Образовательная програам "Народный танец"
рабочая программа по теме
Программа расчитаана на 3 года обучения для обучающихся1-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_narodnyy_tanec.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
1.1. Обоснование необходимости разработки.
Русский танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека и тесно связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Развитие русского народного танца тесно связано с историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Изучение русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дают возможность создать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека, воспитывают хороший вкус, чувство национальной гордости за свой народ, любовь к Родине.
Для того чтобы дать понятие об основах русского народного танца, показать многообразие его видов и различную манеру исполнения, богатство лексики, познакомить с исполнительскими традициями русского танца разработана программа «Народный танец».
Программа «Народный танец» относится к художественно-эстетическому направлению. Она направлена на творческое развитие детей, младшего и среднего школьного возраста через приобщения их к истокам национальной культуры и необходимости возрождения былых традиций и духовности русского танца.
Основу данной программы составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие ценности русской танцевальной культуры, а с другой – установка на развитие творческой индивидуальности ребенка. Это и определяет актуальность программы.
Программа "Народный танец" разработана на основе:
- Письма Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16.
«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
- Письма Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
- Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного образования детей. СанПин 2.4.4. 1251-03;
- Устава МОУ ДОД «Центр детского творчества»;
Новизна программы:
- Программа составлена с учетом мотивации, интересов и возрастных особенностей воспитанников.
- Изучаемый материал составлен таким образом, что позволяет максимально отразить особенности русского народа на примере разных танцевальных композиций.
-Программа включает в себя не только тренировочные упражнения, определенный репертуар и беседы по искусству, но и тематику занятий по правилам общественного поведения, танцевальному этикету, музыкальной грамоте.
- В программе предусматривается более глубокое изучение танцевального жанра, овладение практическими умениями и навыками в танцевально-пластическом движении и импровизации, а в рамках программы общего образования «Искусство» и «Ритмика» предусматривается выполнение минимума содержания основных образовательных программ.
- Программа включает в себя ритмику и народный танец, и составлена с учетом индивидуального подхода к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями здоровья. Это является отличительной особенностью данной программы от уже существующих.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в следующем:
- Данная программа даёт возможность обучающимся самоопределиться через реализацию творческих способностей, через создание собственного продукта (танец, танцевальная композиция) и подразумевает равные партнёрские отношения между обучающимися и педагогами;
- Комплексный подход к организации занятий с детьми обеспечивает укрепление их психического и физического здоровья, положительную социализацию ребёнка;
- Занятия по данной программе способствуют развитию таких качеств личности, как трудолюбие, самоконтроль, выносливость, терпение, самостоятельность, ответственность за результат своей деятельности.
- Занятия и коллективные выступления с танцами перед зрителями воспитывают у учащихся чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества. Обучающиеся знакомятся с жизнью, бытом, костюмом, музыкой, национальными особенностями не только русского народа, но и других народов России.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: развитие личности ребенка, его гуманного отношения к окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии.
Задачи программы.
В обучении:
- обеспечить усвоение практических умений и навыков при изучении программного материала;
- изучить терминологию в народном танце;
- изучить историю танцевальной культуры, основ актерского мастерства танцоров;
- учить ритмическим упражнениям под музыку, дающим представление о танце.
В воспитании:
- воспитывать у обучающихся настойчивость и стремление преодолевать трудности, возникающие перед ними в выполнении тех или иных упражнений;
- воспитание духовно-нравственных ценностей обучающихся;
- воспитание любви и уважения к народным традициям.
В развитии:
- развитие чувств ритма и музыкальности детей, их моторико-двигательной и логической памяти;
- развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце;
- развитие коммуникативных и организаторских способностей и разносторонних качеств личности обучающихся путём приобщения их к культурному наследию своей страны, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- развитие потребности в самораскрытии и самореализации;
- развитие и формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа, подготовка воспитанников.
1.3. Особенности программы.
