Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня "Вдохновение"
рабочая программа на тему

Мечёва Ольга Николаевна

Информационная карта

Дополнительная общеразвивающая программа

«Вдохновение»

Составитель: Мечёва Ольга Николаевна,

                         педагог дополнительного образования

Уровень: базовый

Количество учащихся: 2 – 9 человек (микрогрупповая программа)

Возраст учащихся: 9 – 15 лет

Срок обучения: 2 года

Режим занятий: 4 часа в неделю по модулю «Бисероплетение» и

                              4 часа в неделю по модулю «Бисерная вышивка»

Минимальный объём программы:

                              144 часа по модулю «Бисероплетение» и

                              144 часа по модулю «Бисерная вышивка»

Форма обучения: очная

Особенности организации образовательного процесса: традиционная форма

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Моршанского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алгасовская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района   Тамбовской области

Рассмотрена на заседании                                                               «Утверждаю»

методического совета                                                 Директор  МБОУ Алгасовской СОШ

от «___» __________2017г.                                      

Протокол № _____                                                      ______________/Степанникова И.И./

                                                                                      Приказ № ____от ___________2017г.

Дополнительная общеразвивающая программа 

художественной направленности

«Вдохновение»

(базовый уровень)

Возраст учащихся: 9 – 15 лет

Срок реализации: 2 года

Автор - составитель:

Мечёва Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования

Алгасово, 2017

Информационная карта

Дополнительная общеразвивающая программа

«Вдохновение»

Составитель: Мечёва Ольга Николаевна,

                         педагог дополнительного образования

Уровень: базовый

Количество учащихся: 2 – 9 человек (микрогрупповая программа)

Возраст учащихся: 9 – 15 лет

Срок обучения: 2 года

Режим занятий: 4 часа в неделю по модулю «Бисероплетение» и

                              4 часа в неделю по модулю «Бисерная вышивка»

Минимальный объём программы: 

                              144 часа по модулю «Бисероплетение» и

                              144 часа по модулю «Бисерная вышивка»

Форма обучения: очная

Особенности организации образовательного процесса: традиционная форма

1. Комплекс основных характеристик

дополнительной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

     Одним из главных показателей становления личности на этапе школьного детства является художественно-эстетическое развитие ребёнка. Понятие художественно-эстетического развития включает в себя две составляющие: первое – формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе – художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности. В специально организованной художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса.

     Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры. С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодёжь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.

     Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

     Поэтому художественное и эстетическое (художественно-эстетическое) воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

     Детское творчество – это своеобразный и более чем реальный потенциал общества завтрашнего дня.

     На протяжении веков руками, умом и талантом людей создавалось народное искусство – неиссякаемый источник фантазии, вкуса, форм, цветовых сочетаний и узоров. Из глубин истории пришло к нам рукоделие. Издавна славились мастера нашей страны искусными вышивками и украшениями из жемчуга, бисера, стекляруса. Многие поколения мастериц–рукодельниц создавали прекрасные узоры и технические приёмы исполнения, выработали устойчивые особенности национального творчества.

     Рукоделие вновь входит в моду, оно популярно, оно поднимается из полузабытья и, обогащаясь новыми приёмами техники исполнения, прочно занимает своё место в ряду с другими видами декоративно – прикладного искусства.

     Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Вдохновенье» опирается на понимание приоритетности выявления и развития художественно–эстетических  способностей школьников, их творческих и трудовых качеств.

     Актуальность данной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественноэстетического развития школьников,  интересу учащихся к рукоделию, как популярному в настоящее время виду декоративно–прикладного искусства.    

     Предлагаемая программа составлена без применения «Типовой программы» и является индивидуальной, развивающей, стимулирующей творческую активность и формирующей интересы к народным ремёслам и традициям.

     Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновение» состоит из двух содержательных модулей:

  1. содержательный модуль  «Бисероплетение»;
  2. содержательный модуль  «Бисерная вышивка».

     Содержательные модули предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта учеников.

     Программа адресована детям от 9 до 15 лет. В этом возрасте школьники способны на должном уровне выполнять предлагаемые задания по программе.

     Для обучения принимаются все желающие.

Содержание программы отвечает следующим принципам:        

  • возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей среднего школьного возраста. Весь процесс обучения построен по принципу от простого к сложному, в доступной для среднего школьного возраста форме;
  • практическая целенаправленность – содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием творческого потенциала детей среднего школьного возраста;
  • динамическое развитие и системность – содержание программы, цели и задачи обучения, учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
  • культурологическая сообразность – в содержании программы учитывались исторически сложившиеся приёмы плетения и вышивки, являющиеся отражением культуры народа;
  • социально – экономическая адекватность – предлагаемые формы реализации программы требуют минимального использования дополнительных материальных средств, которые доступны практически каждой семье учащихся.

     Постоянный состав кружка может быть сформирован из группы учащихся разных возрастных категорий. Мелкогрупповая форма обучения (2 – 9 человек) используется в рамках одного занятия в учебном кабинете, с использованием индивидуальной помощи каждому ребёнку. Индивидуальные формы работы – выставки, конкурсы, фестивали.

     При реализации данной программы использую следующие формы организации обучения:

- коллективная (педагог работает сразу со всей группой в едином темпе), групповая (определённое задание выполняется группой детей), индивидуальная (подготовка работ на конкурс);

- лекции, практикум, экскурсии, конкурсы, выставки.

     Учебные занятия по программе состоят из теоретической и практической частей, но большее количество времени занимает практическая часть.

     Общая трудоёмкость программы составляет 288 часов. Она рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год.

     Форма обучения – очная. 

      Занятия в кружке могут проводиться 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 45 минут, перемена 10 минут.    

1.2. Цель и задачи программы

     Цели  программы: Развитие творческих способностей ребёнка путём целенаправленного и организованного обучения основам рукоделия.

     Задачи программы:

обучающие: - обучить детей общепринятым приёмам работы в рукоделии;

                      - изучить основные способы декоративного плетения, вышивки.

развивающие: - выявить и развить художественные способности, творческую

                            направленность воспитанников;

                          - развивать познавательный интерес, художественно–эстетическую  

                            культуру  подростков через приобщение к рукоделию, народным

                           традициям и промыслам;

                          - развивать общий кругозор, фантазию.

     воспитывающие: - воспитывать личностные качества учащихся: самодисциплину,

                                 умение сосредоточиться на одном деле и доведение его до

                                 конца, терпение, заинтересованность, аккуратность; 

                                - развивать у школьников видение прекрасного в обыденном;

                                - формировать культуру общения и поведения в коллективе.

     Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновение» состоит из двух содержательных модулей:

  1. содержательный модуль  «Бисероплетение»;
  2. содержательный модуль  «Бисерная вышивка».

     Поскольку плетение и вышивка являются областями декоративно – прикладного искусства, то дети знакомятся на занятиях с основами общей композиции, особенностями структуры узора, формы и цвета, изобразительных мотивов, понятиями ритма и симметрии, видами узоров, способами составления орнамента. Обучение данным видам творчества проводится в тесной связи с изучением истории плетения и  вышивки, применением рукоделия в народном костюме, в современных украшениях одежды и аксессуарах.

     На занятиях кружка воспитывается трудолюбие, усидчивость, внимательность, аккуратность,  умение доводить начатое дело до конца, самовыражение в коллективе. Обучение декоративному плетению и вышивке способствует развитию у детей воображения, фантазии, их творческой активности, сближает их с природой и народными промыслами.

      Процесс обучения на каждом модуле идёт от простого к сложному. На занятиях максимальное количество времени отводится на практическую работу, то есть освоение материала происходит в процессе решения воспитанниками увлекательных творческих задач.

     Содержательный модуль «Бисероплетение» включает в себя азы работы с бисером и обучение различным методам низания, техники плетения с использованием медной проволоки и ниток: параллельное и петельное плетение, а также ажурную  технику плетения.  

     На начальном этапе обучения данному виду рукоделия дети осваивают специфическую терминологию, общепринятые приёмы, а также усваивают навыки и умения при работе с бисером. Затем переходят к творческому подходу к выполнению изделия, соблюдая при этом рамки художественных традиций, а также фантазируя своё, что–то необычное, своеобразное, неповторимое.

     Основной целью первого года обучения является овладение теоретическими и практическими навыками плетения бисером.

Задачи первого года обучения:

обучающие: - познакомить с историей и особенностями плетения бисером;

                      - научить основным видами и приёмами плетений;

                      - познакомить с технологическими схемами плетения.

 развивающие: - развивать познавательные процессы: память, внимание,  

                            воображение, творческое и логическое мышление;

                          - развивать мелкую моторику рук;

                          - развивать символическое мышление (умение работать по схемам);

                          - развивать положительную самооценку.

воспитывающие: - формировать художественно–эстетический вкус;

                                - воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость;

                                - формировать коллективное «я» и личностные качества.

     Содержательный модуль «Бисерная вышивка» - это творческий процесс, который включает в себя обучение различным видам техники вышивания бисером по ткани в клеточку, по канве, а также ткачество бисером. Материал дан по принципу от простого к сложному: начиная от самых простых швов и приёмов и заканчивая вышивкой пасхальных яиц и орденов. Освоив его, дети смогут создавать совершенно уникальные вещи и подарки для близких и друзей: панно, кулоны, броши, сложнейшие картины и даже иконы.

     Целью второго года обучения является овладение теоретическими и практическими навыками вышивки бисером.

Задачи второго года обучения:

обучающие: - познакомить с историей и особенностями бисерной вышивки;

                      - научить основным видам и приёмам вышивки бисером;

                      - познакомить с технологическими схемами вышивки.

 развивающие: - развивать гибкость, оригинальность мышления;

                          - развивать пространственное воображение;

                          - развивать символическое мышление (умение работать по схемам);

                          - развивать творческую активность;

                          - развивать эмоционально–волевые качества.

воспитывающие: - формировать художественно–эстетический вкус;

                                - воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость;

                                     - формировать чувство коллективизма и взаимовыручки.

1.3. Содержание программы

Учебный план

по дополнительной общеразвивающей программе

художественной направленности

«Вдохновение»

(срок обучения   2 года)

п/п

Наименование

учебного

модуля

Трудоёмкость

в часах

Распределение по годам обучения

Промежуточ

ная

аттестация

(по полугодиям)

Итого

вая аттестация

 (по полугодиям)

1-й класс

2-й класс

Количество недель

36

36

Недельная нагрузка в часах

Зачёт

Зачёт

1

Бисероплетение

144

4

1

2

2

Бисерная вышивка

144

4

3

4

итого

288

4

4

2

2

Учебно–тематический план

Первый год обучения

Содержательный модуль «Бисероплетение»

раздела

и темы

Название разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

I

Введение

2

2

-

зачёт

II

Посещение музея декоративно – прикладного искусства

4

4

-

III

Подготовка к работе

6

4

2

1

Материалы и инструменты. Организация рабочего места

2

2

-

фронтальный опрос

2

Полезные советы начинающим. Условные обозначения

2

1

1

графический диктант

3

Цветовая композиция

2

1

1

тестирование

IV

Бисероплетение на проволочной основе

54

14

40

1

Техника параллельного низания

20

5

15

творческая работа

2

Техника петельного плетения

20

5

15

творческая работа

3

Объёмные фигурки на проволоке

14

4

10

творческая работа

V

Выставка работ

2

1

1

зачёт, выставка

VI

Ажурное плетение

74

21

53

1

 Ажурные цепочки

14

4

10

творческая работа

2

Ажурные воротнички и колье

40

10

30

творческая работа

3

Пасхальные яйца

13

5

8

творческая работа

4

Красочные шары

7

2

5

творческая работа

VII

Итоговое занятие

2

1

1

зачёт, выставка

Всего                                                                                

144

47

97

Второй год обучения

Содержательный модуль «Бисерная вышивка»

раздела

и темы

Название разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

I

Введение

2

2

-

зачёт

II

Подготовка к работе

4

3

1

1

Материалы и инструменты

2

2

-

фронтальный опрос

2

Основы композиции

2

1

1

тестирование

III

Шитьё по счёту

60

9

51

1

Техника вышивания

2

1

1

творческая работа

2

Вышивка изделий шитьём по счёту

58

8

50

творческая работа

IV

Выставка работ

2

1

1

зачёт, выставка

V

Вышивка бисером по контуру рисунка

74

12

62

1

Приёмы работы

14

4

10

творческая работа

2

Вышивка изделий по контуру рисунка

60

8

52

творческая работа

VI

Итоговое занятие

2

1

1

зачёт, выставка

Всего                                                                                

144

28

116

Содержание изучаемого курса

Первый год обучения

Содержательный модуль «Бисероплетение»

Раздел I.  Введение.

Теоретические сведения:  Знакомство друг с другом и педагогом. Игра «Расскажи нам о себе». Рассказ о детском объединении. История бисероплетения с демонстрацией изделий.  Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности.

Практическая работа: Начальная диагностика.

Оборудование и оснащение:  Образцы бисера, стекляруса и бусинок;  сплетённые из бисера изделия. 

