Рабочая программа, "Основы военной подготовки", с 5 по 11 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа по предмету "Основы военной подготовки" 5 - 11 класс, внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_voennoy_podgotovki_5-11_klass.doc | 559.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАВРОПОЛЬСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
ПРИНЯТО Протокол № ___________________ от «___»__________________2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель начальника Ставропольского президентского кадетского училища по учебной работе _______________ С.В. Степанов
«____» ___________ _2017 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Основы военной подготовки
для воспитанников 5-х – 11-х классов
Срок реализации 7 лет
на 2016 – 2023 учебный год
Автор - составитель:
Шинин В.А.,
Воспитатель 6 «В» класса
Ставропольского ПКУ
Ставрополь
2017 г.
В отличие от общеобразовательных школ, где курс основ военной службы изучается только в 10-м и 11-м классах, в кадетском училище, учитывая специфику этого учреждения по целенаправленному военно-патриотическому воспитанию и подготовке обучаемых к служению Отечеству, как на военной, так и государственной службе, курс «Основы военной подготовки» ведется на всем протяжении обучения, с момента поступления и до его окончания.
I. Пояснительная записка
Актуальность разработки программы учебного предмета «Основы военной подготовки» обусловлена:
дальнейшим развитием и совершенствованием системы дополнительного образования училища;
достижением того уровня, который требует наращивания усилий на главном направлении подготовки воспитанников к выбору воинской специальности;
требованием к наличию, формированию и развитию качеств, необходимых курсантам военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации;
введением общеучилищного компонента дисциплины «Основы военной подготовки», нацеленного на формирование мотивационной профориентационной среды.
Практическая значимость учебного предмета «Основы военной подготовки» обусловлена необходимостью:
формирования у кадет основных понятий о военной службе;
получения воспитанниками представления о предмете и задачах основ тактики, связи, первой медицинской помощи, военной топографии, радиационной, химической и биологической защите, инженерной подготовке;
изучения боевых свойств и общего устройства автомата Калашникова;
изучения законодательной основы общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования, Положение о кадетских училищах;
получения знаний об основных положениях Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации; формы организации и методы проведения занятий по строевой подготовке с отделением.
Программа является модифицированной
Срок реализации учебного предмета – 7 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – ежегодно по 35 часов (9 и 11 классы – по 34 часа).
Роль:
«Основы военной подготовки» является учебным предметом дополнительной образовательной программы военно-патриотической направленности.
Место:
учебный предмет «Основы военной подготовки» преподаётся в рамках основного общего образования (5 – 11 класс) в системе дополнительного образования, преподавание предмета осуществляется офицером-воспитателем класса.
Обоснование выбора программы:
Реализация данной программы совершенствует систему патриотического воспитания, формирует у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций. Особое место при изучении курса «Основы военной подготовки» отводится выработке у кадет высокой дисциплинированности, организованности, строевой подтянутости и стремления посвятить свою жизнь служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Программа курса «Основы военной подготовки» предусматривает изучение кадетами законодательных основ военной службы, истории и основных этапов становления и развития Вооруженных Сил России, ознакомление кадет с жизнью военнослужащих, их правами и обязанностями, приобретение кадетами необходимых военных знаний и практических навыков в объеме, необходимом для службы в Вооруженных Силах РФ, теоретических основ подготовки и ведения тактических действий, принципов работы вооружения и боевой техники. В группу практических занятий входят занятия в тире, на строевом плацу, тактико-строевые занятия, военно-тактические (военно-спортивные) игры.
Задача:
формирование мотивации воспитанников к выбору военной специальности и как следствие базовых и профильных учебных предметов на этапе профильного обучения;
обучение адекватному оцениванию требований будущей профессии и личностных качеств офицера, сопоставлению их со своими способностями, интересами, наклонностями.
Цель:
повышение компетентности кадет в выполнении задач военно-профессиональной деятельности по их предназначению;
увеличение уровня практической подготовки кадет;
дать обучающимся знания, навыки и умения, необходимые им для дальнейшего успешного обучения в высших учебных заведениях, преимущественно Министерства обороны Российской Федерации;
привить кадетам волевые, командирские и методические качества, позволяющие в последующем выполнять обязанности младших командиров курсантских подразделений.
Новизна:
воспитанникам 5-х – 11-х классов в повествовательно-игровой форме предлагается к ознакомлению и изучению учебный материал об основах ведения общевойскового боя в современных условиях, развитии военного искусства с древних времён до настоящего времени.
Программа направлена:
на приобретение кадетами нравственных, морально - психологических и физических качеств, а также специальных знаний и умений, необходимых будущему защитнику Отечества, гражданину и патриоту, а также способствующих развитию интереса к полководческому искусству прошлого и настоящего;
на формирование мотивации к профессиональной службе в Вооружённых Силах Российской Федерации;
на формирование психологической готовности воспитанников к выбору военной специальности.
Структура программы учебного предмета:
Учебный предмет состоит из десяти разделов:
Раздел I. Общественно-государственная подготовка.
Раздел II. Уставы Вооруженных сил Российской Федерации.
Раздел III. Основы инженерной подготовки.
Раздел IV. Основы военной топографии.
Раздел V. Основы военно-медицинской подготовки.
Раздел VI. Основы радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ).
Раздел VII. Строевая подготовка.
Раздел VIII. Основы огневой подготовки.
Раздел IX. Основы тактической подготовки.
Раздел X. Основы парашютно-десантной подготовки.
Сведения о затратах учебного времени:
В соответствии с учебным планом ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» изучение предмета ОВС рассчитано:
в 5 классах на 35 часов при 1 часе в неделю (теоретические - 15 часов, практические - 20 часов);
в 6 классах на 35 часов при 1 часе в неделю (теоретические - 17 часов, практические - 18 часов);
в 7 классах на 35 часов при 1 часе в неделю (теоретические - 16 часов, практические - 19 часов);
в 8 классах на 35 часов при 1 часе в неделю (теоретические - 9 часов, практические - 26 часов);
в 9 классах на 34 часа при 1 часе в неделю (теоретические - 15 часов, практические - 19 часов);
в 10 классах на 35 часов при 1 часе в неделю (теоретические - 13 часов, практические - 22 часа);
в 11 классах на 34 часа при 1 часе в неделю (теоретические - 18 часов, практические - 16 часов)
Формы проведения учебных занятий:
Теоретический материал изучается различными методами обучения, основными из них являются лекции и практические занятия. Формы применения указанных методов также могут быть различными урок, беседа, рассказ, показ и др. Изучаемый материал закрепляется при проведении тренировок воспитателями во внеурочное время, а также на мероприятиях летней практики (зачеты по «Основам военной подготовки», военно-спортивные игры).