Возраст обучающихся и их возрастные особенности:
Программа предназначена для детей 7 – 15 лет.
Младшие школьники:
Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, лёгкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. В плане личностного развития существенным является то, что возраст 7-9 лет является сенситивным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению. Ребёнок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку. От самооценки зависит уверенность обучающегося в своих силах, его отношение к допущенным ошибкам, трудностям. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха, большей самостоятельностью. Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой: они не уверены в себе, боятся педагога, ждут неуспеха, на занятиях предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение.
Средние школьники:
Это возраст перемен, противоречий и контрастов. Они уже не маленькие, но им еще очень далеко до того, чтобы стать взрослыми. Для таких детей характерен повышенный интерес к себе и к изменениям, происходящим в организме, в сознании. На первый план выступает общение со сверстниками, их оценки и ценности. В этом возрасте пробуждается интерес к собственной личности. Они склонны завышать свои возможности, оправдывать свои поступки. Если их самооценка не совпадает с оценкой окружающих, они переживают серьёзные потрясения. Со взрослыми предпочитают быть на равных, постоянно стремятся к самоутверждению. В тоже время внутренне они часто застенчивы, легкоранимы. В отношениях с подростками необходимо прежде всего проявить максимум терпения и понимания. Важно не только предъявить требования, а показывать способы реализации их требований, проявлять максимум внимания к внутреннему миру подростков. Отрицательные явления в поведении подростка легко устранить, если стремление детей этого возраста проявить свою «взрослость» находит удовлетворения в деятельности, которая носит ярко выраженный общественный смысл. Всё, что возможно, пусть делают сами. Необходимо чаще их ставить в ситуации ответственности за дело, товарищей, младших ребят, чаще прислушиваться к их мнению, постараться вызвать у них доверие. Предлагаемые подросткам занятия должны быть достаточно серьёзными и общественно-значимыми. С ними надо много говорить обо всём, что их интересует, в чём они пытаются разобраться. Эти дети любят откровенные задушевные беседы о жизни, отношениях между людьми, о мировых проблемах. Всё это предусмотрено в программе «Народный танец».
Срок реализации программы – 3 года.
Группа 1-ого года обучения формируется из 10-15 человек в возрасте 7-9 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа продолжительностью 30 минут Количество учебных часов – 144 часа в год.
Группа 2-го года обучения состоит из 10-12 человек в возрасте 10-12 лет. Занятия 3 раза в неделю по 2 часа продолжительностью 45 минут. Количество учебных часов – 216 в год.
Группа 3-го года обучения состоит из 8-10 человек в возрасте 12-14 лет. Занятия 3 раза в неделю и длятся 2 часа по 45 минут. Количество учебных часов – 216 в год.
Условия приема детей в детское объединение.
В группы принимаются обучающиеся образовательных учреждений от 7 до 14 лет, желающие заниматься народными танцами и имеющие письменное разрешение врача. Особого отбора для занятий не существует, занятия могут посещать все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и получившие разрешение родителей.
Этапы реализации программы.
В каждой группе первого, второго и третьего годов обучения свой план занятий, который определяет те знания, умения и навыки которые должны усвоить обучающиеся.
На первом году обучения особое внимание уделяется развитию чувства ритма, музыкально-ритмическим упражнениям, упражнениям на ориентировку в пространстве. Дети изучают понятия и термины классического танца, классический экзерсис у станка, танцевальные этюды.
На втором году обучения обучающиеся закрепляют знания полученные, на первом году обучения и получают новые. Обучающиеся изучают элементы народного танца у станка по степени их усложнения, изучают понятия и термины, применяемые в народном танце. На этом этапе вводится подготовка концертных номеров.
На третьем году обучения воспитанники совершенствуют знания, полученные за два предыдущих года, готовят новые концертные номера.
В основу программы положено обучение, основанное на раскрытии творческих способностей, задатков ребенка.
Формы занятий.
Основными формами работы в объединении является учебно-практическая деятельность (15% - теоретические, 85% - практические занятия).
