сделать передачу, не говоря о броске. Если нападающий поднимает мяч вверх, следует немедленно реагировать на это. Если нападающий опускает мяч вниз, тут же следует делать два быстрых шага назад, не теряя при этом защитной стойки.

12) Играть активно, не давая нападающему пройти с мячом через центр, в середину, и постоянно оттеснять его к боковой линии.

13) При заслонах надо стремиться проходить за своим опекаемым.

  1.  Физическая

Говоря о подростках, ее следует разбить на две составляющие: физическое (физиологическое) развитие и физическая подготовленность.

Под физическим развитием ребенка понимается степень развития морфофункциональных признаков, которые, с одной стороны, определяют запас его физических сил, а с другой стороны, являются критерием нормальности процесса роста и формирования организма в каждом конкретном возрасте.

Показателями биологического развития подростка являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, число постоянных зубов («зубная зрелость»), степень выражение вторичных половых признаков, сроки наступления первой менструации у девочек.

         Установлено, что дети и подростки, имеющие гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья, так как адаптационные возможности ребенка, устойчивость его к различным нагрузкам (физического и психического порядка) в данном случае оптимальны. Замедление или ускорение созревания, напротив, рассматривается как фактор риска возникновения различных заболеваний.

При ускоренном темпе развития у детей часто наблюдается снижение физической работоспособности, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин, гипертонические реакции (Сердюковская Г. Н., 1989).

Отставание биологического возраста у детей обычно сочетается со сниженными антропометрическими показателями, частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Морфофункциональное состояние определяют по показателям тела, окружности грудной клетки в паузе, мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия для дифференцировки превышения массы тела и окружности грудной клетки за счет жироотложения или развития мускулатуры используют показатели кожно-жировых складок. Путем сравнения полученных данных со стандартными, определяют морфофункциональное состояние как гармоничное, дисгармоничное или резко дисгармоничное.

         Физическая подготовленность состоит из двух слагаемых: физических способностей подростка и степени их развития. Ю. Ф. Курамшин (2004) полагает, что «физические способности – это комплекс морфологических и психофизических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности обеспечивающих эффективность ее выполнения».

  1. Психологическая

Она включает в себя такие качества, как агрессивность, расчетливость, смелость. Без психологического настроя нельзя успешно защищаться. Согласно мнению Гомельского психология защиты - одна из важнейших забот тренера, и от нацеленности на защиту часто зависит больше, чем от техники и физических кондиций. От умения рассчитать свои силы зависит способность перехватить мяч, выиграть подбор. Когда игрок идет на перехват мяча, оголяя свой тыл, и проскакивает мимо мяча, то это последствие слабого расчета, неумения предугадывать, предчувствовать ситуацию, мыслить и действовать ответственно. Игрок, который слабо и неумело обороняется, наносит больший ущерб команде, чем игрок, слабо действующий в нападении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании анализа научно-методической литературы можно сделать следующее заключение:

1. Защитные действия баскетболистов в подростковом возрасте претерпевают значительные изменения, вводится понятие зонной защиты и зонного прессинга.

2. Успешность командных действий защите находится в прямой зависимости от успешности действий каждого из защитников, однако, влияние психологических особенностей спортсменов на эффективность личных и командных действий в защите изучено недостаточно полно.

3. Эффективность защитных действий команды складывается из трех составляющих: техническая, физическая и психологическая, однако последняя мало изучена и практически не используется при выборе игроков для определенной системы защиты.

4. Вероятна взаимосвязь между психологическими особенностями подростков и их действиями, однако применительно к действиям в защите в баскетболе она научно не доказана, а также нет никаких данных о взаимосвязи эффективности командных действий в защите баскетболистов 13-14 лет и их психологических особенностей. Практика показывает, что основное внимание в детском баскетболе уделяется технической, физической и двигательной подготовленности, однако, индивидуально-психологические особенности, темперамент и характер игроков не учитываются и уж тем более не используются при отборе игроков для решения конкретных игровых задач в защите.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баскетбол / Под общ. ред. Ю. Н. Портных. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 228 с.
  2. Гомельский, А. Я. Баскетбол. Секреты мастерства / А. Я. Гомельский. – М.: Торговый дом Гранд, 1997. – 224 с.
  3. Лосин, Б. Е. Оценка соревновательной деятельности баскетболистов: Учебно-методическое пособие / Б. Е Лосин. – СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. – 32 с.
  4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336с.
  5. Бехтерев, В. М. Объективная психология / В. М. Бехтерев. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1380 с.
  6. Горбунов, Д..Г. Психопедагогика спорта / Д. Г. Горбунов. – 2-е изд. – М: Советский спорт, 2006. – 296 с
  7. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников/ А. А. Гужаловский – Минск.: Народная асвета, 1978. – 88 с.
  8. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) / В. М. Зациорский. – М. : Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка « Тесты по баскетболу, для оценки знаний учащихся 4 классов».

В моем подходе к оценке знаний учащихся 4 классов использую форму опроса, где необходимо из двух-трех приведенных ответов выбрать один – правильный....

Методическая разработка "Защита от нападения"

Классный час по безопасности жизнедеятельности...

Методическая разработка "Защита выставки овощей"

Материал будет полезен при проведении Праздника урожая...

методическая разработка по теме баскетбол в 8-9 классах

В работе рассматриваются основные ошибки при изучении основных приёмов в игре баскетбол. Рассматриваются методические приёмы, позволяющие успешно овладеть техническими приёмами в игре в баскетбол....

Методическая разработка урока по баскетболу. 3-4 класс.

Подвижные игры на основе баскетбола. Проведение урока баскетбола в игровой форме....