Раздел II. Посещение музея декоративно – прикладного искусства

Теоретические сведения: Знакомство с декоративно – прикладным искусством

Место проведения: город Моршанск.

Раздел III. Подготовка к работе

Тема 1. Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

Теоретические сведения: Правила взаимодействия участников. Права и обязанности членов  детского объединения. Правила поведения. Выбор детского актива. Распределение разовых и постоянных поручений. Формирование системы передачи информации.

     Правила организации учебного занятия. Правила по технике безопасности при работе со швейными иглами, ножницами, булавками. Организация рабочего места.

     Материалы: леска, нитки, бисер, бусины, стеклярус, пчелиный воск или восковые свечи, замочки с ушками, обмоточная проволока. Инструменты: иглы, булавки, пинцеты (большой и маленький), ножницы.

Оборудование и оснащение: Различного вида нитки и леска; различные по размеру, форме и цвету бисер, бусины, стеклярус; образцы игл; маленькие острые ножницы; инструкции по технике безопасности.

Тема 2. Полезные советы начинающим. Условные обозначения.

Теоретические сведения: Полезные советы начинающим. Главный объект, замысел, идея.  Размер работы. Увеличение и уменьшение изделия. Условные обозначения. Чтение схем.

Практическая работа: Отработка умений правильно замерять, увеличивать и уменьшать изделие; запись условных обозначений

Оборудование и оснащение: Памятка «Полезные советы начинающим», тетрадь для записей.

Тема 3. Цветовая композиция.

Теоретические сведения: Колорит. Цвет. Основы теории цвета. Основные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Три основных показателя цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота. Тёплые и холодные цвета. Дополнительные цвета.

Практическая работа: Запись таблицы «Сочетаемость цветов».

Оборудование и оснащение: Таблицы «Цветовой круг», «Сочетаемость цветов»; тетрадь, цветные карандаши.

Раздел IV. Бисероплетение на проволочной основе

Тема 1. Техника параллельного низания.

Теоретические сведения: Параллельное низание. Техника выполнения.

Практическая работа: Отработка техники параллельного низания; изготовление цветов из бисера на проволоке: ромашка, колокольчик, лютик; насекомые и животные из бисера: стрекоза, ящерица, пчёлка, бабочка; различные броши.

Оборудование и оснащение: Бисер, медная тонкая проволока, схемы изделий, ножницы.

Тема 2. Техника петельного плетения

Теоретические сведения: Петельное плетение. Техника выполнения.

Практическая работа: Отработка техники петельного плетения; изготовление брошей и сувениров.

Оборудование и оснащение: Бисер, медная тонкая проволока, схемы изделий, ножницы.

Тема 3. Объёмные фигурки на проволоке

Теоретические сведения: Техника выполнения объёмных фигур. Чтение схем.

Практическая работа: Изготовление фигурок на проволоке: краб, скорпион, паук, мышь, лягушка, лошадка.

Оборудование и оснащение: Бисер, медная тонкая проволока, схемы изделий, ножницы.

Раздел V. Выставка работ

Теоретические сведения: Выявление уровня приобретённых практических навыков детей. Этапы организации и проведения выставки. Требования к выставочным работам. Каталог выставки. Этикетка работы.

Практическая работа: Контрольная диагностика. Оформление этикеток работ. Расположение выставочных работ на стендах.

Оборудование и оснащение: Выставочные работы,  стенды.

Место проведения: рекреация.

Раздел VI. Ажурное плетение

Тема 1. Ажурные цепочки.

Теоретические сведения: Техника плетения ажурных цепочек: цепочки с ровными краями, цепочка «Лесенка», наращивание длины цепочки, закрепление концов нити, оплетение кабашонов, цепочка в полтора ромба («восьмёрка»), цепочка в два с половиной ромба, крепление замка.

Практическая работа: Отработка техник плетения различных цепочек; изготовление браслетов, цепочек.

Оборудование и оснащение:  Бисер, нитки, схемы изделий, ножницы.

Тема 2. Ажурные воротнички и колье

Теоретические сведения: Техника плетения: закруглённая ажурная сетка.

Практическая работа: Отработка техники при выполнении различных воротничков, колье, ожерельев.

Оборудование и оснащение: Бисер, нитки, схемы изделий, ножницы.

Тема 3. Пасхальные яйца

Теоретические сведения: Оплетение маленьких и средних яиц. Орнаменты, используемые при оплетении яиц. Оплетение подставки под яйцо.

Практическая работа: Отработка техники; изготовление яйца с ландышами и часами.

Оборудование и оснащение: Бисер, нитки, схемы изделий, ножницы.

Тема 4. Красивые шары

Теоретические сведения: Техника оплетения шаров.

Практическая работа: Отработка техники; изготовление шаров.

Оборудование и оснащение: Бисер, нитки, схемы изделий, ножницы.

Раздел VII. Итоговое занятие

Теоретические сведения: Определение уровня мастерства, которого достигли воспитанники за первый год обучения. Этапы организации и проведения итоговой выставки. Каталог выставки. Этикетка работы.

Практическая работа: Итоговая диагностика. Оформление этикеток работ. Расположение выставочных работ на стендах.

Оборудование и оснащение: Выставочные работы,  стенды.

Место проведения: рекреация.

Второй год обучения

Содержательный модуль «Бисерная вышивка»

Раздел I.  Введение

Теоретические сведения: Рассказ о детском объединении. Введение в программу. История бисерной вышивки с демонстрацией изделий. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности.

Практическая работа: Начальная диагностика.

Оборудование и оснащение:  образцы бисера, стекляруса и бусинок; изделия вышитые бисером.

Раздел II. Подготовка к работе

Тема 1. Материалы и инструменты

Теоретические сведения: Правила взаимодействия участников. Права и обязанности членов  детского объединения. Правила поведения. Выбор детского актива. Распределение разовых и постоянных поручений. Формирование системы передачи информации.

     Правила организации учебного занятия. Правила по технике безопасности при работе со швейными иглами, ножницами. Организация рабочего места.

Материалы: ткани, нитки, бисер, бусины, стеклярус, канва, калька. Инструменты: подрамник, иглы, ножницы.

Оборудование и оснащение: коллекция тканей; различного вида нитки; различные по размеру, форме и цвету бисер, бусины, стеклярус; специальная ткань – канва; калька; подрамник и пяльцы; образцы игл; маленькие острые ножницы; инструкции по технике безопасности.

Тема 2. Основы композиции

Теоретические сведения: Понятие «композиция». Главный объект, замысел, идея.  Формат и размер работы. Увеличение и уменьшение рисунка.

Практическая работа: Отработка умений правильно компоновать, увеличивать и уменьшать рисунок.