В основе обучения лежит чередование занятий: индивидуальных, коллективных, групповых.
Используются следующие формы работы на занятиях:
- Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);
- Индивидуализированная (где учитываются учебные и индивидуальные возможности воспитанника);
- Групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»;
- Парная, которая может быть представлена постоянными и сменными парами;
- Коллективная – концертная деятельность (выступление коллектива с танцевальными номерами).
1.4. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К концу первого года обучения обучающиеся должны:
- знать термины классического танца, позиции рук и ног;
- уметь выполнять движения классического танца;
- уметь танцевать 2-3 танцевальных этюда;
- выполнять гимнастические упражнения под музыку различного характера, темпа;
К концу второго года обучения обучающиеся должны:
- знать правила постановки рук, группировки пальцев в народном танце;
- знать подготовительные движения рук, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию;
- освоить простейшие элементы народного танца у станка и танцевальные элементы на середине зала;
- справляться с несложными танцевальными комбинациями;
- приобрести навыки актерской выразительности: уметь изобразить в танцевальном шаге повадки зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном состоянии (веселый котенок, грустная птица и т.д.).
- уметь танцевать 2 народных танца различного характера.
К концу третьего года обучения обучающиеся должны:
- правильно двигаться в такт музыке, сохраняя красивую осанку;
- чувствовать характер музыки и в соответствии с этим уметь передать настроение;
- уметь самостоятельно подбирать музыкальное сопровождение к танцу;
- уметь исполнять движения на мелодию с затактовым настроением;
- уметь составлять и исполнять русский или другой несложный национальный танец;
- знать русский танец на следующих движениях: переменные ходы, припадания, притопы, “ключ” простой и дробный, дроби; уметь правильно исполнять присядочные движения и хлопушки.
На начальном, промежуточном и заключительном этапах работы по условиям программы проводится проверка знаний, умений и навыков обучающихся. Для этого в детском объединении используется мониторинговая система отслеживания результатов обучения.
Для первоначальной диагностики используются следующие формы:
- анкетирование;
- наблюдение;
- практическая работа.
Для промежуточной аттестации:
- тесты;
- индивидуальные задания;
- занятие-путешествие.
Для итоговой аттестации:
-открытое занятие;
- выступление с танцевальными номерами;
-отчетные концерты.
Мониторинг образовательного процесса в детском объединении.
1-ый год обучения:
Время проведения контроля | Знаний | Умений | Навыков |
1 четверть сентябрь | Диагностическая беседа для выявления специальных терминов. | Практическая работа с целью выявления способностей воспитанников. | Игровой конкурс «Танец в кругу» с целью выявления навыков воспитанников. |
2 четверть декабрь | Занятие-путешествие «Путешествие с дядюшкой АУ» | ||
3 четверть март | Устный опрос по теме «Понятие классического танца» | Индивидуальные упражнения по теме «Позиции ног и позиции рук» | Индивидуальные контрольные задания по теме «Танцевальные композиции» |
4 четверть | Тестирование по теме «Классический танец» | Зачет по разделу «Классический танец» | Выступление с танцевальными номерами |
2-й год обучения:
Время проведения контроля | Знаний | Умений | Навыков |
1 четверть сентябрь | Устный опрос по разделу «Основы народного танца» | Практическая работа по разделу «Основы народного танца» | Индивидуальные контрольные задания по разделу «Основы народного танца» |
2 четверть декабрь | Отчетный концерт для родителей «Наши достижения» | ||
3 четверть март | Тестирование по теме «Значение народного танца в развитии танцевальной культуры» | Индивидуальные контрольные задания по разделу «Основы народного танца» | Конкурс танцевальных композиций по разделу «Основы народного танца» |
4 четверть май | Зачет по разделу «Основы народного танца» | Выступление с танцевальными номерами |
3-й год обучения:
Время проведения контроля | Знаний | Умений | Навыков |
1 четверть сентябрь | Диагностическая беседа по разделам «Народно –сценический танец», «Народный танец» | Самостоятельная работа по разделу «Народный танец» | Конкурс «Турнир танцоров» по пройденному материалу за 2-а года обучения |
2 четверть декабрь | Тестирование по разделу «Народно-сценический танец» | Индивидуальные контрольные задания по разделу «Народный танец» | Индивидуальные задания по теме «Пляски различных областей России» |
3 четверть март | Выступление с концертными номерами на различных мероприятиях и концертах. | ||
4 четверть май | Творческий отчет танцевального коллектива |
2. Учебно-тематический план 1-го года обучения.
