Конспект открытого занятия в экологическом кружке
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «РОСТОК»
Дом детского творчества
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ХИЩНИКОВ - ВОЛК».
Автор: Югова М.В.
Аудитория: обучающиеся кружка 8-10 лет
Цели занятия:
- расширить знания учащихся о представителе хищников - волке.
- продолжать формировать навыки самостоятельной исследовательской работы на основе анализа природоведческой литературы, материалов интернета и других источников.
- развивать коммуникативные, информационные и экологические компетенции.
- формировать межличностные отношения.
ПЛАН КОНСПЕКТ
1 этап. Организационная часть (5 минут) Приветствие.
Педагог: Здравствуйте ребята! Проходите, садитесь на стулья.
Настрой на занятие. Круг общения
Стулья стоят по кругу. Все дети сидят на стульях. Педагог кидает мяч любому воспитаннику – задает вопросы.
- Твое настроение
- Как прошел день в школе?
- Твоя хорошая отметка сегодня?
- Что снилось?
- Чем займешься обычно вечером?
- Чем хочешь заняться на занятии?
- Погода сегодня тебе нравится?
- Ты с желанием пришел на занятие?
- В какую игру ты больше всего любишь играть на занятии?
- О каких животных ты любишь читать?
2 этап. Основная часть. (20 минут)
Педагог: Сегодня мы продолжим изучение хищников. И познакомимся с одним из представителей. Угадаете с кем? Этот хищник обитает на Земле уже более миллиона лет. Произошли они от плотоядных хищников, живших 100 миллионов лет назад, а около 20 миллионов лет назад от него произошли собаки. Как и собаки, они очень понятливы и легко поддаются обучению. К тому же у него особый характер: есть осторожные, дерзкие или самоуверенные, они держатся свободно и непринужденно, а других не видно и не слышно. Догадались, о ком я вам сегодня буду рассказывать? Итак, тема нашего занятия сегодня (дети отвечают)
Да это – волк.
Род (Lupus) объединяет волков, койотов, шакалов, диких и домашних собак - наиболее крупных представителей семейства псовых. Кроме того, к этому семейству относятся все лисы, песцы, енотовидная собака и гривистый волк.
Изучать этого хищника мы будет в форме игры - «Интеллектуальные экипажи».
Работа в парах (экипажи)
Ребята делятся на пары с помощью карточки с изображением других представителей этого семейства – домашние псы, койоты, гривастые волки, лисы,
Ребята размешаются на стульях. Созданные экипажи, состоящие из водителя и пассажира располагаются центре кабинета, напротив педагога.
Педагог задает вопросы экипажам – они отвечают и переезжают на 1 шаг вперед, при этом собирают картинки с изображением волка, которые лежат на полу.
Вопросы и задания экипажам:
Педагог: Начнем игру с разминки, переезжать экипажам во время разминки не надо.
Волки обитают в горах, лесах и на равнинах всех нашей планеты. Подобно всем живым существам, они, как говорят биологи, занимают в дикой природе свою экологическую нишу. Я назову подвиды волков, а вы подумаете, почему они так называются.
Подвиды |
|
Педагог: Молодцы ребята, вижу, что вы настроились на изучение темы с помощью нашей разминки. А теперь сама игра. В игре, как и в разминке, вам понадобятся ваша логика, знания, полученные на занятиях в нашем кружке, в школе, из увиденных вами научных программ, мультфильмов и сказок. Вот так необычно мы с вами изучим сегодня новую тему. Я даю возможность каждому экипажу с помощью кубика выбрать для себя вопрос. Начнем с первого экипажа.
Экипажи, кидают игральный кубик и в соответствии с выпавшим числом, им достается соответствующий вопрос от педагога.
1 ЗАДАНИЕ Вопросы каждой паре (пара кидает кубик).
Педагог:
- Обычно в волчьей семье бывает… 6 - 7, а иногда и 15 животных
- Самый сильный волк в стае становится… Вожаком
- Обычно волк-самец весит около 50 килограммов, волчица - килограммов на 5 меньше. Их высота в холке - около 75 сантиметров.
