Рабочая программа первого года обучения "Программирование в ТРИКСтудии" за 2017-2018 учебный год
рабочая программа на тему

Перешеина Анна Олеговна

Рабочая программа первого года обучения в рамках образовательной программы "Программирование в ТРИКСтудии" за 2017-2018 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий
Пушкинского района Санкт-Петербурга

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБУ ДО
Центра детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга

________________ Ковалев Д.С.

Приказ № __ от _________ 20__ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Программирование в TRIK Studio»

2017 - 2018 учебный год

Год обучения: первый

Группа: № 1621а

Ф.И.О. педагога, реализующего программу:        Перешеина Анна Олеговна

Занимаемая должность:         педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2017

  1. Пояснительная записка

Цель программы

Целью программы является изучение основ программирования и формирование навыков применения базовых алгоритмических конструкций у учащихся для решения определенных задач, связанных с заданием поведения робота (на примере конструктора TRIK).

Задачи программы первого года обучения

  • Обучающие:
  • познакомить учащихся с робототехническим конструктором TRIK;
  • познакомить учащихся с различными датчиками конструктора TRIK, используемыми при создании конкретных базовых робототехнических моделей;
  • познакомить учащихся с понятиями «подпрограмма», «параллельные задачи»;
  • познакомить учащихся с основными алгоритмическими структурами (следование, ветвление, цикл, переключатель);
  • научить применять алгоритмические конструкции при задании поведения робота;
  • сформировать представление о процессе разработки в простейшем виде, включающем в себя этапы построения программы и её отладки.
  • Развивающие:
  • способствовать развитию логического мышления и навыков программирования;
  • развивать образное мышление учащихся;
  • способствовать развитию внимательности и аккуратности.
  • Воспитательные:
  • формировать чувство ответственности при выполнении заданий и стремление к получению результата;
  • формировать навыки самостоятельного решения задач;
  • формировать навыки командной работы при решении задач;
  • воспитывать чувство самоконтроля.

Планируемые результаты первого года обучения

  • Предметные:

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • базовый набор визуальных блоков среды TRIK Studio;
  • базовое назначение ряда датчиков конструктора TRIK;
  • понятия подпрограммы и параллельности задач;
  • принцип работы основных алгоритмических конструкций (следование, циклов, оператора условия, переключатель);
  • Метапредметные:

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • применять основные алгоритмические конструкции при решении конкретных задач;
  • разрабатывать диаграммы поведения робота в среде визуального программирования TRIK Studio;
  • отлаживать написанную программу на 2d-модели робота;
  • решать базовые задачи поведения робота (движение в разные стороны и разными способами, езда по лабиринту);
  • Личностные:

В результате изучения курса  у учащихся будут сформированы:

  • начальные навыки в области программирования;
  • навыки работы в группе;
  • навыки самостоятельного решения задач;
  • начальные навыки командной работы и работы в паре при решении задач;
  • чувство ответственности при выполнении заданий и стремление к получению результата;
  • чувство самоконтроля.


  1. Содержание программы

Первый учебный год

Тема 1. Введение. О робототехнике.

Теория

  • Знакомство с инструктажем безопасности по работе в компьютерном классе;
  • Знакомство с робототехникой, конструктором TRIK и со средой программирования TRIK Studio;
  • Знакомство с понятием «алгоритм» и блок-схемами;
  • Принципы написание алгоритмов при помощи блок-схем;

Практика 

  • Посмотреть некоторые существующие в студии примеры программ;
  • Написать первую программу “Hello, world”;
  • Написать итоговую контрольную по теории в конце темы;
  • Сдать сделанные решения пройденных задач.

Тема 2. Базовые алгоритмы поведения робота (часть первая).

Теория

  • Знакомство с понятием таймера и энкодерами робота;
  • Изучение алгоритмической конструкции «следование»;
  • Изучение понятий «рандом», «переменная» и «подпрограмма»;

Практика 

  • Решить практические задачи по пройденному материалу (движение по таймеру, движение по энкодерам, повороты за угол, задание «настроения» робота);
  • Разработать и решить собственную задачу по теме;
  • Написать итоговую контрольную по теории в конце темы;
  • Сдать сделанные решения пройденных задач.

Тема 3. Базовые алгоритмы поведения робота (часть вторая).

Теория

  • Повторение пройденного материала по теме;
  • Знакомство с основными датчиками конструктора (УЗ и ИК датчики расстояния, датчик света);
  • Изучение следующих понятий: условный оператор, циклы, логические операторы и операторы сравнения, параллельные задачи;

Практика 

  • Решить практические задачи по пройденному материалу (парковка робота несколькими способами, задание «настроения» робота нетривиальным способом, прохождение лабиринта разными способами и в разных условиях);
  • Разработать и решить собственную задачу по теме;
  • Написать итоговую контрольную по теории в конце темы;
  • Сдать сделанные решения пройденных задач.


