Конспект занятия по живописи. Для детей 11-13 лет. "Живопись натюрморта"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Юлия Анатольевна Семенцова

Цель: расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его  композиционного решения и правилами постановки. Формирование у учащихся знаний о законах композиции, пропорциях, форме предмета. Формирование у учащихся образного восприятия как способа мышления. Формирование у учащихся пространственного мышления. Развивать творческий потенциал личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx19.76 КБ
Файл konspekt_zanyatiya.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

 «Конспект занятия»

Семенцова Ю.А.

Занятие для детей 11-13 лет

Тема: « Композиция натюрморта и его выразительные возможности».

Тип занятия: комбинированное с использованием ИКТ.

Цель: расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его  композиционного решения и правилами постановки. Формирование у учащихся знаний о законах композиции, пропорциях, форме предмета. Формирование у учащихся образного восприятия как способа мышления. Формирование у учащихся пространственного мышления. Развивать творческий потенциал личности.

Задачи: научить составлять  натюрморты и правильно компоновать на листе. Развитие у учащихся глазомера. Совершенствование  у учащихся навыков конструктивного анализа формы предмета. Развивать воображение и и способности к решению творческих задач.

Оборудование для учителя:  наглядные пособия, авторская презентация.

Оборудование для учеников: краски, карандаши, альбом, ластик, банка с водой, тряпка, кисточки.

План. 

  1. Оргмомент (2 мин.).
  2. Актуализация знаний (5 мин.).
  3. Изучение нового материала (10 мин.).
  4. Обобщение знаний, практическая работа (25 мин.)
  5. Итоги (3 мин.).

 Ход.

1.  Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места, проверьте, как организовано ваше рабочее место.

Сегодня мы продолжаем разговор о натюрморте.

2. Актуализация знаний.

-Раньше мы узнали, что такое натюрморт и какие бывают натюрморты. Давайте вспомним определение натюрморта.

Дети: натюрморт - это жанр изобразительного искусства.

-Так. Хорошо. Еще.

Дети: это изображение различных неодушевленных предметов.

- Какие виды натюрмортов вы запомнили?

Дети: учебный, тематический.

-А что значит тематический натюрморт?

Дети: составленный по какой-нибудь теме.

- Какие темы можно выбрать для составления натюрморта?

Дети: домашний, цветочный, морской, осенний, чаепитие, волшебный.

- Таким образом, можно придумать любую тему для натюрморта. И вот когда тема придумана, нужно выбрать предметы и расположить их в определенном порядке. Это называется правила составления натюрморта.

В искусстве жестких рецептов нет. Но определенные правила все - таки нужно соблюдать.

Посмотрите на слайд и скажите, можно ли назвать это изображение натюрмортом?

Учащимся демонстрируется изображение двух предметов – ваза и яблоко, которые расположены отдельно друг от друга.

- будут ли эти предметы образовывать натюрморт?

Дети: нет.

- а что нужно?

Дети: чтобы эти предметы были особым образом расположены.

- Молодцы! Что необходимо изменить, чтобы изображение стало называться натюрмортом?

Дети: добавить еще одно яблоко, расположить предметы по планам.

- Таким образом, мы составили или сочинили натюрморт. Скажите, как в музыке называют человека, который сочиняет музыку? Как называется музыкальное сочинение?

Дети: композитор и композиция.

- Значит тема нашего Занятия будет…

Дети: Композиция.

- Правильно. Тема: « Композиция натюрморта и его выразительные возможности».

-В изобразительном искусстве также есть понятие композиция. Давайте сформулируем определение.

Композиция - составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Значит, какова цель нашего занятия?

Дети: научиться составлять натюрморт.

- Правильно. Сегодня мы должны познакомиться с основами композиции натюрморта.

3. Изучение нового материала 

Я расскажу вам основные правила составления натюрморта. Послушайте .

1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т. д.

2. Сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме.

3. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Но композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром геометрическим.

4. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.

5. Большую роль в натюрморте играет фон, задник. Помещенный вплотную за натюрмортом фон не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки.

6. Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым.

4. Обобщение знаний. Практическая работа.

- Ваша задача составить натюрморт. Выбрать предметы и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом. Объяснить свой замысел.

Задание.

Составить натюрморт. (контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения).

- Не забывайте о реальности – яблоко не должно быть больше кувшина и т. д.

5. Итоги урока.

- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?

Дети: над натюрмортом.

- Посмотрите на свои натюрморты, все ли правильно в них расположено, учтены ли правила композиции. Если нет, то в следующий раз мы еще раз поработаем над этим. До свидания.

Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.

Вывод: На уроке учащиеся познакомились с основами композиции. Попробовали сами составить натюрморт и закомпоновать его в листе, что способствовало развитию образного и пространственного мышления. Цели урока были достигнуты.

Литература и источники.

  1. Болотина И.С. Русский натюрморт. – М.: Искусство, 1993.
  2. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта: Изображение вещи в живописи 18 – 19 веков. – М.: Советский художник, 1989.
  3. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е., Развитие творческих способностей на занятиях рисованием, М.; 1987.



Предварительный просмотр:

 «Конспект занятия»

Семенцова Ю.А.

Занятие для детей 11-13 лет

Тема: « Композиция натюрморта и его выразительные возможности».

Тип занятия: комбинированное с использованием ИКТ.

Цель: расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его  композиционного решения и правилами постановки. Формирование у учащихся знаний о законах композиции, пропорциях, форме предмета. Формирование у учащихся образного восприятия как способа мышления. Формирование у учащихся пространственного мышления. Развивать творческий потенциал личности.

