Программа дополнительного образования "Азбука потребителя"
рабочая программа (6 класс) на тему

Гордеева Ольга Николаевна

Данная программа разработана для организации дополнительного образования учащихся 6 класса, позволяет расширить знания учащихся о правах потребителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области

                                                                                Утверждена

Приказом директора школы

                                                                                   от 02.02.08 г.

                                                                                  Рассмотрена

на заседании методического

                                                                                   совета школы

(протокол №6 от 01.02.08 г.)

Авторская программа кружка

«Исследователи»

для учащихся 5-6 классов

                                                                         

                              Автор:

                                               Гордеева О. Н.,

                                                 учитель истории

                                                                           МБОУ "СОШ №3 с углубленным

         изучением отдельных предметов"

Котовск. 2008 г.

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа кружка «Исследователи» составлена для учащихся 5-6 классов. Программа интеллектуально-познавательной направленности,  рассчитана на 136 часов.

  В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем. Цели моей профессиональной деятельности направлены на качественное обучение и воспитание школьников с использованием новейших приёмов и технологий в учебно-воспитательном процессе.

Современная школа должна выпускать людей, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности, что на основе традиционных форм и методов сделать уже сложно.

В рамках данной программы формируются навыки организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьников с использованием информационных технологий.

Цели проектно-исследовательской деятельности:

  • развитие и обучение школьников;
  • расширение кругозора учащихся;
  • формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

В процессе работы мной реализуются следующие задачи исследовательской работы учащихся:

  • расширение кругозора в области общественных наук;
  • формирование навыков самостоятельной работы, ораторства, ведения полемики;
  • развитие познавательного интереса, любознательности;
  • знакомство с методами и приемами научного исследования;
  • осознание школьниками своей значимости, своей принадлежности к науке.

В целях реализации программы используются словесные, наглядные, практические методы преподавания в едином комплексе.


Учебно-тематический план.

Название темы            

Всего часов

В том числе

теория

практика

I.

Теоретическая часть

26

12

14

1.

Введение. Знакомство с проектной и исследовательской деятельностью.

2

2

-

2.

Проектная деятельность. Общее знакомство с типами проектов.

2

2

-

3.

Знакомство с этапами проектной деятельности.

4

2

2

4.

Знакомство с методами исследований. Основы работы с Интернет.

8

2

6

5.

Знакомство с требованиями, предъявляемыми к результатам проектов

4

2

2

6.

Знакомства с критериями оценивания проектов

4

2

2

7.

Итоговое занятие по теме «Теория работы над проектом»

2

-

2

II.

Работа над информационным проектом.

48

15

33

8

I этап работы – подготовительный.

6

2

4

9.

II этап работы над проектом - планирование.

Определение темы проекта. Формирование групп.

6

2

4

10.

III этап работы над проектом – поисковый.

12

4

8

11.

IV этап работы над проектом – обобщающий.

14

4

10

12.

V этап работы – представление и защита проекта.

6

2

4

13.

VI этап работы – аналитический.

4

-

4

III.

Работа над исследовательским проектом.

60

12

48

14.

I этап работы – подготовительный.

8

2

6

15.

II этап работы над проектом - планирование.

Определение темы проекта. Формирование групп.

10

2

8

16.

III этап работы над проектом – поисковый.

16

2

14

17.

IV этап работы над проектом – обобщающий.

20

4

16

18.

V этап работы – представление и защита проекта.

6

2

4

IV.

Итоговое занятие

2

-

2


Содержание дополнительной образовательной программы

Программа включает в себя 3 раздела.

Первый раздел – теоретическая часть.

Цель занятий – знакомство учащихся с основами проектной и исследовательской деятельности (типами проектов, этапами проектной деятельности, методами проведения исследований, критериями оценивания проектов).

Теоретическая часть: Знакомство  с работой кружка. Определение целей проектной деятельности, знакомство с типами проектов; определение способов сбора, переработки информации, работа с каталогами библиотек, Интернет-ресурсами.

Практическое занятие: работа с каталогами библиотек. Работа с Интернет-ресурсами.

Предусмотрено проведение экскурсий в городские библиотреки.

Итоговое занятие по теме «Теория работы над проектом».

Второй раздел - работа над информационным проектом.

Цели занятий:

  • развитие и обучение школьников;
  • расширение кругозора учащихся;
  • формирование навыков работы в команде.

В работе над информационным проектом выделяется 6 этапов.

I этап работы – подготовительный.

Теоретическая часть: выработка мотивации к проектной деятельности. Выработка, вычленение, уточнение формулировки проблемы, личнозначимой для ученика.