  1. Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения.

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения занятия

Теория

Практика

Всего

По плану

По факту

Тема 1. Введение. О робототехнике

8

8

16

1-2

Техника безопасности.

О робототехнике и программировании (в целом).
Конструктор TRIK. Основная терминология.

2

0

2

08.09.2017

3-4

Понятие ‘алгоритм’.

Блок-схемы.
Составление первых алгоритмов.

1

1

2

15.09.2017

5-6

Составление алгоритмов при помощи блок-схем.

0,5

1,5

2

22.09.2017

7-8

Среда TRIKStudio.

Основные понятия.

2

0

2

29.09.2017

9-10

Связь элементов TRIKStudio с составляющими конструктора TRIK.
Написание первой программы ‘Привет, мир!’

0,5

1,5

2

06.10.2017

11-12

Написание первых программ.

0,5

1,5

2

13.10.2017

13-14

Повторение пройденного материала. Теоретический опрос по пройденной теме.

0,5

1,5

2

20.10.2017

15-16

Разбор теоретического опроса.
Дорешивание задач по теме.

1

1

2

27.10.2017

Тема 2. Базовые алгоритмы поведения робота (первая часть)

8

10

18

17-18

Алгоритмическая структура «следование». Применение на блок-схемах.

1

1

2

03.11.2017

19-20

Движение по прямой по таймеру.

1

1

2

10.11.2017

21-22

Движение по прямой по энкодеру.

1

1

2

17.11.2017

23-24

Резкие, плавные и повороты на месте.

1

1

2

24.11.2017

25-26

Поворот за угол.

1

1

2

01.12.2017

27-28

Задание «настроения» роботу.
Понятие «подпрограмма».

1

1

2

08.12.2017

29-30

Разработка и реализация собственной задачи.

0

2

2

15.12.2017

31-32

Повторение пройденного материала.
Промежуточный теоретический опрос по пройденной теме.

1

1

2

22.12.2017

33-34

Разбор теоретического опроса.
Дорешивание задач по теме.

1

1

2

12.01.2018

Тема 3. Базовые алгоритмы поведения робота (вторая часть)

16

22

38

35-36

Повторение пройденного материала с прошлого полугодия (основные понятия, движение робота).

2

0

2

19.01.2018

37-38

Внутренний конкурс (проезд вдоль коробки).

0

2

2

26.01.2018

39-40

Задача о простой парковке робота.
Понятия «переменная» и «рандом».

1

1

2

02.02.2018

41-42

Задача прохождения простого лабиринта.

Составление вспомогательных подпрограмм.

1

1

2

09.02.2018

43-44

Задача прохождения простого лабиринта.

Составление лабиринта и решение задачи.

1

1

2

16.02.2018

45-46

Алгоритмическая структура «ветвление».

Применение на блок-схемах.

1

1

2

23.02.2018

47-48

ИК датчик. УЗ датчик. Датчик света.

Операторы сравнения.

1

1

2

02.03.2018

49-50

Задача о настроении робота без цикла.

1

1

2

09.03.2018

51-52

Алгоритмическая структура «цикл».
Применение на блок-схемах.

1

1

2

16.03.2018

53-54

Составление простого цикла.

1

1

2

23.03.2018

55-56

Составление сложного цикла. Задача о настроении робота с циклом.

1

1

2

30.03.2018

57-58

Составление сложного цикла. Задача о проезде вдоль коробки.

1

1

2

06.04.2018

59-60

Конкурс «Программирование в ТРИКСтудии»

0

2

2

13.04.2018

61-62

Составление сложного цикла. Логические операторы. Задача о реакции на цветные пятна.

1

1

2

20.04.2018

63-64

Понятие «параллельные задачи».
Применение на блок-схемах.

1

1

2

27.04.2018

65-66

Задача о парковке робота.

0,5

1,5

2

04.05.2018

67-68

Задача о проезде вдоль коробки с цветными пятнами.

0,5

1,5

2

11.05.2018

69-70

Разработка и реализация собственной задачи.

0

2

2

18.05.2018

71-72

Повторение пройденного материала.
Итоговый теоретический опрос по пройденной теме.

1

1

2

25.05.2018

ИТОГО

34

38

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по истории и обществознанию на 2017-2018 учебный год. Собственные презентации.

Часть РП по новым ФГОСам (от 5 до 7 класса), часть еще по старым......

Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по русскому языку 10 класс 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по ОБЖ для 5 классов 2017-2018 учебного года

Настоящая рабочая программа по ОБЖ для 5 классов составлена в соответствии со следующими документами:Закон  Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерац...

Рабочая программа по ОБЖ для 6 классов 2017-2018 учебного года

Настоящая рабочая программа по ОБЖ для 6 классов составлена в соответствии со следующими документами:Закон  Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерац...