Конспект занятия по живописи. Для детей 11-13 лет. "Живопись натюрморта"
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Цель: расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения и правилами постановки. Формирование у учащихся знаний о законах композиции, пропорциях, форме предмета. Формирование у учащихся образного восприятия как способа мышления. Формирование у учащихся пространственного мышления. Развивать творческий потенциал личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 19.76 КБ |
konspekt_zanyatiya.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Конспект занятия»
Семенцова Ю.А.
Занятие для детей 11-13 лет
Тема: « Композиция натюрморта и его выразительные возможности».
Тип занятия: комбинированное с использованием ИКТ.
Цель: расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения и правилами постановки. Формирование у учащихся знаний о законах композиции, пропорциях, форме предмета. Формирование у учащихся образного восприятия как способа мышления. Формирование у учащихся пространственного мышления. Развивать творческий потенциал личности.
Задачи: научить составлять натюрморты и правильно компоновать на листе. Развитие у учащихся глазомера. Совершенствование у учащихся навыков конструктивного анализа формы предмета. Развивать воображение и и способности к решению творческих задач.
Оборудование для учителя: наглядные пособия, авторская презентация.
Оборудование для учеников: краски, карандаши, альбом, ластик, банка с водой, тряпка, кисточки.
План.
- Оргмомент (2 мин.).
- Актуализация знаний (5 мин.).
- Изучение нового материала (10 мин.).
- Обобщение знаний, практическая работа (25 мин.)
- Итоги (3 мин.).
Ход.
1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места, проверьте, как организовано ваше рабочее место.
Сегодня мы продолжаем разговор о натюрморте.
2. Актуализация знаний.
-Раньше мы узнали, что такое натюрморт и какие бывают натюрморты. Давайте вспомним определение натюрморта.
Дети: натюрморт - это жанр изобразительного искусства.
-Так. Хорошо. Еще.
Дети: это изображение различных неодушевленных предметов.
- Какие виды натюрмортов вы запомнили?
Дети: учебный, тематический.
-А что значит тематический натюрморт?
Дети: составленный по какой-нибудь теме.
- Какие темы можно выбрать для составления натюрморта?
Дети: домашний, цветочный, морской, осенний, чаепитие, волшебный.
- Таким образом, можно придумать любую тему для натюрморта. И вот когда тема придумана, нужно выбрать предметы и расположить их в определенном порядке. Это называется правила составления натюрморта.
В искусстве жестких рецептов нет. Но определенные правила все - таки нужно соблюдать.
Посмотрите на слайд и скажите, можно ли назвать это изображение натюрмортом?
Учащимся демонстрируется изображение двух предметов – ваза и яблоко, которые расположены отдельно друг от друга.
- будут ли эти предметы образовывать натюрморт?
Дети: нет.
- а что нужно?
Дети: чтобы эти предметы были особым образом расположены.
- Молодцы! Что необходимо изменить, чтобы изображение стало называться натюрмортом?
Дети: добавить еще одно яблоко, расположить предметы по планам.
- Таким образом, мы составили или сочинили натюрморт. Скажите, как в музыке называют человека, который сочиняет музыку? Как называется музыкальное сочинение?
Дети: композитор и композиция.
- Значит тема нашего Занятия будет…
Дети: Композиция.
- Правильно. Тема: « Композиция натюрморта и его выразительные возможности».
-В изобразительном искусстве также есть понятие композиция. Давайте сформулируем определение.
Композиция - составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Значит, какова цель нашего занятия?
Дети: научиться составлять натюрморт.
- Правильно. Сегодня мы должны познакомиться с основами композиции натюрморта.
3. Изучение нового материала
Я расскажу вам основные правила составления натюрморта. Послушайте .
1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т. д.
2. Сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме.
3. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Но композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром геометрическим.
4. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.
5. Большую роль в натюрморте играет фон, задник. Помещенный вплотную за натюрмортом фон не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки.
6. Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым.
4. Обобщение знаний. Практическая работа.
- Ваша задача составить натюрморт. Выбрать предметы и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом. Объяснить свой замысел.
Задание.
Составить натюрморт. (контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения).
- Не забывайте о реальности – яблоко не должно быть больше кувшина и т. д.
5. Итоги урока.
- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?
Дети: над натюрмортом.
- Посмотрите на свои натюрморты, все ли правильно в них расположено, учтены ли правила композиции. Если нет, то в следующий раз мы еще раз поработаем над этим. До свидания.
Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.
Вывод: На уроке учащиеся познакомились с основами композиции. Попробовали сами составить натюрморт и закомпоновать его в листе, что способствовало развитию образного и пространственного мышления. Цели урока были достигнуты.
Литература и источники.
- Болотина И.С. Русский натюрморт. – М.: Искусство, 1993.
- Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта: Изображение вещи в живописи 18 – 19 веков. – М.: Советский художник, 1989.
- Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е., Развитие творческих способностей на занятиях рисованием, М.; 1987.
Предварительный просмотр:
«Конспект занятия»
Семенцова Ю.А.
Занятие для детей 11-13 лет
Тема: « Композиция натюрморта и его выразительные возможности».
Тип занятия: комбинированное с использованием ИКТ.
Цель: расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения и правилами постановки. Формирование у учащихся знаний о законах композиции, пропорциях, форме предмета. Формирование у учащихся образного восприятия как способа мышления. Формирование у учащихся пространственного мышления. Развивать творческий потенциал личности.