Практический полевой курс (по плану ФГКОУ СПКУ):
на базе воинских частей – летняя практика в 8 и 10 классе;
на базе ФГКОУ Ставропольское президентское кадетское училище – учебные сборы в 10 классе.
Описание материально-технических обеспечения учебного предмета.
Теоретические занятия проводятся в чайных комнатах курса (корпус ГП-4), специализированных кабинетах (каб. 305, 307). Для достижения целей занятий применяются учебно-наглядные пособия по всем темам учебного предмета.
Практические занятия проводятся на стадионе училища и на площадке перед учебным корпусом.
II. Учебно-тематический план
5 класс
Раздел Тема № | Разделы, (темы) занятий | Кол-во часов | Из них | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
Раздел II | Общевоинские уставы ВС РФ. | 7 | 7 | ||
Раздел II Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №2 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №3 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №4 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №5 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №6 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II Тема № 2 | Дисциплинарный устав ВС РФ. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II | Контрольное занятие. Контрольная работа. | 1 | 1 | контр. опрос | |
Раздел III | Основы инженерной подготовки | 1 | 1 | ||
Раздел III Тема № 1 | Фортификационное оборудование позиций. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел IV | Основы военной топографии | 1 | 1 | ||
Раздел IV Тема № 1 | Предмет и задачи военной топографии. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел V | Основы военно-медицинской подготовки | 2 | 2 | ||
Раздел V Тема № 1 | Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни. Занятие №1 | 2 | 2 | опрос | |
Раздел VI | Основы радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) | 1 | 1 | ||
Раздел VI Тема № 1 | Цель, задачи и мероприятия РХБЗ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VII | Строевая подготовка. | 18 | 18 | ||
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №1 | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №2 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №3. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №4. | 4 | 4 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №5. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №6. | 4 | 4 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №7. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №8. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VIII | Основы огневой подготовки | 4 | 2 | 2 | |
Раздел VIII Тема № 1 | История развития стрелкового оружия. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 3 | Автомат АК-74 и его модификации. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 3 | Автомат АК-74 и его модификации. Занятие №2 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел IX | Основы тактики | 1 | 1 | ||
Раздел IX Тема №1 | Предмет и задачи основ тактики. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Итого | 35 | 15 | 20 |
6 класс
Раздел Тема № | Разделы, (темы) занятий | Кол-во часов | Из них | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
Раздел I | Общественно-государственная подготовка | 6 | 6 | ||
Раздел I Тема № 1 | Вооруженные силы РФ – основа обороны России. Занятие №1 | 2 | 2 | опрос | |
Раздел I Тема № 1 | Вооруженные силы РФ – основа обороны России. Занятие №2 | 2 | 2 | опрос | |
Раздел I Тема № 1 | Вооруженные силы РФ – основа обороны России. Занятие №3 | 2 | 2 | опрос | |
Раздел II | Уставы Вооруженных сил Российской Федерации | 2 | 2 | ||
Раздел II Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №7 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №8 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел IV | Основы военной топографии | 4 | 2 | 2 | |
Раздел IV Тема № 2 | Ориентирование на местности без карты. Занятие №1 | 2 | 1 | 1 | опрос |
Раздел IV Тема № 2 | Ориентирование на местности без карты. Занятие №2 | 2 | 1 | 1 | опрос |
Раздел V | Основы военно-медицинской подготовки | 4 | 2 | 2 | |
Раздел V Тема № 2 | Порядок и правила оказания первой медицинской помощи. Занятие №1 | 2 | 1 | 1 | опрос |
Раздел V Тема № 2 | Порядок и правила оказания первой медицинской помощи. Занятие №2 | 2 | 1 | 1 | опрос |
Раздел VII | Строевая подготовка. | 12 | 12 | ||
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №1 | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №2 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №3. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №4. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №5. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №6. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №7. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №8. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VIII | Основы огневой подготовки | 7 | 5 | 2 | |
Раздел VIII Тема № 2 | Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 4 | Пистолет Макарова. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 4 | Пистолет Макарова. Занятие №2 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 4 | Пистолет Макарова. Занятие №3 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 4 | Пистолет Макарова. Занятие №4 | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VIII Тема № 10 | Огневые (стрелковые) тренировки, стрельбы. Занятие №1 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Итого | 35 | 17 | 18 |
7 класс
Раздел Тема № | Разделы, (темы) занятий | Кол-во часов | Из них | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
Раздел II | Уставы Вооруженных сил Российской Федерации | 2 | 2 | ||
Раздел II Тема № 2 | Дисциплинарный устав ВС РФ. Занятие №2 | 2 | 2 | опрос | |
Раздел V | Основы военно-медицинской подготовки | 6 | 3 | 3 | |
Раздел V Тема № 2 | Порядок и правила оказания первой медицинской помощи. Занятие №3 | 2 | 1 | 1 | опрос, практич. выполнение |
Раздел V Тема № 2 | Порядок и правила оказания первой медицинской помощи. Занятие №4 | 2 | 1 | 1 | опрос, практич. выполнение |
Раздел V Тема № 2 | Порядок и правила оказания первой медицинской помощи. Занятие №5 | 2 | 1 | 1 | опрос, практич. выполнение |
Раздел VI | Основы радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) | 6 | 6 | ||
Раздел VI Тема № 2 | Оружие массового поражения. Занятие №1 | 2 | 2 | опрос | |
Раздел VI Тема № 2 | Оружие массового поражения. Занятие №2 | 2 | 2 | опрос | |
Раздел VI Тема № 2 | Оружие массового поражения. Занятие №3 | 2 | 2 | опрос | |
Раздел VII | Строевая подготовка. | 12 | 12 | ||
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №1 | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №2 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №3. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №4. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №5. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №6. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №7. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №8. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VIII | Основы огневой подготовки | 9 | 5 | 4 | |
