Природа в музыке, поэзии и живописи
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе "Природа в музыке, поэзии и живописи". Это мероприятие вызывает интерес учащихся к литературе, помогает лучшему усвоению программного материала, обогащает знания школьников, повышает их общую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_po_literature.docx | 23.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе
«Природа в музыке, поэзии, живописи» в 5,6 классах.
(Музыкальное приветствие)
Звучит песня «Родные места». (Слова и музыка Ю. Антонова)
Ведущий:
«Здравствуйте! Все, кто к нам пришел сегодня, здравствуйте. Кто природой и музыкой пленен-низкий вам поклон!»
Цель мероприятия: Привить учащимся любовь к природе, своей Родине посредством художественных произведений, музыки и живописи.
Ход мероприятия
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, какую роль играет природа в жизни человека, как изображают природу в своем творчестве поэты, композиторы, художники, как мы с вами должны относиться к природе.
(Вводная беседа) Живет человек на земле. Он маленький - Земля огромная. На Земле живет много людей. Они занимают всю Землю
Как, ребята, называется та местность, где родился человек?
(Родина!)
Идет человек по Земле. К одним друзьям зашел в гости, к другим. Там человек поживет в гостях, тут поживет. Хорошо в гостях! В доме гостю всегда рады. И накормят всласть, и спать мягко уложат. Живёт в гостях человек день, другой. Постель мягка – да не так. Хлеб вкусен – да не так. И человек домой идёт. В гостях хорошо, да дома лучше – говорят люди.
Так и с Родиной. Ездит человек по разным странам, смотрит как люди живут. В одной стране живут побогаче, посытнее. В другой победнее, похуже. Всякие страны есть. А своя Родина лучше.
Каждый человек, если он культурный, добрый, образованный, трудолюбивый (а вы, ребята, должны стать такими), такой человек стремится, чтобы Родина его стала ещё краше, ещё богаче потому, что она одна. Всё самое главное у человека – одно. Жизнь – одна, сердце – одно. И Родина тоже одна. Без Родины человек, точно дерево без корня. Наша страна – это всё, чем мы живём. Это наши люди, наши дела, наши песни, заводы, корабли, школы.
И наша природа – тоже Родина. Наша Земля – это частица нас: каждый из нас - частица Земли своей, своей Родины.
Человек любит свою Землю. Они не может жить без запаха листьев, цветов, лесной чащи и морского ветра. Без рек и гор человек как без друзей. Красоту родной природы особенно чувствуют художники, композиторы, поэты. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё это проникло в их искусство. Они чувствуют и видят природу как живой существо. Их искусство рождается из чувства любви к Родине. Ребята! А как вы считаете, какая сейчас жизнь, легкая, трудная? А почему? Кто виноват в этом? (Сам человек) Плохо берёг он и относился к лесам, рекам, недобросовестно трудился на Земле! Халатно (бессовестно?) отнеслись к своим обязанностям работники Чернобыльской АЭС, а в итоге страдает природа, страдают люди. А посмотри повнимательней, как много щедрого, доброго, сказочного, необходимого для человека даёт природа в каждое время года.
Лето. Совсем недавно отзвенело лето. А когда наступает оно? С весной проще, её видно. Конец весны и лето – как сёстры-близнецы. А лето? Какое оно? (звучит песня «Лето»):
- Лето, лето, лето! Какого оно цвета? Ну-ка, скажи, ну-ка опиши. Нежно – зелёного. Как в траве кузнечик, желтого – желтого. Как песок у реки, голубое, синее, самое красивое,
- Вот какое лето!
Летом дышится легко. Воздух прогрет и настоян на запахах трав, листвы. С радушием встречает человека лес, укрывая его от зноя своей тенью листвы.
Сейчас ( ) расскажет стихотворение Алексея Кольцова «Лес».
О чём шумит сосновый лес?
Какие в нём сокрыты думы?
Ужель в его холодном царстве
Затаена живая мысль?..
Какая ж тайна в диком лесе
Так безотчётно нас влечёт,
В забвенье погружает душу
И мысли новые рождает в ней?..
С какой точностью, любовью и мастерством изображает красоту летнего леса прекрасный русский художник – пейзажист Иван Иванович Шишкин. Ребята, какие оттенки, тона присутствуют в его картине? (Сочные, яркие, живые, правдивые) (показ картины «Лето» и другие картины о лете).
А сейчас ( ) расскажет нам, насколько по-разному относятся люди к лесу. Василий Александрович Сухомлинский «Стыдно перед соловьём» (на фоне пенья соловья идёт чтение - запись):
Оля и Лида пошли в лес. После трудных дорог они сели на траве отдохнуть и пообедать. Достали из сумки хлеб, масло. Когда девочки уже заканчивали обедать – недалеко от них сел на дерево соловушка и запел. Зачарованные прекрасной песней Оля и Лида боялись шелохнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, а куски газеты кинула в кусты. Лида собрала остатки еды на газету, завернула их и положила в сумку. «Зачем ты забрала мусор? - просила Оля. Мы же в лесу, никто нас не видит?!» «Стыдно перед соловьём» - тихо ответила Лида.
Ребята! Как же мы должны относиться к лесу? (Бережливо, заботливо). Лето не только красиво лесами, цветами, пением птиц. Летом человек особенно много должен трудиться. И день летом начинается чуть свет. В народе говорят «Летний день – год кормит!»
Алексей Кольцов «Косарь» читает ( ).
«Ах ты, степь моя, степь привольная
Широко ты, степь, пораскинулась,
К морю Черному понадвинулась.
В гости я к тебе не один пришёл:
Я пришёл сам – друг с косою вострою;
Мне давно гулять по траве степной,
Вдоль и поперёк с ней хотелося…
Раззудись, плечо, размахнись, рука!
Ты пахни в лицо, ветер с полудня!»
Звучит музыка П.Чайковского «Август» («Жатва») из фортепианного цикла «Времена года».
А что вы в музыке слышите? (Чайковского «Жатва»). Слышен перезвон кос, в стремительном темпе люди собирают урожай хлеба, они спешат убрать его от дождей.
Лето прекрасное время года. Но, как вы думаете ребята? У каждого человека есть любимое время года? (Да!) А гениальный русский поэт А.С. Пушкин говорил:
«Ах лето красное,
Любил бы я тебя, когда б не пыль,
Не зной, не комары да мухи!»
Да, конечно, у каждого человека есть право выбора времени года. И каждое время по-своему – хорошее.
Наступила осень. Ребята, а сколько есть осеней? Какие же они? Ранняя, поздняя? Их есть две. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем, а другая – невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, та Золушка, которую часто зовут, действительно, - поздней осенью.
Стихотворение Ольги Кривокфесенко читает ( ):
Под ногами листья шуршат и на землю тихо летят,
Что-то шепчут между собой, что-то шепчут они с тоской.
Одинокий остался лист – ему не с кем поговорить,
И лишь ветер придёт иногда, качнёт и уйдёт в никуда.
Показ репродукций «Осень» И.И. Шишкина и других художников.
( ) читает отрывок из стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».
Отговорила роща золотая
Берёзовым. Весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(Звучит музыка «Отговорила роща золотая» В.В.)
Ребята, как выдумаете, перекликаются ли между собой картины осени и душевные переживания человека? (Да!) Что мы представляем, читая эти стихи? (Кроме картины осени, или в сравнении с осенью, у человека может быть не сложилась жизнь, он печален.он одинок).
А.С. Пушкин «Осень» читает ( )
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Зима сменила осень. Но какая у нас в Оренбургской области зима?
А.С. Пушкин «Зимнее утро» читает ( )
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(Показ картины И.И. Шишкина «На севере диком»)
Времена года, как люди. Разные на лицо и душой. Зима у художников, поэтов, композиторов – красавица, волшебница, порой шаловливая, иногда суровая, иногда тиха, словно сон.
А.С. Пушкин «Зимняя дрога» читает ( )
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печальный свет она.
По дороге зимней, скучной,
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит…
А сейчас звучит музыка П.И. Чайковского из «Времена года». Она перекликается с содержанием стихотворения, которое прочел (-ла) ( ).
Звучит музыка «На тройке» из «Времена года».
