Смысловое чтение
рабочая программа (7 класс) на тему

Назарова Елена Сергеевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_osnovy_smyslovogo_chteniya.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 3

                 «СОГЛАСОВАНА»                                                                                                                                                  «УТВЕРЖДЕНА»        

      _____________________                                                                                                                               Приказ №    

         (зав. кафедрой)                                                                                                                                        «_____»________20___ г.                            

       ПРОТОКОЛ №_____________                                                                                                                    

    От «_____»__________20___ г.                                                                                                                                                                                 

                                     

               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

         

курса «Основы смыслового чтения» для 7 А, Б , В классов

На 2014 / 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество часов в неделю - 1 ч

Кафедра гуманитарных наук

Учитель  Е.С. Назарова

Составлена в соответствии с программой

  1. Примерные программы по учебным предметам Литература  5-9 класс М.,«Просвещение»  
  2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык  5-9 класс М.,«Просвещение»  (Стандарты второго поколения)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Учебное пособие: О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Основы  смыслового чтения» для 7 А, Б, В классов составлена на основе программы междисциплинарного курса «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом», примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. М., 2011

 Цель курса –  формирование и развитие основ читательской компетенции.

 «Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности»

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

- работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

- работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;

- работа с текстом: оценка информации.

Курс «Основы смыслового чтения» реализует Требования ФГОС ООО  и направлен на  достижение метапредметных результатов: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Программа курса соотносится с целями и задачами Программы развития МБОУ лицея № 3 на 2011-2015 годы, решает  проблемы конкретного образовательного учреждения.

В программе курса   используются следующие термины:

Компетенция – способность человека сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения определенных целей[1]

Читательская компетенция - способность человека использовать письменную информацию для собственных целей и в широком диапазоне ситуаций, требующих ее эффективного применения».[2] 

2.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         В основе занятий курса «Основы смыслового чтения» лежит  системно -деятельностный подход, направленный на  формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся. В программе выделены следующие содержательные линии:  «Текст», «Стили речи», «Работа с текстом»,  направленные на формирование навыков речевого общения, обеспечивающие развитие коммуникативной компетенции.

Необходимость данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным  к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.

Основная технология – технология создания образовательной ситуации (по А.В.Хуторскому).

Цель используемой технологии – достижение положительной динамики в развитии учебно-предметных и ключевых компетентностей.

Методы обучения – исследовательский, частично-поисковый.

Приемы обучения – активные и интерактивные

Формы обучения – индивидуальная, групповая ( в т.ч. парная)

Режим занятий – урок  40 минут, внеурочные формы организации учебных занятий – игра, виртуальная экскурсия, презентация, конференция

Типы уроков (по А.В.Хуторскому):

1. Уроки когнитивного типа: урок–наблюдение; урок-эксперимент; урок исследования объекта или понятия, поисковый урок, урок постановки проблемы и ее решения; урок конструирования понятия (способа, правила); межпредметный урок и др ( УКТ)

2.Уроки оргдеятельностного типа: урок целеполагания; урок с групповой работой; урок-консультация; урок-зачет; урок самооценки; урок-рефлексия и др. (УОТ)

3. Уроки коммуникативного типа: урок-выставка; урок–аукцион; урок-соревнование; урок-КВН; урок взаимоконтроля и др (УКомТ).

4. Уроки креативного типа: урок составления и решения задания; урок моделирования; урок-путешествие (реальное, виртуальное); урок-наоборот (ученик в роли учителя); урок-олимпиада; урок творческого обобщения; урок-открытий; урок защиты творческих работ; ролевая игра и др. (УКрТ)

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе:  в 5 классе — 105 ч/ 3 часа в неделю, в 6 классе — 105 ч/ 3 часа в неделю, в 7 классе — 70 ч/ 2 часа в неделю, в 8 классе — 70 ч/ 2 часа в неделю, в 9 классе — 105 ч/ 3 часа в неделю. Для 7-х классов  в учебном плане предусмотрена реализация курса «Основы смыслового чтения» - 35 ч./1 час в неделю