Практическая часть: определение спектра проблем, требующих решения. Выбор среди этих проблем наиболее значимой.

II этап работы над проектом - планирование.

Теоретическая часть: определение темы проекта. Определение целей, конкретных задач проектирования. Обсуждение методов реализации проекта и используемых средств.

Практическая часть: сбор учащимися информации, необходимой для начала проектирования. Первоначальное моделирование конечного продукта. Разработка плана работы над проектом. Формирование микрогрупп и распределение заданий между ними. Разработка критериев оценки работы групп и отдельных участников. Распределение обязанностей между группами.

III этап работы над проектом – поисковый.

Практическая часть:  самостоятельная работа в группах по поиску и переработке информации. Обсуждение результатов работы в микрогруппах. Регулярные групповые и индивидуальные консультации учителя. Учитель старается отследить деятельность каждого ученика, стимулирование активности школьников, поддержание интереса к деятельности.

IV этап работы над проектом – обобщающий.

Теоретическая часть: учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Практическая часть: обработка полученной информации. Распределение обязанностей между группами в ходе выполнения проекта. Оформление результатов в соответствии с правилами.

V этап работы – представление и защита проекта.

Теоретическая часть: учитель организует экспертизу, консультирует учащихся по поводу подготовки отчёта о проделанной работе.

Практическая часть: подготовка сопроводительной документации, письменного отчёта о проделанной работе. Учащиеся докладывают о результатах своей работы. Представление проекта на конференции. Защита представленных работ.

VI этап работы – аналитический.

Практическая часть: учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки, а учащиеся оценивают себя и своих товарищей. Анализ этапов проделанной работы, подведение итогов, оценка полученного продукта.

Третий раздел – работа над исследовательским проектом.

Цели занятий:

  • формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
  • расширение кругозора учащихся;
  • формирование навыков работы в команде.

В работе над исследовательским проектом выделяется 6 этапов.

I этап работы – подготовительный.

Теоретическая часть: выработка мотивации к проектной деятельности. Выработка, вычленение, уточнение формулировки проблемы, личнозначимой для ученика.

Практическая часть: определение спектра проблем, требующих решения. Выбор среди этих проблем наиболее значимой, выбор темы проекта (учитель выбирает возможные темы и предлагает их учащимся, а учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме); выделение и выбор творческих тем в проекте (учитель предлагает, а учащиеся выбирают или предлагают новую).

II этап работы над проектом - планирование.

Теоретическая часть: определение целей, конкретных задач проектирования. Обсуждение методов реализации проекта и используемых средств.

Практическая часть: формирование творческих групп; подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка основополагающего вопроса, проблемных вопросов, задание группам, сбор информационных ресурсов; определение форм выражения итогов проектной деятельности (презентация, публикация, веб-сайт).

III этап работы над проектом – поисковый

Теоретическая часть: учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Определение этапов поисковой деятельности. Регулярные групповые и индивидуальные консультации учителя.

Практическая часть:  самостоятельная работа в группах по поиску и переработке информации. Обсуждение результатов работы в группах.

 Учитель старается отследить деятельность каждого ученика, стимулирование активности школьников, поддержание интереса к деятельности.

IV этап работы над проектом – обобщающий.

Теоретическая часть: учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Практическая часть: обработка полученной информации. Распределение обязанностей между группами в ходе выполнения проекта. Оформление результатов в соответствии с правилами.

V этап работы – представление и защита проекта.

Теоретическая часть: учитель организует экспертизу, консультирует учащихся по поводу подготовки отчёта о проделанной работе.

Практическая часть: подготовка сопроводительной документации, письменного отчёта о проделанной работе. Учащиеся докладывают о результатах своей работы. Представление  и защита проекта на конференции.

VI этап работы – аналитический.

Практическая часть: учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки, а учащиеся оценивают себя и своих товарищей. Анализ этапов проделанной работы, подведение итогов, оценка полученного продукта, определение перспектив решения проблемы.

Итоговое занятие – подведение итогов работы, анализ полученных результатов, определение перспектив дальнейшей работы.

Методическое обеспечение

дополнительной  образовательной программы.

Рекомендуемая технология обучения - обучение через сотрудничество (ОЧС), которая будет способствовать развитию творческих способностей учащихся. Привлечение новейших компьютерных технологий повысит уровень обучения.

Для проведения занятий потребуется программно-техническое обеспечение:

  •  компьютер;
  • доступ к Интернету;
  • принтер;
  • сканер.

