Смысловое чтение
рабочая программа (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 3
«СОГЛАСОВАНА» «УТВЕРЖДЕНА»
_____________________ Приказ №
(зав. кафедрой) «_____»________20___ г.
ПРОТОКОЛ №_____________
От «_____»__________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Основы смыслового чтения» для 7 А, Б , В классов
На 2014 / 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов в неделю - 1 ч
Кафедра гуманитарных наук
Учитель Е.С. Назарова
Составлена в соответствии с программой
- Примерные программы по учебным предметам Литература 5-9 класс М.,«Просвещение»
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 класс М.,«Просвещение» (Стандарты второго поколения)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Учебное пособие: О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен»
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Основы смыслового чтения» для 7 А, Б, В классов составлена на основе программы междисциплинарного курса «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом», примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. М., 2011
Цель курса – формирование и развитие основ читательской компетенции.
«Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности»
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
- работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
- работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
- работа с текстом: оценка информации.
Курс «Основы смыслового чтения» реализует Требования ФГОС ООО и направлен на достижение метапредметных результатов: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Программа курса соотносится с целями и задачами Программы развития МБОУ лицея № 3 на 2011-2015 годы, решает проблемы конкретного образовательного учреждения.
В программе курса используются следующие термины:
Компетенция – способность человека сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения определенных целей[1]
Читательская компетенция - способность человека использовать письменную информацию для собственных целей и в широком диапазоне ситуаций, требующих ее эффективного применения».[2]
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основе занятий курса «Основы смыслового чтения» лежит системно -деятельностный подход, направленный на формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся. В программе выделены следующие содержательные линии: «Текст», «Стили речи», «Работа с текстом», направленные на формирование навыков речевого общения, обеспечивающие развитие коммуникативной компетенции.
Необходимость данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.
Основная технология – технология создания образовательной ситуации (по А.В.Хуторскому).
Цель используемой технологии – достижение положительной динамики в развитии учебно-предметных и ключевых компетентностей.
Методы обучения – исследовательский, частично-поисковый.
Приемы обучения – активные и интерактивные
Формы обучения – индивидуальная, групповая ( в т.ч. парная)
Режим занятий – урок 40 минут, внеурочные формы организации учебных занятий – игра, виртуальная экскурсия, презентация, конференция
Типы уроков (по А.В.Хуторскому):
1. Уроки когнитивного типа: урок–наблюдение; урок-эксперимент; урок исследования объекта или понятия, поисковый урок, урок постановки проблемы и ее решения; урок конструирования понятия (способа, правила); межпредметный урок и др ( УКТ)
2.Уроки оргдеятельностного типа: урок целеполагания; урок с групповой работой; урок-консультация; урок-зачет; урок самооценки; урок-рефлексия и др. (УОТ)
3. Уроки коммуникативного типа: урок-выставка; урок–аукцион; урок-соревнование; урок-КВН; урок взаимоконтроля и др (УКомТ).
4. Уроки креативного типа: урок составления и решения задания; урок моделирования; урок-путешествие (реальное, виртуальное); урок-наоборот (ученик в роли учителя); урок-олимпиада; урок творческого обобщения; урок-открытий; урок защиты творческих работ; ролевая игра и др. (УКрТ)
- ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч/ 3 часа в неделю, в 6 классе — 105 ч/ 3 часа в неделю, в 7 классе — 70 ч/ 2 часа в неделю, в 8 классе — 70 ч/ 2 часа в неделю, в 9 классе — 105 ч/ 3 часа в неделю. Для 7-х классов в учебном плане предусмотрена реализация курса «Основы смыслового чтения» - 35 ч./1 час в неделю
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностный результат УУД
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
(понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации)
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания")
(достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
(осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию)
Метапредметный результат УУД
Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)
1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
6. Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные
- работа с информацией
- работа с учебными моделями
- использование знако-символических средств, общих схем решения
- выполнение логических операций:
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
Коммуникативные
- речевая деятельность (применение приобретенных УУД в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
- навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
- владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)
Предметные результаты
- освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация)
- знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения)
- уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения
- знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным
- знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний
- умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей
- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров( художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий4 деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.)
