Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса
материал (10 класс) по теме
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_berezinoy_gb.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса
Концепция модернизации Российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания, так как успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Школа по-прежнему остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и педагогов. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью.
Согласно энциклопедиям и словарям «модернизация» - это «изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям» .
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
В последние годы отмечается широкое внедрение различного рода инноваций не только в учебно-воспитательный процесс, но и в процесс управления школой. Внедрение инноваций в сферу управления, по мнению многих исследователей, предполагает не радикальные изменения, а обновление и совершенствование некоторых форм и методов управления.
Назначение инноваций заключается в создании условий для целостного развития образовательного учреждения как сложной педагогической системы. Под инновациями в управлении понимаются творчески привнесенные изменения в цели, методы и средства управленческой деятельности, обеспечивающие положительную результативную деятельность образовательного учреждения. Одним из направлений инновационной деятельности педагогического коллектива является разработка новых форм работы с родителями.
Переход к государственно-общественному управлению в системе образования также предполагает изменение характера взаимоотношений между школой и родителями.
Одной из управленческих задач нашего образовательного учреждения является формирование определенного типа взаимоотношений между школой и родителями. В Центре образования складывались различные типы взаимоотношений между школой и семьями:
• степень совпадения целей педагогов и родителей
• степень зависимости школы и семьи друг от друга
• уровень подготовленности родителей к самостоятельному решению проблем
• уровень информированности родителей по вопросам образования
• соотношение прав и обязанностей педагогов и родителей
• содержание договорных отношений между школой и родителями
• полномочия родительских организаций и собрания родителей.
10 февраля на родительских собраниях в 7-11 классах было проведено исследование, целью которого было оперативное получение объективной и достоверной информации о качестве результата образовательного процесса. Анкетирование охватывает практически все направления деятельности школы. При проведении этой работы, были поставлены следующие задачи:
- выявить запросы и интересы родителей;
- получить оценку педагогической системы ЦО;
- ввести родителей в образовательное пространство ЦО как открытой системы.
Выполнение этих задач позволит определить политику всего педагогического коллектива в области качества, включая обязательства перед учащимися и их родителями, а также перспективы развитии управления качеством образования ЦО, сделать его наиболее эффективным, с привлечением к сотрудничеству родителей и родительскую общественность.
Вопросы анкеты раскрывают для родителей понятие образовательный процесс, как процесс обучения, получения знаний; процесс воспитания, формирования позитивных нравственных ценностей, навыков поведения, умения строить отношения в коллективе.
В общих вопросах нет резких расхождений в процентном содержании. Что говорит о стабильности, надежности образовательного процесса в образовательном учреждении.
В ходе исследования, родителям школьников было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся возникновения проблемных ситуаций (опрошено152 родителя). Представим некоторые из них.
Таблица 1. Основные причины возникновения конфликтов между родителями учащихся и учителями.
Причины возникновения конфликтов | % |
У меня не возникают конфликтов с учителями | 86,6 |
Из-за некорректного поведения учителя по отношению к моему ребенку | 2,1 |
Из-за низкой успеваемости ребенка или плохих оценок | 4,9 |
Из-за низкого профессионального уровня учителя ( плохое изложение материала, небрежное отношение к преподаванию) | 4,3 |
Из-за плохого поведения ребенка | 2,2 |
Другие причины | 0,6 |
Как видно из представленных данных большинство родителей (86,6%) фиксируют отсутствие конфликта с педагогами школы.
Параллельно с вопросом о возникновении конфликтов с учителями родителям предлагалось также ответить на вопрос о том, возникают ли у них какие-либо претензии к образовательному учреждению. ( табл.2)
Таблица 2. Претензии родителей к образовательному учреждению.
Претензии | % |
У меня не возникает никаких претензий к школе | 82,3 |
Из-за некорректного поведения учителя по отношению к моему ребенку | 2,1 |
Из-за низкой успеваемости моего ребенка или плохих оценок | 3,2 |
Из-за конфликтов моего ребенка с учителями | 2,3 |
Из-за плохого поведения ребенка | 1,2 |
Другие претензии | 2,3 |
Представленные данные свидетельствуют, что 82,3% родителей не имеют никаких претензий к образовательному учреждению.
