"Готовность к самооценке учащегося начальной школы"
статья по теме

Бурова Юлия Константиновна

В статье раскрыто понятие "самооценка" , рассмотрены сущностные характеристики понятия "готовность к самооценке", проанализированы психолого - педагогические особенности младшего  школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_samootsenke_mladshego_shkolnika.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Готовность к самооценке учащегося начальной школы»

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы. ФГОС НОО уделяет большое внимание развитию способности младших школьников к организации своей деятельности, в том числе оценочной. Работа по формированию самооценки младших школьников рассматривается как основа достижения личностных результатов образования, что на сегодняшний день является одной из стратегических задач современного образования. Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных и возрастных особенностей. Поэтому вопрос о формировании самооценки в младшем школьном возрасте является актуальным в настоящее время.

В современной системе образования основные структурные компоненты учебной деятельности рассматриваются в рамках личностно-деятельностного подхода в качестве общеучебных действий. Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе. Согласно ФГОС НОО важнейшим образовательным результатом обучения являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимается совокупность обобщенных действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению знаний, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию. В составе УУД особое место занимают учебные действия самоконтроля и самооценки, способствующие организации и становлению обучающегося в роли субъекта учебной деятельности.

Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. (Рубинштейн С.Л., Захарова, А.В., Чеснокова И.И., Леонтьев А.Н., Цукерман Г.А. и др). Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса. Если раньше основной целью обучения было формирование предметных знаний, умений и навыков, то новые стандарты в основу ставят результаты: личностные, предметные и метапредметные, именно поэтому актуальным является построение системы готовности к самооценке учащегося начальной школы.

1. Теоретические основы готовности к самооценке младшего школьника

Известно, что фундаментом развития личности, способной найти свое место в мире, является адекватная самооценка. Особое значение для процесса формирования самооценки имеет период младшего школьного возраста. Именно на этом возрастном этапе появляются психические новообразования, расширяются виды деятельности и социальные контакты, которые создают условия для того, чтобы в дальнейшем самооценка стала адекватной.

Рассмотрим понятие «самооценка» с точки зрения философии, психологии и педагогики.

В философии понятие «самооценка» рассматривается в сравнении с понятиями «самосознание» и «самоотношение», она раскрывает общую направленность отношения человека к самому себе. Самооценка является конкретным выражением самоотношения, которое, в свою очередь, выступает элементом самосознания. 

В психологии понятие «самооценка» трактуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».

Как рассматривается данный термин в педагогике? В педагогическом энциклопедическом словаре самооценка определена как «элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств, поступков и деятельности; важный регулятор поведения»

Однако в «Кратком терминологическом словаре» понятие «самооценка» рассматривается, как оценка человеком, не только своих достоинств, но и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Проведенный теоретический анализ сущностных характеристик понятия «самооценка» позволил  придерживаться следующего определения:  

 «самооценка» - это умение оценивать себя, свои достижения и недостатки, осознание своих нравственных качеств, формирование потребности соответствовать уровню требования окружающих.  

Теперь обратимся к рассмотрению сущностных характеристик понятия «готовность к самооценке.»

Готовность является предпосылкой успешной деятельности. Она характеризует психологическое соответствие субъекта определенным требованиям, это первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности.

Под «готовностью к самооценке» мы будем понимать совокупность знаний, практических умений, наличие мотивационной составляющей, направленных на осуществление успешной деятельности самооценивания в учебном процессе.

Готовность учащегося к самооценке, включает в себя ряд характеристик, которые можно представить тремя компонентами:

 Мотивационный - складывается из наличия у учащегося потребности в самооценке и интереса к ней. Предполагает наличие самоинтереса, а также осознание себя как ценности, а также осознание своих нравственных качеств.

Когнитивный - обеспечивается наличием у учащихся понятия о самоконтроле, самооценке - ее сущности, специфике, видах и путях осуществления, возможностях ее формирования и совершенствования. Наличие понятий самоопределении.

Практический -  обеспечивается развитием у ученика необходимых умений и навыков необходимых для осуществления самооценки (навыки целеполагания и самоконтроля, о рефлексии, сравнивать полученные результаты с учебными результатами товарищей).

