Конспект урока по окружающему миру на тему: « Как зимой помочь птицам? Пр. р. № 14 «Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц»»
план-конспект урока по природоведению на тему

Евсеева Инна Владимировна

Конспект урока по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_okruzh.mir_.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект урока по окружающему миру на тему: « Как зимой помочь птицам? Пр. р. № 14 «Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц»»

Цельпознакомить с зимующими птицами, с устройством кормушек и правильным подбором кормов.

 Задачи: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты:

1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2) Правильно подбирать корм для птиц;
3) Уметь изготовить простейшую кормушку;
4) Знать правила подкормки птиц.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование:

  1. ПК, интерактивная доска, презентации “Покормите птиц зимой”
    2) Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
    3) Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс. 
    4) Ноутбук.
    5) Иллюстрации с изображением зимующих птиц.
    6) Пустые коробки из-под молока.
    7) Ножницы, нитки, карандаш.

     8) Атлас-определитель. Раздел “Птицы” (дано краткое описание      внешности птицы).


^

 I. Организационный момент.

   
   Каждый день мы замечаем в природе изменения, делаем маленькие открытия, радуемся этому. Вот и   сегодня мы снова узнаем новое в окружающем мире. Давайте поработаем дружно и с хорошим настроением.

    II. Актуализация знаний.

 Отгадайте загадки: ( картинки на доске)

1. Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает
(курица).

2. Синяя косынка, 

Темненькая спинка, 

Маленькая птичка, 

Звать ее...
(синичка).  


3. Серый маленький комочек 

- Чик-чирик! - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей, 

Ждет тебя наш
...(воробей) 


4. Воздух режут без усилья, 

Как серпы кривые крылья. 

Промелькнет – не разглядишь, 

Так летает только
...(стриж).

5.Спрятавшись среди ветвей,
Поёт славно
…(соловей)

6.Сидел на заборе, кричал,
А как все собрались, замолчал.
(
Петух)


 У. О ком были загадки? 

Д. О птицах.

У. Вспомните, кого называют птицами?

Д. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

У. На какие группы можно разделить птиц из загадок? (I - домашние и дикие; II - перелётные и зимующие). 


У.Для  чего птицы нужны в природе? (создают красоту природы, являются санитарами леса, способствуют  размножению растений).

( Оставить зимующих птиц)

-Дети, почему я оставила зимующих птиц?

-Какое время года за окном?

-Как вы думаете, легко ли птицам зимой?

  III. Постановка учебной задачи.

 «Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!

-Кто догадался, о ком или о чем будем говорить сегодня на уроке?

-Откройте учебник на странице  74, вспомните (по своим наблюдениям),какие птицы зимуют в наших краях.  Рассмотрите птиц на рисунке.

-Подумайте, по каким признакам этих птиц можно узнать?

-Сегодня на уроке мы будем различать по названию и внешнему виду зимующих птиц в природе;

-Будем узнавать, чем можно подкармливать пернатых;

-Научимся сами делать простейшую «птичью столовую»


IV. Открытие новых знаний

(работа в группе)


Учитель: - А сейчас каждый из вас попробует себя в роли маленького исследователя.
(На доске размещены иллюстрации с изображением зимующих птиц.
Дети, посовещавшись в своих группах, выбирают одну из них)


Задание: Из ваших наблюдений и атласа- определителя подготовьте мини-сообщение о зимующих птицах по плану.)

  -Только вы должны определиться, кто будет выступать от группы.

План сообщения:

1.Название птицы.
2. Внешний вид птицы
3.Чем питается

После подготовки, обсуждения, выбора нужного материала, дети «презентуют» свои сообщения.                                                                                                                            Учитель выступает в роли консультанта.

-Одновременно с результатом вашего исследования мы будем выполнять задание в рабочей тетради №1 стр.52.Откройте тетради на этой странице.

Правила работы в группах.

  1. В группе должен быть ответственный.

    2. Если не понял, переспроси.

    3. Один говорит, другие слушают.

    4. Своё несогласие высказывай вежливо.

    5. Работать должен каждый на общий результат.

    6. Работать в группе дружно.

    7. Не перебивать друг друга.