В ходе опроса родителям учащихся было предложено ответить на вопрос о том, в каких органах соуправления они принимают участи (табл.3)
Таблица № 3 Участие родителей учащихся в органах соуправлении школой.
Формы участия в соуправлении | % |
Принимаю участие в классных родительских собраниях | 65,5 |
Участвую в совместных конференциях родителей, учеников, учителей. | 12,2 |
Принимаю участие в конференциях общественности округа | 3,7 |
Я не принимаю участия в управлении школой | 27,2 |
Приведенные данные показывают, фактически все участие родителей в органах соуправления сводится к посещению классных родительских собраний (65,5%). Следует также отметить, что весьма велика (27,2%) доля тех родителей, кто вообще не принимает участие в процессах соуправления, в том числе не посещает и родительские собрания.
Родители большинства классных коллективов отметили свою слабую активность и участие в осуществлении задач образовательного процесса, мало активны родители при проведении дней здоровья, спортивных мероприятий, мало участвуют в благоустройстве школьного двора.
Родителям наших учеников был задан очень важный вопрос как для администрации школы, так и для всего педагогического коллектива: Имеет ли возможность наша школа обеспечить повышенный уровень образования учащихся?
Практически все респонденты (92%) отмечают современность и содержательное (предметное) наполнение образовательных (учебных) Программ, их соответствие требованиям образовательного процесса в школе, которое позволит в дальнейшем учащимся продолжить образование.
Большой процент родителей (89%) отмечают важность добрых, доверительных отношений с педагогическим коллективом.
Единство педагогического, родительского и ученического коллективов в достижении конечного результата воспитания возможно при соблюдении основополагающих принципов взаимодействия «ученик – учитель», «ученик – родитель», «учитель – родитель»: принципов гуманистической педагогики.
Представленные данные говорят о том, что образовательная система характеризуется родителями, как школа, обеспечивающая повышенный уровень образования их детей, а также позволит обеспечить подготовку
обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору идеалов.
На наш взгляд, в образовательном учреждении складывается система взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом:
1. Формирование системы вовлечения родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через педагогические лектории, индивидуальные консультации с психолого-педагогической службой и учителями-предметниками, тематические родительские собрания, дни «открытых дверей», общешкольные собрания, конференции, открытые уроки, предметные недели.
2. Участие родителей и общественности в управлении школой через Управляющий Совет школы, классный родительский комитет.
Выбор стратегии работы с родителями - это управленческая задача образовательного учреждения. Администрация и педагогический коллектив Центра образования понимает, что родители смогут стать полноправными партнерами школы, если будут в достаточной мере информированы по вопросам образования, понимать цели модернизации образования, знать права образовательного учреждения и механизмы ресурсного обеспечения. Создание Управляющего совета школы и обеспечение родителей необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования позволит родителям почувствовать, что они являются полноправными субъектами образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса
Современная модернизированная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые помогут обучаемому достойно жить в обновленном обществе. Семья и школа...
Роль учебной исследовательской деятельности учащихся в условиях модернизации образовательного процесса
Выступление на педагогическом Совете...
«Использование информационных технологий на уроках математики в условиях модернизации образовательного процесса».
Мир информационных и коммуникативных технологий очень динамичен. Использование их позволяет в кратчайшие сроки решать широкий круг задач, недоступных ранее. В настоящее время происходит внедрение совр...
Совершенствование работы с родителями в условиях перехода на ФГОС
Материалы для пед.совета на тему "Совершенствование работы с родителями в условиях перехода на ФГОС"...
Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.
Статья о совершенствовании форм и методов работы с родителями учащихся школ для детей с ментальными нарушениями....
Выступление на педагогическом совете «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»
«Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»...
Педагогический совет «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса».
laquo;Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса». ...