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностный результат УУД

самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
(понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации)

смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания")
(достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью)

морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
(осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию)

Метапредметный результат УУД

Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

6. Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные

  • работа с информацией
  • работа с учебными моделями
  • использование знако-символических средств, общих схем решения
  • выполнение логических операций:

сравнения,

анализа,

обобщения,

классификации,

установления аналогий

подведения под понятие                                                                                    

Коммуникативные

  • речевая деятельность (применение приобретенных УУД в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
  • навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)
  • владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)

Предметные результаты

- освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация)

- знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения)

- уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения

- знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным

- знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний

- умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей

- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров( художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий4 деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.)

Методика отслеживания (Инструментарий) - сочинение, мини-размышления, уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА    

          Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных            учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)  выделены действия смыслового чтения, связанные:

  • с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • определением основной и второстепенной информации;
  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

 Цель  смыслового чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлечѐнную информацию

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?

  «Стратегии смыслового чтения»   -  различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
    Стратегия  смыслового  чтения  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Содержание курса «Основы смыслового чтения» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками осмысленного чтения в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

           Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

           Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.[3]  В программе выделены следующие содержательные линии:  «Текст», «Стили речи», «Работа с текстом»,  направленные на формирование навыков речевого общения, обеспечивающие развитие коммуникативной компетенции.

         

 

№№ уроков

Темы уроков

Виды деятельности учащихся

1-10

Понятие о тексте. Признаки текста

Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

Анализировать текст: определять тему, основную мысль, способы и средства связи предложений. Повторить и обобщить высказывание о типах и стилях речи. Расширить круг сведений о языковых и речевых средствах, характерных для художественной и  деловой, научной и разговорной речи. Познакомиться с особенностями разных  стилей, спецификой их тематики, отбора языкового материала.

По опознавательным признакам определять текст, его тему, основную мысль, стиль.

Пересказывать текст. Определять текст, его тему (широкую и узкую), рубрики.

11-20

Речь. Стили речи. Типы речи.

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Выполнять стилистический разбор текста по предложенному плану.

Создавать монологические устные высказывания о впечатлениях.

Уметь составлять простой и сложный план, учиться писать изложение, близкое к тексту.

21-33

Виды переработки текста. Сокращение текста. План. Выписки.

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

Интерпретировать текст

Оценивать текст с точки зрения соответствия коммуникативным требованиям.

Редактировать написанное, соблюдать нормы русского

языка, классифицировать ошибки.

9, 18, 25, 34, 35

Контрольные работы Проверочные работы

Зачетные работы

Анализ ошибок.   Классифицировать ошибки, работать над

ними.  Уметь обобщать, систематизировать, сопоставлять ошибки, допущенные в контрольных работах

                                                               

  1. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897)
  2. О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен»
  3. Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. Полистовое разъемное пособие для учащихся 5-9 классов, М., «Грамотей»
  4. Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей»
  5. Нижегородцева Н. В., Волкова Т. В., 2012.  Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности/ Ярославский педагогический вестник  – 2012 – N 2 – Том II (Психолого-педагогическиенауки)

Для учащихся:

  1. А.Б. Малюшкин  Комплексный анализ текста. 7 класс. Москва «Сфера»
  2. О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен»

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Метапредметные умения базового и повышенного уровня

Аспекты читательской компетенции

Метапредметные умения базового уровня

Метапредметные умения повышенного уровня

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

1.ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл

2.находить в тексте требуемую информацию

3.решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

1.структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

2.преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

3.интерпретировать текст

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

1.откликаться на содержание текста

2.откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

3.на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации

3.в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

4.использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

1.критически относиться к рекламной информации;

2. находить способы проверки противоречивой информации;

3. определять достоверную информацию в случае наличия противоречии-вой или конфликтной ситуации.