Длина от носа да кончика хвоста достигает… 1,5 - 2 метров.
- Как вы думаете, каждая волчья стая охотится только на своей территории или совершают набеги на другие территории?
- Почему человека-нелюдима называют волком-одиночкой?
(Потому что он напоминает волка, который ушел из стаи и живет сам по себе.)
Правильно ответивший экипаж перемещается на шаг вперед, собирая при каждом шаге звезду. Если отвечают неверно, то звезда остается у педагога. Но другим экипажам разрешается ответить на этот же вопрос. Этим самым они зарабатывают дополнительную звезду.
2 ЗАДАНИЕ. Найди правильную тень
- ЗАДАНИЕ. Вопросы - версии
Педагог: 1. Для чего нужен хвост волку …чтобы выражать свои чувства. Если хвост задран и его кончик немного изогнут, это означает, что волк вполне уверен в себе. У дружелюбно настроенного волка хвост опущен, но самый кончик его смотрит вверх. Волк с поджатым хвостом либо чего-то боится, либо так сообщает о своей симпатии.
2. Морды волков очень выразительны.
Испугавшись, волк…… прижимает уши и изображает подобие улыбки. Разъяренный волк …..оскаливает зубы, а стоящие торчком уши разворачивает вперед.
Почувствовав опасность,…. он отводит уши назад, оскаливается и высовывает язык
3. Волки созданы для охоты самой природой. Зимой волк на снегу оставляет следы такие (карточка с разными следами, найти волчьи следы)
4. Оружие волка - это зубы. Их в его пасти целых… 42
5. Волки не всегда охотятся, рычат и бывают свирепыми. Первое, что сделает волк, наполнив желудок, - свернется клубочком и хорошенько вздремнет. Волк проснувшись - что делает?..
4 ЗАДАНИЕ Общий вопрос:
Педагог: В российском городе Тамбове есть памятник Волку, а где стоит памятник Волчице?
(В столице Италии – Риме, капитолийская волчица.)
В благодарность римляне поставили в Капитолийском храме бронзовый памятник волчице. Много столетий волчица стояла на постаменте одна, а в XV веке новой эры к памятнику были добавлены еще два элемента. Какие именно?
(Сосущие малыши дети – Ромул и Рем. По легенде, основатели Рима Рем и Ромул вскормлены молоком капитолийской волчицы.)
- ЗАДАНИЕ (СЛЕДОПЫТЫ)
Педагог: Наступает зима. Чьих только следов не увидит охотник в лесу на снегу! Каждый зверь вынужден в течение долгой зимы питаться, передвигаться в угодьях в поисках пищи с одного места на другое, оставляя на снегу свои предательские следы.
Определите среди следов разных животных – волчьи следы.
6 ЗАДАНИЕ
Педагог: Почти повсеместно основную роль в питании волков играют копытные животные. От волков не застрахована ни маленькая шустрая кабарга, ни громадный и могучий лось. На севере от этих хищников особенно страдают дикие и домашние северные олени, в лесах — косули, олени и лоси. В горах волки нападают на горных козлов и баранов. Из домашних животных наиболее легкой добычей становятся овцы и козы, хотя волки могут стащить поросенка, зарезать лошадь или корову. В степных районах они иногда нападают на маленьких или молодых верблюжат. Очень часто жертвами волков становятся домашние собаки, которых они хватают ночами прямо в поселках или выманивают за околицу. Важным кормовым объектом волкам служат зайцы. В степях волки успешно охотятся на сурков, подолгу карауля их у нор. На берегах водоемов ловят бобров и ондатр. Добывают различных грызунов, водящихся в данной местности — сусликов, хомяков, тушканчиков, а на севере леммингов, в годы обилия мышевидных грызунов поедают их в огромных количествах. Среди жертв волков отмечались чуть ли не все обитающие у нас звери, в том числе разные хищники: горностаи, хорьки, куницы, барсуки, лисицы, песцы, шакалы, енотовидные собаки, дикие кошки (среди них была даже рысь), изредка росомахи. Иногда стая волков осмеливается нападать даже на бурого медведя..