(иллюстрации птиц с названиями на доске)
Воробей – оседлая птица, зимой мало чирикает, больше молчит, собирается
стайками. Питается личинками насекомых, семенами и ягодами, почками и
пищевыми отходами. Если воробей громко чирикает зимой – жди снега. ( народная
примета)(атлас- определитель стр.177)

-Соедините линией рисунок и название птицы в рабочей тетради.

Синица – оседлая птица, очень полезная, истребляет много вредителей,
Питается яичками насекомых и семенами растений . (атлас- определитель стр.173)


-Соедините линией рисунок и название птицы в рабочей тетради


Снегирь - живет в хвойных лесах, зимой кормится семенами ольхи, ясеня, клена, липы, очень
любит рябину. Снегирь – птица доверчивая и общительная, поэтому можно
приблизиться к снегирям близко и рассмотреть их. Держатся снегири стайками по 8-10
птичек. В лютый мороз сидят на деревьях почти неподвижно, сорвут ягоду и замирают.
Ночь снегириная стайка проводит в ветвях деревьев и кустарников.

-Соедините линией рисунок и название птицы в рабочей тетради



Свиристель – кочующая птица, очень прожорлива, быстрыми движениями расщипывает ягоды
и обрывает их с ветки. Зимой питается ягодами и плодами рябины, боярышника,
крушины, барбариса, шиповника, можжевельника, калины.

-Соедините линией рисунок и название птицы в рабочей тетради


Клест – еловик – кочующая птица, имеет своеобразный клюв-крест, с его помощью добывает
семена из шишек хвойных деревьев. Живет в еловых лесах, питается зимой
семенами ели, сосны и почками деревьев. (атлас- определитель стр.181)


Поползень – оседлая птица, искусный древолаз, очень подвижная и энергичная. Птица всеядная,
питается семенами ели, сосны, желудями, промышляет отходами, запасает еду
впрок. (атлас- определитель стр.181)

-Соедините линией рисунок и название птицы в рабочей тетради

Сойка – кочующая птица, очень смышленая, подвижная и крикливая. Всеядная птица – питается
орехами, желудями, ягодами, делает запасы еды на зиму. (атлас- определитель стр.175)

 

      Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным

туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный.  В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу,  нахохлившись.

       Воробьи спокойно переносят холода. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение  своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Воробьи чистоплотные, постоянно  охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

     Синица. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная

 полоса- галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко –желтое.

       Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз  головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.

      Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья, хвост-черные; спина голубовато-серая, а брюшко –красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный.  Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз,  тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

       Клест. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

       Клестов называют «северными попугайчиками». Такое прозвище они получили за то, что ,

 подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клесты единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.

V. Применение полученных знаний.

-Сказочно  красив лес в ясный зимний день, когда солнечные лучи блестят на запорошенных

снегом верхушках деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные  «цветы». Это птицы зимнего леса..

-Как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее- холод или голод? Почему?

     Действительно, для птиц зимой страшнее голод.  За короткий зимний день птицы едва успевают  утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам  добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабленные птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Физкультминутка «Перелетные птицы»

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

1.Кормушки и их виды.

            (подготовленный ученик читает стихотворение)

-Как мы можем помочь птицам, расскажет ………

            Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.

Мы готовим кормушки- угадайте, кому?

Кто летает, как мячик  зимой?

Наше дело ребячье- уберечь их зимой.

Пуховые подушки на осинах белы.

Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы.

И они нам за это, зорко сад сторожа,

От вредителей летом сберегут урожай.

Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму!

Мы готовим кормушки-

Угадайте, кому?

-Как мы можем помочь птицам?

-Откройте учебник на странице 74, рассмотрите внизу страницы кормушки и скажите, из чего можно сделать кормушки для птиц?

 2.Практическая работа в парах «Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц».
-Мы увидели, какие кормушки можно сделать. А сейчас мы сами постараемся смастерить простую кормушку.

-Откройте тетрадь на стр.53 задание №3

-Рассмотрите схему-инструкцию. Продумайте свои действия.

-Правила обращения с ножницами.

-Сначала возьмем коробку, вырежем окно для птиц, затем проделаем дырку и просуним нитку в это отверстие, чтобы было за что повесить кормушку.

-А развесим эти кормушки в нашем школьном саду после уроков.