Раздел VIII Тема № 1 | Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 5 | Снайперская винтовка Драгунова (СВД). Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 5 | Снайперская винтовка Драгунова (СВД). Занятие №2 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 5 | Снайперская винтовка Драгунова (СВД). Занятие №3 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 5 | Снайперская винтовка Драгунова (СВД). Занятие №4 | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VIII Тема № 10 | Огневые (стрелковые) тренировки, стрельбы. Занятие №1 | 4 | 4 | практич. выполнение | |
Итого | 35 | 16 | 19 |
8 класс
Раздел Тема № | Разделы, (темы) занятий | Кол-во часов | Из них | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
Раздел II | Уставы Вооруженных сил Российской Федерации | 4 | 3 | 1 | |
Раздел II Тема № 3 | Устав гарнизонной и караульной службы. Занятие №1 | 2 | 1 | 1 | опрос |
Раздел II Тема № 3 | Устав гарнизонной и караульной службы. Занятие №2 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II Тема № 3 | Устав гарнизонной и караульной службы. Занятие №3 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел IV | Основы военной топографии | 3 | 1 | 2 | |
Раздел IV Тема № 3 | Общие сведения о топографических картах. Работа с картой на местности. Занятие №1 | 3 | 1 | 2 | опрос, практич. выполнение |
Раздел VI | Основы радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) | 2 | 1 | 1 | |
Раздел VI Тема № 3 | Средства индивидуальной и коллективной защиты личного состава и пользование ими. Занятие №1 | 2 | 1 | 1 | опрос, практич. выполнение |
Раздел VII | Строевая подготовка. | 14 | 14 | ||
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №1 | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №2 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №3. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №4. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №5. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №6. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №7. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №8. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VIII | Основы огневой подготовки | 12 | 4 | 8 | |
Раздел VIII Тема № 2 | Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 6 | 7,62 мм пулемет Калашникова (ПКП). Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 6 | 7,62 мм пулемет Калашникова (ПКП). Занятие №2 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 6 | 7,62 мм пулемет Калашникова (ПКП). Занятие №3 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 6 | 7,62 мм пулемет Калашникова (ПКП). Занятие №4 | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VIII Тема № 10 | Огневые (стрелковые) тренировки, стрельбы. Занятие №1 | 7 | 7 | практич. выполнение | |
Итого | 35 | 9 | 26 |
9 класс
Раздел Тема № | Разделы, (темы) занятий | Кол-во часов | Из них | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
Раздел I | Общественно-государственная подготовка | 3 | 3 | ||
Раздел I Тема № 2 | Особенности военной службы. Воинская обязанность. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 2 | Особенности военной службы. Воинская обязанность. Занятие №2 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 2 | Особенности военной службы. Воинская обязанность. Занятие №3 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел III | Основы инженерной подготовки | 2 | 2 | ||
Раздел III Тема № 2 | Инженерное оборудование и маскировка позиций. Занятие №1 | 2 | 2 | опрос | |
Раздел VI | Основы радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) | 3 | 3 | ||
Раздел VI Тема № 1 | Оружие массового поражения. Занятие №4 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VI Тема № 2 | Оружие массового поражения. Занятие №5 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VI Тема № 3 | Средства индивидуальной и коллективной защиты личного состава и пользование ими. Занятие №2 | 1 | 1 | опрос, практич. выполнение | |
Раздел VII | Строевая подготовка. | 12 | 12 | ||
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №1 | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №2 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №3. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №4. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №5. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №6. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №7. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №8. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VIII | Основы огневой подготовки | 6 | 3 | 3 | |
Раздел VIII Тема № 1 | Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 7 | Ручной противотанковый гранатомет (РПГ-7). Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 7 | Ручной противотанковый гранатомет (РПГ-7). Занятие №2 | 1 | 1 |
| опрос |
Раздел VIII Тема № 10 | Огневые (стрелковые) тренировки, стрельбы. Занятие №1 | 3 | 3 | практич. выполнение | |
Раздел IХ | Основы тактической подготовки | 4 | 2 | 2 | |
Раздел IХ Тема № 2 | Действия солдата в бою. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел IХ Тема № 2 | Действия солдата в бою. Занятие №2 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел IХ Тема № 2 | Действия солдата в бою. Занятие №3 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел Х | Основы парашютно-десантной подготовки | 4 | 2 | 3 | |
Раздел Х Тема № 1 | Подготовка личного состава к десантированию парашютным способом. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел Х Тема № 2 | Материальная часть людских десантных парашютов. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел Х Тема № 3 | Укладка парашютных систем для совершения прыжка с парашютом. Занятие №1 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Итого | 34 | 15 | 19 |
10 класс
Раздел Тема № | Разделы, (темы) занятий | Кол-во часов | Из них | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
Раздел I | Общественно-государственная подготовка | 3 | 3 | ||
Раздел I Тема № 2 | Особенности военной службы. Воинская обязанность. Занятие №4 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 2 | Особенности военной службы. Воинская обязанность. Занятие №5 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 2 | Особенности военной службы. Воинская обязанность. Занятие №6 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел V | Основы военно-медицинской подготовки | 2 | 1 | 1 | |
Раздел V Тема № 2 | Порядок и правила оказания первой медицинской помощи. Занятие №6 | 2 | 1 | 1 | опрос, практич. выполнение |
Раздел VI | Основы радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) | 1 | 1 | ||
Раздел VI Тема № 3 | Средства индивидуальной и коллективной защиты личного состава и пользование ими. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос, практич. выполнение | |
Раздел VII | Строевая подготовка. | 12 | 12 | ||
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №1 | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №2 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №3. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №4. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №5. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №6. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №7. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №8. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VIII | Основы огневой подготовки | 7 | 4 | 3 | |
Раздел VIII Тема № 1 | Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 8 | Ручные осколочные гранаты. Занятие №1 | 2 | 2 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 9 | Основы и правила стрельбы. Занятие №4 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 9 | Основы и правила стрельбы. Занятие №5 | 1 |