Задачи: научить составлять  натюрморты и правильно компоновать на листе. Развитие у учащихся глазомера. Совершенствование  у учащихся навыков конструктивного анализа формы предмета. Развивать воображение и и способности к решению творческих задач.

Оборудование для учителя:  наглядные пособия, авторская презентация.

Оборудование для учеников: краски, карандаши, альбом, ластик, банка с водой, тряпка, кисточки.

План. 

  1. Оргмомент (2 мин.).
  2. Актуализация знаний (5 мин.).
  3. Изучение нового материала (10 мин.).
  4. Обобщение знаний, практическая работа (25 мин.)
  5. Итоги (3 мин.).

 Ход.

1.  Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места, проверьте, как организовано ваше рабочее место.

Сегодня мы продолжаем разговор о натюрморте.

2. Актуализация знаний.

-Раньше мы узнали, что такое натюрморт и какие бывают натюрморты. Давайте вспомним определение натюрморта.

Дети: натюрморт - это жанр изобразительного искусства.

-Так. Хорошо. Еще.

Дети: это изображение различных неодушевленных предметов.

- Какие виды натюрмортов вы запомнили?

Дети: учебный, тематический.

-А что значит тематический натюрморт?

Дети: составленный по какой-нибудь теме.

- Какие темы можно выбрать для составления натюрморта?

Дети: домашний, цветочный, морской, осенний, чаепитие, волшебный.

- Таким образом, можно придумать любую тему для натюрморта. И вот когда тема придумана, нужно выбрать предметы и расположить их в определенном порядке. Это называется правила составления натюрморта.

В искусстве жестких рецептов нет. Но определенные правила все - таки нужно соблюдать.

Посмотрите на слайд и скажите, можно ли назвать это изображение натюрмортом?

Учащимся демонстрируется изображение двух предметов – ваза и яблоко, которые расположены отдельно друг от друга.

- будут ли эти предметы образовывать натюрморт?

Дети: нет.

- а что нужно?

Дети: чтобы эти предметы были особым образом расположены.

- Молодцы! Что необходимо изменить, чтобы изображение стало называться натюрмортом?

Дети: добавить еще одно яблоко, расположить предметы по планам.

- Таким образом, мы составили или сочинили натюрморт. Скажите, как в музыке называют человека, который сочиняет музыку? Как называется музыкальное сочинение?

Дети: композитор и композиция.

- Значит тема нашего Занятия будет…

Дети: Композиция.

- Правильно. Тема: « Композиция натюрморта и его выразительные возможности».

-В изобразительном искусстве также есть понятие композиция. Давайте сформулируем определение.

Композиция - составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Значит, какова цель нашего занятия?

Дети: научиться составлять натюрморт.

- Правильно. Сегодня мы должны познакомиться с основами композиции натюрморта.

3. Изучение нового материала 

Я расскажу вам основные правила составления натюрморта. Послушайте .

1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т. д.

2. Сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме.

3. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Но композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром геометрическим.

4. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.

5. Большую роль в натюрморте играет фон, задник. Помещенный вплотную за натюрмортом фон не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки.

6. Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым.

4. Обобщение знаний. Практическая работа.

- Ваша задача составить натюрморт. Выбрать предметы и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом. Объяснить свой замысел.

Задание.

Составить натюрморт. (контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения).

- Не забывайте о реальности – яблоко не должно быть больше кувшина и т. д.

5. Итоги урока.

- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?

Дети: над натюрмортом.

- Посмотрите на свои натюрморты, все ли правильно в них расположено, учтены ли правила композиции. Если нет, то в следующий раз мы еще раз поработаем над этим. До свидания.

Домашнее задание: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.

Вывод: На уроке учащиеся познакомились с основами композиции. Попробовали сами составить натюрморт и закомпоновать его в листе, что способствовало развитию образного и пространственного мышления. Цели урока были достигнуты.

Литература и источники.

  1. Болотина И.С. Русский натюрморт. – М.: Искусство, 1993.
  2. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта: Изображение вещи в живописи 18 – 19 веков. – М.: Советский художник, 1989.
  3. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е., Развитие творческих способностей на занятиях рисованием, М.; 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Царство животных" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с импользлванием элементов ТРИЗ И РТВ, помогающие научить детей классифицировать животных....

Конспект занятия по ритмопластике для детей 5 лет

Формы и методы занятия подобраны с учётом возростных особенностей детей данного возраста....

конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР "На морском дне"

Цель: продолжать обучать детей образованию глаголов-антонимов (стоит-лежит, наливает-выливает, одевается-раздевается); продолжать работу над умением подбирать однородные определения и составлять...

конспект занятия в старшей группе детей с ОНР "3 медведя"

Программные задачи: Учить детей распространять предложение, отвечая на вопрос какой? Закреплять умение отвечать на заданный вопрос полным предложением. Закрепить у детей понятие семья. Выз...

Конспект занятия по обучению чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями послоговым и глобальным методом.

Конспект логопедического занятия по обучению чтению старших дошкольников имеет интересный для детей познавательный сюжет «Полярная экспедиция».  В ходе занятия дети знакомятся с буквой Е, е ...

Конспект занятия по живописи "Золотая осень"

Занятие для детей первого года обучения в кружке по изобразительному искуству....

Конспект занятия по живописи «Мой город - Москва. Город будущего», 2018 г.

Занятие в студии "Ботега", педагог Рассолова Е.А....