Методика отслеживания (Инструментарий) - сочинение, мини-размышления, уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:
- с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- определением основной и второстепенной информации;
- формулированием проблемы и главной идеи текста.
Цель смыслового чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлечѐнную информацию
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?
«Стратегии смыслового чтения» - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Содержание курса «Основы смыслового чтения» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками осмысленного чтения в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.[3] В программе выделены следующие содержательные линии: «Текст», «Стили речи», «Работа с текстом», направленные на формирование навыков речевого общения, обеспечивающие развитие коммуникативной компетенции.
№№ уроков | Темы уроков | Виды деятельности учащихся |
1-10 | Понятие о тексте. Признаки текста Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. | Анализировать текст: определять тему, основную мысль, способы и средства связи предложений. Повторить и обобщить высказывание о типах и стилях речи. Расширить круг сведений о языковых и речевых средствах, характерных для художественной и деловой, научной и разговорной речи. Познакомиться с особенностями разных стилей, спецификой их тематики, отбора языкового материала. По опознавательным признакам определять текст, его тему, основную мысль, стиль. Пересказывать текст. Определять текст, его тему (широкую и узкую), рубрики. |
11-20 | Речь. Стили речи. Типы речи. | Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; |
Выполнять стилистический разбор текста по предложенному плану. Создавать монологические устные высказывания о впечатлениях. Уметь составлять простой и сложный план, учиться писать изложение, близкое к тексту. | ||
21-33 | Виды переработки текста. Сокращение текста. План. Выписки. | Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; Интерпретировать текст Оценивать текст с точки зрения соответствия коммуникативным требованиям. Редактировать написанное, соблюдать нормы русского языка, классифицировать ошибки. |
9, 18, 25, 34, 35 | Контрольные работы Проверочные работы Зачетные работы | Анализ ошибок. Классифицировать ошибки, работать над ними. Уметь обобщать, систематизировать, сопоставлять ошибки, допущенные в контрольных работах |
- ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для учителя:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)
- О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен»
- Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. Полистовое разъемное пособие для учащихся 5-9 классов, М., «Грамотей»
- Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей»
- Нижегородцева Н. В., Волкова Т. В., 2012. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности/ Ярославский педагогический вестник – 2012 – N 2 – Том II (Психолого-педагогическиенауки)
Для учащихся:
- А.Б. Малюшкин Комплексный анализ текста. 7 класс. Москва «Сфера»
- О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен»
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Метапредметные умения базового и повышенного уровня
Аспекты читательской компетенции | Метапредметные умения базового уровня | Метапредметные умения повышенного уровня |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | 1.ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл 2.находить в тексте требуемую информацию 3.решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста | анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | 1.структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; 2.преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; 3.интерпретировать текст | выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). |
Работа с текстом: оценка информации | 1.откликаться на содержание текста 2.откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; 3.на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации 3.в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; 4.использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). | 1.критически относиться к рекламной информации; 2. находить способы проверки противоречивой информации; 3. определять достоверную информацию в случае наличия противоречии-вой или конфликтной ситуации. |
Критерии оценки письменных работ и устных ответов курса «Основы смыслового чтения»
Единая шкала оценивания развернутых письменных заданий открытого типа