Оборудование и оснащение: Правила компоновки рисунка; образцы рисунков для увеличения и уменьшения.

Раздел III. Шитьё по счёту

Тема 1. Техника вышивания

Теоретические сведения: Техника бисерной вышивки – шитьё по счёту. Схемы. Техника вышивания.

Практическая работа: Освоение и отработка вышивки бисером по счёту.

Оборудование и оснащение: Ткань, канва, нитки, бисер, ножницы, иглы, пяльцы; таблица «Шитьё по счёту».

Тема 2. Вышивка изделий шитьём по счёту

Теоретические сведения: Анализ образцов и схем. Выбор ниток и бисера. Последовательность оформления готовой работы.

Практическая работа: Вышивка игрушек, кулонов, брошей, знаков Зодиаков, панно, косметички. Оформление готовых работ.

Оборудование и оснащение: Ткань, канва, нитки, бисер, ножницы, иглы, пяльцы, тонкий шнур, клей «Момент», плотная бумага, кусочки кожи, картон.

Раздел IV. Выставка работ

Теоретические сведения: Выявление уровня приобретённых практических навыков детей. Этапы организации и проведения выставки. Требования к выставочным работам. Каталог выставки. Этикетка работы.

Практическая работа: Контрольная диагностика. Оформление этикеток работ. Расположение выставочных работ на стендах.

Оборудование и оснащение: Выставочные работы,  стенды.

Место проведения: рекреация.

Раздел V. Вышивка бисером по контуру рисунка

Тема 1. Приёмы работы

Теоретические сведения: Техника бисерной вышивки по контуру рисунка. Нашивание одиночных бисерин и бусин. Выполнение остроконечного листика. Выполнение петель из бисера. Выполнение цветка из «риса», мелких цветов. Выполнение линии или дуги из нитки с бисером. Выполнение шва «ёлочка» из бисера или стекляруса. Выполнение многослойных завитков. Выполнение стебельчатого шва. Выполнение шва «за иголку».

Практическая работа: Освоение и отработка приёмов вышивки бисером по контуру рисунка.

Оборудование и оснащение: Ткань, нитки, бисер, стеклярус, ножницы, иглы, пяльцы; таблица «Приёмы вышивки бисером по контуру рисунка».

Тема 2. Вышивка изделий по контуру рисунка

Теоретические сведения: Анализ образцов. Выбор ткани, ниток, бисера и стекляруса. Последовательность выполнения и оформления готовой работы.

Практическая работа: Выполнение игольницы, косметички, панно, ордена Святого Андрея, пасхальных яиц. Оформление готовых работ.

Оборудование и оснащение: Ткань, канва, нитки, бисер, стеклярус, ножницы, иглы, пяльцы, клей «Момент», картон, деревянные заготовки яиц и подставок.

Раздел VI. Итоговое занятие

Теоретические сведения: Определение уровня мастерства, которого достигли воспитанники за второй год обучения. Этапы организации и проведения итоговой выставки.  Каталог выставки. Этикетка работы.

Практическая работа: Итоговая диагностика. Оформление этикеток работ. Расположение выставочных работ на стендах.

Оборудование и оснащение: Выставочные работы,  стенды.

Место проведения: рекреация.

1.4. Планируемые результаты

       Использование программы «Вдохновение» направлено на достижение следующих результатов:

  • полученные знания позволят детям ориентироваться в технологических схемах плетения и вышивки;
  • дети смогут подбирать гармоничные цветовые сочетания бисера и тканей;
  • приобретённые умения помогут самостоятельно создавать авторские изделия (украшения, сувениры, декоративные панно);
  • дети получат знания и умения, связанные с этикетом в области общения в коллективе, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установления контактов с другими детьми.

     Главным результатом по данной программе является выставка работ детей в школе и участие в районных мероприятиях и конкурсах.

Содержательный модуль «Бисероплетение»

   По окончании первого года обучения учащиеся:

  • будут иметь представление об основных видах низания и плетения;
  • будут знать правила работы с бисером;
  • получат навыки самостоятельной работы со схемами плетения;
  • научатся подбирать гармоничные цветовые сочетания бисера;
  • научатся выполнять основные виды бисероплетения;
  • будет сформировано качество самостоятельного выполнения работы от подбора до готового изделия;
  • будет сформирована устойчивая потребность творчески подходить к выполнению изделий.

Содержательный модуль «Бисерная вышивка»

   По окончании первого года обучения учащиеся:

  • будут иметь представление об основных вида бисерной вышивки: шитьё по счёту и вышивка по контуру рисунка;
  • будут знать правила работы с бисером;
  • получат навыки самостоятельной работы со схемами вышивки;
  • научатся подбирать гармоничные цветовые сочетания бисера;
  • научатся выполнять основные виды бисерной вышивки;
  • будет сформировано качество самостоятельного выполнения работы от подбора до готового изделия;
  • будет сформирована устойчивая потребность творчески подходить к выполнению изделий.

2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы

2.1. Календарный учебный график

     Организация образовательного процесса в образовательной организации регламентируется календарным учебным графиком, являющимся составной частью основной образовательной программы (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

     При разработке календарного учебного графика, в соответствии с Уставом, учитываются следующие нормы:

 - количество учебных периодов (четвертей) и их продолжительность устанавливается образовательной организацией самостоятельно;

- продолжительность учебного года составляет не менее 40 недель;

- продолжительность учебных недель по дополнительным общеразвивающим программам 36 недели;

- продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 4 недель, летом – не менее 12 недель;

-  резерв – 1 – 2  недели. 

Календарно – тематическое планирование

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятель

ности

Виды контроля

Приме

чание

1

Введение

Знакомство друг с другом и педагогом. Игра «Расскажи нам о себе». Рассказ о детском объедине нии. История бисероплетения с демонстрацией изделий.  Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности.

1

Беседа, демонстрация видов бисера, готовых изделий

теория

Начальная диагностика

2

Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Организация  рабочего места

 Правила организа ции учебного заня тия. Правила по технике безопас ности при работе со швейными иглами, ножни цами, булавками. Организация рабочего места.

1

Объяснение, рассказ, показ

теория

текущий

3

Подготовка к работе. Полезные советы начинающим. Условные обозначения

Полезные советы начинающим. Глав ный объект, замы сел, идея.  Размер работы. Увеличение и уменьшение изде лия. Условные обоз начения. Чтение схем.

2

Объяснение, показ,

практическая работа

теория, практика

текущий

4

Подготовка к работе. Цветовая композиция

Колорит. Цвет. Основы теории цвета. Основные цвета. Хромати ческие и ахрома тические цвета. Три основных показа теля цвета: цвето вой тон, насыщен ность, светлота. Тёплые и холодные цвета. Дополнитель ные цвета.