| 1 | практич. выполнение |
Раздел VIII Тема № 10 | Огневые (стрелковые) тренировки, стрельбы. Занятие №1 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел IХ | Основы тактической подготовки | 6 | 3 | 3 | |
Раздел IХ Тема № 3 | Отделение в различных видах боевых действий. Занятие №1 | 2 | 1 | 1 | опрос, практич. выполнение |
Раздел IХ Тема № 3 | Отделение в различных видах боевых действий. Занятие №2 | 2 | 1 | 1 | опрос, практич. выполнение |
Раздел IХ Тема № 3 | Отделение в различных видах боевых действий. Занятие №3 | 2 | 1 | 1 | опрос, практич. выполнение |
Раздел Х | Основы парашютно-десантной подготовки | 4 | 2 | 2 | |
Раздел Х Тема № 1 | Подготовка личного состава к десантированию парашютным способом. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел Х Тема № 2 | Материальная часть людских десантных парашютов. Занятие №2 | 1 | 1 | ||
Раздел Х Тема № 3 | Укладка парашютных систем для совершения прыжка с парашютом. Занятие №2 | 2 | 2 | ||
Итого | 35 | 13 | 22 |
11 класс
Раздел Тема № | Разделы, (темы) занятий | Кол-во часов | Из них | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
Раздел I | Общественно-государственная подготовка | 2 | 2 | ||
Раздел I Тема № 2 | Особенности военной службы. Воинская обязанность. Занятие №7 | 2 | 2 | опрос | |
Раздел III | Основы инженерной подготовки | 5 | 5 | ||
Раздел III Тема № 3 | Устройство и преодоление инженерных заграждений. Занятие №1 Общее устройство и принцип действия мин. | 1 | 1 | опрос | |
Раздел III Тема № 3 | Устройство и преодоление инженерных заграждений. Занятие №2 | 2 | 2 | опрос | |
Раздел III Тема № 3 | Устройство и преодоление инженерных заграждений. Занятие №3 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел III Тема № 4 | Водообеспечение. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел V | Основы военно-медицинской подготовки | 2 | 1 | 1 | |
Раздел V Тема № 3 | Индивидуальные и коллективные медицинские средства защиты и оказания помощи Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел V Тема № 3 | Индивидуальные и коллективные медицинские средства защиты и оказания помощи Занятие №2 | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VI | Основы радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) | 3 | 3 | ||
Раздел VI Тема № 4 | Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VI Тема № 4 | Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Занятие №2 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VI Тема № 4 | Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Занятие №3 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VII | Строевая подготовка. | 12 | 12 | ||
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №1 | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №2 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №3. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №4. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №5. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №6. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №7. | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VII Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №8. | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел VIII | Основы огневой подготовки | 6 | 3 | 3 | |
Раздел VIII Тема № 9 | Основы и правила стрельбы. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 9 | Основы и правила стрельбы. Занятие №2 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VIII Тема № 9 | Основы и правила стрельбы. Занятие №3 | 1 | 1 |
| опрос |
Раздел VIII Тема № 10 | Огневые (стрелковые) тренировки, стрельбы. Занятие №1 | 3 | 3 | практич. выполнение | |
Раздел IХ | Основы тактической подготовки | 4 | 4 | ||
Раздел IХ Тема № 4 | Организация, вооружение, тактика действий армий основных иностранных государств. Занятие №1 | 2 | 2 | опрос | |
Раздел IХ Тема № 4 | Организация, вооружение, тактика действий армий основных иностранных государств. Занятие №2 | 2 | 2 | опрос | |
Итого | 34 | 18 | 16 |
Ш. Содержание программы
Раздел I. Общественно-государственная подготовка.
Тема 1. Вооруженные силы РФ – основа обороны России.
Занятие №1 Виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота).
Занятие №2 Сущность и значение военной присяги и боевого знамени воинской части.
Занятие №3 Дни воинской славы России. Праздники в честь Вооруженных Сил.
Тема 2. Особенности военной службы. Воинская обязанность.
Занятие №1 Основные понятия. Правовые основы воинской обязанности.
Занятие №2 Воинский учет, его организация и предназначение. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Профессионально-психологический отбор. Медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.
Занятие №3 Правовые основы военной службы. Военная присяга.
Занятие №4 Прохождение военной службы по призыву и по контракту.
Занятие №5 Права и ответственность военнослужащих. Основные обязанности при прохождении военной службы.
Занятие №6 Статус военнослужащих, особенности, законодательные гарантии прав и социальной защиты.
Раздел II. Уставы Вооруженных сил Российской Федерации.
Тема 1. Устав внутренней службы ВС РФ.
Занятие №1 Воинские звания и знаки различия в ВС РФ. Старшие и младшие. Должностные лица Ставропольского ПКУ.
Занятие №2 Права, обязанности и ответственность военнослужащих (кадет СПКУ).
Занятие №3 Единоначалие. Командиры (начальники, старшие) и подчиненные (младшие). Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Воинское приветствие. О воинской вежливости и поведении кадет.
Занятие №4 Размещение военнослужащих (кадет). Общие положения. Содержание помещений и территории. Отопление, проветривание и освещение помещений.
Занятие №5 Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих (кадет). Распорядок дня части (Ставропольского ПКУ).
Занятие №6 Охрана здоровья военнослужащих (кадет). Закаливание военнослужащих, занятия физической подготовкой и спортом. Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические мероприятия). Лечебно-профилактические мероприятия.
Занятие №7 Воинские звания и знаки различия.
Занятие №8 Обязанности лиц суточного наряда.
Тема 2. Дисциплинарный устав ВС РФ.
Занятие №1 Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Правила поведения кадет.
Занятие №2 Виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий.
Тема 3. Устав гарнизонной и караульной службы.
Занятие №1 Назначение и задачи караульной службы. Понятия «караул», «часовой», «пост». Неприкосновенность часового. Бдительность часового.
Занятие №2 Действия часового на посту. Порядок применения оружия.
Занятие №3 Обязанности часового.
Раздел III. Основы инженерной подготовки.
Тема 1. Фортификационное оборудование позиций.
Занятие №1 Фортификационное оборудование позиций. Маскировка позиций. Инженерная разведка. Инженерные заграждения. Инженерные мероприятия по ликвидации последствий нападения противника.
Тема 2. Инженерное оборудование и маскировка позиций.
Занятие №1 Оборудование фортификационных сооружений для защиты личного состава. Способы их маскировки.
Тема 3. Устройство и преодоление инженерных заграждений.
Занятие №1 Общее устройство и принцип действия мин.
Занятие №2 Классификация инженерных заграждений. Противотанковые и противопехотные минные поля. Мины, используемые для установки минных полей.