№ | Раздел Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Вводное занятие: | 2 | |||
1. | Ритмика | 32 | ||
1.1.Музыкально-ритмические упражнения. | 3 | 1 | 2 | |
1.2. Фигурная маршировка. | 5 | 1 | 4 | |
1.3. Движения на ориентировку в пространстве. | 4 | 1 | 3 | |
1.4. Танцевальные композиции | 10 | 2 | 8 | |
1.5. Музыкально-танцевальные игры. | 10 | - | 10 | |
2. | Музыкальная азбука | 6 | ||
3.1. Значение музыки в танце. | 2 | 1 | 1 | |
3.2. Музыкальный размер. | 4 | 1 | 3 | |
3. | Классический танец. | 28 | ||
4.1. Понятие классический танец. | 4 | 4 | - | |
4.2. Постановка корпуса. | 2 | 1 | 1 | |
4.3. Позиции ног и рук. | 6 | 2 | 4 | |
4.4.Поклон. | 2 | - | 2 | |
4.5.plie | 2 | - | 2 | |
4. 6 battement tendu | 2 | - | 2 | |
4. 7 releve | 2 | - | 2 | |
4. 8 pas chasse | 2 | - | 2 | |
4. 9 прыжки (соте, эшапе, глиссад) | 6 | 2 | 4 | |
4. | Детские массовые танцы. | 74 | ||
5.1. Танец с мячами. | 30 | 2 | 28 | |
5.2.Танец «Матрешки». | 44 | 2 | 42 | |
Итоговое занятие. | 2 | |||
Итого: | 144 | 20 | 120 |
2.Учебно-тематический план 2-го года обучения.
№ | Раздел Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 2 | |||
1. | Ритмика | 10 | ||
1.1. Движения на ориентировку в пространстве. | 4 | - | 4 | |
1.2. Упражнения для коррекции осанки. | 6 | - | 6 | |
2. | Классический танец. | 30 | ||
2.1. Повторение пройденного материала за 1-ый год обучения. | 10 | 4 | 6 | |
2.2. Классический экзерсис у станка | 20 | 2 | 18 | |
3. | Основы народного танца. | 60 | ||
3.1.Значение народного танца в развитии танцевальной культуры. | 4 | 4 | - | |
3.2.Упражнение «гармошка». | 6 | 2 | 4 | |
3.3. Каблучные упражнения. | 12 | 2 | 10 | |
3.4. Характерные особенности русского танца. | 2 | 2 | - | |
3.5. Упражнения с ненапряженной стопой (флик-фляк). | 6 | - | 6 | |
3.6.Подготовка к «веревочке» | 4 | - | 4 | |
3.7. «Веревочка» в сочетании с пристукиванием. | 6 | - | 6 | |
3.8.Дробные выстукивания. | 10 | 2 | 8 | |
3.9.Дробные ходы. | 10 | 10 | ||
4. | Концертная деятельность. | 112 | ||
4.1.Русский народный перепляс. | 60 | 2 | 58 | |
4.2.Русский хоровод. | 52 | 2 | 50 | |
Итоговое занятие. | 2 | |||
Итого: | 216 часов |
2.Учебно-тематический план 3-го года обучения.