2

Объяснение, показ, запись таблицы «Сочетаемость цветов»,

практическая работа по таблице

теория, практика

текущий, тематический

5

Техники бисероплетения. Параллельное низание

Техника выполне ния. Отработка техники парал лельного низания; изготовление цве тов из бисера на проволоке: ромаш ка, колокольчик, лютик; насекомые и животные из бисера: стрекоза, ящерица, пчёлка, бабочка; различные броши

6

Объяснение, показ, практическая работа

теория, практика

текущий, тематический

6

Техники бисероплетения. Петельное плетение

Техника выполне ния. Отработка техники петельного плетения; изготов ление брошей и сувениров.

3

Объяснение, показ, практическая работа

теория, практика

текущий, тематический

7

Техники бисероплетения. Игольчатое плетение

Техника выполне ния. Отработка техники игольчато го плетения; изго товление веточек ёлки, сосны и из них различных ком позиций.

5

Объяснение, показ, практическая работа

теория, практика

текущий, тематический

8

Техники бисероплетения. Французское плетение

Техника выполне ния. Отработка тех ники французского плетения; изготов ление цветов, листьев и из них различных компо зиций.

6

Объяснение, показ, практическая работа

теория, практика

текущий, тематический

9

Техники бисероплетения. Ажурное плетение

Техника плетения ажурных цепочек: цепочки с ровными краями, цепочка «Лесенка», наращи вание длины цепоч ки, закрепление концов нити, цепоч ка в полтора ромба («восьмёрка»), цепочка в два с половиной ромба, крепление замка. Отработка техник плетения различ ных цепочек; изготовление браслетов, цепочек. Техника плетения ажурных воротнич ков и колье: закруг лённая ажурная сетка. Отработка техники при выпол нении различных воротничков, колье, ожерельев. Оплетение малень ких и средних яиц. Орнаменты, исполь зуемые при оплете нии яиц. Оплетение подставки под яйцо. Отработка техники оплетения пасхальных яиц; изготовление яйца с ландышами и часами.

8

Объяснение, показ, практическая работа

теория, практика

текущий, тематический

10

Итоговое занятие

Определение уров ня мастерства, которого достигли воспитанники за содержательный модуль «Бисеропле тение». Этапы орга низации и проведе ния итоговой вы ставки. Каталог вы ставки. Этикетка ра боты. Оформление этикеток работ. Расположение вы ставочных работ на стендах.

2

Беседа, устный контроль, выполнение контрольного задания

теория, практика

Итоговая диагностика

11

Введение

Введение в про грамму. История бисерной вышивки с демонстрацией изделий. Выявле ние уровня первич ной подготовки детей в данном виде деятельности.

1

Беседа, демонстрация  готовых изделий

теория

Начальная диагностика

12

Подготовка к работе. Материалы и инструменты

Правила организа ции учебного заня тия. Правила по тех нике безопасности при работе со швей ными иглами, нож ницами. Организа ция рабочего места.

1

Объяснение, рассказ, показ

теория

текущий

13

Подготовка к работе. Основы композиции

Понятие «компози ция». Главный объект, замысел, идея.  Формат и размер работы. Уве личение и умень шение рисунка.

Отработка умений правильно компо новать, увеличи вать и уменьшать рисунок.

2

Объяснение, показ,

практическая работа

теория, практика

текущий, тематический

14

Техники вышивания. Шитьё по счёту

Техника бисерной вышивки – шитьё по счёту. Схемы. Техника вышива ния. Анализ образ цов и схем. Выбор ниток и бисера. Последовательность оформления гото вой работы. Освое ние и отработка вы шивки бисером по счёту. Вышивка игрушек, кулонов, брошей, знаков Зодиаков, панно, косметички. Оформ ление готовых ра бот.

12

Объяснение, показ, практическая работа

теория, практика

текущий, тематический

15

Техники вышивания. Вышивка бисе ром по контуру рисунка

Техника бисерной вышивки по конту ру рисунка. Нашива ние одиночных би серин и бусин. Выполнение остро конечного листика. Выполнение петель из бисера. Выполне ние цветка из «ри са», мелких цветов. Выполнение линии или дуги из нитки с бисером. Выполне ние шва «ёлочка» из бисера или стек ляруса. Выполнение многослойных за витков.Выполнение стебельчатого шва. Выполнение шва «за иголку». Анализ образцов. Выбор ткани, ниток, бисе ра и стекляруса. Последовательность выполнения и оформления гото вой работы. Освое ние и отработка приёмов вышивки бисером по контуру рисунка. Выполне ние игольницы, кос метички, панно, пасхальных яиц. Оформление гото вых работ.

18

Объяснение, показ, практическая работа

теория, практика

текущий, тематический

16

Итоговое занятие

Определение уров ня мастерства, кото рого достигли вос питанники за содер жательный модуль «Бисерная вышив ка». Этапы органи зации и проведения итоговой выставки.  Каталог выставки. Этикетка работы. Оформление этике ток работ. Располо жение выставочных работ на стендах.

2

Беседа, устный контроль, выполнение контрольного задания

теория, практика

Итоговая диагностика

2.2. Условия реализации программы

     Занятия должны проводиться в светлом, хорошо проветриваемом кабинете. У каждого ребёнка своё рабочее место и набор необходимых инструментов. Кабинет оборудован шкафами для хранения материалов, незаконченных работ, образцов изделий и коллекций.

      Для реализации программы необходимы:

  1. Инструкции по технике безопасности при работе с иглами, ножницами, булавками, клеем.
  2. Наглядно – иллюстративные и дидактические материалы:
  • образцы тканей;
  • коллекция ниток;
  • образцы бисера, стекляруса, бус;
  • образцы изделий;
  • схемы изделий;
  • таблицы основных видов швов и приёмов работы;
  • инструкционные карты;
  • дидактические карточки.
  1. Наличие материалов:
  • ткань;
  • нитки;
  • канва;
  • миллиметровая бумага;
  • леска;
  • сантиметровая лента.
  1. Наличие инструментов:
  • швейные иглы;
  • булавки;
  • ножницы;
  • пяльцы;
  • подрамники;
  • карандаши и линейки.

2.3. Формы аттестации

   Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.

Формы контроля на занятиях:

- текущий;

- промежуточный;

- итоговый.

     Текущий контроль проводится с целью проверки качества освоения конкретной темы или раздела. Текущий контроль проводится в форме просмотра готовых творческих работ и форм подведения итогов на учебных занятиях ведущим педагогом. 

