Выступление на педагогическом совете «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»
материал по физкультуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_ped_soveta_25_03_2020.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ — родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ — родительский дом.
Сегодня образование – это одна из форм социализации, это средство «встроить» растущего человека в общее для всех жизненное пространство.
Воспитание – часть социализирующего образования. Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному.
С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи.
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. От того, насколько компетентен родитель в вопросах воспитания, во многом зависит судьба ребенка.
Антон Семенович Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Сегодняшняя действительность ставит учителя перед необходимостью пересмотра привычных установок. Учителя и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
Успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько грамотно выстроено партнерство семьи и школы, насколько родители выступают союзниками школы и их требования со школой едины и согласованы.
Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.
Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима.
Задачи семейного воспитания:
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:
• гармоническое развитие ребенка;
• забота о здоровье детей;
• помощь в учении;
• трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
• помощь в социализации личности и ее самореализации;
• формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
• забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
• развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
• подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
• половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей оставляет желать лучшего.
Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?
Первейшее условие – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы иметь возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия. Вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.
Основанием для выявления принципов взаимодействия школы и семьи является забота о счастье ребенка. Оговорим: не об отметках по учебным предметам, не о послушании и поведении, не о соответствии нормам социальной жизни или нормам родительской жизни. Счастье человека есть то, ради чего ребенку следует ходить в школу и овладеть богатыми достижениями культуры.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками);
- поддержка физического здоровья учащихся;
- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей;
- поддержка одаренных детей;
- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Цели и задачи:
- Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;
- Изучение воспитательных возможностей семьи;
- Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;
- Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;
- Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей;
- Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования
- Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного.
- Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Какие же факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?
- Активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика;
- Понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка);
- Установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;
- Создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе;
- Информация об успехах детей;
- Заинтересованность учителей в успехах детей;
Позитивный климат в школе и усилия всей школы (а не отдельных учителей) развивать работу с родителями.
От успешного развития взаимодействия выигрывают обе стороны. Положительным результатом сотрудничества для учителей является:
- повышение уважения со стороны родителей и общества в целом;
- улучшение межличностных отношений с родителями;
- повышение авторитета в глазах детей, родителей;
- повышение удовлетворенности своей работой.
Для родителей положительным результатом является:
- повышение самооценки и самоодобрения;
- лучшее знание школьных программ;
- уверенность в том, что при обучении (воспитании) учитывается мнение родителей и их пожелания;
- ощущение своей значимости в ОУ;
- повышение их родительской компетентности;
- улучшение общения с ребенком вообще и в ОУ в частности.
Для детей выигрыш очевиден, он проявляется:
- в лучшей посещаемости школы;
- улучшении знаний, развитии умений;
- социальном становлении.
Наиболее важные факторы успешности обучения и воспитания ребенка, на которые оказывают влияние родители, это:
- посещение ребенком ОУ;
- выполнение домашних заданий, дополнительное образование дома;
- количество и качество просматриваемых телевизионных программ.
Работа с родителями эффективна и приносит удовлетворение, так как педагог встает на позицию «взрослый-взрослый» и создаст атмосферу равноправного сотрудничества.
Стратегия успешного взаимодействия с семьей, определенная педагогами ОУ состоит из следующих положений:
— Мы должны помнить, что все семьи имеют сильные стороны.
— Мы должны воспринимать ошибки и недостатки семьи не как ошибки семьи, а как ошибки социальной системы в создании возможностей обучения и развитии компетентности семьи.
— Мы должны развивать работу с семьями на основе всего положительного, что у них есть, а не преодолевать их недостатки.
Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса...
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса
Современная модернизированная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые помогут обучаемому достойно жить в обновленном обществе. Семья и школа...
Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.
Статья о совершенствовании форм и методов работы с родителями учащихся школ для детей с ментальными нарушениями....
Выступление на педагогическом совете по работе над проектом «Балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся как средство повышения качества образования по математике в условиях реализации ФГОС»
Текст выступления на педагогическом совете....
Сообщение на педагогическом совете «Совершенствование работы педагогап в условиях модернизации системы образования. «Учиться самому, чтобы учить других». Первые шаги дистанционного обучения» на тему: «Выполнение практических работ в период дистанционного
Современный этап развития образования подошел вплотную к такому уровню когда дистанционное образование востребовано. У дистанционного образования есть плюсы и минусы....
Педагогический совет «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса».
laquo;Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса». ...