№ | Раздел Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Вводное занятие. | 2 | |||
1. | Классический танец. | 10 | ||
1.1. Классический экзерсис. | 10 | - | 10 | |
2. | Народный танец. | 64 | ||
2.1. Повторение изученного материала. | 10 | 2 | 8 | |
2.2.Бег по диагонали. | 4 | - | 4 | |
2.3. «Моталочка» | 6 | - | 6 | |
2.4. «Переборы» | 4 | - | 4 | |
2.5. «Присядка» | 8 | - | 8 | |
2.6. Вращения по диагонали | 4 | - | 4 | |
2.7. «Веревочка» в сочетании с пристукиванием. | 8 | - | 8 | |
2.8. «Веревочка с переборами» | 6 | - | 6 | |
2.9.Дробь в «три листика» (женская) | 4 | - | 4 | |
2.10.Дробь «хромого» (мужская) | 4 | - | 4 | |
2.11. Комбинированные вращения с «моталочкой». | 6 | - | 6 | |
3. | Народно-сценический танец. | 20 | ||
3.1.Понятие народно-сценический и народно-характерный танец. | 4 | 4 | ||
3.2.Пляски различных областей России. | 10 | 6 | 4 | |
3.3. Разнообразие кадрилей в различных местностях и областях России. | 6 | 4 | 2 | |
4. | Концертная деятельность. | 118 | ||
4.1. Пляска «Тимоня». | 30 | 2 | 28 | |
4.2. Групповая пляска. | 38 | - | 38 | |
4.3. Московская кадриль | 50 | 2 | 48 | |
Итоговое занятие. | 2 | |||
Итого: | 216 |
3. Содержание программы 1-го года обучения.
Вводное занятие(2)
Введение в образовательную программу.
Теория. Знакомство с обучающимися детского объединения.. Проведение инструктажа по охране труда. Правила поведения во время занятий и на перерыве.
Практика. Игра «Давай дружить».
1.Ритмика (32)
Теория. Понятие музыкально-ритмических упражнений. Понятия и виды фигурной маршировки. Понятия ориентировки в пространстве. Понятие танцевальной композиции, последовательность составления композиций. Понятие музыкально-танцевальных игр, что они развивают.
Практика. Выполнение музыкально-ритмических упражнений. Выполнение фигурной маршировки. Выполнение движений на координацию. Составление танцевальных композиций. Музыкально-танцевальные игры.
2.Музыкальная азбука (6)
Теория. Значение музыки в танце. Музыка эмоциональная, программная, ритмическая основа танца. Понятие музыкального размера. Музыкальный размер: 2/4, ѕ, 4/4.
Практика. Прослушивание музыкальных произведений, определение характера этой музыки. Определение музыкального размера.
3.Классический танец (28)
Теория. Понятие «классический танец», терминология классического танца. Понятие «осанка». Какие бывают позиции ног. Какие бывают позиции рук. . Искусство танцевального поклона: поклон как приветствие, «здравствуйте», «до свидание». Понятие основных упражнений классического экзерсиса: плие, батман тандю, релеве, соте, эшапе, глиссад.
Практика. Постановка корпуса. Разучивание позиций ног и позиций рук. Разучивание поклона. Изучение основных упражнений классического танца: плие, батман тандю, релеве, соте, эшапе, глиссад.
4.Детские массовые танцы (74)
Теория. Подбор музыкального сопровождения к танцу. Определение характера танца. Подбор музыки к танцу. Определение характера танца. Сюжет танца.
Практика. Развод танца. Отработка танца под счет и под музыку. Отработка перемещения в танце. Эмоциональное исполнение танцевального номера.
Итоговое занятие (2)
Теория Подведение итогов работы детского объединения. Поощрение лучших воспитанников.
Практика. Выступление с отчетным концертом.
3. Содержание программы 2-го года обучения.
Вводное занятие (2)
Теория. Планы и содержание работы на новый учебный год. Расписание занятий, правила техники безопасности и поведения во время занятий.
Практика. Танцы - импровизация на тему «Летние каникулы».