 3. Беседа, работа по учебнику.

У. Как вы считаете, что ещё необходимо сделать, помимо кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать? 

Д. Приготовить корм и не забывать ложить его в кормушку.

 У. Любой ли корм можно давать птицам? Прочитайте текст в учебнике с.75. Какой корм подходит для птиц?

(Ответы детей).
Для птиц, которые прилетают к нам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.  

-Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм.

 -Кормушку можно установить и дома под окнами- через стекло очень интересно наблюдать за птичьей столовой.

Для того, чтобы правильно провести наблюдение за птицами, я подготовила каждому правила наблюдения за зимующими птицами:

  1. Определите всех птиц на кормушке и  подсчитайте количество птиц каждого вида.
  2. Выясните, какие птицы какой поедают корм.

           3.Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.

-Для различных видов птиц нужны различные корма.

 Корм для птиц. (слайды птица-корм)

Клесты питаются сосновыми и еловыми семенами, семенами тыквы и хлебными крошками.

Снегирь питается семенами деревьев и кустарников( береза, клен, липа, бузина, сирень, можжевельник). Ягоды рябины и калины –любимая пища снегирей.

 Семена подсолнечника, сырое сало, маргарин, жир и даже творог превосходный корм для синиц. Салом (несоленым) птицу хорошо подкармливать в морозные и ненастные дни. Кусочки несоленого сала  подвешивают на ниточках.

Овес, пшено, семена, крошки хлеба едят  воробьи.

Дятлы питаются насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках, семенами подсолнечника.

Свирестели питаются ягодами рябины и калины .

Поползень питается семенами подсолнечника, сырым салом.

-А сейчас проведем игру « Покормите птицу»

-Каждый кормит свою птичку, с которой работал в парах.

-Надо отобрать корм и положить в кормушку.

-Дети, я вижу, что среди корма есть конфеты, мандарины, а можно ли этим кормить птиц?

-В тетради на стр.53 обведите красным карандашом чем нельзя подкармливать птиц.

VII. Обобщение

- Какие птицы ждут у кормушки кусочки сала?
1.снегири
2.вороны
3.синицы
4.воробьи

- Какой корм могут найти птицы зимой в природе:
1.ягоды рябины
2.семена клена
3.хлебные крошки
4.желуди

- Как помочь птицам зимой?
1.развести костер
2.сделать кормушки
3.устроить теплое жилье
4.расчистить землю от снега

VIII. Рефлексия.


- Какие птицы зимуют в наших краях?
- Какой корм подходит для подкормки птиц?
(дети анализируют свои знания, предлагают позаботиться о корме птицам еще летом – нужно его заготовить, высушить и сохранять в бумажном пакете,)

 Поделимся впечатлением о нашем уроке .

Зачем нам был нужен этот урок?

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно..

Я понял, что…

Больше всего мне понравилось…

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья,

И пропоют, чирикая:

- Спасибо вам великое!
-А сейчас давайте проверим насколько хорошо, вы запомнили птиц.

-На стр.52 в рабочей тетради раскрась птиц и закрась кружки возле тех птиц, которые вам доводилось видеть в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе( УМК "Школа России") на тему "Пожар"

Начало урока посвящено повторению правил дорожного движения, а затем идет работа уч-ся по основной теме, с закреплением знаний детей о том, как звонить в службу экстренной помощи....

План конспект урока по окружающему миру.1 класс

Сформировать представление о грибах, как особом царстве живой  природы....

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "Гигиена тела человека".

Конспект открытого урока по окружающему миру для 2 класса коррекционных школ VIII вида на тему: "Гигиена тела человека"....

Конспект урока по окружающему миру "Где зимуют птицы" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру "Где зимуют птицы" 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Транспорт" в 0 классе

Конспект обобщающего открытого урока по окружающему миру на тему "Транспорт" в 0 (подготовительном) классе школы VIII вида. Так как урок окружающего мира стоит в расписании первым, он начинется с трад...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные сообщества" 3 класс

Обучающие:·        познакомить учащихся с понятием «природное сообщество»·        учить самостоятельно,  получать информацию ...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме: «Городской транспорт. Трамвай. Метро».

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме:«Городской транспорт. Трамвай. Метро»....