Тематика информационных проектов:

  • «Олимпийские боги».
  • «Мудрецы Древней Греции».
  • «Столица искусств Эллады».
  • «Мудрецы Древней Греции».

Тематика исследовательских проектов:

  • «Золотой век» Римской империи»
  • «Завоевания Александра Македонского».
  • «Победитель Карфагена».
  • «Враги души и тела».
  • «Человек в семье».

Формы проведения занятий:

  • Лекции. Данная форма проведения занятий применяется преимущественно в первом блоке, при изучении основ проектной и исследовательской деятельности.
  • Практические занятия. Включают в себя работу с каталогами библиотек, Интернет-ресурсами, самостоятельный поиск и обработку учащимися информации при выполнении информационных и исследовательских проектов.
  • Экскурсии в библиотеки.
  • Конференции. Учащиеся представляют и защищают выполненные проекты.

Предусмотрено проведение регулярных индивидуальных и групповых консультаций учителем на всех этапах работы над проектами.

Начало исследовательского цикла:

Завершение исследовательского цикла:

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1. «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.

2. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.

3. Журнал «Исследовательская работа школьников»  http://irsh.redu.ru

4. www.researcher.ru

5. WWW.HUMANITIES.EDU.RU

6. WWW.KEMEI.RU

7. WWW.MEGA.KM.RU



Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема

Число

часов

Тип урока

Вид контроля

По

плану

Факт.

Примечание

I

Потребительская культура

2

1

Что такое потребительская культура.

1

УКИЗ

03.09

2

Потребление: структура и нормы. Поговорим о культуре питания

1

УКИЗ

текущий

10.09

II

Потребитель и закон

5

3

Кто такой потребитель?

1

УИПЗЗ

17.09

4, 5

Разнообразие человеческих потребностей и их классификация.

Пирамида потребностей

2

УИПЗЗ

24.09

01.10

6, 7

Потребность в защите:

Закон «О защите прав потребителя»

2

УЗЗВУ

текущий

08.10

15.10

III

Потребитель – король на рынке

4

УЗЗВУ

8

Что такое рынок?

1

УЗЗВУ

16.10

9, 10

Виды и способы торговли

2

УКИЗ

УОСЗ

22.10

29.10

11

Дешевле только даром

1

УЗЗВУ

текущий

12.11

IV

Куда уходят деньги?

5

УЗЗВУ

12, 13

Разумные расходы – статья доходов

2

УКИЗ

УОСЗ

19.11

26.11

14

Рациональный бюджет школьника

1

УЗЗВУ

03.12

15, 16

Каждый платит налоги

2

УЗЗВУ

текущий

10.12

17.12

V

Информация для потребителя

5

УЗЗВУ

17

Источники информации

1

УКИЗ

24.12

18, 19

Реклама и её виды

2

УКИЗ

14.01

21.01

20, 21

Символы на этикетках,

упаковках, вкладышах

2

УКИЗ

текущий

28.01

04.02

VI

Искусство покупать

5

УКИЗ

22

Качество товаров

1

УКИЗ

УОСЗ

11.02

23

Как покупать продукты питания

1

18.02

24

Как выбирать одежду и обувь

1

УКИЗ

25.02

25

Бытовая техника: всерьёз и надолго

1

УКИЗ

04.03

26

Всегда ли товар можно обменять

1

текущий

11.03

VII

Потребительская культура

 в сфере услуг

3

27

Правила пользования

коммунальными услугами

1

18.03

28, 29

Это должен знать каждый,

отправляясь в дорогу

2

УКИЗ

текущий

01.04

08.04

VIII

Кто защищает права потребителей

3

30

Государственные органы

защиты прав потребителей.

Общественные организации

по защите прав потребителей

1

15.04

31, 32

В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту. Что такое моральный вред и как он возмещается

2

текущий

22.04

29.04

IX

Создание творческого исследовательского проекта

4

33-35

Подготовка и оформление

творческого исследовательского

 проекта

3

06.05

13.05

20.05

36

Защита творческого

исследовательского проекта

1

итоговый

27.05


МБОУ «СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Котовска Тамбовской области

                          Утверждаю

директор школы             Н.В. Аверин

приказ № 198 от 29.08.13 г.

                                                                 

Рассмотрено и рекомендовано

методическим советом школы                                                      

                                                                           (протокол № 1 от 28.08.13 г.)

Календарно-тематическое планирование

 «Азбука потребителя»

(дополнительное образование)

 для 6 класса на 2013-2014 учебный год

(1 час в неделю, всего 36 часов)

Учитель математики:  Терехова Е.А.

Котовск, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...