Фразеологизмы
презентация к уроку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. «Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа - фразеология одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка» Н.М. Шанский
Что такое фразеология? Что такое фразеологизм?
Фразеология – наука, которая изучает фразеологизмы.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
Основные признаки фразеологизмов Открытая степь С открытой душой
Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов 1. 1. 2. 2. 3. 3.
Вешать лапшу на уши обманывать помещать в висячем положении пищевой продукт, приготовляемый из пшеничной муки, замешанной на воде орган слуха, а также наружная часть его (у человека в форме раковины)
Что требует запоминания? обычное словосочетание фразеологизм
Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм. Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь, О них обычно говорят: «Водой … Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь… Мы исходили городок Буквально вдоль и… И так устали мы в дороге, Что еле …
Игра “Четвёртый лишний”. Из 4 фразеологизмов выделить “лишний”, т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Хоть пруд пруди. Кот наплакал. Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть.
Слово в слово Тютелька в тютельку Вилами на воде писано Комар носа не подточит
Во все лопатки. Сломя голову. Черепашьим шагом. В мгновенье ока.
Картинная галерея Считать ворон - бездельничать, глядеть по сторонам.
Писать неразборчиво Как курица лапой
Лить крокодиловы слёзы Притворно, неискренне жаловаться
Льёт как из ведра Идёт проливной дождь
Вставлять палки в колёса Мешать в каком-либо деле
Сесть в галошу Оказаться в неловком положении
Фразеологизмы - синонимы Опытный человек Тёртый калач Стреляный воробей Быстро Со всех ног Только пятки сверкали
Делать большие глаза Соотнесите фразеологизмы из одного столбика с фразеологизмами другого, подобрав синонимы. Водить за нос
Игра “Фразеологический зверинец”. С помощью рисованных подсказок правильно расставьте слова и запишите их.
Голоден, как … Хитёр, как… Труслив, как … Изворотлив, как… Надут, как… Нем, как ... Грязный, как ... Упрям, как ... Болтлив, как ... Колючий, как ...
Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, определите их синтаксическую роль. Обычно Витя Перепёлкин считал ворон на уроках. Но в этот день он прибежал в школу ни свет ни заря. Витя сгорал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их исправить. У доски он долго собирался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки ра..сказал всё домашнее задание. Витя был на седьмом небе от счаст..я.
Попробуй различить!
1 вариант 2 вариант 3 1 5 2 7 4 10 6 11 8 12 9 14 13
Распределите фразеологизмы по значению: 1) “бездельничать” 2) “обманывать” 3) “быстро”. Сломя гол..ву, с...деть сл..жа руки, вт..рать оч(?)ки, бить баклуши, в..дить (за) нос, (во) весь дух, вв...дить в заблуждение, со всех но(г,к).
Выпишите фразеологизмы, попробуйте дать толкование их лексического значения. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье. - Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы. - Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. - Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Рефлексия. Оцените своё эмоциональное состояние и выберите картинку, которая отражает ваше настроение в данный момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.
Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Обобщающий урок по теме «Русская фразеология»....
Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"
Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...
Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"
Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологичес...
Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари
Презентация для 6 класса по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....
Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"
Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...
Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...