  Критерии оценки письменных работ и устных ответов курса «Основы смыслового чтения»

Единая шкала оценивания развернутых письменных заданий открытого типа

отметка

Содержание и полнота выполнения тестового задания

Организация текста

Речевое оформление

Орфография и пунктуация

5

Учащийся полностью справился с заданием, успешно извлек информацию, систематизировал искомую и обработал в соответствии с заданием.

Учащийся исчерпывающе изложил результаты обработки искомой информации, точно выбрал его формат, в случае необходимости правильно использовал средства передачи логической связи между отдельными частями текст а, грамотно разделил текст на абзацы.

Учащийся продемонстрировал знание соответствующего заданию запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм русского языка

Учащийся допустил небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимания

Учащийся  не допустил  почти что ни одной орфографической или пунктуационной ошибки. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста

4

Учащийся справился с заданием, хотя имеются отдельные незначительные неточности в передаче искомой информации, ее систематизации и обработке.

Учащийся в основном логично изложил результаты обработки искомой информации, допустив отдельные неточности при делении текста на абзацы, использовании средств логической связи и выборе формата текста

Учащийся использовал достаточный объем лексики, в целом эффективно и правильно с учетом норм русского языка

Учащийся допустил ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста

Учащийся допустил несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимания текста

3

Задание выполнено не полностью, имеются недостатки в передаче искомой информации, ее систематизации и обработке.

Учащийся не всегда логично излагает результаты обработки искомой информации. Много ошибок в формате текста Деление текста на абзацы непоследовательно или вообще отсутствует, имеются ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста.

Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы русского языка

В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста

Учащийся допустил многочисленные ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из которых могут привести к непониманию текста

2

Задание не выполнено, ответ не содержит описания результатов деятельности по передаче искомой информации, ее систематизации и обработке.

Отсутствует логика в изложении результатов обработки искомой информации. Формат текста не соблюдается. Не используются средства передачи логической связи между частями текста.

Учащийся не смог использовать свой лексический запас для выполнения задания

Грамматические правила не соблюдаются

Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются

Единая шкала критериев оценки устных ответов учащихся

отметка

Содержание

Взаимодействие с собеседником

Речевое оформление

Интонационный рисунок/ произношение

5

Задание выполнено полностью: цель общения успешно достигнута высказывания связные и логичные; тема раскрыта в полном объеме

Демонстрирует способность начинать и активно поддерживать беседу, соблюдая очередность в обмене репликами; задавать и отвечать на поставленные вопросы, быстро реагировать и проявлять инициативу при смене темы беседы, восстанавливать беседу в случае сбоя

Речевое оформление соответствует поставленной задаче. Допускает незначительное количество ошибок, которые не мешают пониманию

Речь понятна: соблюдает правильный ритм и интонационный рисунок.

4

Задание выполнено: цель общения достигнута, высказывания в основном логичные и связные, однако; тема раскрыта не в полном объеме

В большинстве случаев демонстрирует способность начинать, при необходимости, и поддерживать беседу, реагировать и проявлять определенную инициативу при смене темы. В некоторых случаях наблюдаются паузы. Сигнализирует о наличии проблемы в понимании собеседника

Речевое оформление в основном соответствует поставленной задаче, однако

наблюдаются некоторые затруднения при подборе слов и отдельные неточности при беседе на более абстрактные темы. Допускает ошибки, которые не препятствуют пониманию

В основном речь понятна: ритм и интонационный рисунок иногда нарушаются

3

Задание выполнено частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта недостаточно

Не стремится начинать и поддерживать беседу, передает наиболее общие идеи в ограниченном контексте, в значительной степени зависит от помощи со стороны собеседника.

Имеет ограниченный словарный запас, делает многочисленные ошибки или единичные ошибки, затрудняющие понимание.

В отдельных случаях понимание речи может быть затруднено из-за неправильного ритма или интонационного рисунка; требуется напряженное внимание со стороны слушающего

2

Задание не выполнено, цель общения не достигнута

Не может поддерживать беседу

В целом не соответствует поставленной задаче.