Занятие №3 Поиск и обезвреживание применяемых взрывных устройств: высоких растяжек, фугасов, прикрытых противопехотными минами, мин сюрпризов. Способы устройства минно- взрывных заграждений. Невзрывные заграждения.
Тема 4. Водообеспечение.
Занятие №1 Индивидуальные и коллективные средства очистки воды, технология работы. Разведка источников воды. Оборудование родников и шахтных колодцев. Подготовка к работе и очистка воды. Резервуары для воды РДВ-1000, РДВ-1500.
Раздел IV. Основы военной топографии.
Тема 1. Предмет и задачи военной топографии.
Занятие №1 Назначение военной топографии. Предмет и задачи военной топографии. Местность и ее значение в бою. Тактические свойства местности, основные ее разновидности и влияние на боевые действия войск. Сезонные изменения тактических свойств местности. Понятие о топографической карте. Масштаб карты. Географическая система координат. Системы координат. Чтение топографических карт. Определение по карте направления и крутизны склонов. Определение расстояний по карте. Измерение расстояний по карте. Условные знаки карт. Язык карты.
Тема 2. Ориентирование на местности без карты.
Занятие №1 Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов. Определение своего местоположения относительно окружающих местных предметов. Выбор и использование ориентиров.
Занятие №2 Ориентирование на местности по азимутам. Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы. Подготовка данных для движения по азимуту. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий.
Тема 3. Общие сведения о топографических картах. Работа с картой на местности.
Занятие №1 Определение своего местонахождения по карте.
Раздел V. Основы военно-медицинской подготовки.
Тема 1. Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни.
Занятие №1 Опасные и вредные факторы современного жилища. Обеспечение безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Обеспечение пожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Питание и безопасность современного человека. Безопасное и полезное питание. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Курение, употребление алкоголя и наркотических средств, их влияние на продолжительность жизни человека.
Тема 2. Порядок и правила оказания первой медицинской помощи.
Занятие №1 Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения.
Занятие №2 Первая медицинская помощь при ожогах. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация.
Занятие №3 Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе.
Занятие №4 Первая медицинская помощь при отравлениях.
Занятие №5 Первая медицинская помощь при поражении электрическим током.
Занятие №6 Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Тема 3. Индивидуальные и коллективные медицинские средства защиты и оказания помощи
Занятие №1 Аптечка индивидуальная, аптечка войсковая, пакет перевязочный индивидуальный, пакет противохимический индивидуальный. Состав, предназначение.
Занятие №2 Правила пользования аптечкой индивидуальной, аптечкой войсковой, пакетом перевязочным индивидуальным, пакетом противохимическим индивидуальным. (Н-М-1).
Раздел VI. Основы радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ).
Тема 1. Цель, задачи и мероприятия РХБЗ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов.
Занятие №1 Предназначение, основные задачи и мероприятия РХБЗ. Средства защиты органов дыхания: фильтрующий противогаз (назначение, устройство, защитные свойства; подгонка, сборка и укладка; порядок пользования, хранение), назначение, устройство, подгонка и порядок применения респиратора. Средства защиты кожных покровов человека: общевойсковой защитный комплект, его назначение, состав, защитные свойства; подгонка защитных чулок и плаща; порядок пользования; укладка и переноска; общевойсковой комплексный защитный костюм, его назначение, состав, защитные свойства.
Тема 2. Оружие массового поражения.
Занятие №1 Ядерное оружие. Понятие о нем и его боевых свойствах. Виды ядерных взрывов и их отличия по внешним признакам. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва и их воздействие на организм человека, боевую технику и сооружения.
Занятие №2 Химическое оружие и воздействие на организм человека отравляющих веществ нервнопаралитического, кожно-нарывного, общеядовитого, удушающего, психохимического и раздражающего действия.
Занятие №3 Биологическое оружие. Способы и признаки его применения. Основные свойства бактериальных (биологических) средств противника, их воздействие на организм человека, животных и растения.
Занятие №4 Действия при вспышке ядерного взрыва.
Занятие №5 Характеристика зажигательных веществ. Средства применения зажигательных веществ. Способы защиты от зажигательного оружия. Действия при попадании зажигательных веществ на обмундирование, средства индивидуальной защиты, вооружение, технику и сооружения.
Тема 3. Средства индивидуальной и коллективной защиты личного состава и пользование ими.
Занятие №1 Правила пользования противогазом, респиратором и средствами защиты органов дыхания от окиси углерода. Выполнение нормативов по РХБЗ (Н-РХБЗ-1; Н-РХБЗ-4а; Н-РХБЗ-4б; Н-РХБЗ-8).
Занятие №2 Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) и общевойсковой защитный костюм фильтрующий (ОЗК-Ф). Надевание, снимание, укладка и переноска защитного комплекта (костюма). Выполнение нормативов по РХБЗ (Н-РХБЗ-1; Н-РХБЗ-4а; Н-РХБЗ-4б; Н-РХБЗ-8).
Тема 4. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
Занятие №1 Индивидуальные средства контроля поглощенной дозы облучения личного состава: войсковой измеритель дозы ИД-1. Назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство, порядок использования, обслуживания и хранения.
Занятие №2 Приборы радиационной разведки роты (подразделения): ДП-5Б (В). Назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство, порядок эксплуатации, обслуживания и хранения.
Занятие №3 Приборы химической разведки подразделения: войсковой прибор химической разведки ВПХР. Назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство, порядок эксплуатации, обслуживания и хранения.
Раздел VII. Строевая подготовка.
Тема 1. Строевые приёмы и движение без оружия.
Занятие №1 Строи подразделений и управление ими. Обязанности командиров и кадет перед построением и в строю.
Занятие №2 Выполнение команд «Смирно», «Вольно», «Становись». Форма одежды кадет. Правила ношения военной формы одежды.
Занятие №3. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка.
Занятие №4 Строевой и походный шаг. Движение бегом.
Занятие №5 Повороты на месте.
Занятие №6. Повороты в движении.
Занятие №7. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Занятие №8. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Раздел VIII. Основы огневой подготовки.
Тема 1. История развития стрелкового оружия.
Занятие №1 Развитие стрелкового оружия и введение его на вооружение Русской армии. Роль отечественных конструкторов в создании первоклассных образцов вооружения.
Тема 2. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами.
Занятие №1 Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении стрельб из пневматического и боевого оружия; правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне.
