Программа дополнительного образования "Азбука потребителя"
рабочая программа (6 класс) на тему
Данная программа разработана для организации дополнительного образования учащихся 6 класса, позволяет расширить знания учащихся о правах потребителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования. | 116.5 КБ |
КПТ программы доп. образования | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области
Утверждена
Приказом директора школы
от 02.02.08 г.
Рассмотрена
на заседании методического
совета школы
(протокол №6 от 01.02.08 г.)
Авторская программа кружка
«Исследователи»
для учащихся 5-6 классов
Автор:
Гордеева О. Н.,
учитель истории
МБОУ "СОШ №3 с углубленным
изучением отдельных предметов"
Котовск. 2008 г.
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа кружка «Исследователи» составлена для учащихся 5-6 классов. Программа интеллектуально-познавательной направленности, рассчитана на 136 часов.
В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем. Цели моей профессиональной деятельности направлены на качественное обучение и воспитание школьников с использованием новейших приёмов и технологий в учебно-воспитательном процессе.
Современная школа должна выпускать людей, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности, что на основе традиционных форм и методов сделать уже сложно.
В рамках данной программы формируются навыки организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьников с использованием информационных технологий.
Цели проектно-исследовательской деятельности:
- развитие и обучение школьников;
- расширение кругозора учащихся;
- формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
В процессе работы мной реализуются следующие задачи исследовательской работы учащихся:
- расширение кругозора в области общественных наук;
- формирование навыков самостоятельной работы, ораторства, ведения полемики;
- развитие познавательного интереса, любознательности;
- знакомство с методами и приемами научного исследования;
- осознание школьниками своей значимости, своей принадлежности к науке.
В целях реализации программы используются словесные, наглядные, практические методы преподавания в едином комплексе.
Учебно-тематический план.
№ | Название темы | Всего часов | В том числе | ||||
теория | практика | ||||||
I. | Теоретическая часть | 26 | 12 | 14 | |||
1. | Введение. Знакомство с проектной и исследовательской деятельностью. | 2 | 2 | - | |||
2. | Проектная деятельность. Общее знакомство с типами проектов. | 2 | 2 | - | |||
3. | Знакомство с этапами проектной деятельности. | 4 | 2 | 2 | |||
4. | Знакомство с методами исследований. Основы работы с Интернет. | 8 | 2 | 6 | |||
5. | Знакомство с требованиями, предъявляемыми к результатам проектов | 4 | 2 | 2 | |||
6. | Знакомства с критериями оценивания проектов | 4 | 2 | 2 | |||
7. | Итоговое занятие по теме «Теория работы над проектом» | 2 | - | 2 | |||
II. | Работа над информационным проектом. | 48 | 15 | 33 | |||
8 | I этап работы – подготовительный. | 6 | 2 | 4 | |||
9. | II этап работы над проектом - планирование. Определение темы проекта. Формирование групп. | 6 | 2 | 4 | |||
10. | III этап работы над проектом – поисковый. | 12 | 4 | 8 | |||
11. | IV этап работы над проектом – обобщающий. | 14 | 4 | 10 | |||
12. | V этап работы – представление и защита проекта. | 6 | 2 | 4 | |||
13. | VI этап работы – аналитический. | 4 | - | 4 | |||
III. | Работа над исследовательским проектом. | 60 | 12 | 48 | |||
14. | I этап работы – подготовительный. | 8 | 2 | 6 | |||
15. | II этап работы над проектом - планирование. Определение темы проекта. Формирование групп. | 10 | 2 | 8 | |||
16. | III этап работы над проектом – поисковый. | 16 | 2 | 14 | |||
17. | IV этап работы над проектом – обобщающий. | 20 | 4 | 16 | |||
18. | V этап работы – представление и защита проекта. | 6 | 2 | 4 | |||
IV. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Программа включает в себя 3 раздела.
Первый раздел – теоретическая часть.
Цель занятий – знакомство учащихся с основами проектной и исследовательской деятельности (типами проектов, этапами проектной деятельности, методами проведения исследований, критериями оценивания проектов).
Теоретическая часть: Знакомство с работой кружка. Определение целей проектной деятельности, знакомство с типами проектов; определение способов сбора, переработки информации, работа с каталогами библиотек, Интернет-ресурсами.
Практическое занятие: работа с каталогами библиотек. Работа с Интернет-ресурсами.
Предусмотрено проведение экскурсий в городские библиотреки.
Итоговое занятие по теме «Теория работы над проектом».
Второй раздел - работа над информационным проектом.
Цели занятий:
- развитие и обучение школьников;
- расширение кругозора учащихся;
- формирование навыков работы в команде.
В работе над информационным проектом выделяется 6 этапов.