отметка | Содержание и полнота выполнения тестового задания | Организация текста | Речевое оформление | Орфография и пунктуация |
5 | Учащийся полностью справился с заданием, успешно извлек информацию, систематизировал искомую и обработал в соответствии с заданием. | Учащийся исчерпывающе изложил результаты обработки искомой информации, точно выбрал его формат, в случае необходимости правильно использовал средства передачи логической связи между отдельными частями текст а, грамотно разделил текст на абзацы. | Учащийся продемонстрировал знание соответствующего заданию запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм русского языка Учащийся допустил небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимания | Учащийся не допустил почти что ни одной орфографической или пунктуационной ошибки. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста |
4 | Учащийся справился с заданием, хотя имеются отдельные незначительные неточности в передаче искомой информации, ее систематизации и обработке. | Учащийся в основном логично изложил результаты обработки искомой информации, допустив отдельные неточности при делении текста на абзацы, использовании средств логической связи и выборе формата текста | Учащийся использовал достаточный объем лексики, в целом эффективно и правильно с учетом норм русского языка Учащийся допустил ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста | Учащийся допустил несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимания текста |
3 | Задание выполнено не полностью, имеются недостатки в передаче искомой информации, ее систематизации и обработке. | Учащийся не всегда логично излагает результаты обработки искомой информации. Много ошибок в формате текста Деление текста на абзацы непоследовательно или вообще отсутствует, имеются ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. | Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы русского языка В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста | Учащийся допустил многочисленные ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из которых могут привести к непониманию текста |
2 | Задание не выполнено, ответ не содержит описания результатов деятельности по передаче искомой информации, ее систематизации и обработке. | Отсутствует логика в изложении результатов обработки искомой информации. Формат текста не соблюдается. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. | Учащийся не смог использовать свой лексический запас для выполнения задания Грамматические правила не соблюдаются | Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются |
Единая шкала критериев оценки устных ответов учащихся
отметка | Содержание | Взаимодействие с собеседником | Речевое оформление | Интонационный рисунок/ произношение |
5 | Задание выполнено полностью: цель общения успешно достигнута высказывания связные и логичные; тема раскрыта в полном объеме | Демонстрирует способность начинать и активно поддерживать беседу, соблюдая очередность в обмене репликами; задавать и отвечать на поставленные вопросы, быстро реагировать и проявлять инициативу при смене темы беседы, восстанавливать беседу в случае сбоя | Речевое оформление соответствует поставленной задаче. Допускает незначительное количество ошибок, которые не мешают пониманию | Речь понятна: соблюдает правильный ритм и интонационный рисунок. |
4 | Задание выполнено: цель общения достигнута, высказывания в основном логичные и связные, однако; тема раскрыта не в полном объеме | В большинстве случаев демонстрирует способность начинать, при необходимости, и поддерживать беседу, реагировать и проявлять определенную инициативу при смене темы. В некоторых случаях наблюдаются паузы. Сигнализирует о наличии проблемы в понимании собеседника | Речевое оформление в основном соответствует поставленной задаче, однако наблюдаются некоторые затруднения при подборе слов и отдельные неточности при беседе на более абстрактные темы. Допускает ошибки, которые не препятствуют пониманию | В основном речь понятна: ритм и интонационный рисунок иногда нарушаются |
3 | Задание выполнено частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта недостаточно | Не стремится начинать и поддерживать беседу, передает наиболее общие идеи в ограниченном контексте, в значительной степени зависит от помощи со стороны собеседника. | Имеет ограниченный словарный запас, делает многочисленные ошибки или единичные ошибки, затрудняющие понимание. | В отдельных случаях понимание речи может быть затруднено из-за неправильного ритма или интонационного рисунка; требуется напряженное внимание со стороны слушающего |
