Мониторинг
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Автор: Хасанова Сэлмэг Цыреновна, педагог дополнительного образования
Общеобразовательное учреждение: МБОУ ДО «Центр детского творчества»
Мониторинг результатов образовательной деятельности
Система обеспечения эффективности образовательного процесса состоит в том, что теоретические знания по выполнению каждого элемента прикладного творчестве закрепляются в практическом выполнении готовых изделий. Таким занятия не будут утомительными, они формируют знания, умения, навыки и имеют практический смысл, что для детей любого возраста очень важно.
Одной из главных задач образовательного процесса является развитие познавательного интереса воспитанников в получении определенных знаний, умений и навыков по предмету.
Следовательно, возникает другая задача- определить степень усвоение этих знаний, умений и навыков для того, чтобы найти наиболее эффективны методы и средства обучения.
Мониторинг обученности воспитанников является важнейшей составляющей любой образовательной программы.
В настоящей время появляется методическая литература, которая излагает формы педагогическая контроля, приемлемые для дополнительного образования, но адаптированных на каждый вид декоративно-прикладного творчества крайне мало. Я сделала попытку описать классифицировать и адаптировать известные формы контроля в свое объединении при освоении разных видов прикладного творчества, в том числе и вязания.
Результатом усвоения знаний, умений и навыков являются как количественные результаты, так и качественные:
- Самостоятельное выполнение изделий по описанию;
- Сохранность контингента.
Мониторинг обученности воспитанников по теме «Вязание», целью которого является управлений качеством образовании , определяют следующее параметры:
- Новизна- заключается в системном подходе к разработке мониторинга по теме «Вязание».
- Оригинальность- заключается в том, что определение знаний, навыков воспитанников осуществляется в занимательной форме.
Критериями оценки успешности обучения, воспитания, развития воспитанников являются
- уровень теоретических знаний;
- качество выполнения практических работ;
- умений объяснить значения, смысл выполнения работ;
- умение самостоятельно выполнять работы;
- умение пользоваться инструментами, соблюдение правил техники безопасности.
В зависимости от целей и задач мониторинг может выполнять различные функции: ориентирующие, диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую.
Входящая диагностика проводится в первые дни обучения для выявления уровня подготовки воспитанников, их интересов и способностей, корректировки учебно-методического плана и программы.
Текущая диагностика должна определить степень усвоения детьми учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность воспитанников в усвоении материала, своевременно выявить отстающих. Позволяет корректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.
Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогам программ и методик обучения.
Практическая значимость данных диагностических материалов состоит в том, что они могут быть использованы в любом детском объединении при изучении темы или раздела программы по вязанию, а также в любом объединении декоративно-прикладного творчества, если переложить данный материал на определенное содержание программы. В своей работе я использую, наиболее эффективные формы мониторинга, такие как игра, кроссворды, ребусы, викторина, мини-выставки и выставки.
Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию внимания, памяти творческого воображения, аналитических способностей, воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца.
Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки.
Кроссворды, ребусы служат для оценки теоретических знаний воспитанников. Иногда предлагаю детям самим составить кроссворд или ребус. А затем снова превратить все в игру – обменяться заданиями.
Викторина проводится с целью выявления наиболее способных и подготовленных детей. Это своеобразный смотр обученности, воспитанности и развития.
Мини выставки, выставки проводятся с цель определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих работ, а также с целью выявления и развития творческих способностей воспитанников. Выставка является инструментом поощрения.
Мониторинг обученности воспитанников
Таблица 1.
Критерии | Показатели (обученность) | Диагностические средства | Участники | Сроки | Подведение итогов |
Качественный результат | Входящая | Метод наблюдения | Воспитанники | Сентябрь | 1 октября |
Текущая | Анализ выполнения заданий (формы): -кроссворд: -ребусы: -карточки индивидуальных заданий; -игры; -пособие; -мини-выставки; -викторина; -метод наблюдений. | Воспитанники | В течение года | В течение года | |
Итоговая | -тестирование; -анализ выставочных работ. | Воспитанники | Апрель-май | Май |
Цель: определение промежуточных результатов уровня освоения знаний, умений и навыков воспитанников по видам деятельности.
Инструкция для проводящего опрос:
1.Внимательно ознакомиться с содержанием опросника.
2.Подготовить бланки вопросов по количеству детей.
3.Зачитать инструкцию по заполнению для детей с примерами.
4. Контроль процесса выполнения.
5. Сбор бланков опроса и обработка результатов.
Уровень усвоения обучение, воспитание и развитие
Опросник воспитанников 1-го года обучения
Таблица 2.