Тема 3. Автомат АК-74 и его модификации.
Занятие №1 Автомат Калашникова (АК-74). Назначение, ТТХ и общее устройство автомата. Правила безопасности при обращении с оружием.
Занятие №2 Неполная разборка и сборка после неполной разборки автомата Калашникова. Практические стрельбы на ЭЛК.
Тема 4. Пистолет Макарова.
Занятие №1 Назначение, боевые свойства и устройство пистолета ПМ его разборка и сборка.
Занятие №2 Предназначение частей и механизмов пистолета. Работа частей и механизмов пистолета при заряжании и стрельбе.
Занятие №3 Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения.
Занятие №4 Выполнение нормативов по разборке и сборке пистолета ПМ и его модификаций (Н-огн-13; Н-огн-14). Снаряжение магазина патронами и заряжание оружия. Уход за стрелковым оружием его хранение и сбережение.
Тема 5. Снайперская винтовка Драгунова (СВД).
Занятие №1 Назначение, боевые свойства и устройство снайперской винтовки СВД, её разборка и сборка.
Занятие №2 Предназначение частей и механизмов снайперской винтовки. Работа частей и механизмов снайперской винтовки при заряжании и стрельбе.
Занятие №3 Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения.
Занятие №4 Выполнение нормативов по разборке и сборке снайперской винтовки Драгунова (Н-огн-13; Н-огн-14). Снаряжение магазина патронами и заряжание оружия. Уход за стрелковым оружием его хранение и сбережение.
Тема 6. 7,62 мм пулемет Калашникова (ПКП).
Занятие №1 Назначение, боевые свойства и устройство ручного пулемета ПКП, его разборка и сборка.
Занятие №2 Предназначение частей и механизмов ручного пулемета. Работа частей и механизмов ручного пулемета при заряжании и стрельбе.
Занятие №3 Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения.
Занятие №4 Выполнение нормативов по разборке и сборке ручного пулемета ПКП (Н-огн-13; Н-огн-14). Снаряжение пулеметной ленты патронами и заряжание оружия. Уход за стрелковым оружием его хранение и сбережение.
Тема 7. Ручной противотанковый гранатомет (РПГ-7).
Занятие №1 Назначение, боевые свойства и устройство ручного противотанкового гранатомета РПГ-7, его разборка и сборка.
Занятие №2 Предназначение частей и механизмов ручного противотанкового гранатомета. Работа частей и механизмов ручного противотанкового гранатомета при заряжании и стрельбе. Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения.
Тема 8. Ручные осколочные гранаты.
Занятие №1 Назначение и боевые свойства ручных наступательных и оборонительных гранат.
Тема 9. Основы и правила стрельбы.
Занятие №1 Явление выстрела. Влияние внешних условий на полет пули. Пробивное (убойное) действие пули.
Занятие №2 Прикрытое, поражаемое и мертвое пространство, их практическое значение.
Занятие №3 Явление рассеивания. Средняя точка попадания и способы ее определения. Кучность, точность и меткость стрельбы. Влияние на меткость стрельбы состояния оружия и боеприпасов, метеорологических условий, ошибок стреляющего в выборе точки прицеливания, установки прицела, в изготовке и производстве выстрела.
Занятие №4 Устройство и технические характеристики пневматической винтовки.
Занятие №5 Изготовка к стрельбе. Прицеливание. Типичные ошибки при прицеливании.
Тема 10. Огневые (стрелковые) тренировки, стрельбы.
Занятие №1 Практические стрельбы на ЭЛК.
Раздел IX. Основы тактической подготовки.
Тема 1. Предмет и задачи основ тактики.
Занятие №1 Тактика – теория и практика ведения боя. Сущность современного общевойскового боя, силы и средства основные принципы его ведения. Основные виды боя. Управление войсками. Всестороннее обеспечение боя. Назначение, задачи, состав и структура ВС РФ. Воинские подразделения.
Задачи основ тактики в кадетском училище. История создания и развития военно-учебных заведений в России. Создание военных школ при Петре I и кадетских корпусов при Анне Иоанновне. Кадетское движение в современной России. Суворовские училища, кадетские училища и корпуса.
Прославленные полководцы. Ими гордится Россия. История знаменитых людей – выпускников кадетских корпусов.
Тема 2. Действия солдата в бою.
Занятие №1 Отделение, расчет, экипаж – низовые звенья воинских формирований. Организация, вооружение и боевые возможности мотострелкового отделения. Общие обязанности солдата в бою и по его штатному предназначению.
Занятие №2 Обязанности наблюдателя. Выбор места для наблюдения, его занятие, оборудование и маскировка, оснащение наблюдательного поста. Назначение сектора и зон для наблюдения. Изучение местности, определение расстояний до ориентиров и местных предметов.
Занятие №3 Передвижение на поле боя: выбор укрытия, путей движения и способов передвижения (в рост, пригнувшись, перебежками и переползанием).
Тема 3. Отделение в различных видах боевых действий.
Занятие №1 Подготовка и ведение оборонительного боя. Выбор позиции отделения. Составление карточки огня.
Занятие №2 Подготовка к наступлению. Действия при наступлении.
Занятие №3 Действия на марше. Марш, условия и порядок его проведения. Ориентирование и движение по маршруту.
Тема 4. Организация, вооружение, тактика действий армий основных иностранных государств.
Занятие №1 Организация, вооружение и тактико-технические характеристики основных образцов стрелкового, артиллерийского, бронетанкового вооружения и технических средств разведки, находящихся на вооружении подразделений армий основных иностранных государств, их разведывательные признаки.
Занятие №2 Форма одежды, знаки различия военнослужащих, опознавательные знаки и условные обозначения подразделений и техники. Тактика действий мотопехотных (пехотных), танковых и разведывательных подразделений армий основных иностранных государств в основных видах боевых действий.
Раздел X. Основы парашютно-десантной подготовки.
Тема 1. Подготовка личного состава к десантированию парашютным способом.
Занятие №1 Меры безопасности при проведении занятий по парашютно-десантной подготовке. Особые случаи при выполнении прыжков с парашютом.
Тема 2. Материальная часть людских десантных парашютов.
Занятие №1 Материальная часть парашюта Д-10.
Занятие №2 Материальная часть парашюта З-5.
Тема 2. Укладка парашютных систем для совершения прыжка с парашютом.