I этап работы – подготовительный.
Теоретическая часть: выработка мотивации к проектной деятельности. Выработка, вычленение, уточнение формулировки проблемы, личнозначимой для ученика.
Практическая часть: определение спектра проблем, требующих решения. Выбор среди этих проблем наиболее значимой.
II этап работы над проектом - планирование.
Теоретическая часть: определение темы проекта. Определение целей, конкретных задач проектирования. Обсуждение методов реализации проекта и используемых средств.
Практическая часть: сбор учащимися информации, необходимой для начала проектирования. Первоначальное моделирование конечного продукта. Разработка плана работы над проектом. Формирование микрогрупп и распределение заданий между ними. Разработка критериев оценки работы групп и отдельных участников. Распределение обязанностей между группами.
III этап работы над проектом – поисковый.
Практическая часть: самостоятельная работа в группах по поиску и переработке информации. Обсуждение результатов работы в микрогруппах. Регулярные групповые и индивидуальные консультации учителя. Учитель старается отследить деятельность каждого ученика, стимулирование активности школьников, поддержание интереса к деятельности.
IV этап работы над проектом – обобщающий.
Теоретическая часть: учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Практическая часть: обработка полученной информации. Распределение обязанностей между группами в ходе выполнения проекта. Оформление результатов в соответствии с правилами.
V этап работы – представление и защита проекта.
Теоретическая часть: учитель организует экспертизу, консультирует учащихся по поводу подготовки отчёта о проделанной работе.
Практическая часть: подготовка сопроводительной документации, письменного отчёта о проделанной работе. Учащиеся докладывают о результатах своей работы. Представление проекта на конференции. Защита представленных работ.
VI этап работы – аналитический.
Практическая часть: учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки, а учащиеся оценивают себя и своих товарищей. Анализ этапов проделанной работы, подведение итогов, оценка полученного продукта.
Третий раздел – работа над исследовательским проектом.
Цели занятий:
- формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
- расширение кругозора учащихся;
- формирование навыков работы в команде.
В работе над исследовательским проектом выделяется 6 этапов.
I этап работы – подготовительный.
Теоретическая часть: выработка мотивации к проектной деятельности. Выработка, вычленение, уточнение формулировки проблемы, личнозначимой для ученика.
Практическая часть: определение спектра проблем, требующих решения. Выбор среди этих проблем наиболее значимой, выбор темы проекта (учитель выбирает возможные темы и предлагает их учащимся, а учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме); выделение и выбор творческих тем в проекте (учитель предлагает, а учащиеся выбирают или предлагают новую).
II этап работы над проектом - планирование.
Теоретическая часть: определение целей, конкретных задач проектирования. Обсуждение методов реализации проекта и используемых средств.
Практическая часть: формирование творческих групп; подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка основополагающего вопроса, проблемных вопросов, задание группам, сбор информационных ресурсов; определение форм выражения итогов проектной деятельности (презентация, публикация, веб-сайт).
III этап работы над проектом – поисковый
Теоретическая часть: учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Определение этапов поисковой деятельности. Регулярные групповые и индивидуальные консультации учителя.
Практическая часть: самостоятельная работа в группах по поиску и переработке информации. Обсуждение результатов работы в группах.
Учитель старается отследить деятельность каждого ученика, стимулирование активности школьников, поддержание интереса к деятельности.
IV этап работы над проектом – обобщающий.
Теоретическая часть: учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
Практическая часть: обработка полученной информации. Распределение обязанностей между группами в ходе выполнения проекта. Оформление результатов в соответствии с правилами.
V этап работы – представление и защита проекта.
Теоретическая часть: учитель организует экспертизу, консультирует учащихся по поводу подготовки отчёта о проделанной работе.
Практическая часть: подготовка сопроводительной документации, письменного отчёта о проделанной работе. Учащиеся докладывают о результатах своей работы. Представление и защита проекта на конференции.
VI этап работы – аналитический.
Практическая часть: учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки, а учащиеся оценивают себя и своих товарищей. Анализ этапов проделанной работы, подведение итогов, оценка полученного продукта, определение перспектив решения проблемы.
Итоговое занятие – подведение итогов работы, анализ полученных результатов, определение перспектив дальнейшей работы.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы.
Рекомендуемая технология обучения - обучение через сотрудничество (ОЧС), которая будет способствовать развитию творческих способностей учащихся. Привлечение новейших компьютерных технологий повысит уровень обучения.
Для проведения занятий потребуется программно-техническое обеспечение:
- компьютер;
- доступ к Интернету;
- принтер;
- сканер.
Тематика информационных проектов:
- «Олимпийские боги».
- «Мудрецы Древней Греции».
|
Тематика исследовательских проектов:
- «Золотой век» Римской империи»
- «Завоевания Александра Македонского».