Иными словами, готовность к самооценке можно выстроить формулой – «Хочу, Знаю, Умею»

Осуществление самооценки в учебном процессе не происходит автоматически, а является результатом готовности к осуществлению такой деятельности.

2. Психолого-педагогические особенности современного младшего школьника.

Младший школьный возраст - именно в этот период есть возможность заложить основу для формирования адекватной самооценки, это позволит ребенку правильно оценивать себя в разных ситуациях, реально оценивать свои возможности, ставить перед собой цели, задачи и решать их.  В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

В качестве важного новообразования в период младшего школьного возраста  многие учёные рассматривают рефлексивность (М. Э. Боцманова, В. В. Давыдов, А. З. Зак, А. В. Захарова, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.). «Рефлексия определяется, как умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность. Под её влиянием происходит интеллектуализация произвольности психических процессов: умения анализировать и контролировать свои действия, осмысливать свои потребности в системе принятых ценностей, прогнозировать возможные последствия совершаемых действий и поступков» (Цукерман, Г. А.)

Младший школьный возраст - это возрастной период детства, который совпадает у ребенка с обучением в начальной школе. В разных странах хронологические границы периода младшего школьного возраста разные. У отечественных ученых нет единого подхода к установлению хронологических границ этого возраста. В соответствии с официально принятыми сроками обучения в Российской Федерации, период между 6,5 и 10,5 годами, в настоящее время, считается младшим школьным возрастом, но исследователями отмечена подвижность возрастных границ, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

С поступлением ребенка в школу, как подчеркивал Д.Б. Эльконин, «происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью». Новая полоса начинается в жизни ребенка с поступлением в школу, учебная деятельность становится ведущей формой, ребенок привыкает к другому режиму, к новым требованиям, результаты этой деятельности оцениваются баллами.

До поступления в школу, выполняются почти все требования и желания ребёнка. Но, сейчас, когда он стал учеником, приходится самостоятельно преодолевать трудности и препятствия для достижения цели. В связи с нехваткой опыта часто наблюдается недостаточность воли, что является возрастной особенностью младшего школьника, появляется разочарование, капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против требований, предъявляемые школой.

Именно в этот период жизни учащемуся начальной школы необходимо научиться ставить цели, контролировать свое поведение, управлять собой.  Для этого необходимы знания о себе, своих возможностях, качествах и своём месте среди других людей. Продолжает формироваться оценка самого себя, т.е. самооценка.

        Уровень самооценки зависит от оценки учителя и от успеха в учебной деятельности. Отношение к допущенным ошибкам, своим успехам, неудачам, недостаткам не только в учении, но и в поведении - важнейший показатель самооценки личности.

Выделяют различные виды самооценки. Самооценка может быть устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, а неадекватная в свою очередь делится на: завышенную и заниженную.

Устойчивость самооценки зависит от успеха или неудачи в деятельности и от окружающих людей. Устойчивая самооценки не меняется у человека в зависимости от ситуации, а неустойчивая повержена влиянию мнения окружающих людей.

Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной.

        Рассмотрим ее особенности применительно к возрасту.

        При адекватной самооценке младший школьник правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Но самооценка может быть и неадекватной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

        При неадекватной завышенной самооценке у младшего школьника возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается. Младший школьник с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это - следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения.         Для детей с завышенной самооценкой часто характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита - это нападение. Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные возможности. Ребенок с неадекватно высокой самооценкой часто идет на конфликт, например, в случаях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд, несовпадение ожидаемой и реальной оценки выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.

        При неадекватной заниженной самооценке младший школьник оценивает себя ниже реальных возможностей. Обычно это приводит к неуверенности в себе, невозможности реализовать свои способности. Такие дети не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, чрезмерно критичны. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других.  Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих. Такая самооценка может развиваться у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, из-за насмешек сверстников, чрезмерной критики со стороны взрослых. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе, склонность часто обижаться. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

        Таким образом, виды самооценки определяют особенности поведения

младшего школьника и его общения с другими людьми.