Речь почти не воспринимается на слух

9. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Курс ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ       7 А, Б, В классы

№ урока

Дата, класс

Тема урока

Элементы содержания урока

Тип урока

Практическая часть Программы\

Текущий и промежуточный  контроль

Предметные/Универсальные учебные действия

Материалы к уроку

Раздел 1. Текст.

1

Вводный инструктаж.

Что такое текст.

Определение текста

Форм-ие УУД

Формирование понятия о тексте, признаках, элементах текста

 1. А.Б. Малюшкин  Комплексный анализ текста. 7 класс. Москва «Сфера»

2. О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен»

2

Понятие о тексте. Признаки текста

Ориентирование в содержании текста

Форм-ие УУД

Работа с текстом

Формирование понятия о тексте, признаках, элементах текста

Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей»

3

Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

Определение видов связей в тексте

Форм-ие УУД

Работа с текстом

Формирование понятия о видах связи предложений в тексте

1. А.Б. Малюшкин  Комплексный анализ текста. 7 класс. Москва «Сфера»

2. О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен»

4

Тема теста. Микротема. Абзац.  

Определение микротем в тексте

Форм-ие УУД

Работа с текстом

Формирование понятия микротемы текста.

Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей»

5

Основная  мысль текста

Определение главной темы, основной мысли теста

Форм-ие УУД

Работа с текстом

Формирование понятия  основной мысли текста

1. А.Б. Малюшкин  Комплексный анализ текста. 7 класс. Москва «Сфера»

2. О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен»

6

План текста.

Определение микротем в тексте, составление плана текста

Форм-ие УУД

Работа с текстом

Формирование навыков составления плана текста

Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей»

7

План текста.

Определение микротем в тексте,  составление плана текста

Сист-ия УУД

Работа с текстом

Формирование навыков составления плана текста

1. А.Б. Малюшкин  Комплексный анализ текста. 7 класс. Москва «Сфера»

2. О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен»

8

Типы речи.

Определение типа речи текста

Сист-ия УУД

Работа с текстом

Формирование навыков определения типов речи в тексте

Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей»

9

Комплексный анализ текста.

Лингвистический и стилистический анализ текста

Контроль УУД

Комплексный анализ текста.

Систематизация навыков работы с текстом

Тексты художественного стиля

10

Типы речи.

Определение типа речи текста

Форм-ие УУД

Работа с текстом

Формирование навыков определения типов речи в тексте

Тексты разных стилей

11

Языкове средства.

Работа со стихотворным текстом

Сист-ия УУД

Работа с текстом

Формирование навыков работы со стихотворным текстом

Тексты художественного стиля

12

Языкове средства.

Работа со стихотворным текстом

Сист-ия УУД

Работа с текстом

Формирование навыков работы со стихотворным текстом

Тексты художественного стиля

Раздел 2. Стили речи.

13

Стили речи. Классификация стилей.

Определение стиля текста по основным признакам

Форм-ие УУД

Работа с текстом

Формирование навыков работы с текстами разных стилей

Тексты разных стилей

14

Стили речи. Художественный стиль.

Определение стиля текста по основным признакам

Форм-ие УУД

Работа с текстом

Формирование навыков работы с текстами разных стилей

Тексты разных стилей

15

Стили речи. Разговорный стиль.

Определение стиля текста по основным признакам

Форм-ие УУД

Работа с текстом

Формирование навыков работы с текстами разных стилей

Тексты разных стилей

16

Стили речи. Научный стиль.

Определение стиля текста по основным признакам

Форм-ие УУД

Работа с текстом

Формирование навыков работы с текстами разных стилей

Тексты разных стилей

17

Стили речи.

Официально-деловой стиль.

Определение стиля текста по основным признакам

Форм-ие УУД

Работа с текстом

Формирование навыков работы с текстами разных стилей

Тексты разных стилей

18

Комплексный анализ текста

Лингвистический и стилистический анализ текста

Комплексный анализ текста.