1.Ритмика (10)
Практика. Выполнение музыкально-ритмических упражнений. Выполнение движений на ориентировку в пространстве Выполнение комплекса упражнений для
коррекции осанки.
2.Классический танец (30)
Теория. Повторение терминологии классического танца. Понятие танцевальных положений. (croise, efface, epaulement). . Понятие – plie. Понятие Battement tendu
Понятие pas glisse. Понятие pas chasse. Понятие releve. Понятие прыжков.
Практика. Выполнение классического экзерсиса у станка.
3.Основы народного танца.(60)
Теория. Знакомство с характерными особенностями народных танцев. Беседы об истории, быте и национальной культуре народа. Характерные черты исполнения русской народной пляски.
Практика. Изучение и отработка народных движений: «гармощка», каблучные упражнения, «Флик-фляк», «веревочка», дробные выстукивания, дробные ходы.
4.Концертная деятельность. (112)
Теория. Характер и особенности народной пляски. Подбор музыкального сопровождения танца. Характер и особенности исполнения хоровода. Подбор музыкального сопровождения.
Практика. Разучивание и отработка танца. Развод рисунка танца. Отработка под счет и под музыку. Отработка выхода в танце и его концовки.
Итоговое занятие(2)
Теория. Подведение итогов работы детского объединения за учебный год.
Поощрение и награждение обучающихся.
Практика. Выступление с отчетным концертом.
3. Содержание программы 3-го года обучения.
Вводное занятие. (2)
Теория. Планы и содержание работы на новый учебный год. Расписание занятий на учебный год, подбор репертуара.
Практика. Импровизированные этюды.
1.Классический танец. (10)_
Практика. Выполнение классического экзерсиса у станка и на середине зала.
2.Народный танец. (84)
Теория. Понятие народно-сценический и народно-характерный танец. Пляски различных областей России. Разнообразие кадрилей в различных местнростях и областях России.
Практика. Повторение изученного материала. Изучение движений: бег по диагонали, «моталочка», «переборы», «присядка», вращения по диагонали, «веревочка» в сочетании с пристукиванием, «веревочка с переборами», дробь женская, дробь мужская, комбинированные вращения с «моталочкой».
3.Концертная деятельность. (118)
Теория. Особенности характера групповой пляски, пляски «Тимоня», Московской кадрили.
Практика. Разучивание и отработка танцев. Развод и отработка рисунка в танце. Отработка под счет и музыку танцевальных номеров. Работа над выразительным исполнением танца.
Итоговое занятие. (2)
Теория. Подведение итогов работы детского объединения за учебный курс. Награждение и поощрение всех обучающихся детского объединения.
Практика. Отчетный концерт танцевального коллектива.
4. Методическое обеспечение программы.
В образовательном процессе применяются такие педагогические технологии:
Для первого года обучения:
1) Игровая технология – которая объединяет достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
2) Технология дифференцируемого обучения – которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выполнения задатков, развития интересов и способностей воспитанников. Механизмом реализации являются методы индивидуального обучения.
3)Технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.
4)Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.
5)Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.
Для второго и третьего годов обучения:
1)Технология проблемного обучения – которая ставит своей целью развитие познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся. Механизмом реализации является поисковые методы, приема поставки познавательных задач, поставив перед обучающимися задачу, которую они выполняют используя имеющиеся у них знания и умения.
2)Технологии сотрудничества реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
3)Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной целью является не только приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношении между людьми, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и способности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
4)Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.
Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный образовательный процесс детского объединения и является формой организации творчества детей, где каждый ребенок не только обеспечивается полной свободой творческой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе средств выражения, планировании деятельности.
В детском объединении «Народный танец» используются следующие методы организации образовательного процесса:
1. По источнику передач и восприятию информации:
- словесные (беседы, дискуссии)
- наглядные (иллюстрации)
- практические (упражнения, практические занятия)
2. По способам организации деятельности:
- информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием различных источников знаний; книг, журналов.
- репродуктивный (объяснение материала с показом иллюстраций).