Задачи: научить составлять натюрморты и правильно компоновать на листе. Развитие у учащихся глазомера. Совершенствование у учащихся навыков конструктивного анализа формы предмета. Развивать воображение и и способности к решению творческих задач.
Оборудование для учителя: наглядные пособия, авторская презентация.
Оборудование для учеников: краски, карандаши, альбом, ластик, банка с водой, тряпка, кисточки.
План.
- Оргмомент (2 мин.).
- Актуализация знаний (5 мин.).
- Изучение нового материала (10 мин.).
- Обобщение знаний, практическая работа (25 мин.)
- Итоги (3 мин.).
Ход.
1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места, проверьте, как организовано ваше рабочее место.
Сегодня мы продолжаем разговор о натюрморте.
2. Актуализация знаний.
-Раньше мы узнали, что такое натюрморт и какие бывают натюрморты. Давайте вспомним определение натюрморта.
Дети: натюрморт - это жанр изобразительного искусства.
-Так. Хорошо. Еще.
Дети: это изображение различных неодушевленных предметов.
- Какие виды натюрмортов вы запомнили?
Дети: учебный, тематический.
-А что значит тематический натюрморт?
Дети: составленный по какой-нибудь теме.
- Какие темы можно выбрать для составления натюрморта?
Дети: домашний, цветочный, морской, осенний, чаепитие, волшебный.
- Таким образом, можно придумать любую тему для натюрморта. И вот когда тема придумана, нужно выбрать предметы и расположить их в определенном порядке. Это называется правила составления натюрморта.
В искусстве жестких рецептов нет. Но определенные правила все - таки нужно соблюдать.
Посмотрите на слайд и скажите, можно ли назвать это изображение натюрмортом?
Учащимся демонстрируется изображение двух предметов – ваза и яблоко, которые расположены отдельно друг от друга.
- будут ли эти предметы образовывать натюрморт?
Дети: нет.
- а что нужно?
Дети: чтобы эти предметы были особым образом расположены.
- Молодцы! Что необходимо изменить, чтобы изображение стало называться натюрмортом?
Дети: добавить еще одно яблоко, расположить предметы по планам.
- Таким образом, мы составили или сочинили натюрморт. Скажите, как в музыке называют человека, который сочиняет музыку? Как называется музыкальное сочинение?
Дети: композитор и композиция.
- Значит тема нашего Занятия будет…
Дети: Композиция.
- Правильно. Тема: « Композиция натюрморта и его выразительные возможности».
-В изобразительном искусстве также есть понятие композиция. Давайте сформулируем определение.
Композиция - составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Значит, какова цель нашего занятия?
Дети: научиться составлять натюрморт.
- Правильно. Сегодня мы должны познакомиться с основами композиции натюрморта.
3. Изучение нового материала
Я расскажу вам основные правила составления натюрморта. Послушайте .
1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т. д.
2. Сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме.
3. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Но композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром геометрическим.
4. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.
5. Большую роль в натюрморте играет фон, задник. Помещенный вплотную за натюрмортом фон не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки.
6. Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым.
4. Обобщение знаний. Практическая работа.
- Ваша задача составить натюрморт. Выбрать предметы и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом. Объяснить свой замысел.
Задание.
Составить натюрморт. (контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения).
- Не забывайте о реальности – яблоко не должно быть больше кувшина и т. д.
5. Итоги урока.
- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?
Дети: над натюрмортом.
- Посмотрите на свои натюрморты, все ли правильно в них расположено, учтены ли правила композиции. Если нет, то в следующий раз мы еще раз поработаем над этим. До свидания.
Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.
Вывод: На уроке учащиеся познакомились с основами композиции. Попробовали сами составить натюрморт и закомпоновать его в листе, что способствовало развитию образного и пространственного мышления. Цели урока были достигнуты.
Литература и источники.
- Болотина И.С. Русский натюрморт. – М.: Искусство, 1993.
- Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта: Изображение вещи в живописи 18 – 19 веков. – М.: Советский художник, 1989.
- Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е., Развитие творческих способностей на занятиях рисованием, М.; 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Царство животных" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с импользлванием элементов ТРИЗ И РТВ, помогающие научить детей классифицировать животных....
Конспект занятия по ритмопластике для детей 5 лет
Формы и методы занятия подобраны с учётом возростных особенностей детей данного возраста....
конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР "На морском дне"
Цель: продолжать обучать детей образованию глаголов-антонимов (стоит-лежит, наливает-выливает, одевается-раздевается); продолжать работу над умением подбирать однородные определения и составлять...
конспект занятия в старшей группе детей с ОНР "3 медведя"
Программные задачи: Учить детей распространять предложение, отвечая на вопрос какой? Закреплять умение отвечать на заданный вопрос полным предложением. Закрепить у детей понятие семья. Выз...
Конспект занятия по обучению чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями послоговым и глобальным методом.
Конспект логопедического занятия по обучению чтению старших дошкольников имеет интересный для детей познавательный сюжет «Полярная экспедиция». В ходе занятия дети знакомятся с буквой Е, е ...
Конспект занятия по живописи "Золотая осень"
Занятие для детей первого года обучения в кружке по изобразительному искуству....
Конспект занятия по живописи «Мой город - Москва. Город будущего», 2018 г.
Занятие в студии "Ботега", педагог Рассолова Е.А....