7 ЗАДАНИЕ Головоломка «Волки и кони»
Педагог: На поле 5 волков, которые могут напасть на добычу, если
она окажется на соседних с хищниками клетках по горизонтали или вертикали.
Сколько коней (Буква К) можно расположить на поле так, чтобы они оказались в безопасности?
ОТВЕТ: Четверых. (В - это волк, К - конь)
По окончании этого задания, педагог подводит итоги. Награждает победителя, при этом повторяют все, что узнали, самое основное. Каждому экипажу вручаешь в дневники достижений наклейки
Первый экипаж, который лучше всех отвечал на вопросы-аплодисменты ребятам.
Педагог: После такой мощной мозговой атаки – предлагаю отдохнуть.
Игра "Волк, коза и капуста." Предлагаю вам преобразится.
Педагог: Вам нужно перевезти в лодке с одного берега на другой козу, капусту, волка. В лодке только два места. Известно, что волка нельзя оставлять без присмотра с козой, разумеется, коза неравнодушна к капусте. Как осуществить перевозку? Дети участвуют по желанию.
Человек. Волк. Коза. Капуста.
Волк не ест капусту, следовательно, начинать переправу надо с козы, так как волка и капусту можно оставить на берегу без человека.
Переправив козу на другой берег, человек возвращается, берет в лодку капусту и также перевозит ее на другой берег, где ее оставляет, но зато берет в лодку козу и везет ее обратно - на первый берег.Здесь он козу оставляет и перевозит волка. Капусту он оставляет с волком, а сам возвращается за козой, перевозит ее, и переправа оканчивается благополучно.
Ритуал прощания. Педагог: И так волки…
Они свирепые и опасные. Вероятно, так скажет о волках тот, кто почти ничего о них не знает. На самом деле на людей волки нападают очень редко. Как и все хищники, они охотятся, чтобы прокормиться, и живут своей жизнью, стараясь держаться подальше от людей. Волки - одни из самых верных животных, они сильно привязываются к товарищам по стае.
Волки созданы для охоты самой природой. Их называют санитарами леса.
Как и собаки, волки очень понятливы и легко поддаются обучению. Некоторые становятся ручными.
С детства, когда нам читали сказки «Три поросенка», «Красная шапочка» и «Волк и семеро козлят», мы затвердили, что волки злые и страшные. На самом деле они не причиняют зла людям. Но, несмотря на это, люди продолжают их истреблять. И это неправильно, Они имеют право на жизнь!
Педагог: Занятие закончено. Мне хочется задать вам еще несколько вопросов. Но отвечать я вас попрошу хлопками, пока летит мяч.
Педагог подбрасывает мяч, задает вопросы детям:
- Поднялось ли у вас настроение после нашего занятия?
- Захотите ли вы рассказать своим родителям о сегодняшнем занятии?
- Все ли вам ребята понравилось сегодняшнее занятие?
Всем спасибо!
в | ||||
в | ||||
в | ||||
в | ||||
в |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия кружка "Математическое ассорти"
Занятие предусматривает подготовку учащихся к ГИА. Также в занятие включены логические задачи, задачи-шутки и задачи, взятые из сборника по подготовке к ГИА для 9 класса....
Конспект открытого занятия кружка "Кулинария" на тему "Веселый капустник".
Данный материал может быть использован учителями технологиии, преподавателями дополнительного образования....
Конспект открытого занятия кружка "Умники и Умницы" на тему: Путешествие в мир знаний.
Данная разработка занятия кружка может быть использована как самостоятельное внеклассное занятие....
Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"
Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...
Конспект открытого занятия фольклорного кружка
Конспект занятия -введение в образовательную программу. Цель занятия: зинтересовать ребят преспективой участия в кружке....
Конспект открытого занятия кружка «Журналистика в школе» по теме "Выпуск школьной газеты «Лицеист»"
Конспект открытого занятия кружка «Журналистика в школе» по теме "Выпуск школьной газеты «Лицеист»"...