Формы подведения итогов на учебных занятиях

Виды занятий

Формы подведения итогов

Вводные занятия

Беседа, фронтальный опрос

Учебные занятия

Фронтальные и индивидуальные беседы, дидактические карточки, графические и терминологические диктанты, выполнение дифференцированных практических заданий на занятиях.

Итоговое занятие

Конкурсы, выставки

   

     Результативность программы «Вдохновенье» определяется промежуточным и итоговым контролями (зачётами), которые проводятся в форме диагностических исследований в три этапа:

  1. Начальная диагностика проводится в начале первого и второго годов обучения. Её результаты позволяют определить уровни первоначального практического навыка.
  2. Контрольная диагностика проводится в середине первого и второго годов обучения и позволяет проследить динамику развития практического навыка.
  3. Итоговая диагностика проводится в конце первого и второго годов обучения. По её результатам определяется уровень мастерства, которого достигли воспитанники за время обучения.

     Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: районных, городских, областных в области декоративно – прикладного искусства.

     Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

2.4. Оценочные материалы

Итоговая аттестация

     Итоговый контроль проводится по трём блокам и по их результатам определяется уровень мастерства, которого достигли воспитанники за время обучения.

 Блок 1. Определение теоретических знаний и практических умений

              воспитанников (Приложение 1)

п/п

Фамилия, имя воспитанника

Вид работы

Среднее количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Виды работ для оценки теоретических знаний и практических умений по модулю «Бисероплетение»:

1.Умение пользоваться инструментами.

2. Умение подобрать материал для изделия.

3. Умение пользоваться условными обозначениями на схемах.

4. Цветовые сочетания.

5. Техника параллельного низания.

6. Техника петельного плетения.

7. Ажурное плетение.

8. Изготовление творческих работ.

Виды работ для оценки теоретических знаний и практических умений по модулю

 «Бисерная вышивка»

1.Умение пользоваться инструментами.

2. Умение подобрать материал для изделия.

3. Умение пользоваться условными обозначениями на схемах

4. Цветовые сочетания

5. Шитьё по счёту

6. Вышивка по контуру рисунка

7. Изготовление творческих работ

Блок 2. Уровень развития личности воспитанников (Приложение 2)

п/п

Фамилия, имя воспитанника

Отношение к себе и

к людям

Отношение к труду

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

1

Оценка развития личности воспитанников определяется по отношению:

- к себе и людям;

- к труду.

Блок 3. Определение творческого потенциала воспитанников (Приложение 3)

п/п

Фамилия, имя воспитанника

Уровень творчества

низкий уровень

23 и менее очков

средний уровень

от 24 до 48 очков

высокий уровень

49 и более очков

1

Методика «Определение творческого потенциала»

    Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

2.5. Методические материалы

     Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приёмов обучения:

  1. Словесные методы (рассказ, беседа) применяются при формировании теоретических и фактических знаний, когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер. В рассказе используются приёмы устного изложения информации: поддержание внимания, активизация мышления слушателей; приёмы, обеспечивающие логическое запоминание; убеждение, аргументация, доказательства, классификация, систематизация, обобщение. Проводя беседу, используются приёмы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приёмы обсуждения ответов и мнений учеников, приёмы формулирования выводов из беседы.
  2. Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам применяются наглядные методы, такие как: метод иллюстраций и метод демонстраций. При наглядных методах используются приёмы показа, обеспечения лучшей видимости (подъём приспособления и др.), обсуждения результатов проведения наблюдений, демонстраций.
  3. Для развития практических умений и навыков, когда содержание программы включает практические упражнения, выполнение трудовых заданий, применяются практические методы обучения. Во время использования практических методов применяются приёмы: постановки задания, планирования его выполнения, управления процессом выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели.
  4. Репродуктивные методы используются для формирования знаний, умений и навыков, когда содержание материала слишком сложно или весьма просто. Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их воспитанники применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требуют неоднократных действий по образцу.
  5. Проблемно-поисковые методы обучения (эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемно-поисковые упражнения, исследовательские работы) применяются для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу. При этом используются такие приёмы: создаётся проблемная ситуация (ставится вопрос, экспериментальное задание), организуется коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждается правильность выводов, выдвигается готовое проблемное задание.
  6. Для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему) используются  индуктивные методы.
  7. Дедуктивные методы применяются для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному), развития умения анализировать изделия и схемы.
  8. Методы самостоятельной работы используются для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда. Используя разнообразные виды самостоятельной работы, у учеников необходимо выработать некоторые самые общие приёмы её рациональной организации: умение рационально планировать эту работу, чётко ставить систему задач предстоящей работы, вычленять среди них главное, умело избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач, умелый и оперативный самоконтроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, наконец, умение анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале её, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.
  9. Методы стимулирования творческой деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и др.) применяются для поддержания и развития хороших начал в обучении и поведении.

     При проведении занятий на различных этапах применяются следующие методы обучения:

  1. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация.
  2. На этапе закрепления изученного материала – беседа, дискуссия, упражнение, практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.
  3. На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), тестирование.
  4. На этапе проверки полученных знаний – выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка.

Методическое обеспечение программы

Первый год обучения

Содержательный модуль «Бисероплетение»

№ п/п

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приёмы обучения

Формы подведения итогов

I

Введение

образцы бисера, стекляруса и бусинок;  сплетённые из бисера изделия; задания для диагностики

рассказ, показ, выполнение контрольных заданий

начальная диагностика

II

Посещение музея декоративно – прикладного искусства

рассказ, беседа, наблюдение

устный опрос

III

Подготовка к работе

1

Материалы и инструменты. Организация рабочего места

различного вида нитки и леска; различные по размеру, форме и цвету бисер, бусины, стеклярус; образцы игл; маленькие острые ножницы; инструкции по технике безопасности

объяснение, рассказ, показ

фронтальный опрос

2

Полезные советы начинающим. Условные обозначения

памятка «Полезные советы начинающим», тетрадь для записей, различные схемы для бисероплетения