№п/п | Знаете ли вы? Умеете ли вы? | Знаю Умею | Делаю с помощью педагога | Не знаю Не умею |
1 | Правила по охране труда и санитарии при ручном вязании | |||
2 | С чего начинается любое вязание | |||
3 | Первую петлю при вязании | |||
4 | Как называются первая и последняя петля | |||
5 | Какие петли используют при вязании платочного полотна | |||
6 | Какие правила нужно соблюдать при вязании на спицах. | |||
7 | Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель | |||
8 | Спицы бывают | |||
9 | Чулочная вязка получается | |||
10 | Расчет петель | |||
11 | Хроматические и ахроматические цвета. Понятие «теплота» и «контрастность» цвета | |||
12 | Наиболее распространенный вид пряжи | |||
13 | Снятие мерок для изготовления | |||
14 | При вязании по кругу вы всегда работаете только по |
Уровень усвоения обучение, воспитание и развитие
Опросник воспитанников 2-го года обучения
Таблица 3.
№п/п | Знаете ли вы? Умеете ли вы? | Знаю Умею | Делаю с помощью педагога | Не знаю Не умею |
1 | Правила по охране труда и санитарии при ручном вязании | |||
2 | С чего начинается любое вязание | |||
3 | На что указывает номер пряжи | |||
4 | Стирать пряжу рекомендуется | |||
5 | На сколько спиц выполняется набор петель | |||
6 | Опишите технику вязания спицами "Ажур" | |||
7 | Провязывание накидов спицами в рисунке дает возможность получить | |||
8 | Кто является самыми искусными вязальщиками в древности | |||
9 | Чем пользуются для поднятия спущенных петель при вязании спицами | |||
10 | Условные обозначения петель- это | |||
11 | Рассчитывать длину нитей для работы | |||
12 | Рассчитывать количество петель для работы | |||
13 | Выполнять самостоятельно изделие по описанию | |||
14 | Разрабатывать собственное изделие | |||
15 | Выполнять сложные узлы по описанию |
Все результатов заносятся в таблицу
Таблица 4.
№п\п | Ф.И. ребенка | № вопроса в опроснике | Общее количество баллов | Уровень обученности |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
Сумма по критерию |
Инструкция для воспитанников
- Оцените свои знания.
- Внимательно прочитайте вопрос.
- Выберите свой вариант опроса.
Варианты ответов:
- Умею, делаю самостоятельно (знаю, использую в работе) – 5 баллов.
- Делаю с помощью педагога - 4 балла.
- Не умею (не знаю) –3 балла .
Обработка результаты, занесенные в таблицу 1.
Определяем уровень обучения, воспитания и развития используя данные таблицы 2, 3.
Таблица 2: высокий уровень –70-57 баллов, средний -56-43 , низкий – 42 и ниже.
Таблица 3: высокий уровень –75-61 баллов, средний -60-46 , низкий – 45 и ниже.
Диагностика определения уровня обученности воспитанников к усвоению образовательной программы
Условные обозначения (по уровням) – «В»-высокий (3 балла), «С»-средний (2 балла), «Н» -низкий (1 –балл)
Таблица 5.
№п\п | ФИ воспитанника | Параметры | Работа по шаблонам, рисункам, схемам, образцам, описанию | Видеть составные части изделий, способ выполнения и анализировать | Точность выполнения работ | Способность переносить ранее полученные знания на выполняемую работу | Умение создавать собственное изделие | Среднее значение | Уровень обученности | ||||||||||
критерии | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | ||||
1 |
Уровень готовности: «В» -3баллов, «С» -2; «Н»- 1.
Уровень обученности: высокий - 15-12 , средний -11-9, низкий – 8 и ниже.
Диагностика определения уровня готовности воспитанников к усвоению образовательной программы
Метод наблюдения
Условные обозначения по уровням: «В»-высокий (3 балла), «С»-средний (2 балла), «Н» -низкий (1 –балл)
Таблица 6.
Критерии | |||||||||||||||||||||
№п\п | ФИ воспитанника | Параметры | Наличие практических и теоретических знаний по видам прикладного творчества | Желание приобретения практических навыков вязания | Способность освоения системы знаний | Понятие образовательной программы и способность ее освоить | Проявление интереса и готовность к творческой деятельности | Среднее значение | Уровень обученности | ||||||||||||
критерии | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | ||||||
Уровень готовности: «В» -3баллов, «С» -2; «Н»- 1.
Уровень обученности: высокий - 15-12 , средний -11-9, низкий – 8 и ниже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг
Материал включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности ребенка к процессу обучения в школе....
Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"
Представлен опыт по организации системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....
Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью арт-студии «Позитив» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)
Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью арт-студии «Позитив»Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся.Методика «Наш...
Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Автомоделирование» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)
Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Автомоделирование»Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся....
Мониторинг "«Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Цветы из ткани» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)"
laquo;Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Цветы из ткани»Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся.Методика «...
Мониторинг физической подготовленности и соревновательной активности учащихся. Мониторинг спортивных достижений учащихся МБОУ «СШ №3» г. Нижневартовск
В данной работе представлена часть мониторинга и его анализ, который проводится по предметной области «Физическая культура» в МБОУ СШ№3 г. Нижневартовска...
Отчеты, мониторинги, анализы. Участие в мониторинге ИКП РАО
Отчеты, мониторинги, анализы, информационные справки...