3. По управлению учебно-познавательной деятельностью:
- методы формирования познавательных интересов
- методы формирования чувства долга.
4. Методы, развивающие творческие способности обучающихся:
- проектная деятельность (творческий проект);
- научно-исследовательская деятельность (научный комментарий, собственные выводы);
- поисковая деятельность (сбор собственного материала, его анализ и обобщение).
Условия, которые необходимы для позитивных мотивов у обучающихся:
- Положительный климат в группе.
- Осознание ближайших и конечных целей.
- Осознание теоретической и практической значимости в условии знаний.
- Наличие любознательности и трудолюбия.
Условия реализации программы.
Обеспечение учебным помещением. Для того, чтобы обучающиеся усвоили необходимые знания и умения, немалую роль играет правильно оформленный кабинет, где проводятся занятия. Для осуществления учебного процесса в кабинете имеются инструкции по охране труда, правила поведения на занятиях, инструкция по противопожарной безопасности. Кабинет соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения и вентиляции помещения.
Инструменты и приспособления.
- хореографический станок;
- зеркальные стены;
- аудиомагнитофон.
Технические средства обеспечения.
- коврики;
- аудиокассеты;
- диски.
Кадровое обеспечение программы. Занятия проводит педагог дополнительного образования Аносова Наталья Сергеевна педагогический стаж - с 1998 года, квалификационная категория – первая.
Организационно-педагогическое обеспечение программы:
- педагог обеспечен оптимальной педагогической нагрузкой;
- деятельность педагога курирует методист, отвечающий за качество программно-методического обеспечения образовательного процесса;
- имеется возможность для повышения профессионального уровня внутри МОУ ДОД «Центра детского творчества» (Школа педмастерства, методобъединения педагогов) и через курсовую подготовку в КИНПО (ПК и ПП) СОО.
Каталог учебно-методических пособий:
Программа детского объединения включает в себя следующие разделы:
- Ритмика;
- Партерная гимнастика;
- Музыкальная азбука;
-Классический танец;
-Детские массовые танцы;
- Основы бального танца;
- Танцы народов мира;
- Народный танец;
- Русский танец;
- Игровые импровизации.
Для этих разделов имеется:
- диск в котором подобранны музыкальные произведения с четким ритмом и различным характером и темпом;
- учебное пособие «Танцы. Начальный курс», где подробно расписаны упражнения для разогрева мышц;
- схемы длительностей нот, музыкальных размеров;
- подбор музыкальных произведений с разным музыкальным размером;
- учебное пособие «Классический танец» с четким описанием позиций ног и рук, основных движений классического танца;
- видеозаписи выступлений различных танцевальных коллективов;
- учебные пособия с подробным описанием движений бальных танцев;
- современное учебное пособие по народному танцу, где подробно описаны особенности народного танца, положение рук и ног в народном танце, описание основных движений народного танца;
- схемы комбинаций движений по народному и бальному танцу;
- методические разработки мероприятий:
- занятие путешествие «Путешествие в страну гномов»;
- урок мужества «Память о Великой Отечественной войне»;
- беседа «Мы за здоровый образ жизни»;
- конкурс «Турнир танцоров».
Виды и методы контроля образовательной деятельности.
Отслеживание результатов в детском объединении направленно на получение информации о знаниях, умениях и навыков воспитанников.
Вводный – направленный для выявления требуемых на начало обучения знаний, который дает информацию об уровне подготовки обучающихся.
Для этого вида используются следующие методы:
- диагностическая беседа;
- опрос;
- наблюдение;
- игры (деловые, подвижные, музыкальные).
Текущий – осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения пройденного материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся.
Для этого используются следующие методы:
- тестирование;
- практическая работа;
- индивидуальная работа (творческий проект);
- письменный опрос;
- игровые конкурсы;
- самоконтроль (самостоятельное нахождение ошибок, анализ и устранение обнаруженных пробелов).