- «Победитель Карфагена».
- «Враги души и тела».
- «Человек в семье».
Формы проведения занятий:
- Лекции. Данная форма проведения занятий применяется преимущественно в первом блоке, при изучении основ проектной и исследовательской деятельности.
- Практические занятия. Включают в себя работу с каталогами библиотек, Интернет-ресурсами, самостоятельный поиск и обработку учащимися информации при выполнении информационных и исследовательских проектов.
- Экскурсии в библиотеки.
- Конференции. Учащиеся представляют и защищают выполненные проекты.
Предусмотрено проведение регулярных индивидуальных и групповых консультаций учителем на всех этапах работы над проектами.
Начало исследовательского цикла:
Завершение исследовательского цикла:
Список литературы и Интернет-ресурсов:
1. «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.
2. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.
3. Журнал «Исследовательская работа школьников» http://irsh.redu.ru
6. WWW.KEMEI.RU
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема | Число часов | Тип урока | Вид контроля | По плану | Факт. | Примечание |
I | Потребительская культура | 2 | |||||
1 | Что такое потребительская культура. | 1 | УКИЗ | 03.09 | |||
2 | Потребление: структура и нормы. Поговорим о культуре питания | 1 | УКИЗ | текущий | 10.09 | ||
II | Потребитель и закон | 5 | |||||
3 | Кто такой потребитель? | 1 | УИПЗЗ | 17.09 | |||
4, 5 | Разнообразие человеческих потребностей и их классификация. Пирамида потребностей | 2 | УИПЗЗ | 24.09 01.10 | |||
6, 7 | Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя» | 2 | УЗЗВУ | текущий | 08.10 15.10 | ||
III | Потребитель – король на рынке | 4 | УЗЗВУ | ||||
8 | Что такое рынок? | 1 | УЗЗВУ | 16.10 | |||
9, 10 | Виды и способы торговли | 2 | УКИЗ УОСЗ | 22.10 29.10 | |||
11 | Дешевле только даром | 1 | УЗЗВУ | текущий | 12.11 | ||
IV | Куда уходят деньги? | 5 | УЗЗВУ | ||||
12, 13 | Разумные расходы – статья доходов | 2 | УКИЗ УОСЗ | 19.11 26.11 | |||
14 | Рациональный бюджет школьника | 1 | УЗЗВУ | 03.12 | |||
15, 16 | Каждый платит налоги | 2 | УЗЗВУ | текущий | 10.12 17.12 | ||
V | Информация для потребителя | 5 | УЗЗВУ | ||||
17 | Источники информации | 1 | УКИЗ | 24.12 | |||
18, 19 | Реклама и её виды | 2 | УКИЗ | 14.01 21.01 | |||
20, 21 | Символы на этикетках, упаковках, вкладышах | 2 | УКИЗ | текущий | 28.01 04.02 | ||
VI | Искусство покупать | 5 | УКИЗ | ||||
22 | Качество товаров | 1 | УКИЗ УОСЗ | 11.02 | |||
23 | Как покупать продукты питания | 1 | 18.02 | ||||
24 | Как выбирать одежду и обувь | 1 | УКИЗ | 25.02 | |||
25 | Бытовая техника: всерьёз и надолго | 1 | УКИЗ | 04.03 | |||
26 | Всегда ли товар можно обменять | 1 | текущий | 11.03 | |||
VII | Потребительская культура в сфере услуг | 3 | |||||
27 | Правила пользования коммунальными услугами | 1 | 18.03 | ||||
28, 29 | Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу | 2 | УКИЗ | текущий | 01.04 08.04 | ||
VIII | Кто защищает права потребителей | 3 | |||||
30 | Государственные органы защиты прав потребителей. Общественные организации по защите прав потребителей | 1 | 15.04 | ||||
31, 32 | В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту. Что такое моральный вред и как он возмещается | 2 | текущий | 22.04 29.04 | |||
IX | Создание творческого исследовательского проекта | 4 | |||||
33-35 | Подготовка и оформление творческого исследовательского проекта | 3 | 06.05 13.05 20.05 | ||||
36 | Защита творческого исследовательского проекта | 1 | итоговый | 27.05 |
МБОУ «СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Котовска Тамбовской области
Утверждаю
директор школы Н.В. Аверин
приказ № 198 от 29.08.13 г.
Рассмотрено и рекомендовано
методическим советом школы
(протокол № 1 от 28.08.13 г.)
Календарно-тематическое планирование
«Азбука потребителя»
(дополнительное образование)
для 6 класса на 2013-2014 учебный год
(1 час в неделю, всего 36 часов)
Учитель математики: Терехова Е.А.
Котовск, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...