Чешский народный танец
план-конспект на тему
Конспект занятия в группе 2-го года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheshskiy_narodnyy_tanets.docx | 145.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»
Красненского района Белгородской области
Конспект занятия в группе 2-го г.о. хореографической студии «Дина-Данс»
Тема занятия: «Чешский народный танец».
Подготовила и провела
педагог дополнительного
образования Дешина И.Н.
Красное-2017
Характерные особенности чешского народного танца. Особенности чешского народного костюма. Чешская полька – основной ход и элементы.
Цель занятия: формирование целостного представления о характере и особенности чешского народного танца;
изучение основных движений танца «Чешская полька».
Основные задачи:
В обучении
- дать целостное представление об особенностях чешского танца на примере польки;
-разучить танцевальные элементы Польки;
В развитии
- развить образное мышление, умение фантазировать и перемещаться в воображаемом пространстве;
- развить музыкальный слух, чувство ритма;
В воспитании
-воспитать умение работать в паре, в ансамбле;
-воспитывать уважение к танцевальной культуре других народов.
Используемое оборудование: магнитола, компакт диски, флешка.
Ход занятия.
- Вводная часть.
- Оргмомент.
Педагог спрашивает детей - танцы каких народов известны им. (ответы ребят). Затем учитель рассказывает о теме занятия. О том, что у каждого народа есть своя история, своя музыка, свой танец и своя манера исполнения.
- Разминка.
Дети двигаются шагом с носка по кругу, змейкой, с перестроением в одну колонну, в две колонны, на полупальцах, на пятках. Ученики выполняют основные танцевальные шаги: подскоки, галоп, бег «лошадки», прыжки с продвижением вперёд, поочерёдно на правой, на левой ноге и т. д.. Музыкальное сопровождение по желанию педагога.
Далее производится разминка на середине зала. По показу педагога дети выполняют движения в характере русского танца.
Музыкальный материал подбирается согласно характеру танца, желательно чередовать быструю музыку с медленной.
- Основная часть.
На предыдущем уроке ребятам даётся задание поработать с компьютером, найти информацию о танце Полька.
Учитель дополняет рассказ детей, говорит о том, что Полька- танец парный, музыкальный размер 2/4, темп - быстрый. Что Польку, поистине, можно назвать интернациональным танцем и каждая народность, овладев азами чешского танца, внесла в него свои черты и колорит. Полька- это и концертный и социальный танец. Балетмейстеры ставят польку для демонстрации на сцене. А на вечеринках, корпоративах и балах полька танцуется с любым партнёром под подходящую музыку.
Чешские танцы необычайно разнообразны и значительно отличаются одни от других. Чешским танцам свойственна легкость, живость, но, наряду с этим, плавность, целомудрие.
Полька – старинный чешский танец. Основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов, соединённых приставкой. Самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Танец обычно открывается одной парой, его подхватывают вторая, третья и, наконец, танцуют все.
Название танца произошло от чешского слова půlka, означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу.
Из народного чешского танца возникла бальная полька. Как это обычно бывает с танцем, имеющим большой и продолжительный успех, полька сильно повлияла на формирование бального репертуара. Появились полька-галоп, котильон, полька-мазурка. Полька прочно вошла в танцевальное творчество многих народов. Польки писали Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус- сын.
Полька прочно вошла в танцевальное творчество многих народов. Танец видоизменяется, приобретая национальную окраску, но всегда в ней остаётся сочетание подвижности и силы мужского танца с кокетливой грациозностью женского. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, польская, бразильская. Большинство танцев Эстонии, Латвии, Литвы построены на основе польки. В нашей стране живут национальные формы польки: темпераментная молдавская, сдержанная латышская, своеобразная и красивая белорусская.
- Просмотр видео и прослушивание музыки «Чешская полька»
- Особенности костюма.
- Разучивание танцевальных элементов.
Основные элементы танца «Полька»
Полька и сейчас популярна, ее танцуют на конкурсах и танцевальных вечерах.
М/Р — 2/4, 4/4, темп умеренно быстрый.
Подготовительные и основные движения И. П. — Зп, 1п, 6п.
Самым характерным для польки движением является шаг с подскоком, который исполняется легко и «воздушно» с акцентами на подскоках, с разной манерой исполнения. Подскок является главным составным элементом па польки, имеет несколько вариантов исполнения.