2 | Задание не выполнено, цель общения не достигнута | Не может поддерживать беседу | В целом не соответствует поставленной задаче. | Речь почти не воспринимается на слух |
9. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Курс ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ 7 А, Б, В классы
№ урока | Дата, класс | Тема урока | Элементы содержания урока | Тип урока | Практическая часть Программы\ | Текущий и промежуточный контроль | Предметные/Универсальные учебные действия | Материалы к уроку |
Раздел 1. Текст. | ||||||||
1 | Вводный инструктаж. Что такое текст. | Определение текста | Форм-ие УУД | Формирование понятия о тексте, признаках, элементах текста | 1. А.Б. Малюшкин Комплексный анализ текста. 7 класс. Москва «Сфера» 2. О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен» | |||
2 | Понятие о тексте. Признаки текста | Ориентирование в содержании текста | Форм-ие УУД | Работа с текстом | Формирование понятия о тексте, признаках, элементах текста | Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей» | ||
3 | Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. | Определение видов связей в тексте | Форм-ие УУД | Работа с текстом | Формирование понятия о видах связи предложений в тексте | 1. А.Б. Малюшкин Комплексный анализ текста. 7 класс. Москва «Сфера» 2. О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен» | ||
4 | Тема теста. Микротема. Абзац. | Определение микротем в тексте | Форм-ие УУД | Работа с текстом | Формирование понятия микротемы текста. | Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей» | ||
5 | Основная мысль текста | Определение главной темы, основной мысли теста | Форм-ие УУД | Работа с текстом | Формирование понятия основной мысли текста | 1. А.Б. Малюшкин Комплексный анализ текста. 7 класс. Москва «Сфера» 2. О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен» | ||
6 | План текста. | Определение микротем в тексте, составление плана текста | Форм-ие УУД | Работа с текстом | Формирование навыков составления плана текста | Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей» | ||
7 | План текста. | Определение микротем в тексте, составление плана текста | Сист-ия УУД | Работа с текстом | Формирование навыков составления плана текста | 1. А.Б. Малюшкин Комплексный анализ текста. 7 класс. Москва «Сфера» 2. О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен» | ||
8 | Типы речи. | Определение типа речи текста | Сист-ия УУД | Работа с текстом | Формирование навыков определения типов речи в тексте | Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей» | ||
9 | Комплексный анализ текста. | Лингвистический и стилистический анализ текста | Контроль УУД | Комплексный анализ текста. | Систематизация навыков работы с текстом | Тексты художественного стиля | ||
10 | Типы речи. | Определение типа речи текста | Форм-ие УУД | Работа с текстом | Формирование навыков определения типов речи в тексте | Тексты разных стилей | ||
11 | Языкове средства. | Работа со стихотворным текстом | Сист-ия УУД | Работа с текстом | Формирование навыков работы со стихотворным текстом | Тексты художественного стиля | ||
12 | Языкове средства. | Работа со стихотворным текстом | Сист-ия УУД | Работа с текстом | Формирование навыков работы со стихотворным текстом | Тексты художественного стиля | ||
Раздел 2. Стили речи. | ||||||||
13 | Стили речи. Классификация стилей. | Определение стиля текста по основным признакам | Форм-ие УУД | Работа с текстом | Формирование навыков работы с текстами разных стилей | Тексты разных стилей | ||
14 | Стили речи. Художественный стиль. | Определение стиля текста по основным признакам | Форм-ие УУД | Работа с текстом | Формирование навыков работы с текстами разных стилей | Тексты разных стилей | ||
15 | Стили речи. Разговорный стиль. | Определение стиля текста по основным признакам | Форм-ие УУД | Работа с текстом | Формирование навыков работы с текстами разных стилей | Тексты разных стилей | ||
16 | Стили речи. Научный стиль. | Определение стиля текста по основным признакам | Форм-ие УУД | Работа с текстом | Формирование навыков работы с текстами разных стилей | Тексты разных стилей | ||
17 | Стили речи. Официально-деловой стиль. | Определение стиля текста по основным признакам | Форм-ие УУД | Работа с текстом | Формирование навыков работы с текстами разных стилей | Тексты разных стилей | ||
18 | Комплексный анализ текста | Лингвистический и стилистический анализ текста | Комплексный анализ текста. | Систематизация навыков работы с текстом | Тексты разных стилей | |||