Занятие №1 Практическая укладка парашюта Д-10.
Занятие №2 Практическая укладка парашюта З-5.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Основными результатами выполнения программных требований являются:
- подготовка воспитанников к военной и государственной службе;
- воспитание в кадетах стремление к здоровому образу жизни, самодисциплине, уважения законности и правопорядка.
По окончании обучения воспитанники достигнут следующих результатов освоения программы:
личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение ориентироваться в прикладных науках;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии в области военной службы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
понимание ими важности защиты Отечества, ответственности за оборону рубежей Родины;
уяснение и принятие учащимися достижений в военно-патриотическом воспитании.
предметные:
1. В познавательной сфере:
знания об основах тактики, огневой подготовки, строевой подготовки, ОВУ ВС РФ, военной топографии, РХБЗ, военно-инженерной подготовки, военно-медицинской подготовки о их значении для достижения военного преимущества перед противником и для защиты общества и государства.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение военной опасности на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной боевой обстановки с учетом индивидуальных возможностей.
3. В коммуникативной сфере:
умения докладывать о результатах своих действий, ставить задачи, отдавать приказы.
4. В трудовой сфере:
знания устройства и принципов действия основного стрелкового, инженерного и другого вооружения, используемого в современной армии.
6. В сфере физической культуры:
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По Общественно-государственной подготовке.
Знать:
- назначение и организационную структуру ВС РФ, виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота); сущность и значение военной присяги, государственного флага и боевого знамени воинской части;
- дни воинской славы России, значение государственных наград; роль офицеров и младшего командного состава ВС РФ; порядок поступления в высшие военно-учебные заведения; сущность и особенности воинского коллектива; основные качества защитника Родины.
По Уставам Вооруженных сил Российской Федерации.
Знать:
- общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата и обязанности лиц суточного наряда; воинские звания и знаки различия; порядок выполнения приказов и обращения к начальникам и старшим, воинского приветствия и правила воинской вежливости и поведения; порядок размещения военнослужащих, содержания помещений, хранения имущества и порядок действий по распорядку дня; виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий.
- назначение и задачи караульной службы, обязанности караульного и часового; порядок несения караульной службы;
Уметь:
- практически выполнять действия по распорядку дня и обязанности дневального по роте;
- практически выполнять обязанности караульного и часового.
По Инженерной подготовке
Знать:
- общее устройство и принцип действия мин, правила их установки и обезвреживания, меры безопасности при установке и обезвреживании мин;
Уметь:
- оборудовать одиночные окопы; устанавливать и обезвреживать противотанковые, противопехотные и сигнальные мины;
- преодолевать минно-взрывные заграждения с использованием миноискателей, щупов и подручных предметов;
- преодолевать невзрывные противопехотные заграждения.
По Военной топографии.
Знать:
- порядок определения сторон горизонта и доклада о своем местонахождении от местных предметов;
Уметь:
- определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов;
- определять азимуты на местные предметы и направления по заданным азимутам; осуществлять движение по заданным азимутам;
- работать с картой на местности (определять расстояния, направления, свое местоположение и положения обнаруженных целей).
По Военно-медицинской подготовке.
Знать:
- порядок и правила оказания первой медицинской помощи; правила личной гигиены и коллективной гигиены и предупреждения инфекционных заболеваний; правила применения штатных средств медицинского обеспечения;
- порядок и правила оказания первой медицинской помощи при поражениях оружием массового поражения; порядок и правила транспортировки раненых.
Уметь:
- применять штатные средства оказания первой медицинской помощи; останавливать артериальные кровотечения при помощи жгута и других подручных средств; накладывать повязки при различных видах ранений; производить иммобилизацию при переломах; выполнять реанимационные мероприятия;
- осуществлять эвакуацию раненого из-под огня противника, транспортировать раненого на значительные расстояния с учетом характера ранения.
По РХБ защите.
Знать:
- основные поражающие факторы ядерного, химического и биологического оружия и способы защиты от него; способы защиты от зажигательного оружия; назначение, устройство и правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- сигналы оповещения, приемы и способы действия на зараженной местности, правила входа в убежище и выхода из него; правила специальной и санитарной обработки;
Уметь:
- осуществлять подбор лицевой части противогаза, осуществлять проверку его исправности; правильно надевать, снимать, укладывать и переносить средства индивидуальной защиты (противогаз и общевойсковой защитный костюм ОЗК);
- действовать по сигналам оповещения и преодолевать зоны заражения, используя средства индивидуальной защиты; проводить специальную и санитарную обработки;
По Строевой подготовке.
Знать:
- элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю, порядок выполнения строевых приемов.
Уметь:
- выполнять одиночные строевые приемы без оружия и с оружием, слаженно действовать в составе подразделения.
По Огневой подготовке.
Знать:
- меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, при проведении стрельб из пневматического и боевого оружия; правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне;
- назначение и боевые свойства автомата и ручного пулемета Калашникова; назначение и устройство частей и механизмов автомата, принцип работы автоматики; положение частей и механизмов до заряжания и работа их при заряжании и выстреле; боеприпасы к стрелковому оружию; порядок эксплуатации, хранения и ухода за автоматом; порядок осмотра и подготовки автомата и патронов к стрельбе; способы устранения задержек при стрельбе;
- назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонительных и противотанковых гранат, реактивных противотанковых и штурмовых гранат; меры безопасности при обращении с ручными и реактивными гранатами, порядок подготовки гранат к применению и устройство и работу частей и механизмов гранаты;
Уметь:
- быстро и правильно изготавливаться к стрельбе из различных положений, заряжать оружие, осуществлять производство стрельбы (устанавливать прицел и переводчик, осуществлять прикладку, прицеливание, спуск курка и удержание оружия), разряжать и осматривать оружие после стрельбы, устранять задержки, возникающие при стрельбе;
- снаряжать магазин патронами, осуществлять подготовку ручных и реактивных гранат к боевому применению;
- осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова, производить его чистку и смазку; производить осмотр автомата;
- выполнять упражнения учебных стрельб из пневматического, малокалиберного и боевого стрелкового оружия;
- точно метать ручные гранаты из различных положений.
По Тактической подготовке.