Вначале движения исполняются по 6п (при этом необходимо следить, чтобы колени и каблуки были сомкнуты), затем по 1п и по Зп (с П. Н. и с Л. Н.). В этом случае необходимо добиваться отведения колен в стороны. Колени расслабляются только после полного опускания каблука на пол. В положении на полупальцах ступня касается пола всей плоскостью подушечки. Корпус должен сохранять прямое положение.
Сгибание исполняется многократно П. Н., затем Л. Н., а также переменно П. Н. и Л. Н.; по Зп чередуются положения у щиколотки впереди и позади, ступня должна быть вытянута.
Сгибание ноги можно соединить с подъемом на полупальцы: на счет «раз» — подъем, на счет «и» — опускание. В дальнейшем это движение исполняется на одну восьмую долю такта.
Переступания (один такт). Затакт: «и» — сгибание П. Н. и подъем на полупальцы Л. Н.; «раз» — шаг П. Н. на месте; «и» — шаг Л. Н. на месте; «два» — шаг П. Н. на месте; «и» — Л. Н. опускается в позицию. При продолжении движения Л. Н. остается в положении у щиколотки и исполняется подъем на полупальцы П. Н. как затактовое движение.
Переступания исполняются переменно с П. Н. и с Л. Н. Сгибание можно заменить отведением ноги вперед, в сторону или назад с подъемом на воздух (положение выворотное, колено прямое).
Переступания исполняются также с продвижением, и первый шаг исполняется вперед, вправо (П. Н.), влево (Л. Н.) или назад. Второй шаг исполняется как шаг-приставка, третий шаг — в заданном направлении.
Подскоки (одна восьмая такта). Исполняются небольшие прыжки на низких полупальцах по 6п и по Зп.
На месте чаще используется поворот (90°), и за четыре движения исполняется полный поворот (360°).
С продвижением шаги обычно исполняются в сторону переменно П. Н. и Л. Н. в повороте (180е) на каждом подскоке.
Па польки — основной ход танца, исполняется по 6п и по Зп с П. Н. и с Л. Н. Во всех случаях предварительно исполняется затактовое движение.
Па польки по Зп. И. П. — Зп. Это движение используется в общепринятой польке. Исполняется на месте, с продвижением вперед, назад и в сторону, а также в повороте.
Затакт: «и» — подскок на Л. Н., П. Н. отводится на воздух: вперед при движении вперед или на месте, назад при движении назад, вправо при движении в сторону. «Раз» — шаг П. Н. вперед; «и» — шаг-приставка Л. Н. в Зп назад; «два» — шаг П. Н. вперед; «и» — Л. Н. сгибается и приближается к П. Н., положение у щиколотки не подчеркивается. При продолжении польки исполняется затактовое движение Л. Н.
Па польки на месте исполняется по аналогичной схеме, шаги исполняются по Зп.
Па польки назад начинается с затактового движения назад, и шаг-приставка исполняется в Зп вперед.
Па польки в сторону исполняется вправо (П. Н.) и влево (Л. Н.). Шаг-приставка исполняется в Зп вперед.
Па польки в повороте исполняется с вращением вправо или влево на подскоках. На месте поворот небольшой (45°, 90е). С продвижением исполняется полуповорот (180°) на каждом подскоке, и чередуются па польки вперед и назад, вправо и влево (с П. Н. и с Л. Н.).
В польке по Зп необходимо следить, чтобы все движения исполнялись выворотно. Здесь особенно важно добиться точности положений. Нельзя забывать, что все шаги исполняются на низких полупальцах так же, как и подскоки. Свободная нога проводится вперед или назад, близко к опорной ноге с присогнутым коленом. При отведении ноги на воздух ее не следует подбрасьшать. Отведение должно быть невысоким и сдержанным. Колени и ступня, отведенные на воздух, должны быть выпрямлены.
Па польки по 6п. И. П. — 6п. Движение исполняется на месте, с продвижением вперед, назад и в повороте по схеме переступаний. Затактовое движение исполняется с подскоком.
Па галопа (одна четверть такта). И. П. — 6п, Зп.
Движение исполняется вправо (с П. Н.) и влево (с Л. Н.).
«Раз» — шаг П. Н. вправо; «и» — шаг-приставка Л. Н. в 6п с легким прыжком с П. Н. на Л. Н.
На шагах подушечка ноги скользит по полу. Колени постоянно расслаблены. Скользящий характер движения подчеркивается тем, что покачивания вверх-вниз не должны быть заметными.