объяснение, демонстрация

графический диктант

3

Цветовая композиция

таблицы «Цветовой круг», «Сочетаемость цветов»; тетрадь, цветные карандаши

объяснение, рассказ, показ

тестирование

IV

Бисероплетение на проволочной основе

1

Техника параллельного низания

бисер, медная тонкая проволока, схемы изделий, ножницы

объяснение, показ, практическая работа

творческая работа

2

Техника петельного плетения

бисер, медная тонкая проволока, схемы изделий, ножницы

объяснение, показ, практическая работа

творческая работа

3

Объёмные фигурки на проволоке

бисер, медная тонкая проволока, схемы изделий, ножницы

объяснение, показ, практическая работа

творческая работа

V

Выставка работ

выставочные работы,  стенды, задания для диагностики

выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка

зачёт (контрольная диагностика), выставка

VI

Ажурное плетение

1

 Ажурные цепочки

Бисер, нитки, схемы изделий, ножницы

объяснение, показ, практическая работа

творческая работа

2

Ажурные воротнички и колье

бисер, нитки, схемы изделий, ножницы

объяснение, показ, практическая работа

творческая работа

3

Пасхальные яйца

бисер, нитки, схемы изделий, деревянные заготовки яиц и подставок, ножницы

объяснение, показ, практическая работа

творческая работа

4

Красочные шары

бисер, нитки, схемы изделий, заготовки шаров, ножницы

объяснение, показ, практическая работа

творческая работа

VII

Итоговое занятие

выставочные работы,  стенды, задания для диагностики

выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка

зачёт (итоговая диагностика), выставка

Второй год обучения

Содержательный модуль «Бисерная вышивка»

№ п/п

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приёмы обучения

Формы подведения итогов

I

Введение

образцы бисера, стекляруса и бусинок; изделия вышитые бисером; задания для диагностики

рассказ, показ, выполнение контрольных заданий

начальная диагностика

II

Подготовка к работе

1

Материалы и инструменты

коллекция тканей; различного вида нитки; различные по размеру, форме и цвету бисер, бусины, стеклярус; специальная ткань – канва; калька; подрамник и пяльцы; образцы игл; маленькие острые ножницы; инструкции по технике безопасности

объяснение, рассказ, показ

фронтальный опрос

2

Основы композиции

правила компоновки рисунка; образцы рисунков для увеличения и уменьшения

объяснение, рассказ, показ

тестирование

III

Шитьё по счёту

1

Техника вышивания

ткань, канва, нитки, бисер, ножницы, иглы, пяльцы; таблица «Шитьё по счёту»

объяснение, показ, практическая работа

творческая работа

2

Вышивка изделий шитьём по счёту

ткань, канва, нитки, бисер, ножницы, иглы, пяльцы, тонкий шнур, клей «Момент», плотная бумага, кусочки кожи, картон

объяснение, показ, практическая работа

творческая работа

IV

Выставка работ

выставочные работы,  стенды, задания для диагностики

выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка

зачёт (контрольная диагностика), выставка

V

Вышивка бисером по контуру рисунка

1

Приёмы работы

ткань, нитки, бисер, стеклярус, ножницы, иглы, пяльцы; таблица «Приёмы вышивки бисером по контуру рисунка»

объяснение, показ, практическая работа

творческая работа

2

Вышивка изделий по контуру рисунка

Ткань, канва, нитки, бисер, стеклярус, ножницы, иглы, пяльцы, клей «Момент», картон, деревянные заготовки яиц и подставок

объяснение, показ, практическая работа

творческая работа

VI

Итоговое занятие

выставочные работы,  стенды, задания для диагностики

выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка

зачёт (итоговая диагностика), выставка

2.6. Список литературы

для педагога:

  1. Бисер: Каталог выставки. Всероссийский выставочный центр. Павильон «Культура», февраль – август 2000г. // М., Народное творчество, 2001.
  2. Бисер // Модный. 2006. № 6.
  3. Божко Л.А. Бисер. //М.: Мартин, 2002.
  4. Виноградова Е. Браслеты. СПб.: Валерии СПД. 1999
  5. Гринченко А. Вышивание бисером – М.: Эксмо, 2006
  6. Куликова Л. Г, Короткова Л. Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. М.: издательский дом МСП, 2001.
  7.  Литвинец Э. Н. И дивный видится узор. М., Молодая гвардия, 1988.
  8.  Ляукина М. Бисер: Основы художественного ремесла. М.: АСТ – пресс, 1999.
  9.  Ляукина М. Бисер: Техника. Приёмы. Изделия. М.: АСТ – пресс, 2001.
  10.  Магина А. Бисер: Плетение и вышивка. М.: ОЛМА – Пресс, 1998.
  11.  Моисеенко Е., Фалеева В. Бисер и стеклярус в России. – Л.: Художник РСФСР, 1990.
  12.  Наборы для рукоделия: Каталог. ГАММА, 2004.
  13.  Рукоделие / сост. Е.А. Бойко. – М.:АСТ, 2007.
  14. Федотова М. В., Валюх Г. М. Бисер: Цветы и букеты. М. Культура и традиции, 1999.
  15.  Шитьё бисером / Авт.-сост. Т.З. Клыковская. – М.: АСТ; МН.: Харвест, 2006  

для воспитанников:

  1. Белякова Н.Е. Пасхальные яйца: Практическое пособие. – СПб.: Корона-принт, 2000.
  2. Капитонова Г.Н. Бисероплетение: Практическое руководство. – М.: АСТ; СПб.: Астрель – СПб, 2008.
  3.  Капитонова Г.Н. Бисерная вышивка: Практическое руководство. – М.: АСТ; СПб.: Астрель – СПб, 2009.
  4. Носырёва Т.Г. Игрушки и украшения из бисера. – М.: Астрель: АСТ, 2007 – (Домашняя творческая мастерская)

Приложение 1

Блок 1. Определение теоретических знаний и практических умений

              воспитанников

Детское объединение _________________________________

Год обучения____________________

№ группы ______________________

Педагог дополнительного образования ___________________________

п/п

Фамилия, имя воспитанника

Вид работы

Среднее количество баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Критерии оценки теоретических знаний и

практических умений воспитанников за первый год обучения

по модулю «Бисероплетение»

(по 10- бальной шкале)

Вид работы

Низкий уровень -

1-3 балла

Средний уровень -

4-6 баллов

Высокий уровень -

7-10 баллов

1.Умение пользоваться инструментами

Не знает и путает инструменты, не знает правил работы с ними

Знает предназначение, забывает правила по технике безопасности

Хорошо знает все инструменты  и применяет их в работе, знает правила работы с ними

2. Умение подобрать материал для изделия

Не умеет подобрать материал для работы самостоятельно

Подбирает материал для работы с небольшой помощью педагога

Самостоятельно подбирает материал для работы

3. Умение пользоваться условными обозначениями на схемах

С трудом работает по схемам

Умеет использовать условные обозначения, но путается в них

Работает самостоятельно

5. Цветовые сочетания

Не умеет самостоятельно подобрать материал по цвету

Старается самостоятельно подобрать материал по цвету, но не всегда получается

Грамотно подбирает материал по цвету

6. Техника параллельного низания

Не освоил технику параллельного низания

Освоил технику параллельного низания, но иногда путается при выполнении работы

Освоил технику параллельного низания, умело применяет её в работе, соблюдает точность и аккуратность