Знать:
- основы боевого применения и боевые возможности; назначение и боевые свойства стрелкового оружия, вооружение и боевую технику мотострелкового полка; боевую характеристику танков и бронемашин вероятного противника, их уязвимые места, приемы и средства борьбы с танками и бронемашинами противника; приемы ведения боя в обороне и наступлении;
Уметь:
- передвигаться на поле боя различными способами (в рост, пригнувшись, перебежками и переползанием);
- осуществлять передвижения в составе отделения (боевой группы) с применением различных способов передвижения;
- правильно укладывать рюкзак, осуществлять крепление и подгонку оружия, снаряжения и обмундирования для совершения пешего марша;
- применять противотанковые гранаты для уничтожения танков и бронемашин противника.
По Парашютно-десантной подготовке.
Знать:
- материальную часть парашютов и страхующих приборов, их эксплуатационные ограничения;
- технику выполнения учебно-тренировочных прыжков с парашютом;
- правила поведения на аэродроме и на борту воздушного судна;
- особые случаи в воздухе и правила действия в них;
- меры безопасности при проведении учебно-тренировочных прыжков с парашютом;
Уметь:
- подготовить и проверить готовность парашютной техники и снаряжения к прыжкам;
- действовать при посадке в воздушное судно, на борту и при отделении;
- действовать в воздухе (в свободном падении и под куполом парашюта);
- действовать в особых случаях;
- действовать при приземлении и приводнении.
Достижение указанных уровней обученности осуществляется выбором оптимальных педагогических технологий, структура которых содержит набор видов учебных занятий, форм, методов и средств обучения.
IV. Методическое обеспечение учебного процесса
Методы достижения уровней обученности:
«иметь представление» достигается в ходе проведения теоретических видов учебных занятий, как правило, лекций, бесед, которые в начальный период изучения предмета могут занимать максимальный объем от общего бюджета времени.
«знать» достигается, в основном, в ходе проведения групповых занятий и самостоятельной работы воспитанников. Групповые занятия проводятся в целях изучения вооружения и военной техники, отдельных вопросов теории, которые впоследствии будут отрабатываться на практических занятиях. Самостоятельная работа воспитанников является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных в ходе учебных занятий с преподавателем знаний и умений.
«уметь» достигается в ходе практических видов занятий, которые составляют основу обучения. На них отводится максимальный объем времени. Практические виды занятий проводятся в целях выработки практических умений и приобретения навыков солдата, отработки упражнений, приемов и нормативов. Основной метод проведения практического вида занятия – тренировка (упражнение).
Кроме указанных методов обучения могут быть применены и другие. Выбор вида занятия и метода обучения зависит от уровня подготовки воспитанников, темы и цели занятия, наличия и состояния учебно-материальной базы.
Таким образом, помимо вышеуказанных методов обучения могут использоваться:
устное изложение учебного материала;
обсуждение изучаемого материала;
показ (демонстрация);
упражнение (тренировка);
практическая работа;
самостоятельное изучение учебного материала.
Средства реализации дополнительной образовательной программы:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные.
Учебная программа реализуется с учётом возрастных особенностей обучающихся. В целях последовательного накопления кадетами знаний, умений и навыков программой предусмотрены:
в 5-м – 6-м классе – вводный (подготовительный) этап общевойсковой (одиночной) подготовки;
в 7-м классе – общевойсковая (одиночная) подготовка к действиям в различных видах боя;
в 8-м классе – углубление знаний и совершенствование навыков, изучение основ организации боя в составе подразделения;
в 9-м классе – основы законодательства по подготовке к службе в Вооруженных Силах;
в 10-м классе – основы военного строительства РФ, изучение порядка подготовки и методики проведения занятий по одиночной подготовке;
в 11-м классе – правовые и морально-психологические основы военной службы.
Задача формирования у кадетов командирских и методических навыков решается на протяжении всего обучения в школе, на всех проводимых занятиях, во время несения внутренней службы, а также в повседневной жизни.
Каждое занятие должно проводиться образно и поучительно, в ходе его кадеты должны перенимать опыт организации и проведения занятий, учиться правильному применению наиболее эффективных форм и методов обучения.
В основу формирования командирских и методических навыков должно быть положено практическое командование отделением, самостоятельное проведение занятий по строевой, физической подготовке, выполнении обязанностей при несении внутренней службы.
При обучении кадетов следует соблюдать логическую последовательность в изучении тем и предметов обучения. Существующая в Вооруженных Силах РФ методика проведения занятий должна творчески использоваться с учетом задач кадетских классов и возрастных особенностей кадетов.
Часть занятий по Вооруженным Силам РФ, службе Отечеству и медицинской подготовке (охрана здоровья кадетов) проводится интегрированно с ОБЖ.
В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на всех занятиях, стрельбах, выполнении работ и проведении спортивных мероприятий должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Накануне всех практических занятий должны быть организованы инструктажи по мерам безопасности
V. Список литературы и средств обучения
1. Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы. 2011.
2. Апакидзе В.В. Строевая подготовка М. Просвещение 1991г.
3. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, часть III (взвод, отделение, танк).
4. Военная доктрина Российской Федерации.
5. Военная топография. Б. Бызов – 1986 г.
6. Защита от оружия массового поражения. В. Мясников – 1984 г.
7. Инструкция о порядке проверки и оценки строевой подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации (от 12.4.96 г. № 205/2/202).
8. Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
9. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
10. Наставления по стрелковому делу для различных видов вооружения (АК-74, РПГ-7, ПМ, КПВТ и др.).
11. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
12. Отравляющие вещества, Воениздат –19 92 г.
13. Радиационная, химическая и биологическая защита – управление начальника РХБЗ Москва 2005 г.
14. Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. /А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008
15. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 5-й кл. учеб. Для общеобразоват . учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. -7-е изд. –М.: Просвещение, 2010.
16. Смирнов А. Т. Основы военной службы, учебное пособие, М. Дрофа, 2007
17. Справочник младшего командира. Воениздат – 2007 г.
18. Тактика (взвод, отделение, танк). Воениздат – 1985 г.
19. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
20. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».
21. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне».
22. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащего».
23. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы статистики и вероятности" для 5 класса
Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения учеников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в школе.Курс позвол...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
Учебная программа предмета «Основы начальной военной подготовки» предусматривает практико-ориентированное изучение основ допризывной подготовки молодежи к службе в армии, правил и способов оказания пе...
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов составлена на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» для общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...