В современной польке движение чаще исполняется по 6п. По Зпв И. П. П. Н. впереди при движении вправо, Л. Н. впереди при движении влево. На шаге-приставке нога ставится в Зп назад. Не исключается исполнение движения по 1п. Наклон корпуса в сторону движения.
Па галопа можно многократно повторить в одном направлении. Для перемены направления используются шаг в сторону движения (счет «раз») и приставка (счет «два»).
Для быстрой смены направления вместо шага-приставки (счет «и») исполняется приставка или притоп без переноса тяжести тела.
Галоп можно закончить шагом с отведением ноги на каблук (счет «раз») с последующим сгибанием ноги в положение у щиколотки позади (счет «два»). При этом сохраняется приседание на опорной ноге.
2.2. Первоначальный вариант полек – чешская полька
Танец свободной композиции, широко использующий все основные движения, положения и позы, принятые в польке. Характер танца веселый, бодрый, подвижный.
М/Р — 2/4, темп умеренно быстрый.
Основные положения в паре и соединения рук
Открытое положение (Д — справа).
A. П. Р. (К) и Л. Р. (Д) соединены в 1п (рис. 2.1. а).
Б. П. Р. (К) и П. Р. (Д) соединены в Зп (рис. 2.1. б).
B. П. Р. (К) и П. Р. (Д) соединены в Зп, Л. Р. (К) и Л. Р. (Д) соединены перед К (рис. 2.2. в).
Рис. 2.1.
Г. Руки соединены накрест; Л. Р. (Д) сверху (рис. 2.2. г). Закрытое положение.
A. Руки разъединены.
Б. Обе руки соединены во 2п, или П. Р. (К) и Л. Р. (Д) (рис. 2.2. д).
B. П. Р. (К) и П. Р. (Д) соединены в Зп (рис. 2.3. е). Аналогично соединяются Л. Р. (К) и Л. Р. (Д).
______________________________________________________
Б. Левое. Аналогично соединяются Л. Р. (К) и Л. Р. (Д).
Рис. 2.3.
Противоположное положение.
П. Р. (К) и Л. Р. (Д) соединены во 2п (рис. 2.4. и).
Свободные руки могут быть в исходной позиции. К может перевести руку за спину, Д может поддерживать руками край юбки. В Зп руки должны быть округлены.
______________________________________________________
Полька в открытом положении (2 такта). И. П. — лицом по Л. Т., Зп (впереди: К — Л. Н., Д—П. Н.).
1—2 такты: два па польки вперед (К — с Л. Н., с П. Н.; Д — с П. Н., с Л. Н.).
В паре. И. П. — открытое положение (рис. 2.1. а).
Движение исполняется с небольшим наклоном головы друг от друга и друг к другу.
Обход К (4 такта). И. П.—лицом по Л. Т., Зп (впереди: К — Л. Н., Д — П. Н.).
1—4 такты: четыре па польки. К — на месте, начинает с Л. Н. с постепенным поворотом влево; Д — вперед по небольшому кругу по Л. Т., начинает с П. Н. К. П.: К — спиной, Д — лицом к Ц.
В паре. И. П. — открытое положение (рис. 2.1.а).
Д обходит К по маленькому кругу по Л. Т. К. П. — закрытое положение. Руки можно разъединить, а также соединить в замкнутой позиции или во 2п.
Полька с разворотом (2 такта). И. П.: К — спиной, Д — лицом к Ц, Зп (впереди: К — Л. Н.; Д —П. Н.).
1 такт: па польки по Л. Т. (К—с Л. Н. влево; Д — с П. Н. вправо).
2 такт: поворот (90°) (К — влево; Д — вправо) и па польки вперед по Л. Т. (К —с П. Н.; Д — с Л. Н.). К. П. — лицом по Л. Т. или для повторения движения в конце исполняется поворот (90°) (К — вправо; Д — влево). К. П. — И. П.
В паре. И. П. — закрытое положение (рис. 2.3. ж). На 2 такте К и Д принимают открытое положение (рис. 2.1. а).
______________________________________________________
Смена рук в боковых положениях (2 такта). И. П.: К — лицом, Д — спиной по Л. Т., ноги в Зп (П. Н. впереди).
Затакт: «и» — затактовое движение (К—с П. Н.; Д — с Л. Н.).
1 такт: па польки по Л. Т. (К — с П. Н. вперед; Д —с Л. Н. назад). Поворот корпуса влево.
2 такт: па польки по Л. Т. (К — с Л. Н. вперед; Д — с П. Н. назад). Поворот корпуса вправо. К. П.: К — спиной, Д — лицом к Ц.