Итоговый – проводимый в конце учебного года или полугодия. Здесь целесообразно принимать участие в конкурсах, смотрах, концертах.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:
- индивидуальный характер, требующий отслеживание результатов за работой каждого обучающегося;
- разнообразие форм проведения, повышение интереса к его проведению;
- всесторонность, т.е. должна обеспечиваться проверка как практических, так и теоретических и интеллектуальных умений и навыков воспитанников.
№ | Вид контроля | Средства | Цель | Действия |
1. | Вводный | Диагностическая беседа, опрос, наблюдения | Выявление требуемых на начало обучения знаний | 1.Возврат к повторению базовых знаний. 2.продолжение процесса обучения в соответствии с планом. |
2. | Текущий | Тестирование, практические работы, наблюдение, игровые конкурсы. | Контроль за ходом обучения. | Коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков. |
3. | Итоговый | Зачеты, Контрольные тесты | Оценка знаний обучающихся за весь курс обучения. Выявление уровня знаний, умений и навыков. | Оценка уровня подготовки. |
Партнёры по осуществлению образовательного процесса.
№ п/п | Наименование партнёра | Суть и содержание партнёрских отношений |
1. | Районный РД, детская школа искусств. | Помощь в организации выступлений танцевального коллектива , предоставление концертных костюмов. |
2. | Учителя образовательных учреждений города: «Средняя общеобразовательная школа №1» , «Средняя общеобразовательная школа №2, «Профессиональное училище №8»,Специальная (к)школа-интернат.
| Помощь в комплектовании учебных групп и отслеживание посещаемости воспитанников в Детском объединении. |
5. Список литературы для педагога.
1. Н.К. Беснятова «Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации», Айрис-пресс, 2003г.
2. А.Н. Беликова «Бальные танцы» М. Сов. Россия, 1978г.
3. О.В. Ерохина «Школа танцев для детей» Ростов п/д Феникс, 2003г.
4. Васильева-Рождественская. Историко-бытовой танец, М. «Искусство», 1987г.
5. Д.А. Ермакова «От фокстрота до квикстепа». М.: ООО «Издательство АСТ», Донецк: «Сталкер», 2004г.
6. Люси Смит «Танцы. Начальный курс», М.: Артель АСТ-2001г.
7. Танцы народов России. Сборник народных танцев. М.: Сов. Россия, 1970г.
Список литературы и пособий для обучающихся и их родителей.
1. А.В. Вербицкая «Основы сценического движения», М.: 1973г.
2. Е.А. Гринберг «Растем красивыми» Новосибирск, 1992г.
3. История костюма. М.: Искусство, 1996г.
Содержание.
1.Пояснительная записка.
2. Учебно-тематический план.
3.Содержание программы.
4. Методическое обеспечение программы.
5.Список литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Танец"
Образовательная программа расчитана на детей в возрасте 7-14 лет....
Образовательная программа "РИТМИКА И ТАНЕЦ"
Общеобразовательная рограмма для отделений хореографического искусства со сроком обучения 2 года...
Образовательная программа "Ритмика и танец"
Дополнительная образовательная программа...
Адаптированная образовательная программа "Ритмика и танец"
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие артистических, исполнительских способностей детей; формирование чувства коллективизма, взаимопомощи. Программа сост...
Раздел образовательной программы Народный танец
Народный танец - один из основных предметов образовательной программы «Дорога к прекрасному», являющийся составной частью художественно-эстетического образования и воспитания....
Дополнительная образовательная программа "Русский народный танец" объединения "Хореография"
Программа рекомендована детям 7-12 лет. Направленность художественно - эстетическая.Уровень образования основное общее. Срок реализации 3 года....
Методическая разработка занятия с использованием дистанционных образовательных технологий: «ТАНЕЦ РОК-Н-РОЛЛ. БАЗОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ»
В данной методической разработке представлены этапы работы по созданию интернет-занятия для организации обучения в студии спортивного танца, которое может применяться педагогом при проведении занятий,...