19 | Стили речи. Публицистический стиль. | Определение стиля текста по основным признакам | Форм-ие УУД | Работа с текстом | Формирование навыков работы с текстами разных стилей | Тексты разных стилей | ||
20 | Стили речи. Практикум. | Определение стиля текста по основным признакам | Работа с текстом | Формирование навыков работы с текстами разных стилей | Тексты разных стилей | |||
Раздел 3. Работа с текстом. | ||||||||
21 | Виды переработки текста. Сокращение текста. План. Выписки. | Определение микротем в тексте, составление плана текста | Форм-ие УУД | Работа с текстом | Формирование навыков преобразования текста | 1. А.Б. Малюшкин Комплексный анализ текста. 7 класс. Москва «Сфера» 2. О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен» | ||
22 | Виды переработки текста. Сокращение текста. План. Выписки. | Определение микротем в тексте, составление плана текста | Сист-ия УУД | Работа с текстом | Формирование навыков преобразования текста | Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей» | ||
23 | Текст. Оценка прочитанного. | Интерпретация текста | Форм-ие УУД | Работа с текстом | Построение оценочных суждений на основе прочитанного | Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. Полистовое разъемное пособие для учащихся 5-9 классов, М., «Грамотей» | ||
24 | Текст. Оценка прочитанного. | Интерпретация текста | Сист-ия УУД | Работа с текстом | Построение оценочных суждений на основе прочитанного | Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей» | ||
25 | Комплексный анализ текста | Лингвистический и стилистический анализ текста | Контроль УУД | Комплексный анализ текста. | Систематизация навыков работы с текстом | Тексты разных стилей | ||
26 | Работа с текстом художественного стиля. | Лингвистический и стилистический анализ текста | Сист-ия УУД | Работа с текстом | Систематизация навыков работы с текстом | Тексты разных стилей | ||
27 | Работа с текстом разговорного стиля. | Лингвистический и стилистический анализ текста | Сист-ия УУД | Работа с текстом | Систематизация навыков работы с текстом | Тексты разных стилей | ||
28 | Работа с текстом официально-делового стиля. | Лингвистический и стилистический анализ текста | Сист-ия УУД | Работа с текстом | Систематизация навыков работы с текстом | Тексты разных стилей | ||
29 | Работа с текстом научного стиля. | Лингвистический и стилистический анализ текста | Сист-ия УУД | Работа с текстом | Систематизация навыков работы с текстом | Тексты разных стилей | ||
30 | Работа с текстом публицистического стиля. | Лингвистический и стилистический анализ текста | Сист-ия УУД | Работа с текстом | Систематизация навыков работы с текстом | Тексты разных стилей | ||
31 | Чтение и анализ текста. | Лингвистический и стилистический анализ текста | Сист-ия УУД | Работа с текстом | Систематизация навыков работы с текстом | Тексты разных стилей | ||
32 | Чтение и анализ текста. | Лингвистический и стилистический анализ текста | Сист-ия УУД | Работа с текстом | Систематизация навыков работы с текстом | Тексты разных стилей | ||
33 | Чтение и анализ текста. | Лингвистический и стилистический анализ текста | Сист-ия УУД | Работа с текстом | Систематизация навыков работы с текстом | |||
34 | Комплексная работа по текстам разных стилей | Лингвистический и стилистический анализ текста | Контроль УУД | Контрольная работа | Систематизация навыков работы с текстом | 1. А.Б. Малюшкин Комплексный анализ текста. 7 класс. Москва «Сфера» | ||
35 | Анализ комплексной работы | Лингвистический и стилистический анализ текста | Сист-ия УУД | Работа с текстом | Систематизация навыков работы с текстом |
[1] И.С. Фишман, А.Г. Голуб «Формирующая оценка образовательных результатов обучающихся», Самара, 2007, АНО Лаборатория модернизации образовательных ресурсов
[2] «Программа международной оценки учащихся» – PISA,2000
[3] См. там же с. 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы смыслового чтения на уроках литературы
Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы Сыновья и дочери живут в Петербурге Барыня - вдова Герасим был са...
Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения
Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...
Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")
Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...
Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста
Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...
Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения
Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...