В паре. И. П. — закрытое положение, руки разъединены.
На 1 такте К иД принимают правое боковое положение, соединяются П. Р. (К) и П. Р. (Д) (рис. 2.1. з). На 2 такте К и Д принимают левое боковое положение, соединяются Л. Р. (К) и Л. Р. (Д) и т. д.
Соло-поворот Д (2 такта). И. П. — лицом по Л. Т., Зп (впереди: К — Л. Н.; Д-П. Н.).
1—2 такты: К—два па польки вперед по Л. Т. (Л. Н., П. Н.), Д — полька в повороте вправо с П. Н. К. П.: К — лицом, Д — спиной по Л. Т. При продолжении движения Д исполняет в конце поворот (180°) до И. П.
В паре. И. П. — открытое положение, руки соединены накрест (рис. 2.2. г).
К исполняет движение с небольшим продвижением. Л. Р. (К) и Л. Р. (Д) разъединяются; Д исполняет поворот под соединенными руками с продвижением чуть впереди К.
Д может исполнить поворот на подскоках.
В паре. И. П. — открытое положение, руки соединены в 1п (рис. 2.1. а).
Д исполняет два шага с подскоком в повороте (180°) влево под соединенными руками. К. П. — закрытое положение, руки разъединены.
Повороты можно исполнить в более сложных сочетаниях. Например:
Повороты Д под руками (4 такта). И. П.: К — лицом, Д — спиной по Л. Т., Зп (впереди: К —Л. Н.; Д —П. Н.).
Партнер (К). 1—3 такты: три па польки вперед по Л. Т. начинает с Л. Н.
Партнерша (Д). 1—2 такты: два па польки в повороте (360°) вправо (назад с Л. Н.; вперед с П. Н.). 3 такт: па польки назад с Л. Н. в полном повороте влево. 4 такт: шаг П. Н. вперед (К — по Л. Т.; Д — против Л. Т.) и приставка Л. Н. в Зп (К — вперед; Д — назад).
В польке чаще исполняется правый поворот.
1такт: па польки по Л. Т. в повороте вправо (К — с Л. Н. влево; Д — с П. Н. вправо). К. П.: К — лицом, Д — спиной к Ц.
2такт: па польки по Л. Т. в повороте вправо (К — с П. Н. вправо; Д — с Л. Н. влево). К. П. — И. П.
В паре. И. П. — закрытое положение, замкнутая позиция рук.
Исполняя переступания, К и Д обходят друг друга против Л. Т. На 1 такте шаги шире у К, на 2 такте — у Д. Руки не разъединяются, К и Д должны постоянно находиться на одинаковом расстоянии друг от друга. На каждом такте исполняется небольшой наклон корпуса по Л. Т.
Повороты в паре можно многократно повторить.
Па галопа. И. П. — 6п. Исполняется в различных положениях в паре и с поворотами.
Галоп в закрытом положении (2 такта). И. П.: К — спиной, Д — лицом к Ц.
1 такт: два па галопа по Л. Т. (К — влево; Д — вправо).
2 такт: шаг по Л. Т. (К — Л. Н. влево; Д — П. Н. вправо) и приставка в Зп вперед (К — П. Н.; Д — Л. Н.).
В паре. И. П. — закрытое положение, руки соединены во 2п.
Галоп исполняется с небольшим наклоном корпуса в сторону движения. Галоп можно исполнить против Л. Т., в этом случае К исполняет движения Д, и наоборот.
Руки могут быть соединены также в замкнутой позиции.
Па галопа можно исполнить на любое нечетное количество тактов и закончить шагом с приставкой.
Галоп с поворотом (4 такта). И. П.: К — спиной, Д — лицом к Ц.
1—2 такты: три па галопа (К — влево; Д — вправо). В конце исполняется поворот (180°) (К — влево на Л. Н.; Д — вправо на П. Н.). К. П.: К — лицом, Д — спиной к Ц. 3—4 такты: три па галопа (К — вправо; Д — влево). В конце исполняется поворот (180°) (К — вправо на П. Н.; Д — влево на Л. Н.). К. П. — И. П.
В паре. И. П. — закрытое положение, руки соединены во 2п.
В конце 2 такта соединенные П. Р. (К) и Л. Р. (Д) проводятся вперед, Л. Р. (К) и П. Р. (Д) разъединяются, К и Д принимают противоположное положение (рис. 2.4. и).
Соединение № 3 (16 тактов). И. П. — закрытое положение, руки соединены во 2п (К — спиной, Д — лицом к Ц).