Систематизация навыков работы с текстом

Тексты разных стилей

19

Стили речи. Публицистический стиль.

Определение стиля текста по основным признакам

Форм-ие УУД

Работа с текстом

Формирование навыков работы с текстами разных стилей

Тексты разных стилей

20

Стили речи. Практикум.

Определение стиля текста по основным признакам

Работа с текстом

Формирование навыков работы с текстами разных стилей

Тексты разных стилей

Раздел 3. Работа с текстом.

21

Виды переработки текста. Сокращение текста. План. Выписки.

Определение микротем в тексте, составление плана текста

Форм-ие УУД

Работа с текстом

Формирование навыков преобразования текста

1. А.Б. Малюшкин  Комплексный анализ текста. 7 класс. Москва «Сфера»

2. О.Н. Зайцева Задания на понимание текста. 7 класс. Москва «Экзамен»

22

Виды переработки текста. Сокращение текста. План. Выписки.

Определение микротем в тексте, составление плана текста

Сист-ия УУД

Работа с текстом

Формирование навыков преобразования текста

Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей»

23

Текст. Оценка прочитанного.

Интерпретация текста

Форм-ие УУД

Работа с текстом

Построение оценочных суждений на основе прочитанного

Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. Полистовое разъемное пособие для учащихся 5-9 классов, М., «Грамотей»

24

Текст. Оценка прочитанного.

Интерпретация текста

Сист-ия УУД

Работа с текстом

Построение оценочных суждений на основе прочитанного

Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей»

25

Комплексный анализ текста

Лингвистический и стилистический анализ текста

Контроль УУД

Комплексный анализ текста.

Систематизация навыков работы с текстом

Тексты разных стилей

26

Работа с текстом художественного стиля.

Лингвистический и стилистический анализ текста

Сист-ия УУД

Работа с текстом

Систематизация навыков работы с текстом

Тексты разных стилей

27

Работа с текстом разговорного стиля.

Лингвистический и стилистический анализ текста

Сист-ия УУД

Работа с текстом

Систематизация навыков работы с текстом

Тексты разных стилей

28

Работа с текстом официально-делового стиля.

Лингвистический и стилистический анализ текста

Сист-ия УУД

Работа с текстом

Систематизация навыков работы с текстом

Тексты разных стилей

29

Работа с текстом научного стиля.

Лингвистический и стилистический анализ текста

Сист-ия УУД

Работа с текстом

Систематизация навыков работы с текстом

Тексты разных стилей

30

Работа с текстом публицистического стиля.

Лингвистический и стилистический анализ текста

Сист-ия УУД

Работа с текстом

Систематизация навыков работы с текстом

Тексты разных стилей

31

Чтение и анализ текста.

Лингвистический и стилистический анализ текста

Сист-ия УУД

Работа с текстом

Систематизация навыков работы с текстом

Тексты разных стилей

32

Чтение и анализ текста.

Лингвистический и стилистический анализ текста

Сист-ия УУД

Работа с текстом

Систематизация навыков работы с текстом

Тексты разных стилей

33

Чтение и анализ текста.

Лингвистический и стилистический анализ текста

Сист-ия УУД

Работа с текстом

Систематизация навыков работы с текстом

34

Комплексная работа по текстам разных стилей

Лингвистический и стилистический анализ текста

Контроль УУД

Контрольная работа

Систематизация навыков работы с текстом

1. А.Б. Малюшкин  Комплексный анализ текста. 7 класс. Москва «Сфера»

35

Анализ комплексной работы

Лингвистический и стилистический анализ текста

Сист-ия УУД

Работа с текстом

Систематизация навыков работы с текстом

        


[1] И.С. Фишман, А.Г. Голуб  «Формирующая оценка образовательных результатов обучающихся», Самара, 2007, АНО Лаборатория модернизации образовательных ресурсов

[2] «Программа международной оценки учащихся» – PISA,2000

[3] См. там же с. 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...

Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")

Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...