Зима прекрасна ещё и своими праздниками. Народ зимой празднует какие праздники? (Рождество, Новый год). На этих праздниках слышны песни, шутки, колядки. Под Новый год девушки устраивают гадания. Композиторы и поэты в своём творчестве рассказывают, как совершались обряды к народным праздникам.
Так, П.И. Чайковский, чтобы лучше передать содержание пьесы «Декабрь» в «Временах года», использует эпиграф из стихотворения Жуковского «Святки». На фоне музыки «Декабрь» звучат слова:
«Раз, в крещенский вечерок
Девушки гадали
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали».
Зима – волшебница. Она очаровывает природу. С.Есенин говорил:
«Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна».
Весна. Природа. Как и человек – ждёт тепла, ждёт весны, солнца.
( ) читает стихотворение Н.Полевой «Весна»:
Весна, зачем ты дразнишься:
То выглянешь, то спрячешься,
То солнцем приласкаешь вдруг,
То холодом кольнешь,
То светлы небом радуешь,
То серой тучей дуешься.
И март уже волнуется,
Когда же ты придёшь?
Звучит песня «Весна». (Картина «Подснежник» или работа учащегося (рисунок)).
Пали морозы. Отзвенела капель. Проснулась природа. Наступила весна. Василий Александрович Сухомлинский «Всё в лесу поёт» читает ( ):
Весной мы пошли в лес. Взошло солнце, подул легкий ветер, и все деревья в лесу запели. Каждое дерево пело свою песню. Береза пела нежную песню. Слушая эту песню, хотелось подойти к белоствольной красавице и обнять её. Дуб пел мужественную песню. Когда мы слушали песню дуба, нам хотелось быть сильными, отважными. Верба, что склонилась над прудом, пела задумчивую песню. Слушая песню вербы, мы подумали, что придёт осень и листья с деревьев осыпятся. Рябина пела тревожную песню. Эта песня рассказала нам о тёмной ночи и страшной грозе, от которой гнётся тонкая рябина, словно ищет защиты.
Ребята, а может весна быть без пения птиц? Весной птицы поют звонкие песни, они, как и человек, радуются приходу весны.
Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски и вы поймёте, о чём поют птицы. Слушайте и представляйте весну. М.И. Глинка «Жаворонок» (звучит песня):
Между небом и землёй песня раздаётся,
Неисходную струёй громче, громче льется.
Не видать певца полёт, где поёт так громко
Над подруженькой своей – жаворонок звонкий.
Ребята, чем является природа для человека? (Неотъемлемой частью). Природа придаёт человеку силу, она может создать ему хорошее настроение, вдохновить человека на что-то хорошее. И каждое время года хорошее по-своему, надо только относиться к природе как? (Бережно, заботливо, проявлять человеческую доброту).
Звучит песня «У природы нет плохой погоды»:
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать,
Дождь ли, снег – любое время года
Надо благодарно принимать.
Отзвуки душевной непогоды,
Сердца одиночество, печаль
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать.
Итог: Ребята! А чем мы можем помочь нашей природе в разное время года?
Вот наступила осень. Что мы можем сделать хорошего, полезного? (Собрать листья в школьном саду для удобрения почвы).
Зимой? Помочь птицам кормом.
Весной? Озеленить двор и класс.
Летом? Бережно относиться к лесу…
Звучит песня «Песня о России» (слова О.Высоцкой, музыка Локтева). Исполняет ( ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Природа в музыке, поэзии, искусстве"
Цели и задачи: ввести учащихся в образный мир музыки, показать возможность отражения в нем мира природы;показать многомерность и гармоничность окружающего мира, животворящую силу природы;помочь у...
Природа в музыке, поэзии, живописи
Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...
Природа в музыке, поэзии, живописи
Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...
Природа в музыке, поэзии, живописи
Представляю нестандартный тип урока – урок творчества. Такая форма проведения помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию творчества и экологического мышлен...
План-конспект группового занятия «Тема осени в Музыке, Поэзии и Живописи»
Цели занятия:развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей....
Зимние мотивы в музыке, поэзии и живописи
Открытое занятие...
«Природа в музыке, поэзии, живописи»
Автор- Карпова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы.Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе«Природа в музыке, поэзии, живописи» в 5,6 классах.Цель...