1—2 такты: галоп в закрытом положении по Л. Т. 3—4 такты: галоп в закрытом положении против Л. Т. 5—8 такты: две польки с поворотом. 9—12 такты: обход К. 13—16 такты: два поворота в паре. С первым шагом К и Д принимают закрытое положение, замкнутую позицию рук. К. П. — И. П.
Соединение № 4 (16 тактов). И. П. — закрытое положение, руки разъединены (К — спиной, Д — лицом к Ц).
1—4 такты: переход спиной (до-за-до). К. П.: К — лицом, Д — спиной к Ц. 5—8 такты: переход спиной (до-за-до). К. П. — лицом по Л. Т., открытое положение, руки соединены в Зп (рис. 2.1. б). 9—10 такты: соло-поворот Д. 11 ——12 такты: поворот в паре. 13—16 такты: повторение движений 9—12 тактов. К. П. — И. П.
Соединение № 5 (16 тактов). И. П. — закрытое положение, руки в замкнутой позиции (К — спиной, Д — лицом к Ц).
1—4 такты: два поворота в паре. К. П. — И. П. 5—8 такты: галоп с поворотом. К. П. — лицом по Л. Т. Открытое положение, руки соединены в 1п (рис. 2.1. а). 9—11 такты: полька в открытом положении (П. Н., Л. Н., П. Нтакт: соло-поворот Д на подскоках. К. П. — закрытое положение (К — лицом, Д — спиной по Л. Т.), руки разъединены. 13—14 такты: смена рук в боковых положениях. 15 такт: повторение движений 13 такта. 16 такт: совместный поворот на подскоках из бокового положения. К. П. — И. П.
Соединение № 6 (16 тактов). И. П. — открытое положение лицом по Л. Т., руки соединены накрест (рис. 2.2. г).
- Заключительная часть. (5 мин.)
В заключительной части урока выполняются движения на восстановление дыхания, одновременно повторяются позиции ног и рук.
Учитель интересуется, понравился ли ребятам урок, что нового они узнали. Благодарит детей за старание.
Поклон. Уход из зала.
Список использованной литературы:
1. Бальсевич В. К. Запорожанов В. А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье, 19с.
2. Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка№ 1. - С.23-25.
3. Кряж В. Н. Гимнастика, ритм, пластика / В. Н. Кряж, Э. В. Ветошкина. – Минск: Полымя, 19с.
4. Лисицкая Т. С. Ритмическая гимнастика / Т. С. Лисицкая. - М.: Физкультура и спорт, 19с.
5. Лифиц А. Ритмика: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных учреждений / А. Лифиц. - М.: Академия, 19с.
6. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития на уроках ритмики / Э. Я. Степаненкова. - М., 20с.
7. Тарасов Н. И. Классический танец / Н. И. Тарасов - М., 19с.
8. Филатов С. В. От образного слова - к выразительному движению / С. В.Филатов - М.: Педагогика, 19с.
9. Франио Г. Методическое пособие по ритмике / Г. Франио, И. Лифиц. - М.: Музыка, 19с.
10. Уральская В. И. Рождение танца / В. И. Уральская. - М.: Советская Россия, 19с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкально – ритмическое занятие в первом классе « Русский народный танец»
Развивать речевое дыхание, голос. Уметь воспринимать музыку через зрительный, тактильновибрационный и слуховой анализаторы. Уметь выражать свои эмоции раз...
Образовательная програам "Народный танец"
Программа расчитаана на 3 года обучения для обучающихся1-6 классов....
Народный танец. Сохранение традиций.
Сохранение и совершенствование народной культуры не в последнюю очередь-залог социально-экономической и политической стабильности. В современных условиях глобализации на первое место выступает н...
Раздел образовательной программы Народный танец
Народный танец - один из основных предметов образовательной программы «Дорога к прекрасному», являющийся составной частью художественно-эстетического образования и воспитания....
Дополнительная образовательная программа "Русский народный танец" объединения "Хореография"
Программа рекомендована детям 7-12 лет. Направленность художественно - эстетическая.Уровень образования основное общее. Срок реализации 3 года....
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)
Методическая разработка открытого урока по народно - сценическому танца "Русский народный танец" (с применением ИКТ)...
Конспект урока ритмики. Тема. Парная пляска. Чешская народная мелодия.
Данный урок направлен на закрепление танцевальных движений парной пляски и развитие творческих спососбностей обучающихся....