7. Техника петельного плетения

Не освоил технику петельного плетения

Освоил технику петельного плетения, но иногда путается при выполнении работы

Освоил технику петельного плетения, умело применяет её в работе

8. Ажурное плетение

Не освоил ажурное плетение

Освоил ажурное плетение, но не соблюдает точности и аккуратности

Освоил ажурное плетение. Работу выполняет правильно и аккуратно

9. Изготовле -ние творческих работ

Не знает, чего хочет. Не желает проявлять фантазию. Выполняет работу без инициативы и неаккуратно

Выполняет работу аккуратно. Не проявляет фантазию и самостоятельность

Всегда проявляет инициативу и фантазию. Выполняет работу заинтересованно и аккуратно

Критерии оценки теоретических знаний и

практических умений воспитанников за второй год обучения

по модулю «Бисерная вышивка»

(по 10- бальной шкале)

Вид работы

Низкий уровень -

1-3 балла

Средний уровень -

4-6 баллов

Высокий уровень -

7-10 баллов

1.Умение пользоваться инструментами

Не знает и путает инструменты, не знает правил работы с ними

Знает предназначение, забывает правила по технике безопасности

Хорошо знает все инструменты  и применяет их в работе, знает правила работы с ними

2. Умение подобрать материал для изделия

Не умеет подобрать материал для работы самостоятельно

Подбирает материал для работы с небольшой помощью педагога

Самостоятельно подбирает материал для работы

3. Умение пользоваться условными обозначениями на схемах

С трудом работает по схемам

Умеет использовать условные обозначения, но путается в них

Работает самостоятельно

5. Цветовые сочетания

Не умеет самостоятельно подобрать материал по цвету

Старается самостоятельно подобрать материал по цвету, но не всегда получается

Грамотно подбирает материал по цвету

6. Шитьё по счёту

Не освоил технику шитья по счёту

Освоил технику шитья по счёту, но иногда путается при выполнении работы

Освоил технику шитья по счёту, умело применяет её в работе, соблюдает точность и аккуратность

7. Вышивка по контуру рисунка

Не освоил технику вышивки по контуру рисунка

Освоил технику вышивки по контуру рисунка, но не соблюдает точности и аккуратности

Освоил технику вышивки по контуру рисунка, умело применяет её в работе

8. Изготовле -ние творческих работ

Не знает, чего хочет. Не желает проявлять фантазию. Выполняет работу без инициативы и неаккуратно

Выполняет работу аккуратно. Не проявляет фантазию и самостоятельность

Всегда проявляет инициативу и фантазию. Выполняет работу заинтересованно и аккуратно

Приложение 2

Блок 2. Уровень развития личности воспитанников

Детское объединение _________________________________

Год обучения____________________

№ группы ______________________

Педагог дополнительного образования ___________________________

п/п

Фамилия, имя воспитанника

Отношение к себе и

к людям

Отношение к труду

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

1

Критерии оценки развития личности воспитанников

(по 10- бальной шкале)

Уровень развития

Отношение к себе и к людям

Отношение к труду

низкий уровень -

1-3 балла

1.Находится на занятиях без желания. Не принимает участия в коллективном творческом процессе

1. Не проявляет старательности, работу не доводит до конца, присутствует больше как наблюдатель

2. Пришёл в творческое объединение «за компанию». Не может определиться – зачем ему это надо

2. Берётся за работу с желанием, но не доводит её до конца, присутствует ради общения

3. В творческое объединение привели родители. Редко, под влиянием внешних факторов, проявляет интерес к творческой деятельности

3. Изредка проявляет старательность, чтобы избежать осуждения

средний уровень -

4-6 баллов

4. Периодически стремится к творческой деятельности, старается выделиться среди других

4. Участвует в творческой работе, пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний и умений

5. Часто стремится к совместной творческой деятельности в целях общения с друзьями и самовыражения

5. Может работать с интересом, особенно, если хочет выделиться перед другими

6. Регулярно стремится  к творческой деятельности, старается хорошо выполнить дело

6. Работает добросовестно, ждёт одобрения педагога

высокий уровень -

7-10 баллов

7. Участвует в творческом процессе, проявляет мотив самореализации

7. Работает добросовестно, старательно доводит работу до конца, хочет сделать кому – нибудь приятно

8. Участвует в творческом процессе, потому что получает от этого удовольствие

8. Любую работу выполняет старательно и до конца, считает, что иначе нельзя. Проявляет интерес к коллективной работе

9. Участвует в творческом процессе, побуждаем потребностью и самореализацией

9. Ответственно подходит к любой работе. Проявляет творчество и фантазию. Активно участвует в коллективной работе

10. Активно стремится к совместной творческой работе, имеет большой творческий потенциал

10. Активное, творческое отношение к работе. Может возглавить творческую группу

Приложение 3

Блок 3. Определение творческого потенциала воспитанников

Детское объединение _________________________________

Год обучения____________________

№ группы ______________________

Педагог дополнительного образования ___________________________

п/п

Фамилия, имя воспитанника

Уровень творчества

низкий уровень

23 и менее очков

средний уровень

от 24 до 48 очков

высокий уровень

49 и более очков

1

Методика «Определение творческого потенциала»

    Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

    Дорогие ребята внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально точно ответить на вопросы

Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) Часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» -- 3 очка;

за ответ «б» -- 1;

за ответ «в» -- 2.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Графика, мультипликация и художественное творчество»

Программа анимационной деятельности ориентирована на потребность младших школьников в познавательной деятельности  и опирается на различные виды технической, творческой и познавательной активност...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Выразительные возможности живописи и рисунка» (базовый уровень)

Актуальность программы «Выразительные возможности живописи и рисунка» обусловлена тем, что в соответствие потребностям времени обществу необходимы творческие специалисты в различных област...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Программа Студия "Гончарное ремесло"

Программа Студия «Гончарное ремесло» посвящена сохранению и развитию искусства глиняных народных промыслов. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, при...

РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «СТУДИЯ ТВОРЧЕСТВА И ДИЗАЙНА» (базовый уровень)

РАБОЧАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности «СТУДИЯ ТВОРЧЕСТВА И ДИЗАЙНА»(базовый уровень)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «АРТ-ХОББИ» (базовый уровень)

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоро...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Ритмический танец» (базовый уровень)

Для развития способностей одаренной личности необходимы индивидуальные формы обучения. Возможность индивидуального образования дает большие возможности для развития детской одаренности. Чем раньше у р...