Большое значение в становлении самооценки младшего школьника, по мнению М. Феннел, имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Семья, в первую очередь, может помочь ребёнку преодолеть возникшие трудности. Самооценка в детстве – это в первую очередь присвоенная ребёнку оценка родителей. Позже самооценка начинает дифференцироваться, немаловажное значение имеет стиль воспитания, принятый в семье.

        Кроме семьи, большое влияние на формирование самооценки младшего

школьника оказывает учитель. Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, её возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных. Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребёнка к самому себе, то есть его самооценку.

        Необходимость сформировать у детей младшего школьного возраста контроль и самооценку не вызывает никаких сомнений. Необходимо довести до сознания младшего школьника то, что, повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет.  Необходимо приучать ребёнка всё время, и в процессе работы, и по её окончании, сравнивать свою работу с каким-то образцом. В качестве образца для сравнения может выступать не только то, что демонстрировал учитель в классе, но и ответы лучших учеников.

        Таким образом, задача, которая встаёт перед педагогом – это помочь ребёнку c первых дней обучения понять, что такое контроль, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия.  

Заключение

Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении учащегося, в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации. Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению учиться –умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности.

Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребёнка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым её промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки. Важно также помочь ребёнку проявить себя –осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей.

        Итак, в младшем школьном возрасте самооценка может быть неустойчивой. Она может формироваться в учебной деятельности, в общении с учителями, сверстниками, родителями. Важно, чтобы ребенок постепенно научился анализировать свои поступки, выполнение поручений взрослого, учебные задачи, поставленные перед ним – это станет основой для будущей самостоятельной деятельности. К завершению младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.
  2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим –      Бад. – Москва: Дрофа, 2002. –    297 c. [с 253].
  3. Большой психологический словарь [Текст] / под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. –     Москва: Прайм–Еврознак, 2003. – 672 с.
  4. Бучило, Н.Ф. Философия [Текст] / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – Москва:  Проспект, 2008. – 467 с.
  5. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
  6. Кумарина Г. Ф., Вайнер М. Э., Вьюнкова Ю. Н. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов педагогических учреждений. /Под ред. Г. Ф. Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия»,2003. — 320 с.
  7. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Методическое пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 254 с
  8. Михайлов О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: дисс. канд. психол. наук. М., 2007. 166с
  9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2010.
  10. Практикум по возрастной психологии./Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: «Речь», 2001. – 549 с.
  11. Ралькова Е.А Формирование у учащихся готовности к самооценке учебных достижений в условиях стандартизации российского образования [Текст] : дис. канд. пед. наук: Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Ралькова Е.А.- Калуга 2011. 184 с.
  12. Селевко Г. С., Н. К. Тихомирова. Сделай себя сам. Серия «Самосовершенствование личности». – М.: Народное образование, 2001–176 с
  13. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины. Краткий   терминологический словарь.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)[электронный ресурс]–режимдоступа:  http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922
  15. Цукерман, Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема [Текст] / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2001. – № 5. – С. 27-34
  16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. – С. 255.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи учащихся начальной школы на логопедических занятиях.

Использование методики развития связного высказывания Марии Монтессори на логопедических занятиях....

«Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы."

работа прочитана на педагогических чтениях " Теория и практика деятельностного подхода в образовании"...

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1

Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....

Взаимодополняющая работа педагога-психолога и учителя начальных классов на этапах формирования УУД у учащихся начальной школы

Психологическая поддержка педагога.Метапредметные  результатыЗадача современного образования развивающая и коррекционная деятельностьОпределение понятия «универсальные учебные  действия...

Занятия с учащимися начальной школы по теме "Правила поведения в школе"

Презентация к занятиям в начальной школе по формированию правил поведения учащихся в школе...

Авторская разработка Игра –викторина для учащихся начальной школы по правилам дорожного движения «Школа весёлого Светофоркина»

Материал: дорожные знаки, разрезанные картинки светофора, сигналы светофора(кружки), картинки видов транспорта.  Цели:    1. Закрепление теоретических знаний учащихся по ...